Научная статья на тему 'Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД'

Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
речевая компетенция / результаты обучения / мотивация / сотрудник полиции / языковая личность / методика. / speech competence / learning outcomes / motivation / police officer / language personality / meth- odology.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вороничева Ольга Викторовна

Анализируется опыт развития речевой компетенции слушателей Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации в процессе изучения ими дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Определяются пути и способы овладения правильной речью; выявляется специфика использования прежде всего методов опорных конспектов и активизации мышления (дискуссии) для формирования соответствующих знаний, умений и навыков и повышения мотивации к овладению выразительными средствами языка. В рамках рассматриваемой проблемы приводятся аргументы, обосновывающие необходимость усилить языковую составляющую в переподготовке сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of speech competence in the process of advanced training of police officers

The article analyzes the experience of speech competence development among students of the Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of the RF Ministry of Internal Affairs Personnel in the course of the discipline "Russian language in business documentation. Culture of speech”. The ways and means of mastering the correct speech are determined; the specificity of basic abstracts methods use and activation of thinking (discussion) for the acquirement of appropriate knowledge, skills and increasing motivation to master the expressive means of language is revealed. Within the framework of the considered problem, the author offers arguments justifying the need to support the language component in the retraining of the police officers.

Текст научной работы на тему «Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

ART 196046 УДК 378.046.4

Вороничева Ольга Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, истории и социологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», доцент Брянского филиала ФГКУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Брянск [email protected]

Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД

Аннотация. Анализируется опыт развития речевой компетенции слушателей Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации в процессе изучения ими дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Определяются пути и способы овладения правильной речью; выявляется специфика использования прежде всего методов опорных конспектов и активизации мышления (дискуссии) для формирования соответствующих знаний, умений и навыков и повышения мотивации к овладению выразительными средствами языка. В рамках рассматриваемой проблемы приводятся аргументы, обосновывающие необходимость усилить языковую составляющую в переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Ключевые слова: речевая компетенция, результаты обучения, мотивация, сотрудник полиции, языковая личность, методика. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Наличие в учебных планах переподготовки сотрудников органов внутренних дел дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» подчеркивает высокую значимость способности стражей правопорядка к эффективной речевой коммуникации. Обучение во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации должно способствовать формированию идеала совершенной языковой личности полицейского и овладению способами его достижения.

В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании определим методы и средства формирования речевой компетенции обучающихся. Компетенции принято рассматривать как совокупность 1) результатов обучения (знаний, умений и навыков), 2) личностно-деловых качеств, 3) мотивационных и целевых установок и 4) опыта. Проанализируем опыт формирования на занятиях по русскому языку двух из перечисленных компонентов: 1) результатов обучения и 3) мотивационных и целевых установок. Точнее, проанализируем специфику использования объяснительно-иллюстративных методов в сочетании с методами проблемного обучения для 1) развития навыков правильной речи и 2) повышения мотивации к овладению выразительными средствами языка.

На занятиях по русскому языку особенно важно утвердить абсолютную значимость слова как источника знаний, мыслей, развития. Поэтому словесные методы традиционно занимают ведущее место в системе методов обучения дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Их действенность многократно повышается в результате сочетания с методами практическими и наглядными. Так,

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

благодаря техническому оснащению филиала имеется возможность широко применять метод иллюстрации. Демонстрация на экране конкретных примеров соблюдения и нарушений литературной нормы активизирует зрительное восприятие и значительно экономит время. Но, главное, формат электронный презентации позволяет использовать метод опорных конспектов [см.: 1].

Уже на первой лекции выводится слайд «Нормы русского литературного языка», на котором представлено схематическое изложение основного содержания всего учебного курса русского языка. На каждом занятии в результате совместной работы преподавателя и слушателей содержание конспекта воспроизводится полностью; новый блок программного материала встраивается в уже известную схему. В результате многократных повторений конспект запоминается слушателями и достаточно легко усваивается ими с учетом логических связей и соотношений между понятиями. Таким образом обеспечивается системное изучение материала, т. е. создается теоретическая основа для формирования результатов обучения (в нашем случае - усвоения знаний по дисциплине).

Материал для изучения подбирается с учетом специфики и направленности обучения. Анализ примеров из языковой практики сотрудников полиции придает процессу обучения деятельностный характер. Активизации мышления способствует, например, самостоятельное составление текстов официально-делового стиля на основе решения ситуативных задач (например, изложение языком протокола рассказа М. Зощенко «Нервные люди»).

Трансформации знаний в умения и навыки способствует сочетание форм коллективной и индивидуальной работы над случаями соблюдения и нарушения норм деловой речи. Анализ наиболее частотных ошибок позволяет решать «задачу выделения наиболее проблемных сфер нормативно-стилистического поля русского языка, вызывающих у пишущих трудности и приводящих к ошибкам» [2]. Так, в рамках орфографической нормы обращается внимание на написание прилагательного разыскной, отыменных предлогов по приезде, вследствие и др. При изучении орфоэпической нормы акцент делается на правильном произношении слов осуждённый, возбуждено, рапорты, взводы, эксперт, договор, квартал, обеспечение и т. д. (неправильное ударение в некоторых из этих слов закрепилось в профессиональном жаргоне). Неоднозначность ситуации заключается в том, что «на земле» литературное произношение отличает новичка от «бывалого» и маркирует его как чужака. С другой стороны, многократное воспроизведение ошибочного варианта делает его привычным и ведет к деформации языкового сознания. Какой вариант произношения выбирать в этом случае? Задача курса русского языка - создать условия для самостоятельного выбора слушателями адекватных языковых единиц, ориентируясь на образ совершенной языковой личности полицейского. Такой образ задает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [см.: 3], «который до даты признания его несостоятельности выступал функциональной детерминантой, регламентирующей взаимодействие сотрудника с гражданами» [4]. Отмененный [5] кодекс используется для формирования целевых установок на овладение речевой культурой в образовательной деятельности, поскольку актуальный сегодня «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [6] «практически не учитывает всей специфики деятельности сотрудника ОВД» [7] и оставляет без внимания сферу речевой коммуникации государственного служащего с гражданами.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

Овладение нормами литературного языка - процесс трудоемкий и длительный. Его эффективность определяется прежде всего личной заинтересованностью слушателя и его готовностью к совершенствованию речевых навыков. Иначе говоря, в результате изучения курса русского языка слушатель должен сформировать мотивацию к развитию речевой компетенции. Эта задача решается в процессе работы над темой «Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел». Главное понятие - культура речи - раскрывается преподавателем в лекционном курсе. Речевая культура осмысливается как базовая характеристика, свидетельствующая прежде всего об уровне образования и общей культуры личности. Особенно важно добиться понимания мысли о том, что первый уровень культуры речи - ее правильность - необходим для каждого, кто занимается государственной деятельностью, и достигается благодаря овладению языковой нормой. Изучение культуры речи в коммуникативном и этическом аспектах должно вооружить слушателей средствами и приемами эффективного общения и развить представления о речевом этикете. Точность, логичность, уместность, выразительность речи достигаются путем долгих, целенаправленных тренировок и служат проявлением кругозора и интеллекта носителей языка (само понятие речемысли-тельные навыки указывает на неразрывную связь мышления и речи).

После раскрытия базового понятия вопрос «Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел» заостряется благодаря формулировке и получает намеренно тенденциозное звучание: «Владение культурой речи - важнейшее профессиональное качество сотрудников полиции». Конечно, никто не собирается оспаривать первостепенную значимость физической и тактико-специальной подготовки. В богатом на нюансы русском языке простая превосходная степень прилагательного важнейший используется как синоним составной - наиболее важный (а не самый важный). В качестве исходной высказывается мысль о том, что владение культурой речи определяет успешность человека в общественной, профессиональной и личной жизни. Иначе говоря, социальный статус, карьера и даже личное счастье (когда тебя понимают) зависят от степени развития речевых навыков. Из этой триады: общество, профессия, семья - для подробного анализа выбирается проблема речевой компетентности как важнейшего условия профессионализма.

В данном случае используются методы проблемного обучения, составляющие основу компетентностного подхода. Метод дискуссии дополняется методом провокации (в формулировке проблемы не уточняется: одно из важнейших), усиливающим стремление к участию в диалоге и обоснованию собственной позиции. Перед слушателями, поначалу трудно скрывавшими свое недовольство тем, что снова приходится изучать русский язык, порой связанный с негативными эмоциями из школьной практики, утверждается мысль о том, что владение языком является важнейшим показателем профессиональной пригодности. Эта мысль вступает в противоречие с житейским опытом: к образованным людям фортуна не всегда бывает благосклонна.

При условии активности слушателей и достаточной сформированности у них критического мышления диалог перерастает в полилог, а затем в полемику, стимулирующую поиск ответов на сложные вопросы. Условия «игры», позволяющие доказывать не совпадающую с «официальной» точку зрения, вовлекают в обсуждение даже тех, кто в нем изначально заинтересован не был.

Наиболее остро дискутируется проблема использования субстандартной лексики в общении с деклассированными элементами и даже - с коллегами. В качестве подтверждения приводятся следующие аргументы: все так делают, даже руководители; в полиции нельзя не ругаться, нужно снимать напряжение и т. д. В данном случае приходится проводить межпредметные связи, в частности обращаться к понятию

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

морально-психологической устойчивости и статье Административного кодекса, нарушение которой - проявление правового нигилизма. Кроме того, акцентируется внимание на разнице между речевым поведением служителя закона и преступника, находящихся по разные стороны баррикад. Таким образом, реализуется воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи», направленный на развитие системы духовно-нравственных приоритетов личности слушателя: «Выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой необходимый элемент становления специалиста. Эффективное построение образовательной деятельности предусматривает развитие оценочной деятельности самого обучающегося, его саморазвитие» [8]. В процессе обсуждения проблемных ситуаций, связанных с оптимальным выбором языковых единиц, «формируется отношение к профессии, приобретаются нравственные качества, что позволяет перевести получаемые знания через чувства и эмоции в убеждения» [9].

К сожалению, некоторые слушатели демонстрируют отсутствие речемыслитель-ных навыков. В таких случаях их работы несамостоятельны и, как правило, строятся на перечислении того, что сотрудник полиции должен. Без ответа остается даже простейший вопрос: почему должен? (или: в чем целесообразность таких требований?) Даже в случаях очевидного несогласия с заостренной формулировкой темы доказывать противоположную позицию решаются единицы - не каждый готов прокладывать свой путь, в том числе из-за интеллектуальной лени и невладения речью. Причиной некритичности мышления может быть как низкий уровень образования, так и профессиональная деформация.

В работе над раскрытием поставленной темы активно используется метод примера: выступления слушателей анализируются с точки зрения речевой выразительности и степени убедительности, вскрываются причины коммуникативных неудач. Становится очевидной взаимозависимость речевых и мыслительных навыков: чем сложнее мысль, тем больший лексический запас требуется для ее выражения. Речевая беспомощность не только затрудняет адекватное самовыражение, но и порождает агрессию, создавая и обостряя конфликтные ситуации. В результате коллективного обсуждения темы и моделирования проблемных ситуаций слушатели на собственном примере доказывают необходимость овладения речевой компетенцией для выстраивания эффективной коммуникации. Кроме того, самостоятельный поиск формулировок и форм наиболее адекватного выражения мысли способствует повышению речевого мастерства. Как видим, овладение речевой коммуникативной компетентностью связано с формированием языковой личности слушателя, развитием его культуры мышления и морально-психологической устойчивости. Л. Г. Носкова связывает речевую подготовку с «развитием других личностных и профессиональных качеств, таких как профессиональная креативность, работоспособность, способность ставить цели, регулировать деятельность, быстрее овладевать необходимыми знаниями и т. д.» [10].

Суммирование наиболее ценных замечаний слушателей по проблеме культуры речи сотрудника ОВД позволяет полноценно осветить тему и подтверждает необходимость изучения русского языка даже в коротком курсе профессиональной переподготовки. Приведем основные аргументы, используемые для подтверждения или опровержения основного тезиса.

Во-первых, все виды деятельности сотрудника ОВД так или иначе связаны с речевой деятельностью: он или пишет, или говорит, или читает, или слушает. От степени владения речевой компетенцией зависит способность грамотно изложить суть дела в служебном документе; внятно объяснять суть обращения к гражданам; четко

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

сформулировать вопрос, чтобы получить нужную информацию от потерпевших и свидетелей; реализовывать профилактическую и воспитательную функцию права. Иначе говоря, умением использовать возможности языка для достижения поставленных в деловой коммуникации целей определяется профессиональная пригодность полицейского. Он должен владеть разными формами языка: сложнейшим языком закона, максимально объективным и бесстрастным, с одной стороны, и средствами речевой выразительности - с другой.

Во-вторых, речевое поведение сотрудника ОВД свидетельствует о его личностных качествах, интеллекте, уровне образования и культуры и, как следствие, формирует положительный или отрицательный имидж полиции, влияет на уровень правого сознания населения. Нарушение нормы, в том числе языковой, служит проявлением нигилизма, в некоторых случаях граничащего с нигилизмом правовым. Косноязычный представитель закона, порочит сам закон, роняет авторитет государства и правоохранительных органов. Выбор оптимального речевого поведения с разными категориями граждан, умение ясно, четко, коротко и грамотно формулировать мысль, богатый словарь положительно влияют на повышение авторитета полиции в современном обществе и способствуют укреплению государственности. Владение выразительными возможностями языка свидетельствует о развитом интеллекте и образованности и, как следствие, способности решать сложные профессиональные задачи.

В-третьих, деятельность сотрудника полиции относится к сфере повышенной речевой ответственности, поскольку «сотрудник выступает посредником между государством и гражданином» [11]. От неточной формулировки может зависеть судьба человека, а от неправильно выбранного слова - новый виток развития конфликта.

В-четвертых, язык является главным достоянием народа, результатом его коллективного творчества. Небрежное обращение с языком служит проявлением пренебрежения к своей культуре и к своему народу. Человек, не уважающий народ, не может находиться на страже его интересов, т. е. быть госслужащим, тем более человеком с погонами. Формулировка этой мысли помогает понять мысль о том, что владение родным языком маркирует гражданина и патриота, свидетельствует о сформированном мировоззрении.

В-пятых, высокая речевая культура как проявление общей культуры выступает в качестве защитного механизма против профессиональной деформации сотрудника полиции. Сформированная система ценностей, в том числе в области речевой деятельности, обусловливает морально-психологическую устойчивость личности, способность к рефлексии и стремление следовать духовно-нравственным идеалам.

И наконец, не стоит забывать о том, что «ошибки в речи публичных лиц, тем более занимающих государственные должности, замечаются быстрее и оцениваются строже» [12].

Организация поисковой работы слушателей, коллективно расширяющих и дополняющих доказательную базу исходного тезиса, направлена на развитие мотивации к совершенствованию речевых навыков и достижению идеала совершенной языковой личности.

Итак, мы проанализировали способы формирования важнейших компонентов речевой компетенции: результаты обучения в виде знаний, умений и навыков и мотивацию к обучению. Развитие последней представляет собой наиболее сложную и актуальную задачу, поскольку без личной заинтересованности слушателя, без понимания им значимости получаемых знаний невозможно их полноценное усвоение. Для обоснования необходимости овладеть речевой компетенцией целесообразно исполь-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

зовать интерактивные методы, в частности метод проблемного обучения и метод провокации. Их сочетание с методом опорных конспектов обеспечивает системное усвоение курса, позволяет применять полученные знания норм языка на практике и развить навык эффективной речевой коммуникации. Работа над понятием культура речи служит поводом для стимулирования рефлексии о роли русского языка в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Выбор темы для обсуждения, ее намеренное заострение, организация коллективного обсуждения направлены на активизацию внимания слушателей и формирование мотивации к овладению культурой речи.

Ссылки на источники

1. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика,1989. - 336 с.

2. Волкова Л. Б. О культуре письменной речи государственных служащих (нормативно-стилистический аспект) // Инновационная наука: международный научный журнал. - 2016. - № 2. - С. 79.

3. Кодекс профессиональной этики сотрудников внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85884#0.

4. Легачева Т. А. Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД: несостоявшийся документ // PEM: Psychology. Educology. Medicine: научный журнал. - 2016. - № 2. - С. 67.

5. Приказ МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138» // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts.

6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=113505&fld.

7. Легачева Т. А. Указ соч. - С. 70.

8. Перков А. А. Мотивация как ключевой элемент формирования профессиональных компетенций специалиста // Психологи на b17.ru. - URL: http://www.b17.ru/article/81815/

9. Там же.

10. Носкова Л. Г. Об эффективности профессиональной речевой подготовки // Высшее образование в России. - 2016. - № 3 (199). - С. 67.

11. Легачева Т. А. Указ соч. - С. 64.

12. Волкова Л. Б. Указ соч. - С. 79.

Olga Voronicheva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Philosophy, History and Social Science Chair, Bryansk State University of Engineering and Technology, Bryansk branch of All-Russian Institute for Advanced Training of the RF Ministry of Internal Affairs Personnel, Bryansk [email protected]

Development of speech competence in the process of advanced training of police officers Abstract. The article analyzes the experience of speech competence development among students of the Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of the RF Ministry of Internal Affairs Personnel in the course of the discipline "Russian language in business documentation. Culture of speech". The ways and means of mastering the correct speech are determined; the specificity of basic abstracts methods use and activation of thinking (discussion) for the acquirement of appropriate knowledge, skills and increasing motivation to master the expressive means of language is revealed. Within the framework of the considered problem, the author offers arguments justifying the need to support the language component in the retraining of the police officers.

Key words: speech competence, learning outcomes, motivation, police officer, language personality, methodology. References

1. Shatalov, V. F. (1989). Eksperimentprodolzhaetsya, Pedagogika, Moscow, 336 p. (in Russian).

2. Volkova, L. B. (2016). "O kul'ture pis'mennoj rechi gosudarstvennyh sluzhashchih (normativno-stilistich-eskij aspekt)", Innovacionnaya nauka: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, № 2, p. 79 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вороничева О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № V5. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/196046.htm.

3. "Kodeks professional'noj etiki sotrudnikov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Prikaz MVD Rossii № 1138 ot 24 dekabrya 2008 g.", Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant-Plyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85884#0 (in Russian).

4. Legacheva, T. A. (2016). "Kodeks professional'noj etiki sotrudnikov OVD: nesostoyavshijsya document", PEM: Psychology. Educology. Medicine: nauchnyj zhurnal, № 2, p. 67 (in Russian).

5. "Prikaz MVD Rossii ot 31.10.2013 № 883 "O priznanii utrativshim silu prikaza MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. № 1138", Spravochno-pravovaya sistema "Garant". Available at: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts (in Russian).

6. "Tipovoj kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhashchih Rossijskoj Federacii i mu-nicipal'nyh sluzhashchih (odobren resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii ot 23 dekabrya 2010 g. (protokol № 21))", Spravochno-pravovaya sistema "Kon-sul'tant-Plyus". Available at: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=113505&fld (in Russian).

7. Legacheva, T. A. (2016). Op. cit., p. 70.

8. Perkov, A. A. "Motivaciya kak klyuchevoj element formirovaniya professional'nyh kompetencij specialist", Psihologi na b17.ru. Available at: http://www.b17.ru/article/81815/ (in Russian).

9. Ibid.

10. Noskova, L. G. (2016). "Ob effektivnosti professional'noj rechevoj podgotovki", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3 (199), p. 67 (in Russian).

11. Legacheva, T. A. (2016). Op. cit., p. 64.

12. Volkova, L. B. (2016). Op. cit., p. 79.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 19.02.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.04.19

Принята к публикации Accepted for publication 01.04.19 Опубликована Published 31.05.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Вороничева О. В., 2019

677244412019705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.