УДК 371.30
А.А.Петренко
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
The problem of becoming a teacher-professional as a subject of development of modern education is represented. Trends of professionalism formation, that are connected with improvement of education content, mastering person-oriented learning techniques and use of information and communications technologies, are studied.
Повседневная практика убедительно доказывает, что успешность развития образовательной сферы сегодня в существенной мере зависит от того, насколько современный педагог развит не только как профессионал, но и как личность. Особенно сложным является формирование у педагога мировоззренческих представлений, взглядов и убеждений в области профессиональной деятельности и соответствующего самоопределения себя как творческой личности. Антропоцентризм, гуманизм в воспитании педагога — доминирующие идеи в философско-педагогическом наследии ученых отечественной педагогической культуры (Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, И.А.Ильина и др.). Современные ученые (Б.Г.Ананьев, Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, В.А.Сластенин и др.) признают необходимость развития ценностно-целевых устремлений личности педагога через гуманистическую образовательную парадигму, выражающуюся в уважении к личности, в осуществлении личностно-ориентированной педагогики, в установлении субъект-субъектных взаимоотношений между обучаемым и обучающимся. Так, по определению В.А.Сластенина, стратегией педагогического образования является «становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением» [1]. Все это свидетельствует о том, что проблема общекультурной и профессиональной подготовки педагога является педагогической ценностью для современной системы образования.
В нашем исследовании данной проблемы в системе непрерывного образования на базе Рязанского государственного университета, областного института развития образования, муниципальных методических центров и образовательных учрежде-
ний Рязанской области были выявлены ведущие тенденции профессионального становления педагога в реальной педагогической практике. Данные исследований подтверждают, что ориентация вузов, других образовательных учреждений на поиск подходов к формированию духовно-нравственной личности педагога становится одной из важнейших задач современной системы образования. Особенности образовательной системы, сложившейся в конкретном вузе, обуславливают характерные для данного вуза варианты решения задач становления и развития личности педагога. Так, в Рязанском государственном университете им. С.А.Есенина успешно действует факультет русской филологии и национальной культуры, миссия которого — не только подготовка педагога-предметника, но и специалиста, обладающего национальным самосознанием, способного приумножать ценности отечественной культуры. Вместе с тем можно выделить общие для всех вузов, инвариантные тенденции в формировании профессионализма педагога, воспитании у него высоких духовно-нравственных личностных качеств. Выделение таких тенденций необходимо для их анализа и последующей корректировки образовательного процесса в достижении цели профессионального становления и личностного развития педагога в вузе, институте повышения квалификации, муниципальном методическом центре. Анализ процесса профессионального становления педагога в системе непрерывного образования (вузовского, послевузовского) выявил следующие тенденции.
1. Обогащение образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры.
2. Повышение качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий.
3. Использование информационных технологий в образовательном процессе.
Раскроем эти тенденции подробнее.
Тенденция первая. Сегодня отчетливо наблюдается обогащение вариативных образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры. «Содержание базового педагогического образования является отражением измерений бытия человека в его деятельности в природе, обществе и культуре. Сущностная характеристика такого отражения — целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом психолого-педагогических, социо-гуманитарных, культуроведческих и специальных дисциплин, взаимодействующих на базе философско-антропологической методологию. При этом педагогическое образование выступает подсистемой социума, «вписанной» в метасистему культуры, которая осваивается будущим педагогом в историко-культурном контексте и в современных формах как закономерноорганизованный процесс» [2].
Совершенно очевидно, что отечественный педагогический опыт, духовно-нравственные ценности русской культуры должны стать достоянием педагога-профессионала. В реально существующей системе образования в вузах педагогические, духовные, творческие ценности бытия человека, представленные в педагогической культуре России, находят свое место в учебных дисциплинах психолого-педагогического цикла: педагогике, психологии; в курсах по философии, философии образования, культуроведению. Так, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, И.А.Ильина и других мыслителей и ученых, представленные в курсах педагогики, философии, дополняют и актуализируют современные аксиологические подходы в воспитании и развитии личности, раскрывают глубинные внутренние процессы духовного самосовершенствования и самовоспитания, столь важные для педагога.
В структурах системы непрерывного образования (вузах, институтах повышения квалификации педагогов, научно-методических центрах) процесс развития духовно-нравственной сферы личности пе-дагога-профессионала зависит от ценностных ориентаций педагогического коллектива и профессиональной компетентности отдельных его членов. Эти обстоятельства определяют способы духовнонравственного воспитания личности педагога. Так, в Рязанском государственном университете открыт теологический факультет, действует центр православной культуры для студентов. В Рязанском институте развития образования ведется курс по христианской антропологии, духовно-нравственному воспитанию личности, а содержание учебных программ по специальностям обогащается гуманитарной составляющей. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на протяжении уже почти десятилетия существуют трехгодичные курсы подготовки педагогов к профессиональному
преподаванию основ православной культуры: целью курсов является приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры.
Анализ существующей практики в институтах повышения квалификации, методических центрах, образовательных учреждениях Рязани и области показывает, что в муниципальной системе образования имеются прекрасные разработки содержания образования, ориентированного на опыт национальнопатриотического воспитания и возрождение духовнонравственных ценностей отечественной культуры. Так, в содержании образования школ Рязанского региона включены региональный и муниципальный компоненты: курсы по краеведению — в каждой третьей школе, по истории и культуре Рязанского края — в каждой школе, мировая художественная культура — в 95% школ области, этика и эстетика, психология — в 30% школ, человековедение — в каждой второй школе.
Содержание работы в муниципальных образовательных учреждениях Рязани, Скопинского, Ши-ловского районов определяется задачами духовнонравственного развития и обучения педагогов основам рефлексивной деятельности, прогнозирования и проектирования собственной научно-методической и педагогической деятельности на основе антропологического и аксиологического подходов. С этой целью создаются временные творческие коллективы по разработке проектов, антропологические центры, методические службы, объединения и группы инициативных и творческих педагогов по овладению теоретическими основами отечественной педагогической культуры, по разработке образовательных проектов. Так, например, в школе №4 Скопинского района разрабатываются образовательные проекты, ориентированные на освоение духовно-нравственных национальных ценностей: «История Рязанского края Х — начала ХХ веков», «Рязанские святыни», «Путь к храму».
Таким образом, обогащение содержания образования в муниципальных образовательных учреждениях ведется за счет введения курсов и предметов, включающих знакомство с народными промыслами, обрядами, традициями, народными праздниками своего региона, освещающих особенности истории, культуры, природы, экономики и информационной культуры Рязанского края. В Касимове разработан уникальный регионально-муниципальный учебник «Касимов: город и человек», ориентирующий учащихся на приоритетные ценности региональномуниципальной среды и уважение к человеку как наивысшей ценности.
Все это говорит о том, что обогащение содержания образования в учебных планах, программах образовательных учреждений различного уровня, способствующих освоению ценностей отечественной педагогической культуры, интеграции антропологических, педагогических, философских знаний и представлений о личности педагога, учету потребностей конкретного образовательного учреждения, формируют у обучаемых мотивацию и создают базу самообразования и саморазвития.
Несомненно, такой подход в подготовке педагога эффективен, так как он имеет гуманную общекультурную направленность в содержании образования, а его фундаментом являются знания отечественной педагогической культуры, антропологии, формирующие осознанные представления о духовнонравственных, социальных, профессиональных ценностях общества.
Вторая тенденция состоит в том, что меняется качество организации образовательного процесса. Профессионализм педагога определяется его способностью технологично проектировать образовательный процесс относительно собственного саморазвития и развития обучающихся. Технологии этого типа предусматривают преобразование взаимодействия педагога и учащихся в личностно-равноправные, субъектно-деятельностные, индивидуализированные отношения. Такое преобразование связано с тем, что педагог-ученый, педагог-практик не столько учит, сколько актуализирует мотивацию учащихся, стимулирует обучаемого к общему и профессиональному развитию и самообразованию, создает условия для развития слушателя. А это требует включения во взаимодействие демократичных, гибких форм общения педагога и обучаемых.
Вариативность личностно-ориентированных технологий образования в большинстве образовательных учреждений сегодня очевидна. Это «обеспечивается посредством следующей совокупности пси-холого-педагогических условий: становление личностно-творческой концепции педагогической деятельности; развитие рефлексивной и субъективной позиции учителя; включение учителя в инновационную деятельность; ориентация на прогрессивный вариант личностно-творческой самореализации; восхождение отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) в системе; от типовых технологий к личностно-креативным и другое» [3]. Исследовательская деятельность педагогов в образовательных учреждениях, совместная деятельность педагогов школ, вузов, института повышения квалификации, проблемные выездные заседания, специализированные семинары, творческие конкурсы, организационно-деятельностные и деловые игры, научные конференции являются для многих учреждений традиционными формами работы, которые способствуют самореали-зациии педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Образовательные технологии, ориентированные на учет личностных особенностей обучаемых, способствуют самоутверждению педагога в его профессионально-педагогических ориентирах, соци-
альных, профессиональных, жизненных ценностях и идеалах, создают предпосылки самообразования, самовоспитания и творчества в инновационной профессиональной деятельности.
Третья тенденция. Использование информационных технологий в образовательном процессе существенным образом влияет на выбор методов и форм педагогической деятельности. Развитие профессиональных умений педагога в информационнокоммуникационной деятельности обусловлено реализуемой с 2001 г. Федеральной целевой программой информатизации образования, предполагающей овладение всеми работниками образования современными информационными технологиями. Умение работать с компьютером делает образовательное пространство чрезвычайно широким. Сущность интернет-общения заключается не только в переписке по электронной почте, но и в участии в конференциях, семинарах, «круглых столах» в режимах on-, off-line. В настоящее время интерактивные формы делового общения развиваются достаточно активно: всероссийский августовский педсовет уже несколько лет проводится в режиме on-line. В России созданы и активно развиваются электронные образовательные порталы по гуманитарным, естественнонаучным, экономическим, юридическим специальностям, портал общего среднего образования и др.; функционируют и постоянно пополняются электронные библиотеки; создаются тематические страницы, посвященные актуальным проблемам развития образования на различных сайтах вузов, академий, кафедр. Использование сетевых информационных ресурсов, введение дистанционного обучения актуализирует развитие информационно-коммуникационной компетентности педагога.
Таким образом, выявленные нами ведущие тенденции профессионального становления современного педагога раскрывают ориентиры направленности образовательного процесса, предусматривающего создание необходимых педагогических условий формирования творческой личности специалиста, способного к научно обоснованной педагогической деятельности, обладающего духовно-нравственными ценностями отечественной культуры.
1. Сластенин В. А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры // Сб. науч. тр. МПГУ. М.: Прометей, 1997. С.3.
2. Там же. С.15.
3. Там же.