раздел 1
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
УДК 370.186
Милинис Ольга Артуровна
Член-корреспондент МАНПО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Milinis Olga Arturovna
^rresponding member of the International Teachers Training Academy of Science, Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy at the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
INTEGRATION OF PEDAGOGICAL APPROACHES AT DESIGNING OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF CREATIVE
self-realization of the person in system
OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION
Модернизация профессионально-педагогического образования и его методологических оснований обусловлена переходом от знаниево-просвети-тельской парадигмы к культуротворческой, от человека образованного к человеку культуры; от абстрактно понимаемого социального заказа к нуждам и запросам самой развивающейся личности, связана с дефицитом культуры в образовании и технократической его перегрузкой; с насыщением содержания знаниями при их недостаточной осмысленности и возможности более полной творческой самореализации личности в системе непрерывного педагогического образования.
Сущностной характеристикой культуры творческой самореализации будущих педагогов являются устойчивая система ценностных ориентаций, стратегии творческой самореализации, экстериоризация позитивного опыта жизнетворчества для целенаправленного и осознанного процесса осуществления необходимости и возможностей развития личностных качеств и профессиональной компетентности.
Вследствие этого, необходимым условием развития культуры творческой самореализации личности выступает содержательной анализ тех ее способностей, которые позволяют личности максимально полно мобилизовать и
интеграция педагогических подходов при проектировании...
реализовать себя в соответствующем виде культурно-творческой деятельности в системе непрерывного педагогического образования [6]. Это предполагает обновление научно-теоретической основы системы непрерывного педагогического образования, переход образовательных программ профессионального обучения на новый уровень требований, соотносимый с Государственными стандартами нового поколения и нормативно-законодательными основами отечественного образования.
Процесс интеграции при проектировании развития культуры творческой самореализации личности дает возможность выявить ряд закономерностей в системной организации нескольких подходов: каждый последующий подход не отменяет предыдущий, а сохраняет его закономерности и, вместе с тем, позволяет открыть новые перспективы для образовательной деятельности с переходом ее в процесс самообразования. Рассматривая ключевые позиции, условия данных подходов, целесообразно в каждом случае выявить наиболее общие стратегически значимые процедуры их реализации [1].
В нашем исследовании идея интеграции культурологического и аксиологического подходов базируется на развитии и самореализации нравственной культуры человека, формировании ценностных ориентаций, ценностной осмысленной модели жизни, ориентации на лучшие отечественные и зарубежные образцы педагогического творчества, творческой деятельности будущих педагогов, которая становится возможной при целенаправленном и глубоком изучении ценностей личности и осознании ими индивидуальных смыслов в процессе культуро-творческой деятельности [2].
В решении проблем развития культуры творческой самореализации личности обучающихся важен не только факт овладения ими культурно-педагогическим наследием, но и включение преподавателя как субъекта культуры в аксиологический процесс деятельности по созданию и внедрению педагогических инноваций. Интеграция культурологического и аксиологического подходов позволила включить в содержание образовательной деятельности решение культурно-нравственных проблем педагогического образования в поликультурном контексте, интегрировать ценностные ориентации будущих педагогов с общей и профессионально-педагогической культурой, активнее осваивать педагогические теории, ценности и инновационные технологии, обеспечивающие творческую самореализацию личности в системе непрерывного педагогического образования.
Смысловым наполнением интеграции культурологического и аксиологического подходов является обновление цели, содержания, форм, методов образовательной деятельности и приоритетное развитие у респондентов профессионально-педагогической и нравственной культуры, что способствовало повышению уровня культуры творческой самореализации личности.
Для инновационной педагогической системы развития культуры творческой самореализации будущих педагогов не менее значимой была интеграция компетентностного и задачного подходов. Каждый из них имеет свою концептуальную базу и технологическую составляющую, а также практику
применения в системе непрерывного педагогического образования. Формирование профессиональных компетенций было направлено на развитие у будущих педагогов стремления решать профессионально творческие задачи на высоком уровне профессионального мастерства.
Задачная составляющая педагогической деятельности рассматривалась нами через призму решения совокупности педагогических задач, отражающих аналитическую, рефлексивную, прогностическую, информационную, культуро-творческую парадигму педагогической деятельности. Обогащение содержания обязательных педагогических дисциплин осуществлялось в результате включения в образовательную деятельность решения системы педагогических задач, соответствующих логике, этапам последовательности педагогических действий, что способствовало формированию профессионально-творческих компетенций (аналитико-рефлексивные, ценностнопрогностические, деятельностно-творческие, информационно-культурные и коррекционно-регулирующие), которые позволили осуществлять перенос знаний и умений в конкретную профессионально-творческую ситуацию [5].
Аналитико-рефлексивные компетенции формировались и реализовывались будущими педагогами при решении педагогических задач, которые были связаны с анализом и рефлексией целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений в профессионально-творческой деятельности. При решении задач, связанных с построением целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых педагогических решений респонденты развивали и проявляли ценностно-прогностические профессиональные компетенции. для упражнения в реализации деятельностно-творческих компетенций в содержание образовательной деятельности будущих педагогов были включены задачи, направленные на осуществление оптимальных вариантов творческой педагогической деятельности и включения их в профессиональную импровизацию и поиск оригинальных решений. Информационно-культурные компетенции респонденты формировали и реализовывали при решении задач, связанных с использованием информационных технологий и культурой презентации образовательных продуктов учебно-исследовательской и творческой деятельности. для коррекции содержания, методов педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержке будущие педагоги включались в решение педагогических задач, способствующих усвоению, проверке и присвоению коррек-ционно-регулирующих компетенций.
Идея интеграции акмеологического и личностно ориентированного подходов обосновывается необходимостью развития и самореализации будущего педагога как личности, стремящейся к достижению высокого уровня развития профессионализма, что становится возможным при глубоком изучении личностных особенностей и предпочтений респондентов, дальней-
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ... шего учета этих особенностей в образовательной деятельности. Формирование профессиональных компетенций подразумевало развитие у будущих педагогов стремления к наивысшим профессиональным достижениям, которое стимулирует непрерывность процесса развития и самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
Ориентация образовательной деятельности на личностные качества и профессиональные компетенции будущих педагогов, определенные в инвариантной (идеальной) модели, позволила им успешно и творчески самореализовываться, проектировать свое саморазвитие в профессии до акме-уров-ня. Интеграция акмеологического и личностно ориентированного подходов позволила синтезировать личностные особенности респондентов и стремление их к достижению вершин квазипрофессиональной деятельности через реализацию личностных и профессиональных качеств в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация выступала сферой приложения культурных индивидуально-творческих возможностей личности, а педагогическое творчество раскрывалось как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности будущего педагога [3]. Объединение акмеологическо-го и личностно ориентированного подходов позволило фокусировать цель образовательной деятельности будущих педагогов на формирование педагогического мастерства как необходимого акмеологического компонента профессионально-творческой самореализации, предполагающей высокий уровень развития личностных качеств и профессиональных компетенций.
Цель образовательной деятельности корректировалась в ходе целенаправленного процесса формирования профессионально значимых убеждений будущих педагогов, усвоения и присвоения ими системы образцов и норм жизнетворчества, которые обеспечивали прогностическую социально-педагогическую направленность самовыражения в выбранной профессии на основе паритетности: «воздействуя на других, творить себя, проявляя культуру сотрудничества и сотворчества».
Расширение содержания образовательной деятельности осуществлялось посредством обогащения обязательных педагогических дисциплин для студентов 1-5 курсов КузГПА, факультетов педагогики и психологии, физикоматематического и технолого-экономического, исторического, физической культуры («Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «История педагогики и образования», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии и психоло-го-педагогический практикум», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Основы специальной педагогики») целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, нормах, ценностях, саморазвитии; курсов по выбору («Основы организации профессионально-педагогического взаимодействия», «Профессионально-педагогическая культура общения», «Организа-
ция профильного обучения»), заданий по учебно-педагогической практике с будущими педагогами с 3 по 5 курс обучения, творческих проектов по разным направлениям учебной и творческой деятельности, инновационных проектов с отечественными и зарубежными будущими педагогами в режиме on-line.
Реализация обогащенного содержания образовательной деятельности будущих педагогов способствовала разрешению противоречия между осуществлением творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении личностно значимых педагогических проблем на основе экстери-оризации позитивного опыта жизнетворчества и необходимостью формирования у них профессиональных компетенций, прогнозирования траектории самореализации в выбранной ими профессии [4].
В ходе педагогического эксперимента осуществлялось включение в образовательную деятельность будущих педагогов преимущественно таких форм и методов, которые стимулировали развитие культуры, творчества, лидерства, соревновательности, иннвационности и умение находить оригинальные решения педагогических задач. В связи с этим, одними из приоритетных являлись интерактивные формы обучения (групповые, парные, коллективные), при этом, выделяя индивидуальную форму обучения - са-мопрезентацию будущего педагога. Применение эвристических методов обучения было основано на эвристических правилах и приемах, предназначенных для организации эвристических способов решения проблемных творческих задач, направленных на развитие культуры творческой самореализации личности.
Реализованные методологические подходы и система принципов: вариативности, интеграции, персонификации, прогностичности, субъектности, межкультурности, обратной связи и непрерывного творческого саморазвития, позволили расширить представление о многоаспектных сущностных характеристиках развития культуры творческой самореализации личности, установить и сформулировать закономерности данного процесса: сочетание инновационных культурно-творческих средств, методов и организационных форм целенаправленной педагогической деятельности обеспечивает повышение уровня развития культуры творческой самореализации личности; развитие культуры творческой самореализации личности находится в прямой зависимости от реализации паритетности взаимоотношений: «воздействуя на других, творить себя, проявляя культуру сотрудничества и сотворчества»; педагогическая эффективность развития культуры творческой самореализации личности существенно возрастает при регулярной рефлексии достраивания компонентов самости в приобретаемых профессиональных компетенциях в контексте освоения культурно-творческой деятельности.
Таким образом, реализованная интеграция культурологического и аксиологического, компетентностного и задачного, акмеологического и личност-но ориентированного подходов, обладающих значительным потенциалом для активной включенности будущих педагогов в разные виды культурнотворческой деятельности, на основе паритетности, являлась одним из важ-
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ... ных педагогических условий, которая позволила осуществить проектирование и обогащение цели, содержания, методов и форм образовательной деятельности будущих педагогов для успешного развития культуры творческой самореализации личности в системе непрерывного педагогического образования.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.
2. Милинис, О. А. Исследование проблемы личностной самореализации в теориях отечественных и зарубежных ученых / О. А. Милинис // Педагогическое образование: вызовы 21 века: Материалы Международной научно-практической конференции в 2-х ч. - Часть 2. - М.: МАНПО, 2010. - С. 214-219.
3. Милинис, О. А. Непрерывное образование как составляющая профессиональной самореализации студентов / О. А. Милинис // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. - С. 247-252.
4. Милинис, О. А. Современные тенденции формирования гуманистической профессиональной направленности будущих педагогов / О. А. Милинис // Духовно-нравственное воспитание и профессионализм личности в современных условиях: Материалы VI Международной конференции // Спец. выпуск № 58. Часть 1: Институт инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины, Академия международного сотрудничества по креативной педагогике. - Киев: Винница, 2009. - С. 451-454.
5. Милинис, О. А. Методологические ориентиры исследования формирования профессиональной самореализации будущих педагогов / О. А. Милинис // Вестник Рязанского государственного педагогического университета. Научно-практический журнал. - 2010. - № 8 (16).- С. 64-72.
6. Сластенин, В. А. Педагогика и психология / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Академия, 2005. - 480 с.