Научная статья на тему 'Активизация социально-психологической адаптации студентов  в процессе совершенствования языковой компетентности'

Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / среда обучения / мотивация / коммуникативная компетентность / речевая компетентность / структурирование мыслительной деятельности / мыслительные операции. / socio-psychological adaptation / learning environment / motivation / communicative competence / speech competence / structuring of mental activity / mental operations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хан Ольга Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме активизации социальнопсихологической адаптации студентов к обучению в вузе в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним новая среда; в работе рассматриваются различные формы адаптации: внешняя и полная, создающая возможность организации совместной деятельности. В статье представлены особые возможности совершенствования языковой компетентности студентов как способа активизации процесса адаптации и его основные направления: улучшение коммуникативных навыков, умения структурировать мыслительный процесс; активизация интеграции в социум согласно выдвигаемым им требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of socio-psychological adaptation of students in the process of improving language com- petence

The article is devoted to the urgent problem of activating the socio-psychological adaptation of students to study at a university in accordance with the requirements that the new environment establishes; it examines various forms of adaptation: superficial and complete, creating the possibility of organizing successful joint activities. The article presents the special possibilities of improving the language competence of students as a way to activate the adaptation process and its main directions: improving communication skills, the ability to structure mental processes; assistance in integration into society in accordance with the requirements put forward by it.

Текст научной работы на тему «Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности»

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

ART 192040 DOI 10.24411/2304-120X-2019-12040 УДК 159.923.2

Хан Ольга Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург okhan@bk.ru

Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме активизации социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним новая среда; в работе рассматриваются различные формы адаптации: внешняя и полная, создающая возможность организации совместной деятельности. В статье представлены особые возможности совершенствования языковой компетентности студентов как способа активизации процесса адаптации и его основные направления: улучшение коммуникативных навыков, умения структурировать мыслительный процесс; активизация интеграции в социум согласно выдвигаемым им требованиям.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, среда обучения, мотивация, коммуникативная компетентность, речевая компетентность, структурирование мыслительной деятельности, мыслительные операции. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Педагоги и психологи, связанные с обучением и воспитанием будущих специалистов, в процессе их профессиональной подготовки всё чаще отмечают трудности, обусловленные недостаточной готовностью студентов к включению в совместную образовательную деятельность. Очевидно, что такая ситуация объясняется рядом причин. Часто к ним относят изменение парадигмы взаимоотношений в подростковом коллективе: зачастую школьник, особенно старшеклассник, отрешен от среды непосредственного общения со сверстниками. Огромное количество времени отводится выполнению домашних заданий, подготовке к сдаче государственных экзаменов; в свободное время живое общение подменяется виртуальным. Возникает практически неразрешимая проблема перегруженности школьников, которая лишает их возможности соответствовать требованиям реальной жизни: парадоксально, но в такой ситуации возможна адаптация лишь к учебно-познавательной деятельности.

В высшее учебное заведение попадает молодой человек, привыкший работать в определенных рамках; нельзя отрицательно характеризовать эти требования, поскольку они складываются из особенностей реалий, в которые попадает учащийся, и без их соблюдения невозможно успешное преодоление данного жизненного этапа. При этом обучение в вузе требует адаптации к новым условиям; меняется социальная роль: от роли ребёнка, ученика необходимо перейти к социальной роли взрослого, студента, а значит, приспособиться к особой организации учебного процесса, во многом построенной на основе самостоятельности, осознанном отношении к обучению, отсутствии постоянного контроля со стороны взрослых. Кроме изменения подхода к обучению, происходит и смена модели межличностных отношений, которые предполагают умение обдуманно выстраивать свою линию поведения, выбирать круг общения, организовывать деловую коммуникацию. Совершенно очевидно, что для успешной адаптации студент должен усвоить особые нормы и правила студенческой жизни, которые отличаются, с одной стороны, от

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

ценностей школьного периода, но в то же время, несмотря на их близость в аспекте самостоятельности и осознанности отношения к действительности к периоду взрослой жизни, имеют множество несовпадений с этим этапом. Успешность социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе определяет многое: способность эффективно осваивать учебный материал, умение укладываться в жёсткие рамки изучения многих дисциплин, требующих освоения огромного объёма материала в сжатые сроки; распределять время учебной работы и эффективного отдыха, помогающего справиться с интенсивной умственной нагрузкой. Во внеучебной деятельности студентов и в межличностных отношениях исчезает одно звено: взрослый, родитель, педагог, которые больше не вмешиваются в них, но и не помогают в их налаживании, и это также требует особой перестройки.

Иными словами, возникает необходимость социально-психологической адаптации, включения студента в процесс перестройки системы поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней условиями среды, для решения определенной задачи, которая в описываемой ситуации заключается в успешном профессиональном обучении [1].

Необходимо также иметь в виду, что в процессе социально-психологической адаптации происходит взаимодействие личности с окружающей средой на разных уровнях, что вызывает внутриличностные изменения, приводящие к совершенствованию взаимоотношений с этой средой, не только усвоение норм и правил поведения, но и формирование особых личностных качеств, которых требует от студента социальная ситуация [2].

В зависимости от индивидуальных особенностей адаптация студентов может происходить в разных формах: от полного, внутреннего приспособления к условиям окружающей среды, срастания с ней до внешнего соблюдения основных норм и правил поведения с сохранением всех особенностей, свойственных личности. При этом нельзя оценивать ту или иную форму как положительную или отрицательную. Их проявление зависит от особенностей личности и может быть воспринято как успешное, если в процессе совместной образовательной деятельности не возникают препятствия к сотрудничеству и усвоению знаний. Необходимо помнить о том, что нередко возникают ситуации, когда личность лишь внешне адаптируется к окружающей среде, проявляя свою готовность следовать нормам и правилам социального окружения, но внутренне не принимая его. Возникает опасность того, что при кажущемся благополучии не будет достигнута цель успешного обучения и эффективного межличностного общения, поскольку внутренняя установка личности не согласована с её внешним поведением. По сути, в данной ситуации мы приходим к классической модели субъект-субъектного обучения, где сторонам процесса познания отводились неравновесные роли: преподавателю - роль носителя безусловного знания, авторитетного его источника; обучающемуся - пассивного репродуктивного воспроизводителя полученной информации. В этих условиях необходима была именно внешняя адаптация, формальное соблюдение «правил игры», что не способствовало реализации творческого подхода к обучению, развитию стремления к самостоятельному познанию. В данной модели получения знаний отсутствует важный компонент успешной адаптации к требованиям образовательной среды и к успешному обучению - внутренняя мотивация; лишенный её обучающийся не осознает важности приобретения знаний, теряет интерес к познавательной деятельности, воспринимает её как повинность. «Для того чтобы мотивация стала внутренней, необходима заинтересованность в учебе, связанная не только с тем, что интересен сам изучаемый материал, а с тем, что важен процесс познания, т. е. интересно не только узнать новое об изучаемом явлении, а важен именно процесс движения к новому» [3].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

Исчезает возможность организации совместной деятельности - главного условия равновесных, адаптированных друг к другу и к окружающей среде, равноправных взаимоотношений преподавателя и студента. Исключается также ситуация возникновения обратной связи между участниками образовательного процесса, они «не слышат друг друга»: преподаватель просто транслирует набор теоретических сведений; задача студента - записать, выучить, воспроизвести, не делая своего вклада в процесс постижения истины, не продуцируя новых идей. Отпадает необходимость в рефлексии - осознании результатов учебного труда, умении обсудить спорные моменты; тогда как «для того чтобы обучение приобрело характер творчества, необходимо также, чтобы каждый его этап сопровождался рефлексией» [4].

По сути, достижения оцениваются формально, субъективно, только преподавателем в виде оценки. Не происходит адаптации к вузовской системе получения знаний; следуя современным тенденциям развития образования, преподаватели стремятся использовать новые, интерактивные методы преподнесения материала, зачастую забывая о возможностях классической системы. Ранее мы уже отмечали, что в технических вузах при освоении сложных дисциплин неизбежно заучивание материала, и адаптация к системе вузовского обучения заключается не в отрицании традиционных методик, а в изменении подхода к ним. Здесь важна роль преподавателя: он должен адаптировать студента к тому, что заучивание требует серьезного, глубокого осмысления учебного материала; два этих процесса неразрывно связаны; прочное запоминание невозможно без осмысления. Таким образом, поверхностная, внешняя адаптация таит в себе серьёзные угрозы, создавая опасность неэффективного обучения.

Опасность такого вида адаптации заключается в том, что личность не получает положительного социального опыта и, таким образом, лишает себя возможности реализовать его при переходе к другим этапам социальной и профессиональной деятельности. Успешная адаптация позволяет добиться равновесия во взаимоотношениях личности и среды, чувствовать свою защищенность, реализовать творческий потенциал, иметь возможность саморазвития.

Возникает необходимость в активизации процесса социально-психологической адаптации студентов к требованиям вузовской среды, которая должна проводиться с помощью педагогов и психологов. Безусловно, велика роль внеучебной деятельности в повышении качества и ускорении этого процесса, но наиболее естественно, без дополнительных временных затрат она происходит в ходе освоения учебных дисциплин. В целом адаптация к условиям обучения в вузе включает в себя овладение способами взаимодействия в учебном коллективе и усвоения новых знаний, то есть тесно связана с процессами мышления и коммуникации. Процесс адаптации протекает в первые годы обучения, когда студенты осваивают общеобразовательные предметы, важное место среди которых занимают гуманитарные и языковые дисциплины, способствующие формированию коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность оценивается исследователями как необходимый компонент профессиональной компетентности представителя любого вида деятельности: ведь современный руководитель производства, грамотный специалист должен не только иметь багаж узкоспециальных знаний, но и уметь передавать информацию, организовывать успешное взаимодействие в коллективе. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, не может быть реализована без языковой (лингвистической) компетентности, и особым потенциалом в её реализации обладают именно языковые дисциплины. Исследователями языковая (лингвистическая) компетентность определяется как «системное качество личности, интегрирующее в себе

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

личностные коммуникативные качества, знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями и средствами, культурой общения как в социальной жизни, так и в профессиональной сфере, осознание личностью своих потребностей, ценностных ориентации и мотивов личностной коммуникации и её развития» [5].

Совершенствование языковой компетентности происходит по нескольким основным направлениям: улучшение коммуникативных навыков, умения структурировать мыслительный процесс; помощь в интеграции в социум в соответствии с выдвигаемыми им требованиями.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» большое внимание уделяется проблеме совершенствования коммуникативной культуры будущих специалистов, и наибольшими возможностями в этом обладает тема «Ораторское мастерство». Экскурс в историю ораторского искусства помогает понять, насколько важно уметь излагать свои мысли публично: великие ораторы своими речами влияли на ход важных событий. Студенты знакомятся с основными риторическими канонами, которые помогают правильно построить выступление и сделать его ярким, способным воздействовать на аудиторию; правилами организации взаимоотношений между оратором и его аудиторией. Большой интерес вызывают занятия, посвященные технике речи оратора, приемам тренировки голосового аппарата и возможностям использования не только вербальных, но и невербальных средств. Происходит знакомство с разными типами речей: эпидейктической, убеждающей, агитационной, информирующей, беседы, импровизации. Благодаря использованию интересного материала происходит вовлечение студентов в совместную деятельность, активизируется процесс адаптации к коллективу. Многие задания оказываются трудными, но дают толчок к самосовершенствованию, развитию коммуникативных навыков: например, просьба сказать комплимент соседу по парте. Поначалу комплименты высказываются неумело, скудными фразами; иногда в них превозносят те качества, которых нет в человеке. Но постепенно члены группы приходят к пониманию того, что хороший комплимент можно произнести лишь в том случае, когда ты внимателен к своему партнеру и видишь его хорошие стороны: тогда похвала будет уместной и красивой. Завершающее задание при изучении темы «Ораторское мастерство» заключается в составлении и произнесении небольшой речи в избранном студентом жанре; оно дает возможность преодолеть страх общения с аудиторией и услышать её мнение о своём выступлении. Происходит сближение членов коллектива: даже те, кто не выступал, имеют возможность включиться в совместную деятельность, в процесс обсуждения. Таким образом, активизируется процесс адаптации к деятельности в учебном коллективе, которая подразумевает умение излагать свои мысли и внимательно относиться к партнерам по общению. Этому в немалой мере помогает то, что получение теоретических знаний сопровождается практическими занятиями, организованными таким образом, что в ходе обучения постоянно востребована работа в группах, нацеливающая на непосредственную коммуникацию.

На последующих этапах обучения будущим специалистам технического профиля предстоит освоение сложных специальных дисциплин, изучение которых невозможно без умения структурировать материал, чётко организовать процесс мышления. Обучение в вузе носит более прагматичный характер, чем школьное обучение: оно формирует профессионала в определённой отрасли, и без систематизации мыслительных операций невозможно. Казалось бы, изучение языковых дисциплин не способствует организации мышления, но нельзя забывать о том, что язык - это система, и его изучение требует именно системного подхода, что адаптирует студентов к особенностям обучения в вузе и готовит их к восприятию специальных дисциплин.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

Процесс систематизации мышления начинается с совершенствования речевых навыков; необходимо помнить о том, что в психологии речь выступает как инструмент мышления. Очень важным оказывается совершенствование процесса восприятия информации, одной из составляющих которого является осознанное чтение. Важно научить студентов не только правильно относиться к восприятию информации: например, членить текст на части, уметь выделять главную мысль, но и готовить информацию для последующего восприятия, правильно составлять конспект. В современных условиях умение конспектировать, казалось бы, отходит на второй план, поскольку создается неограниченный доступ к любому учебному материалу, однако осознанное, прочное его усвоение возможно только при умении структурировать, которое развивается при совершенствовании навыков грамотного конспектирования.

С развитием навыков фиксации информации тесно связана проблема её запоминания. В ходе обращения к теме «Ораторское мастерство» происходит знакомство с мнемотехническими приемами и законами памяти, многие из которых составляют основу обучения в вузе: например, закон края, закон повторения, закон интереса. Происходит осознание студентами того, что прочное усвоение материала возможно лишь при его осознании, но в то же время при изучении некоторых дисциплин необходимо и механическое заучивание; создается особый цикл, когда неоднократное повторение приводит в итоге к осмыслению и прочному запоминанию. В процессе структурирования и фиксации информации проводится изучение особенностей таких мыслительных операций, как анализ и синтез, а также основных методов умозаключения: аналогии, индукции и дедукции.

Совершенствование языковой компетентности связано с развитием такого познавательного психического процесса, как воображение. При помощи него создаются лучшие образцы речевой деятельности человека. Но огромную роль играет оно и в техническом творчестве, помогая предвидеть результат научного или технического труда. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает развитие навыка подключения воображения при решении мыслительных задач; на это направлено выполнение творческих заданий, требующих выражения собственного мнения, например создание эссе.

При изучении языковых дисциплин в техническом вузе студенты включаются в процесс самостоятельной исследовательской деятельности, создавая тем самым предпосылки для последующего создания научных работ разных уровней. При самостоятельном исследовании процессов, происходящих в современном языке, студенты технических специальностей делают интересные, глубокие выводы, вникают в суть исследовательской деятельности. Чаще всего их привлекают проблемы использования заимствований в русском языке, неоправданное употребление жаргонизмов, особенности речи современной молодёжи, дискуссионные вопросы отношения к диалектному акценту и диалекту как явлению культуры.

Таким образом, при освоении языковых дисциплин ускоряется процесс адаптации к организации мыслительных операций в их вузовском формате, подразумевающем теоретическое и практическое профессиональное обучение, умение осваивать большие объемы информации в короткие сроки, структурировать, фиксировать, запоминать и воспроизводить её, используя при этом разные методы изложения материала, воображение, самостоятельный исследовательский подход к обучению.

Молодой человек, начинающий обучение в вузе, приобретает новый социальный статус, общество предъявляет к нему особые требования как к представителю интеллигенции; одним из важных качеств интеллигентного человека является высокий уро-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

вень его речевой культуры; возникает необходимость адаптации к этим высоким культурным требованиям, активизация которой возможна при изучении языковых дисциплин. Уже на первых занятиях происходит осознание содержания понятия «культура речи», включающего в себя теоретические знания в области языка и умение применять их на практике с учетом коммуникативной ситуации, т. е. не только знание правил и норм, но и умение использовать их в повседневной речи.

Очень важным становится изучение норм современного русского языка, без следования которым немыслима речь грамотного человека. Основные трудности вызывает соблюдение акцентологической нормы, требующей запоминания постановки ударения в словах; лексической нормы, предполагающей умение употреблять слова в зависимости от их значения; грамматической нормы, включающей в себя навыки использования в речи правильных форм слова.

При освоении дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты приходят к пониманию того, что несоблюдение норм приводит к использованию в общении такой формы существования языка, как просторечие. Знание форм существования русского языка и возможностей их использования в речи интеллигентного человека также необходимо будущему специалисту. При характеристике особенностей диалекта, профессионального и социального жаргона, просторечия и литературного языка уточняется круг их носителей и делается вывод о том, что в любой ситуации общения интеллигентный человек безоговорочно может использовать только литературный язык.

Современное общество предъявляет жесткие требования к речи и в части использования функциональных стилей современного языка: научного, публицистического, официально-делового и разговорного; вооружение знаниями об их особенностях также помогает активизировать адаптацию к вузовскому формату обучения. Изучение нормативной и стилистической составляющей языка, таким образом, помогает студентам адаптироваться к этическим требованиям общества к интеллигенции: говорить с нарушением норм - значит нарушать правила поведения в обществе.

Социально-психологическая адаптация студента к новым для него требованиям, которые выдвигает среда вуза, представляется сложным процессом; активизировать его поможет совершенствование речевой компетентности в основных аспектах: систематизация мыслительной деятельности, совершенствование коммуникативной составляющей процесса общения и соответствие требованиям общества к представителям интеллигенции. От успешности адаптации к учебной деятельности зависит следующий её этап - интеграция в профессиональную среду и успешная трудовая деятельность, что и является конечной целью обучения.

Ссылки на источники

1. Петраш Е. А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2009. - 28 с.

2. Кузьмина В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. - 28 с.

3. Хан О. Н. Возможности технологии встречных усилий в обучении студентов технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 11 (ноябрь). - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2012/12161.htm.

4. Хан О. Н. Технология встречных усилий в формировании творческого подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V11. - С. 3. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186110.htm.

5. Пискунова Е. Н. Формирование лингвистической компетентности студентов: дис. ... канд. пед. наук. -Димитровград, 2010. - С. 8.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1431.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm.

Olga Khan,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Ural State University of

Railway Transport, Ekaterinburg

okhan@bk.ru

Activation of socio-psychological adaptation of students in the process of improving language competence

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of activating the socio-psychological adaptation of students to study at a university in accordance with the requirements that the new environment establishes; it examines various forms of adaptation: superficial and complete, creating the possibility of organizing successful joint activities. The article presents the special possibilities of improving the language competence of students as a way to activate the adaptation process and its main directions: improving communication skills, the ability to structure mental processes; assistance in integration into society in accordance with the requirements put forward by it.

Key words: socio-psychological adaptation, learning environment, motivation, communicative competence,

speech competence, structuring of mental activity, mental operations.

References

1. Petrash, E. A. (2009). Social'no-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti v strukture professional'noj iden-tichnostina raznyh etapah professionalizacii: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Kursk, 28 p. (in Russian).

2. Kuz'mina, V. M. (2006). Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov v vuze: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Kursk, 28 p. (in Russian).

3. Han, O. N. (2012). "Vozmozhnosti tekhnologii vstrechnyh usilij v obuchenii studentov tekhnicheskogo vuza", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhumal"«Koncept", № 11 (noyabr'), pp. 81-85. Available at: http://e-koncept.ru/2012/12161.htm (in Russian).

4. Han, O. N. (2018). "Tekhnologiya vstrechnyh usilij v formirovanii tvorcheskogo podhoda k obucheniyu", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal"«Koncept", № V11, p. 3. Available at: http://e-kon-cept.ru/2018/186110.htm (in Russian).

5. Piskunova, E. N. (2010). Formirovanie lingvisticheskojkompetentnosti studentov: dis.... kand. ped. nauk, Dimitrovgrad, p. 8.: il. RGB OD, 61 10-13/1431 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 23.08.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.09.19

Принята к публикации Accepted for publication 05.09.19 Опубликована Published 30.10.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Хан О. Н., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.