Научная статья на тему 'Волевой аспект систематизации познавательной деятельности  при изучении языковых дисциплин'

Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
волевые усилия / воля / систематизация познавательной деятельности / познавательные психические процессы / память / мышление / воображение / рефлексия. / volitional efforts / will / systematization of cognitive activity / cognitive mental processes / memory / thinking / imagination / reflection.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хан Ольга Николаевна

Совместная деятельность преподавателя и обучающегося на основе современных технологий может создавать предпосылки к облегчению процесса познания. В основе эффективной организации обучения лежит волевой аспект проявления совместных усилий обеих сторон, который затрагивает основные психические процессы. Языковые дисциплины обладают особыми возможностями в систематизации познавательной деятельности. К основным умениям, которые способствуют систематизации познавательной деятельности и формируются при изучении языковых дисциплин, относятся умение воспринимать информацию; осознанно и избирательно относиться к тексту; правильно организовать коммуникационный процесс и отстаивать собственную точку зрения; применять научный подход к получению знаний и проводить исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The willful aspect of systematization of cognitive activity in the study of language disciplines

The joint activities of the teacher and the student on the basis of modern technologies can create prerequisites for facilitating the process of cognition. The basis of the effective organization of training is the volitional aspect of the manifestation of the joint efforts of both parties, which affects the basic mental processes. Language disciplines have special opportunities for the systematization of cognitive activity. The main skills that contribute to the systematization of cognitive activity and are formed in the study of language disciplines include the ability to perceive information; consciously and selectively work with the text; properly organize the communication process and defend their own point of view; apply a scientific approach to knowledge acquisition and conduct research work.

Текст научной работы на тему «Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

ART 192031 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12031 УДК 159.947

Хан Ольга Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург okhan@bk.ru

Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин

Аннотация. Совместная деятельность преподавателя и обучающегося на основе современных технологий может создавать предпосылки к облегчению процесса познания. В основе эффективной организации обучения лежит волевой аспект проявления совместных усилий обеих сторон, который затрагивает основные психические процессы. Языковые дисциплины обладают особыми возможностями в систематизации познавательной деятельности. К основным умениям, которые способствуют систематизации познавательной деятельности и формируются при изучении языковых дисциплин, относятся умение воспринимать информацию; осознанно и избирательно относиться к тексту; правильно организовать коммуникационный процесс и отстаивать собственную точку зрения; применять научный подход к получению знаний и проводить исследовательскую деятельность. Ключевые слова: волевые усилия, воля, систематизация познавательной деятельности, познавательные психические процессы, память, мышление, воображение, рефлексия.

Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Огромное количество исследований психологов и педагогов посвящено проблеме создания благоприятного социально-психологического климата в ходе организации совместной деятельности сторон познавательного процесса. Многие работы затрагивают вопросы использования интерактивных методов, и зачастую основная психологическая основа всех образовательных технологий - превращение обучения из кропотливой каждодневной трудовой деятельности в увлекательный творческий процесс. Возникают справедливые опасения психологов и педагогов о вероятности неоправданного облегчения акта познания: ведь классические психолого-педагогические понятия о познании трактуют его как совокупность последовательных волевых действий.

К обучению специалистов технического профиля предъявляются особые требования: оно базируется на общеобразовательных дисциплинах, но в то же время предполагает изучение сложнейших специальных дисциплин, а значит, способы получения знаний должны быть упорядочены и систематизированы: в определенные сроки необходимо овладеть огромным объемом информации. Исследователи отмечают, что «наряду с профессиональными задачами, которые решает специалист, предъявляется ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способности вникать в суть проблемы, видеть оптимальные способы решения, предвидеть и прогнозировать» [1].

Возникает необходимость формирования профессионального мышления, которое «представляет собой сложное системное образование, включающее в себя синтез образного и логического мышления, научного и практического, технического мышления» [2].

Обучение специалистов технического профиля невозможно без систематизации, тщательной организации обучения, определяющуюся как «деятельность педагога, которая выражается в обосновании, построении и практической реализации структурно-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

композиционного объединения компонентов учебного процесса с целью решения учебно-воспитательных задач в определенных условиях» [3].

Говоря о волевом аспекте систематизации познавательной деятельности, необходимо помнить о том, что воля входит в систему универсальных психических процессов (в этом ряду находятся память, внимание, воображение). Таким образом, волевой аспект процесса познания позволяет развивать память в виде сохранения и воспроизведения информации; внимание как умение отбирать самое главное в объеме представленной информации; воображение как представление о будущем плане действий.

Волевая саморегуляция развивается вместе с совершенствованием речи, которая мотивирует к совершению действия или его избеганию; связана с эмоциями, поскольку они либо стимулируют волевой акт, либо его подавляют; с мышлением, позволяющим оценивать возможность и необходимость совершения волевого акта.

Несомненно, овладение знаниями в техническом вузе сопряжено с волевыми усилиями по овладению сложнейшими физико-математическими и специальными дисциплинами. Достаточно ли той степени готовности к познавательной деятельности, которая сформирована при обучении в школе? Преподаватели констатируют факт, что подход к обучению в вузе несколько отличается от школьного: требуется более высокий уровень самостоятельности, способности обобщать и систематизировать развитые навыки рефлексии; в то же время необходимо научиться сочетать их с умением репродуктивного воспроизведения значительного количества информации при овладении техническими дисциплинами.

Программы обучения в вузе построены таким образом, что создается определенная возможность выработки психологической готовности к усвоению сложного специального материала на первом этапе обучения в вузе при овладении общеобразовательными предметами. Прекрасным потенциалом в этом смысле обладают языковые дисциплины.

Фундаментальным положением психологии является утверждение о тесной связи мышления и речи, о том, что речь выступает в качестве инструмента мышления. Мышление помогает систематизировать объекты и явления, предвидеть развитие ситуации. В техническом вузе необходимо использование сложных способов мышления, которые требуют специального освоения: практического мышления, включающего в себя наблюдательность, способность концентрироваться на отдельных моментах, быстро действовать; теоретического, тесно связанного с практическим, опирающегося на предшествующие и порождающего последующие знания.

Перед преподавателем выдвигается задача по развитию разных видов мышления, предназначенных для решения задач, связанных с использованием определенных правил, алгоритма совершения действий и нестандартных способов организации мыслительных операций, в основе которых лежат взаимосвязи между явлениями, поиск новых нетрадиционных решений. Мышление тесно связано с памятью - в своей репродуктивной, сопряженной с воспроизведением составляющей и воображением -в творческой, познавательной составляющей. Д. Н. Кавтарадзе считает, что «сложным способам мышления люди специально учат друг друга» [4].

Основная задача преподавателя при изучении языковых дисциплин в техническом вузе - формирование профессионального, конкретно - инженерного мышления; «основой инженерного мышления являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранное системное творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей» [5].

Языковые дисциплины формируют готовность к общению представителя технической интеллигенции, будущего руководителя в процессе совместной деятельности; при

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

этом общение понимается не как процесс обмена информацией, а как умение строить диалог с представителями разных социальных групп, отстаивать собственную точку зрения, эффективно проводить переговоры. Решается также проблема успешной социализации: ведь в современном обществе всё чаще возникают вопросы о неспособности молодёжи к выполнению важных социальных ролей; разобщенности коллектива и неумении организовывать коммуникацию, что приводит к разрушению коллектива.

Но наиболее важной проблемой остается вероятность отхода от системности овладения новыми знаниями в результате следования парадигме гуманизации профессионального образования: неизбежное облегчение процесса познания приводит к тому, что страдают именно методичность, основательность, последовательность обучения, которые лежат в основе обучения в вузе. Необходимо реализовать возможности систематизации мыслительной деятельности при изучении речевых дисциплин. Исследователи характеризуют систематизацию «как мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа» [6]. Преподаватели всё чаще отмечают, что существует значительное количество обучающихся, испытывающих трудности в обучении не из-за отсутствия способностей, а из-за неумения организовать свою учебную деятельность.

Именно здесь возникает необходимость в волевых действиях по овладению знаниями, действиями «вопреки непосредственному желанию или стремлению, то есть действиями, связанными с преодолением именного внутреннего препятствия» [7]. Е. И. Рогов рассматривает волевое усилие как «сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии» [8].

Волевой аспект изучения языковых дисциплин в вузе при систематизации познавательной деятельности предполагает «организацию обучения на основе волевых усилий по овладению знаниями, которые предпринимают и преподаватель, и студент» [9]. Основная проблема, с которой сталкиваются стороны образовательного процесса, - традиционное отношение к обучению, в основе которого лежит убеждение, что преодоление трудностей в обучении - удел тех, кто учится, а обучающий не должен прилагать силы к участию в этой деятельности, используя имеющиеся в арсенале знания и способы подачи материала. Но от преподавателя требуется более высокая степень приложения усилий, чем от студента, поскольку ему принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, роль организатора познавательной деятельности.

Несмотря на то что в общеобразовательной школе уделяется большое внимание системному подходу к овладению знаниями, в формате обучения в техническом вузе необходимо обратить внимание на основные умения, которые может приобрести представитель технической интеллигенции в ходе изучения языковых дисциплин и которые помогут ему систематизировать знания. К ним относятся умения воспринимать информацию; осознанно и избирательно относиться к тексту; правильно организовать коммуникационный процесс и отстаивать собственную точку зрения; применять научный подход к получению знаний и проводить исследовательскую деятельность.

Овладение всеми этими умениями действительно требует волевого подхода, поскольку первоначально преподаватель и студент стремятся к тому, чтобы облегчить процесс обучения: студент желает получить знания в упрощенной форме, воспроизвести их в момент итоговой аттестации и получить хорошую оценку. Преподавателю легче преподнести знания классическим способом, а потом потребовать их репродуктивного воспроизведения. Вопреки сложившемуся мнению, приведенному выше, об опасности облегчения процесса познания при применении в обучении современных методик на практике мы видим, что именно традиционный репродуктивный подход может привести к этому. Эффективное обучение требует преодоления внутреннего

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

препятствия - стремления к использованию упрощенного классического подхода к овладению знаниями со стороны как преподавателя, так и студента. Осознание необходимости изменения способа познания должно неизбежно приводить к внутреннему напряжению, разрядка которого возможна лишь в проявлении волевого действия.

Волевое действие в обучении всегда сопряжено с проявлением активности студента и преподавателя - готовностью обеих сторон к интенсивной умственной деятельности, к поиску новых способов решения мыслительных задач, способов преподнесения и усвоения знаний. При этом в обучении всегда присутствуют два способа проявления познавательной активности: один связан с классической, репродуктивной моделью подачи и усвоения знаний; другой - с обучением на основе современных технологий, взаимодействия. Какой бы способ ни был избран участниками, хороших результатов можно добиться лишь при напряженном труде.

Необходимо выделить уровни проявления волевых усилий преподавателя и студента по овладению знаниями на каждом из этапов обучения, которые тесно связаны с перечисленными выше умениями.

Начальным уровнем проявления волевых усилий можно считать усилия, направленные на развитие системы восприятия информации и умения ее систематизировать. На данном этапе происходит совершенствование таких познавательных психических процессов, как мышление и память. Это связано прежде всего с тем, что восприятие является отправной точкой для функционирования процесса мышления; систематизация же информации помогает структурировать материал для дальнейшего успешного запоминания.

Со стороны студента это прежде всего способность воспринимать информацию: практика преподавания показывает, что трудности в обучении часто связаны с трудностями в восприятии; например, приходится слышать жалобы обучающихся на то, что они не успевают записывать либо не воспринимают теоретический материал на слух. Возникают опасения, что такие студенты не овладели в полной мере навыком чтения; и действительно, при проверке обнаруживается, что они читают очень медленно и требуется овладение навыком быстрого чтения для успешного обучения. Конечно, преподаватель вуза не может ликвидировать этот пробел; он способен лишь диагностировать эту трудность и обратить внимание на необходимость её преодоления.

В связи с изменением формата восприятия информации возникает такая проблема, как пренебрежение процессом составления конспектов. Часто рукописный конспект воспринимается студентом и рядом преподавателей как рутинный процесс, не приносящий пользы. Однако практика показывает, что студенты, умеющие конспектировать, лучше усваивают и воспроизводят информацию; процесс письма напрямую связан с процессом мышления, конспектирование позволяет сделать мышление более гибким и системным. Здесь возникает проблема нацеливания студентов на составление грамотных с точки зрения восприятия и последующего воспроизведения информации конспектов, которые предполагают определенным образом систематизировать информацию, определенным способом структурировать текст, использовать опорные слова; сжимать информацию, оставляя только главное.

На этом уровне основная проблема для обучающего - иногда в ущерб процессу теоретического обучения - занять строгую, требовательную позицию наставника, наблюдающего не только за качеством усвоения знаний, но и за способами их приобретения. Возникают определенные препятствия, требующие усилий от преподавателя: его задача - вооружить обучающихся системой научных знаний, но от него требуются усилия по организации процесса овладения этими знаниями, часто носящие рутинный характер, методичные, последовательные, непрерывные. Основная сложность на данном этапе состоит в

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

том, что студенты воспринимают требования преподавателя как школьные, даже детские, не соответствующие ступени обучения; преподаватель же, в свою очередь, не готов выступать в роли учителя, поскольку видит свою цель в вооружении системой новых знаний. Практика, тем не менее, показывает, что если в ходе нескольких первых занятий не будет выстроена система требований к обучающимся, то процесс не будет успешным.

Вторым уровнем реализации волевого подхода к обучению можно считать усилия по овладению навыками осознанного чтения. На этом этапе происходит становление таких познавательных психических процессов, как мышление и воображение. Умение работать с текстом помогает сделать процесс мышления более структурированным, рациональным; в то же время открывает простор для творческого отношения к переработке информации, выдвижению собственных гипотез. Обучение в техническом вузе связано с восприятием больших объемов сложной информации, немыслимом при отсутствии навыка осознанного чтения; здесь усилия обучающихся концентрируются вокруг рутинных, казалось бы, упражнений по вычленению важных моментов в предложенных текстах. Усилия преподавателя заключаются в правильном подборе текстов; необходимо, чтобы это были тексты, относящиеся к разным функциональным стилям: научному, публицистическому, официально-деловому и разного уровня сложности. Преподавателю и студенту предстоит систематизировать навыки эффективной работы с текстом. Элементарные навыки призваны помочь понять суть текста; они включают в себя постановку вопросов, составление тезисов, умение кратко пересказать текст, прокомментировать его и ответить на вопросы к нему. Для студентов технических специальностей очень важно научиться структурировать текст: составлять план, преобразовывать содержание в таблицы и схемы. Немаловажно также и приобретение навыков научной работы с текстом: поиска необходимой для работы с заданной темой литературы; составление библиографического списка. Таким образом, овладение навыками осознанного чтения актуализирует умение обращаться с информацией, обрабатывать и систематизировать её.

На этом уровне подключается также, казалось бы, исключительно гуманитарное умение воспринимать художественные тексты; преподавателю при этом отводится исключительно важная и непростая роль: привить студентам любовь к чтению. Подбор произведений, способствующих развитию читательского вкуса, постепенное введение в мир книги требуют огромных волевых усилий от обучающего. Студенту, в свою очередь, необходимы усилия для того, чтобы превратить этот процесс из скучного, неинтересного, обязательного времяпрепровождения в осознанную приятную необходимость.

Более высоким уровнем реализации волевого подхода можно назвать усилия, направленные на становление управленческих речевых навыков: например, эффективного оформления речи. На данном этапе востребованы все познавательные психические процессы: только при помощи логики можно правильно упорядочить речь; в то же время воображение развивается на тех этапах работы, когда необходимо предугадать общий план и результаты речевой деятельности; произнесение любого типа речи требует соблюдения законов памяти. Ведущая роль здесь отводится волевой составляющей поведения преподавателя: именно он становится примером правильной и убедительной речи; от него зависит то, сумеют ли студенты не только научиться структурировать свою речь, но и преодолеть страх перед публичными выступлениями. Преподаватель вооружает студентов системой знаний о принципах организации речи и способствует практическому воплощению этих знаний.

На этой ступени проявления волевых усилий происходит совместная деятельность сторон обучения, направленная на овладение умением проводить дискуссии и переговоры, столь важным для будущих специалистов и руководителей производства. Реализуется не только риторическая, речевая компетенция, но и психологический подход к организации данного вида коммуникации. Под руководством преподавателя обучающиеся

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

предпринимают попытки организовать дискуссии и переговоры так, чтобы не пренебречь интересами собеседника, но в то же время и отстоять свои интересы. Обсуждается проблема необходимости вступления в дискуссию, возможности конструктивного разрешения споров, способы поведения в сложных коммуникативных ситуациях.

Высшая ступень реализации волевого аспекта в обучении проявляется в усилиях по организации исследовательской деятельности при изучении языковых дисциплин и подразумевает функционирование всех познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения.

Решающую роль на данном этапе играют волевые усилия преподавателя: именно он посылает «вызов» обучающимся, пробуждая интерес к определенным аспектам изучения дисциплины и стремление прилагать усилия для их углубленного изучения. При этом от обеих сторон требуется максимальное проявление волевых усилий: преподаватель должен преподнести материал таким образом, чтобы он был не только интересен и актуален, но и содержал в себе проблему, требующую дальнейшего исследования. Студенты обязаны совершить максимум волевых действий: принять вызов преподавателя; осознать проблему; найти пути решения, привлекая разнообразный материал, на поиски и осознание которого требуется много времени и сил; осознать результаты поиска и сделать выводы. Изучение русского языка предоставляет простор для научно-исследовательской деятельности и позволяет творчески подходить к изучению интересных тем, поскольку проблемы родного языка актуальны для его носителей. Особый интерес вызывают проблемы лексического состава русского языка; использования разных форм существования языка и его функциональных стилей; норм современного русского языка.

На всех ступенях проявления волевых усилий происходит развитие навыков рефлексии, связанных с волевыми усилиями сторон образовательного процесса: самонаблюдение, позволяющее увидеть сильные и слабые стороны самого себя как участника образовательного процесса; эмоциональная оценка своих действий; осознание путей самосовершенствования, устранения недостатков; мотивация к эффективной работе; самоконтроль, преодоление препятствий на пути к цели.

Подводя итоги, необходимо отметить, что изучение языковых дисциплин в вузе должно создать основу правильного подхода к усвоению знаний при условии проявления волевых усилий обеих сторон: обучающего и обучающихся в процессе познания. Волевой аспект в учебном процессе всегда связан с мотивацией к обучению и готовностью к систематической целенаправленной деятельности по преодолению трудностей в процессе учёбы; переходу от одного уровня овладения материалом к более высоким. Осознавая необходимость использования новых образовательных технологий в современном образовательном процессе, надо помнить, что фундамент успешного акта познания - систематическая последовательная деятельность, основанная на проявлении волевых усилий по овладению учебным материалом.

Ссылки на источники

1. Нагорняк А. А. Условия формирования профессионального мышления будущего инженера // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 4 (8). - С. 117.

2. Там же. - С. 118.

3. Куликова Е. А. Педагогические аспекты моделирования образовательного интернет-ресурса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - С. 90. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186103.htm.

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998. - С. 64.

5. Сазонова З. С., Чечеткина Н. В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: учеб. пособие. - М., 2007. - С. 25.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/192031.htm.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.- С. 259.

7. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 195.

8. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С. 139.

9. Хан О. Н. Возможности технологии встречных усилий при изучении языковых дисциплин студентами технического вуза // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 126.

Olga Khan,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Ural State University of

Railway Transport, Yekaterinburg

okhan@bk.ru

The willful aspect of systematization of cognitive activity in the study of language disciplines Abstract. The joint activities of the teacher and the student on the basis of modern technologies can create prerequisites for facilitating the process of cognition. The basis of the effective organization of training is the volitional aspect of the manifestation of the joint efforts of both parties, which affects the basic mental processes. Language disciplines have special opportunities for the systematization of cognitive activity. The main skills that contribute to the systematization of cognitive activity and are formed in the study of language disciplines include the ability to perceive information; consciously and selectively work with the text; properly organize the communication process and defend their own point of view; apply a scientific approach to knowledge acquisition and conduct research work.

Key words: volitional efforts, will, systematization of cognitive activity, cognitive mental processes, memory,

thinking, imagination, reflection.

References

1. Nagornyak, A. A. (2012). "Usloviya formirovaniya professional'nogo myshleniya budushchego inzhenera", Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, № 4 (8), p. 117 (in Russian).

2. Ibid., p. 118.

3. Kulikova, E. A. (2018). "Pedagogicheskie aspekty modelirovaniya obrazovatel'nogo internet-resursa", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № V10, p. 90. Available at: http://e-kon-cept.ru/2018/186103.htm (in Russian).

4. Kavtaradze, D. N. (1998). Obuchenie i igra. Vvedenie v aktivnye metody obucheniya, Flinta, Moscow, p. 64 (in Russian).

5. Sazonova, Z. S. & Chechetkina, N. V. (2007). Razvitie inzhenernogo myshleniya - osnova povysheniya kachestva obrazovaniya: ucheb. posobie, Moscow, p. 25 (in Russian).

6. Bim-Bad, B. M. (ed.) (2008). Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar', Bol'shaya Rossijskaya enci-klopediya, Moscow, p. 259 (in Russian).

7. Bozhovich, L. I. (1995). Izbrannye psihologicheskie trudy: problemy formirovaniya lichnosti, Mezhdu-narodnaya pedagogicheskaya akademiya, Moscow, p. 195 (in Russian).

8. Rogov, E. I. (1999). Emocii i volya, VLADOS, Moscow, p. 139 (in Russian).

9. Han, O. N. (2016). "Vozmozhnosti tekhnologii vstrechnyh usilij pri izuchenii yazykovyh disciplin studentami tekhnicheskogo vuza", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 5, p. 126 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 18.06.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.07.19

Принята к публикации Accepted for publication 04.07.19 Опубликована Published 31.08.19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Хан О. Н., 2019

ITfiBi www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.