Научная статья на тему 'Адаптация молодых учителей в сельской школе'

Адаптация молодых учителей в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЗАИМООБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / НАСТАВНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипунова Надежда Николаевна

статья посвящена проблеме профессиональной адаптации молодых учителей сельской школы. Профессиональная адаптация молодых педагогов пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия: • профессиональная адаптация учителя протекает в непрерывной связи с личностным и профессиональным развитием; • в организации педагогического труда учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки; • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация молодых учителей в сельской школе»

Адаптация молодых учителей в сельской школе Щипунова Н. Н.

Щипунова Надежда Николаевна / Schipunova Nadezhda Nikolaevna - аспирант, образование и педагогические науки, Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме

Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной адаптации молодых учителей сельской школы. Профессиональная адаптация молодых педагогов пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия:

• профессиональная адаптация учителя протекает в непрерывной связи с личностным и профессиональным развитием;

• в организации педагогического труда учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям.

Abstract: article is devoted to the professional adaptation of young teachers in rural schools. Professional adaptation of young teachers will be successful if they meet certain conditions:

• professional adaptation of teachers takes place in continuous communication with the personal and professional development;

• the organization of pedagogical work are taken into account personal characteristics and level of training;

• logistical support of the educational process meets modern requirements.

Ключевые слова: адаптация, молодые учителя, сельская школа, личностные качества, взаимообучения, компетентность, методическая работа, профессионализм, наставник.

Keywords: adaptation, young teachers, rural school, personal qualities, mutual learning, competence, methodical work, professionalism, mentor.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения поставил перед системой образования новые задачи, такие как развитие личности ребенка, индивидуализация образования, усиление практической направленности образовательных услуг. Для реализации данных задач необходимо создать новую систему методической работы, позволяющую развивать у педагогов профессиональные компетенции, способность к непрерывному самообразованию и творчеству [1, с. 55].

Особое внимание уделяется в школе профессиональной адаптации молодых педагогов.

Профессиональная адаптация начинающего учителя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

• профессиональная адаптация учителя протекает в непрерывной связи с личностным и профессиональным развитием;

• в организации педагогического труда учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям.

В статье описан положительный опыт МАОУ Армизонская СОШ по профессиональной адаптации молодых педагогов

Названные условия являются необходимыми и для нашей сельской школы.

В МАОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа разработана программа адаптации молодых и начинающих педагогов, целью которой является создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

В первый год сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Во второй год работы учитель выбирает методическое направление деятельности. Идет активная деятельность педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением.

На третий год работы молодые педагоги дают открытые уроки, выступают с позитивным опытом перед коллегами. По результатам диагностики молодых педагогов можно разделить на три группы:

1. Учителя, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку.

2. Учителя с хорошей теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической педагогической работы.

3. Учителя со слабо развитой мотивацией труда.

Для первой группы молодых специалистов выбираются методы, приемы и формы работы, помогающие усвоить теоретический материал, способствующие формированию навыков практической работы. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические мастерские.

Для второй группы используются методические мероприятия, способствующие овладению навыками практической работы с детьми и родителями. Это семинары-практикумы, взаимопосещения уроков, анализ педагогических ситуаций и другие.

Для третьей группы применяются формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности. Это дискуссии, анализ педагогических ситуаций, беседы, убеждение, поощрение.

Правильно выбранные формы методической работы помогают молодым педагогам раскрыть творческие способности, деятельностью и организаторские возможности. Например, средством мотивации профессиональной деятельности является конкурс педагогического мастерства «Педагог года», проходивший в ноябре 2013 г, 2014 [2, с. 99]. Эффективной формой работы с молодыми педагогами в МАОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа является наставничество. Наставник повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения; молодой педагог получает знания, развивает умения, повышает свой профессионализм и творческие способности.

Очень важно в работе с молодыми кадрами оказать помощь в развитии их мастерства, а также современных педагогических компетенций и качеств личности.

Оценка деятельности молодых педагогов проводится в нескольких вариантах:

-аттестация на квалификационную категорию по должности «учитель»;

-мониторинг профессиональной деятельности молодого педагога;

-систематическая оценка влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.

Реализуя программу «Школы молодого педагога», получаем следующие результаты:

1. Сформированные педагогические кадры, способные отвечать современным требованиям.

2. Сформированный, творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.

Таким образом, в 2013 году 3 молодых учителя приняли участие в школьном конкурсе «Педагог года», а в 2014 году 4 педагога. В 2014 один педагог принял участие в муниципальном конкурсе «Педагог года».

В 2014 году 6 молодых педагогов приняли участие в муниципальном конкурсе «Подари людям радость», в котором показали творческие способности. За 2013-2014 годы молодые педагоги повысили свой профессиональный и квалификационный уровень: 12 молодых педагогов прошли курсовую подготовку в ТОГИРРО г. Тюмени с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. 5 молодых педагогов получили первую квалификационную категорию по должности «учитель».

Работа «Школы молодого педагога» помогает начинающему специалисту «вырасти» в профессионала.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

-в ОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа создана система работы по адаптации молодых специалистов;

-в ОУ применяются активные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые помогают дальнейшему профессиональному развитию молодого учителя;

-молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им выполнить глубокий анализ возникающих в работе с детьми затруднений;

-у молодых педагогов развивается потребность в систематическом пополнении педагогических знаний и умений;

-работа педагога-наставника с молодым учителем дает необходимую помощь и поддержку в период адаптации.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к школе, приобрести уверенность в профессионализме, раскрыть свою индивидуальность [4, с. 66].

Научный руководитель: профессор, доктор педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности Ведерникова Людмила Васильевна.

Литература

1. Аминов H. A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Аминов Н. А. Вопросы психологии. 2012. - № 5. - С. 71-77.

2. Амирова С. С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования / Амирова С. С. Дис. ... д-ра пед. наук. Казань. 2008. - 306 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности / Асмолов А. Г. М.: Изд-во МГУ, 2009. - 367 с.

4. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа / Ахияров К. Ш. Уфа: БашГПУ, 2000.- 143 с.

5. Бакиров A. C. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы / Бакиров А. С. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. - 19 с.

6. Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности / Бездухов В. П. Учеб. пособие по спецкурсу. Самара: Изд-во Сам. 1 ПИ, 2011. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.