Научная статья на тему 'Духовно-нравственные аспекты становления и развития профессионализма педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых'

Духовно-нравственные аспекты становления и развития профессионализма педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко А. А.

The article reveals spiritual and moral aspects of pedagogical professional work in the views of domestic educationalist scholars: F. Hermit of Vyshino, N.I. Pirogova, K.D. Ushinsky, V.V. Zenkovsky as a basis of forming and development of pedagogical professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral aspects of pedagogical professionalism formation and development in domestic scientists' philosophical and pedagogical views

The article reveals spiritual and moral aspects of pedagogical professional work in the views of domestic educationalist scholars: F. Hermit of Vyshino, N.I. Pirogova, K.D. Ushinsky, V.V. Zenkovsky as a basis of forming and development of pedagogical professionalism.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные аспекты становления и развития профессионализма педагога в философско-педагогических воззрениях отечественных ученых»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

А.А. Петренко

Petrenko A.A. Spiritual and moral aspects of pedagogical professionalism formation and development in domestic scientists’ philosophical and pedagogical views. The article reveals spiritual and moral aspects of pedagogical professional work in the views of domestic educationalist scholars: F. Hermit of Vyshino, N.I. Pirogova, K.D. Ushinsky, V.V. Zenkovsky as a basis of forming and development of pedagogical professionalism.

На пороге ХХ1 в. происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются вариативные содержания образования и педагогические технологии, новые современные педагогические концепции и идеи. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Духовные аспекты профессиональной деятельности педагога приобретают особую значимость в условиях обесценивания духовнонравственных ценностей в молодежной среде, кризиса в экономической, социальной и других сферах. Это объясняется потребностью общества в высоконравственных высокопрофессиональных кадрах и имеющимся духовным потенциалом, традициями отечественной культуры, носителями которого выступают педагогические работники образования. Российские ученые педагоги, например, Б.Г. Ананьев рассматривает значимость духовного в профессиональном росте педагога через призму глубокой веры в универсальные способности и сущностные силы внутреннего мира человека. «Во... внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и притязаний, самооценки. Внутренний мир работает, и мера напряженности его работы (переработки опыта, выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения и т. д.) является показателем духовного богатства индивидуальности. Эффекты его работы путем экстериоризации проявляются в поведении и деятельности как продукты творчества, производящего ценности для общества.

Человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества» [1]. Серьезные исследования А.А. Деркача о «духовном акме» определяют это понятие как высший уровень духовного развития человека, который проявляется в самосовершенствовании личности и ее способности «экстериоризировать свой духовный опыт», что позволяет добиваться наилучшего результата, проявляя себя как личность и как субъекта деятельности [2]. Другой современный ученый - Е.В. Бонда-ревская выделяет в качестве основополагающих педагогических принципов всепроникающую творческую активность, любовь к родине и жертвенный характер общения с окружающим миром, самопознание и самосовершенствование, совесть как единственный критерий целесообразности и другие, которые в большей степени созвучны отечественной педагогической традиции и свидетельствуют о приоритете духовно-нравственных идеалов. Однако мнения современных ученых по этому поводу расходятся. Неоднозначные трактовки обусловлены неодинаковым пониманием роли и места духовных ценностей в системе воспитания и образования педагога. Так, например, большинство современных педагогов выступают за приоритет профессиональных ценностей, которые даже не затрагивают духовно-нравственную сторону личности учителя (Е.Н. Шиянов, З.Н. Равкина и др.). В этих условиях обращение к духовно-

нравственному педагогическому наследию отечественной культуры (Ф. Затворника Вышенского, Н.И. Пиро-гова.

К.Д. Ушинского) является необходимым условием возрождения гуманной педагогики в современном образовании.

Педагогические воззрения святоотеческого учения епископа Феофана Затворника Вышенского (1815-1894), в миру Георгия Васильевича Говорова, с 1857 г. ректора С.-Петербургской академии представляют особый интерес в духовно-нравственном профессионально-педагогическом аспекте. Его учение представлено в трудах «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Письма о духовной жизни», «Поучения» и другие. Святитель Феофан Затворник Вышенский рассматривает все стороны нравственной жизни христианина, ставшего на путь ко спасению, «который, по свойству, можно назвать так: обращение к Богу, самоисправление, очищение». Обращаясь к недостаткам процесса воспитания и образования, великий духовный педагог пишет об их истинных причинах: «причина этому в неведении целесообразного порядка воспитания, или в небрежении о нем. Воспитанники оставлены без внимания самому себе, по необходимости принимает направление превратные, ложные и вредные, сначала в домашнем быту, а потом во время обучения. Но и там, где воспитание совершается не без внимания и подчиняется известным правилам, оно оказывается нередко бесплодным и уклоняющимся от цели, по причине ложных идеалов и начал, на которых простраивается порядок его. Не то имеется в виду, не то поставляется главным, что должно, именно не Богоугождение, не спасение души, а совсем другое - или усовершенствование сил только естественных или приспособление к должностям, или годность к жизни в свете и прочее. Но когда не чисто и ложно начало, по необходимости утверждающее на нем не может вести к добру» [2]. В связи с данными негативными явлениями в миру, автор утверждает, что «мир сам теснит и гонит из себя как бы самим собою, именно тем, что не удовлетворяет или постыждает ожидания», потому, удаляясь от него и посвящая себя Богу в уединении рассудительный «скоро замечает обман и берется за ум» [2, с. 51].

Недостатками воспитания, по мнению святителя, являются «не направленное к одной цели развитие всех сил души, связанное с непониманием и невидением этой цели и путей ее достижения, что приводит к заботе только об образовании; совершенное забве-

ние духа, отсутствие страха Божия, молитвы, пренебрежение голосом совести» [2, с. 52]. Феофан Затворник признает образование, которое облагораживает сердце, а не только развивает ум: «надлежит развивать все силы души: ум, волю и сердце - и научиться следить за их развитием». По мнению святителя, научное образование должно строится на крепком фундаменте - на устоявшихся нравственных истинах в сердце и сознании человека. Примат духовности в образовании и воспитании обосновывается значимостью ценностных ориентаций личности в научном образовании, «руководительным началом» нравственных идей в жизни и образовании. Говоря о том, что может сделать школа для духовного блага своего питомца, духовный педагог указывает на следующие пути: просвещение ума и воспитание сердца как истинного центра духовной жизни. Стремление к совершенствованию в своих делах и внутренних расположениях является целью воспитания. Необходимыми средствами воспитания - внутреннее сосредоточение и уединение, труд... обычные упражнения богоугодной жизни. Потому дело воспитания есть тяжелый труд - образовать всего себя, все силы по-христиански. «Внутрь-пребывание есть, в истинном своем виде, условие истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно духовной жизни» [2, с. 280]. «Кто собран внутрь, видит все движения своих сил - видит и управить может. Горение же духа - сила и зрячесть и составляют истинный дух ревности, который из них слагается» [2, с. 281]. Великий педагог проповедует обращенность к внутренней деятельности не только своего ума, но, прежде всего, сердца, т. к. считает его источником всех истинно праведных дел. «Труд, напряжение, усилие скоро приведут к желанной цели; только не ослабевай, не прерывай, а все делай и делай, хоть плода и умения не видно. Годы пройдут без плода, а одна минута все даст неутомимому делателю в вертограде царства Христова, ради постоянства его в труде и усердия терпеливого» [2, с. 299]. Потому духовное делание для святителя есть постоянный и напряженный труд, сравнимый с подвижничеством.

В педагогическом наследии Пирогова Николая Ивановича (1810-1881 гг.) особое

место занимают идеи преимущественно гуманистической сущности человека. Эти идеи представлены в статьях «Вопросы жизни», «Быть и казаться», «Чего мы желаем», в брошюре «Университетский вопрос» и других работах. Ученый рассматривает развитие личности в ее биологической и общественной природе через примат воспитания над образованием. «Дело не в том, что преподавать, а как, - подчеркивал он. - ...Главное для учителя суметь изложить свой предмет именно так, чтобы ученик его усвоил.... докажите, что та или другая способность вашего ученика развилась посредством вашего способа преподавания... Правда, .это будет зависеть от четырех условий: 1) от свойства самой науки; 2) от личности и степени развития ученика; 3) от личности и степени образования учителя; и 4) от способа преподавания избранного им предмета.» Движущими силами развития личности он считал постоянную борьбу «внутренней и внешней природы» человека. Пирогов с исключительной глубиной коснулся темы о различении индивидуального и общечеловеческого в личности. По мысли Пирогова, само наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания, но поскольку мы сознаем себя (а это само сознание, - говорит Пирогов, - «цельно и нераздельно») [3], мы уже закрепляемся в духовной обособленности. «Меня поражает, -писал Пирогов, - необъяснимое тождество и цельность нашего я» [3, с. 83] в то же время, по мысли Пирогова, в душе, как в омуте, могут скрываться «злые, паскудные и подлейшие движения,.зло подстерегает человека до того, как он овладеет своим сознанием и научиться управлять своей жизнью, - поэтому духовная жизнь неизбежно переходит во внутреннюю борьбу со всем, что может таиться в «подполье» (М.Ф. Достоевский) человека» [3, с. 207]. Перед образованием и воспитанием при этом ставились задачи «приготовления человека на искреннюю борьбу с самим собой и с жизнью», гармонизации протекания природоопределенных и общественных процессов развития ребенка, осмысления мира ребенка « во всех возможных направлениях», научения его «быть человеком». «Быть человеком - это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной» (Н.И. Пирогов). Пирогов приходит к

признанию ограниченности чистого рассудка, сознания, отделенного от моральной сферы личности: то, что уму представляется иллюзией, является живой необходимостью для человеческого духа. Так, «сосредоточение на реальной конкретности, текучести, преходящей - уму представляется заблуждением, иллюзией, - а между тем все творчество человека, вся его моральная сфера обращены именно к конкретной реальности (в то время, как ум от нее уводит). Эти «иллюзии» освобождают нас от ограниченности ума и вносят начало цельности в духовный мир наш; благодаря им раскрывается для нас внутреннее единство познавательной и моральной жизни» (В.В. Зеньковский) «Наш ум, будучи индивидуальным и органическим, не может возвыситься до понимания целей творчества, присущих уму неорганическому, неограниченному, мировому» [3, с. 49]. Потому, по мнению Пирогова, познание не может опираться только на факты, - «для восхождения по пути познания нужно еще «умозрение». «Школа только тогда достигает своего значения, когда вышедший из нее ученик будет понимать, что такое научная истина, когда ему будет указано, что такое истинная наука, и когда он научится вырабатывать ее из себя самого, сознательно и самостоятельно. Но этого-то именно наши школы если и постигают, то еще далеко не достигают» [3, с. 119].

Таким образом, главными движущими силами образовательного процесса являются противоречия между материальными потребностями обучающихся и проектируемым нравственным педагогическим воздействием. Внимание акцентируется на нравственном воспитании личности, самопознании посредством воспитания и общечеловеческой направленности подготовки педагога, который не должен ограничиваться «узкой специализацией». Пирогов считает, что основанием профессионального образования должно быть широкое общее образование, а не узкая специализация. Так, Пирогов обосновывает идею общечеловеческого воспитания, целью которого он представляет воспитание совершенного, нравственного, совестливого человека, именно таким он видел, в первую очередь, педагога. Согласно данному представлению идеального педагога воспитание является первоосновой становления и развития профессиональных качеств педагога, все

действия которого согласуются с нравственными, общечеловеческими нормами, позволяющими учителю самореализоваться в обществе и реализовать высшую потребность общества «учиться, образоваться, просветиться».

Педагогические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) стали продолжением идей Н. И. Пирогова в его общечеловеческой направленности подготовки педагога. В статьях «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» (1862), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860)», его главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (т. 1 - 1868; т. II - 1869) К.Д. Ушинский определяет основные положения, согласно которым развитие личности есть природосообразный процесс, возможность и необходимость которого заложена в человеке природой. Поэтому так необходимо учитывать психические и физические особенности обучающихся. Обучение и воспитание как двуединый процесс, где воспитание является наиболее существенным (так как оно важнее, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями»), призваны помочь человеку реализовать себя, осуществить свое назначение, следуя нравственным принципам, интериоризуемым из культурно-исторических традиций народа, особенностях его национального характера. Причем воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы влияние «непреднамеренного воспитания» - общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных идеалов могло включать человека в процесс познания-постижения традиционной культуры в образовательном пространстве и достигать поставленных целей. Движущими силами образовательного процесса здесь выступают противоречия между социально-культурной сущностью человека и физиологической и психической, на разрешение которых направлен этот процесс. Фактором формирования личности является общественная среда, творческие силы народа, народная культура, в которых организуется учебно-познавательная и все другие виды жизнедеятельности человека. Труд как ведущий фактор развития личности составляет основу творческой деятельности как

педагога, так и учащегося, который имеет огромные возможности самовозвышения человека в свободном творческом труде, чтобы «каждый в своей сфере мог делать, что может лучшего, и в том находил свое высшее счастье и блаженство». Как у К.Д. Ушинского, так и в работах Н.А. Бердяева труд связан с духовным самосозиданием, перерастая в личное творчество, включенное в творчество соборное. К.Д. Ушинский указывает на проблему духовной сущности человека, воспитания его души: «...если неумение наше учить детей велико, то еще гораздо больше наше неумение действовать на образование в них душевных чувств и характера». «Сознание... есть одна из душевных способностей.... сознание пробуждается в душе только при воздействии на нее нервного организма или при воздействии души на нервный организм.» Он поясняет, что в основе нравственного развития должно лежать воспитание в человеке «чувствований», которые составляют «строй души» человека. О необходимости воспитания духа, души и национального самосознания на основе отечественной педагогической культуры он говорит как об основополагающей задаче государственной важности.

«Воспитатель должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями». Так, им поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения личности во всей ее целостности, проблема антропологических знаний», в которых изучается телесная и душевная природа человека» [4]. При этом одной из основополагающих педагогических идей К.Д. Ушинского является антропологическая идея о природе и сущности человека, честного патриота, обладающего высоким чувством национального достоинства, впитавшего истоки и мудрость отечественной культуры, истинного гражданина России, высоко духовного и нравственного. Так, идеал педагога К.Д. Ушинский представляет более глубоко и четко, чем его

предшественник: это - совершенный человек: гуманный, образованный, трудолюбивый, патриотичный, духовный христианин. К сожалению, в советской педагогике учение К.Д. Ушинского было усечено: идеи христианства и духовности, питавшие его мысль и составляющие основу его педагогической концепции, были выхолощены.

Известный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) вслед за К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым считает, что «тема воспитания, как исцеления духовного начала, может быть правильно поставлена, лишь как тема спасения и искупления». В его трудах ««Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934) и других представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его «духовное устроение» и механизмы личностного становления и воспитания. Ориентация на мир ценностей как духовнонравственный идеал в воспитании, приобщение к ним личности является одной из главнейших задач. В.В. Зеньковский, предлагая оригинальную философско-педагогическую систему обучения и воспитания, опирается на сугубо христианское мировоззрение («Христианство больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает человека, чем философия просвещения» [5]), научно интегрируя естественным образом глубокое христианское понимание человека с проблемами и построениями современной для его времени педагогики. Основные категории христианства (духовность, душа), по мнению В.В. Зеньковского, составляют сущностное понимание человека («Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека» [5, с. 150]), которые предопределяют содержание, структуру, и технологию образовательного процесса, ориентированных на духовно-нравственное воспи-

тание личности. Движущими силами развития личности в данном представлении являются духовность, творчество как наиболее действенные созидательные силы. Духовное созревание личности, стремление самосовершенствования является основополагающей идеей в педагогическом наследии

В.В. Зеньковского. А мир высших ценностей является ориентиром организации жизнедеятельности и следование им - фактором саморазвития и самовоспитания личности.

Раскрывая сущность и значимость педагогических принципов православного, интеллектуального, физического, психического, творческого, социального, морального эстетического воспитания ученый предлагает использовать их как основные средства воспитания в их «инструментальном» значении для духовного «устроения» личности субъекта.

Таким образом, ведущие педагоги отечественной культуры представляют огромную роль воспитательного воздействия православной культуры в ее глубоком содержании, где религиозное, нравственное, этическое и эстетическое объединяются в единое их педагогической сущностью, что является основополагающим в становлении и развитии современного педагога.

1. Ананьев Б.Е. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 72.

2. Затворник Вышенский. Путь ко спасению. М., 1999. С. 62.

3. Пирогов Н.И. Избранные сочинения. М., 195З.

С. 2Q7.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.; Л., 1948. Т. 1.С. 8З.

5. Зеньковский В.В. Антология гуманной педагогики. М., 1999. С. 17.

Поступила в редакцию 16.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.