Научная статья на тему 'Методические основы подготовки учителем предметной области "Искусство"'

Методические основы подготовки учителем предметной области "Искусство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" / TEACHER OF SUBJECT DOMAIN "ART" / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MEZHPREDMETNNY INTERACTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE YOUNG TEACHER / КРЕАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ / CREATIVE PROJECTS / ЗАДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / TASKS OF A PROFESSIONAL AND APPLIED ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илларионов С.В., Корнев Д.В.

В статье раскрываются основы профессиональной подготовки учителей предметной области «Искусство», в связи с чем, изучаются типичные трудности, которые испытывают учителя творческих специальностей в школе, приводятся статистические данные опросов работающих учителей, изучаются возможности педагогического процесса ВУЗа в подготовке будущего учителя к воспитательной работе в школе, а также раскрываются возможности использования межпредметных связей в деятельности преподавателей ВУЗа, указываются элементы инновационных технологий преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла; поднимаются проблемы социально-педагогической адаптации молодых учителей творческих специальностей к условиям школы, в связи с чем, определяются типичные трудности профессиональной адаптации учителя предметной области «Искусство» в школе и возможности их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илларионов С.В., Корнев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF TRAINING OF TEACHERS OF SUBJECT DOMAIN "ART"

In article bases of vocational training of teachers of subject domain «Art» in this connection, typical difficulties which test teachers of creative specialties at school are studied reveal, statistical data ofpolls of the working teachers are provided, possibilities ofpedagogical process of HIGHER EDUCATION INSTITUTION in training offuture teacher for educational work at school are studied, and also possibilities of use of intersubject communications in activity of teachers of HIGHER EDUCATION INSTITUTION reveal, elements of innovative technologies of teaching disciplines of a psychology and pedagogical cycle are specified; problems of social and pedagogical adaptation of young teachers of creative specialties to conditions of school in this connection, typical difficulties ofprofessional adaptation of the teacher of subject domain «Art» at school and possibility of their overcoming are defined rise.

Текст научной работы на тему «Методические основы подготовки учителем предметной области "Искусство"»

УДК 32

ИЛЛАРИОНОВ С.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, г. Москва. E-mail: illvils@mail.ru КОРНЕВ Д.В.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедройметодики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, г. Москва. E-mail: dmi-kornev@mail.ru

UDC 32 ILLARIONOV S.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Methods of Teaching Disciplines of the Artistic and Aesthetic Cycle, Moscow E-mail: illvils@mail.ru KORNEV D.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Methods ofTeaching Disciplines of the Artistic and Aesthetic Cycle, Moscow E-mail: dmi-kornev@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» METHODICAL BASES OF TRAINING OF TEACHERS OF SUBJECT DOMAIN «ART»

В статье раскрываются основы профессиональной подготовки учителей предметной области «Искусство», в связи с чем, изучаются типичные трудности, которые испытывают учителя творческих специальностей в школе, приводятся статистические данные опросов работающих учителей, изучаются возможности педагогического процесса ВУЗа в подготовке будущего учителя к воспитательной работе в школе, а также раскрываются возможности использования межпредметных связей в деятельности преподавателей ВУЗа, указываются элементы инновационных технологий преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла; поднимаются проблемы социально-педагогической адаптации молодых учителей творческих специальностей к условиям школы, в связи с чем, определяются типичные трудности профессиональной адаптации учителя предметной области «Искусство» в школе и возможности их преодоления.

Ключевые слова: учитель предметной области «Искусство»; межпредметное взаимодействие; профессиональная адаптация молодого учителя; креативные проекты; задания профессионально-прикладной направленности.

In article bases of vocational training of teachers of subject domain «Art» in this connection, typical difficulties which test teachers of creative specialties at school are studied reveal, statistical data ofpolls of the working teachers are provided, possibilities ofpedagogical process of HIGHER EDUCATION INSTITUTION in training offuture teacher for educational work at school are studied, and also possibilities of use of intersubject communications in activity of teachers of HIGHER EDUCATION INSTITUTION reveal, elements of innovative technologies of teaching disciplines of a psychology and pedagogical cycle are specified; problems of social and pedagogical adaptation of young teachers of creative specialties to conditions of school in this connection, typical difficulties ofprofessional adaptation of the teacher of subject domain «Art» at school and possibility of their overcoming are defined rise.

Keywords: teacher of subject domain "Art"; mezhpredmetnny interaction; professional adaptation of the young teacher; creative projects; tasks of a professional and applied orientation.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы, осуществляющего обучение и воспитание детей в области искусства, имеет свои особенности, которые заключаются в том, что, исходя из особенностей предмета деятельности, ему мало быть человеком высокой духовной культуры. Важным профессионально-значимым качеством личности учителя является его готовность к воспитательной работе школьников, их духовному совершенствованию. Особенно важна подготовленность к воспитательной работе в школе для учителей предметной области «Искусство», поскольку именно через художественно-творческую деятельность достигается наибольший воспитательный результат. Как показывает наше исследование, значительное число молодых учителей музы-

ки или изобразительного искусства не «видят» своего места в целостном педагогическом процессе школы, поэтому они испытывают затруднения в определении своей роли в воспитательной работе. Исследование затруднений в профессиональной деятельности учителей-предметников со стажем работы до 3 лет показало, что трудности в своей работе с учащимися учителя связывают со следующими факторами:

- слабой подготовленностью к воспитательной работе и недостатком знаний особенностей физиологического и психического развития школьников, (28,1%);

- трудностями общения с учащимися (особенно со старшеклассниками), проблемы взаимопонимания с родителями, коллегами (34,2%);

- сложностями психологической адаптации в пе-

© Илларионов С.В., Корнев Д.В. © Illarionov S.V., Kornev D.V.

дагогическом коллективе (45,7%).

Ни для кого не секрет, что нередко в педагогическом процессе школы уроки изобразительного искусства или музыки часто снимают, если нужно провести дополнительные занятия с учащимися по другим учебным дисциплинам. К молодым учителям творческих специальностей нередко обращаются с просьбами, не связанными с их прямыми педагогическими обязанностями: подготовить концерт, выступить на вечере, нарисовать газету, оформить кабинет и пр. Кроме того, молодому учителю порой не хватает педагогического опыта в работе с детьми, он испытывает затруднения в проведении воспитательных занятий, связанных со спецификой его предмета. Тем не менее, замечено, что со стажем работы в школе осознание социальной значимости места учителя-воспитателя возрастает. Однако, на этапе профессиональной подготовки будущие учителя, особенно творческих специальностей, не всегда связывают свою будущую профессиональную деятельность с общеобразовательной школой.

Следовательно, важной задачей учебно-воспитательного процесса педвуза является актуализация ценностей профессиональной самореализации (стремление стать хорошим учителем, глубоко знающим свой предмет, владеющим методикой его преподавания). В современной литературе имеются интересные наработки в применении новых технологий в вузовской подготовке будущего педагога, раскрываются технологии личностно-ориентированного подхода к подготовке будущего учителя [1, с. 14]. Учитель предметной области «Искусство» - это не просто учитель: чаще всего студент видит себя больше художником, чем учителем. Поэтому в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя-предметника необходимо сконцентрировать внимание на специфике его будущей деятельности.

Например, в преподавании педагогических дисциплин необходимо исходить из специфики факультета, готовящего будущего учителя. В частности, на творческих факультетах: музыкально-педагогическом, живописи и дизайна, социокультурной деятельности и др. можно приблизить изучение педагогики к особенностям будущей профессиональной деятельности учителя предметной области «Искусство»: это могут быть содоклады, творческие работы студентов, коллективные творческие проекты и пр.

Со студентами - будущими учителями изобразительного искусства полезно проводить «круглые столы» на тему «Педагогика и живопись» или «Проблемы воспитания в произведениях русской (зарубежной) живописи». Предварительно студентам можно дать задание: найти репродукции произведений живописи каким-либо образом отражающие проблемы воспитания и обучения. Написать аннотацию к этому произведению по плану: сведения об авторе, история создания, сюжет, смысловая нагрузка (какие педагогические проблемы мы можем увидеть, как они отражены художником на его полотне и пр.). Затем, на занятии в форме «кругло-

го стола» можно обсудить выступления студентов с демонстрацией репродукций, презентаций. Надо отметить высокую активность студентов на таких занятиях, поскольку изучение педагогики для них становится более актуальным, максимально приближенным к предмету их будущей профессиональной деятельности.

В изучении педагогических дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки так же можно применить творческие задания, к примеру, дать анализ урока музыки, или индивидуального занятия с учащимся по инструменту (при этом можно использовать и практический опыт самих студентов). Весьма интересными для студентов-музыкантов представляются творческие задания, в частности, составить план-конспект музыкального праздника, этической беседы, воспитательного занятия на тему музыкального просвещения школьника (тематика предлагается свободная). На учебных занятиях студенты защищают свои проекты, активно применяются деловые игры, студенты коллективно анализируют и обсуждают выполненные задания.

Такая работа, конечно же, позволяет повысить интерес студентов к предмету их будущей деятельности, актуализировать роль и значение педагогических дисциплин, а главное - студенты учатся выступать на публике. Это важно ещё и потому, что студенты (особенно творческих специальностей) испытывают некоторую скованность и боязнь выступлений перед своими однокурсниками, особенно на семинарах. Работая на семинарах, они с трудом отрываются от текста конспекта. Творческие задания и проекты помогают студентам быстрее адаптироваться к коллективным формам учебной деятельности, проявить свои творческие возможности в сфере будущей профессиональной деятельности.

Процесс профессиональной адаптации молодого учителя предметной области «Искусство» в школе весьма сложен и противоречив: это и новый этап социализации личности, овладение новым социальным статусом, изменение системы норм, оценок, духовных приоритетов, обретение новой референтной группы и пр. Важным проявлением профессиональной культуры учителя является умение педагога сконцентрировать свои знания, способности, умения для достижения максимального воспитательно-образовательного результата. Отношение учителя к труду, отвечающее моральным требованиям, предъявляемым к нему его профессией, включает в себя постоянное стремление к духовному самосовершенствованию. Специфическим содержанием наполняется и нравственное сознание учителя, включающее, прежде всего, профессиональную честь, достоинство и ответственность [3, с. 57].

В исследованиях, посвященных профессиональной адаптации молодых учителей, доказало, что в значительной степени этот процесс обусловлен микроклиматом школы. Т.е. благоприятный морально-психологический климат педагогического коллектива, сформированные в нем традиции, нормы, установки, духовные ориентиры позитивно влияют на «вхождение» в коллектив мо-

лодого учителя. В практике работы школы давно уже существует институт наставничества, когда молодым учителям в первые годы их профессиональной деятельности помогают опытные учителя-методисты[7, с. 204].

Главной задачей школы является обеспечение условий для профессиональной адаптации молодого учителя, развитие в нем потребности и стремления к самообразовательной работе. В работе с молодыми учителями принимают участие учителя-стажеры, методисты, учителя-наставники, преподаватели педвузов. Цель работы - выявить основные затруднения в деятельности начинающего учителя, помочь ему в их преодолении, способствовать развитию положительной мотивации профессиональной деятельности учителя, подготовить к воспитательной работе с учащимися.

К проведению занятий с молодыми учителями целесообразно привлекать учителей-предметников эстетического цикла учебных дисциплин. В ходе бесед учителя раскрывают возможности цикла гуманитарных дисциплин в духовном развитии учащихся. С молодыми учителями беседуют коллеги: школьный психолог, опытные учителя, классные руководители, которые делятся опытом воспитательной работы с учащимися и их родителями.

Большими возможностями для развития самообразовательной работы молодого учителя является активное включение в научно-исследовательскую деятельность. Как правило, учителя творческих специальностей не достаточно активны в научной деятельности. Можно начинать с научных статей по обобщению опыта работы, составления методических рекомендаций по результатам исследований и внедрения их в практику. Это, безусловно, повысит мотивацию и заинтересованность молодых учителей творческих специальностей в научно-исследовательской работе.

Безусловно, огромный учебный и творческий потенциал содержится в межпредметном взаимодействии преподавателей высшей школы, которое может осуществляться как на уровне опережающих заданий для студентов, так и в рамках выполнения ими творческих и научно-исследовательских работ[2, с. 3]. На основании содержания учебных дисциплин студенты могут выполнять ряд самостоятельных творческих работ (выполнение специальных заданий на различных видах практики, разработка креативных проектов, курсовых, дипломных работ и т.д.). Самостоятельно выполняя задания профессионально-прикладной направленности,

студенты разрабатывают воспитательные занятия, творческие проекты, презентации, которые носят учебно-исследовательский и творческий характер. В ходе выполнения практических занятий, будущие учителя предметной области «Искусство» овладевают способами применения творчества в познавательном процессе, знакомятся с условиями и методикой проведения экспериментальной работы, развивают свою творческую интуицию в решении профессиональных задач, овладевают общими и частными методами творческого поиска.

В процессе подготовки будущего педагога огромное значение имеет практика, в ходе которой студенты включаются в деятельность, максимально приближенную к их будущей профессиональной деятельности. После прохождения каждого вида практики, студенты, как правило, участвуют в итоговых конференциях, которые также приобретают креативные черты, благодаря творчеству самих преподавателей: творческий отчёт, научно-практическая конференция, деловая игра (с проигрыванием ситуаций, фрагментов воспитательных занятий с детьми) и пр. Это развивает не только рефлексивную культуру студентов, но и ориентирует их на обогащение взаимодействия с сокурсниками, преподавателями, методистами баз практик, развивает творческое воображение и интуицию.

Таким образом, основными факторами, обеспечивающими успешность процесса будущих педагогов предметной области «Искусство» являются: создание условий для личностно-профессионального взаимодействия всех субъектов педагогического процесса ВУЗа через активизацию творческого потенциала различных сфер учебной деятельности; развитие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов и педагогов; совершенствование системы профессионального воспитания студентов; реализация междисциплинарного и межпредметного взаимодействия (вертикального и горизонтального уровней) в процессе реализации учебных дисциплин; развитие профессионально важных творческих качеств личности специалиста; погружение студентов в практическую деятельность, максимально приближенную к профессиональной в процессе различных видов практики, активно включать студентов в творческую деятельность, как в учебном процессе, так и во внеучебной воспитательной работе, обеспечение благоприятных условий для профессиональной адаптации молодого учителя в образовательной организации.

Библиографический список

1. Быковская Т.Е. Организация инновационной деятельности студентов в учебном процессе вуза. ЦИТИСЭ. 2016. № 1 (5). С. 14.

2. Илларионов С.В. Межпредметные связи как условие формирования познавательно-творческой активности будущего учителя музыки. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Адма-Ата, 1991.

3. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного образования. -Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 53-71.

4. Илларионова Л.П., Кузнецова А.Г. Нравственное воспитание школьников в социокультурном пространстве организации дополнительного образования: Монография. - Москва, 2015.

5. Корнев Д.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. - Человеческий капитал. 2014. № 7 (67). С. 67 - 71.

6. СмирноваИ.Э. Социально-педагогическая диагностика духовной культуры школьника: Методическое пособие для студентов педагогических вузов, социальных педагогов, учителей, воспитателей, классных руководителей. Москва, 2004.

7. Шабунина В.А., Царапкина ЮМ. Педагогическая практика студентов как основа готовности к профессиональной деятельности. - Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2 (49). С. 201-207.

References

1. Bykovsky T.E. Organization of innovative activity of students in educational process of higher education institution. TsITISE. 2016. No. 1 (5). Pp. 14.

2. IllarionovS.V. Intersubject communications as condition of formation of informative and creative activity of future music teacher. - Avtoref. yew. on competition уч. degrees edging. пед. sciences. - Adma-Ata, 1991.

3. Illarionova L.P. Formation of spiritual and moral culture of the teacher in system of continuous education. - Siberian pedagogical magazine. 2005. No. 2. Pp. 53-71.

4. Illarionova L.P., Kuznetsova A.G. Moral education of school students in sociocultural space of the organization of additional education: Monograph. Moscow, 2015.

5. KornevD.V. Formation ofprofessional competence of additional education teachers. - Human capital. 2014. No. 7 (67). Pp. 67-71.

6. Smirnova I.E. Social and pedagogical diagnostics of spiritual culture of the school student: A methodical grant for students of pedagogical higher education institutions, social teachers, teachers, tutors, class teachers. Moscow, 2004.

7. Shabunina V.A., TsarapkinaYu.M. Student teaching of students as basis of readiness for professional activity. - The messenger of Educational and methodical association on professional pedagogical education. 2015. No. 2 (49). Pp. 201-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.