Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА'

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварева Любовь Васильевна, Шурыгина Юлия Александровна

В статье обосновывается роль и место конкурса педагогического мастерства студентов-будущих педагогов в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование» (с двумя профилями). Представлен анализ современных научных материалов, связанных с вопросом организации конкурса профессионального мастерства студентов, а также условий расширения субъектного опыта. Обращается внимание на необходимость формирования профессиональной идентичности, расширяющей субъектный опыт будущих педагогов, на примере опыта организации конкурса профессионального мастерства студентов «Педагогический дебют» на базе Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Авторами предпринимается попытка соотнести конкурсные испытания с формируемыми универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в рамках ФГОС ВО. В статье рассматривается идея организации профессиональных конкурсов с позиции расширения субъектного опыта бакалавров-будущих педагогов и формирования профессиональной идентичности. Описаны цели и этапы конкурса профессионального мастерства студентов, представлена программа конкурсных испытаний. Особое внимание уделено содержанию конкурсных этапов с позиции формирования профессиональных компетенций, расширяющих субъектный опыт бакалавров. Делается вывод о целесообразности организации профессиональных конкурсов педагогического мастерства студентов для более раннего формирования профессиональной идентичности, восприятия себя как субъекта деятельности, формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, а также расширения практико-ориентированных задач в системе вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шварева Любовь Васильевна, Шурыгина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECT EXPERIENCE FUTURE TEACHER THROUGH A PROFESSIONAL COMPETITION

The article substantiates the role and place of the competition of pedagogical skills of students-future teachers in the system of professional training of bachelors in the field of training "Pedagogical education" and "Pedagogical education" (with two profiles). The analysis of modern scientific materials related to the organization of the competition of professional skills of students, as well as the conditions for the expansion of subjective experience is presented. Attention is drawn to the need for the formation of professional identity, expanding the subjective experience of future teachers, on the example of the experience of organizing a competition of professional skills of students "Pedagogical Debut" on the basis of the Penza State Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky Penza State University. The authors make an attempt to correlate competitive tests with the formed universal, general professional and professional competencies within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The article discusses the idea of organizing professional competitions from the perspective of expanding the subjective experience of bachelors-future teachers and the formation of professional identity. The objectives and stages of the competition of professional skills of students are described, the program of competitive tests is presented. Special attention is paid to the content of the competitive stages from the point of view of the formation of professional competencies that expand the subject experience of bachelors. The conclusion is made about the expediency of organizing professional competitions of pedagogical skills of students for the earlier formation of professional identity, perception of oneself as a subject of activity, the formation of competencies provided for by the Federal State Educational Standard of Higher Education, as well as the expansion of practice-oriented tasks in the system of university education

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА»

pedagogicheskom-vuze-soderzhanie-problemy-perspektivy-razvitiya.

2. Макеева Екатерина Дмитриевна Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // СНВ. - 2014. - №1 (6). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-organizatsii-estestvennonauchnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-perehoda-na-fgos-tretiego-pokoleniya.

3. Прозументова Галина Николаевна, Сорокова Лариса Анатольевна Анализ и оценка студентами классического университета результатов преподавания курса «Педагогика» // Ped.Rev. - 2015. - №4 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-studentami-klassicheskogo-universiteta-rezultatov-prepodavaniya-kursa-pedagogika (дата обращения: 22.05.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков» Шварева Любовь Васильевна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и методика

преподавания иностранных языков» Шурыгина Юлия Александровна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

Аннотация. В статье обосновывается роль и место конкурса педагогического мастерства студентов-будущих педагогов в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование» (с двумя профилями). Представлен анализ современных научных материалов, связанных с вопросом организации конкурса профессионального мастерства студентов, а также условий расширения субъектного опыта. Обращается внимание на необходимость формирования профессиональной идентичности, расширяющей субъектный опыт будущих педагогов, на примере опыта организации конкурса профессионального мастерства студентов «Педагогический дебют» на базе Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Авторами предпринимается попытка соотнести конкурсные испытания с формируемыми универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в рамках ФГОС ВО. В статье рассматривается идея организации профессиональных конкурсов с позиции расширения субъектного опыта бакалавров-будущих педагогов и формирования профессиональной идентичности. Описаны цели и этапы конкурса профессионального мастерства студентов, представлена программа конкурсных испытаний. Особое внимание уделено содержанию конкурсных этапов с позиции формирования профессиональных компетенций, расширяющих субъектный опыт бакалавров. Делается вывод о целесообразности организации профессиональных конкурсов педагогического мастерства студентов для более раннего формирования профессиональной идентичности, восприятия себя как субъекта деятельности, формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, а также расширения практико-ориентированных задач в системе вузовского обучения.

Ключевые слова: высшая школа, технология профессионального образования, компетенция, бакалавры педагогического образования, профессиональная идентичность, субъектный опыт.

Annotation. The article substantiates the role and place of the competition of pedagogical skills of students-future teachers in the system of professional training of bachelors in the field of training "Pedagogical education" and "Pedagogical education" (with two profiles). The analysis of modern scientific materials related to the organization of the competition of professional skills of students, as well as the conditions for the expansion of subjective experience is presented. Attention is drawn to the need for the formation of professional identity, expanding the subjective experience of future teachers, on the example of the experience of organizing a competition of professional skills of students "Pedagogical Debut" on the basis of the Penza State Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky Penza State University. The authors make an attempt to correlate competitive tests with the formed universal, general professional and professional competencies within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The article discusses the idea of organizing professional competitions from the perspective of expanding the subjective experience of bachelors-future teachers and the formation of professional identity. The objectives and stages of the competition of professional skills of students are described, the program of competitive tests is presented. Special attention is paid to the content of the competitive stages from the point of view of the formation of professional competencies that expand the subject experience of bachelors. The conclusion is made about the expediency of organizing professional competitions of pedagogical skills of students for the earlier formation of professional identity, perception of oneself as a subject of activity, the formation of competencies provided for by the Federal State Educational Standard of Higher Education, as well as the expansion of practice-oriented tasks in the system of university education

Key words: higher school, technology of vocational education, competence, bachelors of pedagogical education, professional identity, subject experience.

Введение. Вопросы профессионального становления будущего учителя и формирования его как субъекта профессиональной деятельности являются важной составляющей современного отечественного образования. Утверждённый 22 февраля 2018 года федеральный образовательный стандарт высшего образования и разработанные на его основе программы направления подготовки Педагогическое образование ориентируют на формирование готовности будущих специалистов к выполнению трудовых функций по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях [1]. Это диктует необходимость поиска условий формирования у выпускников профессиональных качеств личности, позволяющих выстраивать образ себя как учителя уже на протяжении обучения в вузе до начала осуществления профессиональной педагогической деятельности. Одним из маркеров успешного профессионального развития является формирующаяся профессиональная идентичность как результат интеграции процессов профессионального самоопределения, включая отождествление себя как субъекта профессиональной деятельности и умение соотносить себя с другими. Это продукт долгого личностного и профессионального развития, который может формироваться через широкий спектр производственных и научных практик, которые «предоставляют индустрию возможностей» для формирования профессиональных компетенция [11, С. 479]. Таким же развивающим потенциалом обладают профессиональные конкурсы. Включение студентов в конкурсы профессионального педагогического мастерства на этапе обучения в вузе позволяет чётче идентифицировать себя с профессией и раньше

достигать тех уровней овладения профессией, которые сложно формируются лишь только в образовательном процессе получения знаний. В этой связи цель исследования - описание роли формирования профессиональной идентичности в расширении субъектного опыта студентов-будущих учителей посредством профессионального конкурса педагогического мастерства.

Изложение основного материала статьи. Методами научного исследования являются анализ программных документов высшей школы, синтез материалов, посвящённых проблемам формирования субъектного опыта, профессиональной идентичности и проблемам организации профессиональных конкурсов, а также эмпирические методы: описание опыта проведения конкурса педагогического мастерства студентов «Педагогический дебют» на базе Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование» (с двумя профилями). Материалом для исследования послужили задания для конкурсных испытаний, обеспечивающие будущим педагогам условия формирования профессиональной идентичности и расширения субъектного опыта.

В настоящее время изучение проблемы расширения субъектного опыта в процессе профессиональной подготовки вызывает интерес учёных, занимающихся вопросами развития педагогической науки [7-9]. Исследователями выделяются аспекты проблемы, связанные с:

- формированием субъектного опыта в общем смысле (Т.В. Дмитриева, Е.П. Желтова, Н.А. Жесткова, М.В. Клименко, И.А. Котова, О.С. Лаврентьева, В.И. Тарасова, О.В. Шакирова, Н.Г. Щербанева и др.);

- формированием субъектного опыта с учётом профильной подготовки (Н.Л. Будахина, С.Ю. Алькова, М.М. Дудашев, Е.В. Князева, В.В. Ковров, М.Г. Марченко, А.В. Непомнящий, А.Г. Старовойтова, Н.С. Холодковская, А.Д. Чекина и др.);

- формированием субъектного опыта студентов-будущих педагогов (Н.И. Бердник, Г.Н. Петрова, О.С. Подлесская, Ю.Н. Синицын, С.В. Тимофеева, Е.А. Цыбина, О.В. Шереметьева, Т.В. Юрченко и др.).

В свою очередь на сегодняшний день проблема формирования профессиональной идентичности в процессе профессионального самоопределения и приобретения субъектного опыта является широко дискутируемой научными кругами, как в теоретических, так и в прикладных исследованиях [2, 3, 4, 5, 6].

Исследователями рассматриваются такие вопросы, как:

- особенности формирования профессиональной идентичности в широком смысле (Ю.Ю. Александрова, К.Ю. Брешковская, К. Будауд, Л.С. Бурлаченко, С.А. Виноградова, С.А. Гапонова, В.В. Костянов, С.Г. Ловков, Н.С. Пряжников, Е.Н. Руднева, Л.С. Румянцева, Ю.А. Сыченко, К.В. Трофимова, Т.А. Фугелова и др.);

- особенности формирования профессиональной идентичности с учётом профиля подготовки (В.С. Агапов, Е.С. Игнатенко, К.А. Галкин, Н.А. Кетова, А.М. Кондратьева, Ю.А. Кубатина, М.А. Куракин, П.С. Пухно, В. С. Симонова, С.И. Черникова, О.С. Чибисова, В.А. Шибаева и др.);

- особенности формирования профессиональной идентичности студентов-будущих педагогов (Т.Ю. Алексеева, Е.Г. Белякова, М.М. Борисова, С.А. Быков, Д.П. Заводчиков, И.Г. Захарова, Е.В. Лебедева, Е.В. Неумоева-Колчеданцева, Ю.В. Свободина, О.В. Никитина, Н.В. Чекалёва, И.В. Чеботарёва и др.).

Внимание к вопросу расширения субъектного опыта студентов повлёк за собой ряд интересных исследований. Однако работы, направленные на описание роли профессиональных конкурсов в формировании профессиональной идентичности и расширении субъектного опыта студентов-будущих педагогов остаются малоизученными. Выявленное противоречие обусловливает целесообразность описания опыта организации конкурса педагогического мастерства студентов педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.

Ежегодный конкурс профессионального педагогического мастерства студентов «Педагогический дебют» объединяет все факультеты Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского, а также кафедры, выпускающие бакалавров педагогического образования. В конкурсных испытаниях принимают участие студенты-будущие учителя математики, русского языка, литературы, географии, биологии, химии, истории, обществознания, иностранных языков (английского, немецкого, французского), а также будущие педагоги-психологи и логопеды-дефектологи. Общее количество участников, задействованных в подготовительном марафоне, а также студентов, непосредственно входящих в состав команд на всех этапах реализации конкурса ежегодно составляет 150-200 человек.

Цель конкурса «Педагогический дебют» - самореализация субъектов образовательного процесса, побуждающая к поиску личностно-значимого смысла профессии, обогащению и расширению профессионального самосознания за счет углубления и обогащения знаний и опыта.

В связи с этим указанная выше цель обращает нас к решению ключевых задач профессионального образования, императивом которых является призыв «якорить» свою профессиональную идентичность. Наставниками в подготовке команд-участников выступают преподаватели кафедр, чаще кандидаты педагогических наук, имеющие богатый теоретический опыт в изучении роли организационно-педагогических условий в образовании и практический опыт участия в конкурсных движениях лично и/или копыт сопровождения подготовки команд к профессиональным конкурсам.

Таблица 1

Программа испытаний профессионального конкурса «Педагогический дебют»

Дата/Время Конкурсные задания Место проведения/участники

С 28.02.22 г. по 03.03.22 г. Урок в незнакомом классе. Школа / Участвуют студенты 4-5 курсов.

С 28.02.22 г. по 03.03.22 г. Воспитательное мероприятие по одному из направлений, определяемых жеребьевкой. Школа. Участвует вся команда.

09.03.2022 г. (четверг) 15.30-17.00 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в работе учителя. ПГУ, 11-233. Участвует 1 человек. Команда присутствует в качестве зрителей.

14.03.2022 г. (понедельник) 15.30-17.00 Интеллектуальная игра «Эрудит». Вопросы из различных областей знаний, в том числе и из области педагогики и психологии. ПГУ, 11-233. Участвует вся команда.

16.03.2022 г. (среда) 15.30-17.00 1. Педагогический анализ русского фольклора. 2. Проектирование педагогической системы. Участникам команды необходимо актуализировать ПГУ, 11-233. Участвует вся команда.

знания о педагогах и их идеях воспитания: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко.

21.03.2022 г. 14.00-17.00 1. Творческая презентация команд «Педагогический коллаж». 2. «Озвучка фрагмента из фильма» с педагогической проблематикой. Подведение итогов конкурса. Актовый зал. Участвует вся команда.

Профессиональный конкурс педагогического мастерства студентов является дополнительным инструментом в режиме «тонкой настройки» профессиональной идентичности и расширения субъектного опыта на уровне высшего образования. В ходе профессионального конкурса содержанием конкурсных испытаний предусмотрено выполнение заданий, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению Педагогическое образование. Подчеркнём, что это хороший конкурс, рассматриваемый нами как деятельность развития личности, а не только как деятельность приобретения знаний (по В.В. Давыдову). Это ценно, как ценностная ориентация.

Результат участия в конкурсе заключается в том, что у будущего учителя появляется картина педагогического мира с причинно-следственными связями.

Традиционная методическая подготовка будущих учителей строится от теории к практике, от общего к частному, что своим недостатком имеет отсутствие условий для формирования методических смыслов. Если переход от теории к практике замедлен, то происходит лишь формальное формирование методических смыслов, осмысливать который в полной мере помогает профессиональный конкурс. Принципиально важным считаем положение о том, что «только та образовательная среда бывает эффективной, где создаются условия для раннего включения обучающегося в те формы отношений и выстраивания тех культурных связей, которые поддерживали бы естественный ход вещей: помогали бы найти, а затем укрепить те субъектные действия, которые стали бы максимально востребованными и полезными в его дальнейшей профессиональной педагогической траектории» [10, С. 24]. В контексте нашего исследования подчеркнём, что профессиональный конкурс педагогического мастерства студентов является необходимой средой для взращивания профессиональных позиций.

Рассмотрим пример заданий для конкурсных испытаний в таблице 2.

Таблица 2

Примеры конкурсных испытаний и формируемых компетенций

Конкурсное испытание Формируемая универсальная (УК), общепрофессиональная (ОПК) и профессиональная компетенция (ПК)

1. Урок в незнакомом классе. Тема урока определяется участником данного конкурсного испытания по согласованию с учителем-предметником, реализующим образовательный процесс в данном классе. По окончании урока, конкурсант проводит краткий самоанализ урока, включающий в себя: определение целей и задач, которые ставил перед собой конкурсант; аргументированный анализ (с указанием критериев) результатов урока (положительных и отрицательных). Регламент - 45 минут. Максимальное количество баллов - 40. ПК-1. Способность реализации образовательных программ различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. ПК-2. Способность осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов.

2. Воспитательное мероприятие. Команда готовит и проводит мероприятие по одному из направлений воспитания (определяется с помощью жеребьевки): гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, здоровьесерегающее, экологическое, воспитание семейных ценностей, интеллектуальное, формирование коммуникативной культуры, правовое воспитание и культура безопасности. Форму проведения мероприятия определяют участники конкурса. Регламент - 45 минут. Максимальное количество баллов - 40. ОПК-3. Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. ОПК-4. Способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

3. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) в работе учителя. Конкурсант демонстрирует возможности применения цифрового образовательного ресурса на уроке. Формат - фрагмент урока с использованием ЦОР. Регламент выступления конкурсанта - до 10 минут, на вопросы членов жюри - до 5 минут. Максимальное количество баллов - 15. ИПК-1.4. Способность обосновывать выбор методов обучения и образовательных технологий, применение их в образовательной практике, исходя из особенностей содержания учебного материала, возраста и образовательных потребностей обучаемых.

4. Интеллектуальная игра «Эрудит». Участники конкурса отвечают на вопросы из различных областей знаний. Максимальное количество баллов - 10. УК-1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

5. Педагогический анализ русского фольклора. Участники конкурса проводят педагогический анализ одного и жанров фольклора. Максимальное количество баллов - 5. УК-5. Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

6. Проектирование педагогической системы. Команда пишет проект по предложенной теме. Результаты работы команды должны быть представлены в виде презентации с УК-6. Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования

комментарием одного из участников команды. Для работы участникам выдаются ноутбуки с выходом в Интернет. Требования к оформлению медиафайлов: Количество слайдов - не менее 10-15, информативность, наглядность, грамотность изложения материала, наличие таблиц, блок-схем, графиков, рисунков и т.п.. Время: на выполнение задания - 45 минут, на презентацию проекта - до 5 минут, на вопросы жюри - до 5 минут. Максимальное количество баллов - 15. в течение всей жизни. ОПК-5. Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

7. Творческая презентация «Педагогический коллаж». Команда представляет мультимедиа-презентацию, в которой должна быть отражена следующая информация: название и девиз команды, капитан команды и ее участники (учебная, научная, общественная деятельность), руководители команды, осуществляющие ее подготовку (не более 2-х), факультет. Требования к оформлению презентации: количество слайдов не более 15, презентация не должна включать видео-, аудиоматериалы. Регламент - до 7 минут. Максимальное количество баллов - 15 баллов. ПК-6. Способность организовывать деятельность, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

8. Конкурс «Озвучка». Участники конкурса получают отрывок из художественного/мультипликационного фильма продолжительностью до 3, 5 минут. Задание: переозвучить сюжет таким образом, чтобы в тексте были затронуты проблемы, содержание современного образования и воспитания. Максимальное количество баллов - 10. ОПК-1. Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Выводы. Таким образом, профессиональный конкурс студенческого мастерства «Педагогический дебют» является условием профессиональной подготовки бакалавров - будущих педагогов и способствует формированию и расширению их субъектного опыта, выражающегося:

1) в более раннем проявлении профессиональной идентичности благодаря быстрому переходу от теоретических знаний, осваиваемых на учебных дисциплинах, к их практическому применению в условиях создаваемой в рамках конкурса образовательной среды;

2) в положительном восприятии себя как субъекта профессиональной деятельности благодаря принадлежности к профессиональному сообществу и профессиональной культуре как образца;

3) в соответствии профессиональной подготовки будущих педагогов реальной практике благодаря возможности формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС ВО;

4) в изменении представлений о своих личностных возможностях как субъекта деятельности;

5) в понимании необходимости дополнения традиционного обучения методике преподавания дисциплин практико-ориентированными задачами, которые широко представлены конкурсами профессионального мастерства.

В связи с этим целесообразным становится расширение участия студентов в конкурсах профессионального мастерства для формирования профессиональной идентичности как важнейшего критерия расширения субъектного опыта будущих педагогов.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020.

2. Александрова, Ю.Ю. Проблема соотношения «профессиональной идентичности» и «идентичности субъекта профессионального самоопределения» / Ю. Ю. Александрова, Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева // Профессиональное образование. Столица. - 2019. - № 12. - С. 14-18.

3. Гапонова С. А. Профессиональная идентичность как новообразование учебно-профессиональной деятельности / С.А. Гапонова, С.Г. Ловков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - № 1 (51). - С. 56-64.

4. Мосиенко, О.С. Профессиональная идентичность и ее роль в профессиональной социализации студенческой молодежи / О.С. Мосиенко // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: Материалы V Тюменского международного социологического Форума, Тюмень, 05-06 октября 2017 года. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2017. - С. 458-462.

5. Бурлаченко, Л.С. Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества / Л.С. Бурлаченко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 1. - С. 36-40.

6. Брешковская, К.Ю. Становление субъектности студентов педагогического вуза как критерий качества современного образования / К.Ю. Брешковская, С.П. Будникова, Е.В. Декина, Т.И. Куликова, С.В. Пазухина, Н.А. Пронина, Е.В. Романова, И.Л. Федотенко, К.С. Шалагинова, Э.В. Шелиспанская. Под редакцией К.С. Шалагиновой. - Варшава: iScience Sp. z о. о., 2019. - 192 с.

7. Будахина, Н.Л. Формирование субъектного опыта студентов-бакалавров в процессе внеучебной деятельности / Н.Л. Будахина // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4(77). - С. 20-23.

8. Макарченко, М. Г. Структура методической подготовки будущих учителей математики на основе изучения их субъектного опыта / М.Г. Макарченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 68. - С. 117-124.

9. Татьянина, Т.В. Роль субъектного опыта в профессиональной компетентности будущего учителя / Т.В. Татьянина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 62-69.

10. Шварева, Л.В. Построение профессиональных траекторий развития педагогической субъектности в образовательной среде вуза / Л.В. Шварева, Е.Ю. Алешина, Е.А. Шибанова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 1. - С. 24.

11. Шварева, Л.В. Производственная практика (педагогическая) как условие формирования субъектного опыта бакалавров педагогического образования / Л.В. Шварева // Педагогический журнал. - 2021. - Т. 11. - № 5-1. - С. 478-486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.