Педагогика
УДК 377.8
Н.В. Булдакова, А.Л. Шкляева
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в осуществлении управления процессом адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации и недостаточной разработанностью теоретических, содержательно-технологических и научно-методических аспектов управления процессом адаптации молодых учителей в процессе педагогической деятельности. В связи с этим в статье предлагаются разработка, апробация и управление образовательным проектом адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации; рассматриваются вопросы определения и создания организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в школе. Эффективность созданных и внедренных организационно-педагогических условий рассматривается авторами через призму ключевых функциональных областей управления проектом. Цель статьи заключается в описании реализации проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации и экспериментальной проверке эффективности управления им на основе разработанной матрицы работ по формированию организационно-педагогических условий. Основной метод исследования данной проблемы - проектирование, позволяющее рассмотреть данную проблему как процесс целенаправленного и осознанного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: образовательный проект, управление проектом, организационно-педагогические условия, адаптация молодых учителей, общеобразовательная организация, эффективность управления проектом.
Б01: 10.35634/2412-9550-2019-29-3-319-328
Реализация поручения Президента Российской Федерации обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, осуществляется через создание системы стимулов для профессионального роста учителей на основе общефедеральной (объективной и независимой) оценки уровня необходимой квалификации учителей, предложенной в модели национальной системы учительского роста. Благодаря перечисленным механизмам предполагается рост уровня владения учителей профессиональными компетенциями.
В проекте профессионального стандарта педагога, разработанном с учетом системы стимулов профессионального роста учителей, предполагается, что введение нового профессионального стандарта повлечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки учителей в высшей школе и в центрах повышения квалификации [21].
Современное общество предъявляет высокие требования к школьному образованию, а значит и к учителям, которые должны обладать новым педагогическим мышлением, и стать активными участниками инновационных процессов в образовании. Учитель должен обладать высоким уровнем академических знаний по выбранной специальности, общепедагогической и методико-технологической культурой. Учитель должен уметь культурно, ненавязчиво общаться с учащимися на основе субъект-но-субъектных отношений, строить отношения с коллегами и вышестоящими структурами на основе дружбы и сотрудничества [7-10].
В настоящее время подготовка будущих педагогов осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в котором результаты обучения соответствуют данному стандарту, но лишь частично удовлетворяют обобщенным трудовым функциям и характеристикам трудовых функций, предъявляемых в профессиональном стандарте педагога.
Обзор литературы по проблеме исследования
Вопросы, касающиеся адаптации молодого педагога, ее факторы и стратегии рассматривались рядом исследователей.
Адаптация молодого специалиста к условиям современной школы рассматривается в исследованиях Л.К. Зубцовой. Автором установлено, что традиционные формы организационно-педагогической деятельности стали тормозить процесс обновления общеобразовательной школы. К тому же частая сменяемость учителей отрицательно влияет на систему работы каждого учебного заведения. Улучшение процесса подготовки будущих учителей требует создания новых организационно-педагогических систем внедрения эффективных методов и форм обучения, которые бы оказывали влияние на формирование специалиста высшей квалификации в условиях взаимодействия и преемственности всех звеньев системы профессиональной подготовки. Один из таких процессов - профессионально-педагогическая адаптация студентов, итоговым результатом которой должен стать высокий уровень профессиональной готовности, желание выпускников работать в школе.
Совокупность условий успешной адаптации можно выразить в следующем:
— наличие здорового морально-психологического климата;
— положительное отношение и интерес молодых специалистов к педагогической деятельности;
— удовлетворенность жилищно-бытовыми условиями;
— создание соответствующих условий и организации труда;
— удовлетворенность помощью, оказываемой педагогическим коллективом в становлении опыта начинающего педагога. Компоненты профессиональной адаптации учителя: профориентация школьников, отбор абитуриентов, вузовская подготовка, стажировка, становление опыта, социальная защита учителя [12].
Вопросам тьюторского сопровождения адаптации молодого педагога к условиям колледжа посвящены работы Л.А. Васильевой. Исходя из анализа полученных результатов, исследователь отмечает сложность в установлении контакта с обучающимися молодых педагогов. Им трудно прививать студентам колледжа навыки профессиональной деятельности, трудно разбираться в инновационных тенденциях развития профессионального образования, адаптироваться в коллективе. Следовательно, молодым педагогам необходимы дополнительные знания в области педагогической, возрастной и социальной психологии; методики преподавания учебных дисциплин; использования инновационных методов и форм проведения теоретических и практических занятий, чтобы на должном уровне обеспечить образовательный процесс в группах начального и среднего профессионального образования. В связи с этим начинающему педагогу необходима поддержка всех служб колледжа: научно-методической, психологической и др. В ходе тьюторского сопровождения выстраивается индивидуальная траектория развития молодого педагога в соответствии с его компетенциями и индивидуально-личностными особенностями [22].
Факторы социально-психологической адаптации молодых педагогов подробно рассматриваются в трудах Н.А. Соколова, А.В. Руденко. Проводя эмпирические исследования данной проблемы, ученые определили существенную проблему, характерную для начинающих педагогическую профессию. Этой проблемой является закрепление молодых педагогов в школе, важнейшим условием, которого становится их социально-психологическая адаптация в образовательной организации. Каждый пятый учитель в школах страны находится на этапе социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности, успешность или неуспешность котрой во многом объясняется тем, что начинающий учитель обязан выполнять тот же объем работ, что и остальные члены педагогического коллектива, однако отсутствие опыта не позволяет выпускникам вузов работать наравне с коллегами. Значимость же адаптации заключается в том, что в процессе неё у молодого педагога возникает удовлетворенность своей работой как важное условие дальнейшего профессионального роста. Следствием профессиональной неудовлетворенности становится уход из профессии: через 1-2 года 44 % из числа неудовлетворенных оставляют педагогическую работу. В то время как среди удовлетворенных началом пути - всего 14 % [14].
Н.В. Сиврикова и Е.Г. Черникова изучали стратегии адаптации молодых учителей общеобразовательных школ и пришли к выводу, что период адаптации молодого специалиста к работе длится в среднем от 3-х до 5-ти лет. Наибольшие трудности вызывают первые недели и месяцы работы, но не они становятся причинами кризисных явлений. Успешность социально-психологической адаптации
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
учителя в школе зависит от способности человека эффективно использовать стратегии поведения, направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций. Изучение способов преодоления трудностей приобретает особую актуальность в период, когда учитель впервые приступает к своей самостоятельной профессиональной деятельности [27].
Психолого-педагогические исследования проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов проведены группой ученых Московского государственного психолого-педагогического университета. С точки зрения авторов Андрущенко, Аржаных, Виноградова, Минюровой, Федекин, Федорова, социально-профессиональная поддержка молодых педагогов - одно из приоритетных направлений в образовательной политике большинства развитых стран. Ученые проанализировали наиболее известные примеры внедрения комплексных программ адаптации, направленных на вовлечение молодых педагогов в профессию и их удержание в ней, - в Англии, Германии, Канаде, США и Новой Зеландии. В результате пришли к выводу, что программы по профессиональной адаптации молодых педагогов в различной комбинации включают в себя меры вхождения в профессию, аттестации и сертификации, социально-психологическую поддержку. Коллектив авторов выделил два уровня адаптации молодого специалиста:
— профессиональный, охватывающий особенности организации, содержания и технологии профессиональной деятельности;
— социально-психологический, непосредственно связанный с вхождением в определенную организацию, т. е. «адаптацию к коллективу, к его традициям, стилю работы руководителей, особенностям межличностных отношений в коллективе, что и означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами».
По данным зарубежных исследований (Villar, Strong, 2007, Ingersoll, 2012), чем более разнообразные формы адаптации молодых педагогов используются в образовательной организации, тем больше молодых педагогов остаются работать в ней. Чаще всего адаптация молодых учителей заключается во взаимодействии с представителем администрации и наставником. Уровень закрепляемости молодых педагогов в школе в таких случаях выше, чем в тех школах, где начинающие учителя не получают никакой поддержки, но разница не слишком существенна. Среди молодых учителей, получавших многокомпонентную помощь со стороны школы (кроме перечисленных выше форм адаптации, они участвовали в семинарах для начинающих педагогов, могли планировать программу проведения уроков вместе с опытными педагогами, имели сокращенную учебную нагрузку и т. д.), вдвое больше тех, кто продолжил работать в данной школе в дальнейшем, чем среди начинающих педагогов, не получавших никакой поддержки.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме управления процессом адаптации молодых учителей в процессе педагогической деятельности. Кроме того, эмпирические исследования [27] подтверждают тот факт, что большинство молодых педагогов не умеет применять теоретические знания, полученные в вузе, на практике, испытывая трудности в проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности, проблемы в организации внеурочной работы и сотрудничестве с семьей учащихся.
В результате проведенного анализа нормативно-правовой документации в сфере образования нами выявлены противоречия:
- между подготовкой молодых учителей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и частичным соответствием требованиям профессионального стандарта, предъявляемым к квалификации педагога [20];
- между необходимостью обеспечения отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, готовыми к деятельности в условиях модернизации образования и недостаточной профессионально-педагогической подготовкой выпускников вуза к осуществлению практико-ориентированной деятельности [28].
На решение выявленных проблем несогласованности федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и профессионального стандарта педагога; недостаточного обеспечения отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессио-
нальной готовности к деятельности в условиях модернизации образования направлен эффективный управленческий проект по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
В процессе изучения литературы по теме исследования выявлены теоретико-методологические основы организационно-педагогических условий, влияющих на процесс управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
Процесс социально-профессиональной адаптации педагога рассматривается нами как процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии.
Особое внимание уделено педагогическому наставничеству; описаны формы индивидуального и коллективного наставничества, помогающие молодым учителям находить в творческом поиске собственные формы работы [13; 14].
Успешной адаптации молодого учителя способствует также улучшение социально-бытовых условий, повышение его жизненного уровня; совершенствование организации труда в общеобразовательной организации и решение вопроса о свободном времени учителя (разделение труда, взаимопомощь, расписание занятий и т. д.); стиль руководства; помощь, оказываемая молодому учителю со стороны педагогического коллектива; уровень заработной платы и др.
В результате предлагаем систему мероприятий проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации разделить на группы:
1) Программа по методическому сопровождению (программа наставничества).
2) Программа мероприятий по улучшению социально-психологического климата.
3) Методы вовлечения и мотивации человеческих ресурсов.
4) Организационно-педагогические условия управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
Нами определено, что организационные и педагогические условия представляют собой единое целое, равноценные части. Организационные условия осуществляют поддержку возможности и сопровождение реализации педагогических условий, т. е. выступают пространственной средой для образовательной среды. Таким образом, под организационно-педагогическими условиями будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.
На основании анализа ключевых направлений в управлении образовательным проектом и на основании проведенного анализа литературных источников выделены педагогические условия управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации: управление предметной областью проекта, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями.
Отбор организационно-педагогических условий необходим для достижения цели проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации - это разработка, внедрение и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию молодых учителей в общеобразовательном учреждении.
Реализация проекта зависит от создания организационно-педагогических условий, в структуру которых входят психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Исходя из сказанного можно сделать вывод, что организационно-педагогические условия необходимо формировать по стадиям: инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие для того, чтобы процесс управления проектом шел эффективно.
Методологические основания исследования
— Компетентностный подход в модернизации профессионального образования (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Н. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.);
— Проектный подход, фундаментальные положения, раскрывающие вопросы теории и практики управления образовательными проектами (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.);
— Особенности управления проектами в общеобразовательных организациях (О.С. Рыжова, Н.А. Заиченко, Р.А. Галустов и др.);
— Стандарты Международной ассоциации управления проектами (РМА, 1РМА)
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Методы исследования
— Теоретические: анализ научной литературы, нормативно-правовой документации, качественный анализ результатов;
— Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент, SW0T-анализ;
— Статистический: метод математической статистики.
Экспериментальная база исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 города Кирово-Чепецка.
Этапы исследования
Исследование проблемы проводилось в три этапа:
На первом этапе проведен теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовой документации, практического опыта в контексте исследований проблемы. Уточнен научный аппарат исследования. Сформулированы цель, гипотеза, задачи, концепция проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
На втором этапе осуществлялись разработка и апробация проекта «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации»; проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе обработаны и проанализированы результаты эмпирического исследования, осуществлена оценка эффективности организационно-педагогических условий управления проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации»; сформулированы выводы.
Результаты исследования
Структура и содержание модели
Определены требования и разработана характеристика организационно-педагогических условий управления проектом по адаптации молодых учителей, которые включают в себя психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия на всех стадиях управления проектом (инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие). При управлении проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательном учреждении» было использовано пять управленческих групп в разрезе шести предметных областей: управление предметными областями проекта, управление стоимостью проекта, управление временными параметрами, управление рисками, управление коммуникациями, управление человеческими ресурсами.
Экспериментальная работа
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области (МКОУ СОШ №6). В эксперименте приняли участие сотрудники МКОУ СОШ № 6: молодые учителя - 9 человек; учителя со стажем работы более трех лет - 6 человек; заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Внедрение проекта предполагало проведение следующих этапов экспериментальной работы:
— При обосновании необходимости выполнения проекта «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» была произведена оценка сильных и слабых сторон проекта, а также оценка возможностей и угроз проекта, исходящих из окружающей среды; декомпозиция работ по фазам жизненного цикла проекта, схема организационной структуры проекта; описаны команда управления проектом и команда проекта с их функционалом, ключевые этапы проекта.
— Заказчиком проекта «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» были описаны критерии успеха и неудач проекта «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации». При управлении проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательном учреждении» были использованы пять управленческих групп в разрезе шести предметных областей. На пересечении управленческих групп и предметных областей были определены процессы проектного менеджмента, описание которых представлено в Уставе проекта (табл. 1). Для управления проектом была разработана матрица работ по формированию организационно-педагогических условий (табл. 2).
Таблица 1
Классификация процессов проектного менеджмента по управленческим
и предметным группам
Предметная Управленческая группа
группа Инициирование Планирование Организация и контроль Анализ и регуляция Завершение
Управление 1 2 3 4 5
предметными Определение Разработка Управление Подготовка Завершение
областями содержания Устава по вехам отчёта проекта или
проекта проекта о ходе работ фазы
Определение Определение Управление Сравнение Сохранение
критериев успеха структуры содержанием отчёта накопленного
и неудач декомпозиции проекта с планом опыта
Определение работ WBS Контроль
работ проектной деятельности
Апробация Контроль
результатов изменений
Управление 6 7 8 9 10
стоимостью Оценка затрат Составление Контроль Контроль Подготовка
и финанси- бюджета затрат по смете стоимости, отчёта о
рованием сравнение с планом выполнении работ
Управление 11 12 13 14 15
временными Определение Составление Контроль Контроль Подготовка
параметрами последовательности работ сетевого графика расписания расписания отчёта о выполненных
Оценка длительности (диаграмма работах
работ Ганта)
Разработка расписания
Управление 16 17 18 19 20
рисками Идентификация Определение Управление Мониторинг Подготовка
рисков мер предотвра- рисками и контроль отчёта о
Оценка рисков щения и реагирования на риски над рисками выполнении работ
Управление 21 22 23 24 25
коммуника- Определение состава Планирование Распространение Подготовка Подготовка
циями заинтересованных коммуникаций информации отчётности отчета о вы-
лиц Руководство заинтересованными лицами проекта по вехам проекта полнении работ
Управление ком-
муникациями
Управление 26 27 28 29 30
человече- Оценка ресурсов Составление Формирование Подготовка Подготовка
скими ресур- проекта матрицы от- команды проекта отчёта отчета
сами ветственности о результатах управления человеческими ресурсами о выполнении работ
Определение Управление ко- Сравнение от-
организационной мандой проекта чёта с планом
структуры проекта
Управление 31 32 33 34 35
качеством Определение Планирование Обеспечение Контроль Подготовка
критериев успеха качества качества качества отчета
и неудач проекта Контроль качества о выполнении работ
_Сопровождение профессиональной деятельности начинающих педагогов..._325
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2019. Т. 29, вып. 3
Таблица 2
Матрица работ по формированию организационно-педагогических условий
Формирование кадровых условий Формирование психолого-педагогических условий Формирование материально-технических условий Формирование финансовых условий
Разработка положения о наставничестве Разработка и утверждение Регламента работы Клуба молодого педагога Приобретение МФУ и компьютера, подключение его к сети локальной школьной сети, установка необходимого программного обеспечения и в 407 кабинете Составление сметы проекта «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации»
Разработка плана-графика аттестации молодых учителей. Составление списка молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оформление ходатайства в администрацию муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области о предоставлении служебного жилья молодым учителям Оснащение компьютерного класса 10 компьютерами, проектором и МФУ Заключение соглашения с филиалом «КЧХК» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке о благотворительном пожертвовании денежных средств от 09.01.2018, соглашение о сотрудничестве (партнерстве) соглашения с филиалом «КЧХК» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке от 09.01.2018
Составление плана работы региональной инновационной площадки «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации системно-деятельностного подхода» Внесение изменений в Положение об оплате труда в связи с повышением базового оклада педагогических работников до 11163 рублей Разработка и принятие Положения о материальном стимулировании педагогических работников МКОУ СОШ № 6, Положения об оплате труда работников МКОУ СОШ № 6
Эффективность управления разработанным и апробированным проектом по адаптации молодых учителей проверялась при помощи анализа управления проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации».
Анализ был проведён с опорой на проектный треугольник и включал три этапа.
1 этап - анализ управления временными параметрами осуществлен по ключевым вехам. Все работы выполнены в срок или имеют незначительные отклонения в пределах нормы.
2 этап - проведение анализа управления стоимостью и финансированием проекта. Анализ «план-факт» стоимости проекта по методу освоенного объёма показал, что фактическая стоимость выполненных работ ниже запланированной, следовательно, наблюдается экономный расход бюджетных средств проекта.
3 этап - используя ранее указанные критерии успеха и неудач проекта, мы провели анализ управления качеством проекта: из пяти критериев успеха в полном объёме выполнены четыре: утверждена программа мероприятий, приняты локальные акты, организовано методическое обучение молодых учителей, наблюдается рост качества обучения обучающихся у молодых учителей, молодые педагоги обеспечены служебным жильем.
Анализ управления проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» позволил сделать следующие выводы:
— все работы проекта выполняются в срок и отклонения по временным рамкам находятся в пределах нормы;
— фактическая стоимость выполненных работ проекта не выходит за рамки запланированной сметы и выделенного муниципального бюджета;
— качество предоставляемых услуг, оцениваемое по критериям успеха и неудач, соответствует требованиям заказчика проекта.
Проблема адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации доказывает актуальность нашего исследования.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1) Процесс социально-профессиональной адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации имеет свои особенности. Успешной адаптации молодого учителя способствуют улучшение социально-бытовых условий, повышение его жизненного уровня; совершенствование организации труда в общеобразовательной организации и решение вопроса о свободном времени учителя; помощь, оказываемая молодому учителю со стороны педагогического коллектива.
2) Подробно раскрыты и перечислены организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации, в структуру которых входят психолого-педагогические, кадровые, материально- технические и финансовые условия. В целом отбор организационно-педагогических условий был необходим для достижения цели проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации: это - разработка, внедрение и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию молодых учителей в общеобразовательном учреждении.
3) Был разработан и апробирован проект «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации».
4) Эффективность управления образовательным проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» оценивалась на основе анализа управления этим образовательным проектом.
В целом, обобщив все проанализированные данные, делаем вывод о том, что управление образовательным проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» было осуществлено эффективно по всем показателям из указанных направлений.
Заключение
В результате исследования по управлению проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации установлено:
— ведущими факторами адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации являются: улучшение социально-бытовых условий, повышение его жизненного уровня; совершенствование организации труда в общеобразовательной организации; помощь оказываемые молодому учителю со стороны педагогического коллектива;
— реализация проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации зависит от создания организационно-педагогических условий, в структуру которых входят психолого-педагогические, кадровые, материально- технические и финансовые условия. Для создания необходимых организационно-педагогических условий в общеобразовательной организации требуется подойти к процессу адаптации молодых учителей, как к управлению проектом и осуществлять его в соответствии со стадиями управления проектом инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие;
— эффективность управления разработанным и апробированным проектом по адаптации молодых учителей проверяется при помощи анализа управления образовательным проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации».
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается адекватностью применяемых методов для оценки эффективности управления проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации».
Эффективность управления проектом «Адаптация молодых учителей в общеобразовательной организации» определена в соответствии с проектным треугольником:
— осуществление анализа управления временными параметрами;
— проведение анализа управления стоимостью и финансированием проекта;
— осуществление анализа управления качеством проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
2. Андреева Е.В. Программа поддержки начинающего учителя // Завуч. 2010. № 2.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
3. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010..
4. Володин А.А, Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 22.12.2018).
5. Государственная программа Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.
6. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. 1 (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012.
7. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. URL: http://e-koncept.ru/2015/ 95522.htm.
8. Долгова В.И. Принципы организации обратных связей с выпускниками вуза // Almamater (Вестник высшей школы). 2015. № 5 (май).
9. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность. М.: Перо, 2015.
10. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7.
11. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1987. № 1.
12. Зубцова Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя // Сибирский педагогический журнал. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/usloviya-professionalnoy-adaptatsii-nachinayuschego-uchitelya (дата обращения: 08.01.2019).
13. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1.
14. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2000.
15. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.
16. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Нар. образование. 2010. № 8.
17. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2.
18. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995 № 5.
19. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
20. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. URL https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 09.12.2018).
21. Профессиональный стандарт педагога (проект). URL: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/ 12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf свободный. (дата обращения 06.12.2018).
22. Редлих С.М. Адаптация молодого педагога // Проф. образование. Столица. 2012. № 1.
23. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4.
24. Турлунова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности // Методист. 2012. № 7.
25. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
26. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс]. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia Offline Letters): электронный научный журнал. Декабрь 2013. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/ 2113.htm
27. Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Образование и здравоохранение. 2014. № 3.
28. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 07 (июль). URL: http://e-kon-cept.ru/2014/ 14176.htm.
Поступила в редакцию 20.05.2019
Булдакова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, 136
E-mail: [email protected]
Шкляева Анна Львовна,
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6, Кирово-Чепецк
613050, Россия, Кировская обл., г. Кирово-Чепецк, ул. Сосновая, 24 (корп. 2) E-mail: [email protected]
N.V. Buldakova, A.L. Shklyaeva
SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF NOVICE TEACHERS BY MEANS OF THE PROJECT "ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS IN A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION"
DOI: 10.35634/2412-9550-2019-29-3-319-328
The urgency of the problem under study is caused by the need to implement the management of the adaptation process of young teachers in a general education organization and the insufficient development of theoretical, substantive-technological and scientific-methodological aspects of the management of the adaptation process of young teachers in the process of pedagogical activity. In this regard, the article proposes the development, testing and management of an educational project on the adaptation of young teachers in a general education organization, addresses the issues of defining and creating organizational and pedagogical conditions for managing an educational project on the adaptation of young teachers in school. The effectiveness of the created and implemented organizational and pedagogical conditions is considered by the authors through the prism of key functional areas of project management. The purpose of the article is to describe the implementation of a project on the adaptation of young teachers in a general educational organization and an experimental verification of the effectiveness of its management based on the developed matrix of work on the formation of organizational and pedagogical conditions. The main method of studying this problem is design, which allows to consider this problem as a process of purposeful and conscious project management for the adaptation of young teachers in a general education organization.
Keywords: educational project, project management, organizational and pedagogical conditions, adaptation of young teachers, general educational organization, project management effectiveness.
Received 20.05.2019
Buldakova N.V.
Vyatka State University
Moskovskaya st., 136, Kirov, Russia, 610000
E-mail: [email protected]
Shklyaeva A.L.
Secondary School № 6, Kirovo-Chepetsk
Sosnovaya st., 24/2, Kirovo-Chepetsk, Kirov region, Russia, 613050 E-mail: [email protected]