Научная статья на тему 'Модель подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками'

Модель подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАБОТА С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МОДЕЛИ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ МОДЕЛИ / MODEL / PROFESSIONAL TRAINING / WORK WITH MATHEMATICALLY CAPABLE PUPILS / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / COMPONENTS OF THE MODEL / THE CONTENT OF THE MODEL / STAGES OF REALIZATION OF THE MODEL / OBJECTIVE AND RESULT OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

В статье на основе анализа нормативных, научных и педагогических источников выделены и охарактеризованы компоненты модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками. Исследованы различные мнения о специфике построения модели профессиональной подготовки будущего учителя. Подробно рассмотрены и обоснованы компоненты соответствующей модели: цель, содержательное наполнение, педагогические условия, методы и принципы обучения, средства и формы организации учебного процесса, этапы реализации, компоненты, уровни и результат модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF TRAINING FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO WORK WITH MATHEMATICALLY GIFTED STUDENTS

In the article on the basis of the analysis of regulatory, scientific and pedagogical sources the components of the model of professional training of future primary school teachers to work with mathematically capable pupils are singled out and characterized. Different opinions on the peculiarities of the models of future teachers' professional training have been investigated. The components of the corresponding model are thoroughly considered and grounded: purpose, content, pedagogical conditions, methods and principles of training, means and forms of organization of educational process, stages of realization, components, levels and results of the model of professional training of future primary school teachers to work with mathematically capable pupils.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками»

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАБОТЕ С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннтотация. В статье на основе анализа нормативных, научных и педагогических источников выделены и охарактеризованы компоненты модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками. Исследованы различные мнения о специфике построения модели профессиональной подготовки будущего учителя. Подробно рассмотрены и обоснованы компоненты соответствующей модели: цель, содержательное наполнение, педагогические условия, методы и принципы обучения, средства и формы организации учебного процесса, этапы реализации, компоненты, уровни и результат модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, работа с математически одаренными школьниками, будущий учитель начальной школы, компоненты модели, содержательное наполнение модели, этапы реализации модели, цель и результат модели.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of regulatory, scientific and pedagogical sources the components of the model of professional training of future primary school teachers to work with mathematically capable pupils are singled out and characterized. Different opinions on the peculiarities of the models of future teachers' professional training have been investigated. The components of the corresponding model are thoroughly considered and grounded: purpose, content, pedagogical conditions, methods and principles of training, means and forms of organization of educational process, stages of realization, components, levels and results of the model of professional training of future primary school teachers to work with mathematically capable pupils.

Keywords: model, professional training, work with mathematically capable pupils, future primary school teacher, the components of the model, the content of the model, stages of realization of the model, objective and result of the model.

Введение. Современное состояние развития российского общества характеризуется историческими, социально-экономическими, политическими, общественными изменениями и предъявляет особые требования к процессу профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы. Сегодняшний молодой учитель должен мгновенно адаптироваться в быстроменяющихся условиях, владеть алгоритмом самостоятельного получения новых знаний, овладевать необходимыми поисковыми системами, уметь внедрять информационные технологии в практику работы начальной школы, уметь работать со способными и одаренными младшими школьниками, брать активное участие в различных исследовательских программах в реальных условиях. Итак, проблема подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками приобретает все большую актуальность. Однако процесс профессиональной подготовки учителя к работе с такой категорией младших школьников невозможен без построения соответствующей модели.

Ю. П. Шапран отмечает, что «Модель можно воспринимать в двух значениях: в широком, когда речь идет об определенном упрощении действительности, ее идеализации; в узком, когда хотят изобразить исследуемое явление с помощью другого, более изученного» [11]. Под моделированием ученые В.А. Романов, А.Н. Привалов, А.А. Китаев понимают метод обучения, предполагающий построение и исследование соответствующей модели [8]. Основываясь на направлении исследований Ю.К. Бабанского, А.А. Матюшкин-Герке, С.Ю. Мещеряковой, Н.Д. Никандрова, В.А. Штофф и др., педагоги подтверждают тот факт, что моделирование существенно повышает эффективность учебного процесса. Метод моделирования, по мнению В.А. Романова, «используется для проявления и классификации новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; для решения вычислительных задач с использованием моделей; для проверки гипотезы с помощью той или иной модели» [7]. Отметим, что в настоящее время не существует единого универсального подхода к построению модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы. Однако, в течение длительного периода этот вопрос вызывает многочисленные дискуссии и обсуждения в научных кругах.

Формулировка цели статьи. Итак, целью статьи является выделение и характеристика компонентов модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Изложение основного материала статьи. Первая модель учителя была представлена Н.В. Кузьминой в собственном исследовании психологии труда учителя. Были теоретически обоснованы основные подходы к подготовке компетентного учителя и выделены основные компоненты педагогической деятельности (коммуникативные, организаторские, конструктивные, гностические) [6].

Анализируя модели учителя определенного квалификационного уровня на примере различных образовательных моделей Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, И.И. Чернокозова и др., Т.М. Борисова приходит к выводу, что важную роль в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы играют профессионально-педагогическая и социально-психологическая (формирование социально-психологической культуры) направления подготовки [2]. С.В. Санниковой замечено: в последние годы особенно часто употребляется термин «модель специалиста» [9], а широкая осведомленность исследователей с различными моделями способствует постоянному обновлению профессионального педагогического образования [10]. Н.А. Глузман при характеристике структурно-функциональной модели системы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальной школы акцентировано внимание на осмыслении и теоретическом анализе понятия «модель учителя начальной школы». Исследовательницей констатировано: модель - это образ педагогической реальности, которую моделируют; субъектом моделирования выступает педагог; модель может быть образом прошлого, нынешнего или будущего педагогического воздействия; с помощью модели можно сформировать цели,

спрогнозировать и спланировать будущую деятельность педагога и т.д. [5]. Н.В. Бордовской, А.А. Реан замечено: при построении учебной модели основные составляющие должны восприниматься только дидактически, а структура дидактической модели - содержать меньше элементов, чем сам объект; при анализе педагогической деятельности возможно использование различных моделей; выбор и использование моделей предопределяется основными концепциями исследования и конкретными задачами, которые ставятся исследователем, практиком, педагогом и т.д. [1].

На основе анализа научных источников, компонентами модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками нами определены: цели, содержание, педагогические условия, методы, принципы, средства и формы организации, этапы реализации, компоненты, уровни и результат модели.

Охарактеризуем подробно компоненты модели. Цель реализации модели - подготовка будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Содержательное наполнение представленной модели регламентировано Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», внедрение которого регулируется через Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), основные образовательные профессиональные программы (ОПОП), квалификационные характеристики должностей работников образования и учебными планами подготовки специалистов по направлению «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование».

На основе анализа вышеперечисленных законодательно-нормативных документов были выделены базовые составляющие содержания профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками. Путем анализа учебных планов направления «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование» учебных заведений Евпаторийского института социальных наук и Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) филиалов ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» был выделен блок учебных дисциплин, которые прямо или косвенно влияют на подготовку будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Таким образом, в цикле математической и естественнонаучной подготовки будущих учителей начальной школы было выделены следующие дисциплины: возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами доврачебной помощи, ИКТ в профессиональной деятельности, математика и др. В цикле профессиональной и практической подготовки - психологию, введение в специальность, педагогику, методику обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, основы педагогического мастерства и современные педагогические технологии в начальной школе и т.д.

В то же время нами были выделено профессиональные методики, которые непосредственно влияют на подготовку будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками: «Методика преподавания математики в начальной школе, методика преподавания предмета «Окружающий мир» и т.д.

Содержание профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками усовершенствовано введением спецкурса «Работа с математически одаренными младшими школьниками». Реализация и практическое внедрение указанного выше спецкурса обосновано одним из педагогических условий подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Ведущей составной содержательного наполнения профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками считаем педагогическую практику.

Таким образом, содержательной наполнение модели включает: блок учебных дисциплин математической, естественно-научной и профессионально-практической подготовок; профессиональные методики; спецкурс и педагогическую практику, направленных на профессиональную подготовку будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Путем анализа психолого-педагогических научных источников и эмпирического анализа подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности были выделены следующие педагогические условия подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками:

- формирование у будущих учителей начальной школы умения создавать благоприятную учебно-воспитательную среду по развитию математических способностей школьников;

- разработка и внедрение в практику работы вузов профиля подготовки «Начальное образование» спецкурса «Работа с математически одаренными младшими школьниками»;

- совершенствование содержательно-технологического аспекта подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Следующим элементом обеспечения модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками являются методы обучения. Благодаря работам Ю.К. Бабанского, Е.Я. Голанта, Б.П. Есопова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.М. Полонского, А.В. Хуторского и др. в педагогической науке заложены основы знаний о методах обучения, их структуре, функциях и представлены их таксономии.

При выборе методов обучения в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками мы обращали внимание на полное соответствие метода обучения содержанию, цели и задачам учебной деятельности, принципам обучения и уровню развития самостоятельности будущих специалистов в области начального образования. В рамках представленного исследования методы обучения были разделены на традиционные и инновационные.

К традиционным методам, учитывая научные позиции исследователей Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др., относятся:

- организация и осуществление учебно-познавательной деятельности (передача и усвоение профессиональных знаний, формирование практических умений и навыков);

- стимулирование, мотивация учебной деятельности (формирование положительных мотивов, убеждение в собственно избранной профессии, стимулирование познавательной активности и ответственности в обучении и будущей деятельности);

- контроль, анализа и оценки результатов обучения (проверка уровня усвоения учебного материала, уровня сформированности соответствующих умений и навыков).

В контексте презентовано исследования, среди инновационных методов обучения были выделены интерактивные. На основе исследований Н.Б. Истоминой, В.В. Серикова, В.М. Монахова, Л.П. Стойловой, А. Л. Чекина, С.Е. Царевой и др. выделены следующие интерактивные методы обучения, которые можно использовать в подготовке будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками: «Два-четыре - все вместе», «Работа в парах», «Микрофон», «Карусель», «Займи позицию», «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Работа в малых группах», «Обучая-учусь», «Ажурная пила», «Анализ ситуации» и т.д.

Согласно вышесказанному, интерактивные методы обучения играют важную роль в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности. Прежде всего студенты выступают активными субъектами обучения и принимают самостоятельные решения, получают необходимые знания в процессе собственной деятельности, способны легко усвоить учебный материал на всех уровнях познания и постоянно находятся в состоянии поиска.

Следующим элементом модели подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически способными школьниками нами выделены принципы обучения. Учитывая научные позиции А.М. Гайфутдинова [3], принципы обучения трактуем как главные требования, направляющие положения, создающие основу педагогического процесса. В рамках представленного исследования были выделены принципы: научности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; взаимодействия различных методов, средств и форм организации обучения.

Следующим компонентом модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками выделены средства обучения. В контексте нашего исследования мы разделяем средства обучения на материальные и нематериальные. К нематериальным относим слово учителя, а к материальным - технические средства обучения (телевизор, компьютер, кино- и диапроекторы, мультимедийная доска, видео- и аудиозаписи, кинофильмы и т.д.); электронные учебники; компьютерные программы; литературные источники (учебная, методическая и справочная литература) Интернет-ресурсы (учебные и поисковые программы), наглядный материал (иллюстрации, рисунки, репродукции картин, схемы, таблицы, карточки для индивидуальной работы, плакаты, раздаточный материал и т.д.).

Заметим, что методы обучения выступают ценным элементом педагогического процесса, не противоречат, тесно взаимодополняют друг друга и применяются совместно с другими компонентами процесса обучения.

Очередным элементом модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками определены формы организации учебного процесса.

Под формами организации учебного процесса ученые-педагоги (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Ф. Харламов и др.) понимают классно-урочную и другие системы обучения.

В процессе исследования профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками все формы организации нами были разделены на аудиторные (лекция, практические, семинарские и лабораторные занятия), внеаудиторные (самостоятельная работа студентов, выполнение индивидуального учебно-исследовательского задания, научно-исследовательская работа, консультации) и др.

Следующим в модели профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками является выделение этапов ее реализации.

На основе трудов Н.Я. Виленкина, В.А. Гусева, О.Б. Епишевой, Г.Л. Луканкина, В.М. Монахова, Н.А. Стефановой и др. процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками ориентирован на три этапа: адаптационно-мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Охарактеризуем подробно каждый из них.

Адаптационно-мотивационный этап предполагает усвоение будущими учителями начальной школы гуманитарных и социально-экономических (иностранный язык, философия, история), естественно-научных (возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами доврачебной помощи, ИКТ в профессиональной деятельности, математика) и отдельных психолого-педагогических (психологию, введение в специальность, педагогику, методику обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, основы педагогического мастерства и современные педагогические технологии в начальной школе) учебных дисциплин. Именно на этом этапе происходит процесс основного закладывания основ теоретических знаний, в частности по развитию математических способностей и особенностей работы с математически одаренными младшими школьниками, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

У будущих учителей начальной школы ощутимо подчеркнуто четкое призвание к педагогической деятельности; происходит формирование первичного интереса к профессии учителя и сознательной установки о необходимости профессиональной подготовки в целом и к организации учебной деятельности по развитию математических способностей младших школьников, в частности; использование психолого-педагогических условий вузов для саморазвития в себя качеств, необходимых в будущей профессии, например, по работе с математически одаренными учениками начальной школы и т.д. Продолжительность данного этапа - I - II курс обучения.

Деятельностным этапом предусмотрено освоение системы психологических и педагогических знаний, профессиональных методик и инновационных технологий обучения. Продолжается изучение дисциплин математического направления (Методика преподавания математики, математика) для подготовки будущих учителей к работе с математически одаренными младшими школьниками. Происходит развитие коммуникативных умений, педагогических способностей, волевых качеств, черт характера, формирование убеждений, установок и взглядов относительно дальнейшей педагогической деятельности. Студенты проходят учебную и педагогическую практику и применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности, и как следствие, у них формируются убеждения в необходимости специальной подготовки к работе с математически одаренными учащимися младшего школьного возраста. Продолжительность вышеописанного этапа - III - IV курс обучения.

Рефлексионно-оценочный этап модели подготовки будущих учителей начальной школы к работе с математически одаренными школьниками реализуется в течение обучения на V курсе педагогического вуза. Этот этап характеризуется четкой сформированностью системы психологических и педагогических знаний об особенностях течения современного процесса обучения в начальной школе, совершенным владением профессиональными методиками и инновационными технологиями обучения по их эффективному использованию, высоким уровнем профессиональной готовности к педагогической деятельности и т.д. Студенты изучают учебную дисциплину "Теория и технологии изучения образовательной области", «Математика» и спецкурс по выбору: «Работа с математически одаренными младшими школьниками», а потому готовы к работе с математически одаренными учащимися младшего школьного возраста.

Компонентами модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками являются: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный. На основе разработанных компонентов были разработаны соответствующие уровни готовности: высокий, средний и начальный и т.д. [4].

Итак, результатом реализации модели является готовность будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками.

Выводы. Таким образом, путем анализа нормативных, научных и педагогических источников, нами были проанализированы, выделены и охарактеризованы компоненты модели профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками: 1) цель;

2) содержательное наполнение (блок учебных дисциплин, спецкурс, педагогическая практика);

3) педагогические условия; 4) методы обучения (традиционные и инновационные); 5) принципы обучения (научности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; взаимодействия различных методов, средств и форм организации обучения); 6) средства обучения (материальные и нематериальные); 7) организационные формы обучения (аудиторные и внеаудиторные); 8) этапы реализации модели (адаптационно-мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный); 9) компоненты модели (мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный); 10) уровни (высокий, средний и начальный); 11) результат.

Литература:

1. Бордовськая Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

2. Борисова Т.М. Формирование профессиональной готовности будущих учителей начальных классов посредством психолого-педагогического сопровождения / Т.М. Бордовская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 163-165.

3. Гайфутдинов А.М. Определение понятия «принцип обучения» в системе знаний отечественной педагогики / А.М. Гайфутдинов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С. 144-146.

4. Глузман Н.А. Концептуальные основы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с одаренными детьми / Н.А. Глузман // Научный результат. Педагогика и психология. - 2017. - Том: 3 - № 1 -С. 3-9.

5. Глузман Н.А. Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов / Н.А. Глузман // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 3 (104). - С. 73-80.

6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Издательство Ленинградского университета, 1967. - 184 с.

7. Романов В.А. Теоретические модели как способ познания изучаемых дисциплин в вузе / В.А. Романов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 995.

8. Романов В.А., Привалов А.Н., Китаев А.А. Модели развития профессиональной компетентности бакалавров и магистров педагогики / В.А. Романов, А.Н. Привалов, А.А. Китаев // В сборнике: Молодежь. Образование. Наука Сборник статей XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и ученых. - 2016. - С. 148-155.

9. Санникова С.В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки / С.В. Санникова // Вестник ЮУрГУ, 2012 - № 4 - С. 65-69.

10. Царева С.Е. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов / С.Е. Царева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. -С. 37-39.

11. Шапран Ю.П. Особенности моделирования профессиональной подготовки учительских кадров с позиций компетентностного подхода / Ю.П. Шапран // Педагогика высшей школы. - 2015. - №1. - С. 56-59. -URL https://moluch.ru/th/3/archive/3/60/ (дата обращения: 27.07.2018).

Педагогика

УДК:37.7

кандидат педагогических наук, доцент Голуб Владимир Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия (Ростовский филиал) (г. Ростов-на-Дону)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются некоторые особенности методологии военно-педагогической деятельности военного педагога в моделируемом пространстве непрерывного военно-профессионального образования. Непрерывность формирования военного специалиста на нескольких взаимосвязанных уровнях образования требует расширения границ профессиональнго-педагогической компетентности педагога, выстраивания методологии непрерывного военно-профессионального и личностного развития курсантов, усиления функций их сопровождения и тврческого развития. Приводятся актуальные компоненты составляющей профессионально-педагогической компетентности, апробироанные в практике инновационной деятельности коллектива педагогов Ростовского института ракетных войск стратегического назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.