ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-37-45
УДК 378.14 ББК 74.484.4
Н.И. Комарова, Г.М. Федосимов, О.В. Шабурова (Курганский государственный университет, г. Курган, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ ВЫПУСКНИКАМ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дано обоснование необходимости управления профессионально-педагогической адаптацией выпускников бакалавриата в муниципальном общеобразовательном учреж- ® дении, а также создания педагогических условий для успешного ее прохождения. В качестве ключевого педагогического условия, определяющего успешность профессионально-педагогической адаптации, называется организация дистанционно-консультативной помощи выпускникам. Рассмотрены проблемы главного назначения профессиональной адаптации выпускников классических университетов, ее виды, формы, этапы прохождения адаптивных процессов, принципы организации дистанционно-консультативной помощи молодым педагогам, трудности и противоречия.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, выпускник-бакалавр, муниципальное общеобразовательное учреждение, педагогические условия, управление адаптацией, информационно-компьютерные технологии, дистанционно-консультативная помощь выпускникам, формы, этапы, виды помощи выпускникам.
N.I. Komarova, G.M. Fedosimov, O.V. Shaburova (Kurgan State University, Kurgan, Russia)
PROVIDING REMOTE-CONSULTATIVE ASSISTANCE TO GRADUATES OF A BACHELOR DEGREE COURSE IN THE PROCESS OF VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL ADJUSTMENT AT A MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION
X
ср
T ^
S о
X _D
0) I— ra m о
CO
го ср ю о
ГО ф S Ю
ср о m ^ го s
п
ю <о
S X
* S
о 2
^ m
.о ш
J
го
" го
s ^
О го
■= >s
о ьг
X о
m <u
s т
н s
го fc §
^ a
о <u
The article justifies the need to manage the vocational and pedagogical adjustment of university graduates at the municipal educational institution, to create a number of pedagogical conditions for its successful undergoing. One of these currently important conditions is rendering о -of remote-consultative assistance to university graduates. The article addresses a problem of main concern of vocational adjustment of classical university graduates, its types, sorts, stages | Д of passage of adaptive processes, principles of providing of remote-consultative assistance to young teachers, difficulties and contradictions of their social and vocational adjustment. §■ g
Keywords: vocational adjustment, graduate-bachelor, municipal educational pedagogical conditions, management of adjustment, computer technologies, remote-consultative | ° assistance to graduates, stages, types of assistance to graduates. о m
го ш
о ^
ю го
ЕЗ
□□
О
со о
о о
<и ©
го ш о
го ^
о
Современная социально-экономическая ситуация в стране в значительной степени актуализирует проблему подготовки специалистов, компетентных, конкурентоспособных, свободно владеющих своей профессией. Муниципальной системе образования необходимы выпускники высших учебных заведений, умеющие использовать в профессионально-педагогической деятельности теоретические знания, полученные за время учебы в университете, способные к их обновлению, применению инновационных подходов в обучении и воспитании учащихся. Эффективное использование знаний и умений возможно при условии успешной адаптации выпускников бакалавриата к профессии и новому социуму. В связи с присоединением России к Болонскому процессу (2003 г.) [9] и в соответствии с принятием Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ) [15] было введено понятие «ступени высшего профессионального образования», подтверждаемой присвоением квалификаций «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр» [3; 5]. Одним из исследователей, представивших подробный анализ внедрения многоуровневой системы образования, является Ю.Г. Татур [14].
Перед образовательным сообществом стоит множество проблем, одной из которых является совершенствование процесса управления профессиональной деятельностью молодых специалистов. Решение проблемы адаптации выпускников бакалавриата в муниципальных общеобразовательных учреждениях связано с эффективным управлением, а также созданием определённых педагогических условий для ее успешной реализации.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, в нашем исследовании под педагогическими условиями управления профессионально-педагогической адаптацией выпускников университета понимаем условия, целенаправ-
ленно создающиеся в муниципальном общеобразовательном учреждении, которые бы обеспечивали осуществление какого-либо процесса и, в данном случае, управление им, способствовали активизации профессионально-личностного роста выпускника университета, были направлены на проявление собственных усилий по изменению профессиональных, социальных и психологических возможностей и повышали эффективность управления их адаптивными процессами [6, с. 44].
Педагогическое сообщество выделяет ряд условий, влияющих на ускорение и эффективность адаптивных процессов выпускников бакалавриата: наставничество, стажировка и др. В качестве одного из важных педагогических условий управления профессионально-педагогической адаптацией мы рассматриваем организацию дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата в современном муниципальном общеобразовательном учреждении.
Компьютеризация, информатизация образования, дистанционное обучение и консультирование - явления относительно новые, следовательно, этой проблеме уделяется большое внимание исследователей, она активно обсуждается на страницах педагогических изданий и является предметом дискуссий научно-практических конференций и др. Результаты применения этих технологий обобщены в работах Г. А. Бордовского [2], В.А. Кузнецовой [7], Т.А. Сергеевой [11] и др.
Информационно-компьютерные технологии позволяют выпускникам бакалавриата не только постоянно перерабатывать большой поток информации, но и применять ее в своей профессиональной деятельности. Педагоги и психологи пытаются разработать механизмы, содействующие быстрому и эффективному их освоению учителями, в том числе и начинающими. Компьютерную подготовку, навыки и умения в работе с информационно-компьютерными технологиями выпускники бакалавриата получают в
процессе университетской подготовки, но правильное применение в практической деятельности остаётся важнейшей проблемой.
Проведённый нами анализ теоретических источников показал, что исследования по компьютеризации в образовании осуществляются в следующих направлениях: вопросы, связанные с информатизацией образования; методика использования информационных технологий в преподавании различных учебных дисциплин; психологические и педагогические проблемы компьютеризации и информатизации сферы образования [8].
Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства является объективным процессом начала двадцать первого столетия. Современным специалистам необходимо научиться жить, ориентироваться и работать в качественно новой информационной среде.
Следует отметить, что эти изменения носят противоречивый характер, что связано с рядом факторов. Например, с необходимостью выделения значительных ресурсов общества, с неизбежной и нередко болезненной ломкой различных структур (педагогических, методических, административно-технологических, культурных, информационных и др.), а также с трудностями культурно-психологической и профессиональной адаптации работников образования, в том числе и выпускников классического университета, к нетрадиционным информационным средствам и технологиям [12].
В настоящее время в нашей стране в Сети появились и достаточно громко заявляют о себе российские общеобразовательные учреждения. Зачем учителя используют глобальные сети? Может ли уже сегодня Интернет обрести место в школьном расписании? Может ли молодой педагог, используя возможности работы с компьютерными технологиями, применять свои знания и умения в учебно-воспитательном процессе? Как организация дистанционно-консультативной
помощи влияет на адаптивные процессы выпускников университета? Это далеко не все вопросы, которые ставят информационные и компьютерные технологии перед педагогическим сообществом. Опыт «вхождения» телекоммуникаций в российскую школу показывает, что в обществе наблюдается устойчивый растущий интерес молодых специалистов к расширению базы информационных образовательных ресурсов, представленных мировой сетью. Массовая компьютеризация требует повышения квалификации педагогов, в том числе и начинающих.
Появление мультимедиатехнологий вывело взаимодействие компьютера и молодого учителя на новый качественный уровень. Сегодня, не выходя из-за своего рабочего стола или из стен школы, молодой педагог может просмотреть видеосюжет документальной хроники или пройти аудиотренинг по иностранному языку. Если говорить о педагогических проблемах, связанных с компьютеризацией обучения, можно привести примеры коллективных проектов, сетевых игр, групповых форм деятельности (творческие тематические проекты в локальных сетях, международные сетевые игры ЮНЕСКО), в которых педагогическое стимулирование самопознания детей тесно сочетается с коллективной формой их общения. В руках выпускников университета такие проекты могут стать действенным средством профессионального самосовершенствования, проявлением личностного потенциала и одним из важных педагогических условий их социальной и профессионально-педагогической адаптации.
Но следует обратить внимание на противоречие между вузовской подготовкой выпускников бакалавриата в классическом университете, их готовностью к профессиональной деятельности и уровнем предъявляемых к ним требований. Существует несоответствие между возрастающими потребностями общества в выпускниках, имеющих вы-
I
ф
ф
Т
0
1 _0
Ф
н га со о
СО
го
ю о
ГО ф
го
_ ю
О. О ш ^
£ § ю <о
о 2 ^ т
го
го ч го
о
0 ьг
1 о т Ф ^ т н ^ го
£
£ 5
О Ф
I
го о ф
К 1=
§■ а
Ц §
и
О. 1=
О т
го со
о ^
ю го
ЕЗ т
О
со о
о о
<и ©
го ш о
го ^
о
сокии уровень знании и умении использования современных компьютерных технологии, и недостаточной сформиро-ванностью их информационной и компьютерной подготовки, а также готовности к работе с ними. В связи с этим информатизацию и компьютеризацию муниципального общеобразовательного учреждения следует рассматривать не как теоретическую абстракцию, а как средство помощи выпускникам бакалавриата в овладении профессиеи и как одно из педагогических условии их професси-онально-педагогическои адаптации в современном муниципальном общеобразовательном учреждении.
В нашем исследовании под дистан-ционно-консультативнои помощью выпускникам университета мы понимаем социально-педагогическое взаимодеи-ствие, в процессе которого выпускники бакалавриата имеют возможность получить квалифицированные консультации преподавателей университета, Института развития образования и современных технологий, Инновационно-методического Центра на основе использования компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Необходимость дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата детерминирована многими факторами, среди которых недостаточный уровень психолого-педагогической, методической, предметной подготовки бакалавров в классическом университете; трудности, возникающие в процессе социально-профессиональной адаптации, в особенности у выпускников, работающих в сельских общеобразовательных учреждениях; потребность в профессионально направленном самообразовании и др. [10].
Главное назначение дистанционно-консультативной помощи выпускникам-бакалавриата мы видим в формировании у них мотивационной, психологической, дидактической, методической, педагогической готовности и их успешной социально-профессиональной адаптации.
Предпринятый анализ педагогических, методических источников, изучение практических аспектов проблемы позволяет выявить совокупность различных видов дистанционно-консультативной помощи выпускникам университета: дидактическую (предметную), психологическую, методическую, технологическую, педагогическую, социально-консультативную помощь. Различными формами дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата являются индивидуальные, групповые, технологические, практические консультации, мастер-классы, переговорные и др.
Основными функциями дистанционно-консультативной помощи следует назвать информативную и развивающую. К преимуществам организации дистанционно-консультативной помощи для выпускников-бакалавров мы относим: 1) экономические (затраты на обучение уменьшаются); 2) коммерческие (это выражается в высокой потребности в курсах дистанционного обучения по применению информационных технологий и их реализации); 3) педагогические (обучение повышает мотивацию к профессиональному совершенствованию и становится более интерактивным, технологичным и индивидуализированным); 4) информационные (значительно возрастает доступность образовательных и педагогических массивов); 5) коммуникационные (возрастает число слушателей, выпускников бакалавриата, педагогов со стажем, с которыми возможно взаимодействие по электронным сетям).
В целях выявления наиболее эффективных форм и методов дистанционно-компьютерной помощи среди бакалавров Курганского государственного университета были проведены анкетирование, беседы, опросы. К доминирующим формам ими были отнесены Quick-консультация (быстрая - до 5 минут), форум (до 3 дней), электронная почта (3-5 дней), консультация в режиме Skype (1-3 часа) и др. Отметим, что помощь предоставлялась преподавателями различных кафедр,
входящих в состав университета, а также специалистами различных образовательных структур г. Кургана.
Опытно-экспериментальная работа и обработка полученных данных доказала, что реализация в практической деятельности выявленного, обоснованного и апробированного такого педагогического условия, как организация дистанционно-консультативной помощи выпускникам-бакалаврам способствует успешности социально-профессиональной адаптации. Экспериментом было охвачено 67 выпускников, работающих в 14 муниципальных образовательных учреждениях г. Кургана. Начальный этап экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что выпускники не задумывались об острой необходимости использования компьютерных технологий в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Для этого нами была разработана «Программа по оказанию помощи выпускникам университета в освоении и применении дистанционно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе», состоящая из теоретической и практической частей. В теоретической части программы выпускникам были предложены лекции в рамках курса «Школы молодого специалиста», участие в работе научно-методического семинара, где освещались проблемы использования информационных и компьютерных технологий. Практическая часть предполагала тренинги, семинары по эффективному использованию электронной почты, электронной библиотеки, работу с обучающими программами по различным дисциплинам, в сети Интернет, а также предлагались индивидуальные задания. Анализ результатов показал, что на начальном этапе эксперимента 86% выпускников испытывали определённые затруднения в освоении компьютерных технологий. Прежде всего, по технической причине, например, в большой загруженности компьютерного класса в муниципальном общеобразовательном учреждении. Наибольшей
трудностью, называемой выпускниками, была слабая осведомлённость молодых педагогов об аспектах применения компьютерных технологий в преподавании учебных дисциплин.
Заключительный этап эксперимента показал дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с компьютерными технологиями, умение эффективно применять их в профессиональной деятельности. Высокая самооценка уровня сформирован-ности профессиональных умений (48 % выпускников заявили о том, что они не испытывают затруднений) свидетельствует об их уверенности в своих потенциальных возможностях, о наличии резервов проявления личностных качеств на более высоком уровне, это подтверждает их удовлетворённость началом своей профессиональной деятельности. В связи с этим следует отметить, что рациональная организация дистанционно-консультативной помощи способствовала дальнейшему развитию и совершенствованию профессионально-личностных качеств, ускорила процесс профессионально-педагогической адаптации молодых специалистов, так как современное муниципальное общеобразовательное учреждение - это открытая система, в которую Интернет входит как обязательный элемент.
Следует также выделить принципы, на которых базируется организация дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата: индивидуализация, интерактивность, идентификация, педагогическая целесообразность и др.
Основными этапами дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата являются: подготовительный, реализации (осуществление) и заключительный (подведение итогов).
Педагогами образовательных учреждений России накоплен определённый опыт использования информационных технологий. Благодаря этому педагоги включают в содержание преподаваемых предметов различные работы, требую-
I
ф
ф
Т
0
1
_0 ц
ф
н га ш о
СО
го
ю о
ГО ф
го
_ ю
О. О ш ^
го ^
го 5 ю <о
о 2 ^ т
го
го ч го
о
0 ьг
1 о т Ф ^ т н ^ го
£
£ 5
О Ф
I
го о ф
К 1=
§■ а
Ц §
и
О. 1=
О т
го m о
ü ^
ю го
ЕЗ
0Q
о
со о
о о
<u ©
го ш о ср го S о
щие поиска или подготовки данных через компьютерные сети. Так, например, особую роль в гуманитарном образовании приобретают компьютерные проекты по истории, литературе, биологии, иностранным языкам и другим предметам, начинающиеся с выбора темы и знакомства с состоянием определённой проблемы и заканчивающиеся написанием программы и её реализацией. Выпускники получают возможность участия в проведении компьютерных опросов и тестировании по общешкольным дисциплинам по российским и международным методикам и т.д.
Анализ теоретических исследований и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтверждают, что организация дистанционно-консультативной помощи выпускникам университета позволяет построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому выпускнику собственную линию обучения; создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением; рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; использовать программное обеспечение, позволяющее индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; построить, развивать и совершенствовать системы дистанционного обучения различного уровня [4, с. 164].
Таким образом, с одной стороны, дистанционно-консультативная помощь выпускникам университета осуществляется посредством активного использования информационно-компьютерных технологий. С другой стороны, это скоординированная целенаправленная деятельность методической службы современного муниципального общеобразовательного учреждения, Института развития образования и информационных технологий, Инновационно-методического Центра, университета. Деятельность субъектов всех уровней способствует развитию и профессионально-педагогической адап-
тации выпускников, обеспечивает изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта.
В заключение отметим, что процесс информатизации общества стал одним из наиболее глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна для российского педагогического сообщества и является условием успешного решения задач социально-экономического развития, а также одним из важнейших условий повышения профессиональной компетентности молодых специалистов. Библиографический список:
1 Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Фе-декин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Т. 9. -№2. С. 1-16.
2 Бордовский Г.А., Горлицкая С.И., Извозчиков В.А. Теоретические предпосылки использования метода проектов для формирования инфосферы учащихся и становления педагогической креативной ориентации // Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. Проблемы методологии и теории. - СПб., 1996. - С. 54-68.
3 Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России: монография / [С.В. Луков и др.]; Московский гуманитарный ун-т [и др.]. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2010. - 260 с.
4 Древницкая Н.Л, Мазжухина И.В., Штурбабин А.В., Максимовских Ю.Г. Единая информационная образовательная среда гимназии как условие качественного управления образовательным процессом / Подготовка бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образова-
ния: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. -С. 161-164.
5 Кантер В.В. Двухуровневая система образования, правовые аспекты [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2011. - Т.2. - № 12. С. 9-11. -Режим доступа: https://moluch.ru/ аг^е/35/4032/
6 Комарова Н.И. Управление адаптацией выпускников университета в муниципальном общеобразовательном учреждении: дисс. ... канд. пед. наук. - Курган, 2006. - 191 с.
7. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. -Ярославль: ЯГУ, 1995. - 268 с.
8. Оксман В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Советская педагогика. -1990. - № 4. С. 68-69.
9. Оригинальный текст декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования (Бо-лонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999) [Электронный ресурс] // Международное право. - Режим доступа: http://www.conventions. ru/view_base.php?id=13762
10. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №50. С. 256-260. -Режим доступа: https://moluch.ru/ агЛ^е/184/47316/
Об авторах:
Комарова Наталья Иозанасовна, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Федосимов Геннадий Михайлович, профессор кафедры педагогики, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Шабурова Оксана Владимировна, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Курганский государственный университет (г. Курган, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
11. Сергеева Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. -1990. - №1. С. 23-26.
12. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М: Аспект Пресс, 1995. - 270 с.
13. Тарунина Л.В. Нуждаются ли молодые учителя в социально-педагогической поддержке? (по материалам социологического опроса) // Наука и образование Зауралья. - Курган, 2007.
14. Татур Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. Начало пути // Вестник высшей школы. - 1992. -№4-6. С. 36-40.
15. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11446/
16. Danilo M., Penforni L -.J. Le Francais de la communication professionelle. -L.-J. Penforni, P.: CLE INTERNATIONAL, 1993.
Поступила 05.09.2019
X
Ф
Ф Ci
T ^
S о x _0
Ф I— ro m о
CO
ro
ю о
го ф
го
_ ю Ср о m ^
го 5 ю <о
S X
о 2 ^ m
J
го
го ч го
о
о ьг
х о
m Ф
s т
н s
го fc
* §
£ 5
О Ф
J
X
го о ф
К 1=
§■ ®
ц §
И
а. 1= О ш
Для цитирования: Комарова Н.И., Федосимов Г.М., Шабурова О.В. Организация дистанционно-консультативной помощи выпускникам бакалавриата в процессе профессионально-педагогической адаптации в муниципальном общеобразовательном учреждении // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 37-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-37-45
References:
1 Andrushchenko T.Yu., Arzhanykh E.V., Vinogradov V.L., Minyurova S.A., Fede-kin I.N., Fedorov A.A. Problems of professional adaptation of young teachers // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. - 2017. -Vol. 9. - No. 2. P. 1-16. [in Russian]
2 Bordovskii G.A., Gorlitskaya S.I., Izvozchikov V.A. Theoretical preconditions of using project method to form infosphere of students and establishment of pedagogical creative orientation // Informatsioonye tekhnologii v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Problemy metodologg i teorii. - SPb., 1996. - P. 54-68. [in Russian]
3 Lukov S.V. et al. Dialogue of organization cultures in creating a general European higher education environment: realization of Bologna process principles in international programs with Russian participation. - M., Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2010. - 260 p. [in Russian]
4 Drevnitskaya N.L., Mazzhukhina I.V., Shturbabin A.V., Maksimovskikh Yu.G. Unified information education environment of an upper secondary school as a condition of education process management / Podgotovka bakalavrov i magistrov v usloviyakh stanovlkeniya urovnevogo obrazovaniya. - Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2015. - P. 161-164. [in Russian]
5 Kanter V.V. Two level system of education, legal aspects [Electronic resource] // Molodoi uchenyi. - 2011. - Vol. 2. - No. 12. P. 9-11. - Available at: https://moluch.ru/ archive/35/4032/ [in Russian]
6 Komarova N.I. Controlling the adaptation of university graduates at a municipal institution of general education. Dis ... kand.ped.nauk. - Kurgan, 2006. - 191 p. [in Russian]
7. Kuznetsova V.A. Theory and practice of multi-level university pedagogical education. -Yaroslavl: YaGu, 1995. - 268 p. [in Russian]
8. Oksman V.M. Computer literacy and professional competence // Sovetskaya pedagogika. -1990. - No. 4. P. 68-69. [in Russian]
9. Original text of the declaration of creating a unified European space of higher education (Bologna declaration) [Electronic resource] // Mezhdunarodnoe pravo. - Available at: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=13762 [in Russian]
10. Petrenko E.I. Professional adaptation of a young teacher at an institution of general education [Electronic resource] // Molodoi uchenyi. - 2017. - No. 50. P. 256-260. - Available
Ё at: https://moluch.ru/archive/184/47316/ [in Russian]
11. Sergeeva T.A. New information technologies and education content // Informatika i m- obrazovanie. - 1990. - No. 1. P. 23-26. [in Russian]
12. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality. -о M.: Aspekt Press, 1995. - 270 p. [in Russian]
e 13. Tarunina L.V. Do young teachers need socio-pedagogical support? (After the materials of sociological questionnaire) // Nauka i obrazovanie Zauralya. - Kurgan, 2007. [in Russian]
14. Tatur Yu.G. Diversification of higher education in Russia. Starting the way // Vestnik ° vysshei shkoly. - 1992. - No. 4-6. С. 36-40. [in Russian]
15. Federal Law «On higher and post-highe4r school professional education» of * 22.08.1996 N 125-ФЗ [Electronic resource] // Konsultant plus. - Available at:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ [in Russian]
ro m о
ü ^
ю
CO
16. Danilo M., Penforni L -.J. Le Francais de la communication professionelle. -L.-J. Penforni, P.: CLE INTERNATIONAL, 1993.
About the authors:
Komarova Natalia Iozanasovna, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University (Kurgan, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
Fedosimov Gennady Mikhailovich, Professor, Department of Pedagogy, Kurgan State University (Kurgan, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
Shaburova Oksana Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University (Kurgan, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Komarova N.I., Fedosimov G.M., Shaburova O.V. Providing remote-consultative assistance to graduates of a Bachelor degree course in the process of vocational and pedagogical adjustment at a municipal educational institution // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. P. 37-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-37-45
X
<D
<D
T ^
S о x
_D
Ф I— ro m о
CO
го ü ю о
го ф
S Ю CP о m ^
£ I " I
ro 5
ю ro
S i
ГО IT
* s s X
* S О ^
^ Cû
2 i m
s ro
° ro
S ^
О ro
■= s °
о ьг
x о
m Ф
s T
H s
ro fc £
^ a
О Ф
X 1=
о .о
ï !з
о x
§■ §
X о
го о
н ф
* f
* â.
К 1=
§■ ®
ц §
и
CP 1=
О m