Научная статья на тему 'Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов'

Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1521
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL SKILLS COMPETITION / COMPETITIVE MOVEMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER / INFORMAL EDUCATION / SUPPORT OF PARTICIPANTS OF PROFESSIONAL SKILL COMPETITION / PROFESSIONAL THINKING / CONDITIONS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна

В данной публикации авторы рассуждают о том, что одной из стратегических точек и условий, обеспечивающих качество образования, выступает кадровый вопрос. Система дополнительного профессионального образования ставит задачу в опережающем формате развивать и совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в соответствии с актуальным уровнем развития научной сферы, требованиями, выраженными в государственных нормативных документах, с ориентацией на мировые стандарты и тенденции. Одной из прорывных форм, отвечающих поставленным задачам, выступает конкурсное движение, анализу организации которого в Ярославской области и посвящена публикация. Рассмотрены задачи и функции конкурса профессионального мастерства педагогов. Представлен анализ развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагога, принимающего участие в конкурсах разного уровня. Авторами изучено отношение молодых участников к соревнованию в профессиональном мастерстве, включающего как эмоциональную составляющую, так и рефлексивную деятельность. Определено проблемное поле в организации конкурсов. Рассмотрены перспективы в постконкурсном сопровождении. Для успешного профессионального и карьерного роста участников в конкурсной деятельности должны быть обеспечены психолого-педагогические и организационно-методические условия, определению которых обращено внимание авторов статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS AS A FORM OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES AND PROFESSIONAL THINKING OF THE TEACHERS

In this publication, the authors argue that one of the strategic points and conditions for ensuring the quality of education is the human resources issue. The system of continuing professional education is aimed at improving the professional competences of teachers in accordance with the current level of scientific development, the requirements specified in the state regulatory documents, with an emphasis on international standards and trends. One of the breakthrough forms that meet the established objectives is the competitive movement, the analysis of which is presented in this publication. The aims and functions of professional skills competition for teachers are considered. The analysis of professional competences development and professionalization of thinking of the teacher taking part in competitions of different level is presented. The authors investigated the attitude of young participants to the professional skills competition, including both emotional component and reflexive activity. The problem area in the organization of competitions is defined. Prospects in post-competitive support are considered. For successful professional and career growth of participants in competitive activity, psychological, pedagogical, organizational and methodical conditions should be provided, which the authors of the article focus on.

Текст научной работы на тему «Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов»

психологически науки

Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ...

UDC 159.99+316.6

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

© 2019

Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, проректор Харавинина Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального образования Институт развития образования Ярославской области (150014, Россия, Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, e-mail: kharavinina@yandex.ru)

Аннотация. В данной публикации авторы рассуждают о том, что одной из стратегических точек и условий, обеспечивающих качество образования, выступает кадровый вопрос. Система дополнительного профессионального образования ставит задачу в опережающем формате развивать и совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в соответствии с актуальным уровнем развития научной сферы, требованиями, выраженными в государственных нормативных документах, с ориентацией на мировые стандарты и тенденции. Одной из прорывных форм, отвечающих поставленным задачам, выступает конкурсное движение, анализу организации которого в Ярославской области и посвящена публикация. Рассмотрены задачи и функции конкурса профессионального мастерства педагогов. Представлен анализ развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагога, принимающего участие в конкурсах разного уровня. Авторами изучено отношение молодых участников к соревнованию в профессиональном мастерстве, включающего как эмоциональную составляющую, так и рефлексивную деятельность. Определено проблемное поле в организации конкурсов. Рассмотрены перспективы в постконкурсном сопровождении. Для успешного профессионального и карьерного роста участников в конкурсной деятельности должны быть обеспечены психолого-педагогические и организационно-методические условия, определению которых обращено внимание авторов статьи.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, конкурсное движение, профессиональные компетенции педагога, неформальное образование, сопровождение участников конкурса профессионального мастерства, профессиональное мышление, условия развития профессиональных компетенций.

PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS AS A FORM OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES AND PROFESSIONAL THINKING OF THE TEACHERS

© 2019

Serafimovich Irina Vladimirovna, сandidate of psychological sciences, Associate professor, Vice-principal Kharavinina Lubov Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, Head of Vocational Education Department Education Development Institute of the Yaroslavl Region (150014, Russia, Yaroslavl, Bogdanovicha street, 16, e-mail: kharavinina@yandex.ru)

Abstract. In this publication, the authors argue that one of the strategic points and conditions for ensuring the quality of education is the human resources issue. The system of continuing professional education is aimed at improving the professional competences of teachers in accordance with the current level of scientific development, the requirements specified in the state regulatory documents, with an emphasis on international standards and trends. One of the breakthrough forms that meet the established objectives is the competitive movement, the analysis of which is presented in this publication. The aims and functions of professional skills competition for teachers are considered. The analysis of professional competences development and professionalization of thinking of the teacher taking part in competitions of different level is presented. The authors investigated the attitude of young participants to the professional skills competition, including both emotional component and reflexive activity. The problem area in the organization of competitions is defined. Prospects in post-competitive support are considered. For successful professional and career growth of participants in competitive activity, psychological, pedagogical, organizational and methodical conditions should be provided, which the authors of the article focus on.

Keywords: professional skills competition, competitive movement, professional competences of the teacher, informal education, support of participants of professional skill competition, professional thinking, conditions for developing professional competences.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Перспектива развития системы образования зависит от внимания к решению кадрового вопроса. Профессиональные компетенции являются центральной мета-темой педагогической и психологической наук с конца 70х годов ХХ века. Перед педагогическими работниками системы дополнительного профессионального образования поставлена задача создавать всесторонние условия для развития и совершенствования профессиональных компетенций педагогов региональной системы образования.

Профессиональные компетенции определяют готовность к выполнению тех трудовых функций и действий, заложенных в профессиональном стандарте педагога, анализ которого показал, что, например, преподаватель при выполнении трудовой функции «организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ

профессионального обучения, СПО и (или) ДПП» должен уметь организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, иных конкурсов и аналогичных мероприятий (в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) [1].

В Ярославской области учредителем конкурсов профмастерства является Департамент образования области (И.В. Лобода, А.Н. ГUDCов), оператором выступает ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (ИРО ЯО, А.В.Золотарева). ИРО ЯО организует конкурсы различного уровня, в том числе из достаточно популярных, такие как «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям», «Учитель-дефектолог России», «Педагог-психолог России» (совместно с Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»). Особое внимание уделяется конкурсам и фестивалям для молодых педагогов. В 2018 году стартовал первый региональный

Serafimovich Irina Vladimirovna, Kharavinina Lubov Nikolaevna psychological

PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS ... science

конкурс «Педагогический дебют».

Следует отметить, что по мере развития конкурсного движения все большего внимания и осмысления требуют некоторые проблемные зоны, к числу которых можно отнести повышение уровня конкурсных заданий, сложность с определением границ и объема испытаний, для разных конкурсов профессионального мастерства их количество различно, отсутствием преемственности между конкурсами разных уровней, присутствует разобщенность конкурсов. Не равномерно распределены конкурсы по отношению к разным категориям педагогических работников, в частности, не достаточно охвачены методисты и мастера производственного обучения системы среднего профессионального образования, а на последних из которых в настоящее время возлагается особая миссия в подготовке участников к чемпионатам по международным стандартам. Не всегда удается участнику конкурса показать все свои ресурсы и возможности из-за неготовности управлять своим психологическим состоянием. Критерии оценки тех или иных профессиональных компетенций не в полной мере упорядочены и рядоположены. Не достаточно отработаны формы взаимодействия с методическими службами в целях поиска кандидата для участия в конкурсах. Не выстроена технология карьерного роста и продвижения победителей в целях развития региональной системы образования.

На наш взгляд, становится важным решить проблему: какие психолого-педагогические и организационно-методические условия следует обеспечить в конкурсной деятельности для успешного профессионального и карьерного роста участников. На внесение вклада в частичное разрешение данного проблемного поля и направлена наша публикация.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Развитие профессиональных компетенций было и является предметом исследования, как в зарубежной Parkinson, Spencer, Buhler, Erickson, Super, Torrance, Hall, Sternberg) [2,3], так и в отечественной педагогике и психологии (Н.П. Ансимова, А.В. Золотарева, М.М. Кашапов, Е.В. Кузьмина, Ю.П. Поваренков, А.П. Чернявская, В.Д. Шадриков) [4,5,6,7]. Особого внимания заслуживают исследования по сопровождению развития профессиональных компетенций молодых педагогов (О.В. Давлятшина, А.И. Даминова, Т.В. Белова, Е.А. Ефимова, Н.И. Пустовалова, В.Г. Пустовалова, А.В. Папушина, Л.Н. Харавинина) [9, 10, 11, 12, 13]. Непосредственно исследования, касающиеся конкурсов профессионального мастерства обозначены в публикациях Л.А. Козинец [14], Е.М. Пахомова [15] и др. [16, 17, 18], которые акцентируют внимание на возможностях конкурса и тех изменениях, которые происходят в деятельности педагога после участия в конкурсе. В одной из наших предыдущих публикаций мы анализировали проявления метакогнитивных признаков профессионального надситуативного мышления при психологическом консультировании (этап конкурса «Педагог-психолог») [19]. Качественный анализ речемыслительных продуктов деятельности показал, что при реализации на практике надситуативного профессионального мышления при дефиците времени и стрессовой ситуации очень слабо проявляются такие качества как глубина и достаточность анализа ситуации, оригинальность способов решения проблемной ситуации [20, 21].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью статьи стало рассмотрение условий организации конкурсов профмастерства (организационных, методических, психологических) способствующих или препятствующих развитию профессиональных компетенций и профессионального мышления педагогов.

Известно, что в 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс 76

на лучшего учителя. Интересно,что в качестве требований на звание лучшего учителя в письме о проведении конкурса значилось: «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассUDCами, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года). Система конкурсов мастерства начала набирать популярность в профессиональной сфере. Особое мировое значение приобрело движение WorldSkills International, ведущее свою историю с 1947 года, когда в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. В настоящее время конкурсы профмастерства (КПМ) охватывают широкий спектр направлений состязания молодых и опытных педагогов:

- собственных возможностей, умений, компетенций обучать, воспитывать, организовывать и т.п.,

- инновационных идей и проектов в сфере образования,

- методических разработок в области профессиональной деятельности,

- обобщения опыта внедрения инновационных технологий в образовательный процесс,

- создания системы поддержки и сопровождения обучающихся в конкурсном движении.

Выборка: около 200 педагогов.

Методы: опрос, качественный и количественный анализ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Для раскрытия основной цели исследования мы посчитали целесообразным выделить функции КПМ, причем выделить их два вида: для системы образования в целом и для конкурсанта в частности. Так, конкурсы профессионального мастерства позволяют:

- определить уровень профессиональных знаний, умений и компетенций участников, уровень их профессиональной подготовки;

- повысить интерес к своей профессии, её социальной значимости;

- продолжить совершенствование и развитие профессионального мышления, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- выявить лучших специалистов в определенной контекстной ситуации;

- проанализировать умения работать в команде,

- определить «проблемные зоны» в подготовке специалистов.

Для конкурсанта он может выполнять следующие функции[22]:

- мотивационно-стимулирующую (направляя участников на демонстрацию в высшей степени собственного педагогического потенциала),

- рефлексивно-оценочную (реализация потребности участников сравнить собственные достижения со специалистами данного профиля),

- саморазвивающую (создание условий для поиска информации и внутренних резервов при решении конкурсных задач),

поисково-направляющую (обеспечивает включенность в соревнование на добровольной основе талантливых специалистов, их дальнейшее продвижение к публичности социальной активности),

- рекреативную (организация досуга зрителей и участников в процессе подготовки с ориентацией на духовные ценности человечества).

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора. В экс-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

психологически науки

Серафимович Ирина Владимировна, Харавинина Любовь Николаевна КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ...

пресс-опросе (более 150 респондентов) было выявлено, что понимание термина «конкурс» достаточно устойчиво в контексте понятия соревнование, выявление лучшего специалиста, возможностей или условий. Ассоциации респондентов (молодых педагогов) со словом конкурс носят преимущественно позитивную окраску: «интерес, победа, борьба, опыт, испытание, разведка, удовольствие, соревнование, проба сил, призы, поиск лучшей идеи/специалиста, сотрудничество». Для развития профессиональных компетенций в рамках конкурсных испытаний, на наш взгляд, требуется некоторое изменение в имеющихся компетенциях и, возможно, их увеличение или углубление. Для этого на первом этапе мы поставили одну из задач, поиска ресурсных и проблемных зон при участии в конкурсе. На примере регионального конкурса на лучшее учебное занятие по профессиям и специальностям ФГОС СПО ТОП-50 (2018) участники продемонстрировали методическую компетенцию при разработке технологической карты учебного занятия с использованием предложенного в положении о конкурсе интерактивного макета [23]. Большинство конкурсантов смогли показать умения:

- анализировать профессиональные стандарты по профессиям и специальностям, правильно выбирать из них обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия, знания и умения в контексте запланированного учебного занятия;

- работать с учебно-программной документацией в части определения обязательных образовательных результатов и видов учебных занятий;

- планировать педагогические компоненты учебного занятия и разрабатывать показатели достижения образовательного результата каждого этапа занятия;

- согласовывать деятельность обучающихся и преподавателя в соответствии с целевым компонентом этапа занятия;

- обоснованно включать образовательные технологии в учебную деятельность;

- учитывать основные психолого-педагогические и санитарные требования занятия.

Вместе с тем были выявлены следующие недостатки: при описании используемых образовательных технологий большинство участников подошли формально, не раскрыли её суть, в конкурсных работах просматривается внутренняя несогласованность между декларированной к использованию образовательной технологией и её реализацией на занятии в контексте технологической карты занятия; встречались сложности с определением конкретных образовательных результатов, на которые нацелено данное занятие. Вышеуказанные проблемные зоны участников конкурса позволили нам наметить следующие шаги для их преодоления: тесное взаимодействие с методическими службами, возможности которых могут быть задействованы для подготовки конкурсантов, разработка методических рекомендаций для участников конкурса, рассмотрение возможностей членов жюри в передаче в творческой и практико-дея-тельностной форме «обратной связи» для конкурсантов и групп их сопровождения, дальнейшая инициация и развитие видов конкурсов для повышения компетенций работников системы образования.

Анализ ответов педагогов (около 150 человек), которые еще не принимали участие в конкурсе, но работают в системе образования ЯО показал, что наиболее значимыми мотивами для участия в конкурсе могут быть баллы при аттестации (1/3 опрошенных), приобретение нового опыта (1/4 опрошенных), саморазвитие (почти 1/2 опрошенных).

Опрос молодых участников конкурса «Педагогический дебют - 2019» позволил установить, что большая часть затруднений в конкурсе была вызвана с личностными переживаниями участников. 37% респондентов признали, что в процессе прохождения конкурсных испытаний сильнее всего им помешало соб-

ственное волнение. О своей неудовлетворенности заявили 22% участников. Данные респонденты отметили, что желали бы видеть в свободном доступе итоги каждого из этапов конкурса, лучше понимать критерии оценки за каждый из этапов, а также хотели бы видеть материалы заочного этапа других конкурсантов. У 33% опрашиваемых во время участия в конкурсе проблемных ситуаций не возникло.

Все участники анкетирования решили, что молодым специалистам необходимо участвовать в подобных конкурсах. 81% опрошенных отметили, что это дает уверенность в себе и своих силах, шанс показать себя. (9%) заявили, что участие дает им новые возможности и перспективы в дальнейшей работе. Профессиональный рост как один из плюсов участия отметили 21% анкетируемых. Не менее важной была и возможность обмена опытом с другими участниками, что подтвердили 31%. 34% заявили, что им было полезно знакомство с интересными людьми (как с другими участниками, так и с членами жюри) и их выступлениями. Участие в конкурсном движении позволяет получить новый опыт, новые навыки и знания, и этот факт отметили 56% от их общего количества. 16% респондентов решили, что участие в конкурсе дало им ощущение включенности в профессиональную деятельность. При этом о перспективах карьерного развития участники не задумываются.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. Можно считать целесообразным модернизацию некоторых психолого-педагогических и организационно-методических условий реализации конкурсов профмастерства, которые создают предпосылки для развития профессиональных компетенций педагогических работников. Следует разработать целостную технологию сопровождения конкурсантов в условиях многоуровневой вариативной субъектно-ориетированной модели.

2. Следует выработать диагностические критерии оценки участников на разных этапах вхождения, участия и выхода из соревновательной формы.

3. Необходима выработка единых критериев оценки демонстрируемых профессиональных компетенций, консолидация усилий служб сопровождения конкурсантов и работы общественного жюри. В качестве системы критериев имеет смысл рассмотреть опыт чемпионатов WorldSkills, который включает систему объективных и субъективных критериев, регламентирующих деятельность судейской комиссии. При этом разработанная иерархия экспертов чемпионатов выступает гарантом объективности, валидности и надежности оценочной деятельности экспертов.

4. Требуется разработать цикл мероприятий, который будет включать педагогические события, логически связанные с конкурсными испытаниями. Это могут быть мероприятия направленные как на повышение имиджа конкурсантов, такие как обобщение опыта лучших участников (например, на сайте курирующей кафедры или структурного подразделения), интервью с победителем и лауреатами, сопровождение конкурсных мероприятий и деятельности активных педагогов в социальных сетях, создание Портфолио успеха, так и на повышение уровня развития профессиональных компетенций (например «Мастерская лидера», психологические тренинги личностного роста и развития лидерских качеств, мастер-классы и другие активные формы, позволяющее осуществлять грамотный анализ профессиональных задач).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Минтруда и социальной защиты России от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Режим доступа: http://rumcrb.ucoz.ru/nd/prikazi/prikaz_mintruda_ rf_08_09_2015_608n.pdf

2. Torrance E. P., Hall L. K. Assessing the further research of creative potential // J. of Creative Behaviour. 2000. vol. 14, № 1. P. 1-19.

Serafimovich Irina Vladimirovna, Kharavinina Lubov Nikolaevna PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS ...

psychological science

3. Sternberg R. J. The Nature of Creativity// Creativity Research Journal. 2006, Vol. 18, №. 1, 87-98 URL: https://www.cc.gatech.edu/ classes/AY2013/cs7601_spring/papers/Sternberg_Nature-of-creativity.pdf (дата обращения: 14.01.2019).

4. Золотарева, А.В. Научно-методическое обеспечение профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования детей //Ярославский педагогический вестник, 2018.- № 4.-С. 89-98.

5. Кашапов М.М., Серафимович И.В Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 2018. Т. 26. С. 63-76.

6. КузьминаН.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения[Текст] /Н.В.Кузьмина. — М., 1990.

7. Поваренков Ю.П. Проблемы профессионального становления личности [Текст]/Ю.П. Поваренков, Ярославль: Канцлер, 2008. 402с.

8. Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога: монография Текст./А.П. Чернявская. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.

9. Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический имидж. 2016, №3 (32), с.16-26.

10. Даминова А.И. Некоторые проблемы адаптации молодыхучи-телей в процессе их практической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 76-78.

11. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Создание ситуации успеха как одно из условий формирования творческой самореализации начинающего учителя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 23-26.

12. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.

13. Харавинина Л.Н., Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя// Ярославский педагогический вестник: Гуманитарные науки: [Текст]: научный журнал. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010, №1, С.104-107.

14. Козинец Л.А. Инновационный педагогический опыт: истори-ко-методологический аспект: монография / Л. А. Козинец. — Минск: БГПУ, 2015. 204 с. URL: http://docplayer.ru/44428022-Konkursy-professionalnogo-masterstva-istoricheskiy-rakurs-dinamika-razvitiya-cennostnye-smysly.html (дата обращения: 3.12.2018).

15. Пахомова Е.М. Конкурсы профессионального мастерства в области образования как средство повышения квалификации педагогических работников// Сайт ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ (Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий при Министерстве просвещения РФ) URL: http:// www.apkpro.ru/doc/12%20%D0%A1%D0%B5%D0%BA %D1 %86%D0% B8%D1%8F%201.%20%D0%9F%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%9C..pdf (дата обращения: 3.12.2018).

16. Насырова Э.Ф., Руднева Р.И. Определение сущности и структуры понятия «педагогическое мастерство учителя старшей школы» //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 128-132.

17. Белевич Н.А. Профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования, как условие формирования профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 23-25.

18. Ковальчук В.И. Результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства мастеров производственного обучения ПТУЗ в системе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 77-81.

19. Серафимович И. В. Метакогнитивность мышления: социально-психологический аспект//Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №1. С.133-142

20. Серафимович И. В. Метакогнитивные процессы в профессионализации психологов в условиях конкурса профмастерства как вида социального движения //Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Том 5. № 3 (16). С. 304-309.

21. Серафимович И.В., Сафарова Н.А. Современное направление повышения профессиональной компетентности педагогов — участие в конкурсном движении// Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VI международной научно-практической конференции 19-21 ноября 2013 года, Ярославль/ Под ред. Ю.П. Поваренкова — Ярославль: «Канцлер», 2013, С.338-340.

22. Харавинина Л. Н. Методологическая основа конкурса педагогического мастерства// Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования [Текст]: юбилейный сборник научных статей /Под науч. ред. Е. В. Карповой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010, с. 104-111.

23. Харавинина Л. Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников профессионального образования в конкурсном движении// Региональная система профессионального образования: приоритеты в интересах устойчивого развития региона: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции - Кострома, КИРО, 2018, с. 177-180.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект № 19-013-00102а: «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»)

78

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.