ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей», - писал в свое время К.Д. Ушинский в работе «О нравственном элементе в русском воспитании, предвосхищая активно обсуждаемую проблему современной педагогической науки - как достичь высокого профессионально-педагогического уровня 1. Современность, выдвигая новые цели и ценности в образовании, новые требования к профессиональной подготовке педагога, обращается к аналогиям из отечественной педагогической культуры, где профессионализм или педагогическое мастерство учителя понимается как стремление педагога к практическому воплощению неких идеалов. Личностное осознание профессионализма, признание его педагогическим сообществом, обществом и государством, результаты собственной рефлексии педагогической деятельности - все это уровни значимости профессиональной компетентности, проявляющиеся не только сегодня, но и имевшие место в прошлом. Без отслеживания этих составляющих невозможно говорить о состоятельности педагога как профессионала.
В России в середине XIX - начале ХХ века сложилась определенная традиция взглядов отечественных ученых на роль и свойства личности в идеальной их интерпретации. Идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.А. Ильина, святителя Феофана Затворника Вышенского, современных ученых-педагогов представляются нам наиболее интересными и весьма актуальными и значимыми для подготовки педагога, ориентированного на воспитание учащихся в данной трактовке, но уже в современных условиях.
Объединяющей педагогов-философов отечественной педагогической культуры идеей о сущности подготовки учителя является идея о невозможности стать профессиональной личностью без духовно-нравственного воспитания, без приобщения к духовно-нравственным ценностям бытия (ценности самой личности, признание ее самоценности, служение долгу, истине, красоте, любовь к своему Отечеству, к ближнему, свобода воли, структурированные относительно высших ценностей), без общечеловеческой направленности образования, духовных и национальных традиций отечественной культуры
1 Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избр. пед. соч. -М. : Педагогика, 1968. - С. 246.
и народа, самосовершенствования и духовного саморазвития путем личностного преодоления собственных негативных проявлений, самообразования и самовоспитания к развитию «чувствований» в глубинах «внутреннего мира» сообразно «абсолютным ценностям» и другое, а также идея о целостности личности, ее духовной сущности, взаимосвязи физического, психического, социального и духовного. Данные идеи выступают методологическими ориентирами структурирования образовательного процесса, направленного на воспитание и развитие профессиональной и духовно-нравственной сферы личности. Все это предполагает при проектировании образовательного процесса акцентуировать методологический принцип целостности: системный анализ знаний о сущности личности, его духовно-нравственном воспитании и профессиональном развитии в философии и истории образования, педагогической антропологии, педагогической отечественной культуре; рассмотрение сущности образовательного процесса, ориентированного на профессиональное воспитание и становление личности педагога, в диалектическом единстве составляющих его компонентов в условиях непрерывного педагогического образования. Кроме того, творчество (духовный и практический уровень) признается всеми представленными в исследовании учеными в качестве мощного фактора развития как самой личности педагога, так и образовательного процесса средством повышения профессионального уровня педагога, позволяющим воплотить в жизнь идеи и идеалы, сделать их действенными и достижимыми. Технология образовательного процесса, ориентированного на формирование творческой профессиональной сферы личности педагога, также строится в соответствии с методологическими принципами, выведенными на основе анализа методологических подходов отечественных педагогов-философов к организации процесса воспитания человека. Так, принцип индивидуально-творческого подхода к организации учебнопознавательной деятельности обучаемых (наиболее ярко выраженный у Н.А. Бердяева и характеризующий процесс самосозидания как процесс свободного творчества) предполагает индивидуализацию процесса обучения не только на уровне личностно-деятельностного подхода, но прежде - на уровне личностного переживания, что является необходимым условием самореализации личности и интериоризации формируемых знаний и базовых профессиональных ценностей во внутренний мир личности.
В то же время у каждого свое, своеобразное представление об интеллектуальных ценностях: Н.И. Пирогов важным педагогическим средством самопознания и самосознания признает воспитание, К.Д. Ушинский -идентификацию с опытом и культурой своего народа, Н.А. Бердяев - глубокое внутреннее самосозидание, В.В. Зеньковский - целостное мировоззрение, И.А. Ильин - личный духовный и жизненный опыт, Феофан Затворник Вышенский - внутрь-пребывание сердца, очищение и самоизме-
нение. Методологический принцип взаимосвязи познавательной и преобразующей учебной деятельности предполагает стимулирование самопознания и самосознания, овладения личностью приемами самоорганизации, самоанализа в целях самоуправления и достижения задач самореализации на уровне личностного и общественного развития. Противоречивыми являются взгляды педагогов о роли социализации: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский выступают за учет влияния окружающего общества на личность и использование ее национального, культурного, творческого потенциалов в развитии и воспитании ученика и подготовке профессионального педагога, тогда как взгляды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина на свободное волеизъявление личности, ее самоопределение несколько умаляют роль общества в становлении и духовном росте человека либо представляют только негативное, «пагубное» влияние «мира» (Н.А. Бердяев, Феофан Затворник Вышенский) на формирование личности. На наш взгляд, профессиональная нравственная личность педагога формируется в условиях единства и целостности восприятия культуры своего ближайшего социального окружения (прошлого и настоящего в диалектическом представлении) и творческой познавательно-практической деятельности по освоению опыта социокультурной среды на индивидуальном уровне в образовательном и воспитательном процессе.
Несмотря на имеющиеся особенности, акценты в представлениях пе-дагогов-мыслителей об идеальном педагоге, их взгляды объединяет глубокое уважение к личности, приоритет духовных начал и общечеловеческих ценностей в ее профессиональном становлении, признание зависимости от окружающей социокультурной среды.
Единство и взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и практической профессионально-педагогической субъектной деятельности обучаемых в условиях диалогического общения со всеми участниками образовательного процесса в многообразии его форм и методов определяет активность личности в ее духовно-нравственном самовоспитании и саморазвитии.
Таким образом, ведущей методологической основой исследования процесса профессионального становления и развития личности педагога является идея не просто уважения личности в данном процессе, но и признание ее самоценности (как в христианстве), которое состоит в том, что человек не может и не должен подвергаться никакому насилию, унижению и строить отношения с другими людьми исходя их этого основополагающего положения.
Определяя сущность и содержание характера образовательного процесса, различные ученые-педагоги выделяют наиболее значимые черты характера педагога. Так, священнослужители видят таким идеалом Творца (Бога), а следовательно, стремление педагога приблизиться и соответствовать обра-
зу Божьему является основополагающим. Педагоги XIX - начала XX века (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин) делают акцент на то, как ориентировать и воспитывать человека. Педагоги советского перио-даориентируют на воспитание человека (И.П. Иванов), где коллектив - ведущее звено в воспитании личности (А.С. Макаренко), либо где личность и коллектив - равнозначны и человек является субъектом воспитания (В.В. Сухомлинский), что развивает гуманистические идеи в педагогике, признавая значимость духовно-нравственного начала. Анализируя характерные черты педагога, выделенные в российской отечественной культуре, можно структурировать их в компонентах личности педагога (см. рис.).
Ядром сущностных сил личности педагога, как видно из рисунка, являются ее духовно-нравственные ценности. Они могут олицетворять собой образ высокодуховной и высоконравственной личности, вобравшей в себя ценности национальной, патриотической культуры, основанные на глубоком уровне внутреннего самосознания человека, для которого высокие духовные ценности и ориентиры по своей сути неизменны и абсолютны (о смысле бытия, доминантности добра, совести, красоты) и служат основой становления и развития личности во всех отношениях: профессиональном, социальном, волевом и др. Все это говорит об актуализации духовных ценностей педагога, о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие профессиональной сферы личности учителя и подготовке его к воспитанию учащихся, к чему и призывают нас философы-педагоги русской отечественной культуры.
Периферийными по отношению к ядру духовно-нравственной структуры личности являются другие компоненты: интеллектуальный (1), творческий (2), профессионально-действенный (3) и социально-пове-денческий (4). Так, содержательная сторона интеллектуального компонента (1) включает: знания и представления о процессе самопознания и самоопределения человека в социокультурном мире, в профессии; знания и умения обращаться к самоанализу и самооценке, владение приемами рефлексии; знания о целостности личности и роли ее самовоспитания и саморазвития.
Творчество
(2)
Рис. Структурные компоненты личности педагога-профессионала
Творческая атмосфера образовательного процесса формирования личности педагога (2) создает благоприятную психолого-педагогическую ауру вокруг его личности и как бы впитывается ею и таким образом становится одним из компонентов, составляющих важную созидательную силу обучаемого. Профессиональная деятельность при этом может рассматриваться как специфический вид деятельности, в процессе которой формируются творческие потенциалы личности учителя, формируется мировоззрение и отношение к окружающему миру на субъектном уровне. Состояние социокультурной среды в образовательном пространстве, гуманистическая направленность образовательного процесса (реализация личностно-деятельного подхода в обучении педагогов на уровне творческой поисковой деятельности в многообразии ее видов), духовно-нравственный и творческий потенциал педагогов, организующих образовательный процесс, - все это составляющие данного компонента, который по
своей сути является мощным фактором становления и развития личности педагога.
Профессиональный компонент (3) личности педагога может быть представлен составляющими его структурными единицами педагогической деятельности: образовательными, методическими, технологическими, рефлексивными; способностями и умениями осуществлять педагогическую деятельность на основе ее целесообразности и духовно-нравственной ориентированности.
Компонент социализации (4) предполагает наличие умений прогнозировать и конструировать образовательный процесс с учетом национальных особенностей системы образования региона, взаимодействовать с людьми на основе многообразных технологий обучения и развития человека; умений вступать во взаимоотношения с социокультурной средой, характеризующейся различными культурами и системами ценностей; наличие способностей к самоуправлению в аспекте потребностей национально-образовательной среды (ее регионально-муниципальных запросах).
Механизм функционирования представленных компонентов личности есть процесс определенным образом интегрированной взаимосвязи. И особенности его развития зависят от организации образовательного процесса, который всегда имеет пролонгированную направленность, но в каждый конкретный период представлен теми целевыми установками, которые определяют его протекание в тот или иной момент времени.
В зависимости от имеющейся целевой ориентации организуется педагогическая деятельность по развитию какой-либо определенной сферы личности. Если же такого не происходит, то влияние на эту сферу будет лишь сопутствующим, косвенным и не иметь действенного значения для ее развития. Примером тому может служить преобладающая предметная направленность образовательного процесса в вузах, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, регионально-муниципальных методических службах, образовательных учреждениях, следствием которой стало отчуждение педагога-методиста от учителя, учителя от ученика, педагога от культуры отечественной педагогики, духовно-нравственной и национальной традиции, утрата культуросообразной функции образования.
Таким образом, процесс профессионального развития может рассматриваться с нескольких позиций, в основе которых может быть социальная сфера жизнедеятельности педагога, либо его самопознание и самосознание, либо творческая активность или профессиональная подготовка, где связующей основой является духовно-нравственная сфера личности.
Процесс профессионального развития личности мы рассматриваем как целостную педагогическую систему, формирующую у личности образ профессиональной деятельности и в то же время преобразующую саму сущность личности, ее профессиональную, творческую, духовную, социальную, рефлексивную структуры. В отличие от традиционного толкования понятия педагогического процесса как целостности, объединяющей и систематизирующей процессы воспитания и обучения, каждый из которых характеризуется своими особыми целями и задачами, в нашем определении они имеют единую общую направленность - формирование желаемого образа педагога, его профессиональной деятельности и преобразование личности в гармоничном соответствии с этим образом.