УДК 37.013.46
Белова Татьяна Владимировна
лицей «Исток» (г. Иваново) [email protected],
Майорова Наталья Сергеевна
Ивановский государственный университет [email protected],
Ситнова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Ивановский государственный университет [email protected]
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения выпускников средних школ. Естественнонаучная картина мира школьников рассматривается как вариант решения проблемы выбора будущей профессии учащимися профильных классов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, естественнонаучная картина мира, профильное обучение.
Спрос на рынке труда меняется постоянно, так если несколько лет назад престижными считались профессии в области экономики и юриспруденции, то сегодня можно говорить о повышении востребованности технических специальностей. В условиях нестабильного социально-экономического состояния современного общества наиболее уязвимыми оказываются выпускники средних школ.
Решением вопроса о профессиональном самоопределении школьников должно служить введение профильного обучения. Однако существует ряд факторов, препятствующих реализации выбора будущей профессии каждым выпускником средней школы.
Выбор школьниками профиля класса определяет их возможности продолжения обучения в вузах и ссузах. По окончании средней полной школы выпускники сдают экзамены в форме ЕГЭ по дисциплинам, являющимися профильными, которые, в свою очередь, являются также и вступительными на основании положения о проведении единого государственного экзамена. Стандарт базового уровня школьного предмета не ориентирован на продолжение, например, физического образования в высшей школе. ЕГЭ по физике опирается на профильный уровень изучения предмета. «Базовый уровень изучения предмета не позволяет продолжить образование в вузе, т.к. после “двухчасовой” физики будущие абитуриенты просто не смогут освоить программу первого курса любого технического вуза» [1, с. 30].
Сложилась парадоксальная ситуация, так как, с одной стороны, выпускники школ имеют право
на профессиональное самоопределение, а, с другой стороны, при обучении в классах того или иного профиля школьникам не рекомендовано сдавать выпускные (вступительные) экзамены по предметам, изучаемым ими на базовом уровне. Таким образом, школьники должны определиться с выбором своей будущей профессии еще в 9 классе. Однако, согласно исследованиям И.С. Кона [2, с. 199], в середине 1980-х годов на выбор будущей профессии московских школьников, к моменту окончания 8-го класса, оказали влияние друзья. «Существуют факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний» [2, с. 199]. Подобная ситуация характерна и в настоящий момент. Так, 23% опрошенных нами школьников выпускных классов планирует сдавать ЕГЭ по одному или более предметам естественнонаучного цикла, не являющимся профильными, а изучаемым на базовом уровне. Изменение своих планов относительно будущей профессии школьники поясняют изменением социального запроса общества на ту или иную профессию (престижность, заработная плата, спрос на рынке труда и т.д.). Следует отметить, что возможность осуществить переход от одного профиля к другому (например, от гуманитарного к естественнонаучному) существует, если ученик не просто обладает определенный уровнем соответствующих знаний, но эти знания четко структурированы и имеют ценностносмысловой компонент, который заключается в проявлении познавательной активности, позна-
© Белова Т.В., Майорова Н.С., Ситнова Е.В., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010І
вательно-творческого интереса к изучению нового материала; в учебной деятельности доминируют внутренние стимулы, учащиеся осознают потребность в изучении нового, имеет место процесс самообразования посредством изучения дополнительной научной литературы.
Анализ сложившейся ситуации позволяет нам утверждать, что возможность выбора будущей профессии есть только у тех учащихся средних школ, которые имеют высокий уровень сформированное™ естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). Основанием данного суждения служили исследования соотношения уровня сформирован-ности ЕНКМ у выпускников средних школ и мотивации выбора будущей профессии учащимися.
Понятие «естественнонаучная картина мира» позволяет раскрыть суть процесса отражения многообразной системы знаний, накопленных человечеством, в сознании отдельного человека, его мировосприятии и мировоззрении. Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий [4, с. 15]. А для этого знания, полученные в рамках предметов естественнонаучного профиля, должны быть четко структурированы.
Точно так же, как развивалось представление человечества об окружающем мире, проходя все этапы от созерцания и мифов к современной естественнонаучной картине мира, такая же динамика прослеживается и в развитии знания каждого человека в процессе его образования. В дошкольном образовании дети познают окружающий мир через художественные образы, создаваемые литературными произведениями, и непосредственное наблюдение природных явлений. В курсе школьной физики учащиеся приобретают научные знания, отражающие объективный мир, не только в процессе «живого созерцания», но и в процессе абстрактного мышления, в аналитической деятельности. Однако мышление учащихся само находится в процессе формирования. Поэтому формирование ЕНКМ нельзя рассматривать как стихийно совершающийся процесс, поскольку его характер зависит от характера мышления детей и уровня его развития. И только для учащихся старших классов, на второй ступени обучения, становится доступным их пониманию материал естествознания в целом, так что учащиеся могут осознавать и смену исторических
картин мира: механистическая, электромагнитная, вероятностная (формирование синергетической картины мира в школьном физическом образовании не предусмотрено).
Конкретизируя понятие ЕНКМ применительно к школьникам, мы предлагаем его следующую формулировку: естественнонаучная картина мира учащихся - это образ действительности, формирующийся на основе единства когнитивных и чувственно-образных компонентов индивидуального опыта и естественнонаучного знания о материальном мире, интегрированных в процессе образования.
Формирование ЕНКМ учащихся - процесс сложный и противоречивый. С одной стороны, в рамках школьного образования знания, полученные в разных учебных предметах, связываются, образуя целое естественнонаучное знание. С другой стороны, оно перестраивается, упорядочивается, приобретает определенную структуру, образуя следующие уровни: фундаментальное ядро; метапредметное знание, основанное на межпредметных связях, общих принципах познавательной деятельности; системы частных картин мира - физическая, химическая и биологическая картины мира и предметное знание внутри каждой области естествознания.
Формирование ЕНКМ учащихся - педагогический процесс, направленный на образование в сознании каждого обучаемого целостного образа материального мира как особой формы систематизации естественнонаучных знаний на основе межпредметных связей и методологии научного познания.
Увеличение объема материала предметов естественнонаучного цикла, необходимого школьникам для изучения основных направлений развития научной мысли и тенденций развития интересов человечества в целом, требует увеличения времени обучения. Изменение сроков школьного образования невозможно, поэтому необходимо изменить принцип обучения - показать учащимся пути и возможности самообразования. В настоящее время развитие информационных технологий позволяет каждому человеку получать необходимую информацию быстро и в удобном формате. Важно отметить, что требуется критично подходить к этому информационному потоку. Для этого у каждого человека должно быть четко сформировано базовое представление о структуре научной теории, методологии
268
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
научного познания и современных направлениях интересов естествознания, что позволит не только ориентироваться в мощном информационном потоке, но и приобрести академическую мобильность, т.е. иметь возможность свободного выбора направления дальнейшего образования.
Продолжение образования школьников в вузах предполагает наличие у них сформированной современной ЕНКМ. Так, в учебной литературе для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям, естественнонаучная картина мира рассматривается в курсе «Концепция современного естествознания». Учебные программы данной дисциплины предъявляют серьезные требования к первоначальному уровню подготовки студентов. Курс «Концепция современного естествознания» возник по решению международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование», проходившего 17-19 октября 1994 г. в Москве. В «Меморандуме», принятом этим симпозиумом, читаем: «Одной из важнейших задач нового этапа развития образования является создание предпосылок для изложения исторически возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры, их взаимообогащения и поиска целостной культуры» [3]. Главной целью введения курса «Концепция современного естествознания» является «демонстрация закономерного перехода из мира неживой природы в мир живой, а из мира живой природы в мир разумной и социальной и объяснение, почему и в этой после-
дней области методы естествознания позволяют объяснить и понять то, перед чем бессильны методы гуманитарных наук» [5, с. 353]. Если же выпускник средней школы продолжает свое обучение в вузах технического или естественнонаучного профиля, то материал большинства учебных предметов направлен на развитие у студентов ЕНКМ, сформированной в процессе школьного образования.
Из вышесказанного следует, что процесс формирования ЕНКМ у учащихся средних школ не только способствует решению проблемы выбора выпускниками будущей профессии, но и способствует успешному обучению в вузах и ссузах.
Библиографический список
1. Демидова М.Ю. Выбор модели школьного физического образования: новый БУП, стандарты и ЕГЭ // Физика. - 2007. - №>16. - С. 29-32.
2. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
3. Меморандум международного симпозиума ЮНЕКСО // Высшее образование в России. -1994. - №4. - С. 4-6.
4. Морозова Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения // Химия в школе. - 2007. -№3. - С. 14-19.
5. ТолстопятовА.А. О принципах построения курса «Концепция современного естествознания» // Традиции ИвГУ и вызовы Болонского процесса: проблемы, противоречия, пути решения. Сб. науч.-метод. ст. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. - С. 352-357.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
269