Научная статья на тему 'Модель формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в условиях магистратуры'

Модель формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в условиях магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODEL / MODELING / PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE / SPECIAL COMPETENCES / METHODOLOGICAL APPROACH / STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

В научной статье раскрыто содержание основных структурных блоков модели формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога в условиях обучения в магистратуре (концептуально-целевой, организационно-технологический, результативный), описаны ключевые компоненты, входящие в каждый из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONDITIONS OF MASTER

The scientific article reveals the content of the main blocks of the model of the formation of professional and ethical competence of the future social pedagogue in the conditions of training in the magistracy (conceptual-targeted, organizational and technological, effective), describes the key components included in each of them.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в условиях магистратуры»

5. Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 30-35.

6. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. - 2001. - №1. - С. 9 - 11.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 272 с.

8. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональное автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 63 - 69.

9. Little D. Learner Autonomy. - Dublin, 1991.

10. Павлова Л.В., Пулеха И.Р., Вторушина Ю.Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 85-96.

11. Pavlova L.V., Vtorushina Yu.L. Developing students' cognition culture for successful foreign language learning. SHS Web of Conferences. 2018. T. 50. C. 01128.

Педагогика

УДК: 37.013.42:371.13:378.14

ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Безносюк Екатерина Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В научной статье раскрыто содержание основных структурных блоков модели формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога в условиях обучения в магистратуре (концептуально-целевой, организационно-технологический, результативный), описаны ключевые компоненты, входящие в каждый из них.

Ключевые слова: модель, моделирование, профессионально-этическая компетентность, специальные компетенции, методологический подход, этапы формирования профессионально-этической компетентности, педагогические условия.

Annotation. The scientific article reveals the content of the main blocks of the model of the formation of professional and ethical competence of the future social pedagogue in the conditions of training in the magistracy (conceptual-targeted, organizational and technological, effective), describes the key components included in each of them.

Keywords. model, modeling, professional and ethical competence, special competences, methodological approach, stages of formation of professional and ethical competence, pedagogical conditions.

Введение. Актуальность разработки модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов детерминирована ключевыми положениями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++, в том числе по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 г. №127, зарегистрирован в Минюсте l2.03.20l8 г. №50312), профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10), стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, государственная программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, которые определяют основные требования к результатам профессиональной подготовки будущих социальных педагогов и ориентиры для научного обоснования и разработки модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Проблема профессиональной подготовки будущих социальных педагогов изучена в научных исследованиях О. В. Богатыревой, В.Г. Бочаровой, Е. А. Власовой, Ю. Н. Галагузовой, Л. С. Деминой, М. В. Ефимовой, Е. А. Журавлевой, Е. Б. Кириченко, Т. А. Манцуровой.

Вопросам педагогического моделирования, применения моделей для совершенствования педагогического процесса, изучения педагогических явлений посвящены работы В. Г. Афанасьева, А. Н. Дахина, В. И. Загвязинского, Е. А. Лодатко, Л. М. Фридмана, Л.Л. Хоружи.

Целью статьи является анализ структурных блоков модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в условиях магистратуры.

Изложение основного материала статьи. В современном научном измерении существуют различные трактовки понятий «модель» и «моделирование», однако все они акцентируют внимание на информационной сущности, многогранности и широком спектре применения, а также выполнении функций целеполагания, прогнозирования и планирования.

По мнению авторов коллективной монографии «Модель и моделирование в педагогике профессионального образования», «...моделирование, как универсальная форма познания, применяется в процессе исследования и преобразования явлений в разных сферах деятельности, это наиболее распространенный метод изучения объектов различной природы, в том числе и сложных социальных систем» [7, с. 4].

Таким образом, моделирование позволяет глубже проникнуть в суть объекта исследования, структурировано достичь гипотетического предположения и определить направление деятельности для достижения главной цели, используя при этом графическое описание объекта исследования.

Основной идеей при моделировании процесса формирования профессионально-этической компетентности является разработка такой модели, которая бы позволила повысить эффективность всей

профессиональной подготовки обучающихся направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».

На основе проанализированной теории, практики и учитывая принцип концептуального единства, структурности исследования, нами была разработана модель формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога, в которой мы обобщили теоретико-методологические основы изучаемой проблемы.

В состав разработанной модели формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога включены следующие блоки: концептуально-целевой, организационно-технологический, результативный.

Концептуально-целевой блок представляет собой методологическую основу созданной модели, состоит из: личностно-ориентированной парадигмы обучения, современных методологических подходов, вытекающих из них принципов, которые обеспечивают обоснование методического процесса формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов и педагогических условий, соблюдение которых обеспечит максимальную продуктивность достижения заданной цели по формированию у будущих социальных педагогов профессионально-этической компетентности.

Методологическим основанием модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов является парадигма личностно ориентированного обучения, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

В контексте формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов современные методологические подходы были разделены на общеметодологические и конкретно-научные, а именно [1, 2, 3, 4, 5, 10]:

1) общеметодологический подход:

- системный - системная организация профессионального образования, которая предполагает поэтапное формирование системы специальных компетенций, составляющих структуру профессионально-этической компетентности;

2) конкретно-научные подходы:

- компетентностный - моделирование параметров образовательной среды, ситуаций деятельности, усиление практической ориентированности образования, его предметно-профессионального аспекта, подчеркивание роли опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи, что способствует формированию и развитию системы специальных компетенций, которые составляют профессионально-этическую компетентность будущего социального педагога;

- аксиологический - проектирование системы профессиональной подготовки, в которой приоритетной целью является ценностная сфера личности будущего социального педагога, что обеспечивает формирование эмоционально-ценностного отношения к осуществлению всех направлений социально-педагогической деятельности с позиции профессиональной этики;

- ситуационный - развитие у обучающихся умений анализировать социально-педагогические ситуации, различать их типологию по степени сложности, применять в ситуациях морального выбора наиболее оптимальные алгоритмы решения с позиции профессиональной этики;

- личностно-деятельностный - обеспечение индивидуализации профессиональной подготовки, проектирование личностной траектории становления компонентов профессионально-этической компетентности, создание педагогических условий реализации модели формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога;

- синергетический - предполагает фундаментализацию всего процесса профессиональной подготовки обучающихся, что выражается в поддержании изменений в действующих программах дисциплин учебного плана, предполагает пересмотр отношений, ценностей, приоритетов в образовательной системе.

Существенное значение в ходе диссертационного исследования имеет определение его базовых принципов, то есть основных положений, которые были выделены нами из методологических подходов:

- принцип интеграции: систематизация, обобщение, дидактическое соответствие и логическое единство системы профессиональной подготовки по формированию профессионально-этической компетентности, определение содержания обучения, его форм и методов; обеспечение целостности и системности педагогического процесса, взаимосвязь всех компонентов системы формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки;

- принцип соответствия: содержание процесса формирования профессионально-этической компетентности и составляющих ее ключевых компетенций должно соответствовать уровню научных достижений, удовлетворять «социальный заказ» государства в вопросе требований к уровню профессиональной подготовки специалистов данного профиля;

- принцип приоритета ценностных ориентаций: обучение должно быть личностно значимым, проходить на фоне положительного отношения к учебной деятельности и на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся; организация процесса обучения должна сопровождаться созданием условий для овладения обучающимися опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, а также с опорой на сферу бессознательного, что особо важно при формировании именно профессионально-этической компетентности;

- принцип педагогической направленности: предполагает ориентацию процесса обучения на решение обучающимися конкретных социально-педагогических задач, обеспечивающих единство в сознании будущего социального педагога морально-этических ценностей и средств их реализации;

- принцип личностной ориентации обучения: базируется на отношении к обучающемуся как к субъекту, ценностном восприятии каждой личности, уважении ее самобытности. Реализация этого принципа предполагает поддержку обучающихся, формирование у них механизмов саморазвития, самозащиты, самовоспитания;

- принцип целенаправленности: заключается в том, что весь образовательный процесс и каждая конкретная педагогическая задача должны быть направлены на формирование профессионально-этической компетентности.

Перечисленные принципы дают возможность изменить подходы к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении с учетом формирования у будущих социальных педагогов профессионально-этической компетентности.

В организационно-технологическом блоке модели рассматриваются также основные этапы формирования профессионально-этической компетентности будущего социального педагога, которые мы условно разделили на четыре:

1) подготовительный - в содержание подготовки обучающихся входит формирование мотивированного и ценностного отношения к профессионально-этической компетентности в профессиональной деятельности социального педагога. Данный этап закладывает основу процесса формирования компетентности. В рамках подготовительного этапа предусматривается внедрение таких методов формирования специальных компетенций, составляющих структуру профессионально-этической компетентности как:

- включение обучающихся в волонтерскую деятельность с целью совершенствования профессиональных навыков, развития личностных качеств, среди которых важное место занимают открытость, доброжелательность, альтруизм, эмпатия; формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности и категориям, с которыми работает социальный педагог. В процессе участия обучающихся в волонтерской деятельности развиваются и совершенствуются навыки общения, взаимодействия, лидерские навыки, толерантность и уважение к окружающим.

- внедрение технологических заданий («Этический дневник», разработка этических кейсов) в программу учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков;

2) информационный - включает накопление и закрепление знаний, аналитических умений с целью формирования специальных компетенций, составляющих структуру профессионально-этической компетентности.

На данном этапе происходит обучение с использованием спецкурса «Этический практикум», состоящего из двух основных блоков: теоретический онлайн курс «Этический практикум», завершающийся онлайн-тестированием, позволяющем определить уровень усвоенных и закрепленных знаний;

3) технологический - позволяет оптимизировать процесс формирования умений и навыков, необходимых для формирования профессионально-этической компетентности. Данный этап создает предпосылки для творческого осмысления и использования полученных на информационном этапе знаний, закладывает фундамент дальнейшего профессионального и личностного совершенствования обучающихся.

Формирование компетенций, составляющих структуру профессионально-этической компетентности, осуществлялось в процессе:

- реализации практического блока спецкурса «Этический практикум», позволяющих применять положения этического кодекса в ходе решения практических социально-педагогических задач;

- модернизации программ производственной практики технологическими заданиями, способствующими формированию компетенций (разработка индивидуальных практических рекомендаций для всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом норм этического кодекса);

- включения обучающихся в организацию и проведение занятий в рамках реализующейся в Евпаторийском институте социальных наук дополнительной общеобразовательной программы «Весенняя психологическая школа»;

- использование метода проектов. Метод проектов является такой технологией, которая позволяет преподавателю создавать учебные педагогические ситуации, задачи и задания по различным основаниям и на основе различного предметного и междисциплинарного содержания.

4) результативный - определяет формирование профессионально-этической компетентности социального педагога. Содержание результативного этапа включает в себя: экспертную оценку руководителей практики, экспертную оценку преподавателей.

Неотъемлемым компонентом моделирования целостного педагогического процесса, направленного на эффективность формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов, является разработка и обоснование эффективных педагогических условий, среди которых мы выделяем следующие: формирование гуманистической направленности обучающихся и мотивационно-ценностного отношения к овладению профессинально-этической компетентностью; интеграция в процесс подготовки будущих социальных педагогов нормативно-правового аспекта этической направленности через инновационную деятельность; включение обучающихся в практико-ориентированные, волонтерские и проектные виды деятельности; создание рефлексивной среды с целью обеспечения возможности будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию и самореализации.

Результативный блок модели включает в себя определение критериев, показателей и уровней сформированности специальных компетенций, составляющих структуру профессионально-этической компетентности.

Приведенное деление процесса формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов на этапы во многом носит условный характер, т.к. существенной границы между ними провести невозможно. Тем не менее, каждый этап характеризуется своими специфическими особенностями: решаемыми задачами, формами и методами, что в итоге дает возможность более рационально планировать и более эффективно реализовывать поставленную цель.

Выводы. Таким образом, процесс формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов осуществляется через систему взаимосвязанных между собой этапов, в ходе которых формируются ключевые специальные компетенции, составляющие структуру профессионально-этической компетентности.

Литература:

1. Булавко О. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / О.В. Булавко, А.П. Пепеляева, Н.П. Мурий, Е.А. Поединок // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. — С. 221-223

2. Галагузова М.А. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова // Педагогическое образование и наука, №6, 2010. - С. 1

3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 62-67.

4. Дмитриенко Т. И. Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.. Ставрополь, 2006. - 181 с.

5. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного

процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / под общей редакцией И.А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252

6. Кулешов А.А. Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Тольятти, 2006 - 213 с.

7. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Н. А. Глузман, Д. П. Алимасова, Л. С. Анисимова, О. Ю. Горячук, Н. В. Давкуш, Ю. К. Картавая, Н. Н. Колосова, В. Н. Раскалинос, А. В. Хитрова, Г. Р. Шпиталевская; под общей ред. Н. А. Глузман. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 300 с.

8. Тахохов Б.И. Современный этап реформирования высшей школы Российской федерации // Проблемы современного педагогического образования. Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта) ISSN: 2311-1305, 2017. - С. 246-254

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [Текст] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - 2016 г.

10. Чердымова Е.И. Синергетический подход к формированию экопрофессионального сознания специалиста / Е.И. Чердымова, В.Я. Мачнева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10-2. -С. 402-405.

Педагогика

УДК 378

инспектор отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Белимова Алина Александровна

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация. Возрастание роли полиции в становлении и развитии гражданского общества в России, доминирование в её деятельности социальной функции служения обществу и человеку обусловливают совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к открытому социальному взаимодействию с гражданами, социальными институтами иными субъектами правоохранительной деятельности. В качестве методологии такой подготовки выступают идеи системного, компетентностного, антропологического подходов, психологическая теория деятельности, отдельные концепции психологическойструктуры деятельности, аспектный теоретический анализ которых позволил определить в качестве образовательного результата подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД России социальную компетентность, её структуру и функции в общей профессиональной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: методология; компетентностный подход; подготовка; социальная функция; социальная компетентность.

Annоtation. The growing role of the police in the formation and development of civil society in Russia, the dominance in its activities of the social function of serving the society and the individual is conditioned by the improvement of the training of law enforcement officers for open social interaction with citizens, social institutions and other subjects of law enforcement. As a methodology for such training, there are ideas of a systemic, competence-based, anthropological approach, a psychological theory of activity, separate concepts of the psychological structure of activity, an aspect-based theoretical analysis which made it possible to single out social competence, general professional competence of the future specialist.

Keywords: methodology; competence approach; training; social function; social competence.

Введение. Федеральный закон «О полиции» заменой института «милиции» на институт «полиции» определил его новое положение в обществе: выделил в качестве ведущей функции полиции социальную функцию, заключающуюся в служении обществу, человеку, оказанию услуг населению в правоохранительной деятельности. Предназначение полиции - защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, оказывать незамедлительную помощьвсем, нуждающимся в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.МВД России реализует политику открытого социального взаимодействия, на основе создания необходимых условийдля развития партнерских отношений с гражданским обществом.При этом курсанты вузов МВД России в своем подавляющем большинстве - вчерашние школьники, не имеющие должного социального опыта взаимодействия не только в открытых, динамичных, сложно организованных социальных системах, из которых состоит поле их предстоящей профессиональной деятельности, но и не имеющие опыта самоорганизации своей какой-либо профессиональной деятельности. Эти факторы обусловливают рассмотрение подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействиюв качествеособой педагогической проблемы ведомственного образования, имеющей свои методологические, теоретические и технологические аспекты.

Методологический уровень постановки проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на основе выделения и развития в качестве её целевого вектораобеспечение готовности выпускников ведомственных вузов к социальному взаимодействию в меняющемся обществе предполагает поиск ответа на вопрос: «Каковытеоретико-методологические основания определения образовательного результата подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию?».

Изложение основного материала статьи. Анализ существующих подходов к проблеме подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России показал, что, не смотря на уже состоявшийся переход на образовательные стандарты 3-го поколения, в исследованиях, монографиях, учебных пособиях, статьях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.