Научная статья на тему 'Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции'

Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TEACHER'S PROFESSIONALISM / PEDAGOGICAL PROCESS / EDUCATIONAL PROGRAMS / INFORMATION TECHNOLOGIES / NATIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антонина Анатольевна

В статье раскрываются ведущие тенденции формирования профессионализма педагога в современных условиях: гуманизация содержания образования, технологизация образовательного процесса, информационно-коммуникационная направленность образования в целом. Акцентуируется личностно-ориентированная, духовно-нравственная парадигма воспитания современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Антонина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of teachers professionalism in the system continuous education: leading trends

This article describes the main trends in forming professionalism of a teacher in modern conditions: humanization of education contents, technological development of education in whole, informational and communication orientation of education. Focus is made upon personally oriented paradigm of education of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

А А .Петренко

В статье раскрываются ведущие тенденции формирования профессионализма педагога в современных условиях: гуманизация содержания образования, технологизация образовательного процесса, информационно нкоммуникационная направленность образования в целом. Акцентуируется личностно-ориентированная, духовно ннравственная парадигма воспитания современного педагога.

Ключевые слова: профессионализм педагога, педагогический процесс, образовательные программы , информационные технологии, отечественная педагогическая культура.

Повседневная образовательная практика убедительно доказывает, что успешность развития образовательной сферы в целом сегодня в существенной мере зависит от того , насколько современный педагог развит не только как профессионал, но и как личность.

Ориентация вузов, других образовательных учреждений на поиск подходов к формированию духовно ^нравственной личности педагога становится одной из важнейших задач современной системы образования. Особенности образовательной системы, ело -жившейся в конкретном вузе, обусловливают характерные для данного вуза варианты решения задач становления и развития личности педагога .Вместе с тем можно выделить и общие для всех вузов инвариантные тенденции в формировании профессионализма педагога , воспитании у него высоких духовно -нравственных личностных качеств . Выделе -ние таких тенденций необходимо для их анализа и последующей корректировки направленности образовательного процесса на достижение цели профессионального становления и личностного развития педагога в вузе, институте повышения квалификации, муниципальном методическом центре.

Анализ процесса формирования профессионализма педагога в системе непрерывного образования (вузовского, послевузовского) выявил следующие тенденции:

1. Обогащение вариативных образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры.

2. Расширение технологий организации образовательного процесса.

3. Использование информационных технологий в образовательном процессе.

Тенденция первая. Состоит в том, что наблюдается обогащение вариативных образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры. «Содержание базового педагогического образования является отражением измерений бытия человека в его деятельности в природе, обществе и культуре. Сущностная характеристика такого отражения - целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом психолого -педагогических, социогуманитар -ных, культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологию.

При этом педагогическое образование выступает подсистемой социума, «вписанной» в метасистему культуры, которая осваивается будущим педагогом в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерно-организованный процесс» [1].

Совершенно очевидно, что отечественный педагогический опыт, духовно-нравственные ценности русской культуры должны стать достоянием педагога-профессионала. В реально существующей системе образования в вузах педагогические, духовные, творческие ценности бытия человека, представленные в педагогической культуре России, находят свое место в учебных дисциплинах психоло-гонпедагогического цикла: педагогике, психологии; в курсах по философии, философии образования, культуроведению. Так, педагогические идеи КД.Ушинского,НИ.Пирого-ва, И А. Ильина и других, представленные в курсах педагогики, философии, акцентуируют современные аксиологические подходы в воспитании и развитии личности, раскрывают глубинные внутренние процессы духовного самосовершенствования и самовоспи-

тания. Убежденность отечественных педаго-гов-философов в том, что образованность не есть истинное знание, делает очевидным то, что воспитательная цель, направленная на единство процессов образования и воспитания есть единственно верный путь не только умственного приобщения педагогов к ценностям бытия, но и к личностному принятию в глубинном внутреннем мире как основополагающих установок и целей, направляющих личность в самоорганизации и самоуправлении собственной жизнедеятельности и проявляет себя в нравственной позиции в различных жизненных ситуациях.

В структурах системы непрерывного образования (вузах, институтах повышения квалификации педагогов, научно -методических центрах) процесс развития духовно-нравственной сферы личности педагога нпрофессио-нала представлен в зависимости от определяющих ценностных ориентаций педагогического коллектива в целом и профессиональной компетентности в данной области работающих педагогов. Так, в Рязанском государственном университете в целях формирования духовно -нравственного потенциала личности открыт теологический факультет, действует центр православной культуры для студентов; в Рязанском институте развития образования ведется курс по христианской антропологии, духовно ^нравственному воспитанию личности; а содержание учебных программ по специальностям обновляется в его гуманитарной составляющей; в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства уже почти на протяжении десятилетия существуют трехгодичные курсы подготовки педагогов к профессиональному преподаванию основ православной культуры, целью которых является приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры.

Анализ существующей практики в Рязанском регионе показывает, что в регионально -муниципальной системе образования имеются прекрасные разработки содержания образования, ориентированного на опыт национально -патриотического воспитания и возрождения духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Так, в содержании образования школ Рязанского региона включены региональный и муниципальный компоненты: курсы по краеведению в каж-

дой третьей школе, по истории и культуре Рязанского края в каждой школе, мировая художественная культура в 95 % школ области, этика и эстетика - в 30 % , психология - в 30 % , человековедение в каждой второй школе. Содержание педагогической деятельности в образовательных учреждениях Ско-пинского, Шиловского районов, г. Рязани определяется задачами духовно ннравствен-ного развития и обучения педагогов основам рефлексивной деятельности, прогнозирования и проектирования собственной научнометодической деятельности на основе антро -пологического и аксиологического подходов. С этой целью создаются Временные творческие коллективы по разработке проектов («Путь к храму», «Рязанские святыни» и другие), антропологические центры, методические службы, объединения и группы инициативных и творческих педагогов по овладению теоретическими основами отечественной педагогической культуры. Обогащение содержания образования в муниципальных образовательных учреждениях ведется за счет введения таких курсов и предметов, как знакомство с народными праздниками своего региона, освещающих особенности истории, культуры, природы, экономики и информационной культуры Рязанского края.

Все это говорит о том, что обогащение содержания образования в учебных планах, программах образовательных учреждений различного уровня, способствующих освоению ценностей отечественной педагогической культуры, интеграции антропологических , педагогических, философских знаний и представлений о личности педагога формируют у обучаемых мотивацию и создают базу самообразования и саморазвития.

Несомненно, такой подход в подготовке педагога эффективен, так как он имеет гуманную общекультурную направленность в содержании образования, фундаментом которого являются знания отечественной педагогической культуры, антропологии, формирующие осознанные представления о духовно-нравственных, социальных, профессиональных ценностях общества.

Вторая тенденция. Состоит в том, что расширяются технологии организации образовательного процесса. Профессионализм педагога определяется его способностью технологично проектировать образователь-

ный процесс относительно собственного саморазвития и развития обучающихся; техно -логично исследовать и диагностировать актуальные и малоразработанные проблемы в развитии образования, в том числе, с помощью компьютерных средств, прогнозировать ее развитие. Технологии этого типа предусматривают преобразование взаимодействия педагога и учащихся в личностно-равноправные, субъектно -деятельностные, индивидуализи -рованные отношения. Такое преобразование связано с тем, что педагог-ученый, педагог-практик не столько учит, сколько актуализирует, стимулирует обучаемого к общему и профессиональному развитию, создает условия для его развития, что требует включения во взаимодействие демократичных, гибких форм общения педагога и обучаемых.

Вариативность личностно -ориентирован -ных технологий образования в большинстве образовательных учреждений сегодня очевидна . Это «обеспечивается посредством следующей совокупности психолого нпедаго-гических условий: становление личностно-творческой концепции педагогической деятельности; развитие рефлексивной и субъективной позиции учителя; включение учителя в инновационную деятельность; ориентация на прогрессивный вариант личностно-твор -ческой самореализации; восхождение отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) в системе; от типовых технологий к личностно-реативным и другое» [2]. Исследовательская деятельность педагогов в образовательных учреждениях, совместная деятельность педагогов школ, вузов, института повышения квалификации, проблемные выездные заседания, специализированные семинары, творческие конкурсы, организационно-деятельностные и деловые игры, научные конференции являются для многих учреждений традиционными формами работы, которые способствуют самореализациии педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Так, используя широкий спектр образовательных технологий, ориентированных на учет личностных особенностей обучаемых , происходит самоутверждение педагога в своих профессионально-педагогических ориентирах , социальных, профессиональных, жизненных ценностях и идеалах, формируются предпосылки самовоспитания в инно-

вационной профессиональной педагогической деятельности.

Третья тенденция. Состоит в том, что использование информационных технологий в образовательном процессе существенным образом влияет на выбор методов, форм и технологий педагогической деятельности. Развитие профессиональных умений педагога в их информационно ^коммуникационной составляющей обусловлено реализуемой с 2001 г. Федеральной целевой программой информатизации образования, предполагающей овладение всеми работниками образования современными информационными технологиями. В последние годы в связи с интенсивным увеличением массива информации в науке и практике информационно-коммуникационная компетентность педагога становится необходимым условием становления его профессионализма .Умение и алгоритм работы с информацией, знания и навы -ки использования современной техники, информационные технологии обусловливают важность подготовки педагогов к использованию компьютера для накопления, систематизации, преобразования информации, необходимой для развития образования в муниципальных образовательных учреждениях, возможности выхода в Интернет, развития системы дистанционного обучения.

Умение работать с компьютером делает образовательное пространство проектирования чрезвычайно широкой. Сущность Интернет-общения заключается не только в переписке по электронной почте, но и в участии в конференциях, семинарах, «круглых столах» в режимах спр:ЕЕ-1пе. В настоящее время интерактивные формы делового общения развиваются достаточно активно: всероссийский августовский педсовет уже несколько лет проводится в режиме сп-1Пе. В России созданы и активно развиваются электронные образовательные порталы по гуманитарным, естественнонаучным, экономическим , юридическим специальностям; портал общего среднего образования; математики всех уровней образования; здоровья и образования и другие, функционируют и постоянно пополняются электронные библиотеки; создаются тематические страницы,посвященные актуальным проблемам развития образования на различных сайтах вузов, академий, кафедр. Использование сетевых информаци-

онных ресурсов, введение дистанционного обучения актуализирует процесс развития профессиональной информационно -коммуникационной компетентности педагога.

Основными принципами функционирования представленных тенденций развития профессионализма педагога выступают следующие :

- целостности содержания образования, которое предусматривает последовательное приобщение педагога к профессиональным ценностям в их единстве и целостности. Данный принцип может быть реализован только в том случае, если философско -культурологический и собственно педагогически -профессиональный уровни образования служат его основой в их органической взаимосвязи.

- принцип творчества определяет многообразие видов и форм научно нисследова-тельской деятельности. Реализация принципа творчества предполагает создание практикоориентированных моделей, проектов, умение деятельностно и технологично апробировать новые идеи в реальной педагогической практике, используя, в том числе, информационные технологии;

- принцип интеграции предполагает глубокое проникновение знаний отечественной педагогической культуры в содержание образования в реализации их ценностей в системе непрерывного образования. Это обеспечивается включением в содержание образования философских, научных и педагогических взглядов на проблемы миропонимания , места и предназначения человека в существующем мире, местном сообществе, а также знаний и умений технологично разбираться в этих проблемах, реализации модер -низационных процессов развития образования в соответствии с требованиями информатизации и компьютеризации данной сферы , не допуская потери своеобразия и само -бытности отечественных педагогических традиций.

Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что процесс формирования профессионализма педагога многомерен и может иметь соответствующую планируемую направленность в образовательном процессе лишь при условии обращения к отечественной педагогической культуре, личностно-ориентированным технологиям образования

и педагогическим ресурсам развивающихся секторов глобальной информационной сети. Для этого необходимы: организация целенаправленной подготовки педагога к профессиональному и духовно-нравственному самосовершенствованию воспитанию) на основе взаимосвязи идей современной и отечественной педагогической культуры; знакомство с лучшими образцами отечественной педагогической культуры, интеграция его с практическими возможностями реального использования их в современных условиях с учетом внутренней мотивации на осознанное их восприятие и применение продуктивно-диалогических методов обучения,при развитии идей интеграции педагогических, социо -культурных (отечественных и регионально-муниципальных), методологических знаний, формирующих личностную ответственность и рефлексивность знаний и умений в профес -сиональном саморазвитии; создание условий для поддержания преемственности в содержании образования в образовательном учреждении - высшем учебном заведении - инфор -мационно -методическом центре - институте повышения квалификации работников образования - информационно-методическом центре - муниципальном образовательном учреждении, где содержание обучения будет связано с предыдущим этапом его подготовки и конкретными проблемами профессиональной деятельности; усиление деятельностного подхода в профессиональном развитии личности педагога, который будет выражен в личностно -ориентированном характере взаимодействия с обучаемыми, продуктивном взаимодействии с наукой по развитию профессионализма педагога; в преобразовании взаимодействия педагога и ученика в личностно -равноправные, субъектно -цеятель -ностные, индивидуализированные отношения; формирование информационно-коммуникационной грамотности как необходимого и важного условия повышения эффективности развития образования, влияющей не только на процессуальную сторону организации учебно ^воспитательного процесса, но и в определенной степени определяющей содержание (актуальное, оперативное и адресное ), вид (мультимедийное, графическое, текстовое и др.) и результативность самого процесса обучения.

1. Сластенин В А . Технологический контекст профессионально -педагогической культуры: сб .науч .тр .М , 1997. С . 3-15.

2. Петренко А А. Управление развитием образования в образовательном учреждении инновационного типа.М,2006.

Поступила в редакцию 5112007 г.

Pettsnko A . A . D evetopm ent of teacher's professionalism in the system continuous education: lading tends. This article describes the m son tends in form ing professionalism of a teacher in m odem conditions: hum anizatbn of education contents, technological developm ent of education in whole, informational and communication orientation of educatibn. Focus is m ade upon personalty oriented paradigm of education of a modern teacher.

Key words: teacher's professionalism , pedagogical process, educational program s, inform atm technologies, national pedagogical culture.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Л В .Абдалина

Проблема профессионализма педагогических работников обозначила вопросы построения научно-обоснованной, практике-ориентированной модели его развития в условиях послевузовского образования, недостаточно разработанные в теоретико-прикладных исследованиях. В работе представлена модель развития профессионализма педагога в условиях повышения квалификации, отражающая методологические подходы, принципы процесса, структурно-содержательные, критериальные и уровне-вые характеристики профессионализма педагога, подлежащие совершенствованию. Выявлены психо-лого-акмеологические факторы, условия, источники, детерминирующие продуктивность этого процесса. В работе представлено психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионализма педагога в виде программно-целевого проекта, включающего спецкурс и тренинг, интегрирующих когнитивно-психологический и технолого-акмеологический этапы этого процесса.

Ключевые слова: профессионализм педагога, моделирование в акмеологии, психолого-акмеологическое сопровождение.

Развитие профессионализма педагога предстает как сложный диалектичный процесс качественных изменений его структурно-содержательных и функциональных характеристик, ведущих к новому уровню са-моосуществления педагога в профессиональной деятельности, приносящий как запланированные , так и непредвиденные результаты, детерминируемый психологическими факторами и условиями. Построение модели развития профессионализма педагога позволит, по ннашему мнению, более глубоко и всесто -ронне, с содержательной и динамической стороны проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный эталон модели , сравнение с которым дает возможность решать многочисленные профессиональные, производственные задачи педагога, в том числе выбор стратегии самореализации в профессиональной деятельности.

При изучении процесса повышения квалификации педагогов не всегда возможно проведение эксперимента с самим объектом,

что подчеркивает целесообразность экспериментирования не с самим процессом, а с его моделью, учитывая ее следующие особенности :

- выражает отношения между объектом, моделью объекта и моделирующим субъектом;

- модель характеризуется как системное образование, обладающее двоякой гносеологической характеристикой, где живой объект рассматривается как система моделей, каждая из которых отражает определенный срез объекта, а все вместе представляют его на целостном уровне;

- учитываются презентативные свойства модели;

- предполагается, что модель имитирует объект, т. е. приближает и упрощает его, удерживает характеристики, не искажает их природу;

- в процессе познания сама модель претерпевает изменения в направлении все более адекватного воспроизведения объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.