ции // Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006г. № 1760 - p.: http:// www.,mon. gov. т / news / announce / 3318.
17. Усатая, Т. В. Проектное образование в техническом университете / Т. В. Усатая // Известия Челябинского научного центра, вып. 2(19), 2003. -С.117-119.
18. Шаипова, Т. Б. Роль компетентностного подхода в социализации личности / Т. Б, Шаипова // Повышение качества высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием: в 2 ч. Ч 2. - Красноярск : СФУ, - 2007. - 392 с.
19. Щенпиков В. П. Сознание как общественная детерминанта: Автореф. дис. ...д-ра филос, наук. - Екатеринбург, 1992. - 45с.
20. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Дис....д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000.-302с.
УДК 371.30
А. А. Петренко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Проблема поиска путей обновления и развития образовательного процесса, направленного на формирование профессионализма педагога во всех составляющих компонентах (ценностном, образовательном, информационно-коммуникационном, методическом, технологическом, рефлексивном), разработанных в нашем научном исследовании, потребовало определения соответствующих педагогических условий. Педагогические условия процесса формирования профессионализма педагога в развивающемся регионально-муниципальном образовательном пространстве нами были внедрены в практику Рязанского государственного университета, Рязанского областного института развития образования, муниципальных образовательных учреждений Рязанской области и города Рязани.
В процессе экспериментальной работы нами решались следующие задачи:
• обеспечение условий взаимосвязи отечественной педагогической теории и практики современной педагогики в учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности обучаемых;
• учет регионально-муниципальных требований к рынку образовательных услуг и адаптация их в образовательном процессе;
• создание условий для творческого развития личности педагога, реализация их профессиональных и духовных потребностей;
• содействие адаптации педагогов к разнообразным видам профессиональной педагогической деятельности в различных видах образовательных учреждений;
• формирование у педагогов умения ориентироваться в методологических основах образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях;
» формирование предпосылок саморазвития и самовоспитания личности педагога.
Для реализации данных задач определены следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования и развития профессионализма педагога в развивающемся регионально-муниципальном образовательном пространстве инновационной системы:
• системная направленность образовательного процесса муниципальных образовательных учреждений на воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и кросс-культурное образование;
• определение иерархии ценностей, актуализация высоких духовных и нравственных ценностей национальной культуры (патриотизм, приоритет духовности над материальным, служение Отечеству и др.);
• обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогических потенциалов образования в сферах знаний антропологии, мировоззренческих вопросов бытия человека в мире, организации его жизнедеятельности (идеалы бытия, значимости человека в выборе способов и путей достижения профессионально-педагогических целей и задач и др.);
• открытость знаний для внедрении инноваций в теорию и практику профессиональной деятельности в конкретном образовательном пространстве;
• интеграция теории и опыта достижений современной и исторической отечественной педагогической культуры в отборе содержания и обеспечении технологических основ соответствующего образовательного процесса;
• реализация личностно-ориентированных технологий обучения, предусматривающих развитие свободы субъектной творческой деятельности обучаемых;
• интеграция учебной, научно-исследовательской и практической деятельности по приобщению педагогов к профессиональным педагогическим ценностям российской культуры на уровне интериоризации внешнего во внутреннее посредством организации «единства типов впечатлений» (Н. А. Бердяев) [2].
Данные педагогические условия были выстроены в соответствии с теми исходными теоретическими положениями, которые были определены в гипотезе нашего исследования, в его концепции. На регионально-муниципальном уровне муниципальным образовательным учреждениям приходится са-
мостоятельно решать практически все задачи реализации федеральных законов, положений и программ с учетом местных особенностей. При этом возникает необходимость учета потребностей разных слоев населения в образовательных услугах и ориентации на накопленные ресурсы в регионально-муниципальной системе образования. В этих условиях особую остроту приобрела проблема преодоления противоречия между потребностью в развитии муниципальных образовательных систем образовательного пространства региона, города, района и недостаточной профессиональной подготовленностью педагогов, управляющих этим развитием в изменяющихся социально-экономических условиях. Усложнение содержания и технологии деятельности педагога в системе регионально-муниципального образования приводит к потребности в самообразовании и саморазвитии в процессе инновационной педагогической деятельности. Вследствие этого системная направленность образовательного процесса муниципальных образовательных учреждений на воспитание духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и кросс-куль гурное образование является необходимым условием формирования профессионализма педагога. Исследование проблемы приобщения педагогов к профессиональным духовно-нравственным ценностям является актуальной. Необходима определенная педагогическая система, выстроенная в соответствии и на основе теории и опыта отечественной педагогической культуры. При этом, если педагог заимствует ценности, ориентиры педагогической профессии отечественной культуры в изменяющихся условиях регионально-муниципального образования, то он становится субъектом своего саморазвития. Осуществление реальной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей и современных требований к профессионализму педагога в системе развивающегося регионально-муниципального образовательного пространства зависит от наличия его способности к самовоспитанию, самоорганизации и саморегуляции в изменяющихся условиях образования.
Решение проблемы личностного становления и развития педагога требовало исследования возможностей взаимосвязи теории и практики отечественной педагогической культуры и современной педагогики с целью их взаимообогащения имеющимися достижениями и разработке на этой основе инновационной образовательной системы по подготовке педагога к профессиональному управлению образовательным процессом. Определение иерархии ценностей, где главенствующими выступают высокие духовные и нравственные ценности национальной культуры (патриотизм, приоритет духовности над материальным, служение Отечеству и др.) является важнейшим из условий проектирования образовательного процесса. «Духовное совершенствование как процессуально-результативный компонент, выстраивающий духовные ценности в иерархическую систему согласно личностному смыслу и устремленности к высоким идеалам Добра, Истины и Красоты в иерархическую систему ценностных ориента-
ций, проявляющихся в позиции и стиле духовности педагога» [ 1; 7] свидетельствует о саморазвитии педагога и выступает условием успешного решения профессиональных и жизненных проблем.
Результативность реализации задач воспитания и образования, определялась обеспечением органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогических потенциалов образования в сферах знаний антропологии, мировоззренческих вопросов бытия человека в мире, организации его жизнедеятельности (идеалы бытия, значимости человека в выборе способов и путей достижения профессионально-педагогических цепей и задач и другие). В представлении основополагающих идей отечественных педагогов-философов, в русской культуре обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и педагогического потенциалов образования предопределяет разрешение противоречия между потребностью в сохранении и приумножении духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в содержании образования и проблемой глобализации образования. Это педагогическое условие актуализирует и мотивацию познавательной деятельности педагогов в сферах знаний отечественной педагогической культуры, философии, антропологии, мировоззренческих вопросах бытия человека в мире и современных тенденциях развития образования, освещающих проблемы значимости человека в его выборе способов и путей достижения конкретных педагогических целей и задач, его ценностных ориентаций, создает предпосылки самообразования, самовоспитания, саморазвития личности.
Задача внедрения инноваций в муниципальные образовательные учреждения состоит в том, чтобы наделить регионы и муниципальные территории правом и возможностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-историческими и другими особенностями. Открытость знаний в этих условиях ориентировано на использование регионально-муниципального многообразия субъектов образования, уход от прежней унитарности образовательного пространства.
Для реализации условия открытости знаний для внедрения инноваций в теорию и практику профессиональной деятельности в конкретном образовательном пространстве необходимо:
- обновление содержания образования, наполнение его компонентами регионального и муниципального уровня;
- обеспечение полифункциональности в деятельности педагога через усиление его подготовки в сфере знаний информационно-аналитических, проектно-прогностических, планирования и программирования;
- обучение педагогов разработке программы развития определенной региональной, муниципальной системы образования и ее образовательных учреждений, образовательных проектов и моделей развития обучаемых;
обеспечение системности в обучении; научное руководство со стороны высших учебных заведений;
- организованное консультирование педагогов.
Интеграция теории и опыта достижений современной и исторической отечественной педагогической культуры в отборе содержания и обеспечении профессионально-педагогических знаний технологических основ соответствующего образовательного процесса есть условие реализации принципа комплексного подхода к организации научно-педагогического исследования и опытно-экспериментальной работы в разработке проектов совершенствовании содержания образования и технологии его реализации в образовательном процессе. Это обогащает и совершенствует образовательный процесс профессионального, личностного становления педагога. Представление знаний о сущности человека в его целостности в философии, педагогической антропологии, психологии, социологии и выявление путем исследования и анализа того, что является значимым и важным, позволяет осуществлять процесс разработки проектов совершенствования содержания образования и технологии его реализации в образовательном процессе, где образовательный, методический, технологический и рефлексивный компоненты профессионализма педагога тесно взаимодействуют. Органическая взаимосвязь философско-культурологического и собственно педагогического потенциала образования является условием обеспечения принципа целостности образовательного процесса инновационной системы и, в то же время, условием формирования у обучаемых потребности обращения к профессиональным педагогическим ценностям российской культуры на уровне интериоризации внешнего во внутреннее при интеграции учебной, научно-исследовательской и практической деятельности, развития рефлексии. Так, в содержании образования знания отечественных педагогов-философов, современных педагогов о человеке, о закономерностях развития личности, его духовной сфере и развитие собственных технологических способностей для проектирования образовательного процесса, соответствующего этим знаниям, активизируют познавательные способности обучаемых, и таким образом, формируют у них предпосылки профессионального духовно-нравственного самообразования и самовоспитания.
Целостность образовательного процесса обеспечивается ориентацией на процессы осмысления философско-культурного наследия и выбору его в качестве ориентира при осуществлении профессиональной деятельности.
Условие реализация личностно-ориентированных технологий обучения, предусматривающих развитие свободы субъектной творческой деятельности обучаемых обеспечивает реализацию принципа творчества в поиске инноваций и их внедрения в образовательный процесс с учетом особенностей окружающего образовательного пространства и побуждают личность к собственной активности в отношении самообразования и само-
воспитания. Самообразование и самовоспитание в этих условиях становится фактором развития личности, его самореализации и саморазвития в творческой деятелвности. Целенаправленный процесс становления и развития профессионализма педагога в условиях реализации личностно-ориентированных технологий возможен при четком определении профессиональных потребностей педагога в знаниях и умениях обеспечения качественного образования; эффективных технологиях проектирования педагогической деятельности; методах диагностики состояния образования и коррекции ее результатов; недостающей педагогической и научной информации, информационно-коммуникационных знаний: включающей философские, теоретические и практические обоснования достижению образовательных целей и другое. Удовлетворение этих потребностей предполагает развитие высокого профессионального уровня обучаемых, способностей вести самостоятельный научный поиск по обучению педагогов исследовательской деятельности, разработке критериев результативности управленческой и педагогической деятельности. Динамично развертывающийся в муниципальных образовательных учреждениях образовательный процесс ставит перед педагогом новые задачи, требующие развития умений адаптировать, модифицировать методы и приемы своей деятельности применительно к конкретным педагогическим условиям. Практическое решение этих задач органично включает педагогов в самообразование и самовоспитание в области своей профессиональной компетентности.
Интеграция учебной, научно-исследовательской и практической деятельности по приобщению педагогов к профессиональным педагогическим ценностям российской культуры на уровне интериоршации внешнего во внутреннее посредством организации «единства типов впечатлений» [2] предполагает формирование у него устойчивой потребности и мотивации к самообразованию, умений осуществления преобразовательных действий в образовании, соответствующих профессиональнопедагогическим ценностям российской культуры; развитие критического анализа, способности рефлексии и самопроектирования.
Информационно-коммуникационный и технологический компонент в развитии процесса профессионализации включается путем преодоления противоречия между бурным развитием информационно-образовательных систем и недостаточной профессиональной готовностью педагогов к их адаптации и эффективной реализации в целях развития инновационных образовательных процессов в муниципальных образовательных учреждениях. Разрешение этого противоречия требует: непрерывного системного образования педагогов с опорой на личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы; формирование у них потребности в саморазвитии на основе учета личностных интересов каждого, обучение владению информационно-коммуникативными средствами в образовательном процессе; рефлексии собственной деятельности. Педагог должен уметь пра-
вильно ориентироваться в требованиях регионально-муниципальной системы образования, соотносить их содержание со своей активностью и способностями, прогнозировать и проектировать пути их развития в соответствии с возможностями и потребностями социокультурной среды. При этом, если педагогические действия рефлексивно осознаются и педагог заимствует ценности, ориентиры педагогической профессии в новых условиях регионально-муниципального образования, то он становится субъектом своего саморазвития. Осуществление реальной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей и современных требований к профессионализму педагога в муниципальных образовательных учреждениях зависит от наличия его способности к самовоспитанию, самоорганизации и саморегуляции в изменяющихся социокультурных условиях.
Реализация представленных педагогических условий направлена на развитие способностей педагога: познавательных (овладение социокультурных, методологических, педагогических, антропологических, информационнокоммуникационных и рефлексивных знаний и умений в профессиональной деятельности); технологических (исследование и диагностирование актуальных и малоразработанных проблем в регионально-муниципальной системе образования, в том числе, с помощью компьютерных средств; прогнозирование и проектирование ее развития); практических (обеспечение развития регионально-муниципальной системы образования с учетом особенностей образовательного пространства региона и возможностями информационно-коммуникационных средств); рефлексивных (самоанализ, самооценка, самоконтроль) и ценностных (ориентация на духовно-нравственные ценности в профессиональной деятельности, приоритет духовного над материальным)(табл.).
Таблица
Влияние педагогических условий па развитие профессионализма педагога
Ледагогичесюге условия Профессионализм педагога
1 2 3 4
1. Системная направленность образовательного процесса муниципальных образовательных учреждений на восни-тание духовнонравственных ценностей отечественной культуры и кросс-культур-ное образование Проектирование развития системы образования, адекватной потребностям регионально-муниципальному образовательному пространству Оценка состояния деятельности системы образования в регионе. Проектирование системы деятельности муниципального образовательного учреждения на основе теории и опыта отечественной педагогической культуры Самообразование в области духовно-нравственных национальных ценностей и самовоспитание чувства ответственности за результаты деятельности.
Продолжение таблицы
1 2 3 4
2. Определение иерархии ценностей, где главенствующими выступают высокие духовные и нравственные ценности национальной культуры (патриотизм, приоритет духовности над материальным, готовности служения Отечеству и ближнему и другое) Обновление содержания образования на основе отечественной культуры. Развитие и сохранение традиций и духовно-нравственных ценностей и опыта поколений. Духовное совершенствование. Творческое отношение к труду, Наличие идеалов, духовных ориентиров в педагогической деятельности Саморазвитие профессионализма в муниципально-образовательном процессе при проектировании собственной деятельности.
3. Обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогических потенциалов образования в сферах .знаний антропологии, мировоззренческих вопросов бытия человека в мире, организации его жизнедеятельности (идеалы бытия, значимости человека в выборе способов и путей достижения профессионально-педагогических целей И задач и другие) Удовлетворение информаций! Л1ых запросов в сферах знаний антропологии, философии, отечественной педагогической культуры. психологии Создание различных моделей обучения, образовательных программ, освещающих мировоззренческие проблемы бытия человека и современные тенденции развития образования, Самообразование, расширение его возможностей
4, Открытость знаний для внедрения инноваций в теорию и практику профессиональной деятельности в конкретном образовательном пространстве. Обновление содержания образования за счет использования регионально-муниципальных особенностей. Разработка регионального и муниципального компонента образования Разработка программ развитга муниципальных образовательных учреждений, образовательных проектов и моделей развития обучаемых. Формирование готовности к внедрению инновационной деятельности в муниципальных образовательных учреждениях
5. Интеграция теории и опыта достижений современной и исторической отечественной педагогической культур в отборе содержания и обеспечении профес-сиона ль но-пе дагогичес-ких знаний технологических основ соответствующего образовательного процесса. Разработка проектов совершенствовании содержания образования и технологии его ре-алиизации в образовательном процессе Формирование потребности обращения к профессиональным педагогическим ценностям на уровне интерио-ризации внешнего во внутреннее Осознание ценностей профессиональной деятельности на основе Отечественной педагогической культуры. Рефлексия своей деятельности и образовательного процесса.
6. Реализация личност-ио-ор иентированных технологий обучения, предусматривающих развитие свободы субъектной творческой деятельности обучаемых Постановка диагно-стичных целей образования. Определение профессиональных потребностей педагога Разработка эффективных технологий проектирования педагогической деятельности. Реализация новых функций педагога. Системность в обучении, личностно-ориентированный, деятельностный подход в обучении.
Окончание таблицы
I 2 3 4
7. Интеграция учебной, научно-исследовательской и практической деятельности по приобщению педагогов к профессиональным педагогическим ценностям российской культуры на уровне интериоризации внешнего во внутреннее посредством организации «единства типов впечатлений». Учет интересов личности и социокультурной среды в системе образования. Развитие личности. Повышение значимости отечественной культуры как средства развития личности. Расширение взаимодействий с другими учреждениями наука, культуры. Осознание ценностей профессиональной деятельности. Формирование устойчивой потребности и мотивации к самообразованию, само-проекгированию, рефлексии, самовоспитанию
Таким образом, обеспечение вышеперечисленных педагогических условий и включение в действие механизмов саморазвития профессионализма педагога являются ориентирами организации образовательного процесса, которые необходимо решать в муниципальных образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Араповская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская// Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 115-119.
2. Бердяев, Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. - М.; - Книга. - 1991. - 445 с.
УДК 371.234:178
С. В. Бунин, В. А. Беловолов
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В выполнении задач, поставленных перед военнослужащими важное место занимает процесс их обеспечения. Наряду с боевым, техническим, тыловым обеспечением служебными документами предусмотрено и морально-психологическое, составным элементом которого является психологическое обеспечение.
Проблема психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих зародилась еще в начале IX века и в своем развитии прошла ряд закономерных этапов.