Научная статья на тему 'Система организационно-педагогических условий, обеспечивающих внедрение проекта «Электронный журнал» в образовательной организации'

Система организационно-педагогических условий, обеспечивающих внедрение проекта «Электронный журнал» в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОКУМЕНТООБОРОТ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкина Елена Сергеевна

Целью нашего исследования являлось выяснение перечня организационно-педагогических условий для внедрения проекта «Электронный журнал». Автор предположил, что у данного проекта должна быть четкая система организационно-педагогических условий, от сформированности которой напрямую зависит успешность реализации проекта по внедрению электронного журнала в деятельность образовательной организации. Изучив опыт, автор представил свое видение системы организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации МКОУ СОШ № 5 г. Кирово-Чепецка Кировской области, для внедрения проекта «Электронный журнал и электронный дневник» (ЭЖ и ЭД). По авторской интерпретации, данная система представляет собой совокупность личностно-деятельностных, информационно-коммуникационных, учебно-методических, кадровых и материально-технических условий. Это утверждение проверялось посредством использования различных педагогических методов: общетеоретических (анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция и др.); теоретических (изучение психолого-педагогической литературы, моделирование и математические методы) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение документации, продуктов деятельности и опыта). По результатам проведенных бесед и интервью учителей, учеников и администрации образовательного учреждения были даны рекомендации для руководства данной образовательной организации по улучшению работы проекта. Итак, в ходе проведения исследования автор достиг поставленной цели и выяснил, что организационно-педагогические условия внедрения электронных журналов действительно можно представить в виде системы. Ее полнота и целостность явились причиной высокой эффективности внедрения данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of organizational and pedagogical conditions to ensure the implementation of the project “Electronic Journal” in an educational organization

The aim of the scientific research was to create a system of organizational and pedagogical conditions for the implementation of the project “Electronic Journal”. The author suggested that successful implementation of the project depends on the quality of the system of organizational and pedagogical conditions. After the research of the practical experience, the author presented his vision of organizational and pedagogical conditions in secondary school № 5 (Kirovo-Chepetsk, Kirov region) for the implementation of the project “Electronic journal and an Electronic diary”. According to the author's interpretation, the system is a set of student-activity, information and communication, methodical, personnel and technical conditions. This theoretical conclusion was verified by the following methods: general theoretical methods (analysis, synthesis, generalization, classification, induction, deduction, etc.); theoretical methods (reading of psycho-pedagogical literature, modeling and mathematical methods) and empirical methods (observation, interview, reading documents, product performance and familiarization experience). Conversations and interviews of teachers, students and administrators of educational institutions resulted in recommendations for the management of the educational organization for the advancement of the project. So, the author has reached the goal. The author has found a way that allowed the organizational and pedagogical conditions of introduction of electronic journals represented as a system. The completeness and integrity of the system became the basis for high performance implementation of the project.

Текст научной работы на тему «Система организационно-педагогических условий, обеспечивающих внедрение проекта «Электронный журнал» в образовательной организации»

Е. С. Зыкина

19

УДК 371.268

Е. С. Зыкина

Вятский государственный гуманитарный университет, Киров

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью нашего исследования являлось выяснение перечня организационно-педагогических условий для внедрения проекта «Электронный журнал». Автор предположил, что у данного проекта должна быть четкая система организационно-педагогических условий, от сформированности которой напрямую зависит успешность реализации проекта по внедрению электронного журнала в деятельность образовательной организации. Изучив опыт, автор представил свое видение системы организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации МКОУ СОШ № 5 г. Кирово-Чепецка Кировской области, для внедрения проекта «Электронный журнал и электронный дневник» (ЭЖ и ЭД). По авторской интерпретации, данная система представляет собой совокупность личностно-деятельностных, информационно-коммуникационных, учебно-методических, кадровых и материально-технических условий. Это утверждение проверялось посредством использования различных педагогических методов: общетеоретических (анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция и др.); теоретических (изучение психолого-педагогической литературы, моделирование и математические методы) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение документации, продуктов деятельности и опыта). По результатам проведенных бесед и интервью учителей, учеников и администрации образовательного учреждения были даны рекомендации для руководства данной образовательной организации по улучшению работы проекта. Итак, в ходе проведения исследования автор достиг поставленной цели и выяснил, что организационно-педагогические условия внедрения электронных журналов действительно можно представить в виде системы. Ее полнота и целостность явились причиной высокой эффективности внедрения данного проекта.

Ключевые слова: электронный журнал, электронный дневник, организационно-педагогические условия, документооборот, проект.

С 2014 года все образовательные организации России приобщились к новому для себя виду документооборота - электронным журналам и электронным дневникам. Их внедрение регламентировалось специально созданными методическими рекомендациями, и на сегодняшний день мы можем говорить о заключительных этапах внедрения проекта «Электронный журнал и электронный дневник» («ЭЖ и ЭД») в школах, лицеях и гимназиях. На данном этапе целесообразно проводить оценки эффективности проекта, теоретически подытоживать результаты внедрения.

Именно в целях теоретического обобщения мы исследовали опыт внедрения проекта в одной из российских школ - МКОУ СОШ № 5 г. Кирово-Чепецка, собирая информацию о системе организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации для внедрения проекта «ЭЖ и ЭД». В результате исследования была разработана система организационно-педагоги-

ческих условий, определяющих успешность внедрения данного проекта. Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность внешних (педагогических) и внутренних (организационных) условий, необходимых для внедрения проекта. Они представляет собой совокупность личностно-деятельностных, информационнокоммуникационных, учебно-методических, кадровых и материально-технических условий (табл.).

Организационно-педагогические

• Личностно-деятельностные

• Информационно-коммуникационные

• Учебно-методические

• Кадровые

• Финансовые

• Материально-технические

• Нормативно-правовые

• Условия по защите персональных данных

• Потенциал образовательной организации

© Зыкина Е. С., 2015

20

Педагогические науки

Личностно-деятельностные условия включают в себя активную позицию педагогов и родителей в процессе внедрения проекта, включающую в себя мотивацию педагогов и учеников к использованию портала «Электронный журнал», готовность к инновационной деятельности администрации образовательной организации.

Под информационно-коммуникативными условиями понимают наличие сайта/автономной системы электронного журнала; создание условий для обмена мнениями между преподавателями, учениками и их родителями (законными представителями); использование виртуального образовательного пространства.

Говоря об учебно-методических условиях, мы имеем в виду создание учебно-методических пособий и нормативной документации для внедрения системы «Электронный журнал» и ее дальнейшей эксплуатации; проведение курсов для учителей; разработку обучающих и развивающих программ в системе «Электронный журнал» и осознанное использование их субъектами; создание творческих и развивающих групп в системе «Электронный журнал» для учителей и учеников; формирование, отбор и совершенствование учебного материала.

Кадровая поддержка реализации инновационного проекта реализуется в кадровых условиях, вопросы материально-технической поддержки инновационного проекта и обеспеченности субъектов проекта современными информационными технологиями и коммуникационными средствами - в материально-технических условиях [1; 2; 3].

Ознакомившись с особенностями работы системы электронный дневник в МКОУ СОШ № 5, мы пришли к следующим выводам.

Личностно-деятельностные условия: инновационный потенциал педагогов и администрации школы на высоком уровне, и по результатам мониторингов (с 2001 до 2015 года) составляет не менее 67 %. А вот мотивация учеников к использованию портала «Электронный журнал» варьируется от их жизненной ситуации и позиции, настроенности на обучение и возможности выхода в Интернет. Мы столкнулись с тем, что в образовательной организации встречаются ученики и родители (законные представители), которые активно ведут работу с электронным дневником, и ученики и родители, которые не отслеживают оценки в электронных дневниках. В данном случае ситуацию «спасает», как и прежде, только

работа классных руководителей по информированию родителей об отметках их детей в стандартных бумажных дневниках ученика.

Информационно-коммуникативные условия: школа активно использует электронные дневники и электронные журналы в своей деятельности, информирует с их помощью субъектов об изменениях в расписании и важных событиях в жизни школы, выступает в качестве виртуального образовательного пространства для взаимодействия между преподавателями, учениками и их родителями (законными представителями).

Учебно-методические условия: в школе разработаны локальные нормативно-правовые акты, не противоречащие законодательству Российской Федерации, касающиеся работы «Электронного журнала» в образовательной организации (Устав; Договор ОУ с родителями; Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности их промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; Положении о хранении работ обучающегося и информации о его достижениях). В школе проводились курсы обучения работы в системе «Электронный дневник», на педсоветах и рабочих совещаниях оперативно решаются насущные проблемы в его функционировании. В случае наступления экстренных ситуаций (потребность в оказании скорой медицинской помощи и экстренном информировании родителей (законных представителей)) решения принимаются администрацией в соответствии с разработанными рекомендациями.

Кроме того, на сайте «Электронный журнал», который использует школа («Дневник.ру»), предоставлены возможности по консолидации субъектов в группы по интересам.

Кадровые условия: директор школы старается привлекать в штат сотрудников школы молодые кадры (в 2014-2015 году у МКОУ СОШ № 5 лидирующее место по количеству молодых специалистов, получающих социальные выплаты от Министерства образования Кировской области), а также стимулировать педагогический состав к ведению инновационной деятельности. Так, роль помощника администратора системы «Электронный дневник» передавалась и молодым специалистам, ими же существенно был реорганизован сайт образовательной организации.

Материально-технические условия: данный вид условий - самый проблемный в ряде школ России. И МКОУ СОШ № 5 в этом вопросе также не стала исключением. Была необходимость

Е. С. Зыкина

21

в налаживании технических вопросов в процессе внедрения проекта. У учителей не было компьютера на рабочем месте, и заполнять электронный журнал приходилось в свободное от работы время, перенося отметки из персональной тетрадки учителя в систему «ЭЖ и ЭД». Причем это можно было сделать либо в кабинете информатики в неудобное для многих время (с 15.30 до 17.00), либо используя собственные технические устройства (планшеты, ноутбуки). Но эта проблема была успешно решена. С 22 февраля 2015 года школа закупила оборудование в рамках проекта «Доступная среда» (школа обучает детей с ограниченными возможностями), и все рабочие места были оборудованы надлежащим образом.

Проблемным по-прежнему остается вопрос о перебоях работы системы «Электронный дневник». Несколько раз в месяц по утрам, не в рамках технического перерыва и без предупреждений, работа системы замедлялась, и войти в нее становилось невозможно. Необходимо заметить, что эти проблемы оперативно решались, и суточного перерыва в течение всего годичного периода работы в данном образовательном учреждении мы не заметили.

Еще одно замечание в работе проекта - в системе «Дневник.ру» отметки закрепляются в базе данных через определенное количество времени. Данное закрепление оценок через две недели после их получения не дает редактировать исправленные оценки (что бывает необходимо в случаях непредвиденных ситуаций: наступления карантина, выхода на больничный учителя, отъезда ученика и т. д.), и в результате в итоговых оценках получаются погрешности. Мы расцениваем этот факт как негативный и предлагаем учителю разрешить вносить поправки и в последующие сроки. Стоит отметить, что на момент написания данной статьи (ноябрь 2015 г.) этот вопрос был решен, и исправление отметок стало возможным в случае одобрения данного решения директором школы после письменного заявления учителя: администратор электронного журнала допускал учителя к исправлению отметок. Но для этого необходимо убедительно аргументировать причины задержки выставления отметок.

Подводя итоги, отметим, что система организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации, является достаточной для работы проекта. Разработанность каждой группы условий находилась и находится на разном уровне, но все ключевые проблемные вопросы были решены.

_________Ш___________

1. Березина М. Г. Педагогические условия реализации интегративного инновационного проекта «Акмеологичес-кая школа - школа здоровья» диссертации на соискание ученой степени, 2009 г. «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина». URL: http://www.pandia.ru/393832/ свободный.

2. Боровик. Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы // Народное образование. 2013. № 1. С. 99-103.

3. Гусейнова Н. Ч., Сурат И. Л. К вопросу об оценке целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования // Транспортное дело России. 2009. № 9. С. 28-33.

4. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 26-30.

5. Макарова А. Б., Крылов Д. А. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 49-52.

1. Berezina M. G. Pedagogicheskie usloviya realizatsii integrativnogo innovatsionnogo proekta «Akmeologicheskaya shkola - shkola zdorov'ya» dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni, 2009 g. «Leningradskii gosudarstvennyi universitet imeni A. S. Pushkina». URL: http://www.pandia.ru/393832/ svobodnyi.

2. Borovik. Elektronnyi klassnyi zhurnal, shkol'nyi dnevnik, uchebniki: problemy i perspektivy. Narodnoe obrazovanie. 2013, No. 1, pp. 99-103.

3. Guseinova N. Ch., Surat I. L. K voprosu ob otsenke tselevoi i ekonomicheskoi effektivnosti innovatsionnykh proektov v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya. Transportnoe delo Rossii. N. Ch. Guseinova. 2009. No. 9. Pp. 28-33.

4. Korotkov S. G., Krylov D. A. Osobennosti organizacii proizvodstvennoj praktiki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 1 (16). Pp. 26-30.

5. Makarova A. B., Krylov D. A. Realizacija Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v obrazovatel'nyh organizacijah: problemy i perspektivy. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 2 (17). Pp. 49-52.

Статья поступила в редакцию 4.11.2015 г.

22

Педагогические науки

E. S. Zikina

Vyatka State University of Humanities, Kirov

THE SYSTEM OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO ENSURE THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT “ELECTRONIC JOURNAL” IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The aim of the scientific research was to create a system of organizational and pedagogical conditions for the implementation of the project “Electronic Journal”. The author suggested that successful implementation of the project depends on the quality of the system of organizational and pedagogical conditions. After the research of the practical experience, the author presented his vision of organizational and pedagogical conditions in secondary school № 5 (Kirovo-Chepetsk, Kirov region) for the implementation of the project “Electronic journal and an Electronic diary”. According to the author's interpretation, the system is a set of student-activity, information and communication, methodical, personnel and technical conditions. This theoretical conclusion was verified by the following methods: general theoretical methods (analysis, synthesis, generalization, classification, induction, deduction, etc.); theoretical methods (reading of psycho-pedagogical literature, modeling and mathematical methods) and empirical methods (observation, interview, reading documents, product performance and familiarization experience). Conversations and interviews of teachers, students and administrators of educational institutions resulted in recommendations for the management of the educational organization for the advancement of the project. So, the author has reached the goal. The author has found a way that allowed the organizational and pedagogical conditions of introduction of electronic journals represented as a system. The completeness and integrity of the system became the basis for high performance implementation of the project.

Keywords: electronic journal, electronic diary, organizational and pedagogical conditions, document circulation, project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.