удк 37.013.46 Засобина Галина Александровна
кандидат педагогических наук
Ивановский государственный университет,
Майорова Наталья Сергеевна
Ивановский государственный университет, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА УЧАЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье освещается проблема формирования естественнонаучной картины мира у учащихся выпускных классов общеобразовательной школы через введение в вариативную часть учебного плана профильных классов интегративного курса «Современная естественнонаучная картина мира и наука о Земле».
Ключевые слова: естественнонаучная картина мира, индивидуальная картина мира, систематизация знаний, межпредметные знания.
От каждого человека сегодня требуется системное видение мира и перспектив его развития в ближайшем и отдаленном будущем; ответственное отношение к различным формам вмешательства процессов техногенной цивилизации в хрупкое равновесие природных и социальных систем, -требуется миропонимание, открытое для постоянного развития, обеспечивающее взвешенные решения междисциплинарных и плохо формализуемых задач, относящихся к экологической проблематике, вопросам рационального природопользования, системной экспертизе технических проектов, действиям в условиях экстремальных ситуаций и др. Резко обострилось противоречие между высокой степенью ответственности современного человека перед окружающим миром, человечеством, будущими поколениями за результат трудовой, профессиональной деятельности, выбор решений экологических проблем и отсутствием в сознании выпускников общеобразовательной школы целостной научной картины мира, обеспечивающей понимание этих проблем и выработку адекватных подходов к их решению.
Понятие «естественнонаучная картина мира» позволяет раскрыть суть процесса отражения многообразной системы знаний, накопленных человечеством, в сознании отдельного человека, его мировосприятии и мировоззрении. Поэтому не случайно среди приоритетных целей естественнонаучного образования в средней и высшей школе формулируется цель формирования естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) как составной части научной картины мира (НКМ). Научная картина мира - это специфическая форма систематизации научных знаний, включающая исходные теоретические понятия, принци-
пы и гипотезы различных отраслей науки, характерные для определённого этапа в её развитии, построенная на основе соответствующих философских знаний и идей.
Знание естественнонаучной картины мира не является узкопредметным, это продукт системного обобщения знаний, получаемых из разных учебных предметов, включающее общие категории, идеи и принципы (иногда гипотезы), теоретические положения, которые выходят по своей значимости за рамки данной конкретной науки. Строится и упорядочивается ЕНКМ при помощи системы философских принципов и категорий.
В научной картине мира как бы совмещаются, интегрируются теоретические положения разных областей науки, благодаря этому она может выполнить функцию системного представления знания, что и позволяет считать ее высшей формой систематизации знаний. В современной науке ставится цель создать глобальную эволюционную картину мира, основываясь на идее целостности мира и методологии системного подхода: «Мир - это не конгломерат частей и элементов, а система, органическое единство, развивающееся по законам диалектики» [1, с. 28]. Как отмечает И. В. Дмитревская: «исчезает присущее прежней науке изолированное исследование объектов, усиливается тенденция к междисциплинарным исследованиям» [там же, с. 28].
В центре научной картины мира - человек со всеми его жизненно важными проблемами, потребностями, интересами и ценностями. Ему важно понимать, каким образом он познает внешний мир, что при этом испытывает, через что ему приходится пройти, прежде чем он получит удовлетворение от процесса постижения истины и возможностей
своего разума. Без этого невозможно понять и логику развития отдельных наук, научных гипотез и теорий, и естественных наук в целом, а, следовательно, и закономерностей смены одних научных картин мира другими. Поэтому необходимо такое построение системы учебных предметов, в котором сопрягались бы два направления: одно - идущее от науки через учебный предмет в мир человека, другое - от человека в мир научных идей.
Естественнонаучная картина мира представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе. В образовательном процессе она должна воссоздаваться учителем методом системного анализа, и «распредме-чиваться» каждым учащимся, становиться важнейшей частью его индивидуальной картины мира. Системный анализ - это, во-первых, инструментарий учителя, используемый им для упорядочения, структуризации, свёртывания и компактного представления больших объёмов знания из разных областей науки; во-вторых, оптимальный способ рационального овладения знаниями учащихся, постижения их природы, способ их запоминания и систематизации. Он помогает не только осмыслению новых знаний, но и пониманию сложнейших связей природных процессов и явлений, глобальных проблем самого существования мира и человека. Овладение навыками системного анализа метапредметного знания способствует формированию творческого мышления, освоению информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей.
Естественнонаучная картина мира учащихся в нормативных документах и научных исследованиях рассматривается как сложное образование с системно-иерархическим строением, основанное на единстве когнитивных и чувственно-образных компонентов естественнонаучного знания о материальном мире, обладающее своей историей и структурой, это образ действительности, сформировавшийся в сознании учащихся на основе интеграции знаний, получаемых в курсах физики, биологии, химии, географии в целостное научное знание о мире и его эволюционном развитии.
В образовательном процессе естественнонаучная картина мира выполняет разные функции -мировоззренческую, функцию системного представления знаний и функцию формирования современного научного стиля мышления.
Знание учащегося о естественнонаучной картине мира не является узкопредметным, это продукт системного обобщения знаний, получаемых им из
разных учебных предметов, включающее общие категории, идеи и принципы (иногда гипотезы), теоретические положения, которые выходят по своей значимости за рамки данной конкретной науки. Строится и упорядочивается ЕНКМ при помощи системы философских принципов и категорий.
Особенность индивидуальной картины мира человека в том, что она включает в себя не только формы научного знания, но и религиозного, знания «житейской мудрости и здравого смысла». Д.А.Леонтьев писал по этому поводу: «Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только КАРТИНУ МИРА КАК ОН ЕСТЬ, но и картину желательного мира, и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию с многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями, он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия, либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни и в более широком контексте» [2, с. 36-37].
Формирование у учащихся научной картины мира, которая объективно отражала бы физическую реальность, требует включения в процесс обучения элементов не только классической, но и неклассической и постнеклассической науки, а именно: новых фактов, идей и теорий (идеи термодинамики неравновесных систем и синергетики, представления о нестационарной Вселенной и др.); толкования традиционных вопросов содержании курса естествознания с позиций современного видения мира; методологию физических аспектов универсального эволюционизма; осмысление места и роли научного знания и мышления в решении проблемы сохранения жизни на Земле. К сожалению, эти вопросы в основном содержании учебных предметов школьного естествознания не представлены, что затрудняет решение этой задачи.
Формирование ЕНКМ учащихся - процесс сложный и противоречивый. Исследования показывают, что в большинстве случаев этот процесс носит сегодня преимущественно стихийный характер. Как показывает анализ литературных источников и проведённый нами опрос учителей предметов естественного цикла школ
г. Иваново и области, основными причинами такой ситуации являются: отсутствие в инвариантной части государственного образовательного стандарта целевой установки на формирование ЕНКМ у школьников; практически полное отсутствие методических пособий и рекомендаций, дидактических материалов по этим предметам для учителей по данному вопросу; несогласованность программ естественнонаучного цикла, неправильная последовательность их изучения, что нарушает преемственность естественнонаучного образования и затрудняет установление межпредметных связей, необходимых для формирования ЕНКМ учащихся; в программах не предусмотрено время на проведение специальных занятий обобщающего типа, ориентированных на освоение философских понятий, ведущих категорий естествознания (материя, движение, эволюция, жизнь, Вселенная и др.). Кроме того, почти 80% учителей оценивают как недостаточную свою компетентность в этом вопросе.
Исследование методом контент-анализа содержания публикаций наиболее часто используемых учителями периодических изданий («Физика: приложение к газете «Первое сентября» за 1998-2007 год, «Физика в школе» за 19982007 год, «Химия в школе» за 1998-2007 год) показало, что процентное отношение статей, содержащих материал о ЕНКМ учащихся к общему числу публикаций в приложении к газете «Первое сентября», «Физика» и журнале «Физика в школе» составляет около 0,4%, в журнале «Химия в школе» - 0,8%. Статьи, затрагивающие вопросы формирования ЕНКМ у школьни-
ков опубликованы в разделах: «Вступительные статьи» и «Методика. Обмен опытом». Можно сделать вывод, что вопросам формирования частнонаучных и естественнонаучной картины мира должного внимания методическими журналами в последние годы не уделяется.
Проведённое нами исследование на базе школ № 22 и 65 г. Иванова показало, что придать целенаправленный характер процессу формирования ЕНКМ учащихся выпускных классов разного профиля, сделать его по-настоящему управляемым можно при соблюдении ряда обязательных условий.
1. Целевыми установками учащихся в освоении предметов физики, биология, химия, география, на которые ориентируются учителя этих предметов, должны стать:
- Владение научной терминологией, умение пользоваться философскими категориями и специальными научными понятиями.
- Умение переносить знания, полученные в рамках одного предмета, в область изучения другого предмета.
- Знание области применения фундаментальных научных законов и основных научных констант.
- Умение интегрировать знания, обобщать и вычленять единые научные законы и принципы в материале различных учебных предметов.
- Развитие стремления учащихся к самообразованию и самоорганизации.
2. Каждый учитель должен чётко представлять себе общую модель ЕНКМ учащихся в системе основных понятий, на которых она строится (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия понятий, описывающих естественнонаучную картину мира
С одной стороны, в рамках школьного образования знания, полученные в разных учебных предметах, интегрируются, образуя целое естественнонаучное знание. С другой стороны, оно перестраивается, упорядочивается, приобретает определенную структуру, образуя следующие уровни: фундаментальное ядро; мета-предметное знание, основанное на межпредметных связях, общих принципах познавательной деятельности; системы частных картин мира -физическая, химическая, биологическая картины мира и предметное знание внутри каждой области естествознания. Кроме того, на каждом уровне, в зависимости от профиля обучения, полнота представленного знания, его качества уже «на входе» существенно различаются. Поэтому нами была выявлена инвариантная часть ЕНКМ учащихся, формирующаяся в образовательном процессе основной школы, и вариативная часть, содержание которой определяется профилем обучения в старших классах школы.
Проведённое исследование процесса формирования естественнонаучной картины мира у учащихся профильных классов общеобразовательной средней школы позволило сформулировать и обосновать критерии, в соответствии с которыми можно оценивать уровни освоения ЕНКМ у учащихся в процессе её формирования: ценностно-смысловой (наличие интереса к неразгаданным тайнам природы, открытиям в области естественных наук; развитие стремления учащихся к самообразованию в области естествознания и самоорганизации; критическое отношение к сомнительной информации неизвестного происхождения или из ненадёжных источников); когнитивный (владение научной терминологией, умение пользоваться философскими категориями и специальными научными понятиями при объяснении природных процессов и явлений; знание областей применения фундаментальных научных законов и основных научных констант); операционно-деятельностный (умение переносить знания, полученные в рамках одного предмета, в область изучения другого предмета; умение интегрировать знания, обобщать и вычленять единые научные законы и принципы в материале разных учебных предметов).
Анализ материалов, представленных в научной и методической литературе, и диагностический эксперимент, проведённый в начале исследования, показали, что подавляющее большинство учащихся выпускных классов, независимо от профиля класса, имеют низкий или средний
уровень сформированности ЕНКМ, так что решение этой проблемы посредством только предусмотренных типовым учебным планом для общего образования учебных предметов оказывается недостаточно продуктивным. Необходимым условием формирования ЕНКМ в индивидуальном сознании учащихся является введение в учебный план специального курса, направленного на формирование ЕНКМ на заключительной ступени школьного обучения. В качестве элективного курса был предложен модульный курс «Современная естественнонаучная картина мира и науки о Земле». Введение этого курса обосновывалось следующими положениями.
Геофизика оперирует системой понятий, сформировавшихся к курсах физики, химии, биологии, географии. При решении геофизических проблем исследователи руководствуются физическими законами, используют химические и экологические зависимости, учитывают географические и астрономические особенности, пользуются философскими и педагогическими категориями, производят расчет по математическим формулам. Существует и обратная связь, т. е. эти науки используют в своем развитии геофизические данные, учитывают особенности и характеристики Земли.
Изучение геофизики в школе помогает учащимся почувствовать связь всех предметов, увидеть, что все науки изучают один и тот же объект - окружающий нас материальный мир. В процессе обучения учащиеся овладевают соответствующей научной терминологией. Геофизические понятия при изучении курса органично вписываются в общую систему понятий, позволяющих описывать и объяснять научную картину мира, образуя в структуре знаний учащегося сложную, осмысленную иерархическую сеть образов, представлений, простых и сложных понятий, законов и теорий, составляющих основу научной картины мира.
Интегрированный курс «Современная естественнонаучная картина мира и науки о Земле» рассматривает вопросы, которые не были изучены в рамках курсов физики и биологии, а также содержит дополнительный материал о физике Земли, первоначальные сведения о которых были получены учащимися в рамках курсов природоведения, естествознания, географии, физики, биологии. Использование фактического материала позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ранее полученных теоретических знаний в новых условиях, материала другого предмета. Применение
межпредметных связей физики и биологии позволяет учащимся систематизировать полученные ранее знания, увидеть единство законов и теорий различных наук, понять, что объектом изучения предметов естественнонаучного цикла является человек и окружающий его мир.
Наиболее целесообразно вводить интегрированный курс «Современная естественнонаучная картина мира и науки о Земле» в конце 11 класса. К этому периоду обучения учащиеся ознакомлены с основными законами физики и биологии, способны разобраться в предложенном им материа-
ле. У них сформированы умения и навыки работы с дополнительной литературой, что позволяет выносить ряд вопросов на самостоятельное изучение.
Библиографический список
1. Дмитриевская И. В. Системные аспекты становления когнитологии как науки // Актуальные проблемы современной когнитивной науки : Материалы междунар. науч.-практ. конф. (16-17 октября 2008 года). - Иваново : Изд-во Иваново, 2008. - С. 16-35.
2. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -М. : Изд-во «Смысл», 1997. - 64 с.
УДК 37.035.6
Кассихина Валентина Евгеньевна
Российский государственный социальный университет, г. Сочи
kassihin@gmail. com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье дан анализ разработанности проблемы развития национального самосознания в истории зарубежной и отечественной педагогике. Раскрыты педагогические условия развития национального самосознания студентов и школьников в рамках гуманистической образовательной парадигмы, а также показано влияние гуманистической системы образования на развитие позитивно-конструктивного национального самосознания студентов и школьников.
Ключевые слова: цивилизационная логика развития, позитивно-конструктивное национальное самосознание, гуманистическая образовательная парадигма, институциональные знания, социокультурный опыт, особенности проксемического поведения, коммуникативная культура, социальная адаптация в многонациональной среде, самоиндентификация.
Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему национального сознания и самосознания как предмета психологического и педагогического анализа.
В свете многочисленных проблем, которые ставит перед человеком XXI век, образование и воспитание индивидуума является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, демократии, социальной справедливости.
Культура межнациональных отношений является особой сферой человеческих отношений, так как они возможны лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидуумами.
Традиционная педагогика переживает кризис, связанный с тем, что педагогические концепции системы обучения и воспитания личности сегодня не соответствуют современному научному знанию о человеке, обществе, мотивах его поведения.
Проблемой воспитания и формирования национального сознания и самосознания, проблемой менталитета в истории педагогики и психологии в разное время занимались Платон, Сократ, Гиппократ, Аристотель, мысли об идеальном и разностороннем воспитании граждан нашли новое звучание в педагогических построениях К. А. Сен-Симона, Ш. Л. Фурье, Т. Мора, Т. Кам-панеллы, Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта и многих других. Обучение и воспитание в контексте конкретной культуры и процесса формирования российского государ-