3. Клычникова З.И. К вопросу о взаимоотношении внимания и понимания при восприятии иноязычного речевого сообщения // Иностранные языки в высшей школе / Под ред. З.А. Кочки-ной. - М.: Высш. шк., 1968. - Вып. 4. - С. 27-35.
4. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. - М., 1965.
5. Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия // Вопросы психологии. - 1962. - .№3.
6. Фрумкина Р.М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. - М., 1971. - 168 с.
7. Харламова Н. С. Формирование прогностических умений в рецептивных видах речевой деятельности // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.А. Дементьева. - М.: Моск. госуд. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1981. - Вып. 180. - С. 227-238.
А.А. Петренко
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА, УПРАВЛЯЮЩЕГО РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье раскрываются концептуальные основы содержания инновационной системы формирования профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях: цель, задачи, принципы, содержание образования, где главными ориентирами выступают духовно-нравственные ценности.
Анализ теории и практики современной педагогической науки в области иссле-. дований процесса формирования профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях, выявляет отсутствие в образовательном процессе педагогического вуза целенаправленной подготовки руководителей (директоров школ, их заместителей, педагогов-методистов, специалистов отделов управления образованием регионально-муниципального уровня и других). В результате инновационные изменения, происходящие во многих образовательных учреждениях, не являются таковыми в силу того, что изначально не уделяется достаточного внимания их прогнозированию и проектированию. Все это приводит к дополнительным поискам новых путей модернизации образовательных учреждений, что является существенным тормозом в их развитии.
Становление профессионализма педагога, управляющего развитием образования, предусматривает формирование во взаимосвязи ценностного, интеллектуального, информационно-коммуникационного, технологического, рефлексивного компонентов. Исследование процесса становления профессионализма педагога в существующей традиционной системе непрерывного образования убеждает в том, что комплексное формирование всех компонентов профессиона-
лизма не имеет должной целенаправленности, соответствующих задач и технологий. На практике в образовательном процессе вуза ценностный компонент профессионализма педагога, являющийся системообразующим по отношению к другим, как правило, остается на периферии внимания. Целевая установка представлена на уровне декларации, соответственно содержательная составляющая не является достаточной, а личностно-ориентированные технологии обучения актуализируют, в первую очередь, формирование интеллекта. Антропологический подход в образовательном процессе лишь касается вопроса духовно-нравственного становления личности. Основной его задачей представляется попытка измерить все структурные составляющие личности при помощи известных диагностических методов. Все это дезориентирует мировоззренческие представления обучаемых о целостности личности в единстве ее духовно-нравственной, социальной, психической и биологической составляющих.
Вместе с тем, в современных условиях модернизации российского образования, когда содержание образования становится все более вариативным, способность руководителя развитием образовательного учреждения должна характеризоваться новым уровнем содержания. Педагог-руководитель должен не только правильно ориентироваться в нормативных документах о развитии образования, но и уметь проектировать
введение инновационных изменений в систему образовательного учреждения с позиций прогнозируемых результатов, выступающих индикаторами всех преобразований в управлении развитием.
В нашем исследовании разработана модель профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях. «В основе модели находится интегративный комплекс компонентов профессионализма педагога, управляющего развитием образования: ценностный, интеллектуальный, информационно-коммуникативный, технологический, рефлексивный. Одним из основных компонентов является ценностный» [1, с. 149] Обусловлено это тем, что поворот всех компонентов к ценностному помогает обрести ориентиры и смыслы становления профессионализма педагога, развивает индивидуальность и творческую самобытность личности, предопределяет ее саморазвитие и самовоспитание.
Ценностный компонент содержит следующие составляющие:
- самосовершенствование в профессионально-личностном развитии;
- служение профессиональному долгу;
- знания и сохранение культуры, традиций, истории региона.
Интеллектуальный компонент модели профессионализма педагога включает:
- знания о педагогической системе, педагогической антропологии, ценностях отечественной педагогической культуры, особенностях муниципальных образовательных систем;
- умение обращаться к самопознанию и самосознанию;
- готовность к инновационной деятельности.
Информационно-коммуникационный компонент модели профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных системах, содержит:
- умение владения компьютером и информационными технологиями;
- готовность к организации дистанционного обучения;
- умение использовать сетевые информационные образовательных услуги.
Технологический компонент включает:
- умение диагностировать образовательные потребности;
- умение проектировать развитие муниципальных образовательных систем;
- умение взаимодействовать с субъектами муниципальных образовательных систем;
- способность к самореализации в управлении развитием муниципальных образовательных систем.
Рефлексивный компонент имеет включает:
- устойчивую потребность в профессиональном самообразовании;
- способность к самооценке личностных и профессиональных ценностей;
- способность к самовоспитанию.
Методологической основой инновационной
педагогической системы становления профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях, являются: педагогическая антропология; духовно-нравственные и профессиональные ценности отечественной педагогической культуры; принципы идеалосообразности (образ идеала педагога-профессионала), культурологического и аксиологического подходов в образовании. Данные принципы рассматриваются по отношению к содержанию образования, технологии образовательного процесса в целом относительно ценностей их разработки и реализации, где культурологический подход вскрывает единичное, общее и особенное в отечественной педагогической культуре, а аксиологический - рассматривает человека как высшую ценность общества, а воспитание как процесс интериориза-ции общечеловеческих ценностей. В этом случае, методологические основы ориентируют на становление и развитие у педагога профессиональных ценностей, которые имеют абсолютную и универсальную значимость, являются устойчивыми и неизменными.
Цель инновационной системы - формирование профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях. Задачи - определение и наполнение содержанием ценностного компонента; обогащение ценностной составляющей содержания каждого из компонентов, образующих интегративный комплекс профессионализма педагога, управляющего развитием образования в изменяющихся условиях регионально-муниципального образовательного пространства.
Основными принципами функционирования инновационной педагогической системы, ориентированной на становление профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных системах,
выступают: целостности, комплексности, творчества и интеграции.
Принцип целостности образовательного процесса предусматривает последовательное приобщение педагога к профессиональным ценностям в их единстве и целостности. Данный принцип может быть реализован только в том случае, если философско-культурологический и собственно педагогически-профессиональные уровни образования служат его основой в их органической взаимосвязи. Эта взаимосвязь обеспечивает формирование культуры управления с позиций инновационных подходов (проектно-инновационной деятельности в развитии муниципального образовательного пространства), что составляет особенность профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Принцип комплексного подхода к инновационной педагогической системе предполагает формирование личности педагога при последовательном взаимосвязанном включении каждого компонента (интеллектуального, ценностного, информационно-коммуникационного, технологического, рефлексивного) в системное функционирование, что обеспечивает реализацию задач формирования профессионализма педагога. При этом ценностный компонент является системообразующим.
Принцип творчества в поиске инноваций, разработке и внедрении проектов развития муниципальных образовательных систем во взаимодействии с другими субъектами муниципального образовательного пространства (дополнительным образованием, сферой производства, культуры, здравоохранения, общественными структурами и другими заинтересованными субъектами) определяет многообразие видов и форм научно-исследовательской работы (опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент и другие), апробации новых идей на экспериментальных площадках, в творческих лабораториях, мастерских педагогов-исследователей. Реализация принципа творчества предполагает включение личности в различные виды поисковой деятельности и формирование готовности педагога к самостоятельному решению проблем образования в постоянно меняющихся условиях регионально-муниципального образовательного пространства. Самостоятельный выбор собственной позиции по отношению к конкретным ситуа-
циям, умение деятельностно ее продемонстрировать на уровне теоретического и практического результата, обращаясь к ценностям отечественной педагогической культуры, собственным ценностям своего внутреннего «я» путем рефлексии и самопознания, создает предпосылки для формирования способности педагога к саморазвитию и самовоспитанию, умений целесообразного управления развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях. Данный принцип ориентирует на совместную работу со всеми заинтересованными лицами (научными работниками, деятелями культуры, педагогами, общественными деятелями и другими), на кооперацию усилий в развитии образования всех субъектов регионально-муниципального пространства, создании практико-ориентирован-ных моделей, проектов сотрудничества различных учреждений адаптации их к требованиям современного образования.
Принцип интеграции и реализации ценностей отечественной педагогической культуры (прошлого и настоящего), определяющий становление профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждений, предполагает глубокое проникновение знаний отечественной педагогической культуры в содержание образования и реализации их ценностей в муниципальных образовательных учреждениях. Это обеспечивается включением в содержание образования философских, научных и педагогических взглядов на проблемы миропонимания, места и предназначения человека в существующем мире, местном сообществе конкретного региона, а также знаний и умений рефлексии в отношении собственной готовности педагога разбираться в этих проблемах, готовности к профессионально-педагогической деятельности в области развития муниципального образовательного пространства с гуманистических позиций, реализации модернизационных процессов развития образования в соответствии с требованиями европейской глобализации данной сферы, не допуская потери национальной культуры, своеобразия и самобытности отечественных педагогических традиций. Интеграция этих знаний будет являться интеллектуальной и ценностной основой для формирования у педагогов предпосылок самовоспитания и саморазвития.
Содержание образования в инновационной системе должно быть представлено интегратив-
ным комплексом компонентов профессионализма педагога, управляющего развитием образования: ценностного, интеллектуального, информационно-коммуникационного, технологического, рефлексивного, где содержание ценностного компонента обогащает содержание каждого из компонентов. В содержании образования должны быть явно выражены антропологические и аксиологические знания. Например, знания педагогической антропологии, о целостности личности, где духовно-нравственная сфера (жизненно важные ценности бытия человека в мире и обществе) выступает определяющей в организации качества жизни личности в социуме. Профессиональные духовно-нравственные ценности, законы и закономерности становления и развития личности, воспитание духовного мира человека должны рассматриваться в контексте философско-педагогических воззрений отечественной педагогической культуры. Духовно-нравственными и профессиональными ценностными ориентирами выступают: стремление воспитывать в себе соответствующие личностно-профессиональные качества; ориентация на ценность человеческой личности, целевая установка на служение родному народу и ближнему; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; совестливость и честность; ответственность за собственные действия и требовательность к себе; интеллектуальная информированность, методическое, технологическое мастерство, рефлексивная способность.
В организации процесса духовно-нравственного профессионального формирования личности педагога изначально значимым и необходимым является создание образа идеала педагога-профессионала, в котором сосредоточены в определенной иерархии высокие духовные и профессиональные ценности. Ценностные ориентации выражают содержательную сущность нравственных принципов, правил, норм поведения человека и определяют целесообразность деятельности личности. В данном случае речь должна идти об образе высоко духовного и нравственного идеала педагога, который в отечественной педагогической культуре представлен в педагогических концепциях ведущих педагогов-филосо-фов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, Св. Феофана Вышенского и других. В этом образе однозначно преобладает приоритет значимости духовно-
нравственной национальной системы ценностей, где образ Родины, Святой Руси, служение ей и постоянное самосовершенствование своего духовного мира для облагораживания себя и общества является педагогическим идеалом. Следование этому образу предполагает готовность личности к креативной педагогической деятельности, развитие своей творческой активности путем самоорганизации и самовоспитания в общекультурном, профессиональном и рефлексивном планах. История культуры своего народа и родного края должны стать фундаментом патриотического воспитания. Вопросы самовоспитания и самообразования должны раскрываться в содержании образования пролонгировано на всех ступенях непрерывного образования педагогов. Здесь содержание знаний о профессионально-педагогическом становлении и воспитании личности в ее духовно-нравственной основе должно быть системным, структурно вписывающимся в традиционно существующую систему педагогических знаний о человеке, его воспитании и развитии. Мировоззренческие представления о духовном мире, духовности должны формироваться как основа («сердцевина») дальнейшего развития специалиста, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях. При этом выход обучаемых за пределы существующих программных знаний будет вызывать стремление к собственному научному исследованию, поиску новых знаний, стимулировать потребность в самопознании, побуждать к саморазвитию и обогащению собственных концептуальных взглядов и представлений.
Таким образом, содержание образования педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях, может включать: системные и инвариантные, вариативные знания в области антропологических знаний; знания профессионально-педагогических, духовно-нравственных ценностей; педагогических концепций и идей отечественной философско-педагогической мысли в вопросах становления профессионально-педагогической и духовной сферы педагога и механизма развития его личности, а также в области развивающих педагогических технологий процесса формирования способностей обучаемых к инновационной деятельности в условиях сохранения приоритета национальных традиций воспитания и регионально-муниципального своеобразия.
Содержание образования должно обеспечивать возможность становления профессиональных способностей педагога, необходимых для осмысления и адекватной реализации тех новаций, которые могут создавать перспективу дальнейшего движения. Ситуация в образовании такова, что от педагогов требуется умение работать в изменяющихся условиях образовательной системы государства, учитывая при этом многообразие особенностей регионально-муниципальной системы образования, разрабатывать инновационные проекты и программы развития образования, прогнозировать и создавать индивидуализированные модели образования обучаемых, вести самостоятельное педагогическое исследование. Педагогу необходимо иметь такую подготовку, чтобы он мог распознавать потребности и ценности регионально-муниципальной среды, организовывать адекватно им свою деятельность и деятельность организующих субъектов образования согласно требованиям образования федерального уровня, руководствуясь при этом высокими духовно-нравственными идеалами и ценностями.
Все это предполагает необходимость реструктуризации содержания профессионального образования в вузе, институтах повышения квалификации и переподготовки педагогов.
Педагогический процесс реализации содержания профессионально-личностного становления и развития педагога в вузе, институте повышения квалификации, регионально-муниципальных центрах строится на основе системно-структурного подхода, объединяющего квалификационные требования к профессионализму педагога дополнительного образования, предусматривающего взаимодействие субъектов образования не только на уровне преемственности «высшее учебное заведение - институт повышения квалификации работников образования - информаци-
онно-методический центра - муниципальное образовательное учреждение», но и других заинтересованных субъектов развития образования: регионально-муниципальных отделов управления образованием и науки; структуры управления дополнительным образованием, молодежными центрами, школами, учреждениями администрации; общественных организаций.
Становление профессионализма педагога в системе непрерывного образования может быть богаче и глубже по содержанию и направленности, если структурные составляющие профессионализма (ценностная, интеллектуальная, информационно-коммуникационная, методическая, технологическая и рефлексивная) будут ориентированы на целостное профессиональное личностное развитие педагога, где духовно-нравственное воспитание является системообразующей движущей силой данного процесса. Лишь в этом случае может быть обеспечено целостное развитие личности педагога как профессионала, духовного вдохновителя педагогической общественности к воспитанию подрастающего поколения.
Таким образом, ведущей идеей концепции является становление профессионализма педагога, управляющего развитием образования в муниципальных образовательных учреждениях, в процессе творческого освоения отечественной педагогической культуры; осмысления традиций и перспектив регионально-муниципальной системы образования; прогнозирования, проектирования и реализации инновационных преобразований в подготовке педагогов к новациям в конкретном муниципальном образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Петренко А.А. Профессиональное становление педагога, управляющего развитием образования. - М.: АПКиППРО, 2007. - 160 с.