DOI: 10.12731/2070-7568-2022-11-1-68-83 УДК 331.108.38
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Т.А. Магсумов, О.В. Ищенко, С.Д. Зливко, Г.С. Мухаметшина
Представлен проект по адаптации выпускников педагогических вузов к работе в образовательных организациях. Раскрываются цель и задачи проекта, организационный план и конкретные шаги по его реализации, анализируются возможные риски, результаты и перспективы развития проекта; вкратце намечены юридический и финансовый планы, стратегия проекта. Проект предполагает тесное взаимодействие молодых педагогов с администрацией школы, опытными учителями, обучающимися и их родителями; повышение профессиональной культуры и компетенций в образовательной деятельности.
Цель - проектирование комплекса организационно-педагогических мероприятий по успешной социально-профессиональной адаптации молодого учителя.
Метод или методология проведения работы: методология работы основана на деятельностном подходе и принципе системности, включала теоретическое исследование полученных обсервационным и диагностическим путем эмпирических данных.
Результаты: разработка программы для адаптации молодых педагогов общеобразовательной школы служит одним из эффективных способов решения затруднений в профессиональной деятельности начинающих учителей. Профессиональное становление молодого педагога будет проходить успешнее, если будет активно и правильно реализовано взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей. Это становится возможным благодаря: проведению диагностики педагогических затруднений и профессиональной подготовленности; привлечению к адаптации молодых педагогов
опытных учителей с наделением их функцией наставничества; превращению адаптации в управленческий процесс. Авторы подготовили организационное пошаговое обучение, предполагающее:
1. проведение занятий «Школы педагогического опыта», коммуникативных тренингов, практикумов по планированию и проведению уроков и внеклассных мероприятий для молодых педагогов и педагогов, закрепление за каждым молодым специалистом учителя-наставника, социального педагога и психолога;
2. активизацию участия молодых специалистов в творческих группах, общественных командах, профессиональных конкурсах, проведение начинающими учителями в конце учебного года самоанализа педагогической деятельности и выявления дальнейших направлений самосовершенствования;
3. в целях совершенствования профессиональной компетентности молодых педагогов проведение различных форм мероприятий (консультации, открытые занятия, мастер-классы, вебинары, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.), диагностику определения профессиональных качеств молодого специалиста и его подготовку к аттестации на соответствие занимаемой должности.
Проведение разносторонней, особенно методической, деятельности по адаптации молодых специалистов поможет повысить уровень их профессиональной подготовки и решить кадровую проблему школ.
Область применения результатов: разработанный проект может быть использован как стартовая площадка в адаптации молодых педагогов не только в стенах общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях иных видов и уровней образования. Смысл проекта предполагает выход на сетевое сотрудничество с другими общеобразовательными учреждениями, проведение совместных методических мероприятий, привлечение опытных учителей школ к организации работы школы молодого учителя.
Ключевые слова: образовательный менеджмент; управление персоналом в образовании; управление школой; адаптация педагогов; образование
DESIGNING THE ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS
T.A. Magsumov, O.VIschenko, S.D. Zlivko, G.S. Mukhametshina
The paper presents a projectfor the adaptation of graduates ofpedagogical universities to work at educational organizations. The goal and tasks of the project, the organizational plan, and specific steps for its implementation are specified. The authors analyze possible risks, results, and prospects for the development of the project and briefly outline the legal andfinancial plans and the strategy of the project. The project implies close interaction of young teachers with the school administration, experienced teachers, students, and their parents, as well as improvement of professional culture and competencies in educational activities.
The objective of the study is to design a set of organizational and pedagogical measures to ensure the successful social and professional adaptation of a young teacher.
Methodology: the methodology of the work was based on the activity approach and the principle of systematicity; it also included a theoretical study of empirical data obtained by observation and diagnostics.
Results: the development of a program for the adaptation of young teachers in general education schools is an efficient way to overcome difficulties in novice teachers'professional activities. The professional development of a young teacher will be more successful if the interaction of teachers, students, and their parents is actively and correctly implemented. This becomes possible due to diagnostics of pedagogical difficulties and professional competence; involving experienced teachers performing the mentoring function in the adaptation of young teachers; transforming adaptation into a management process. The authors prepared organizational step-by-step training including:
1. conducting classes of the "School of Pedagogical Experience", communicative training sessions, workshops on planning and conducting classes and extracurricular activities for young teachers, assigning
a teacher-mentor, social care teacher, and psychologist for each young specialist;
2. intensifying the participation of young professionals in creative groups, public teams, professional competitions; novice teachers' self-analysis of their pedagogical activity at the end of the academic year and revealing further areas for self-improvement;
3. various forms of events (consultations, open classes, master classes, workshops, creating a portfolio, a professional skill competition, etc.) to improve young teachers 'professional competence; diagnosing young specialists' professional qualities and preparing them for job competence certification.
Multifacetedactivities, especially methodological ones, for the adaptation of young specialists will help to improve their professional competence and solve the personnel problem of schools.
Practical implications: the developed project can be used as a launching platform for the adaptation of young teachers at not only general education organizations but also educational organizations of other education types and levels. The project implies network cooperation with other educational institutions, conducting joint methodological activities, and involving experienced schoolteachers in organizing young teachers 'work at school.
Keywords: educational management; personnel management in education; school management; adaptation of teachers; education
Введение
Задача сопровождения молодого педагога является одной из ключевых в современной образовательной политике. Под молодым специалистом мы понимаем работника, который получил среднее профессиональное или высшее образование и впервые поступил на работу по полученной специальности/направлению подготовки в течение одного года после окончания вуза.
В октябре 2021 года Президент Республики Татарстан охарактеризовал следующую проблему образования в нашем регионе: за последние три года почти 600 молодых учителей ушли из системы образования, не
проработав и трех лет. Лидером региона было поручено министерству образования и науки РТ, главам муниципальных образований взять под контроль вопрос обеспечения школ педагогами и закрепления молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях [9].
В ходе исследования было выявлено, что основными причинами ухода молодых специалистов из школ являются: отсутствие совпадения ожиданий с реальностью; недостаточная заработная плата; большая загруженность при работе с документацией; психологическая неподготовленность к коммуникации с администрацией школы, родителями, трудовым коллективом и детьми.
Молодые специалисты испытывают большую неуверенность при осуществлении профессиональной деятельности, нуждаются в поддержке опытных учителей и администрации школы. Все это способствует возникновению новой педагогической ситуации -адаптации молодых педагогов, в которой происходит равномерное усвоение социальных норм, педагогических правил.
Поэтому многим школам необходимо создавать и формировать новые молодежные педагогические ассоциации, советы молодых специалистов для решения проблем в первые годы осуществления профессиональной деятельности молодых педагогов.
Проблема адаптации молодых учителей изучена достаточно полно: авторами были рассмотрены вопросы методологии управления профессиональной адаптацией молодых учителей [13], изучено формирование профессиональных качеств [5; 10], определены факторы профессионального становления [2] и карьерные предпочтения молодых учителей [1], исследован процесс вхождения их в социопро-фессиональную среду [3], разработана диагностика их готовности к работе [4], условия [11], особенности [12] и методы [6] эффективного сопровождения молодых педагогов в процессе адаптации.
Материалы и методы
Источниковой базой работы стали нормативно-правовые акты, прежде всего - локального уровня, данные о финансовом состоянии школы и источниках внешней среды, в том числе - стейкхолдерах.
Подготовка проекта базировалась на комплексе методов, включавших анализ нормативной документации и степени научной изученности проблемы, опрос руководителя образовательной организации, его заместителей и специалистов, анкетирование молодых педагогов, факторный анализ, материалы расчетов и планирования авторов исследования, наблюдение за управленческими процессами в школе и прогнозирование.
Результаты и обсуждение
Цель проекта заключается в организационно-методической помощи молодым учителям для их успешной и быстрой адаптации в трудовом коллективе и формировании опыта в реализации трудовых действий (в частности, выработке собственной системы преподавания).
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи проекта:
1) выявление препятствий и затруднений, возникающих в профессиональной деятельности молодого педагога;
2) разработка модели социально-трудовой адаптации молодежи через пошаговое обучение молодых специалистов;
3) повышение профессионального уровня молодых специалистов через проведение мастер-классов, трудовых практик и семинаров, участия в профессиональных конкурсах;
4) создание сайта для тиражирования проекта и обеспечения свободного доступа к методической информации.
Базой разработки проекта стала школа № 41 г. Набережные Челны.
При реализации нашего проекта с целью сопровождения молодых педагогов для успешной адаптации будут использоваться следующие механизмы реализации проекта:
1) оказание поддержки молодому педагогу консультациями, методическим сопровождением, подключение опытных педагогов-наставников;
2) проведение инструктажей с целью формирования у молодых учителей понимания возможностей и ограничений в педагогической деятельности;
3) участие молодых специалистов в городских, республиканских слетах и деловых играх, прохождение ими курсов повышения квалификации;
4) подключение к взаимодействию в решении задач проекта профсоюзной организации, которая может провести тренинги по развитию лидерских качеств и межличностной коммуникации, привлечь молодых педагогов к проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий, реализовать совместные досуговые мероприятия;
5) внедрение и развитие наставничества, при котором опытные учителя становятся помощниками в освоении педагогических программ и дисциплин и в выстраивании эффективного коммуникативного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Реализация проекта будет осуществляться в соответствии с организационным планом (табл. 1).
Таблица 1.
Организационный план реализации Проекта
№ Название этапа Временные рамки, годы Реализация каждого проекта
1 Пилотный (Школа педагогического опыта» для молодых педагогов и педагогов, имеющих большой перерыв в профессиональной деятельности на 2021-2022 учебный год МБОУ «СОШ №41») 2021-2022 Изучение нормативной, в том числе локальной, документации и научно-методических исследований и разработок. Определение основных понятий, принципов, форм работы. Осмысление необходимости совершенствования модели адаптации. Диагностика запросов молодых педагогов.
2 Основной 2022-2023 Становление модели сопровождения молодых педагогов. Разработка сайта для молодых педагогов, организация методических мероприятий, направленных на успешную адаптацию молодых учителей. Разработка диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодых педагогов, по изучению запроса на сопровождение. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста.
Окончание табл. 1.
3 Внедренческий 2023-2024 Апробация модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов, выявление сильных и слабых сторон. Разработка индивидуальной образовательной программы профессионального становления молодого педагога. Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые занятия, мастер-классы, вебинары, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.) Разработка Карты профессионального роста педагогов. Формирование банка творческих разработок молодых педагогов.
Описание деятельности по реализации организационного плана проекта:
Для решения проблемы успешной адаптации молодых педагогов привлекаются опытные педагоги и учителя, которые не имеют высшего педагогического образования.
В рамках первого этапа проекта образовательной организацией проводятся занятия «Школы педагогического опыта» для молодых педагогов и педагогов, имеющих большой перерыв в профессиональной деятельности на 2021-2022 учебный год (табл. 2). За каждым молодым специалистом закрепляется учитель-наставник, который организует посещение учебных занятий, после которых проводится самоанализ. Большое значение имеет работа социального педагога и психолога с начинающими учителями. Эти специалисты проводят дополнительные тренинги, направленные на усвоение и принятие психологического поведения ребенка. В первый год деятельности начинающие педагоги и наставники обсуждают вопросы по методике планирования и проведения уроков и внеклассных мероприятий.
При реализации второго этапа проекта работа концентрируется на актуальных вопросах профессиональной деятельности педагога. Молодые специалисты становятся активными участниками творческих групп, общественных команд, профессиональных конкурсов, проводимых в школе. Важное значение приобретает подготовка молодых специалистов при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий. В конце учебного года молодые учителя проводят самоанализ педагогической деятельности и намечают дальнейшие направления пути самосовершенствования.
Таблица 2.
План работы «Школы педагогического опыта» на 2021-2022 учебный год
Месяц Тема занятия Цель Продукт
Сентябрь Назначение наставников. Орга- Знакомство с педагоги- Внутришколь-
низационные вопросы. Знаком- ческой деятельностью и ный документ
ство с правилами внутреннего организацией образова- о назначении
распорядка учебного заведения. тельного процесса, правилами охраны труда, техники безопасности и условиями труда. наставников.
Октябрь, Изучение содержания образова- Обеспечение грамот- Рабочая
Ноябрь тельных программ, нормативных ного ведения школьной программа
документов, рабочих программ. документации молодыми специалистами. учителя-предметника, план воспитательной работы.
Декабрь Современный урок. Требования Развитие навыков Технологи-
к урокам по ФГОС. Техноло- структурирования учеб- ческая карта
гическая карта урока/занятия. Самоанализ урока/занятия. ного занятия. урока, анализ урока.
Январь Современные образовательные Повышение Разработка
технологии. Внеклассная работа профессионального внеклассного
по предмету, ее место и значи- уровня молодого педа- занятия.
мость в учебном процессе. гога.
Февраль Тренинг-практикум «Адаптация Анализ работы моло- Сводный отчет
молодых учителей к школьным дых специалистов, вы- по итогам анке-
условиям». явление педагогических затруднений. тирования.
Март Работа с детьми с высоким и Предупреждение Разработка за-
низким уровнем учебной мотивации. Дифференцированный неуспеваемости учащихся, оказание ме- даний разного уровня слож-
подход в обучении. тодической помощи учителю в организации исследовательской деятельности учащихся. ности
Апрель «Активные методы обучения. Оказание помощи Таблица, ана-
Оценивание метапредметных результатов». Мониторинг учебной молодому учителю в повышении качества лизы по итогам профессиональ-
деятельности. Анализ знаний преподавания. ной адаптации.
учащихся. Круглый стол «Отве-
ты на вопросы».
Май Значение самообразования как Анализ работы моло- Анализ работы
одного из путей повышения про- дых специалистов, вы- «Школы пе-
фессионализма учителя. Подведе- явление педагогических дагогического
ние итогов работы за год. затруднений. опыта».
В течение Посещение учебных занятий Анализ посещенных Аналитическая
года учителей-наставников. уроков. карта посещенного урока.
В рамках третьего этапа проводятся мероприятия по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые занятия, мастер-классы, вебинары, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.). Начинается подготовка молодых педагогов к аттестации на соответствие занимаемой должности. Проводится диагностика на определение профессиональных качеств молодого специалиста.
Юридический план представлен необходимостью создания, принятия и внедрения или изменения локальных актов, которые обеспечат реализацию проекта: Должностной инструкции учителя, Инструкции по охране труда учителя, Положения о Школе молодого педагога, Положения о наставничестве, Положения об организации работы с молодыми учителями, Положения об оплате труда, Положения о методической службе и методическом совете [7; 8].
Стратегия финансирования проекта предполагает субвенцию -межбюджетный трансферт, предоставляемый бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенция расходуется на предоставление учебно-методических материалов, приобретение канцтоваров. Внешним спонсором финансирования проекта является Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова в лице профсоюзной организации, который предоставляет финансовую помощь при приобретении канцтоваров.
Риски проекта: в условиях нестабильности экономики России и распространения СОУГО-19 многие мероприятия могут быть отменены или ограничены; проблема перенастройки психологического климата трудового коллектива, что задержит проведение запланированных тренингов и мастер-классов.
Ожидаемыерезультаты: проведение разносторонней, в т.ч. методической, деятельности с молодыми специалистами для успешной
адаптации, после которой они повышают уровень профессиональной подготовки, получают возможность стажироваться на крупных общеобразовательных площадках.
Перспективы дальнейшего развития проекта: данный проект может быть использован как стартовая площадка в адаптации молодых педагогов в стенах общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях иных типов и уровней образования. В ходе реализации проекта будут установлены отношения делового сотрудничества между субъектами образовательных отношений внутри образовательной организации, расширятся отношения образовательной организации со внешней средой (например, приглашение молодых педагогов школ для проведения тренингов в педагогических вузах и колледжах, участие в организации работы Советов молодых педагогов по территориальному признаку).
Заключение (выводы)
Представленный проект направлен на организацию эффективного включения молодых педагогов в работу и может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале педагогической деятельности в школе. Полагаем, что в школах важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с педагогами, обучающимися и родителями, внедрение наставничества. Большими совместными усилиями всех участников проекта, превращающими адаптацию в организованный и управляемый процесс, должны быть созданы доброжелательные взаимоотношения в трудовом коллективе, достигнуты высокие результаты обучения и решена проблема нехватки педагогических кадров.
Список литературы
1. Белозерова Л.А., Гурылёва Л.В., Брагина Е.А. Исследование содержания карьерных предпочтений молодых педагогов // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 1-2. С. 161-171.
2. Болгова С.А. Факторы профессионального становления педагогов в общеобразовательных учреждениях // В мире научных открытий. 2015. № 9-2 (69). С. 423-433.
3. Василенко А.А. Проблема адаптации молодого учителя и способы ее решения // В мире научных открытий. 2014. № 11 (59). С. 125142.
4. Калинина Т.В., Акутина С.П. Обеспечение готовности педагога к воспитательной деятельности в условиях современного высшего образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3-2. С. 116-122.
5. Менеджмент в образовании. Государственно-общественное управление образованием. Курск: Университетская книга, 2021. 425 с.
6. Михеева Ю.В., Петрова Л.А. Тренинг «Личностное окружение» // В мире научных открытий. 2009. № 6 (6). С. 95-105.
7. Положение о методической службе и методическом совете МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» : [Утв. 29 авг. 2019 г.]. URL: https://edu.tatar.ra/upload/storage/org6694/files/метод%20служ-ба%20итог(1)^
8. Положение об условиях оплаты труда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» : [Утв. 19 мая 2021 г.]. URL: https://edu.tatar. ru/upload/storage/org6694/files/Положение%20об%20условиях%20 оплаты%20труда%20работников.pdf
9. Рустам Минниханов поручил взять под контроль обеспечение кадрами школы и детсады. По материалам пресс-службы телерадиокомпании «Татарстан». URL: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/ news/2019588.htm
10. Скударева Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях // В мире научных открытий. 2012. № 4-1 (28). С. 159-170.
11. Сотникова М.С. Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в ситуации внедрения новых образовательных стандартов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9. С. 525-533.
12. Федоренко А.В. Особенности адаптации педагога-психолога к профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2010. № 2-2 (8). С. 92-94.
13. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11. С. 48.
14. Godina D.Kh. What is challening about teaching business engilsh to learners of pre-experienced level? // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8. № 1-1. С. 54-60.
References
1. Belozerova L. A., Guryleva L. V., Bragina E. A. Research of the content of career preferences of young teachers. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12(1-2), pp. 161-171.
2. Bolgova S. A. Factors of professional becoming of teachers are in general establshments. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2015, vol. 9-2(69), pp. 423-433.
3. Vasilenko A. A. The problem of young teacher's adaptation and methods of its solution. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2014, vol. 11 (59), pp. 125-142.
4. Kalinina T. V., Akutina S. P. Ensuring readiness of the teacher for educational activity in the conditions of modern higher education. Russian Journal of Education and Psychology, 2016, no. 3-2, pp. 116-122.
5. Management in education. State and public administration ofeducation. Kursk: University Book, 2021.
6. Mikheeva Y. V., Petrova L. A. "Personal Environment" training. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2009, vol. 6 (6), pp. 95-105.
7. Regulations on the Methodological Service and Methodical Council of MBEU Secondary General Education School No. 41. [Approved on August 29, 2019]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org6694/files/ метод%20служба%20итог(1).pdf
8. Regulations on the terms of remuneration of MBEU "Secondary General Education School No. 41". : [Approved on May 19, 2021]. URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org6694/files/Положение%20об%20 условиях%20оплаты%20труда%20работников.pdf
9. Rustam Minnikhanov instructed to take control of staffing of schools and kindergartens. According to the press service of the TV and Ra-
dio Company "Tatarstan". URL: https://mon.tatarstan.ru/index.htm/ news/2019588.htm
10. Scudareva G. N. Professional becoming of a young teacher in modern social pedagogical conditions. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2012, vol. 4-1 (28), pp. 159-170.
11. Sotnikova M. S. Terms of effective psychological and pedagogical maintenance of young teachers' professional adaptation in the conditions of new educational standards' introduction. Russian Journal of Education and Psychology, 2015, no. 9, pp. 525-533.
12. Fedorenko A.V. Peculiarities of adaptation of a teacher-psychologist to professional activity. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2010, vol. 2-2 (8), pp. 92-94.
13. Cherkasova I. I., Yarkova T. A. Methodological bases of the management concept of professional adaptation of young teachers. Russian Journal of Education and Psychology, 2012, no. 11, p. 48.
14. Godina D. Kh. What is challening about teaching business engilsh to learners of pre-experienced level? Russian Journal of Education and Psychology, 2017, vol. 8(1-1), pp. 54-60.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Магсумов Тимур Альбертович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Набережночелнинский государственный педагогический университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация [email protected]
Ищенко Оксана Владимировна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом
Сургутский государственный университет
пр. Ленина, 1, г. Сургут, 628412, Российская Федерация
Зливко Светлана Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика»
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
ул. Студенческая, 7, г. Ижевск, 426069, Российская Федерация [email protected]
Мухаметшина Гульназ Саматовна, магистрант кафедры педагогики
Набережночелнинский государственный педагогический университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Timur A. Magsumov, PhD in History, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogics Department
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nisametdinova Str., Naberezhnie Chelny, 423806, Russian
Federation
SPIN-code: 1329-1458
ORCID: 0000-0003-0117-7513
ResearcherID: I-5300-2013
Scopus Author ID: 55799874500
Oksana V. Ishchenko, Dr. in History, Associate Professor, Professor of Department of State, Municipal Management and Personnel Management
Surgut State University
1, Lenin Ave., Surgut, 628412, Russian Federation
SPIN-code: 7193-6082
Svetlana D. Zlivko, PhD in Philology, Associate Professor of Department of Linguistics
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov 7, Studencheskaya Str., Izhevsk, 426069, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 2816-5598
Gulnaz S. Mukhametshina, Master's student of Pedagogics Department
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nisametdinova Str., Naberezhnie Chelny, 423806, Russian
Federation
Поступила 16.03.2022
После рецензирования 25.03.2022
Принята 28.03.2022
Received 16.03.2022 Revised 25.03.2022 Accepted 28.03.2022