РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
УДК 374.1, ББК 74.3 © Н.В. Ляшевская Б01: 10.24412/2225-8264-2023-1-5-10
Н.В. Ляшевская
СОВОКУПНОСТЬ РЕСУРСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
В данной статье рассматривается связь ресурсного подхода с информальным образованием молодых педагогов. Обозначенная проблема в статье, связанная с нехваткой кадров в обеспечении системы общего образования, демонстрирует необходимость обновления механизмов профессионального развития молодых педагогов. Целью статьи является обоснование совокупности ресурсов (пространственных, организационно-технологических, коммуникативно-организационных), использование которых обеспечивает удовлетворение личностно-профессиональных потребностей молодого педагога. В качестве методов проведенного исследования были использованы общенаучные методы: теоретические и эмпирические. Автор в статье предлагает методическую разработку конкурса профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» как инструмент оценки сформированности предметных, методических и коммуникативных компетенций молодого педагога, и в тоже время, совокупность ресурсов для молодого педагога, обеспечивающие его личностно-профессиональное развитие. В статье автором представлены этапы проведения конкурса с описанием конкурсных испытаний и критерии их оценки, результаты прохождения испытаний участниками. Автор приходит к выводу, что в ходе участия в конкурсе на разных этапах его проведения у молодого педагога происходило единство теоретического мышления и практической деятельности. Молодой педагог самостоятельно проектировал свою индивидуальную познавательную деятельность, определяя цель участия в конкурсе, подбирая содержание и методы, способные обеспечить достижение планируемого результата. Участие в конкурсе, проявление собственной активности при решении кейсов и проведении занятия внеурочной деятельности, демонстрировало профессиональную и личную позицию молодого педагога. Результаты исследования носят теоретический и практический характер и могут быть использованы в образовательных организациях для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития молодых педагогов, ликвидации их профессиональных дефицитов, возникающих в ходе реализации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информальное образование, непрерывное образование, ресурсный подход, молодые педагоги.
Р
-А. еализация Национального проекта
«Образование» ставит задачи обеспечения непрерывной поддержки и сопровождения педагогов, их профессионального развития и успешной педагогической карьеры. Для решения этих задач требуется системная работа, предусматривающая выстраивание непрерывного профессионального образования педагогов, предусматривающая интеграцию формального, неформального и информального образования. Развивается практика использования данных форм в отношении молодых педагогов. Это связано как с потребностью и запросом самих молодых педагогов на адресные формы образования, с учетом имеющихся уровня образования, квалификации, опыта практической деятельности, так и повышением доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов. Привлечение молодых педагогов в профессиональную деятельность, создание образовательной среды для их личностно-
профессионального развития является одним из ключевых факторов восполнения кадрового дефицита. По данным Министерства образования Омской области с 2017 по 2021 гг. произошло сокращение количества молодых педагогов в общеобразовательных организациях Омской области на 1,2% (с 24,1% до 22,9%). Поэтому цель нашей работы состоит в ответе на вопрос «какие ресурсы необходимы для обеспечения информального образования молодых педагогов с целью их личностно-профессионального развития?». Для решения поставленной задачи были использованы общенаучные методы: анализ данных научных публикаций, опрос руководителей образовательных организаций, экспертное оценивание.
Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы по данной теме позволил установить, что информальное образование неразрывно связано с формальным и неформальным образованием. Информальное образование не является их альтернативой, оно взаимодополняет и усиливает их возможности. Информальное образование понимается нами на
основе позиций ряда авторов (С.Г. Вершловского, А.Н. Гордина, О.В. Гординой, А.В. Окерешко, О.В. Павловой и др.) как индивидуальная познавательная деятельность субъекта (молодого педагога), которая приводит к его личностно-профессиональному развитию в процессе использования имеющихся ресурсов. Анализ психолого-педагогической литературы в понимании ресурсов (Е.И. Иванова, В.М. Лизинский, Т.А. Цецорина и др.) позволил определить, что ресурсы в контексте информального образования целесообразно рассматривать как совокупность условий, средств используя которые, молодой педагог формирует педагогические компетенции, ликвидирует свои профессиональные дефициты, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности, тем самым повышая собственную готовность к осуществлению педагогической профессии [1].
Для того чтобы определить профессиональные дефициты молодых педагогов, возникающие в начале осуществления педагогической деятельности, был проведен опрос руководителей общеобразовательных организаций Омской области, в которых трудоустроены молодые педагоги со стажем до 5 лет. В результате анкетирования были установлены следующие дефициты: проведение самоанализа учебного занятия (36%), владение методикой преподавания учебного предмета (31,3%), разработка учебно-планирующей документации педагога (24,4%), организация воспитательной деятельности для обучающихся (53%).
В связи с этим актуальность приобретают такие ресурсы, обеспечивающие информальное образование молодых педагогов, которые с одной стороны, были бы доступными и открытыми для всех желающих молодых педагогов, с другой стороны - ориентированы на формирование предметных и методических компетенций молодых учителей.
Для решения данной задачи педагогическим коллективом БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» был разработан и проведен в рамках деятельности международного методического центра «Академия педагогического образования: навыки XXI века» конкурс профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда».
При разработке конкурса
профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» мы опирались на теоретические основы ресурсного подхода (В.М. Лизинский [1], С.А. Хазовой [4], Т.А. Цецорина [5] и др.), исходящий из понимания ресурсов как совокупности объективно существующих условий и средств, необходимых для реализации определенных процессов [5]. Анализ существующих моделей образовательных сред (коммуникативно-ориентированный подход В.В. Рубцова [2], антрополого-психологический подход
В.И. Слободчикова [3]; эколого-личностный подход В.А. Ясвина [6]), позволяет выделить совокупность ресурсов, которые в наибольшей степени создают возможности для развития молодого педагога, в их числе пространственный, организационно-технологический и
коммуникативно-организационный.
Конкурс профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» как мероприятие, реализуемое в конкретные сроки, на конкретной территории, с определением категории участников выступает как пространственный ресурс, задавая пространство реализации индивидуальной познавательной деятельности молодых педагогов.
Данный конкурс как поэтапная форма организации деятельности молодого педагога является организационно-технологическим
ресурсом. Основной целью конкурса является создание необходимых условий для информального образования педагогов, повышение предметной и методической компетенций учителей-
предметников, укрепление института
наставничества среди педагогов Омской области.
Рассмотрим более подробно конкурс как методический инструмент профессионального развития молодого педагога. Конкурс проходит ежегодно в ноябре рамках Областного Педагогического марафона работников системы образования Омской области. Участие в конкурсе «Наставник + молодой педагог = команда» имело заявочный характер. Участниками конкурса могли стать команды педагогов-наставников и молодых педагогов. Конкурс проводится в три этапа и предполагает смешанную форму проведения (очно-заочную). Для каждого этапа конкурса разработаны критерии оценки.
На первом этапе конкурса молодому педагогу необходимо было представить видеозапись занятия внеурочной деятельности, проведенного совместно с педагогом-наставником под девизом «Вместе мы команда». Возрастная категория обучающихся, тема занятия, направление внеурочной деятельности определялись конкурсантами самостоятельно. Кроме
видеозаписи на экспертизу представлялась методическая разработка сценария проведенного мероприятия. Данные конкурсные испытания были ориентированы на оценку предметной и методической компетенций молодого педагога. Оценка осуществлялась на основе четырех групп критериев:
1. Содержание мероприятия - возрастосо-образность; воспитательная ценность; глубина знаний, кругозор;
2. Технология проведения внеурочного занятия - применение современных методов интерактивности; отбор адекватных подходов к моделированию занятия; использование целесообразных форм и приемов организации деятельности обучающихся;
3. Взаимодействие наставника и молодого педагога - соблюдение норм профессиональной этики в совместной работе; умение работать в команде (взаимодополняемость); владение технологиями взаимодействия друг с другом и с обучающимися;
4. Результативность занятия - создание ситуации успеха; определение и достижение конкретных результатов занятия; ориентация на планируемые результаты ФГОС.
Отметим, что в 2021 г. видеозапись занятия внеурочной деятельности и его методический сценарий на высоком уровне оценен у 4,6% конкурсных пар. В их материалах были отражены воспитательная ценность мероприятия,
предложенные приемы организации деятельности детей, позволили обеспечить максимальную включенность обучающихся, что в целом отразилось на достижении результатов.
Большинство материалов соответствовало среднему уровню - 43,8%, конкурсным парам удалось продемонстрировать применение различных методов интерактивности. На низком уровне были оценены материалы - 51,6% конкурсных пар. В них участникам не удалось осуществить отбор форм и приемов организации деятельности детей с позиции
возрастосообразности, молодой педагог испытывал затруднение при работе в команде с наставником, результаты внеурочного мероприятия не достигнуты.
Второй этап конкурса был ориентирован на решение кейса конкурсной парой, предполагающий разработку учебно-практических и учебно-познавательных задач. Для данного этапа были разработаны кейсы по разным учебным предметам, в таблице 1 представлены их примеры.
Таблица 1
Примеры кейсов для молодых педагогов_
№ п/п Содержание кейса
1 Кейс 1. Вы с коллегой планируете провести урок физики по теме «Тепловые явления» для обучающихся 8 класса. Вы определили, что на уроке с помощью нагревания кружки вы продемонстрируете данное явление обучающимся. Задание: В течение 30 минут разработайте задание для развития креативного мышления при изучении темы «Тепловые явления», в результате которого обучающиеся предложат вам нестандартные способы нагревания кружки. Каким образом вы организуете деятельность обучающихся по решению данного задания? Какие формы взаимодействия предложите при обсуждении полученных результатов?
2 Кейс 2. Вы планируете провести урок технологии по теме «Интерьер жилого дома» для обучающихся 7 класса. За помощью в подготовке к уроку вы обратились к наставнику. Вы определили, что на уроке обучающимся необходимо будет спланировать освещение детской комнаты. Задание: В течение 30 минут разработайте задание для развития математической грамотности при изучении темы «Интерьер жилого дома», в результате которого обучающиеся предложат вам расчеты необходимого кабеля для реализации плана освещения детской комнаты. Каким образом вы организуете деятельность обучающихся по решению данного задания? Какие формы взаимодействия предложите при обсуждении полученных результатов?
3 Кейс 3. Вы планируете провести урок окружающему миру по теме «Как устроен мир» для обучающихся 3 класса. Совместно с педагогом-наставником вы подобрали обучающий видеофрагмент, в котором представлены явления, относящиеся к неживой природе. Однако, в процессе учебного занятия ролик не загрузился. Задание: В течение 30 минут разработайте задание для развития естественнонаучной грамотности при изучении темы «Как устроен мир» используя текст учебника. Каким образом вы организуете деятельность обучающихся по решению данного задания? Какие формы взаимодействия предложите при обсуждении полученных результатов?
Задания кейсов ориентированы на формирование у обучающихся разных видов функциональной грамотности, в примерах представлены креативное мышление,
математическая и естественнонаучная грамотности. Задания, которые были представлены конкурсным парам, связаны с темой и возрастом обучающихся. В качестве материально-технического обеспечения использовались учебно-методические пособия, учебники, по которым конкурсанты осуществляют профессиональную деятельность в образовательной организации (в заявке конкурса необходимо было
указать возрастную группу обучающихся и учебно-методический комплекс, которые педагоги используют при проведении учебных занятий). Работа конкурсных пар по решению кейса была ограничена во времени, предоставлялось 30 минут.
Оценка решения кейса осуществлялась на основе трех групп критериев:
1. Дидактическая грамотность педагога -возрастосообразность; соответствие содержания задания поставленной цели; наличие в задание потенциала для формирования конкретного вида функциональной грамотности;
2. Представление продукта совместной деятельности - обоснование разработки (доступность, методическая и предметная компетенции); коммуникативная компетенция (взаимодействие педагогов во время презентации); педагогический такт; культура речи (соблюдение норм русского языка, правильное использование терминологии).
3. Взаимодействие в команде при работе с кейсом - соблюдение норм профессиональной этики в совместной работе; умение работать в команде (взаимодополняемость); владение технологиями взаимодействия друг с другом.
По результатам проведения данного конкурсного испытания в 2021 г. 54% конкурсных пар испытывали затруднения в составлении задания для обучающихся с учетом их возраста, наблюдались нарушения в использовании профессиональной терминологии,. 46% участникам не удалось продемонстрировать обоснование представленного задания для формирования конкретного вида функциональной грамотности, недостаточная способность обосновывать свою точку зрению без помощи педагога-наставника.
Заключительный этап конкурса проводился для молодого педагога, который предусматривал презентацию педагогической идеи, переданную ему педагогом-наставником. В ходе презентации молодому педагогу необходимо было продемонстрировать, как именно он использует данную педагогическую идею в своей практике. Презентация педагогической идеи проходила под девизом «Я учусь и применяю».
Оценка методической и коммуникативной компетенций осуществлялась на основе трех групп критериев:
1. Содержание - глубина понимания проблемы; педагогический кругозор и общая эрудиция; применение освоенного опыта на практике и внесение своих изменений в практику
2. Презентация - логичное выстраивание своего выступления; грамотность речи, ясность выражения мыслей; разнообразие источников представленной информации (текстовой, графической, электронной, видео)
3. Использование опыта педагога-наставника - использование и адаптация педагогических приемов педагога-наставника; вариативность применения освоенного опыта; результативность применения.
В результате оценивания в 2021 г. педагогическая идея у 18,4% молодых педагогов отличалась педагогическим кругозором и общей эрудицией, применением освоенного
педагогического опыта на практике и внесение своевременных изменений для улучшения ее качества, вариативностью применения освоенного опыта, презентация педагогической идеи осуществлялась с использованием разных источников информации (текстовой, графической, видео). В выступлениях 67,3% молодых педагогов нарушена логика представления педагогической идеи, освоенный педагогический опыт частично используется на практике, отсутствует вариативность освоенных приёмов. В представлениях педагогической идеи 14,3% участников отсутствовала логичность,
использовались ограниченные источники информации (текстовые), педагогические приемы педагога-наставника не адаптированы в собственной профессиональной деятельности.
В завершении конкурсных испытаний, на основе общей суммы баллов определялся победитель.
Поэтапность проведения конкурса, его технологичность, определение для каждого испытания конкретных критериев оценки определило его как организационно-технологический ресурс, обеспечивающий информальное образование молодых педагогов.
В процессе подготовки и проведения конкурсных испытаний, молодой педагог взаимодействовал с педагогом-наставником как единая команда. Конкурс профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» в данном случае выступал как пространство межличностного взаимодействия в различных формах и способах взаимодействия молодого педагога с наставником, в процессе проведения для обучающихся занятия внеурочной деятельности и демонстрируя при этом разные технологии взаимодействия. В другом конкурсном испытании, молодой педагог демонстрировал педагогическую идею педагога-наставника, где сам молодой учитель являлся ведущим субъектом деятельности. Поэтому конкурс помимо пространственного и организационно-
технологического ресурса выступает
коммуникативно-организационным ресурсом.
В течение 3 лет конкурс профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» востребован молодыми педагогами, что отражается в ежегодной стабильной динамике участников (Рис. 1). В 2020 году в конкурсе приняли участие 27 молодых педагогов, в 2021 году - 28; в 2022 г. - 30.
2020 - 25 26 27 28 29 30 ■ Количество молодых педагогов 31
Рис. 1. Динамика участия молодых педагогов в конкурсе профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» с 2020 по 2022 гг.
Методическая разработка конкурса имела бинарную задачу: каждый этап конкурса был ориентирован с одной стороны на оценку сформированности предметных, методических и коммуникативных компетенций молодого педагога, с другой стороны на определение дальнейшей индивидуальной траектории профессионального развития. В ходе участия в конкурсе на разных этапах его проведения у молодого педагога происходило единство теоретического мышления и практической деятельности. В результате участия в конкурсе молодой педагог самостоятельно смог проектировать свой индивидуальный маршрут, определяя цель участия в конкурсе, подбирая содержание и методы, способные обеспечить достижение планируемого результата. Проявление собственной активности при решении кейсов и проведении занятия внеурочной деятельности, демонстрировало профессиональную и личную позицию молодого педагога. После участия в конкурсе профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» педагоги осуществляли рефлексию полученного опыта и результата, осмысливали результаты профессиональной деятельности, выявляли профессиональные затруднения, определяли перспективы личностно-профессионального
развития.
Таким образом, с одной стороны, организация и проведение конкурса профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» создавало условия для проявления личной активности молодого педагога, с другой стороны участие в них молодых педагогов обеспечивало их личностно-профессиональное развитие.
По итогам проведения конкурса были проанализированы результаты участия молодых педагогов 2021 и 2022 гг. на предмет выявления динамики в прохождении каждого конкурсного этапа. Отметим, что в 2022 году наблюдается положительная динамика на всех этапах конкурса:
- по первому этапу - увеличилось количество конкурсных пар на 35,1%, у которых высокий уровень оценки видеозаписи занятия
внеурочной деятельности и его методический сценарий (с 4,6% до 39,7%);
- по второму этапу - на высоком уровне продемонстрировали обоснование представленного задания для формирования конкретного вида функциональной грамотности 20,6% конкурсных пар (в 2021 году высокий уровень не зафиксирован);
- по третьему этапу - увеличилось количество молодых педагогов на 29,2% (с 18,4% до 47,6%), которые представили педагогическую идею наставника через демонстрацию своей практики в разных форматах (текстовой, графической, видео).
Очевидно, что участие в конкурсе «Наставник + молодой педагог = команда» способствовало интенсивному и эффективному рефлексированию профессиональных проблем, обсуждаемых на каждом из этапов конкурса. Сотрудничество в рамках конкурса между молодым педагогом и его наставником, а также между конкурсантами способствовало обмену опытом, решению новых профессиональных задач, повышению своего профессионального мастерства. В заключении можно констатировать, что разработанный и реализованный конкурс профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» представляет собой совокупность ресурсов (пространственный, организационно-технологический, коммуникативно-организационный), которые
обеспечивают информальное образование молодых педагогов. В результате был найден ответ на ключевой вопрос нашей работы. В данном случае ориентация на ресурсный подход в контексте информального образования молодых педагогов становится фактором и условием его личностно-профессионального развития. Обращение к ресурсам информального образования для ликвидации собственных профессиональных дефицитов позволяет осуществить мобильную переориентацию молодого педагога к деятельности в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов.
Библиографический список
1. Лизинский, В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. / В. М. Лизинский -Москва:Центр «Пед. Поиск». - 2006. - 160с. — Текст : непосредственный.
2. Рубцов, В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т.Г. Ивошина; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т образоват. политики «Эврика» [и др.]. - М : Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002. - 271 с. — Текст : непосредственный.
3. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая российская конф. по экологической психологии: Тез. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М., 2000. С.172-176. — Текст : непосредственный.
4. Хазова, С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mentalnye-resursy-subekta-priroda-iunktsii-dinamika (дата обращения: 26.01.2023).
5. Цецорина, Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Цецорина Татьяна Александровна. — Белгород, 2002. — 22 с. — Текст : непосредственный.
6. Ясвин, В.А. Школа как развивающая среда. - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО. - 2010. - 360с. — Текст : непосредственный.
References
1. Lizinskij, V.M. Resursnyj podhod v upravlenii razvitiem shkoly [Lizinsky, V.M. Resource approach in school development management] / V. M. Lizinsky - Moscow:The center "Ped. Search". 2006. 160 p.
2. Rubcov, V. V. Proektirovanie razvivayushchej obrazovatel'noj sredy shkoly [Rubtsov, V. V. Designing the developing educational environment of the school] / V. V. Rubtsov, T.G. Ivoshina; The Ministry of Education of the Russian Federation. Federation. In-t is educated. Eureka politicians [et al.]. - Moscow : Moscow Mountains. psychological and pedagogical. un-t, 2002. 271 p.
3. Slobodchikov, V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayushchego obrazovaniya [Slobodchikov, V.I. On the concept of the educational environment in the concept of developing education] // The second Russian Conference on Environmental psychology: Tez. Moscow, April 12-14, 2000, Moscow, 2000. pp.172176.
4. Hazova, S.A. Mental'nye resursy sub"ekta: priroda, funkcii, dinamika [Khazova, S.A. Mental resources of the subject: nature, functions, dynamics] // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2014. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnye-resursy-subekta-priroda-funktsii-dinamika (Accessed date: 26.01.2023).
5. Cecorina, T.A. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v shkole na osnove resursnogo podhoda [Tsetsorina, T.A. Organization of the educational process at school based on the resource approach]: : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.01 / Tsetsorina Tatiana Aleksandrovna. Belgorod, 2002. 22 p
6. Yasvin, V.A. Shkola kak razvivayushchaya sreda [Yasvin, V.A. School as a developing environment]. Moscow: Institute of Scientific Information and Monitoring of RAO. 2010. 360c.
N.V. Lyashevskaya
THE SET OF RECOURSES FOR YOUNG TEACHERS' INFORMAL TRAINING
This article discusses the connection between the resource approach and the informal education of young teachers. The problem identified in the article, related to the shortage of personnel in providing the general education system, demonstrates the need to update the mechanisms for the professional development of young teachers. The purpose of the article is to substantiate the totality of resources (spatial, organizational-technological, communicative-organizational), the use of which ensures the satisfaction of the personal and professional needs of a young teacher. General scientific methods were used as the methods of the study: theoretical and empirical. The author in the article proposes a methodological development of the competition of professional skills "Mentor + young teacher = team" as a tool for assessing the formation of subject, methodological and communicative competencies of a young teacher, and at the same time, a set of resources for a young teacher, ensuring his personal and professional development. In the article, the author presents the stages of the competition with a description of the competitive tests and the criteria for their evaluation, the results of the tests by the participants. The author comes to the conclusion that in the course of participation in the competition at different stages of its implementation, the young teacher had a unity of theoretical thinking and practical activity. The young teacher independently designed his individual cognitive activity, determining the purpose of participation in the competition, selecting content and methods that could ensure the achievement of the planned result. Participation in the competition, the manifestation of one's own activity in solving cases and conducting extracurricular activities, demonstrated the professional and personal position of the young teacher. The results of the study are of a theoretical and practical nature and can be used in educational organizations to build an individual trajectory for the professional development of young teachers, eliminate their professional deficits that arise during the implementation of professional activities.
Key words: informal education, continuous education, resource approach, young teachers.
Сведения об авторе:
Ляшевская Наталья Валерьевна - заведующий учебно-методическим центром внедрения инноваций и стратегического управления в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (644093, Российская Федерация, г.Омск, ул.Тарская д.2, e-mail: n. lyashevskaya @ yandex. ru)
Статья поступила в редакцию 26.01.2023 г.