7. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности / Никифоров, Г.С. - СПГУ, 2017. -С. 220-222.
8. Орел, В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 90-101.
9. Родин, В.Ф. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 227-230.
10. Соловьев, М.Н. Психологическая устойчивость личности как «инструмент» от стресса // Вестник Курганского государственного университета. - 2019. - № 2 (53). - С. 70-74.
11. Спиридонов, В.Ф. К исследованию средств творческого мышления в проблемных ситуациях различных типов // Вестник МГУ, сер. 14, Психология. - 1991. - № 2. - С. 41-48.
12. Федотов, С.Н., Кравченко А.В., Осипова А.С. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта сотрудников силовых структур / С.Н. Федотов, А.В. Кравченко, А.С. Осипова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 1 (61). - С. 106-108.
Педагогика
УДК 13.00.02
кандидат биологических наук, старший преподаватель Чотчаева Рейханат Рашидовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат биологических наук, доцент Эркенова Мадина Асхатовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В рамках модернизации системы образования российские вузы реализуют федеральные государственные образовательные стандарты. С переходом к компетентностному образованию и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов привело к проблеме качества и оценки образования. В данной статье рассматриваются особенности естественнонаучного образования студентов педагогических направлений подготовки. Указывается на необходимость расширения естественнонаучного опыта студентов педагогических направлений через изучение ЕНКМ. Авторами анализируется опыт трех лет практики преподавания курса «Естественнонаучная картина мира» в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева». В исследовании приняло участие 360 студентов педагогических направлений подготовки. Данные были проанализированы в совокупности за три года, в течение которых нами преподавался курс. В ходе проведения исследования использовался метод анкетирования.
Ключевые слова: естествознание, педагогическое образование, естественнонаучная картина мира, естественнонаучная подготовка студентов; образовательный стандарт.
Annоtation. As part of the modernization of the education system, Russian universities are implementing federal state educational standards. With the transition to competence-based education and the introduction of new federal state educational standards, it led to the problem of quality and evaluation of education. This article discusses the features of natural science education of students of pedagogical training areas. It is pointed out that it is necessary to expand the natural science experience of students of pedagogical directions through the study of ENCM. The authors analyze the experience of three years of teaching the course "Natural Science picture of the world" at the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev." 360 students of pedagogical areas of training took part in the study. The data were analyzed in aggregate for the three years during which we taught the course. In the course of the study, the questionnaire method was used.
Key words: natural science, pedagogical education, natural science picture of the world, natural science training of students; educational standard.
Введение. В рамках модернизации системы образования российские вузы реализуют федеральные государственные образовательные стандарты. С переходом к компетентностному образованию и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов привело к проблеме качества и оценки образования. Становится актуальным включать в параметры оценки не только количественные, но и качественные показатели, как со стороны руководителей образовательных учреждений и преподавателей, так и со стороны самих обучающихся [3].
В данной статье обобщены материалы, полученные авторами в ходе реализации курса «Естественнонаучная картина мира» в течение трех лет в Карачаево - Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева».
В исследовании приняло участие 260 студентов педагогических направлений подготовки. Данные были проанализированы в совокупности за три года, в течение которых нами преподавался курс. В ходе проведения исследования использовался метод анкетирования. Оценки курса были даны студентами после завершения одной трети курса и по его завершении. В обоих случаях оценка проводилась во время лекции и возвращалась без подписи для обеспечения анонимности. Одни и те же анкеты использовались в течение шести лет преподавания курса. Анкета №1 использовалась для выявления нового образовательного опыта у студентов; наличия / отсутствия естественнонаучного образования, а также выделение того, что необходимо изменить для совершенствования процесса обучения. Вопросы Анкеты №2 направлены на выявление изменений интереса и готовности студентов в процессе обучения.
Для первичной оценки использовалась Анкета №1:
1. Содержание курса было интересным (от 1 - наименее позитивного до 5 - наиболее позитивного).
2. Появились ли у Вас новые навыки и умения в процессе изучения курса «ЕНКМ».
3. Дайте оценку продуктивности различных форм работы, использованных в процессе преподавания курса:
а) лекции;
б) семинар;
в) самостоятельная работа;
г) другие формы (укажите, какие).
4. Возникали у Вас какие-либо трудности в процессе изучения курса «ЕНКМ»? Укажите, какие темы были сложными в освоении и почему.
По результатам анкетирования (таблица №1) можно сделать следующие выводы. Во-первых, студенты отмечают новые навыки и умения, полученные в ходе освоения курса. Также они отметили нестандартность организации лекционных и семинарских занятий.
Во-вторых, студенты проявляют интерес к работе над курсом из-за разнообразия заданий и продуктивности предлагаемых форм работы. Основываясь на ответах на вопросы о том, насколько интересным был материал курса, и их оценке курса в целом, можно сделать вывод о высокой оценке преподаваемого курса. В целом, 82% студентов сочли материал курса интересным; 75% высоко оценили курс в целом. Общей темой в комментариях студентов была оценка характера текущих тем курса (80%) ("Темы были очень интересными и затрагивали многие предметные области", "материал заставил меня увидеть многие вещи с другой точки зрения") и "возможность применить знания, как физики, так и биологии в практических ситуациях".
Обобщение результатов анкетирования (Анкета № 1)
Вопрос Варианты ответа Ответившие / не ответившие, %
1. Содержание курса было интересным. 1 - полностью не согласен. 0
2 - скорее не согласен. 8
3 - затрудняюсь ответить. 10
4 - скорее согласен. 7
5 - полностью согласен. 75
2. Появились ли у Вас новые навыки и умения в процессе изучения курса «ЕНКМ». Знакомство с естественнонаучными теориями и практиками. 59
Выделение конкретных форм курса (творческие задания, эссе, анализ кейсов и др.). 16
Не конкретизируют, указывают обобщенно. 25
3. Дайте оценку продуктивности различных форм работы, использованных в процессе преподавания курса. Продуктивные:
лекции с использованием презентаций. 32
Работа на практических занятиях. 43
Самостоятельная работа с литературой. 10
Групповые. 15
Непродуктивные:
Нет. 84
Не конкретизируют, указывают обобщенно. 5
Нет ответа. 11
4. Возникали у Вас какие-либо трудности в процессе изучения курса «ЕНКМ»? Укажите, какие темы были сложными в освоении и почему. Особых трудностей не возникало. 73
Нехватка времени. 11
Сложности при изучении естественнонаучного материала. 5
Не конкретизируют, указывают обобщенно. 7
Нет ответа. 4
Для повторной оценки использовалась Анкета №2:
1) Предмет курса: 1 - не очень интересный, 2 - умеренно интересный, 3 - очень интересный;
2) В целом, порекомендовали бы вы курс другому студенту с аналогичными интересами 1 - Не определился, 2 - Нет, 3 - Да.
3) Возникали у Вас какие-либо трудности в процессе изучения курса «ЕНКМ»? Укажите, какие темы были сложными в освоении и почему.
Анкета также предусматривала анонимные комментарии студентов в свободной форме ("Что вам понравилось больше всего / меньше всего в курсе?" с пробелами для "больше всего" и "меньше всего"). Комментарии в свободной форме были сопоставлены по разделам и темам; представлены частоты положительных или отрицательных комментариев.
Обобщение результатов анкетирования (Анкета № 2)
Вопрос Варианты ответа % Примечание
1. Предмет курса был: 1 - не очень интересный. 3 Отмечается увеличение количества студентов посчитавши интересным предмет читаемого курса.
2 - интересный. 16
3 - очень интересный. 81
2. В целом, порекомендовали бы Вы курс другому студенту с аналогичными интересами. 1 - Не определился. 9
2 - Нет. 5
3 - Да. 86
3. Возникали у Вас какие-либо трудности в процессе изучения курса «ЕНКМ»? Укажите, какие темы были сложными в освоении и почему. Особых трудностей не возникало. 75 Можно отметить небольшие изменения в ответах.
Нехватка времени. 13
Сложности при изучении естественнонаучного материала. 5
Не конкретизируют, указывают обобщенно. 7
Нет ответа. 0
Полученные данные позволяют говорить о высоком уровне интереса студентов педагогических направлений подготовки к области естественнонаучных знаний.
В оценках изученного курса, студенты выразили достаточно высокий уровень удовлетворенности обучением в целом (81% были положительными). Тем не менее, обучающиеся выразили сомнения по поводу некоторых разделов, тем и характера заданий и тестовых вопросов, которые не подходили всем направлениям педагогических направлений подготовки.
При ответе на вопрос о трудностях возникающих при освоении курса большинство отвечают, что особых затруднений не испытывают. Но будущие педагоги начальных классов или учителя русского языка и литературы испытывают сложности при изучении тем связанных с физикой или химией. Учителя истории успешно справляются с темами по эволюции живой материи, а физическая картина мира дается с меньшим интересом. Учителя физкультуры культуры интерес проявляют, если темы связаны с медициной или спортом. Таким образом, разнообразие естественных наук нелегко представить на значимом уровне на ранних этапах программы бакалавриата.
Естественнонаучное знание имеет огромное мировоззренческое значение и оказывает значительное влияние на становление и развитие личности [1].
В нашем университете бакалавры педагогических направлений подготовки проходят курс ЕНКМ на втором году обучения в рамках общих научных требований. Что сказывается на эффективности преподавания, так как на втором курсе студенты эффективно распределять свое время и чаще всего обладают элементарными знаниями по естественнонаучным предметам [1].
На наш взгляд, одной из главных проблем при разработке содержания учебных, рабочих программ по ЕНКМ является очень объемное содержание курса и разные профили педагогических направлений подготовки бакалавров.
В поддержку новой программы ФГОС 3++ бакалавриата педагогических направлений подготовки нами была разработана рабочая программа дисциплины ЕНКМ для второго курса университетского обучения. Курс служит ознакомительным изучением тем естественных наук для будущих учителей. Нами разработан формат, который знакомит студентов с целым рядом актуальных тем в области естественных наук, опираясь на различные источники. Основная идея заключалась в том, что Естествознание - это применение естественнонаучных подходов к проблемам человечества.
Основной акцент был сделан на ознакомлении студентов с методом аналитического мышления в форме открытых заданий и тестов, которые ставили перед студентами задачу применить то, чему они научились, к новым проблемам и концепциям на стыке естественнонаучных дисциплин и гуманитарных.
В соответствии с общим определением "естественнонаучные подходы к проблемам человечества" были использованы два формата. В одном из них было представлено природное явление, а затем были представлены действующие физические, химические, биологические механизмы. Этот подход к тематическому исследованию позволил представить базовый материал по мере необходимости и поощрял аналитическое мышление студентов в форме творческих заданий и тестов, в которых их просили применить естественнонаучные подходы к изучаемому аспекту проблемы. Этот тип подхода очень эффективно работает в широком спектре физических, биологических и экологических тем.
Например, при прохождении темы «Эволюции живой материи» связывается физика и биология: появление наземных растений (около 400 миллионов лет назад), которым пришлось приспосабливаться к нехватке воды на суше, и в контексте конкуренции за свет, необходимый для фотосинтеза, необходимость расти высоко. Физический подход должен быть проанализирован (на уровне студентов второго курса) с точки зрения биомеханики (механическая поддержка дерева), микрогидравлики (для транспортировки воды на вершину дерева) и испарительной перекачки (для вытягивания воды на вершину дерева), а также ограничений, вызванных пределом прочности воды. Таким образом, в одном тематическом исследовании студенты знакомятся с эволюцией биологической формы наземного растения, которая объясняется физикой.
Студентам было предложено использовать свои собственные заметки, чтобы написать краткое изложение "что, как и почему на лекции", что их взволновало в этой теме и как, по их мнению, это повлияет. Суть служила не только инструментом для проверки понимания студентами темы лекции, но и предоставляла возможность улучшить их навыки критического анализа.
На семинарских занятиях студентам предлагается применить свои знания к соответствующей проблеме в форме открытого задания, кейса, творческой задачи с целью предоставления студентам задачи. Ожидалось, что студенты будут формулировать свои ответы реалистично. Студентам было сказано, что они "могут пожелать работать вместе над заданием, это прекрасно, но убедитесь, что ваше задание написано вашими собственными словами". На самом деле, многие студенты приходили за помощью в выполнении заданий, в основном группами по два-три студента. Они, естественно, участвовали в обучении с помощью сверстников, работая в самостоятельно сформированных группах. Для любого из заданий открытый характер задания означал, что четкого и окончательного ответа не было.
На основе комментариев студентов в оценках курса о заданиях некоторые студенты положительно оценили открытые задания ("открытые задания были очень интересными ...", но многие сочли, что "трудно ответить на открытые вопросы" и трудно понять, "что ожидалось от заданий [и тестов]".
Студентам предлагается проявить критическое мышление в форме открытых заданий и тестов, в которых их просят применить свои знания к биологическим проблемам или ситуациям, с которыми они не знакомы, и для которых не существует однозначного правильного ответа. Студенты считают открытые задания-проблемы довольно сложными, о чем свидетельствуют высказанные ими опасения по поводу открытого характера заданий и тестов. Незнание того, чего ожидать, естественно, приводит к беспокойству и сильно отличается от нормативных педагогических подходов базовых курсов, которые обычно преподаются на первом и втором курсе университета. Задания и схема оценивания были разработаны таким образом, чтобы обеспечить безопасность студентов.
Выводы. Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что изменение качества обучения ЕНКМ может быть достигнуто не только за счет изменения учебного материала, но и за счет изменения организации взаимодействия преподавателя и студента. Когда студент из пассивной роли слушателя переходит в активного участника совместной деятельности, влияя на собственное образование, в результате качество обучения повышается.
Изучение ЕНКМ - это реальный способ расширить естественнонаучный опыт студентов педагогических направлений подготовки. Формируется целостное представление о человеке, окружающей его реальности, о Вселенной в рамках современной научной картины мира [2]. Студенты, не являющиеся специалистами в естественнонаучной области, знакомятся с междисциплинарными подходами и критическим мышлением при изучении ЕНКМ, которая сильно отличается от стандартных учебных подходов гуманитарных дисциплин на уровне 2-го курса.
Литература:
1. Ильина Анастасия Анатольевна, Лисачкина Валентина Николаевна, Левина Светлана Викторовна. Курс "естественнонаучная картина мира" в педагогическом вузе: содержание, проблемы, перспективы развития // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №4 (25). - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/kurs-estestvennonauchnaya-kartrna-mira-v-
pedagogicheskom-vuze-soderzhanie-problemy-perspektivy-razvitiya.
2. Макеева Екатерина Дмитриевна Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // СНВ. - 2014. - №1 (6). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-organizatsii-estestvennonauchnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-perehoda-na-fgos-tretiego-pokoleniya.
3. Прозументова Галина Николаевна, Сорокова Лариса Анатольевна Анализ и оценка студентами классического университета результатов преподавания курса «Педагогика» // Ped.Rev. - 2015. - №4 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-studentami-klassicheskogo-universiteta-rezultatov-prepodavaniya-kursa-pedagogika (дата обращения: 22.05.2022).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков» Шварева Любовь Васильевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и методика
преподавания иностранных языков» Шурыгина Юлия Александровна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА
Аннотация. В статье обосновывается роль и место конкурса педагогического мастерства студентов-будущих педагогов в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование» (с двумя профилями). Представлен анализ современных научных материалов, связанных с вопросом организации конкурса профессионального мастерства студентов, а также условий расширения субъектного опыта. Обращается внимание на необходимость формирования профессиональной идентичности, расширяющей субъектный опыт будущих педагогов, на примере опыта организации конкурса профессионального мастерства студентов «Педагогический дебют» на базе Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Авторами предпринимается попытка соотнести конкурсные испытания с формируемыми универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в рамках ФГОС ВО. В статье рассматривается идея организации профессиональных конкурсов с позиции расширения субъектного опыта бакалавров-будущих педагогов и формирования профессиональной идентичности. Описаны цели и этапы конкурса профессионального мастерства студентов, представлена программа конкурсных испытаний. Особое внимание уделено содержанию конкурсных этапов с позиции формирования профессиональных компетенций, расширяющих субъектный опыт бакалавров. Делается вывод о целесообразности организации профессиональных конкурсов педагогического мастерства студентов для более раннего формирования профессиональной идентичности, восприятия себя как субъекта деятельности, формирования компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, а также расширения практико-ориентированных задач в системе вузовского обучения.
Ключевые слова: высшая школа, технология профессионального образования, компетенция, бакалавры педагогического образования, профессиональная идентичность, субъектный опыт.
Annotation. The article substantiates the role and place of the competition of pedagogical skills of students-future teachers in the system of professional training of bachelors in the field of training "Pedagogical education" and "Pedagogical education" (with two profiles). The analysis of modern scientific materials related to the organization of the competition of professional skills of students, as well as the conditions for the expansion of subjective experience is presented. Attention is drawn to the need for the formation of professional identity, expanding the subjective experience of future teachers, on the example of the experience of organizing a competition of professional skills of students "Pedagogical Debut" on the basis of the Penza State Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky Penza State University. The authors make an attempt to correlate competitive tests with the formed universal, general professional and professional competencies within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The article discusses the idea of organizing professional competitions from the perspective of expanding the subjective experience of bachelors-future teachers and the formation of professional identity. The objectives and stages of the competition of professional skills of students are described, the program of competitive tests is presented. Special attention is paid to the content of the competitive stages from the point of view of the formation of professional competencies that expand the subject experience of bachelors. The conclusion is made about the expediency of organizing professional competitions of pedagogical skills of students for the earlier formation of professional identity, perception of oneself as a subject of activity, the formation of competencies provided for by the Federal State Educational Standard of Higher Education, as well as the expansion of practice-oriented tasks in the system of university education
Key words: higher school, technology of vocational education, competence, bachelors of pedagogical education, professional identity, subject experience.
Введение. Вопросы профессионального становления будущего учителя и формирования его как субъекта профессиональной деятельности являются важной составляющей современного отечественного образования. Утверждённый 22 февраля 2018 года федеральный образовательный стандарт высшего образования и разработанные на его основе программы направления подготовки Педагогическое образование ориентируют на формирование готовности будущих специалистов к выполнению трудовых функций по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях [1]. Это диктует необходимость поиска условий формирования у выпускников профессиональных качеств личности, позволяющих выстраивать образ себя как учителя уже на протяжении обучения в вузе до начала осуществления профессиональной педагогической деятельности. Одним из маркеров успешного профессионального развития является формирующаяся профессиональная идентичность как результат интеграции процессов профессионального самоопределения, включая отождествление себя как субъекта профессиональной деятельности и умение соотносить себя с другими. Это продукт долгого личностного и профессионального развития, который может формироваться через широкий спектр производственных и научных практик, которые «предоставляют индустрию возможностей» для формирования профессиональных компетенция [11, С. 479]. Таким же развивающим потенциалом обладают профессиональные конкурсы. Включение студентов в конкурсы профессионального педагогического мастерства на этапе обучения в вузе позволяет чётче идентифицировать себя с профессией и раньше