УДК 378.091.398+371.13
Развитие проектной культуры педагогических и руководящих работников - участников конкурсов профессионального мастерства
А. В. Коптелов
кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-5253-5440 avkoptelov@rambler. ru
А. В. Машуков
https://orcid.org/0000-0002-0755-946X [email protected]
Development of project culture of pedagogical and managerial employees - participants of professional mastery contests
А. V. Koptelov А. V. Mashukov
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Теоретический анализ некоторых современных научных публикаций, федеральных и региональных нормативных правовых документов, а также эмпирический анализ управленческих и педагогических практик участников конкурсов профессионального мастерства, проведенный авторами статьи, позволили выделить проблему исследования. Выявленная проблема заключается в недостаточной сформированности проектной культуры управленцев и педагогов, участников различных конкурсов профессионального мастерства. При этом требования профессиональных стандартов к профессиональной компетентности включают широкий спектр проектных компетенций, которыми должны обладать как руководители, так и педагоги образовательных организаций. Данное противоречие свидетельствует об актуальности предлагаемой публикации и является основанием для проведения исследования. Целью исследования стало подтверждение выдвинутого авторами предположения о том, что, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, педагоги и руководители образовательных организаций осуществляют развитие проектной культуры,
обеспечивающей продвижение их эффективных практик. Методологическими основаниями исследования стали андрагогический и компетентностный подходы, а также принципы проектного управления. Результаты проведенного теоретического исследования позволили определить следующее: участвуя в конкурсах профессионального мастерства, руководители и педагоги осуществляют неформальное повышение квалификации в части совершенствования не только отдельных проектных компетенций, но и проектной культуры в целом. Авторы статьи рассматривают участие в конкурсах как нематериальный проект в виде индивидуального маршрута, проектирование и реализация которого обеспечивает развитие проектной культуры и включает три этапа: подготовка к конкурсу, непосредственное участие в конкурсе, постконкурсное движение. Проектирование и реализация индивидуального маршрута осуществляется командой проекта. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что проведенная научная систематизация и обобщение нормативно закрепленных требований регионального уровня к структуре и содержанию конкурсов профессионального мастерства (перечень конкурсных заданий, кри-
терии оценивания) позволили выделить укрупненные группы проектных компетенций, развитие которых осуществляется в процессе подготовки к конкурсу, непосредственном участии в нем, а также в период постконкурсного движения. При реализации индивидуального маршрута конкурсанта осуществляется формирование ценностей проектной культуры, а также развитие личностных компетенций (soft- и self-компетенций). Авторы выдвигают тезис, что уровень сформированности проектной культуры позволяет осуществлять эффективное продвижение педагогических и управленческих практик в профессиональном сообществе, способствующее формированию позитивного имиджа как самого конкурсанта, так и образовательной организации, которую он представляет. Практическая значимость заключается в том, что авторы статьи предлагают использовать критериальный аппарат оценки конкурсных заданий как дополнительный инструментарий при проведении неперсо-нифицированных и/или персонифицированных исследований по выявлению профессиональных затруднений педагогов и руководителей образовательных организация, что будет способствовать определению возможностей их устранения в системе дополнительного профессионального образования как через формальное, так и неформальное повышение квалификации.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Theoretical analysis of modern scientific publications, federal and regional normative legal documents, as well as empirical analysis of managerial and pedagogical practices of participants in professional mastery contests, carried out by the authors of the article, allowed us to identify the research problem. The identified problem is the insufficient formation of project culture of managers and teachers, participants of various professional mastery contests. However, the requirements of professional standards for professional competence include a wide range of project competencies that both managers and teachers of educational organizations should possess. This contradiction indicates the relevance of the proposed publication and is the basis for the research.
The goal of the research is to confirm the assumption put forward by the authors that by partic-
ipating in professional mastery competitions, teachers and heads of educational organizations, develop a project culture that ensures the promotion of their effective practices.
The methodological basis of the research was the andragogical and competence-based approaches, as well as the principles of project management. The results of the theoretical research allowed us to determine the following: by participating in professional competitions, managers and teachers carry out informal advanced training in terms of improving not only individual project competences, but also the project culture, in general. The authors of the article consider participation in competitions as an intangible project in the form of an individual route, the design and implementation of which provides the development of project culture and includes three stages: preparation for the competition, direct participation in the competition, post-competition movement. The design and implementation of the individual route is carried out by the project team.
Theoretical significance and novelty of the research lies in the fact that the conducted scientific systematization and generalization of normative requirements of the regional level to the structure and content of professional skill competitions (list of competitive tasks, evaluation criteria) allowed to identify the enlarged groups of design competences which are developed in the process of preparation for the competition, direct participation in it, as well as in the post-competition movement. During the implementation of the competitor's individual route the formation of project culture values as well as the development of personal competences (soft- and self-competences) are carried out. The authors put forward the thesis that the level of formation of project culture allows effective promotion of pedagogical and management practices in the professional community, contributing to the formation of positive image of both the competitor and the educational organization he/she represents.
The practical significance lies in the fact that the authors of the article propose to use the crite-rial apparatus of assessment of competitive tasks as an additional tool in conducting non-personalized and / or personified research to identify professional difficulties of teachers and heads of educational organizations, which will contribute to identifying opportunities to eliminate them in the
system of additional professional education through both formal and non-formal advanced training.
Ключевые слова: проектная культура, проектные компетенции, неформальное повышение квалификации, конкурсы профессионального мастерства, индивидуальный маршрут, команда проекта, soft- и self-компетенции, продвижение.
Keywords: project culture, project competences, non-formal advanced training, professional skill competitions, individual route, project team, soft- and self-competences, promotion.
Введение
В современных условиях развития образования серьезный акцент делается на организации управленческой и педагогической деятельности в образовательных организациях в проектной культуре. Сегодня профессиональная деятельность управленческих и педагогических работников определяется профессиональными стандартами «Педагог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог», «Специалист в области воспитания», «Руководитель образовательной организации», которые задают перечень трудовых функций и действий, формирующихся на основе необходимых умений и знаний.
Подробное прочтение и анализ требований профессиональных стандартов показывает, что профессиональная деятельность как руководителя образовательной организации, так и педа-
гогов предполагает осуществление трудовых действий, связанных с проектной деятельностью. От руководителей образовательных организаций требуется владение проектными компетенциями, прежде всего, при выполнении такой трудовой функции как «Управление развитием общеобразовательной организации». Данная трудовая функция нацелена на развитие, продвижение вперед образовательной организации, что невозможно без владения основ проектного управления. Поэтому в данном контексте актуальным становится разработка, апробация и внедрение образовательных инициатив и инноваций, а также реализация проектов в сфере цифровой трансформации.
Еще одна трудовая функция, в реализации которой требуется владение проектными компетенциями, - управление взаимодействием образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.
В современных условиях многозадачности, стоящей перед образовательными организациями на лидирующие позиции выдвигаются трудовые действия и необходимые умения руководителей, связанные с формированием положительного имиджа своей организации посредством проведения публичных выступлений, а также выстраивания эффективных коммуникаций со всеми участниками отношений в сфере образования, в том числе лоббирования интересов образовательной организации (табл. 1).
Таблица 1
Проектные компетенции руководителя образовательной организации в соответствии с профессиональным стандартом (на основе профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»1)
Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания
Трудовая функция: Управление развитием общеобразовательной организации
Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения образовательных инициатив и инноваций Применять программно-проектные методы организации деятельности Основы менеджмента в сфере образования, в том числе проектного менеджмента
1 Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта „Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2093 (дата обращения: 04.05.2023).
ЧИППКРО
Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания
Реализация государственной политики в сфере цифровой трансформации образовательной организации и развитие цифровой образовательной среды Реализовывать проекты в сфере цифровой трансформации образовательной организации
Трудовая функция: Управление взаимодействием ОО с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации Проводить публичные выступления и организовывать устную и письменную коммуникацию Принципы, методы и технологии коммуникации, ведения переговоров, методы лоббирования интересов ОО при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
Профессиональный стандарт «Педагог» включает в себя две обобщенные трудовые функции: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ». Тем самым, изначально нормативные требования на федеральном уровне к профессиональной компетентности педагогов общего образования предполагают владение ими проектными компетенциями, обеспечивающими успешную реализацию ФГОС общего образования. В частности, профессиональный стандарт выделяет такие трудовые действия, как:
- проектирование и реализацию воспитательных программ;
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка;
- проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
- проектирование и корректировку индивидуальной образовательной траектории обучающегося совместно с другими педагогическими работниками и психологами и др.
Вместе с тем реальная практика показывает, что уровень профессиональной компетентности управленцев и педагогов недостаточно высок, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в проектной культуре. Особенно наглядно это проявляется при демонстрации своих практик на региональных кон-
курсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Лидер в образовании», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др., которые регулярно проводятся в образовательной системе Челябинской области.
Наличие данного противоречия стало основной причиной разработки темы развития проектной культуры педагогических и руководящих работников как условия продвижения эффективных практик в рамках конкурсов профессионального мастерства. Причем мы рассматриваем подготовку и участие в конкурсах как одну их форм неформального повышения квалификации.
Обзор литературы
Анализ современных научных публикаций показывает, что проектная культура рассматривается многими исследователями как универсальная категория современного мышления, а проектирование как универсальный тип деятельности независимо от профессиональной направленности [1].
При разнообразии различных подходов к трактовке понятия «проектная культура» мнения большинства авторов сходятся в том, что его структура включает не только совокупность знаний, умений и владений, что немало значимо для профессиональной деятельности, но также принципы и ценности в области проектной деятельности [2; 3; 4]. При этом отмечается, что проектная культура является составной частью всей профессиональной культуры конкретного специалиста, в том числе педагога и руководителя образовательной организации.
Изучая феномен проектной культуры работников образования, отдельные авторы уточняют, что она позволяет решать непредсказуемые педагогические ситуации, в процессе которых ставятся новые педагогические задачи, а также способствует формированию умения прогнозировать различные варианты результатов деятельности в условиях неопределенности задач [5].
Таким образом, краткий анализ некоторых современных научных публикаций позволяет сделать вывод, что проектная культура педагогов и руководителей образовательных организаций важная составляющая их профессиональной компетентности. Ее формирование и развитие должно осуществляться на основе выработки ценностного отношения к проектной деятельности, обеспечивающего успешную реализацию трудовых функций и действий каждого педагогического и руководящего работника.
Развитие проектной культуры участников конкурсов профессионального мастерства осуществляется в процессе подготовки к конкурсу, непосредственного участия в нем посредством выполнения конкурсных заданий, а также постконкурсного движения через трансляцию своих эффективных педагогических и управленческих практик. Тем самым, мы рассматриваем участие педагогов и руководителей в комплексе мероприятий по подготовке к конкурсу, в самих конкурсных испытаниях, постконкурсном движении как вариант неформального повышения квалификации.
Неформальное образование в соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО рассматривается как дополнение и/или альтернатива формальному образованию в обучении в течение всей жизни конкретного человека [6]. Неформальное образование, в частности неформальное повышение квалификации, может осуществляться в различных формах (написание научной статьи, подготовка к изданию учебных / учебно-методических пособий, участие в сетевых профессиональных сообществах, фокус-группах, проектных сессиях и др.) [7; 8; 9; 10], но независимо от них оно обеспечивает непрерывное профессиональное развитие специалистов любой сферы в плоскости формирования и совершенствования компетенций, по которым испы-
тываются затруднения и потребности. При этом неформальное образование взрослых, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, является одним из действенных и мобильных средств получения нового и преобразования существующих знаний и умений у человека современного общества. Иными словами, речь идет о развитии компетенций, необходимых для социальной, профессиональной деятельности, полноценной интеграции личности в профессиональную среду [11].
Методология (материалы и методы)
Основой методологии исследования стали методы изучения и анализа современных научных публикаций, нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, аналитического обобщения, систематизации, классификации. В качестве основных методологических подходов исследования были выбраны андрагогический и компетентностный подходы, а также методология проектного управления.
Андрагогический подход выбран нами как системное методологическое основание теории неформального образования взрослых, в том числе неформального повышения квалификации в системе образования дополнительного профессионального образования.
В российской науке четко сформулированы принципы андрагогики: «приоритета самостоятельного обучения обучающихся; совместной деятельности обучающегося с обучающим по организации процесса своего обучения; опоры на опыт обучающегося, используемого в качестве одного из источников обучения; индивидуализации обучения; системности обучения; контекстности обучения; актуализации результатов обучения; элективности обучения; развития образовательных потребностей обучающихся; осознанности обучения» [12]. При этом в отличие от педагогических принципов процесс обучения определяется, прежде всего, тем, кто обучается, а не тем, кто его обучает.
Выбор компетентностного подхода для нашего исследования был обусловлен его сущностной характеристикой - «приоритетной ориентацией на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию
и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые ме-таобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества» [13].
С позиции исследуемой проблемы системообразующей методологической основой является методология проектного управления, поскольку его ключевые идеи и принципы определяют векторы развития проектной культуры педагогов и руководителей - участников конкурсов профессионального мастерства. Обратимся к понятию проект. Классическое определение проекта (англ. project от лат. projectus -брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) означает временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [14]. В соответствии с методологией проектного управления в рамках любого проекта создаются уникальные результаты как материальными, так и нематериальными. Кроме того, любой проект ограничен по времени. У проектов есть четко очерченные начало и конец. Современная версия стандарта управления проектами предполагает смещение с результатов проекта на ценности. То есть происходит фокусирование на ценностях, которые формируются в процессе проектной деятельности, что особенно важно при рассмотрении понятия проектная культура в целом, и в частности проектной культуры участников конкурсов профессионального мастерства.
Результаты и их описание
Проводя анализ научных публикаций, федеральных и региональных нормативных правовых документов по тематике нашего исследования, а также успешных практик участников конкурсов профессионального мастерства, мы получили следующие результаты.
В контексте нашего исследования участие в конкурсах мы рассматриваем проект как способ деятельности, обеспечивающий самостоятельный выбор формата и содержания собственного профессионального развития в соответствии с принципами андрагогики, с одной стороны. С другой - проект как выбор компетенций, развитие которых способствует самоактуализации и самоопределению в профессиональной деятельности с позиции положений компетентностного подхода. Мы рассматриваем этот проект как индивидуальный маршрут,
в том числе образовательный, развития профессионального мастерства участника конкурса. Индивидуальный маршрут включает три этапа. Реализация индивидуального маршрута начинается на этапе подготовки к конкурсу в образовательной организации, когда формируется команда, каждый член которой будет работать на успешный результат участника конкурса. Следующий этап - это непосредственное участие в самом конкурсе, причем команда продолжает сопровождать конкурсанта по разным аспектам его конкурсной активности. Окончание конкурса не является завершением конкурсного движения для его участников. Начинается постконкурсное движение, по сути, выполнение миссии участника конкурса посредством продвижения своей эффективной управленческой или педагогической практики. Данный этап, связанный с продвижением практик, тоже можно рассматривать как отдельный проект со своими целями и задачами, временными сроками, ожидаемыми результатами и эффектами.
Мы рассматриваем участие в конкурсах профессионального мастерства как нематериальный проект, поскольку его конечным результатом становится сформированность новых компетенций у педагогов и управленцев, характеризующих новый уровень развития их профессионального мастерства. В связи с этим необходимо учитывать, что его зарождение, развитие и завершение должно осуществляться не только самим участником, но и всеми должностными лицами, которые его сопровождают. Другими словами, необходимо говорить о наличии команды проекта по сопровождению конкурсанта. Основными задачами деятельности команды проекта становятся, во-первых, получение конечного результата, на достижение которого должны быть направлены действия всех участников команды. Причем конечный результат будет иметь двухсоставную структуру. Прежде всего, это развитие компетенций участников конкурсов профессионального мастерства, которые впоследствии обеспечивают успешное и результативное участие в конкурсе. Во-вторых, осуществление выбора проектной командой стратегии подготовки и участия педагога, либо управленца в конкурсе профессионального мастерства. В качестве стратегии как консолидированного решения
всех членов команды выступает разработка индивидуального маршрута конкурсанта. Индивидуальный маршрут включает мероприятия и события, направленные на развитие профессионального мастерства в части тех компетенций, владение которыми обеспечат успешное достижение конечного результата, а также дальнейшее продвижение эффективной практики в период постконкурсного движения. Необходимо уточнить, что под индивидуальным маршрутом участника конкурса профессионального мастерства мы понимаем совокупность различных вариантов неформального повышения квалификации, способствующих развитию необходимых компетенций для успешного и результативного участия в конкурсе. Причем мы не отрицаем включения в индивидуальный маршрут вариантов формального повышения квалификации, например обучение на курсах, если это требуется для достижения запланированного конечного результата.
В-третьих, реализация стратегии посредством продвижения по индивидуальному маршруту участника конкурса заключается в определении конкретных задач, обеспечивающих достижение конечного результата, а также комплекса конкретных действий/мероприятий, направленных на их решение.
Таким образом, деятельность команды проекта по подготовке и сопровождению участника конкурса профессионального мастерства должна быть ориентирована в качестве конечного результата на развитие проектной культуры, прежде всего, самого конкурсанта, а в некоторых случаях и представителей команды (в этом случае с позиции методологии проектного управления развитие проектной культуры можно рассматривать как дополнительный эффект реализации проекта).
Рассмотрим основные концепты понятия проектная культура. В основе этого понятия заложены смыслы понимания философской категории культура как системы ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупности способов и приемов человеческой деятельности [15]. Данные смыслы важны с точки зрения понимания сущностных и ключевых признаков проектной культуры в системе менеджмента проектной деятельности, которы,е в соответствии с ГОСТ Р 58184-2018 «Система менеджмента проектной
деятельности»1, являются общими ценностями, убеждениями, ожиданиями, этическими нормами, обеспечивающими поддержку командной работы, принятия решений и взаимодействие в рамках проектной деятельности, готовность принять риски. Как указывалось выше, современный подход к проектному управлению предполагает смещение с результатов проекта на ценности. Данный тезис является очень важным в контексте понимания проектной культуры участников конкурсов профессионального мастерства, где на первый план должны выходить ценности, демонстрирующие наличие и сформированность тех или иных личностных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности управленцев и педагогов.
Ценностями проектной культуры в конкурсах профессионального мастерства становятся:
- командность (единство ценностей, согласованность целей и действий, уважение);
- результативность (достижение четко выверенных операциональных целей);
- целостное мышление (системность, видеть картинку целиком); должна быть одна системообразующая идея своего профессионального опыта, которая будет проходить красной нитью через все конкурсные испытания;
- проактивность (умение проявлять инициативу и ответственно относится к своим принятым решениям и действиям, гибкость); быть проактивным человеком с точки зрения психологии означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели;
- лидерство (инициирование новых событий, практик, мотивирование других), та ценность, без которой невозможно быть успешным в конкурсах профессионального мастерства.
В рамках исследования нами были изучены и проанализированы региональные Положения о конкурсах профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных организаций, которые проводятся в Челябинской области, а именно содержание конкурсных испытаний заочного и очного этапов с позиции
1 ГОСТ Р 58184-2018 Национальный стандарт Российской Федерации. Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения Project management system. Fundamentals ОКС 03.100.01. Дата введения: 2018-12-01.
владения участниками компетенций, отражающих сформированность/несформированность их проектной культуры.
С позиции демонстрации участниками проектной культуры все конкурсные задания можно разделить на три группы. Первая - это разработка и презентация либо управленческого, либо образовательного проекта.
В рамках конкурсов демонстрируются как индивидуальные, так и групповые проекты в зависимости от специфики конкурса. Здесь участники должны продемонстрировать проектные компетенции в чистом виде. Показать знание основ проектирования через специально организованную деятельность, в том числе друг с другом.
Вторая группа - это конкурсные задания, где участники демонстрируют умения проектировать свою профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях. Стандартные ситуации - это, прежде всего, один из основных видов своей профессиональной деятельности: проведение учебного занятия и (или) воспитательного мероприятия. Нестандартные - это конкурсные задания, которые связаны с передачей своего опыта и профессионального мастерства, методически и технологически обоснованного. Успешность в этих конкурсных испытаниях в большой степени обеспечивается сформированностью проектных компетенций. К данным испытаниям относятся в разных конкурсах: мастер-класс, самоанализ учебного занятия / воспитательного мероприятия, представление педагогического опыта, видеоролик/видеофильм, самопрезентация, защита образовательных программ и др.
Третья группа конкурсных заданий напрямую не связаны с проектированием, но требуют компетенций, которые во многом формируются и развиваются через проектную деятельность и которые связаны, прежде всего, с эффективной коммуникацией (управленческая/педагогическая ситуация, круглый стол, дебаты и др.).
Данные конкурсные задания, систематизированные нами по укрупненным группам проектных компетенций, обеспечивают формирование выше названных ценностей проектной культуры участников конкурсов профессионального мастерства. Кроме того, их формирование способствуют развитию личностных компетенций участников конкурсов, прежде
всего, soft- и self- компетенции. Soft-компетенции (гибкие навыки) - это неспециализированные, но важные для развития профессионального мастерства навыки, которые человек использует для жизни в обществе: креативное и критическое мышление, коммуникация, умение работать в команде. Еще одна не менее важная группа компетенций - self-комптенции, в которой выделяют три базовых навыка, необходимых педагогу или управленцу, на которые важно опираться, чтобы формировать способность заботы о себе. Самоопределение - навык, подразумевающий соотнесение себя с определенной профессиональной деятельностью. Осознание собственной значимости в профессиональной деятельности позволяет добиться большего успеха. Самообразование - это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, в контексте нашего исследования, это индивидуальный маршрут конкурсанта. Самоорганизация -это процесс, который становится необходимым для педагогов и руководителей образовательных организаций, работающих, в первую очередь, в неструктурированной среде. «Живая» система образования всегда имеет риск выйти за пределы четко спланированной и организованной среды.
Значительная часть критериального аппарата конкурсных заданий направлена на оценку сформированности и проявления проектных компетенций у участников. Приведем некоторые обобщенные критерии различных конкурсов профессионального мастерства, выделенные нами на основе анализа экспертных листов по оценки конкурсных заданий.
Группа конкурсных заданий, предполагающих разработку проектов, включает критерии по оценке:
- актуальности проекта и наличие системы доказательств значимости проблемы проекта для образования;
- целеполагания: умение сформулировать операциональную цель, определить планируемые результаты, соотнести задачи с поставленной целью;
- предложенного плана действий, методов и средств реализации проекта, обеспечивающих достижение планируемых результатов;
- реалистичности ресурсного обеспечения и минимизации возможных рисков;
- конкретности и продуктивности деятельности: определение продуктов и эффектов проекта;
- конструктивного взаимодействия в команде по разработке проекта.
К группе конкурсных заданий, направленных на проектирование профессиональной деятельности, относятся критерии, оценивающие:
- четкость в постановке целей и задач занятия/мероприятия, соответствие методов и приемов целеполаганию;
- логическая взаимосвязь этапов занятия/ мероприятия;
- рациональность и эффективность распределения времени;
- уровень достижения операционально сформулированных целей и задач;
- точность анализа занятия/мероприятия и рефлексии своей деятельности;
- использование технологий, методов и приемов решения предлагаемой проблемы;
- способность к методическому обобщению.
Группа конкурсных заданий, демонстрирующих эффективную коммуникацию, содержит критерии, позволяющие оценить:
- четкость аргументов, наличие выводов и обобщений;
- личный имидж, выразительность;
- умение организовать сотрудничество между участниками;
- умение предъявить свою позицию посредством собственного видения конструктивных решений проблем;
- аргументированность, последовательность и логичность в изложении собственной позиции;
- умение вести дискуссию.
Таким образом, проведенный анализ экспертных листов по оценки конкурсных заданий позволяет сделать вывод, что, во-первых, все выделенные нами обобщенные критерии позволяют провести оценку сформированности проектных компетенций участников конкурсов профессионального мастерства. Во-вторых, применение их в комплексе позволяет обеспечить формирование проектной культуры конкурсантов, с одной стороны, а с другой, провести оценку уровня ее сформированности.
Еще один аспектом конкурсной деятельности в контексте развития проектной культуры является продвижение эффективных управлен-
ческих и педагогических практик, которые демонстрируются в рамках конкурсных испытаний. Это миссия каждого участника конкурсов профессионального мастерства, причем продвижение должно быть таким, чтобы это способствовало повышению престижа педагогической деятельности. Мы придерживаемся одного из широко распространенного положения маркетингового подхода к деятельности по продвижению, в соответствии с которым мы адаптировали понятие продвижение применительно к системе образования. Под продвижением мы понимаем процесс, в котором, с одной стороны, осуществляется воздействие на целевую аудиторию (представителей педагогического сообщества), а с другой - получение ответной информации о реакции представителей системы образования на предлагаемые педагогические и управленческие практики участников конкурсов профессионального мастерства [16]. Обе эти составляющие в равной степени важны, в том числе с точки зрения развития проектной культуры участников конкурсов профессионального мастерства, поскольку в данном процессе наиболее отчетливо проявляются те проектные компетенции, о которых шла речь выше - soft- и self-компетенции, позволяющие критически и креативно подойти к продвижению своей профессиональной практики и продуктов деятельности, выстроить эффективную коммуникацию с целевой аудиторией, спроектировать весь процесс продвижения собственной практики. Поэтому продвижение эффективных управленческих и педагогических практик участников конкурсов профессионального мастерства должно быть четко выверенным проектом как части индивидуального маршрута с конкретными целями, задачами, реальным планом действий и грамотно отобранным комплексом эффективных механизмов и ресурсов, способных обеспечить их успешное продвижение. Тем самым это будет способствовать не только информированию профессионального сообщества об эффективной практике и поддержания интереса к нему, но также формированию позитивного имиджа участника конкурса и его образовательной организации.
Обсуждение
Проведенное нами теоретическое исследование позволяет сформировать представление
и актуализировать проблематику развития проектной культуры представителей педагогического сообщества. Как показали результаты исследования, в конкурсах профессионального мастерства заложен колоссальный потенциал по формированию и развитию проектной культуры педагогов и управленцев. Об этом свидетельствует комплекс критериев оценки участников конкурсов при выполнении конкурсных заданий, позволяющих оценить конкретные проектные компетенции. Чем выше оценка по отдельным критериям и, соответственно, по комплексу всех критериев, тем выше уровень сформированности проектной культуры у конкретного участника. Данный тезис позволяет нам определить логику дальнейшего исследования по данной проблематике, в частности проведение неперсонифицированных исследований в разрезе конкретных категорий работников образования и/или конкретных проектных компетенций, а при необходимости, персонифицированных - по конкретным участникам. В этом, на наш взгляд, заключается практическая значимость проведенного исследования, поскольку критериальный аппарат оценки конкурсных заданий можно использовать как дополнительный инструментарий для выявления профессиональных затруднений и, соответственно, определения возможности их устранения в системе дополнительного профессионального образования как через формальное повышение квалификации (разработка и реализация дополнительных профессиональных программ), так и неформальное повышение квалификации (планирование и проведение образовательных мероприятий и событий, развивающих проектные компетенции).
Заключение
Подводя итог нашего исследования, мы можем констатировать, что на основе положений андрагогического и компетентностного подходов, а также методологии проектного управления нами сделаны следующие выводы:
- участие в конкурсах профессионального мастерства для педагогов и управленцев является возможностью развития конкретных проектных компетенций, в частности, и развитие проектной культуры в целом, в рамках неформальным повышением квалификации;
- участие в конкурсах профессионального мастерства мы рассматриваем как нематери-
альный проект в виде индивидуального маршрута конкурсанта, позволяющего развивать проектную культуру и включающего три этапа: подготовка к конкурсу, непосредственное участие в конкурсе, постконкурсное движение. Проектирование и реализация индивидуального маршрута осуществляется командой проекта:
- систематизировав конкурсные задания по принципу выделения укрупненных групп проектных компетенций «Разработка проектов», «Проектирование профессиональной деятельности», «Эффективная коммуникация», мы определили, что в рамках конкурсов профессионального мастерства осуществляется формирование ценностей проектной культуры у участников, а также способствуют развитию личностных компетенций (soft- и self-компетенции);
- уровень сформированности проектной культуры позволяет осуществлять эффективное продвижение педагогических и управленческих практик в профессиональном сообществе, способствующее формированию позитивного имиджа как самого конкурсанта, так и образовательной организации, которую он представляет.
Библиографический список:
1. Пойдина, Т. В. Проектная культура: современные подходы к осмыслению феномена / Т. В. Пойдина. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№ 5(36). - С. 10-13.
2. Семенова, Д. М. Проектная культура и методика ее исследования в муниципальных органах власти г. Перми / Д. М. Семенова. -Текст : непосредственный // Современный город: власть, управление, экономика. - 2018. -Т. 1.- С. 168-174.
3. Самигуллина, Р. Р. Проектная культура как профессионально значимое качество педагога в области дизайна / Р. Р. Самигуллина. -Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2018. - № 4. - С. 55-58.
4. Ильина, А. В. Аксиологические аспекты развития проектной культуры педагогических работников / А. В. Ильина. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 74.
5. Задворная, М. С. Сущность понятия «проектная культура педагога» / М. С. Задворная. -
Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-2. - С. 134-140.
6. Международная стандартная классификация образования. - URL: http://uis.unesco. org/sites/default/files/documents/isced-2011 -ru.pdf (дата обращения: 04.05.2023). - Текст : электронный.
7. Донской, А. Г. Социальное партнерство как основа неформального и информального повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин Челябинской области / А. Г. Донской, Т. В. Уткина, О. Б. Пятко-ва. . - Текст : непосредственный // Школьные технологии. - 2019. - № 5. - С. 36-46.
8. Донской, А. Г. Вопросы научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога дополнительного профессионального образования / А. Г. Донской, А. Г. Обоскалов, Т. В. Уткина. -Текст : непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2018. - № 6. - С. 28-34.
9. Селиванова, Е. А. Потенциал сетевых профессиональных сообществ в формировании готовности педагогов к обмену знаниями / Е. А. Селиванова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2022. -№ 2. - С. 108-118.
10. Щербаков, А. В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя в условиях формального и неформального образования / А. В. Щербаков, А. В. Кисляков. -Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 2 (139). -С.86-92.
11. Ройтблат, О. В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра / О. В. Ройтблат. - Текст : непосредственный // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - № 2. -С. 3-234.
12. Змеев, С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов / С. И. Змеев. -Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2014. - № 1 (38). - С. 8-14.
13. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер. - Текст : непосредственный // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.
14. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Ше-
стое издание. Agile : практическое руководство. - Москва : Олимп-Бизнес, 2017. - Текст : непосредственный.
15. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипу-ренко, А. В. Попов ; под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Гарда-рики, 2003. - 512 с. - Текст : непосредственный.
16. Определение сущности и роль деятельности по продвижению. - URL: https://www.pr student.ru/teoria/opredelenie-sushhnost-i-rol-deya telnosti-po-prodvizheniyu (дата обращения: 05.05.2023). - Текст : электронный.
References:
1. Poydina, T. V. Project culture: modern approaches to comprehending the phenomenon [Proektnaya kul'tura: sovremennye podhody k os-mysleniyu fenomena], World of Science, Culture, Education, 2012, No. 5 (36), pp. 10-13.
2. Semenova, D. M. Project culture and the methodology of its research in the municipal authorities of Perm [Proektnaya kul'tura i metodika ee issledovaniya v municipal'nyh organah vlasti Permi], Modern city: power, management, economy, 2018, Vol. 1, pp. 168-174.
3. Samigullina, R. R. Project culture as a professionally significant quality of a teacher in the field of design [Proektnaya kul'tura kak profession-al'no znachimoe kachestvo pedagoga v oblasti dizajna], Actual problems of humanities and natural sciences, 2018, No. 4, pp. 55-58.
4. Ilyina, A. V. Axiological aspects of the development of project culture of teachers [Aksiolog-icheskie aspekty razvitiya proektnoj kul'tury peda-gogicheskih rabotnikov], Modern problems of science and education, 2018, No. 2, p. 74.
5. Zadvornaya, M. S. The essence of the concept of "project culture of a teacher" [Sushchnost' ponyatiya "proektnaya kul'tura pedagoga"], Problems of Pedagogy, 2020, No. 4-2, pp. 134-140.
6. International Standard Classification of Education. Available at: http://uis.unesco.org/sites/ default/files/documents/isced-2011 -ru.pdf (accessed date: 05/04/2023).
7. Donskoy, A. G., Utkina, T. V., Pyatkova, O. B. Social partnership as the basis for non-formal and informal professional development of teachers of natural and mathematical disciplines in Chelyabinsk region [Social'noe partnyorstvo kak osnova
neformal'nogo i informal'nogo povysheniya kvalif-ikacii uchitelej estestvenno-matematicheskih disci-plin CHelyabinskoj oblasti], School technologies, 2019, No. 5, pp. 36-46.
8. Donskoy, A. G., Oboskalov, A. G., Utkina, T. V. Issues of scientific and methodical support for the development of professional competence of a teacher of additional professional education [Vo-prosy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Municipal education: innovations and experiment, 2018, No. 6, pp. 28-34.
9. Selivanova, E. A. The potential of network professional communities in the formation of teachers' readiness to share knowledge [Potencial setevyh professional'nyh soobshchestv v formiro-vanii gotovnosti pedagogov k obmenu znaniyami], Siberian pedagogical journal, 2022, No. 2, pp.108-118.
10. Shcherbakov, A. V., Kislyakov, A. V. The development of professional skills of a teacher as an educator in formal and non-formal education [Razvitie professional'nogo masterstva pedagoga kak vospitatelya v usloviyah formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya], Kazan pedagogical journal, 2020, No. 2 (139), pp. 86-92.
11. Roitblat, O. V. Non-formal education of teachers: yesterday, today, tomorrow [Neformal'-
noe obrazovanie pedagogicheskih rabotnikov: vchera, segodnya, zavtra], Bulletin of Tyumen Regional State Institute of Regional Education Development, 2014, No. 2, pp. 3-234.
12. Zmeev, S. I. Application of andragogic principles of education in training and professional development [Primenenie andragogicheskih principov obucheniya v podgotovke i povyshenii kvalifikacii specialistov], Man and Education, 2014, No. 1 (38), pp. 8-14.
13. Zeer, E. F. The competence approach to education [Kompetentnostnyj podhod k obrazovani-yu], Education and Science. Proceedings of the Ural Branch of the Russian Academy of Education, 2005, No. 3 (33), pp. 27-40.
14. Guide to the project management body of knowledge [Rukovodstvo k svodu znanij po uprav-leniyu proektami], (PMBOK® Guide). Sixth Edition. Agile: practical guide. Moscow: Olympus Business, 2017.
15. Volkov, Y. G., Dobrenkov, V. I., Nechi-purenko, V. N., Popov, A. V. Sociology: Textbook [Sociologiya: Uchebnik], Ed. by Prof. Y. G. Volkov. Moscow: Gardariki, 2003. 512 p.
16. Definition of the essence and role ofpromotion activities. Available at: https://www. prstudent.ru/teoria/opredelenie-sushhnost-i-rol-de yatelnosti-po-prodvizheniyu (accessed date: 05/05/2023).
Образец для цитирования статьи:
Коптелов, А. В. Развитие проектной культуры педагогических и руководящих работников -участников конкурсов профессионального мастерства / А. В. Коптелов, А. В. Машуков. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. -№ 2 (55). - С. 58-69.
Example for article citation:
Koptelov, A. V., Mashukov, A. V. Development of project culture of pedagogical and managerial employees - participants of professional mastery contests [Razvitie proektnoj kul'tury' pedagog-icheskix i rukovodyashhix rabotnikov - uchastnikov konkursov professional'nogo masterstva], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 2 (55), pp. 58-69.