Научная статья на тему 'Исследования в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым'

Исследования в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Н.А.

В статье освещена история становления и формирования системы профессионального образования будущих учителей начальных классов в Республике Крым. Автор выделяет и характеризует основные направления диссертационных исследований по профессиональной подготовке будущих учителей, выполненные учеными крымских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION AS A NECESSARY CONDITION FOR THE FORMATION OF THE MODERN EDUCATIONAL POLICY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The history of establishing and formation of the system of professional education of the future primary school teachers in the Republic of Crimea. The author analyses and characterizes the main directions of the doctoral researches by the professional training of the future teachers that were made by the scientists of the Crimean universities. The article highlights theoretical and methodological foundations of modern professional training of future primary school teachers: leading ideas, principles, paradigms, approaches in the context of dynamic changes and challenges of the modern world; the role of self-development and professional self-realization of the teacher of the primary link as a backbone element in the development of their professional competence. Professional training of future primary school teachers, scientists considers the process of formation of readiness of teachers to implementation of activities aimed at training, education and development of younger students that occurs in the study of various disciplines in scientific research and practical work. The professional competence of teachers should constitute a single system as a result of a systemic approach to the organization of the educational process at the University. The purpose of the training is developing creative, competent person with a scientific worldview, deep professional knowledge, abilities and skills, values and experience of the organization of educational and developmental activities in primary school. Currently, a modernization of the system of professional education of future primary school teachers preparing three master's theses directed learning, professional activity of future teachers of initial classes in the conditions of innovative educational environment, individual educational routes of future teachers of primary education in the process of professional training; educational resources for the development of universal educational actions of students of primary school. In pedagogy and psychology of the higher school of the Republic of Crimea continuously examines the competence-based strategy and technology professional preparation of the teacher, including teachers of elementary school. Proof of this is the development of a dissertation research on the formation of professional-pedagogical competence of future teachers of primary education and key competences of Junior schoolchildren. The study of problems in the context of the scientific school is based on the competent approach, which is the concrete scientific level of methodology of all the studies. Competence approach is the space of the system of categories: competence, competence, professional competence, information competence, prognostic competence, General cultural competence, information competence, professional-subject competence, professional culture, effective educational practices that put researchers in the position with the higher rank of reflection, provide new vision and understanding of modern professional training of teachers of primary school level. The developed models, technologies, methods of organization of competence-oriented educational process of pedagogical universities, grounded organizational-pedagogical and psychological support competence-oriented educational process, including educational environment of the University, conditions for adaptation of students to educational process in higher education, psychological support of students in the innovative educational process, the system of advanced training of teachers. Significantly deepen and expand the theory and methodology of primary education work devoted to the preparation of future elementary school teachers to ensure developmental and remedial orientation of the educational process in elementary school. According to Crimean scientists one of the main tasks of a primary school teacher is to create a favorable psychological and pedagogical conditions for the development of the potential of each primary school pupil. The efficiency and dynamics of development of the child is largely determined by the educational environment, a coordinated activity of all subjects involved in the education of the individual. The authors indicate that the activity of the teacher is the educational interaction of the teacher and the learner, due to the psychological and social conditions and providing further creative development of the student. Deep enough developed and continues to be of scientific interest of the applicants academic degrees in the field related to the historical aspects of the formation, development, socio-cultural features and ethnopedagogical traditions of primary education in the Crimea. In a multi-ethnic school environment in the Republic of Crimea there is a need to resolve problems of national education and the development of intercultural competence of primary school students that actualizes the research related to the problems of theory and methods of education of Junior schoolchildren in the context of national educational ideal. The authors come to the conclusion that in such a situation, increased public significance of the results of socio-cultural activities of the teacher in the process which provides stream and the reproduction of culture of the Crimean region. The current stage of development of socio-economic relations in Russia and the Republic of Crimea requires significant changes in teacher training, with high culture, constantly learning, able to design educational environments to actively use information and communication technology, distance learning, act as a Creator of favourable conditions for the organization of student-centered, individually-differentiated process of training and education, competitive in the labor market, fluent in their profession. In this regard, of particular importance in the training of future primary school teachers takes on the search for new content and organizational and pedagogical approaches to the organization of activities of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Исследования в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 60-89.

УДК 309.425:373.3:323

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Глузман Н. А.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: gluzman_n@mail.ru

В статье освещена история становления и формирования системы профессионального образования будущих учителей начальных классов в Республике Крым. Автор выделяет и характеризует основные направления диссертационных исследований по профессиональной подготовке будущих учителей, выполненные учеными крымских вузов.

Ключевые слова. Учитель начальных классов, профессиональное образование, Республика Крым. ВВЕДЕНИЕ

Образование как социокультурный феномен имеет приоритетное значение как для отдельного человека, так и для сохранения и развития общества. В этой связи модернизация профессионального педагогического образования, в рамках которого осуществляется и подготовка учителя, выступает в качестве ключевой задачи образовательной политики Республики Крым.

Закономерно, что центральное место в успешном решении поставленной задачи занимает учитель начальных классов - педагог с университетским образованием, имеющий широкий кругозор, необходимый спектр предметно-профессиональных, психолого-педагогических, информационных, общекультурных компетенций - это требование XXI века.

Цель нашей статьи - рассмотреть исследования в области развития начального образования как необходимое условие формирования современной образовательной политики в Республике Крым.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

60

Реализация задач подготовки педагогов новой генерации в Республике Крым невозможна без участия Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) и Евпаторийского института социальных наук (г. Евпатория) - филиалов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». Эти высшие образовательные учреждения являются ведущими по подготовке кадров высшего профессионального образования в области педагогики и методик начального образования в Крымском регионе.

Сложившаяся в вузах система профессионального образования и подготовки будущих учителей начальных классов прошла сложный путь развития от педагогического училища (1944 г., г. Ялта) и профильных классов (1980 г., г. Евпатория) до филиалов Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Истоками зарождения профессиональной подготовки педагогов начального образования можно считать создание одного из первых средних учебных специальных заведений в Крыму по подготовке педагогических кадров - Крымское педагогическое училище (г. Ялта) (Постановление Совета народных комиссаров Крымской АССР № 608 от 8 сентября 1944 г).

Важным этапом развития профессиональной подготовки учителей начальных классов является начатая в 1993-1994 гг. экспериментальная работа по подготовке специалистов широкого профиля для учебных заведений нового типа. В соответствии с моделью образования Украины и появилось принципиально новое направление подготовки специалистов - введение двойной специальности (03070308 «Дошкольное воспитание. Преподавание в начальной школе»), что обеспечивало:

- преемственность в содержании подготовки кадров (воспитатель дошкольного учреждения - учитель начальных классов);

- возможность гибко реагировать на потребности региона путем введения различных квалификаций для формирования пакета заказов на перспективу;

- координацию, взаимосвязь учебных планов и программ, ликвидацию дублирования в содержании учебных предметов;

- значительную экономию бюджетных средств за счет сокращения сроков обучения по двум специальностям.

Конечным результатом проведения данного эксперимента было создание колледжа. Ялтинский педагогический колледж проводил подготовку специалистов по дневной и заочной формам обучения и специальностям: 0307 «Преподавание в начальных классах общеобразовательных школ», 0308 «Дошкольное воспитание», 60101 «Педагогика (дошкольное воспитание, начальное образование)», 60204 «Музыкальное искусство».

Крымский государственный гуманитарный институт (КГГУ) был создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 1411 от 10 сентября 1998 г. на базе ликвидированных Ялтинского педагогического колледжа и Евпаторийского филиала Симферопольского педагогического училища.

61

В этом же году учебное заведение получило статус КГГУ по результатам аккредитации. В последствии была еще одна значимая реорганизация высшего учебного заведения: постановлением Кабинета Министров Автономной Республики Крым № 41 от 15 февраля 2005 года КГГИ был реорганизован в Крымский государственный гуманитарный университет, который указом Министра образования и науки АРК № 151 от 28 марта 2005 года был переименован в Республиканское высшее учебное заведение «Крымский гуманитарный университет» г. Ялта. В состав которого вошли структурные подразделения (филиалы): Евпаторийский институт социальных наук, Гуманитарный институт педагогики и менеджмента в городе Армянске, в которых также велась подготовка будущих учителей начальных классов. Это требовало становления и развития эффективной системы развития кадрового потенциала университета, разработки научных направлений, связанных с теорией и методикой педагогики начального образования. В 2008 году Крымский гуманитарный университет поднялся на более высокий качественный образовательный и квалификационный уровень: в вузе открылся диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций; в 2010 году он становится докторским. За семнадцатилетний период научно-педагогическими работниками по направлению «Начальное образование» защищены около 30 диссертаций.

Обобщение указанных педагогических направлений исследований представлены нами в таблицах 1-5.

Таблица 1

Диссертационные исследования, связанные с разработкой вопросов модернизации системы профессионального образования будущих учителей

начальных классов

№ п/ п Автор Содержание направлений исследования связано: Основные практические результаты исследования (авторские программы, спецкурсы, технологии)

13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики»

1 Скоробогатова М. Р. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Развитие системы подготовки учителей начальных классов в Украине (вторая половина ХХ века)» Осуществлено комплексное исследование развития системы подготовки учителей начальных классов на Украине второй половины ХХ столетия с позиции цивилизационного подхода; определены положительные и отрицательные особенности, закономерности развития исследуемой системы.

2 Осадчая И. В. (2014 г.) кандидатская диссертация - Внедрен в учебно-воспитательный процесс высших

62

«Становление и развитие концепции личности учителя в отечественной педагогике (конец ХХ - начало ХХ1 века)» учебных заведений спецкурс «Концепция личности отечественного учителя: опыт формирования и развития в условиях модернизации системы образования в Украине». Разработана периодизация развития концепции личности учителя в отечественной педагогике в конце ХХ - начале ХХ1 вв.

13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»

3 Овчинникова М. В (2003 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей начальных классов к вариативной организации учебно-познавательной деятельности учеников на уроках математики» Разработана методика подготовки студентов педагогических вузов к вариативному использования форм организации учебно-познавательной деятельности; спецкурс «Вариативное использования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьнико в процессе изучения математики».

4 Прокофьева М. Ю. (2008 г.) кандидатская диссертация -«Интеграция педагогической подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов» Разработан интегративный план профессиональной подготовки специалистов интегративного профиля по специальности «Дошкольное воспитание. Специализация: Начальное образование». Разработаны интегративные спецкурсы: «Преемственность дошкольной организации и начальной школы в условиях непрерывного образования», «Развитие и воспитание личности ребенка».

5 Быстрюкова А. Н. (2009 г.) кандидатская диссертация -«Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущих учителей начальных классов Разработана технология формирования готовности к профессиональному саморазвитию, диагностический комплекс определения уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию, программа и

63

средствами проектной технологии» учебно-методическое обеспечение спецкурса «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущих учителей начального образования».

6 Халилова Ф. С. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Система подготовки будущих учителей начальных классов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности» Внедрено дидактическое, методическое обеспечение подготовки учителей начальных классов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности; разработаны содержание и методика изучения спецкурсов: «Информационные технологии профессиональной деятельности учителя начальной школы», «Теория информационного образования», «Методика преподавания информатики и информационных технологий в начальной школе».

7 Гайдур М. И. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей к организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях информационной среды» Апробирована технология подготовки будущих педагогов к организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях информационной среды; внедрены в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений спецкурс «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов в условиях информационной среды», спецсеминар «Формирование познавательных интересов младших школьников».

8 Анисимова Л. С. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Система педагогических задач как средство формирования профессиональных Разработаны и внедрены в процесс подготовки будущих учителей начальных классов модель формирования профессиональных умений на основе системы педагогических задач, содержание лекций и

64

умений будущих учителей начальных классов» практических занятий по дисциплинам: «Дидактика», «Теория и методика воспитания», «Основы педагогического мастерства», «История педагогики» и др. Усовершенствовано содержание всех видов педагогических практик специальности «Начальное образование». Апробированы материалы ряда педагогических задач для повышения уровня сформированности профессиональных умений будущих учителей начальных классов.

9 Ратовская С. В. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущего учителя начальных классов к организации групповой учебной деятельности» Разработан и внедрен спецкурс «Групповая учебная деятельность младших школьников», содержательно насыщенный различными вариантами групповой учебной деятельности учащихся начальной школы. Апробированы научно-практические рекомендации для преподавателей педагогических дисциплин, методистов педагогических практик, студентов для повышения уровня подготовки к организации групповой учебной деятельности младших школьников.

10 Бузинская Я. М. (2011 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей к реализации межпредметных связей в начальной школе» Разработаны диагностические методики, направленные на выявление уровня готовности будущих учителей к реализации межпредметных связей в начальной школе; внедрена в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений технология подготовки будущих педагогов к реализации межпредметных связей в

65

начальной школе; разработана программа и методическое сопровождение кружка для студентов «Первый учитель».

12 Паскар В. И. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Формирование аксиологической компоненты педагогической культуры будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки» Разработана педагогическая технология по формированию профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов; программа и методический ресурс спецкурса «Профессионально-педагогические ценности будущих учителей начальных классов».

11 Бузни В. А. (2013 г.) кандидатская диссертация -«Развитие организационной культуры труда учителей начальных классов» Разработана модель развития организационной культуры труда учителей начальных классов, внедрены в практику формы работы по развитию организационной культуры труда: тематические педагогические советы, педагогический мониторинг, информационно-методические семинары, тренинг эффективного взаимодействия, моделирование и анализ педагогических ситуаций, проблемные семинары и практикумы, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, практико-ориентированный семинар, творческая мастерская.

12 Рамазанова Э. А. (2014 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей начальных классов к применению юмора в педагогическом взаимодействии» Разработана модель подготовки будущих учителей начальных классов к применению юмора в педагогическом взаимодействии. Материалы диссертации могут быть использованы для создания научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, при разработке

66

профессионально-ориентированных спецкурсов и спец семинаров.

13 Шеремет О. В. (2015 г.) кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей начальных классов к орфоэпической работе в условиях трилингвальной учебной среды» Разработан спецкурс «Методика орфоэпической работы в начальных классах в условиях учебного трилингвизма», создано учебно-методическое пособие «Система работы по формированию произносительных навыков английской речи в условиях русско-украинского билингвизма».

По данному направлению раскрыты теоретико-методологические основы современной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов: ведущие идеи, принципы, парадигмы, подходы в контексте динамических изменений и вызовов современного мира; раскрыта роль саморазвития и профессиональной самореализации педагога начального звена как системообразующего элемента развития его профессиональной компетентности.

Профессиональную подготовку будущих учителей начальной школы ученые рассматривают как процесс формирования готовности педагога к осуществлению деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие младших школьников, что происходит при изучении различных дисциплин, в научно-исследовательской и практической работе. При этом профессиональные компетенции учителей должны составлять единую систему как результат системного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Целью подготовки является формирование творческой, компетентной личности с научным мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, ценностями и полученным опытом организации образовательно-развивающей деятельности в начальной школе.

Разработаны и апробированы в практику профессионального образования будущих учителей начальных классов авторские технологии, программы, спецкурсы, семинары:

- технология подготовки будущих педагогов к реализации межпредметных связей в начальной школе; программа и методическое сопровождение кружка для студентов «Первый учитель» (к. п. н., доцент Я. М. Бузинская);

- технология формирования готовности к профессиональному саморазвитию, диагностический комплекс определения уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию, программа и учебно-методическое обеспечение спецкурса «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущих учителей начального образования» (к. п. н. А. Н. Быстрякова);

67

- спецкурс «Групповая учебная деятельность младших школьников», содержательно насыщенный различными вариантами групповой учебной деятельности учащихся начальной школы; научно-практические рекомендации для преподавателей педагогических дисциплин, методистов педагогических практик, студентов для повышения уровня подготовки к организации групповой учебной деятельности младших школьников (к. п. н., доцент С. В. Ратовская);

- технология подготовки будущих педагогов к организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях информационной среды; спецкурс «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов в условиях информационной среды», спецсеминар «Формирование познавательных интересов младших школьников» (к. п. н. М.И. Гайдур);

- методика подготовки студентов педагогических вузов к вариативному использованию форм организации учебно-познавательной деятельности; спецкурс «Вариативное использования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения математики» (к. п. н. М. В. Овчинникова);

- педагогическая технология по формированию профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов; программа и методический ресурс спецкурса «Профессионально-педагогические ценности будущих учителей начальных классов» (к. п. н. В. И. Паскар).

- интегративный план профессиональной подготовки специалистов интегративного профиля по специальности «Дошкольное воспитание. Специализация: Начальное образование»; интегративные спецкурсы «Преемственность дошкольной организации и начальной школы в условиях непрерывного образования», «Развитие и воспитание личности ребенка» (к. п. н., доцент Прокофьева М. Ю.).

- спецкурс «Концепция личности отечественного учителя: опыт формирования и развития в условиях модернизации системы образования в Украине» (к. п. н. Осадчая И. В.);

- технология формирования готовности к профессиональному саморазвитию, диагностический комплекс определения уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию, программа и учебно-методическое обеспечение спецкурса «Формирование готовности к профессиональному саморазвитию будущих учителей начального образования» (к. п. н. Быстрюкова А. Н.);

- спецкурсы: «Информационные технологии профессиональной деятельности учителя начальной школы», «Теория информационного образования», «Методика преподавания информатики и информационных технологий в начальной школе» (к. п. н. Халилова Ф. С.);

- модель формирования профессиональных умений на основе системы педагогических задач, содержание лекций и практических занятий по дисциплинам: «Дидактика», «Теория и методика воспитания», «Основы педагогического мастерства», «История педагогики» (к. п. н. Анисимова Л. С.);

68

- модель развития организационной культуры труда учителей начальных классов (к. п. н. Бузни В. А.);

- модель подготовки будущих учителей начальных классов к применению юмора в педагогическом взаимодействии (к. п. н. Рамазанова Э. А.);

- спецкурс «Методика орфоэпической работы в начальных классах в условиях учебного трилингвизма», учебно-методическое пособие «Система работы по формированию произносительных навыков английской речи в условиях русско-украинского билингвизма» (к. п. н. Шеремет О. В.).

В настоящее время по вопросам модернизации системы профессионального образования будущих учителей начальных классов готовятся три кандидатские диссертации, направленные на изучение: профессиональной успешности будущих учителей начальных классов в условиях инновационно-образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования в процессе профессиональной подготовки; образовательных ресурсов для развития универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.

Выпущены учебные пособия:

1. Гайдур М. I. Оргашзащя навчально-шзнавально! дiяльностi учшв початкових клашв в умовах шформацшного середовища / М. I. Гайдур. - Програма спецкурсу. - Ужгород: ЗФДСУ, 2007. - 22 с.

2. Глузман Н. А. Исторический анализ развития начального математического образования и методики ее преподавания в Украине: учебное пособие. - Ялта: РВВ КГУ, 2009. - 101 с.

3. Глузман Н. А. Модернизация математической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических университетах в Украине и России (сравнительный анализ): учебное пособие, - Ялта: РВВ КГУ, 2009. - 163 с.

4. Глузман Н. А. Методика преподавания математики в начальных класах : [учебно-метод. пособ.] / Н. А. Глузман. - К.: Пед. пресса, 2004. - 164 с

5. Глузман Н. А. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у учителей начальных клас сов / Н. А. Глузман. - Учебное пособие. -Ялта: КГГИ, 2001. - 95 с.

6. Глузман Н. А., Колосова Н. Н., Шпиталевская Г. Р. Подготовка и защита курсовых и квалификационных работ: методические рекомендации. - Евпатория, 2015. - 103 с.

7. Овчинникова М. В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы) / М. В. Овчинникова. - Учебно-методическое пособие. - К.: Пед. преса, 2002. - 128 с.

8. Прокофьева М. Ю. Индивидуализация и дифференциация обучения младших школьников / М. Ю. Прокофьева. - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Симферополь: Таврида, 2013. - 224 с.

9. Ратовська С. В. Педагопчна практика: завдання та методичш рекомендацп з оргашзацп групово! навчально! дiяльностi молодших школярiв / С. В. Ратовська. -Ялта: РВВ КГУ, 2008. - 24 с.

В педагогике и психологии высшей школы Республики Крым непрерывно исследуются компетентностно-ориентированная стратегия и технологии

69

профессиональной подготовки педагога, в том числе и учителя начальной школы. Подтверждением этому является разработка диссертационных исследований по формированию профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов начального образования и ключевых компетенций младших школьников.

Для меня это направление имеет особое значение, так как связанно с работой над докторской диссертацией «Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов», исследованиями моих аспирантов и научно-исследовательской темой кафедры методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук, которой я руковожу с 2003 года.

Замысел данного направления был предложен мне в рамках написания докторской диссертации «Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов» моим научным руководителем академиком Национальной академии педагогических наук Украины, известным украинским ученым, разработчиком Государственных стандартов начального общего образования, программ, концепций для начальной школы Савченко Александрой Яковлевной. Была разработана оригинальная модель системы теоретико-методических знаний учителя начальной школы в сфере методики обучения математики младших школьников, генетическим ядром которой являлось понятие «методико-математическая компетентность учителя начальной школы». В этот период идеи диссертации, ее методическое сопровождение нашли конкретизацию в кандидатских диссертациях моих аспирантов.

Таблица 2

Проблемное поле исследований научной школы формирования профессиональной компетентности учителей начальных классов и

воспитателей дошкольных организаций _(научный руководитель - д. п. н., профессор Глузман Н. А.)_

Автор

Название диссертации

Основные результаты

Глузман Неля Анатольевна, 2011 г.

Докторская диссертация -

«Система формирования

методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработана концепция и структурно-функциональная модель целостной методической системы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов; апробирован интегрированный курс «Технологии изучения будущими учителями начальных классов образовательной отрасли "Математика" на основе компетентностного подхода» по подготовке студентов к внедрению компетентно-ориентированного обучения в практику начальной_

70

школы; комплекс методико-математических задач по формированию у студентов умений проектировать и проводить компетентностные уроки; учебно-методический ресурс формирования методико -математической компетентности будущих учителей начальных классов.

Давкуш Наталья Валерьевна, 2011 г. Подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к прогностической деятельности Разработана и апробирована модель, представляющая единство цели, принципов, содержания, методов, средств и форм обучения для достижения поставленной цели и решения задачи, а также научно-методическое сопровождение подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к прогностической деятельности. Теоретически обоснованы, экспериментально проверены и подтверждены педагогические условия эффективной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к прогностической деятельности.

Анисимова Людмила Сергеевна, 2011 г. Система педагогических задач как способ формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов Разработаны и внедрены в процесс подготовки будущих учителей начальных классов модель формирования профессиональных умений на основе системы педагогических задач, содержание лекций и практических занятий по дисциплинам: «Дидактика», «Теория и методика воспитания», «Основы педагогического мастерства», «История педагогики» и др. Усовершенствовано содержание всех видов педагогических практик специальности «Начальное образование». Апробированы материалы ряда педагогических задач для повышения уровня сформированности профессиональных

71

умений будущих учителей начальных классов.

Колосова Наталья Николаевна, 2012 г. Подготовка будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста Теоретически обоснована модель подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста. Разработанная технология подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста предполагает усовершенствование структуры, содержания, форм и методов организации педагогического процесса в высшем учебном заведении.

Шпиталевская Галина Романовна, 2013 г. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию у младших школьников общекультурной компетентности Разработаны авторские учебные программы и содержательное наполнение курсов «Методика преподавания украинского языка», «Современный украинский литературный язык с практикумом», авторский спецкурс «Общекультурная компетентность младшего школьника» (образовательная область «Язык и литература»).

Картавая Юлия Константиновна, 2013 г. Формирование профессиональной компетентности учителей-филологов в последипломном образовании АРК Разработано и апробировано учебно-методическое обеспечение модели и педагогических условий развития профессиональной компетентности учителей-филологов: авторская учебная программа спецкурса «Профессиональная компетентность учителя-филолога», методические указания по организации самостоятельной работы «Формирование стилистического мастерства будущих учителей-филологов».

Алимасова Дарья Петровна, 2014 г. Подготовка будущих менеджеров к использованию новых информационных Разработана и апробирована структурно-функциональная модель, программа спецпрактикума «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности

72

технологий в профессиональной деятельности менеджеров туристических компаний», методические указания по самостоятельной работе и практические задания по указанной дисциплине, web-сайта «Информационные технологии в деятельности менеджера»

Горячук Ольга Юрьевна, 2014 г. Формирование профессиональной культуры будущих менеджеров по туризму средствами мультимедийных технологий Внедрена мультимедийная педагогическая технология формирования профессиональной культуры менеджеров по туризму, разработан и апробирован спецкурс «Профессиональная культура менеджера по туризму» и одноименный учебно-методический учебник.

Исследование проблем в контексте научной школы осуществляется на основе предложенного компетентного подхода, который выступает конкретно-научным уровнем методологии всех выполненных исследований. Компетентностный подход является пространством системы категорий: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, информационная компетентность, прогностическая компетентность, общекультурная компетентность, информатическая компетентность, профессионально-предметные компетенции, профессиональная культура, эффективная образовательная практика, которые выводят исследователя на позиции с более высоким рангом рефлексии, обеспечивают новое видение и понимание современной профессиональной подготовки педагогов начального звена школы.

Определена компонентная структура профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы и содержание авторских трактовок педагогических категорий: «методико-математическая компетентность будущего учителя начальных классов» (Н. А. Глузман), «прогностическая компетентность воспитателя дошкольных учреждений» (Н. В. Давкуш), «профессиональные умения учителей начальных классов» (Л. С. Анисимова), «готовность будущих воспитателей к педагогической поддержке» (Н. Н. Колосова), «готовность будущих учителей к формированию у младших школьников общекультурной компетентности» (Г. Р. Шпиталевская), «профессиональная компетентность учителя-филолога» (Ю. К. Картавая), информатическая компетентность менеджера организаций и администрирования» (Д. П. Алимасова), «профессиональная культура менеджера по туризму» (О. Ю. Горячук).

Разработаны модели, технологии, методики организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса педагогического вуза, обосновано организационно-педагогическое и психологическое сопровождение компетентностно-ориентированного образовательного процесса, включающее

73

образовательную среду вуза, условия, обеспечивающие адаптацию студентов к образовательному процессу в вузе, психологическую поддержку студентов в инновационном образовательном процессе, систему опережающего повышения квалификации преподавателей.

Разработаны модели, технологии, методики организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса педагогического вуза:

- проблемно-модульная технология формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов, диагностический инструментарий;

- модель подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений к прогностической деятельности;

- модель формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов на основе системы педагогических задач;

- модель подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста;

- модель подготовки будущих учителей начальных классов к формированию общекультурной компетентности младших школьников на содержании образовательной отрасли «Язык и литература»;

- модель процесса развития профессиональной компетентности учителей-филологов, состоящая из пяти блоков: целевого, структурно-функционального, процессуального, результативного и блока педагогических условий;

- структурно-функциональная модель подготовки будущих менеджеров к использованию НИТ, которая четко направлена на результат - формирование информатической компетентности будущих менеджеров;

- модель мультимедийной педагогической технологии формирования профессиональной культуры будущих менеджеров по туризму.

Идеи исследований научной школы воплощены: в новом поколении стандартов общепедагогической подготовки студентов, в учебных программах и содержательном наполнении курсов, обеспечивающих дидактико-методическую подготовку студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профилей подготовки «Дошкольное образование», «Начальное образование», направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерских программ «Педагогическое сопровождение раннего развития детей», «Внеурочная деятельность в начальной школе» на основах компетентностного подхода и спецкурсов практико-ориентированной направленности

Идеи исследований научной школы внедрены в практику:

- методико-математической подготовки студентов: авторские учебные программы и содержательное наполнения курсов «Математика», «Методика обучения математике в начальной школе», интегрированный курс «Технологии изучения будущими учителями начальных классов образовательной отрасли "Математика" на основе компетентностного подхода», спецкурса «Текстовые задачи на пропорциональную зависимость в начальной школе»; пособий «Начальный курс математики», «Методика обучения математике в начальных классах», «Исторический анализ развития начального математического образования

74

и методики ее преподавания в Украине», «Модернизация математической подготовки учителей начальных классов в педагогических университетах Украины и России: сравнительный анализ»; практикумов «Методика математики в тестах», «Сборник контрольных работ по методико-математическим дисциплинам»; учебно-методического пособия «Квалификационная работа по педагогике» (д. п. н., профессор Н. А. Глузман);

- авторские учебные программы и содержательное наполнение курсов «Методика преподавания украинского языка», «Современный украинский литературный язык с практикумом», авторский спецкурс «Общекультурная компетентность младшего школьника (образовательная область «Язык и литература», к. п. н., доцент Г. Р. Шпиталевская);

- авторская учебная программа спецкурса «Профессиональная компетентность учителя-филолога», методические указания по организации самостоятельной работы «Формирование стилистического мастерства будущих учителей-филологов» (к. п. н., доцент Ю. К. Картавая);

- разработан и апробирован спецкурс «Профессиональная культура менеджера по туризму» и одноименный учебно-методический учебник (к. п. н. Горячук О. Ю.);

- разработана технология подготовки будущих воспитателей к педагогической поддержке детей дошкольного возраста, что предполагает усовершенствование структуры, содержания, форм и методов организации педагогического процесса в высшем учебном заведении (к. п. н., доцент Колосова Н. Н.);

- апробирован учебно-методический комплекс спецкурса «Прогностическая деятельность воспитателя дошкольного учреждения» (к. п. н., доцент Давкуш Н. В.);

- разработана и апробирована программа спецпрактикума «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности менеджеров туристических компаний», методические указания по самостоятельной работе и практические задания по указанной дисциплине, web-сайта «Информационные технологии в деятельности менеджера».

Создан оригинальный комплекс учебно-методических пособий нового поколения, ориентированный на подготовку педагога с качественно новым уровнем профессионализма.

Монографии:

1. Глузман, Н. А. Методико-математична компетентшсть майбутшх учителiв початкових клашв : [монографiя] / Н. А. Глузман. - К.: Вища школа - ХХ1, 2010. -407 с.

2. Коваль, Н. Н., Глузман Н. А., Марусинец М. М., Петухова Л. Е. Инновационный потенциал высшего педагогического образования: коллективная монография. Донецьк: ЛАНДОН - XXI, (декабрь) 2012 р. - 503 с.

3. Педагопчне моделювання в професшнш освт: колективна монографiя / [Н. А. Глузман, Л. С. Анiсiмова, Н. В. Давкуш, Ю. К. Картава, Н. М. Колосова, О. Ю. Нетребша, Г. Р. Шпиталевська]; за заг. ред. Н. А. Глузман. - ^мферополь: АР1АЛ, 2014. - 204 с.

75

4. Педагогическое проектирование личностно-профессионального маршрута будущего учителя: монография / [Н. А. Глузман, Н. В. Горбунова, Н. Ю. Фоминых]. - Севастополь: РИБЭСТ, 2015. - 303 с.

5. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Н. А. Глузман, Д. П. Алимасова, Л. С. Анисимова, О. Ю. Горячук, Н. В. Давкуш, Ю. К. Картавая, Н. Н. Колосова, В. Н. Раскалинос, А. В. Хитрова, Г. Р. Шпиталевская; под общей ред. Н. А. Глузман. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 300 с.

Учебники, учебные пособия:

1. Глузман Н. А. Исторический анализ развития начального математического образования и методики ее преподавания в Украине: учебное пособие, - Ялта : РВВ КГУ, 2009. - 101 с.

2. Глузман Н. А. Модернизация математической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических университетах в Украине и России (сравнительный анализ): учебное пособие, - Ялта : РВВ КГУ, 2009. - 163 с.

3. Глузман Н. А. Методика преподавания математики в начальных класах: [учебно-метод. пособ.] / Н. А. Глузман. - К.: Пед. пресса, 2004. - 164 с. (Написаш плани практичних та семшарських занять з курсу).

5. Глузман Н. А., Колосова Н. Н., Шпиталевская Г. Р. Подготовка и защита курсовых и квалификационных работ: методические рекомендации. - Евпатория, 2015. - 103 с.

6. Шпиталевская, Г. Р. Общекультурная компетентность младшего школьника / Г. Р. Шпиталевская. - Евпатория: РВВ РВУЗ КГУ, 2012. - 26 с.

7. Ангамова Л. С. Система педагопчних задач як зашб формування професшних умшь майбутшх учителiв початкових клашв: [методичний пошбник] / Л. С. Анiсiмова. - Ялта : Визави, 2010. - 202 с.

8. Нетребша, О. Ю. Професшна культура менеджера з туризму: навчально-методичний поабник / О. Ю. Нетребша. - Ялта: РВВ КГУ, 2014. - 242 с.

9. Давкуш Н. В. Прогностична дiяльнiсть вихователя дошкшьного закладу : [навчальна програма спецкурсу] / Н. В. Давкуш. - €впаторiя: РВВ КГУ, 2010. - 44 с.

10. Алiмасова Д. П. Новi шформацшш технологи у професшнш дiяльностi менеджерiв туристичних шдприемств: спецпрактикум / Д. П. Алiмасова. - Ялта: РВВ КГУ, 2012. - 76 с.

Рассматриваемое направление является весьма актуальным, идет плодотворная работа над написанием кандидатских диссертаций, направленных на формирование человековедческой компетентности будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки; на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учителей с двумя профилями подготовки: начальное образование и английский язык.

Существенно углубляют и расширяют теорию и методику начального образования работы, посвященные подготовке будущих учителей начальных классов к обеспечению развивающей и корректирующей направленности учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

76

Таблица 3

Диссертационные исследования, связанные с подготовкой будущих учителей начальных классов к обеспечению развивающей и корректирующей направленности учебно-воспитательного процесса в начальной школе_

№ п/ п

Автор

Содержание направлений исследования связано:

Основные практические результаты исследования

(авторские программы, спецкурсы, технологии)

13.00.02 «Теория и методика обучения математики»

Глузман Н. А (2003 г.)

кандидатская диссертация -«Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин математического цикла»

Разработана и внедрена методика формирования и развития системы обобщенных приемов умственной деятельности студентов в процессе изучения курса математики и методики ее обучения. Разработаны программы и внедрены новые спецкурсы «Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников», «Формирование обобщенных приемов умственной деятельности будущих учителей начальных классов»; подготовлены методические рекомендации для студентов и преподавателей педагогических колледжей и институтов._

19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология»

Пономарева Е. Ю. (2002 г.)

кандидатская диссертация -«Подготовка будущих

педагогов к работе с дезадаптированными детьми младшего школьного

возраста»

Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к решению проблемы школьной дезадаптации. Разработана методика формирования у будущего учителя начальной школы готовности к работе с дезадаптированными детьми.

Фадеев В. И.

кандидатская диссертация

Разработана и апробирована

1

2

3

77

(2006 г.) «Психологические условия формирования готовности будущих учителей начальных классов к развитию креативности младших школьников» программа формирования готовности будущих учителей начальных классов к развитию креативности младших школьников.

4 Киреичев А. В. (2008 г.) кандидатская диссертация -«Формирование психологической готовности будущих учителей начальных классов к профилактике и коррекции проявлений детской агрессивности» Разработана методика использования комплекса имитационно-игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр как средства социализации младших школьников. Внедрена в учебно-воспитательный процесс программа, которая включает: систему теоретических положений, практических занятий по развитию личностных качеств, которые предупреждают агрессию у будущих учителей, формирование умений и навыков диагностики, профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.

13.00.05 «Социальная педагогика»

5 Богинская Ю. В. (2004 г.) кандидатская диссертация -«Социализация личности младшего школьника в процессе игровой деятельности» Разработана методика использования комплекса имитационно-игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр как средства социализации младших школьников, включающая развитие личностно-ориентированных отношений «воспитатель - воспитанник», «учитель - ученик».

По мнению крымских ученых одной из главных задач учителя начальных классов является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития потенциальных возможностей каждого младшего школьника. Эффективность и динамика развития ребенка в значительной мере определяется образовательной средой, скоординированной деятельностью всех субъектов,

78

причастных к воспитанию личности. Авторы указывают, что деятельность учителя - это развивающее взаимодействие педагога и учащегося, обусловленное психолого-педагогическими и социальными условиями и обеспечивающее дальнейшее творческое развитие ученика.

Разработаны и апробированы в практику профессионального образования будущих учителей начальных классов авторские технологии, программы, спецкурсы, семинары:

- методика формирования и развития системы обобщенных приемов умственной деятельности студентов в процессе изучения курса математики и методики ее обучения, спецкурсы «Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников», «Формирование обобщенных приемов умственной деятельности будущих учителей начальных классов» (д. п. н. Глузман Н. А.);

- модель психологической готовности будущего учителя начальных классов к решению проблемы школьной дезадаптации; методика формирования у будущего учителя начальной школы готовности к работе с дезадаптированными детьми (к. п. н. Пономарева Е. Ю.);

- программа формирования готовности будущих учителей начальных классов к развитию креативности младших школьников (к. п. н. Фадеев В. И.);

- методика использования комплекса имитационно-игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр как средства социализации младших школьников (к. п. н. Киреичев А. В.);

- методика использования комплекса имитационно-игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр как средства социализации младших школьников (Богинская Ю. В).

Выпущены учебные пособия:

1. Глузман, Н. А. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников: Методические рекомендации / Н. А. Глузман. - Ялта: КГГИ, 2001. - 34 с.

2. Глузман, Н. А. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у учителей начальных классов: Учебное пособие / Н. А Глузман. -Ялта: КГГИ, 2001. - 95 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пономарева, Е. Ю. Школьная дезадаптация: профилактика, диагностика, коррекция: Учебная программа / Е. Ю. Пономарева. - Ялта: Редакционно-издательский центр КГГИ, 2001. - 36 с.

4. Пономарева, Е. Ю. Основы психодиагностики и психокоррекции: Учебная программа / Е. Ю. Пономарева. - Ялта: Редакционно-издательский центр КГГИ, 2001. - 32 с.

5. Пономарева, Е. Ю. Основы психологического консультирования: Учебная программа / Е. Ю. Пономарева. - Ялта: Редакционно-издательский центр КГГИ, 2001. - 28 с.

6. Пономарева, Е. Ю. Патопсихология: Учебная программа / Е. Ю. Пономарева. - Ялта: Редакционно-издательский центр КГГИ, 2001. - 48 с.

79

7. Кирейчев, А. В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе: метод. пособие / А. В. Кирейчев, Е. В. Кирейчева. - К.: Педагопчна преса, 2000. - 98 с.

Достаточно глубоко разработано и продолжает вызывать научный интерес у соискателей научных степеней направление, связанное с историческими аспектами становления, развития, социокультурными особенностями и этнопедагогическими традициями начального образования в Крыму.

По данному направлению выполнен историко-педагогический анализ таких педагогических явлений, как возникновение и становление национальной системы просвещения в Республике Крым; основные традиции в развитии просвещения и культуры в Крымском регионе; структура системы народного образования и ее изменения на определенных исторических этапах; выявление традиций, важнейших проблем и тенденций в развитии просвещения; исследование педагогических идей, теорий и отдельных проблем просвещения и т. д.

Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование этнопедагогики в обучении студентов предполагает формирование этнопедагогической культуры, знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта.

Таблица 4

Диссертационные исследования, связанные с историческими аспектами становления, развития, социокультурными особенностями и

№ Автор Содержание Основные практические

п/ направлении результаты исследования

п исследования связано: (авторские программы, спецкурсы, технологии)

13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики»

1 Редькина Л. И. докторская Обоснована роль этнопедагогики

(2003 г.) диссертация -«Этнопедагогические традиции воспитания подрастающего поколения у караимов в Крыму» малых этносов в возрождении развития педагогической мысли и истории народной педагогики и образования, разработана программа спецкурса «Народная педагогика караимов Крыма», программа и методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с культурным наследием караимов Крыма, цикл лекций по истории педагогики Крыма для студентов

80

гуманитарных вузов.

2 Шушара Т. В. (2006 г.) кандидатская диссертация -«Развитие женского образования в Таврической губернии (Х1Х - начало ХХ века)» Осуществлен целостный анализ процесса становления женского образования в Таврической губернии XIX - начала XX столетий, обоснована возможность применения опыта деятельности женских учебных заведений.

3 Моцовкина Е. В. (2011 г.) кандидатская диссертация -«Развитие конфессиональных учебных заведений Крыма в Х1Х - первой половине ХХ века» Разработан и апробирован спецкурс «Развитие конфессиональных учебных заведений в Крыму»; скорректированы программы учебных курсов «История педагогики», «История Украины», «Религиоведение».

4 Иванникова М. В. (2014 г.) кандидатская диссертация -«Этнопедагогические традиции крымских татар в трудовом воспитании детей» Осуществлено комплексное историко-педагогическое исследование этнокультуры крымских татар; выявлены и охарактеризованы этнопедагогические традиции трудового воспитания крымских татар; конкретизированы цель, принципы, своеобразие, содержание и методы трудового воспитания в этнопедагогике крымских татар; раскрыта роль этнопедагогических традиций трудового воспитания крымских татар в трудовом воспитании современных крымчан и определен их воспитательный потенциал. Уточнены понятия «этнопедагогические традиции крымских татар», «трудовое воспитание крымских татар», «этнопедагогические традиции трудового воспитания крымских татар».

5 Осадчая И. В. кандидатская диссертация -«Становление и Внедрен в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений спецкурс

81

развитие концепции личности учителя в отечественной педагогике (конец ХХ -начало ХХ1 века)» «Концепция личности отечественного учителя: опыт формирования и развития в условиях модернизации системы образования в Украине». Разработана периодизация развития концепции личности учителя в отечественной педагогике конец ХХ - начало ХХ1 вв.

13.00.08 «Тео рия и методика профессионального образования»

6 Пирожкова Е. О. кандидатская диссертация -«Подготовка будущих учителей к историко-краеведческой работе с учениками начальных классов Автономной Республике Крым» Разработана структурно-функциональная модель готовности будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в АРК, выявлены и описаны ее основные компоненты: аффективный, когнитивный и технологический; определены критерии (аффективный, когнитивный и технологический), уровни (высокий, средний, низкий), охарактеризованы показатели данной готовности у будущих учителей. На основе модели разработана педагогическая система подготовки будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в АРК.

Разработаны и апробированы в практику профессионального образования будущих учителей начальных классов авторские технологии, программы, спецкурсы, семинары:

- спецкурс «Народная педагогика караимов Крыма», программа и методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с культурным наследием караимов Крыма, цикл лекций по истории педагогики Крыма для студентов гуманитарных вузов (д. п. н. Редькина Л. И.);

- структурно-функциональная модель готовности будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в АРК, система подготовки будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в АРК (к. п. н. Пирожкова Е. О.);

82

- спецкурс «Концепция личности отечественного учителя: опыт формирования и развития в условиях модернизации системы образования в Украине» (к. п. н. Осадчая И. В.).

Выпущены учебные пособия:

1. Пирожкова, Е.О. Использование дидактических игр с целью формирования историко-краеведческих представлений учащихся начальных классов / Е. О. Пирожкова. - Методическое пособие для учителей начальных классов, учителей истории, студентов, слушателей курсов повышения квалификации педагогических специальностей / Авт.-сост. А. О. Пирожкова. - Ялта: РИО КГУ, 2007. - 35 с.

2. Редькина, Л. И. Программа и методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с культурным наследием караимов Крыма / Л. И. Редькина. - Симферополь: Всеукраинское госуд. многопрофильное изд. «Таврия», 2000. - 18 с.

3. Редькина, Л. И. Этнопедагогика караимов Крыма: Монография. - К.: «Педагопчна преса», 2001. - 387 с.

4. Редькина, Л. И. Народоведение: Учебное пособие / Л. И. Редькина. - К.: Педагопчна преса, 2002. - 168 с.

5. Редькина, Л.И. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по изучению истории педагогики. - Симферополь: Всеукраинское госуд. многопрофильное изд. «Таврия», 2000. - 44 с.

6. Редькина, Л. И. Легенды караимов Крыма / Л. И. Редькина. - ОАО «Евпат. гор. тип», - Евпатория, 2000. - 96 с.

7. Осадчая, И.В. Концепция личности отечественного учителя: опыт формирования и развития в условиях модернизации системы образования в Украине : программа спецкурса / И. В. Осадчая. - Славянск: Издательский центр ДДПУ, 2012. - 24 с.

В условиях многонационального школьного окружения в Республике Крым возникает необходимость решения задач национального воспитания и развития межкультурной компетенции младших школьников, что актуализирует исследования, связанные с проблемами теории и методики воспитания младших школьников в контексте национального воспитательного идеала. Авторы приходят к выводу, что в такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной деятельности учителя, в процессе которой обеспечивается трансляция и воспроизводство культуры Крымского региона.

Таблица 5

Диссертационные исследования, связанные с исследованием проблем теории, методики воспитания и социализации младших школьников в контексте национального воспитательного идеала

№ Автор | Содержание направлений | Основные практические

83

п/ п исследования связано: результаты исследования (авторские программы, спецкурсы, технологии)

13.00.07 «Теория и методика воспитания»

1 Койкова Э. И. (2009 г.) кандидатская диссертация -«Воспитание толерантности у младших школьников на уроках музыки в условиях поликультурного пространства» Разработана методика воспитания толерантности младших школьников на уроках музыки, внедрена в практику работы начальной школы игровая программа «Не имеешь друга - ищи, а нашел - держи!», цикл музыкальных праздников «Я родом из Крыма», игры-тренинги, цикла уроков серии «Воспитание культуры толерантности».

2 Харькова Н. Н. (2010 г.) кандидатская диссертация -«Патриотическое воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы» Разработаны методические рекомендации по планированию и проведению краеведческих мероприятий, обоснована необходимость краеведческой работы в патриотическом воспитании младших школьников в полиэтническом Крыму, предложена модель патриотического воспитания.

3 Долецкая С. В. (2011 г.) кандидатская диссертация -«Поликультурное воспитание младших школьников во внеклассной работе» Разработана технология поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной работе, методики диагностики уровней сформированности поликультурной воспитанности младших школьников, предложена система заданий по поликультурному воспитанию учащихся младших классов, внедрен в практику комплекс методов и приемов по поликультурному воспитанию младших школьников во

84

внеклассной работе, разработаны спецкурсы и спецсеминары для студентов высших педагогических учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации в системе последипломного педагогического образования.

Разработаны и внедрены в практику профессионального образования будущих учителей начальных классов авторские технологии, программы, спецкурсы, семинары:

- методика воспитания толерантности младших школьников на уроках музыки (к. п. н. Койкова Э. И.);

- модель патриотического воспитания, методические рекомендации по планированию и проведению краеведческих мероприятий (к. п. н. Долецкая С. В.);

- технология поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной работе (к. п. н. Харькова Н. Н.).

Современный этап развития социально-экономических отношений в России и Республике Крым требует существенных изменений в подготовке педагогических кадров, обладающих высокой культурой, постоянно самосовершенствующихся, умеющих проектировать образовательную среду, активно использовать информационные и коммуникационные технологии, дистанционное обучение, выступать в роли создателя благоприятных условий для организации личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного процесса обучения и воспитания, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией. В связи с этим особую важность в сфере подготовки будущих учителей начальных классов приобретает поиск новых содержательных и организационно-педагогических подходов к организации деятельности высших педагогических учебных заведений.

К тенденциям современной проблематики педагогики начального образования в Республике Крым следует отнести:

- подготовку педагогических кадров, способных реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в условиях поликультурной среды Республики Крым;

- системное сопровождение подготовки будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды школы;

- подготовку педагогов к обеспечению информационной безопасности младших школьников в образовательных учреждениях разного уровня;

- получение нового опыта работы с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением, с особыми потребностями;

85

- формирование готовности к развитию ценностей здорового образа жизни, к предотвращению любого насилия в отношении детей;

- удовлетворение потребностей молодых учителей в профессиональной социализации, успешном выстраивании карьеры.

Данные тенденции находят отражение в научных исследованиях периода интеграции в российское образовательное пространство, что отражено в таблице 6.

Таблица 6

Диссертации готовятся к защите:

1 Игнатова О. И. (2014 г.) кандидатская диссертация - «Формирование профессиональной успешности будущих учителей начальных классов в условиях инновационно-образовательной среды»

2 Неженская Т. В. (2015 г.) кандидатская диссертация - «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования в процессе профессиональной подготовки»

3 Шабаева А. В. (2015 г.) кандидатская диссертация - «Создание и использование открытых образовательных ресурсов будущими учителями начальных классов для развития универсальных учебных действий учащихся»

4 Знакомова А. А. (2016 г.) кандидатская диссертация - «Формирование человековедческой компетентности будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки»

5 Решаева А. А. (2016 г.) кандидатская диссертация - «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учителей с двумя профилями подготовки: начальное образование и английский язык»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, констатируем, что система профессионального образования будущих учителей начальных классов в Гуманитарно-педагогической академии прошла долгий и сложный путь становления и развития. Современный период «встраивания» системы высшего профессионального образования Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации требует от профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов определения механизмов адаптации в современных социально-экономических условиях, дает новое видение роли профессионального образования учителя начальных классов в образовательной политике Российской Федерации. Возрастает необходимость его научного сопровождения, конструктивного использования «крымского» и зарубежного педагогического опыта, учета общероссийских тенденций развития экономики и человеческих ресурсов.

86

Список литературы

1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ы1р://минобрнаукирф/документы/ 3409.

2. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Н. А. Глузман, Д. П. Алимасова, Л. С. Анисимова, О. Ю. Горячук, Н. В. Давкуш, Ю. К. Картавая, Н. Н. Колосова, В. Н. Раскалинос, А. В. Хитрова, Г. Р. Шпиталевская; под общей ред. Н. А. Глузман. - Симферополь: АРИАЛ, 2016. - 302 с.

UDC 309.425:373.3:323

RESEARCH IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION AS A NECESSARY CONDITION FOR THE FORMATION OF THE MODERN EDUCATIONAL POLICY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Gluzman N. A.

The history of establishing and formation of the system of professional education of the future primary school teachers in the Republic of Crimea. The author analyses and characterizes the main directions of the doctoral researches by the professional training of the future teachers that were made by the scientists of the Crimean universities. The article highlights theoretical and methodological foundations of modern professional training of future primary school teachers: leading ideas, principles, paradigms, approaches in the context of dynamic changes and challenges of the modern world; the role of self-development and professional self-realization of the teacher of the primary link as a backbone element in the development of their professional competence. Professional training of future primary school teachers, scientists considers the process of formation of readiness of teachers to implementation of activities aimed at training, education and development of younger students that occurs in the study of various disciplines in scientific research and practical work. The professional competence of teachers should constitute a single system as a result of a systemic approach to the organization of the educational process at the University. The purpose of the training is developing creative, competent person with a scientific worldview, deep professional knowledge, abilities and skills, values and experience of the organization of educational and developmental activities in primary school.

Currently, a modernization of the system of professional education of future primary school teachers preparing three master's theses directed learning, professional activity of future teachers of initial classes in the conditions of innovative educational environment, individual educational routes of future teachers of primary education in the process of professional training; educational resources for the development of universal educational actions of students of primary school.

87

In pedagogy and psychology of the higher school of the Republic of Crimea continuously examines the competence-based strategy and technology professional preparation of the teacher, including teachers of elementary school. Proof of this is the development of a dissertation research on the formation of professional-pedagogical competence of future teachers of primary education and key competences of Junior schoolchildren. The study of problems in the context of the scientific school is based on the competent approach, which is the concrete scientific level of methodology of all the studies. Competence approach is the space of the system of categories: competence, competence, professional competence, information competence, prognostic competence, General cultural competence, information competence, professional-subject competence, professional culture, effective educational practices that put researchers in the position with the higher rank of reflection, provide new vision and understanding of modern professional training of teachers of primary school level.

The developed models, technologies, methods of organization of competence-oriented educational process of pedagogical universities, grounded organizational-pedagogical and psychological support competence-oriented educational process, including educational environment of the University, conditions for adaptation of students to educational process in higher education, psychological support of students in the innovative educational process, the system of advanced training of teachers.

Significantly deepen and expand the theory and methodology of primary education work devoted to the preparation of future elementary school teachers to ensure developmental and remedial orientation of the educational process in elementary school. According to Crimean scientists one of the main tasks of a primary school teacher is to create a favorable psychological and pedagogical conditions for the development of the potential of each primary school pupil. The efficiency and dynamics of development of the child is largely determined by the educational environment, a coordinated activity of all subjects involved in the education of the individual. The authors indicate that the activity of the teacher is the educational interaction of the teacher and the learner, due to the psychological and social conditions and providing further creative development of the student.

Deep enough developed and continues to be of scientific interest of the applicants academic degrees in the field related to the historical aspects of the formation, development, socio-cultural features and ethnopedagogical traditions of primary education in the Crimea.

In a multi-ethnic school environment in the Republic of Crimea there is a need to resolve problems of national education and the development of intercultural competence of primary school students that actualizes the research related to the problems of theory and methods of education of Junior schoolchildren in the context of national educational ideal. The authors come to the conclusion that in such a situation, increased public significance of the results of socio-cultural activities of the teacher in the process which provides stream and the reproduction of culture of the Crimean region.

The current stage of development of socio-economic relations in Russia and the Republic of Crimea requires significant changes in teacher training, with high culture, constantly learning, able to design educational environments to actively use information and

88

communication technology, distance learning, act as a Creator of favourable conditions for the organization of student-centered, individually-differentiated process of training and education, competitive in the labor market, fluent in their profession. In this regard, of particular importance in the training of future primary school teachers takes on the search for new content and organizational and pedagogical approaches to the organization of activities of higher educational institutions.

Keywords: primary school teacher, professional education, the Republic of Crimea.

References

1. The State Program of the Russian Federation "Development of Education for 2013-2020": approved by Government Decree of April 15, 2014 No. 295 [Electronic resource]. - Access mode: http: //minobrnauky.rf/documents/3409.

2. Model and modeling in the pedagogy of professional education: collective monograph / NA Gluzman, DP Alimasova, LS Anisimova, O. Yu. Goryachuk, NV Davkush, Yu. K. Kartavaya, N N. Kolosova, VN Raskalinos, A. V. Khitrova, G. R. Shpatalevskaya; Under the general ed. N. A. Gluzman. - Simferopol: ARIAL, 2016. - 302 p.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.