Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 142-146. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 142-146.
Научная статья УДК 371.132
https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.22
Проблема адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации в контексте профессиональной подготовки будущих учителей
Ольга Александровна Воскрекасенко
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5174-729X
Аннотация. В статье обосновывается актуальность решения проблемы успешной адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации. На основе опроса начинающих педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях, выявлены проблемы, испытываемые молодыми учителями в ходе адаптации к профессиональной деятельности в школе. Анализ результатов проведенного опроса показал, что молодые педагоги испытывают типичные затруднения как с собственно профессиональной адаптацией, так и с социально-психологической и психофизиологической. На первом месте у молодых педагогов оказались проблемы, связанные с психофизиологической составляющей адаптации. Характер протекания психофизиологической адаптации влияет и на другие ее аспекты, часто становясь причиной смены работы. Выявление типичных затруднений, испытываемых учителями в первый год работы в школе, позволило наметить пути их предупреждения в ходе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, способствующие успешной психофизиологической, социально-психологической и собственно профессиональной адаптации молодых кадров в системе общего образования.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, молодые педагоги, организация общего образования, образовательный процесс, профессиональная подготовка, высшая школа, будущие учителя
Для цитирования: Воскрекасенко О.А. Проблема адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 142-146. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.22.
Original article
Young educators' problem of adaptation in a general education institution in the context of vocational training of prospective teachers
Olga A. Voskrekasenko
Penza State University, Penza, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5174-729X
Abstract. The relevance of solving the problem of successful adaptation of young educators in a general education organization is substantiated in this paper. Based on a survey of novice teachers practising in general education institutions, the problems experienced by young educators during their adaptation to vocational activity in school have been identified. Examining the results of the survey showed that young educators have typical difficulties with their own professional adaptation, as well as with their social-psychological and psychophysiological adaptation. At the top of the list for young educators were problems related to the psychophysiological aspects of adaptation. The nature of the course of psychophysiological adaptation also affects other aspects of adaptation, often causing employees to job-shift. Revealing the typical difficulties experienced by teachers in their first year of work in a school made it possible to outline ways of preventing them in the vocational training of students - prospective teachers, contributing to the successful psychophysiological, socio-psychological and professional adaptation of young staff in the system of general education.
Keywords: Adaptation, adaptedness, young educators, general education organization, educational process, vocational training, HEI, future teachers
For citation: Voskrekasenko, O.A. (2021) Young educators' problem of adaptation in a general education institution in the context of vocational training of prospective teachers. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 142-146. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.22 (In Russian).
В условиях современного информационного общества особое значение приобретает проблема привлечения в школу молодых учителей как наиболее восприимчивой к инновациям категории педагогов. Приток в школу молодых специалистов и их успешная адаптация в профессии
© Воскрекасенко О.А., 2021
выступают гарантом сохранения преемственности поколений, достижения баланса между здоровым консерватизмом и богатым практическим опытом старшего поколения учителей и инновационной, творческой активностью молодежи. Однако далеко не все из вновь пришедших в школу выпускников педагогических вузов остаются в профессии. Часть из них не выдерживает проблем адаптационного периода и навсегда расстается со школой.
Проблема адаптации молодых учителей в образовательных организациях общего образования относится к традиционным. Вместе с тем в современных условиях она приобретает новое звучание и остроту. Понимание проблем адаптационного периода позволит наметить пути их предотвращения уже на этапе профессиональной подготовки в высшей школе. В этой связи цель исследования - выявить основные проблемы адаптации молодых учителей в общеобразовательных организациях и наметить пути их предупреждения на этапе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов в высшей школе. В качестве методов исследования выступили: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации молодых учителей; опрос начинающих педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в общеобразовательных организациях.
Анализ современной научной литературы подтверждает актуальность и вызванный ею интерес исследователей к проблеме адаптации молодых педагогов в условиях общеобразовательного учреждения. Так, в работах исследователей нашли свое отражение следующие составляющие данной проблемы:
- особенности адаптации молодых учителей с учетом специфики преподаваемого предмета и (или) уровня общего образования (А.В. Антонова, И.А. Кириллова, И.Г. Металова, О.Н. Попова, М.В. Слепцова и др.);
- типичные проблемы и затруднения, испытываемые молодыми педагогами в процессе адаптации (А.А. Богатикова, А.Н. Гречнева, А.Г. Дровникова, Ф.А. Махмудова, А.Г. Чернигова, А.В. Шеянова и др.);
- содержание деятельности по сопровождению, помощи и поддержке начинающих педагогов (Е.Н. Агапова, Т.В. Белова, Е.А. Дубицкая, М.С. Сотникова, С.Ю. Трапицын);
- формы, методы, средства и технологии, используемые в процессе обеспечения успешной адаптации молодых учителей (И.С. Алексеева, А.В. Антонова, Н.В. Булдакова, А.А. Евграфов, А.Л. Шкляева и др.);
- условия, способствующие успешной адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях (И.А. Дерий, Л.К. Зубцова, Л.В. Карпушкина, Л.Е. Лакеева, Н.В. Сугак, А.В. Шеянова и др.);
- зарубежные практики обеспечения адаптации начинающих педагогов (Е.С. Заир-Бек, Е.В. Пискунова) и др.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современных исследованиях преобладающим является подход, связанный с поиском способов решения проблемы на стадии адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях (Емельянова, 2020; Овчинникова, Декман 2020). Аспекты проблемы, связанные с предупреждением еще на этапе профессиональной подготовки в высшей школе возникновения у выпускников педагогических вузов типичных затруднений в процессе их адаптации в общеобразовательной организации, в должной мере не рассматриваются.
В связи с вышесказанным был проведен опрос начинающих педагогов с целью выявления основных проблем адаптационного периода и определения путей их предупреждения на этапе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов в высшей школе. В опросе приняли участие 98 молодых педагогов (стаж от 0 до 3 лет), осуществляющих свою профессиональную деятельность в школах г. Пензы и Пензенской области. Анализ полученных результатов показал, что при всей целостности протекания адаптационных процессов молодые педагоги испытывают типичные проблемы как с собственно профессиональной адаптацией, так и с социально-психологической и психофизиологической.
На первом месте у молодых педагогов оказались проблемы, связанные с психофизиологической составляющей адаптации. Так, 80 % опрошенных отметили, что они постоянно испытывают чувство усталости и «разбитости», 74 % - выбрали ответ «Я как белка в колесе, ничего не успеваю». У каждого второго начинающего учителя (52 %) не остается времени на отдых. Подобного рода нагрузка, нарушение чередования труда с полноценным отдыхом приводят к таким проявлениям психофизиологической дезадаптированности у молодых педагогов, как нарушения сна, проблемы со здоровьем, перепады настроения и т. д. Например, проблемы со сном (с трудом засыпают, просыпаются среди ночи и не могут заснуть, с трудом просыпаются по утрам и др.) отмечают у себя 66 % респондентов. Каждый второй из них (53 %) в период адаптации столкнулся с пробле-
мами, связанными со здоровьем (головные боли, повышенное или пониженное давление, проблемы с желудочно-кишечным трактом и др.). Перегрузка, начинающиеся проблемы со сном и здоровьем приводят к перепадам настроения, общему снижению эмоционального фона, что становится одной из причин снижения мотивации к профессиональной деятельности. Так, 73 % молодых педагогов, принявших участие в опросе, выбрали ответ «У меня перепады настроения. Периоды оптимизма сменяются неверием в собственные силы и правильности выбранного профессионального пути», а 47 % - «Я испытываю разочарование в моей работе. С меня спали "розовые очки"».
Характер протекания психофизиологической адаптации влияет и на другие ее аспекты, часто становясь причиной смены работы. Одна из причин, вызывающая сильную перегруженность молодых учителей-предметников и сложности с их психофизиологической адаптацией, связана с уровнем профессиональной подготовки. В школу пришли выпускники бакалавриата, значительная часть которых продолжила свое обучение в магистратуре, что не могло не сказаться на их тотальной загруженности и, как следствие, на успешности протекания психофизиологической адаптации.
Значимое место в целостном процессе адаптации молодого учителя к условиям профессиональной деятельности занимает социально-психологическая адаптация, связанная с установлением продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом и отдельными его представителями, выступающая условием продуктивного выполнения профессиональной деятельности (Кудрявцева 2021; Трифонова, Пухова 2019). Результаты опроса показали, что около трети молодых учителей (34 %), принявших в нем участие, не чувствуют себя «своими» в педагогическом коллективе. 27 % из них испытывают затруднения в установлении продуктивного взаимодействия с коллегами, 41 % - в установлении продуктивного взаимодействия с администрацией. Многие из опрошенных не были готовы к работе в условиях женского коллектива с его специфическими признаками. Так, 40 % респондентов отметили, что уже на первом году работы в школе они невольно оказались втянутыми в разной степени выраженности конфликтные ситуации (интриги, сплетни и др.). В этой связи формирование у будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки социальных компетенций, а также знакомство и освоение ими норм корпоративной культуры позволят в будущем облегчить протекание социально-психологической адаптации.
Одновременно с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, опрос позволил определить типичные затруднения, испытываемые молодыми учителями в ходе собственно профессиональной адаптации. На первом месте в ряду затруднений данной группы находятся проблемы, связанные с ведением школьной документации. Так, 68 % опрошенных признались, что оказались не готовы к такому количеству отчетной документации.
Молодые учителя также в качестве проблем, с которыми они сталкиваются в ходе профессиональной адаптации, отмечают недостаточность сформированной в процессе профессиональной подготовки в высшей школе системы знаний, умений и навыков по педагогике, психологии и методике преподавания предмета. При этом в первую очередь ими отмечается недостаток практических умений и навыков: на недостаток знаний по педагогике указывают 26 % опрошенных, а умений и навыков - 48 %; около 32 % молодых педагогов отмечают недостаточность знаний по психологии, тогда как отсутствие практических умений и навыков - 44 %; 29 % молодых педагогов признают отсутствие у них должной системы знаний по методике преподавания предмета, отсутствие практических умений и навыков - 47 %.
Конкретизируя возникающие затруднения, связанные с профессиональной адаптацией, начинающие педагоги отмечают проблемы с организацией и осуществлением учебного (40 %) и воспитательного процесса (43 %), организацией взаимодействия с обучающимися (35 %) и их родителями (46 %).
Как показали результаты опроса, молодые педагоги испытывают целый комплекс затруднений в процессе психофизиологической, социально-психологической и собственно профессиональной адаптации. Безусловно, они не остаются один на один со своими проблемами (Чернявская, Данилова, 2019; Соколова, Руденко, 2018). Подавляющее большинство опрошенных (82 %) отмечают, что им оказывается помощь и поддержка в процессе адаптации со стороны более опытных коллег и администрации, но их сильнейшая загруженность не позволяет удовлетворить запрос молодых педагогов на помощь и поддержку в полной мере (64 %). В этой связи актуализируется необходимость предупреждения затруднений в адаптации молодых педагогов на этапе их профессиональной подготовки в высшей школе с учетом выявленных в ходе опроса проблем.
С целью предупреждения затруднений, испытываемых молодыми учителями в ходе психофизиологической адаптации, необходимо:
- формирование у студентов навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, используя потенциал дисциплины «Психология», а также проводимых в рамках внеаудиторной работы тренинговых занятий;
- знакомство студентов с основами тайм-менеджмента в образовании и формирование у них соответствующих умений и навыков рациональной самоорганизации деятельности;
- формирование у студентов в процессе организованной в вузе физкультурно-оздоровительной деятельности установки на здоровый образ жизни и укрепление здоровья как важнейшего условия успешной профессиональной деятельности;
- знакомство студентов с технологией профилактики эмоционального выгорания в социальных профессиях и др.
Для предупреждения затруднений, испытываемых молодыми учителями в ходе социально-психологической адаптации, целесообразно:
- знакомство студентов в ходе изучения дисциплины «Педагогика» и педагогической практики с должностными функциями, правами и обязанностями педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, представителей администрации);
- развитие у студентов коммуникативных умений и навыков, овладение техникой бесконфликтного поведения;
- приобщение студентов в ходе педагогической практики к корпоративной культуре общеобразовательной организации;
- интериоризация норм профессиональной этики педагога и др.
С целью предупреждения затруднений, испытываемых молодыми учителями в ходе собственно профессиональной адаптации, на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов следует:
- знакомить студентов на практических занятиях по педагогике и в ходе педагогической практики со школьной документацией, общими требованиями и образцами оформления основных документов (планы, программы, конспекты, отчеты и др.);
- усилить практико-ориентированный характер изучения психолого-педагогических дисциплин, направленный на выработку навыков решения широкого круга педагогических задач (организации педагогически целесообразного взаимодействия с разными категориями детей и их родителями, быстрого реагирования на поступок, торможения негативных форм поведения и др.) с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей обучающихся, а также особенностей современного поколения «альфа»;
- использовать в ходе профессиональной подготовки студентов технологии активного и интерактивного обучения (проектные технологии, методику «перевернутый класс», кейс-метод, информационно-коммуникационные технологии, технологии индивидуализации образовательного процесса и др.) и формировать у обучающихся умений и навыков их применения в своей будущей профессиональной деятельности и др.;
- проводить педагогическую практику в форме рассредоточенной практической подготовки (в распределительном режиме) путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям), способствуя обеспечению тесной связи между теоретическим обучением и содержанием практики и др.
Успешность прохождения молодыми педагогами адаптации в общеобразовательной организации определяется комплексом факторов, значимое место в ряду которых занимает специально организованная деятельность по обеспечению эффективности протекания адаптационных процессов. Решение данной социально-педагогической проблемы возможно как непосредственно на стадии адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях, так и на этапе профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе. Выявление типичных затруднений, испытываемых учителями в первый год работы в школе, позволяет наметить пути их предупреждения в ходе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов, способствуя успешной психофизиологической, социально-психологической и собственно профессиональной адаптации молодых кадров в системе общего образования.
Список источников:
Емельянова Е.Е. Психологическое сопровождение молодых педагогов в условиях трудовой деятельности // Столица науки. 2020. № 10 (27). С. 89-98.
Овчинникова Л.А., Декман И.Е. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 354-357.
Кудрявцева Н.В. Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов «Учитель - учителю» // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 79-83.
Трифонова Л.Б., Пухова Т.Г. Содействие адаптации молодого учителя в разновозрастном педагогическом коллективе // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 2 (15). С. 28-29.
Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62-70.
Соколова Н.А., Руденко А.В. Факторы социально-психологической адаптации молодых педагогов // Здравоохранение, образование и безопасность. 2018. № 3 (15). С. 136-142.
References:
Emelyanova, Е.Е. (2020) Psychological support of young teachers in the conditions of work. Capital of science. (10), 89-98. Ovchinnikova, L.A. & Dekman, I.E. (2020) Psychological and pedagogical support of the process of adaptation of a young teacher to the conditions of professional activity. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 9(2), 354-357.
Kudryavtseva, N.V. (2021) Teacher-mentor activity program to support the professional adaptation of young specialists "Teacher to teacher". Sovremennoe obrazovanie: aktualnye voprosy i innovacii. (1), 79-83.
Trifonova, L.B. & Pukhova, T.G. (2019) Contribution to young teachers adaptation in a various age pedagogical team. Science and education: new time. Scientific and methodological journal. (2), 28-29.
Chernyavskaya A.P. & Danilova, L.N. (2019) Teacher-mentor as an assistant in adaptation of the young teacher in school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. (4), 62-70.
Sokolova, N.A. & Rudenko, A.V. (2018) Factors of young teachers' social and psychological adaptation. Healthcare, education and security. (3), 136-142.
Информация об авторе О.А. Воскрекасенко - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Пензенского государственного университета, Пенза, Россия https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=549121.
Information about the author O.A. Voskrekasenko - D.Phil. in Educational Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Penza State University, Penza, Russia https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=549121.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 26.11.2021.