Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации'

Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организационно-педагогические условия / адаптация молодых учителей / общеобразовательная организация / organizational and pedagogical conditions / adaptation of young teachers / general educational organization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдакова Наталья Викторовна, Шкляева Анна Львовна

Статья посвящена вопросам определения организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации через призму ключевых функциональных областей управления проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булдакова Наталья Викторовна, Шкляева Анна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of effective management for the project of young teachers’ adaptation in an educational organization

The article is devoted to the issues of determining the organizational and pedagogical conditions for managing an educational project on the adaptation of young teachers in an educational organization through the prism of key functional areas of project management.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации»

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

ART 196041 УДК 373.1

Булдакова Наталья Викторовна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров nv [email protected]

Шкляева Анна Львовна,

магистрант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации

Аннотация. Статья посвящена вопросам определения организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации через призму ключевых функциональных областей управления проектом.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, адаптация молодых учителей, общеобразовательная организация. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Анализ научно-педагогических источников показывает, что единого подхода к понятию «организационно-педагогические условия» не существует, несмотря на то что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия».

Рассмотрим понятие «организационные условия». Первоначально на данном этапе выделим и охарактеризуем понятие «организация». Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «организацией» понимается (франц. organisation, от позднелат. organize: сообщаю стройный вид, устраиваю):

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил [1].

Проведя анализ определения понятия «организация», под организационными условиями будем понимать совокупность процессов, осуществляемых на основе определенных правил, влияющих на реализацию некоторой цели по совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

При анализе понятия «педагогические условия» можно выделить три основных подхода [2]:

1) первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия - это совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В. И. Андреев, В. А. Беликов, А. Я. Найн);

2) второй подход связывает педагогические условия с конструированием и проектированием педагогической системы, в которой условия выступают как компоненты (Н. В. Ипполитова, М. В. Зверева);

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

3) согласно третьему подходу педагогические условия - это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования.

Таким образом, под педагогическими условиями в данной статье будем понимать содержательную характеристику педагогической системы, отражающую характер взаимоотношений между учителем и учениками, направленных на решение поставленных в педагогике задач, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.

Для характеристики соотношения организационных и педагогических условий российские ученые выделяют два основных подхода. Согласно первому подходу организационно-педагогические условия выступают как разновидность педагогических условий, т. е. организационные условия включены в содержание понятия «педагогические условия» [3].

Исследователи, придерживающиеся первого подхода (Е. И. Козырева, В.А. Беликов, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков), рассматривают организационно-педагогические условия как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающую успешное решение поставленных задач. При этом организационно-педагогические условия обладают направленностью, т. е. являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности [4].

Второго подхода придерживается Г. А. Демидова, которая считает, что организационные условия выступают внешними обстоятельствами для реализации педагогических условий. Организационно-педагогические условия - это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности [5].

Будем считать, что организационные и педагогические условия представляют собой единое целое, выступая как его равноценные части. Организационные условия осуществляют поддержку возможности и сопровождение реализации педагогических условий, т. е. выступают пространственной средой для образовательной среды. Таким образом, под организационно-педагогическими условиями будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.

Для определения организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации рассмотрены ключевые функциональные области управления проектом:

1. Управление предметной областью проекта.

2. Управление по временным параметрам.

3. Управление стоимостью и финансированием.

4. Управление качеством.

5. Управление рисками.

6. Управление персоналом в проекте.

7. Управление коммуникациями в проекте.

8. Управление контрактами в проекте.

9. Управление изменениями проекта.

10. Управление безопасностью проекта.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

Из 10 ключевых функциональных областей управления проектом нами выделено три ключевые функциональные области управления проектом, по которым будут созданы педагогические условия, по семи - организационные условия управления проектом.

На основании анализа ключевых направлений в управлении образовательным проектом и на основании проведенного анализа литературных источников опишем педагогические условия управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.

При управлении предметной областью проекта обозначены те виды деятельности, которые крайне необходимы для успешной реализации и завершения проекта.

При управлении предметной областью проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации рекомендуется учитывать тот факт, что прием на работу молодых учителей начинается в середине августа, в крайнем случае в начале учебного года.

Следовательно, планирование мероприятий по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации целесообразно осуществлять с привязкой к учебному году и производить отбор мероприятий исходя из основных видов деятельности учителя.

При управлении персоналом в проекте по адаптации молодых учителей в общеобразовательном учреждении необходимо иметь в виду, что поиск и подбор учителей-наставников следует производить основываясь на мотивации, опыте и квалификации кандидата. Эффективность системы методических мероприятий напрямую зависит от профессионализма команды проекта, от грамотно организованных работ по проекту.

При управлении коммуникациями в проекте по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации учитывается взаимное согласие всех участников проекта: молодых учителей, учителей-наставников и администрации школы. Управление коммуникациями улучшает взаимодействие между участниками образовательного проекта, поэтому каждого участника проекта нужно подготовить к взаимодействию в рамках проекта в соответствии с функциональными обязанностями, запланировать систему мероприятий по успешной социальной адаптации молодых учителей. Считаем, что руководителю проекта желательно придерживаться демократического стиля руководства, основанного на уважительном отношении к проектной команде, а также на необходимости взаимного согласования всех действий с участниками проекта.

В целом отбор организационно-педагогических условий необходим для достижения цели проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации - это разработка, внедрение и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию молодых учителей в общеобразовательном учреждении.

Рассмотрим развитие организационно-педагогических условий в процессе управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации. Для этого мы рассмотрим, как формируются психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия на стадиях процесса управления: инициации, планирования, организации и контроля, анализа и регулирования, закрытия.

На стадии инициации для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:

- Провести SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые психолого-педагогические условия, имеющиеся в общеобразовательной организации для адаптации молодых учителей.

- Провести анализ имеющихся кадровых условий общеобразовательной организации.

- Оценить имеющиеся материально-технические условия общеобразовательной организации.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

- Оценить имеющиеся финансовые условия общеобразовательной организации.

На стадии планирования для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:

- Разработать и утвердить годовой план работы общеобразовательной организации, направленный на формирование психолого-педагогических условий, кален-дарно-тематический план работы.

- Разработать и утвердить план методического сопровождения молодых учителей, план-график работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя.

- Составить план по формированию необходимых материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей.

- Составить план финансирования внедрения проекта по адаптации молодых учителей.

На стадии организации и контроля для успешного управления адаптацией молодых учителей в общеобразовательной организации будет необходимо:

- Провести мероприятия в соответствии с годовым планом и календарно-те-матическим планированием, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих психолого-педагогические условия.

- Провести мероприятия в соответствии с планом методического сопровождения молодых учителей, планом-графиком работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих кадровые условия.

- Провести мероприятия в соответствии с планом по формированию материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей.

- Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за реализацией мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации.

На стадии организации и контроля для успешного управления адаптацией молодых учителей в общеобразовательной организации будет необходимо:

- Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта.

- Сравнить отчеты ответственных за формирование материально-технических условий с планом, осуществлять контроль результатов.

На стадии закрытия для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:

- Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных психолого-педагогических условий.

- Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных кадровых условий.

- Оценить сформированные материально-технические условия.

- Оценить сформированные финансовые условия.

Создание организационно-педагогических условий в соответствии со стадиями управления проектом можно посмотреть в таблице.

Обобщение полученных данных позволило определить, что эффективность реализации проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации зависит от создания организационно-педагогических условий, в структуру которых

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

входят психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Для создания необходимых организационно-педагогических условий в общеобразовательной организации требуется подойти к процессу адаптации молодых учителей как к управлению проектом и осуществлять его в соответствии со следующими стадиями управления проектом: инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие; реализовывать необходимые управленческие мероприятия на каждой стадии, которые будут формировать организационно-педагогические условия для адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.

Характеристика организационно-педагогических условий управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

\ Стадии

\управления

^проектом

\ Инициация Планирова- Организация и Анализ и регу- Закры-

ОрганиК ние контроль лирование тие

зационно\

педагогиче-\

ские условия \

Психолого-пе- Провести Разработать и Провести мероприя- Провести анализ Обоб-

дагогические SWOT-ана- утвердить го- тия в соответствии с результатов щить

условия лиз, позволя- довой план годовым планом и управления с це- опыт ра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющий вы- работы обще- календарно-темати- лью их проверки боты,

явить силь- образова- ческим планирова- на достижение осуще-

ные и слабые тельной орга- нием, осуществлять показателей про- ствить

психолого-пе- низации, контроль качества екта и введение оценку

дагогические направлен- проведённых меро- корректирующих качества

условия, име- ный на фор- приятий, формиру- мероприятий для сформи-

ющиеся в об- мирование ющих психолого-пе- достижения по- рованных

щеобразова- психолого-пе- дагогические усло- казателей про- психо-

тельной орга- дагогических вия екта лого-пе-

низации для условий, ка- дагогиче-

адаптации лендарно-те- ских

молодых учи- матический условий

телей план работы

Кадровые Провести ана- Разработать и Провести мероприя- Провести анализ Обоб-

лиз имею- утвердить тия в соответствии с результатов щить

щихся кадро- план методи- планом методиче- управления с це- опыт ра-

вых условий ческого со- ского сопровожде- лью их проверки боты,

общеобразо- провождения ния методического на достижение осуще-

вательной ор- молодых учи- сопровождения мо- показателей про- ствить

ганизации телей, план- лодых учителей, екта и введение оценку

график ра- планом-графиком корректирующих качества

боты школь- работы школьных мероприятий для сформи-

ных методи- методических объ- достижения по- рованных

ческих объ- единений, клуба мо- казателей про- кадровых

единений, лодого учителя,осу- екта условий

клуба моло- ществлять контроль

дого учителя качества проведённых мероприятий, формирующих кадровые условия

Материально- Оценить име- Составить Провести мероприя- Сравнить отчеты Оценить

технические ющиеся мате- план по формированию тия в соответствии с ответственных сформированные

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

\ Стадии ^управления ^проектом Органи\ зационно\ педагогиче-\ ские условия \ Инициация Планирование Организация и контроль Анализ и регулирование Закрытие

риально-тех-нические условия общеобразовательной организации необходимых материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей планом по формированию материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей. Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за исполнения мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации за формирование материально-технических условий с планом, осуществлять контроль результатов материально-технические условия

Финансовые Оценить имеющиеся финансовые условия об-щеобразова-тельной организации Составить план финансирования внедрения проекта по адаптации молодых учителей Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за исполнением мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта Оценить сформированные финансовые условия

Ссылки на источники

1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

2. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya.

3. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 81-84.

4. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - С. 14.

5. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. 1 (31 октября 2012 г.). - Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - С. 32-38.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булдакова Н. В., Шкляева А. Л. Организационно-педагогические условия эффективного управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196041.htm.

Natalia Buldakova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogy Chair, Vyatka State University, Kirov nv [email protected] Anna Shklyaeva,

Graduate Student, Pedagogy Chair, Vyatka State University, Kirov [email protected]

Organizational and pedagogical conditions of effective management for the project of young teachers' adaptation in an educational organization

Abstract. The article is devoted to the issues of determining the organizational and pedagogical conditions for managing an educational project on the adaptation of young teachers in an educational organization through the prism of key functional areas of project management.

Key words: organizational and pedagogical conditions, adaptation of young teachers, general educational

organization.

References

1. (1983). Filosofskij enciklopedicheskij slovar', Sov. encikl., Moscow, 840 p. (in Russian).

2. Volodin, A. A. & Bondarenko, N. G. (2014). "Analiz soderzhaniya ponyatiya "Organizacionno-pedagog-icheskie usloviya", Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (in Russian).

3. Ippolitova, N. V. (2012). "Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikaciya", Generaland Professional Education, № 1, pp. 81-84 (in Russian).

4. Pavlov, S. N. (1999). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obshchestvennogo mneniya organamimestnogo samoupravleniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Magnitogorsk, p. 14 (in Russian).

5. Demidova, G. A. (2012). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskogo potenciala menedzhera social'no-trudovoj sfery v refleksivnoj srede dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya", Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki: aktual'nye voprosy: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Ch. 1 (31 oktyabrya 2012 g.), Izd-vo "Sibirskaya associaciya konsul'tantov", Novosibirsk, pp. 32-38 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.19

Принята к публикации Accepted for publication 30.03.19 Опубликована Published 31.05.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Булдакова Н. В., Шкляева А. Л., 2019

677244412019705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.