Научная статья на тему 'Концептуальные положения субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности'

Концептуальные положения субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SUBJECT-FIELD DRIVEN APPROACH / CONCEPT OF THE SUBJECT-FIELD DRIVEN APPROACH / CREATIVE SELF-REALIZATION / CREATIVE SELF-REALIZATION CULTURE DEVELOPMENT / STUDENTS SEARCHING FOR TEACHING DEGREES / CREATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

В статье представлена авторская концепция субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, раскрывающая представление о механизмах, процедурах, средствах практического применения ее теоретических положений в креативной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ISSUES OF THE SUBJECT-FIELD DRIVEN APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SEARCHING FOR TEACHING DEGREES STUDENTS’ CREATIVE SELF-REALIZATION CULTURE IN THE PROCESS OF CREATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

In the article the author represents authors conception of the subject-field driven approach to the development of searching for teaching degrees students’ creative self-realization culture. The conception develops mechanisms, procedures, and ways of practical application of its theoretical issues in the creative educational activity.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности»

ТЕМА НОМЕРА: ФЕНОМЕН ДЕТСТВА

Концептуальные положения субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности

В статье представлена авторская концепция субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, раскрывающая представление о механизмах, процедурах, средствах практического применения ее теоретических положений в креативной образовательной деятельности.

Ключевые слова: субъектно-ориентированный подход, концепция субъектно-ориентированного подхода, творческая самореализация, развитие культуры творческой самореализации, студенты-педагоги, креативная образовательная деятельность.

Изучение проблемы творческой самореализации субъектов в креативной образовательной деятельности выявило необходимость разработки соответствующих концептуальных положений субъектно-ориентированного подхода.

Проектирование концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности определяется:

— социально-историческими предпосылками, потребностями практики креативной образовательной деятельности, недостаточностью теоретических исследований в вопросах развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов;

— социальным заказом общества, международным и отечественным педагогическим опытом, его традициями и тенденциями развития;

— теоретическими концепциями, фиксирующими современный уровень развития идей творческого саморазвития и самореализации, практическим опытом развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности;

© Милинис О.А., 2012

О.А. Милинис

— фундаментальными теориями отечественной педагогики и психологии, ее составными частями — теоретические положения о человеке как субъекте; исследования процессов саморазвития; теории о творчестве как процессе и результате жизнедеятельности человека; идеи жизнетворчества, разумной организации и культуры жизни личности, поиска смысла жизни и самореализации личности как целостного процесса; концепции профессиональной самореализации субъектов образования.

Теоретические основания исследования базируются на идеях осуществления возможностей развития «Я», присущего только человеку, в основе которых лежат потребности роста, развития, самосовершенствования, а также мотивы, обеспечивающие рост конструктивного начала человеческого «Я»; обусловленности самореализации личности социально-историческими факторами; реализации личностью своих сущностных сил в практической деятельности; жизнетворчества, целесообразной организации и культуры жизни личности, поиска смысла жизни; самореализации личности как целостного процесса во взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних, материальных и идеальных, субъективных и объективных сторон.

Результаты анализа выявленных в исследовании теоретических идей самореализации личности позволили определить ряд оснований, включенных в теоретическое построение, которое раскрывает основные подходы научного обоснования субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности.

Возможность применения концепции динамична и не ограничивается реализацией идей гуманистической педагогики и психологии посредством субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности. Концепция субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности включает совокупность положений в соответствии с принятой теоретико-методологической основой, взаимосвязь цели, содержания, систему организационно-педагогических условий.

Ведущей идеей концепции является система положений о целостности личности, роли субъктности в развитии творчества, целенаправленности креативной образовательной деятельности, педагогическом стимулировании и поддержке студентов-педагогов в процессе их развития культуры творческой самореализации. Субъектно-ориентированный подход предполагает изучение ориентации на проявление активности по выявлению и формированию субъектной позиции, стратегии и перспективы ее осуществления в разных видах креативной образовательной деятельности; проектирования базовых компонентов «Я-концепции творческого саморазвития и самореализации» в креативной образовательной деятельности; расширения и обогащения опыта в разных видах креативной образовательной деятельности; творческой самореализации на основе проявления личност-

ных качеств и профессионально-творческих компетенций, осуществления взимообусловенности творческого саморазвития и самореализации.

Теоретико-методологической основой концепции является субъектноориентированный подход, предполагающий интеграцию культурологического и аксиологического, компетентностного и задачного, акмеологическо-го и субъектно-ориентированного подходов, направленный на активизацию и интенсификацию творческого саморазвития и самореализации студен-тов-педагогов, которые совместно с преподавателями являются субъектами при включенности в разные виды креативной образовательной деятельности, в результате чего проектируется и реализуется многомерная «Я-концеп-ция творческого саморазвития и самореализации» (Я-культурное, Я-твор-ческое, Я-профессиональное, Я-социональное).

Целью концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности является повышение уровня культуры творческой самореализации личности посредством педагогической системы проектирования данного процесса; закономерностей и принципов, выявление, изучение и реализация которых способствует развитию культуры творческой самореализации в разных видах креативной образовательной деятельности; индивидуального проектирования содержания образования и реализации психологического механизма творческой самореализации личности.

Концепция будет обеспечивать обновление цели, обогащение содержания, реализацию развивающего комплекса педагогических технологий обучения, системы организационно-педагогических условий, критериев результативности, а также требований к подготовке педагогов, которые способствуют развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности посредством реализации субъектно-ориентированного подхода.

Понятийный аппарат концепции определяет ее терминологическое поле и призван предельно точно представить онтологическую сторону научного знания в области ключевой проблемы («самореализация», «культура», «творчество», «творческая самореализация», «культура творческой самореализации», «субъектность», «субъект», «субъектно-ориентированный подход», «креативная образовательная деятельность»); генезис формирования и сущностное содержание базовых понятий, признание личностной значимости субъектноориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, а также ценностей активности, творчества, самостоятельности, мобильности, вариативности выбора, уникальности и готовности к творческому саморазвитию и самореализации в обновленном обществе.

Концептуальная база исследования творческого саморазвития включает ключевое понятие исследования «развитие культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности» — это целенаправленный и многомерный процесс и результат качественных и

количественных изменений «Я-концепции творческого саморазвития и самореализации» студентов-педагогов (включающей Я-культурное, Я-творчес-кое, Я-профессиональное, Я-социальное) посредством интериоризации и эк-стериоризации субъектного позитивного опыта в разных видах креативной образовательной деятельности, культуросообразными компонентами которой является система ценностей творчества, знания ее сущности, профессионально-творческие компетенции и способность к творческому саморазвитию.

В нашем исследовании философский уровень методологии представляет субъектно-ориентированный подход, который является основополагающим и обеспечивающим изучение активизации и интенсификации творческого саморазвития и самореализации студентов-педагогов как субъектов при включенности их в разные виды креативной образовательной деятельности посредством проектирования и реализации многомерной «Я-концеп-ции творческого саморазвития и самореализации» (Я-культурное, Я-твор-ческое, Я-профессиональное, Я-социональное).

Общенаучная методология исследования представлена системным подходом к творческой самореализации взаимообусловленных систем и синергетическим подходом, способствующим исследованию особенностей сотворчества студентов-педагогов.

На конкретно-научном уровне интегративно реализуются следующие подходы:

— культурологический и аксиологический, которые позволяют изучать развитие и самореализацию нравственной культуры студентов-педа-гогов, формирование ценностных ориентаций, ценностной осмысленной модели жизни, ориентацию на лучшие отечественные и зарубежные образцы педагогического творчества, субъектную творческую деятельность сту-дентов-педагогов, которая становится возможной при целенаправленном изучении ценностей личности и осознания ими индивидуальных смыслов в процессе креативной образовательной деятельности;

— компетентностный и задачный, способствующие изучению формирования базовых компетенций творческой деятельности, направленных на развитие у студентов-педагогов стремления решать профессиональнотворческие задачи на более высоком уровне;

— акмеологический и субъектно-ориентированный, реализация которых обосновывается необходимостью изучения саморазвития и самореализации студента-педагога как субъекта, стремящегося к достижению более высокого уровня развития профессионально-творческих компетенций, что становится возможным при целенаправленном изучении личностных особенностей и предпочтений субъектов, дальнейшего учета этих особенностей в креативной образовательной деятельности.

Для осуществления обратной связи и выявления уровней развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности реализуется мониторинговый подход.

В основе целостности процесса развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов лежит интеграция обозначенных методологических подходов при сохранении системообразующей роли субъектноориентированного подхода.

Выражение результатов осуществляется в единых показателях и адекватных им критериях: знания о культуре и творчестве (глубина понимания творчества для развития культуры творческой самореализации; системность освоения знаний о культуре, творчестве, базовых ценностях; самооценка творческих способностей); мотивы и ценности творческой деятельности (ориентация на творчество и культуру; потребность в успехе в разных видах творческой деятельности; удовлетворенность от развития культуры творческой самореализации); субъектная творческая деятельность (способность к творческому саморазвитию; оригинальность образовательных продуктов креативной образовательной деятельности; сформированность профессионально-творческих компетенций). Оценка развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов предполагается по следующим уровням: системно-творческий (высокий), эвристический (выше среднего), фрагментарный (средний), ситуативный (низкий), а результаты мониторинга обеспечивают обратную связь для своевременной их коррекции.

В содержании концепции предлагается:

1. Реализация следующих ведущих идей педагогов-новаторов:

— концепция творческого саморазвития личности в образовательной деятельности В.И. Андреева о закономерностях гарантированности качества образования, сущность которой заключается в том, что образование будет достигать гарантированного качества, если оно переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие — в творческое саморазвитие личности; гарантированность качества образования любого уровня и вида обеспечивается активизацией и интенсификацией процессов самости и формирования способностей на основе творческого саморазвития личности; развитие у обучающихся разнообразных способов эвристической деятельности, творческих способностей, необходимых для самопозиционирования в разных видах творческой деятельности [1, 2];

— культурологическая концепция Е.В. Бондаревской, в которой формирование ценностных ориентаций личности представлено как многоступенчатый процесс через решение задач, стоящих перед обществом, формирование ее ценностных качеств (аксиологический подход); индивидуальный стиль жизни в гармонии с общечеловеческой культурой (культурологический подход); поэтапное формирование общечеловеческих ценностей (гуманистический подход), успешное творческое саморазвитие будущих педагогов в условиях непрерывного образования, поддерживая неповторимость каждой личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию, оказывая помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций для успешного саморазвития, обеспечивая научными знания-

ми о человеке, культуре, познании себя и развитии рефлексивной способности [3, 4, 5];

— концепция А.А. Деркача, согласно которой субъектность находится в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью, опосредованной субъектом и опосредующей субъекта, определяет действенные возможности человека как его сущность. Субъектность как свойство деятельного субъекта позволяет созидать социальный мир, реализовывать самость, обусловливать отношение к себе и к миру через свое сознательное «Я», полагает деятельность субъекта в осмыслении феномена самореализации человека. Ведущей идеей является понимание человека изначально как субъекта в качестве носителя особого типа активности — деятельности, которая обладает особыми, присущими ей свойствами, в которой осуществляется и развивается человек в качестве субъекта за счет реализации и развития его субъектных способностей, обеспечивающих его саморазвитие и самореализацию [6, 7];

— концепция В.А. Сластенина — субъектного развития студентов базируется на понимании сущности личности как субъекта и индивидуального комплекса общественных отношений, как создателя и носителя определенной социальной программы, реализующей индивидуально-творческий подход. Интегральной целью современного педагогического образования является профессионально-личностное развитие будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности. Внутренним содержанием процесса подготовки и личностного роста будущих педагогов, его «механизмом» является специфическая самоорганизация личностного образовательно-развивающего пространства, в котором студент выступает как субъект профессионального становления, осуществляет освоение и принятие им содержания и технологий современного образования, вырабатывает индивидуально-творческий профессиональный почерк. При этом развитие субъектного потенциала не тождественно продвижению по этапам довузовско-го-вузовского-послевузовского образования. Это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике, имеющий индивидуальносвоеобразную траекторию, опирающуюся на субъектно-деятельностные технологии. Концепция позволяет представить все этапы многоуровневого педагогического образования через призму субъектного самоосуществления, самоутверждения, самореализации, отражает движущие факторы развития всех структурных компонентов субъектности, учитывает роль как внешних воздействий, так и внутриличностных механизмов самодвижения [13, 14];

— концепция И.Ф. Исаева и М.И. Ситниковой о формировании культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза представляет исходную идею о том, что культура профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы основывается на развитии его уникальных возможностей, проявляющихся в различных сферах педагогической деятельности, с учетом стратегий модернизации высшего профессионального образования, осуществляемых в вузе, и имеет гар-

монический характер. Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы представляет собой индивидуальный процесс и результат целенаправленного, осознанного осуществления внутренних возможностей развития Я-профессионального в педагогической деятельности посредством рефлексивно-творческих усилий на основе свободного, диалогического взаимодействия преподавателя с культурно-образовательной средой вуза. Содержание культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя включает устойчивую систему ценностных ориентаций и стратегий самореализации и интегральных характеристик личности, объединяющих в себе многообразные ее свойства [9, 11, 12];

— идеи педагогического стимулирования и поддержки обучающихся предполагают превентивную, оперативную (Т.В. Анохина и др.) и дифференциальную адресную помощь (С.В. Бойкова); индивидуальную и личностную поддержку (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич); педагогическую деятельность (О.С. Газман и др.); межличностное взаимодействие педагогов и обучающихся (Г.А. Давыдов, Н.Б. Крылова); сознательное управление процессом саморазвития личности (В.Г. Маралов); акцентирование внимания на ценности человека не как дисциплинированного исполнителя, а как уникального, неповторимого существа, подлинного субъекта собственной жизни (Г.Б. Корнетов). Под педагогической поддержкой подразумевается педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности обучающихся, дифференцированную, адресную помощь, их сопровождение и взаимодействие, направленные на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания. Педагогическая поддержка предполагает отказ от авторитарной педагогики, признание взаимодействия, равноправия обучающихся в образовательном диалоге. Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки, ситуации успеха [8] и условий для самореализации личности [10].

2. Креативная образовательная деятельность является средой развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов, как новый способ организации образования, целевой ориентацией которого выступает целостное субъектное саморазвитие личности, постоянное поступательное обогащение ее творческого потенциала и ценностных ориентаций, способностей, самореализация в разных видах творческой деятельности. Креативная образовательная деятельность меняет приоритеты от активного объектного педагогического воздействия на субъект-субъектные взаимоотношения, способствующие творческому саморазвитию и самореализации студентов-педагогов. Эта деятельность обладает значительной неопределенностью и проблемностью, непрерывностью и преемственностью, содержит амбивалентные оценки, что способствует «запуску механизмов самости» и предоставляет возможность студентам-педагогам реализовывать не только исходный творческий потенциал, но и формировать потребности в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии и самореализации на перспективу.

3. Педагогическая система субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов отражает ее инноватику в доминировании их самостоятельной ориентации при трансформации инвариантной (идеальной) модели развития культуры творческой самореализации в индивидуальную на основе имеющегося и приобретаемого опыта и знаний, стимулирующих становление субъектной позиции в креативной образовательной деятельности. Структурными компонентами педагогической системы выступают: субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты), цель креативной образовательной деятельности, которая раскрывается посредством инвариантной (идеальной) и индивидуальных моделей развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов; содержание креативной образовательной деятельности, обогащенное целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, нормах, ценностях, творческой самореализации и саморазвитии; формы и методы обучения, которые усилены диалоговым сотворчеством в разных видах креативной образовательной деятельности; психологический механизм творческой самореализации, актуализирующий и способствующий разрешению противоречия между осуществлением творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении личностно значимых и профессиональных проблем на основе экстериоризации субъектного позитивного опыта в разных видах креативной образовательной деятельности и необходимостью формирования у них профессионально-творческих компетенций, прогнозирования траектории самореализации и саморазвития; результат креативной образовательной деятельности, проявляющийся в новообразованиях личности студентов-педагогов как субъектов: сформировавшиеся педагогические ценности, ярко выраженные потребности в творческой самореализации, наличие систематизированных целостных знаний о ценностях, культуре и творчестве педагогического труда, профессионально-творческих компетенций, «Я-концепция творческого саморазвития и самореализации».

4. Необходимой совокупностью системы организационно-педагогических условий реализации концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов являются: актуализация субъектного опыта творческой деятельности и расширение диалогической субъектной функции студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности; создание банка творческих проблем, позволяющих реализовывать субъектную позицию студентов-педагогов в формировании профессионально-творческих компетенций; использование развивающего комплекса технологий обучения (профессионально ориентированная, ценност-но-ориентирующая и технология творческого развития) при включении сту-дентов-педагогов в разные виды креативной образовательной деятельности.

Содержание концепции строится на основе ключевого понятия исследования «развитие культуры творческой самореализации личности», представленного выше.

Ядро концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности составляют закономерности и принципы, которые были выявлены, опираясь на философско-психолого-педагогическую литературу по проблеме творческого саморазвития и самореализации.

Система принципов развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности определяется с позиции соответствия следующим закономерностям:

1) Активность и эффективность самостоятельной включенности сту-дентов-педагогов в разные виды креативной образовательной деятельности достигается лишь на основе интеграции научного знания из области наук о человеке (философия, культурология, антропология, психология, педагогика, аксиология, эвристика и др.) и успешно влияет на целостное саморазвитие будущих педагогов как субъектов творческой самореализации:

— принцип научности позволяет изучать составляющие культуры творческой самореализации студентов-педагогов, лежит в основе разработки концепции и выполнения научно-исследовательских работ, способствующих успешному развитию их культуры творческой самореализации;

— принцип системности, который выражается в единстве следующих компонентов — цель, задачи, содержание, методы, формы, результаты и рефлексия педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на развитие культуры творческой самореализации личности;

— принцип целостности предполагает взаимосвязь и взаимодействие способов, средств и форм развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов, как единого целого, включающего цели, идеалы, ценностные ориентации и продукты творческой образовательной деятельности как результат творческой самореализации.

2) Развитие культуры творческой самореализации студентов-педагогов находится в прямой зависимости от реализации паритетности взаимоотношений при субъект-субъектном взаимодействии в условиях сотворчества и сотрудничества:

— принцип гуманистической направленности в качестве основной цели в образовательном процессе предполагает личность и систему гуманистических ценностных ориентаций, ее неповторимость, субъектность и оригинальность, которые являются составляющими процесса творческой самореализации;

— принцип природо- и культуросообразности способствует творческому саморазвитию личности в гармонии с природой, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, реализации идеи осуществления возможностей творческого развития «Я», присущего только человеку, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования сообразно культуре в ее современном понимании и определяет систему основных подходов и требований, которые транслирует культура в контексте развития творческой самореализации личности;

— принцип субъектности характеризует личность, которая может быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать творческие планы жизнедеятельности, предполагает качественные и динамические изменения в современных социокультурных реалиях диалога культур, основывающихся на свободе, толерантности и смыслотворчестве, проявлении активной творческой позиции.

3) Развитие культуры творческой самореализации студентов-педагогов будет тем успешнее, чем разнообразнее и вариативнее реализуется сочетание инновационных культурно-творческих средств, методов и организационных форм субъектно-ориентированной педагогической деятельности. На основе этой закономерности сформулированы и реализованы следующие принципы:

— принцип контекстности позволяет организовать обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию традиционной познавательной деятельности в креативную образовательную деятельность с соответствующей сменой более высоких потребностей, мотивов, целей, действий, средств и результатов, где задается контекст будущей профессиональной деятельности как предметный, так и социальный, что обеспечивает результативный уровень развития культуры творческой самореализации сту-дентов-педагогов в ходе последовательного их включения в разные виды креативной образовательной деятельности;

— принцип прогностичности, т. е. обновление содержания креативной образовательной деятельности осуществляется с учетом прогностических исследований наиболее перспективных тенденций развития образовательных систем в России и за рубежом; построение субъектной творческой парадигмы развития на перспективу, выработка индивидуальной культуры творческой самореализации и способов самовыражения через успешный опыт в креативной образовательной деятельности;

— принцип ориентации личности на профессионально-творческую самореализацию, проектирование будущего, в которой она ощущает потребность в сотворчестве, новых знаниях и умениях на протяжении всей жизни, способствует тому, что начинают работать механизмы развития самости, способствующие наиболее полному раскрытию субъектности студентов-педагогов.

4) Педагогическая эффективность развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов существенно возрастает при активной и регулярной рефлексии развития компонентов самости в приобретаемых профессионально-творческих компетенциях в контексте освоения креативной образовательной деятельности. На основе этой закономерности сформулированы и реализованы следующие принципы:

— принцип интериоризации позволяет успешно развивать культуру творческой самореализации студентов-педагогов в коллективе и через коллектив, воспринимая, осмысливая, транслируя и переводя во внутреннее состояние те или иные качества как субъектную потребность для творческого

самовыражения, превращая социальное в индивидуальное через приобретение знаний, умений, навыков и опыта, то есть личностных новообразований;

— принцип непрерывного творческого саморазвития как проектирования будущего личности, в котором она ощущает огромную потребность в новых творческих знаниях и умениях на протяжении всей жизни, что способствует включению механизмов развития самости: самообразование, самовоспитание, саморазвитие, способствующие наиболее полной самореализации; непрерывность предполагает преемственность, которая выступает как объективная необходимая связь между старым и новым в процессе саморазвития;

— принцип обратной связи обеспечивает рефлексию деятельности при реализации субъект-субъектных отношений личности в процессе развития культуры творческой самореализации, учебного сотворчества преподавателей и будущих педагогов, управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля творческого усвоения учебного материала, самоорганизации и самоанализа результатов.

Выявление и изучение закономерностей и принципов развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий позволяет определить результатом креативной образовательной деятельности, осуществляемой студентами-педагогами в качестве субъектов, их новообразования — это сформировавшиеся педагогические ценности, ярко выраженные потребности в творческой самореализации, наличие систематизированных целостных знаний о ценностях, культуре и творчестве педагогического труда, профессионально-творческие компетенции, «Я-концепция творческого саморазвития и самореализации».

Студенты-педагоги становятся субъектами собственного творческого саморазвития, что предполагает их активные действия в процессе целенаправленного самовоспитания, самообразования и самореализации: творчество стимулирует способности и саморазвитие личности, а субъектная позиция детерминирует их креативную парадигму, как в содержательном, так и в структурном отношении, способствуя взаимосвязи и новообразованиям, формированию целостной личности для социума с наличием системы ценностей творчества, знаний о ее сущности и профессионально -творческих компетенций креативной образовательной деятельности.

Осмысление педагогической концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педа-гогов в креативной образовательной деятельности с позиции современной науки позволяет рассматривать ее как целостную теорию решения актуальной проблемы исследования.

Анализ подходов к самореализации в различных направлениях свидетельствует о неоднозначности и многосторонности подходов к интерпретации ее сущности. Однако полное освещение исследуемой нами проблематики в различных научных аспектах не вызывает необходимости. Результаты ана-

лиза, выявленных в исследовании теоретических идей субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации сту-дентов-педагогов в креативной образовательной деятельности, позволяют определить ряд оснований, включающихся в теоретическое построение, раскрывающее основные подходы к научному обоснованию содержания концепции:

— личность студентов-педагогов представляет собой уникальную и неповторимую целостную систему как «открытую возможность» самореализации, присущую только человеку; в основе самореализации обучающихся лежат потребности роста, развития и самосовершенствования, которые субъект удовлетворяет через актуализацию и осуществление своей природы, содержащей разнообразные способности, возможности, склонности и др.; центральная роль в процессе самореализации студентов-пе-дагогов отводится мотивам, обеспечивающим личностный рост и субъектную позицию в образовательной деятельности;

— самореализация личности обучающихся является одной из фундаментальных проблем отечественных и зарубежных исследований с позиций целостного процесса во взаимосвязи и взаимодействии таких его сторон, как внутреннее и внешнее, материальное и идеальное, субъективное и объективное;

— самореализация студентов-педагогов рассматривается в рамках изучения жизнетворчества, смысла жизни, ценностных ориентаций, достижения вершин саморазвития и, с точки зрения ценностно-смыслового ядра личности, понимается как воплощение присвоенных и осознанных ею ценностей (творчества, переживаний, отношений и др.) в разных видах креативной образовательной деятельности.

Таким образом, представляя концептуальные положения субъектноориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности, можно сделать следующие выводы:

1. Целью педагогической концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности является повышение уровня культуры творческой самореализации личности посредством педагогической системы проектирования данного процесса; закономерностей и принципов, выявление, изучение и реализация которых способствует развитию культуры творческой самореализации в разных видах креативной образовательной деятельности; индивидуального проектирования содержания образования и реализации психологического механизма творческой самореализации личности.

2. Методологией исследования формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие являются:

— на философском уровне исследования — субъектно-ориентированный подход, обеспечивающий изучение активизации и интенсификации творческого саморазвития и самореализации студентов-педагогов как

субъектов при включенности их в разные виды креативной образовательной деятельности посредством проектирования и реализации многомерной «Я-концепции творческого саморазвития и самореализации» (Я-культур-ное, Я-творческое, Я-профессиональное, Я-социональное);

— на общенаучном уровне исследования — системный подход к творческой самореализации взаимообусловленных систем и синергетический подход, способствующий исследованию особенностей сотворчества сту-дентов-педагогов;

— на конкретно-научном уровне исследования — культурологический и аксиологический, которые позволяют изучать развитие и самореализацию нравственной культуры студентов-педагогов, формирование ценностных ориентаций, ценностной осмысленной модели жизни, ориентации на лучшие отечественные и зарубежные образцы педагогического творчества, субъектную творческую деятельность студентов-педагогов, которая становится возможной при целенаправленном и глубоком изучении ценностей личности и осознания ими индивидуальных смыслов в процессе креативной образовательной деятельности; компетентностный и задачный, способствующие изучению формирования базовых компетенций творческой деятельности, направленных на развитие у студентов-педагогов стремления решать профессионально-творческие задачи на более высоком уровне; акмеологи-ческий и субъектно-ориентированный, реализация которых обосновывается необходимостью изучения саморазвития и самореализации студента-педаго-га как субъекта, стремящегося к достижению более высокого уровня развития профессионально-творческих компетенций, что становится возможным при глубоком изучении личностных особенностей и предпочтений субъектов, дальнейшего учета этих особенностей в креативной образовательной деятельности; мониторинговый подход для осуществления обратной связи и выявления уровней развития культуры творческой самореализации сту-дентов-педагогов в креативной образовательной деятельности.

3. Ведущими идеями формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов являются названные выше на страницах статьи концепции.

4. Ядро концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности составляют закономерности и принципы, которые были выявлены в философско-психолого-педагогической литературе по проблеме творческого саморазвития и самореализации.

5. Педагогическая система субъектно-ориентированного подхода включает проектирование структурных компонентов (субъекты, цель креативной образовательной деятельности, содержание, формы и методы обучения, психологический механизм и результат креативной образовательной деятельности) и обеспечивает успешное формирование субъектной позиции студентов-педагогов в творческом саморазвитии и самореализации.

6. Необходимой совокупностью организационно-педагогических условий реализации концепции субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности являются: актуализация субъектного опыта творческой деятельности и расширение диалогической субъектной функции студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности; создание банка творческих проблем, позволяющих реализовывать субъектную позицию студентов-педагогов в формировании профессионально-творческих компетенций; использование развивающего комплекса технологий обучения (профессионально ориентированная, ценност-но-ориентирующая и технология творческого развития) при включении студентов-педагогов в разные виды креативной образовательной деятельности.

7. Педагогическая система субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности будет способствовать формированию профессионально-творческих компетенций: аналитико-рефлек-сивных, ценностно-прогностических, деятельностно-творческих, информационно-культурных и коррекционно-регулирующих.

8. Содержание авторской концепции позволит реализовать ее ведущую идею посредством креативной образовательной деятельности, изменяющей приоритеты с активного объектного педагогического воздействия на субъ-ект-субъектные взаимоотношения, способствующие творческому саморазвитию и самореализации студентов-педагогов.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

2. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.

3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37—43.

4. Бондаревская Е.В. Развитие теории воспитания в современной России. [Электронный ресурс]. URL: http://mgopu.ru/PVU/conferences/sobor/ (дата обращения 23.02.2010).

5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44—53.

6. Деркач А.А. Субъектность и субъективность в акмеологическом развитии человека // Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Ру-

бинштейна, 15—16 октября 2009 г. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 132—138.

7. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход. — М.: РАГС, 2010.

8. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2(5). С. 106.

9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М.; Белгород, 1993.

10. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. — М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004.

11. Ситникова М.И. Профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы: монография. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.

12. Ситникова М.И., Исаев И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учебное пособие. — Москва — Белгород: Изд-во БГУ, 1999.

13. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17—30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя. — М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.