УДК 378.1
Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования
Н. К. Чапаев, О. Б. Акимова
В статье предпринимается попытка разработки эвристического инструментария построения акмеологически ориентированного профессионально-педагогического образования. Обосновывается выбор интегративного подхода в качестве методологического средства. Сделан акцент на акмеологических возможностях образования, в том числе профессионального. Утверждается необходимость разработки акмеологически ориентированных систем подготовки педагога.
Ключевые слова: интегративный подход; акмеология; педагогическая акмеология; акмеологически ориентированная система образования; общепедагогическая подготовка; интегративный потенциал; диалог педагогических культур.
В настоящее время акмеология является одной из наиболее быстро прогрессирующих дисциплин. И это не случайно. Акмеология (от греч. а^е ‘высшая степень чего-либо’ + логия букв. ‘наука о вершинах’) изучает «закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии» [Акмеология, 2003, с. 11].
Отсюда естественный интерес к акмеологии со стороны представителей педагогики, которая как научная и учебная дисциплина в качестве своей важнейшей миссии имеет изучение закономерностей развития личности.
Сегодня есть основания говорить о появлении новой научной констелляции - педагогической акмеологии. Напомним, что на первом этапе становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм учителей. Именно в трудах педагога Н. В. Кузьминой, по словам А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина, авторитетных исследователей проблем акмеологии, впервые акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное: «Несмотря на то, что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности» [Акмеология, 2003, с. 5-6].
В то же время расширенное рассмотрение педагогической ак-меологии приводит нас к выводу, что она выходит за рамки науки о путях достижения профессионализма в труде педагога. Предметом исследований должен быть не только труд педагога, но и труд обучающихся, то есть всех субъектов педагогической деятельности. Из этого следует: педагогическая акмеология - наука о путях предельно возможного раскрытия человеком своих потенций и достижения на этой основе наиболее оптимальных результатов в своем прогрессивном позитивном развитии как личности, субъекта, индивида и индивидуальности - как целостного многомерного человека - в условиях специально организованного образовательного процесса [Чапаев, 2010, с. 22].
В свете сказанного одной из основных задач становится разработка акмеологически ориентированных средств образования.
При этом особую остроту приобретает проблема создания акмеоло-гически ориентированных систем подготовки педагога, призванного воспитать акмеологически ориентированного человека, то есть человека, готового к самосовершенствованию и саморазвитию. По заключению Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой, продуктивная педагогическая деятельность нацелена на создание духовных продуктов в свойствах участников образовательного процесса, обеспечивающего саморазвитие обучаемых [Кузьмина, Жаринова, 2010, с. 10]. Речь здесь идет о формировании способностей к саморазвитию (личностному и профессиональному) на всем продолжении жизнедеятельности человека, в данном случае - педагога. Конечно, идеальным вариантом было бы построение на акмеологических началах всей системы подготовки педагога, однако это маловероятно. Слишком много разноплановых задач пришлось бы для этого решить. Поэтому мы ограничимся рассмотрением общепедагогической составляющей подготовки субъекта образовательной деятельности.
Выбор обусловлен следующими обстоятельствами:
1. Педагогическое знание во все возрастающей степени начинает выполнять функции общегуманитарного знания. Это дает основание исследователям включать общепедагогическую подготовку в содержание «общего и профессионального образования всех уровней, воспитательного процесса во всех периодах развития личности» [Таланчук, 1991, с. 101].
2. Педагогическое знание обладает мощным интегративным потенциалом, выражаемым в его способности втягивать в свою орбиту практически все знания, имеющие отношение к «предмету воспитания - человеку» [Ушинский, 2004]. В первую очередь это касается знаний, раскрывающих диалогическую сущность человека как индивидуального и коллективного субъекта социального взаимодействия.
3. По причине своей глубинной интегративности педагогическое знание способно целостно воздействовать непосредственно (или опосредованно) на все сферы личности - когнитивно-познавательную, эмоционально-волевую и моторно-двигательную.
Таким образом, педагогическому знанию свойственны два коррелирующие друг с другом свойства - акмеологичность и интегративность. Эти качества имплицитно заданы педагогической деятельности. В полной мере они присущи деятельности педагога профессионального образования - древнейшему виду педагогической деятельности, а, если взять шире, то и человеческой деятельности в целом. Практически каждый взрослый член первобытного сообщества выполнял функции мастера производственного обучения в том понимании, что осуществлял деятельность по формированию у представителей подрастающего поколения специальных и социальных навыков. Интегративный характер деятельности педагога профессионального образования во многом определяется ее бинарной природой. Суть такой бинарно сти в двоякости объекта деятельности мастера профессионального обучения. Данный объект образуют, «с одной стороны - предметы и средства производительного труда <...> а с другой стороны - учащийся, который должен стать рабочим определенной профессии» [Евдокимов и др., 2005, с. 30].
Исходя из принципа адекватности структур формирующей и формируемой деятельности (А. Н. Леонтьев), согласно которому овладение последней возможно лишь при условии воспроизведения ее структур в структурах формирующей деятельности, мы в качестве э в р и с т и ч е с к о г о с р е д с т в а построения акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования избрали интегративный подход. Дело в том, что высшей целью интеграции в педагогике является восстановление целостной сущности человека. Соответственно, интегративный подход в педагогике квалифицируется как:
а) «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество» [Зимняя, Земцова, 2008, с. 17];
б) средство, которое обеспечивает «целостность картины мира; способствует развитию способностей человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач» [Лопат-кин, 2000, с. 162].
Технологическим инструментарием реализации интегративного подхода выступает интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности [Безрукова, 1994].
Интегративный подход осуществляется на содержательном и технологическом уровнях.
На содержательном уровне в структуре общепедагогической подготовки педагога профессионального образования мы выделили блоки:
• актуализационно-пропедевтический,
• гуманитарно-педагогический,
• психолого-педагогический,
• технолого-методический,
• когнитивно-познавательный блок.
Это обусловлено тем, что в совокупности они способны выразить когнитивную, аффективную, поведенческую и духовно-нравственную составляющие личности. Можно говорить об известной «увязанности» данных личностных составляющих со структурными блоками содержания общепедагогической подготовки. Например, духовно-нравственная сфера деятельности педагога профессионального образования в большей мере отражается в гуманитарно-педагогическом блоке, поведенческая - в технико-методическом, когнитивная - в когнитивно-познавательном блоке.
Актуализационно-пропедевтический блок - это своеобразное звено между прошлым, настоящим и будущим в целостном процессе профессионального становления и совершенствования личности педагога профессионального образования. Под термином прошлое здесь подразумевается предшествующий жизненный и образовательный опыт педагога профессионального образования, под термином настоящее - образовательный опыт, получаемый в ходе обучения профессионально-педагогической дисциплины, под термином будущее - возможные варианты развития личности педагога после окончания профессионально-педагогического учебного заведения.
Цель гуманитарно-педагогического блока - дать широкую и вместе с тем достаточно глубокую духовно-нравственную, общекультурную и культурно-педагогическую подготовку будущему педагогу профессионального образования.
Когнитивно-познавательный блок призван формировать научно- педагогическое мировоззрение. Особое место в этом процессе должна занять аксиологическая подготовка педагога профессионального образования. Формирование умения отличать истинные ценности от надуманных, давать квалифицированные и адекватные оценки педагогическим подходам, направлениям - цель этого блока.
Основная задача психолого-педагогического блока - вооружение студентов такими знаниями о человеке, которые позволили бы добротно, качественно выполнять педагогические функции во всех областях профессионально-педагогической деятельности.
Ведущая цель технолого-педагогического блока - обеспечение подготовленности обучающихся к практической реализации приобретенных знаний, умений и навыков, а также профессиональноважных качеств. Данный блок - своеобразный перекресток, где происходит «встреча» всех интегративных линий, образующих инфраструктуру профессионально-педагогической деятельности.
В результате образуется единое поле общепедагогических знаний, умений и навыков, где открываются большие возможности для взаимоперехода, взаимодополнения и взаимотрансформации. Этому будет способствовать наличие «сквозных» проблемно-тематических линий в содержании программ общепедагогических курсов. К традиционному принципу концентризма добавляется принцип «стержнезации». Тем самым достигается гармонизация процессов интегративного взаимодействия между социально-гуманитарной и собственно образовательной функциями общепедагогической подготовки педагога профессионального образования. В известной мере это является частным случаем учета «интересов» «двух полюсов единого целого - гуманитарной и технологической составляющих мышления» (В. П. Зинченко).
Соответственно, содержание профессионально-педагогического образования получает более широкое по сравнению с традиционным толкованием значение: оно объединяет в себе весь набор разнокачественных знаний, умений и навыков, качеств и свойств, необходимых не только для выполнения специальных функций, но и для осуществления жизнедеятельности человека. В итоге происходит целостное развитие человека, совершенствование всего его наличного и приобретаемого потенциала, т. е., по Л. С. Выготскому, зон его «актуального и ближайшего» развития [Выготский, 2005, с. 430 - 431] .
На технологическом уровне реализации интегративного подхода создание акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования возможно путем использования проблемных средств обу -чения. Проблемное обучение имеет креативную и интегративную направленность. Во-первых, в ходе решения проблемных ситуаций используются мыслительные операции синтеза, обобщения, генерализации, сравнения, сопоставления, соотнесения и т. д. Во-вторых,
при этом осуществляется поиск точек соприкосновения между различными, порой противоположными явлениями.
Проиллюстрируем сказанное на примере такого проблемного средства обучения, как интегративный семинар. Проведение интегративного семинара возможно при таких условиях, как, например, (а) синтез учебной информации по двум или более учебным дисциплинам и (б) выбор такого предмета обсуждения, который подвигнул бы студентов к поиску путей рассмотрения противоположностей как необходимых частей целостного педагогического бытия.
Примером выполнения первого условия могут служить семинарские занятия на «пограничном» материале, объединяющем в себе данные собственно педагогического, философского и психологического происхождения. В частности, это касается темы «Факторы и концепции развития человека», требующей актуализации знаний как минимум из трех названных научных областей. При ее изучении возникает необходимость в обращении к сложнейшим вопросам генетики, например, к проблеме использования методов клонирования на человеческом организме. В связи с этим вполне логичным будет обращение к идее создания совершенного человека не путем обучения и воспитания, а посредством воздействия на его гены, - идея «педагогической генетики» (А. А. Нейфах), педагогической евгеники. В итоге возникает весьма неординарная учебнометодологическая ситуация, решение которой сопряжено с мобилизацией всех интеллектуальных и духовных сил личности, включая ее этический потенциал.
Реализации второго условия могут способствовать занятия, связанные с обсуждением проблем диалога педагогических культур. В темах таких семинаров целесообразно объединять имена персон и обозначения учений, традиционно воспринимаемых как несводимые противоположности, ср.: «Дьюи и Макаренко: диалог и интеграция педагогических миров»; «Хомяков и Фромм: пробле-
ма бегства от свободы и ее философско-педагогический смысл»; «Экзистенциалистские мотивы педагогики А. С. Макаренко».
Важнейшим итогом подобных занятий является формирование у будущих педагогов целостной педагогической картины мира, способностей к самостоятельному анализу и синтезу событий, внутреннему росту, личностному, духовному и интеллектуальному саморазвитию.
Литература
1. Акмеология : учебное пособие для вузов / А. А. Деркач, В. Г. Зазы-кин. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 256 с.
2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 152 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -Москва : АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
4. Евдокимов В. В. Профессионально-педагогическая компетентность будущего мастера профессионального обучения / В. В. Евдокимов, Т. В. Исполатова, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. - Москва : МГИУ, 2005. - 156 с.
5. Зимняя И. А. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.
6. Кузьмина Н. В. Предмет фундаментальной экстремальной акмеологии / Н. В. Кузьмина, Е. Н. Жаринова // Акмеология : качество развития человека : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Иваново, 2010. - С. 8-16.
7. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования : монография / В. М. Лопаткин. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. - 162 с.
8. Таланчук Н. М. Введение в педагогику / Н. М. Таланчук. - Москва : Логос, 1991. - 184 с.
9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Москва : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.
10. Чапаев Н. К. Педагогическая акмеология : вопросы идентификации / Н. К. Чапаев // Право и образование. - 2010. - № 9. - С. 14-24.
© Чапаев Н. К., Акимова О. Б., 2012
Integrative Approach to Creating Acmeology-Oriented System of Vocational Education Teachers' General Pedagogical Training
N. Chapayev, O. Akimova
The article describes an attempt to develop heuristic tools for creating an acmeology-oriented professional pedagogical education. It is explained why the integrative approach is chosen as a methodological tool. The authors emphasize the acmeology potential of education, including the vocational one. It is claimed that it is necessary to develop acmeology-oriented systems of teacher training.
Key words: integrative approach; acmeology; pedagogical acmeology; acmeology-oriented system of education; general pedagogical training; integrative potential; dialogue of pedagogical cultures.
Чапаев Николай Кузьмич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра акмеологии общего и профессионального образования, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), chapaev-N-K@ yandex.ru.
Chapayev, N., Doctor of Education, professor, General and Vocational Education Acmeology Department, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Russian State Vocational Pedagogical University” (Yekaterinburg), [email protected].
Акимова Ольга Борисовна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой акмеологии общего и профессионального образования, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].
Akimova, O., Doctor of Philology, professor, Head of General and Vocational Education Acmeology Department, Dean of Educators’ Advanced Training and Professional Retraining Faculty, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Russian State
Vocational Pedagogical University” (Yekaterinburg), akimova_olga@ isnet.ru.