Научная статья на тему 'Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения'

Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / NATURE SCIENCE TRAINING / NATURE SCIENCE / WORLDVIEW IN TERMS OF NATURE SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Екатерина Дмитриевна

Переход системы высшего профессионального педагогического образования на новые образовательные стандарты влечет за собой существенные изменения в организации и содержании естественнонаучной подготовки студентов. В статье рассматриваются особенности этой подготовки в рамках реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению 050100 «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NATURE SCIENCE PEDAGOGICAL STUDENTS’ TRAINING IN THE PROCESS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE THIRD GENERATION ADAPTATION

The latest educational standards in higher education predetermine significant changes in the nature science teacher students’ training, its structure and content. The article considers the peculiarities of this process as exemplified in implementation of the main bachelor degree programs, specialty 050100 «Pedagogical education».

Текст научной работы на тему «Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения»

между альтернативными решениями [2, с. 254].

Сложные жизненные педагогические ситуации требуют от педагога неординарных, нестандартных решений и методических приемов, что побуждает думающих воспитателей к постоянному творчеству, созданию и применению новых тактических способов взаимодействия с подростками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М. : Просвещение, 2005. 96 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : РАГС, 2006. 308 с.

3. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология конфликта : хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. СПб. : Питер, 2001. С. 328-348.

4. Харитонова И.В. Специфика подготовки студентов к урегулированию конфликтов и формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных си-

туациях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 292-295.

5. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.

6. Георгян А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «учитель-ученик» на основе субъект -субъектных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 60-62.

7. Савченко Н.В. Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 36-39.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2004. 464 с.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO RESOLVING INTERPERSONAL CONFLICTS IN ADOLESCENCE

© 2014

L.A. Lyubushkina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with interpersonal conflict in adolescence. It reveals stages, development phases and signs of interpersonal conflict. The author also presents the structure and causes of adolescent interpersonal conflicts and highlights pedagogically-relevant ways of their resolving.

Keywords: conflict; incident; adolescence; deviant behavior; pedagogical situation.

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2014

Е.Д. Макеева, кандидат исторических наук, доцент кафедры физики и методики обучения Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия).

Аннотация: Переход системы высшего профессионального педагогического образования на новые образовательные стандарты влечет за собой существенные изменения в организации и содержании естественнонаучной подготовки студентов. В статье рассматриваются особенности этой подготовки в рамках реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Ключевые слова: естественнонаучная подготовка студентов; образовательный стандарт; естествознание; педагогическое образование; естественнонаучная картина мира.

В современном российском обществе существует дефицит рационального мышления, отмечается невысокий уровень образованности граждан нашей страны в области естественных наук. Об этом свидетельствуют результаты опросов ВЦИОМ, согласно которым, например, около трети респондентов (32%) считает, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот, примерно столько же (29%) уверены, что человек жил на Земле одновременно с динозаврами, каждый шестой россиянин (18%) отрицает, что электроны меньше атомов и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%) [1].

Одновременно с нарастанием уровня безграмотности в России отмечается повышенный интерес к различным антинаучным настроениям: астрологические прогнозы присутствуют в большинстве печатных СМИ, огромной популярностью пользуются конторы «колдунов» и целителей-шарлатанов. Происходит наступление лженауки, которая разжигает интерес к сверхъестественным, паранормальным явлениям, например, НЛО и др.

Между тем, знание фундаментальных законов природы, современных научных положений, мировоззренческих концепций является необходимым элементом общей культуры специалистов в любой области деятельности, так как очевидно, что естественнонаучные знания сегодня лежат в основе многих научных дисциплин или так или иначе связаны с ними. Кроме того, естественные науки не просто знакомят человека с конкретными природными явлениями или фактами, они

учат думать и рассуждать, отличать правильное суждение от неправильного, давать адекватную оценку происходящим событиям.

В рамках модернизации российской системы образования с 2011 года вузами нашей страны реализуются федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3). В составе базовой части образовательного стандарта бакалавриата по направлению 050100 «Педагогическое образование» появилась новая дисциплина - «Естественнонаучная картина мира». Она входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин и составляет основу естественнонаучной подготовки будущих учителей всех профилей. Данная дисциплина заменила собой курс «Концепции современного естествознания», существовавший в государственных образовательных стандартах педагогических специальностей предыдущих поколений.

Целью дисциплины «Естественнонаучная картина мира» (ЕНКМ) является формирование у студентов целостного представления о Вселенной в рамках современной научной картины мира.

Научная картина мира - это интегративная система представлений о мире, модель, образ действительности, в основе которого лежат данные наук о природе и обществе [2, с. 55]. Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» обладает мировоззренческой значимостью, так как ее изучение помогает адекватно оценивать сложившуюся в мире обстановку, распознавать взаимосвязи

различных явлений и процессов в природе и обществе, самостоятельно находить решения различных проблем, применяя полученные в вузе знания, умения и навыки. Изучение данной дисциплины способствует также развитию познавательного интереса студентов, углублению их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно псевдонаучных фактов), что с успехом может применяться ими впоследствии в сфере гуманитарных наук.

Процесс изучения дисциплины ЕНКМ, согласно ФГОС-3, направлен на формирование ряда общекультурных компетенций (ОК), на сущности и содержании которых, на наш взгляд, необходимо остановиться подробнее.

ОК-1: «студент владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» [3]. Естествознание, выступая в качестве основного источника научного знания, оказывает на протяжении своей истории заметное влияние на развитие гуманитарной сферы знания. Основным фактором воздействия выступают научный метод, методологическая установка, общая мировоззренческая идея. Представление о методологии научного познания играет большую роль в изучении окружающего нас мира. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели в познании мира.

ОК-2: «студент способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы» [3]. Эту компетенцию необходимо рассматривать как определяющую при изучении современного естествознания, так как оно создается на холистичной основе взаимосвязи естественных и гуманитарных культур, непредвзятого объективного взгляда на окружающий и внутренний мир человека. Другими словами, современное естествознание затрагивает не только собственно естественнонаучные проблемы, но и мировоззренческие, личностно значимые философские фундаментальные вопросы: что такое Вселенная, какова ее судьба и место человека в ней, что такое жизнь, сознание, смерть, пространство и время с физической точки зрения.

ОК-3: «студент способен понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования» [3]. Естествознание - неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Понятие «духовная культура» охватывает и научную жизнь общества, его социальный опыт, деятельность по удовлетворению потребностей общества, развития мышления и знаний. Важным результатом такой деятельности человека являются идеи, научные гипотезы и теории, художественные образы, моральные и правовые нормы, политические и религиозные воззрения. Естествознание в этом контексте выступает как основная часть культуры, определяющая содержание многих жизненно важных проблем развития общества. Знание и культура объединены тесным образом. Сама естественнонаучная культура есть явление общей культурной традиции накопления, обобщения и систематизации знаний об окружающем мире.

ОК-4: «студент способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности» [3]. Фундаментальные естественнонаучные парадигмы, господствующие физические идеи накладывают отпечаток на стиль мышления любого специалиста, ученого - представителя не только естественных, но и гуманитарных наук, на обыденное мышление всех без исключения людей. Они проникают в язык в качестве речевых оборотов, в логику, психологию, политику, в нравственные представления и ценностные установки, в этику и эстетику. Научить студента правильно («по-научному») ориентироваться в реальном мире, осознать свое место в нем, использовать полученные знания в бу-72

дущей профессиональной деятельности - одна из задач курса «Естественнонаучная картина мира».

Общая трудоемкость дисциплины ЕНКМ составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них на аудиторные занятия отводится только 36 часов, а остальные 72 часа составляет самостоятельная работа студентов и подготовка к экзамену. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям бакалавриата нет содержания дисциплин, но при этом результаты их освоения должны соответствовать указанным требованиям, то есть у выпускников должны быть сформированы все перечисленные в стандарте компетенции.

При разработке учебной программы дисциплины «Естественнонаучная картина мира» нами было определено ее содержание. Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение классической, неклассической и постнеклассической стратегии мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной картины мира. Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе.

Основной массив содержания программы подразделяется на классическую, неклассическую и постнеклас-сическую версии естественнонаучной картины мира. В каждую из них включены ведущие частнодисци-плинарные концептуальные представления отдельных естественных наук, упорядоченные в соответствии с общепринятой иерархией уровней фундаментальности данных наук. При этом по возможности прослеживается генезис данных концепций, то есть обращается внимание на их происхождение из одной или нескольких исходных трансдисциплинарных идей. Наиболее разработанной в этом плане является физика, поэтому соответствующий материал представлен достаточно детально. В силу незавершенности в настоящее время построения теоретической биологии и ее трансдисциплинарного анализа биологические концепции рассматриваются менее подробно.

В отдельный раздел выделено современное эволюционное естествознание (синергетическая картина мира), в котором заметно снижен уровень концепту-альности изложения, что вызвано целым рядом причин. Прежде всего, к ним относится отсутствие сегодня общепризнанной универсальной теории эволюции и трудности в последовательном сопряжении моделей эволюции отдельных природных объектов с фундаментальными представлениями теории открытых систем и диссипативных структур. Все они находятся в стадии бурного роста и разрешение подобных проблем, а тем более, их включение в образование станет возможно после оформления синергетики в самостоятельную науку.

Все содержание дисциплины «ЕНКМ» нами разделено на четыре модуля.

Модуль 1. Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. Понятие естествознания, его предмет, цель и задачи. Структура естествознания. Место естествознания в системе культуры. Этапы познания, научный метод. Гуманитарная и естественнонаучная культура, тенденция к их сближению. Сущность понятия «естественнонаучная картина мира». Парадигмы и революции в науке. Четыре картины мира в истории науки: натурфилософская, классическая (механическая и электромагнитная), неклассическая (эволюционная) и постнеклассическая (синергетическая).

Модуль 2. Натурфилософская и классическая картины мира. Первые преднаучные представления о природе в древнем мире. Формирование теоретической Самарский научный вестник. 2014. № 1(6)

науки - античная натурфилософия: Фалес, Демокрит, Аристотель, Птолемей и др. Первая модель строения Вселенной - геоцентрическая система мира. Эпоха средневековья - противостояние науки и религии. Эпоха Возрождения и становление экспериментального естествознания. Коперниканская научная революция -гелиоцентрическая система строения мира. Зарождение классической науки и механической картины мира. Механика и концепция абсолютного пространства и времени И. Ньютона. Детерминизм в природе. Корпускула (частица) и континуум (сплошная среда и электромагнитное поле). Законы М. Фарадея и Д. Максвелла для электромагнетизма. Появление понятия поля и становление электромагнитной картины мира. Изучение неживых систем в рамках термодинамики. Концепция «Тепловой смерти Вселенной». Изучение развития живых систем. Концепция эволюции живой природы Ч. Дарвина. Размежевание естествознания. Кризис классических представлений.

Модуль 3. Неклассическая картина мира. Кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. и особенности описания природы в рамках неклассической картины мира. Квантовая механика и ее принципы: корпускулярно-волновой дуализм, соотношение неопределенностей В. Гейзенберга, принцип дополнительности Н. Бора. Модели строения атома Д. Томпсона, Э. Резерфорда, Н. Бора. Релятивистская механика. Принцип относительности А. Эйнштейна. Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности. Следствия и экспериментальные подтверждения общей теории относительности. Космологическая модель А. Эйнштейна А. Фридмана. Происхождение Вселенной - Большой Взрыв. Нестационарность однородной Вселенной. Эволюция ранней Вселенной. Классификация звезд и их эволюция, поколения звезд. Источники энергии звезд. Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция. Возникновение и эволюция жизни на Земле. Уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоце-нотический, биосферный), их характеристика, особенности и взаимосвязи.

Модуль 4. Постнеклассическая картина мира. Синергетика как современная теория самоорганизующихся систем. Синергетическая парадигма и ее глубокие мировоззренческие следствия. Универсальные законы развития природных систем: открытость, нелинейность, необратимость, неравновесность и самоорганизация. Флуктуации и бифуркации в природе. Аттракторы. Симметрия и ассиметрия в природе. Созвучность си-нергетических взглядов духовному наследию прошлых эпох.

Необходимым элементом освоения дисциплины, помимо курса лекций, являются семинарские занятия. Их целью является не только активизация процесса усвоения материала, но и стимулирование самостоятельных размышлений о происходящем в природе. При этом в соответствии с требованиями ФГОС-3, не менее 20% от общего количество аудиторных занятий должны проводиться в интерактивной форме.

В качестве интерактивных занятий мы включили в учебную программу дисциплины «ЕНКМ» семинар в форме «круглого стола» на тему: «От целостного естествознания к целостной культуре» и учебно-теоретическую конференцию «Актуальные проблемы современного естествознания».

В рамках «круглого стола» предлагается обсуждение следующих вопросов:

1. История понятия «культура». Культура духовная и материальная. Отрасли духовной культуры: философия, наука, религия, искусство.

2. Наука, характерные черты научного познания мира. Этапы познания, научный метод.

3. Религия в системе культуры. Религия как форма познания мира. Проблема взаимоотношений науки и ре-

лигии. Естественнонаучное знание и его богословское осмысление.

4. Триада «целостность природы - целостность культуры - целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.

Учебно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы современного естествознания» проводится в форме защиты проектов.

Примерные темы проектов:

1. Поиски единой теории Вселенной.

2. Синергетика, проявление ее законов в природе и обществе.

3. Эволюция представлений о пространстве и времени.

4. Актуальные вопросы в исследовании микромира сегодня.

6. Развитие нанотехнологий и перспективы человечества.

Значительная часть времени (36 часов) отводится в учебном плане на самостоятельную работу студентов, которая включает в себя:

- подготовку реферата по одной из предложенных тем. Работа над ним дает возможность не только глубоко проникнуть в сущность одного из актуальных вопросов современного естествознания, но и развивает учебные умения в сфере поиска, подбора и изучения литературы, умения связывать воедино различные теоретические положения, проводить глубокий анализ, делать практические выводы и вести дискуссии в процессе его защиты;

- составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов. Студент с помощью поисковых программ ищет информацию в сети Интернет, анализирует ее, систематизирует в виде каталога ссылок на сайты с информацией по выбранной теме и каждой ссылке дает краткую аннотацию;

- конспектирование статей по естественнонаучным вопросам из научных журналов;

- создание электронной презентации. По желанию студент может подготовить презентацию по теме своего реферата или по другой теме (по согласованию с преподавателем).

Оценка результатов освоения дисциплины включает в себя контроль посещения и работы на лекциях и семинарских занятиях, проверку выполненных студентами заданий для самостоятельной работы, а также - два контрольных мероприятия на 9-й и 18-й неделях учебного семестра.

На наш взгляд, 36 часов, отводимых на аудиторные занятия по дисциплине «ЕНКМ», явно недостаточно для полноты естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных профилей, поэтому мы предлагаем дополнить базовый курс «ЕНКМ» дисциплинами по выбору студентов, например: «Природа и человек. Природа человека», «История естествознания», «Биология сегодня: успехи и поиски», «Естествознание и экология», «Вклад естествознания в развитие цивилизации» и др. Изучение этих курсов поможет студентам глубже проникнуть в мир естествознания, подробнее познакомиться с новейшими естественнонаучными открытиями и общемировыми экологическими проблемами, а также детальнее осмыслить место человека в мире природы и осознать его величайшую роль в дальнейшей эволюции Земли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Результаты опросов общественного мнения ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/ science-technology/

2. Самохвалова В.И. О характере и слагаемых новой научной парадигмы // Современная картина мира. Формирование новой научной парадигмы. М. : Изд-во Института микроэкономики при Министерстве экономики РФ, 1997. С. 31-56.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

по направлению подготовки 050100 Педагогическое [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/ образование (квалификация (степень) «бакалавр») mo/Data/d_11/prm46-1.pdf

PECULIARITIES OF NATURE SCIENCE PEDAGOGICAL STUDENTS' TRAINING IN THE PROCESS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE THIRD

GENERATION ADAPTATION

© 2014

E.D. Makeeva, candidate of historical sciences, associate professor of the chair of physics

and teaching methodology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The latest educational standards in higher education predetermine significant changes in the nature science teacher students' training, its structure and content. The article considers the peculiarities of this process as exemplified in implementation of the main bachelor degree programs, specialty 050100 «Pedagogical education».

Keywords: nature science training; educational standard; nature science; teacher training; worldview in terms of nature science.

УДК 811.111

ГЛАГОЛЫ ПОЛЯ НЕИСТИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

© 2014

О.А. Максимчик, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английской

филологии и межкультурной коммуникации

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В настоящей статье глаголы и глагольные лексемы группы lie рассматриваются в качестве элементов поля неистинности. Интегральным для их объединения в поле неистинности выступает признак "неверное отражение действительности". Проанализировав дефиниции и отобранные контексты на английском языке, в которых используются глаголы со значением неистинности, автор приходит к выводу, что в современной германистике существует проблема инвентаризации глаголов искомой семантики и их семантической классификации. Статья вносит определенный вклад в разрешение существующей проблемы.

Ключевые слова: поле неистинности; неверное отражение действительности; глаголы группы lie.

Для современного языкознания актуален интерес к проблеме отражения в языке концептосфер различных лингвокультур, значительное количество языковедческих изысканий посвящено выявлению специфики концептосфер разных национальных сообществ посредством анализа лингвокультурологических особенностей универсальных концептов, являющихся базовыми как для общечеловеческой, так и для любой национальной культуры. В частности, в сопоставительном плане изучались способы актуализации концепта "истина" в русском и английском языке [1; 2]. В рамках исследования феномена истины в английской языковой картине мира написано наше исследование [3]. Лингвистическим аспектам неискренности в английском языке и феномена лжи на материале немецкого языка посвящены работы С.Н. Плотниковой [4] и А.В. Ленец [5]. Для нас представляется очевидным, что внимание к лингвистическому выражению универсальных категорий истинности/ неистинности способствует формированию культурной компетенции, необходимой в современных условиях глобализации.

В процессе систематизации способов актуализации концепта "истина" в английской лингвокультуре, представленных нами в виде функционально-семантического поля истины, особый интерес вызвало выделенное нами в его составе поле неистинности [6]. Для выявления конституентов поля неистинности нами был выбран признак "неверное отражение действительности", являющийся достаточно объемным по своему содержанию и включающий как семантический признак "преднамеренное, осознанное выражение лжи, обман", так и значение "непреднамеренная неверная интерпретация действительности", то есть всякого рода заблуждения, ошибки и т.п. Помимо значительного числа имен с семантикой неистинности, анализу необходимо было подвергнуть многочисленные глагольные лексемы с искомой семантикой. Обращение к существующим языковедческим изысканиям привело нас к пониманию того, что исследователи-германисты предпочитают заниматься рассмотрением глаголов обмана или, в другом наименовании, глаголов лжи [7; 8], тем самым не вклю-

чая ряд глагольных лексем, представляющих для нас интерес, в предпринятый анализ. В рамках настоящей статьи остановимся подробнее на семантике глаголов поля неистинности в современном английском языке и попытаемся рассмотреть перспективы их семантической классификации.

В сферу нашего интереса попали глагольные лексемы и глагольные сочетания из разряда lie, в том числе с семой "намеренное неверное отражение действительности". Этот ряд сформирован нами методом сплошного анализа словарных дефиниций глаголов и их синонимических рядов, приводимых в лексикографических источниках. Все глаголы этой группы объединены на основе двух общих смысловых компонентов: "неверное отражение действительности" и "именование речевого или невербального действия".

В синонимичном ряду глагол lie является доминантой, так как он в полном объёме с наибольшей регулярностью и частотой передаёт значение намеренного неверного отражения действительности. В этот ряд помимо lie входят глаголы: bamboozle, befool, cheat, con, cozen, counterfeit, cook up, deceive, defraud, delude, disguise, distort, dupe, err, evade, exaggerate, fabricate, fake, falsify, feign, fib, forge, garble, gyp, hoodwink, humbug, misinform, mislead, misquote, misrepresent, overstate, perjure, pretend, sham, simulate, slander, swindle, take in, etc.

Интересным представляется разграничение глаголов изучаемой семантики по подгруппам, приводимое в диссертационных исследованиях О.С. Токаревой [8, с. 47-79] и О.О. Новосельцевой [9, с. 118-124]. Мы посчитали возможным не только привести, но и дополнить указанные классификации и проиллюстрировать некоторые выделенные глагольные лексемы примерами из нашей выборки.

О.С. Токарева, которая под обманом понимает преднамеренное введение обманывающим обманываемого в заблуждение с определенной целью, как правило, неблаговидной, выделяет 7 групп глаголов обмана, характеризующихся наличием в их значениях семантически интегральных признаков: "ложность", "преднамеренность", "воздействие на мнение":

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.