Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА'

ОТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ОТНОШЕНИЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаридин Д.Н., Стародубцева И.В., Завьялова Т.П.

Цель работы - изучение отношения специалистов сферы физической культуры и спорта к конкурсам профессионального мастерства. Результаты исследования. Выявлены особенности отношения специалистов сферы физической культуры и спорта к конкурсам профессионального мастерства. Установлено желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства у большей части опрошенных (87%).Участники опроса считают конкурс формой поиска лучшего педагогического опыта (63%) и повышением квалификации (50,6%), где есть возможность приобретать ценные профессиональные умения и навыки. Лидирующими мотивами участия в конкурсах профессионального мастерства являются: развитие профессиональных компетенций и приобретение новых знаний (28,78%), получение опыта новой деятельности, связанной с участием в конкурсных испытаниях (22,4%). Определен круг проблем, требующих решения в области специальной научно-методической подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта. Выводы. Подавляющее большинство специалистов сферы физической культуры и спорта положительно относятся к конкурсам профессионального мастерства и выражают готовность в них участвовать, 9,44% педагогов уже имеют опыт участия. В представлении большинства специалистов, конкурсы профессионального мастерства являются, прежде всего, формой поиска лучшего педагогического опыта и формой повышения квалификации. Не все специалисты сферы физической культуры и спорта ясно представляют, какие умения и навыки они могут освоить и реализовать в условиях конкурса профессионального мастерства. Значительная часть участников конкурсов профессионального мастерства, из числа специалистов сферы физической культуры и спорта, испытывает затруднения при прохождении конкурсных мероприятий и нуждается в специальной научно-методической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаридин Д.Н., Стародубцева И.В., Завьялова Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO PROFESSIONAL SKILL COMPETITIONS

The purpose of the work is to study the attitude of specialists in the field of physical culture and sports to professional skill competitions. The results of the study. The peculiarities of the attitude of specialists in the field of physical culture and sports to professional skill competitions are revealed. The desire to participate in professional skill competitions was found in the majority of respondents (87%).The survey participants consider the competition to be a form of searching for the best pedagogical experience (63%) and professional development (50.6%), where there is an opportunity to acquire valuable professional skills and abilities. The leading motives for participation in professional skill competitions are: the development of professional competencies and the acquisition of new knowledge (28.78%), gaining experience in new activities related to participation in competitive tests (22.4%). The range of problems requiring solutions in the field of special scientific and methodological training of specialists in the field of physical culture and sports is determined. Conclusions. The vast majority of specialists in the field of physical culture and sports have a positive attitude to professional skill competitions and express their willingness to participate in them, 9.44% of teachers already have experience of participation. In the opinion of most specialists, professional skill contests are, first of all, a form of searching for the best pedagogical experience and a form of professional development. Not all specialists in the field of physical culture and sports clearly understand what skills and abilities they can master and implement in the conditions of a professional skills competition. A significant part of the participants of professional skill contests, from among the specialists in the field of physical culture and sports, have difficulties in passing competitive events and need special scientific and methodological training.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА»

8. LukjHanov B.G. Definition of Neural Network Structure of Information System Module for Prediction of results improvement in powerlifting / B.G. Lukjanov, N.M. Dubinin, I.V. Igumnov // Computer science and information technologies. Proceedings of the 3rd International Workshop. - Ufa, USATU Publishers, 2001. Volume 3. - pp. 326-328.

REFERENCES

1. Aksenov, M.O. (2006), Management of the training process in powerlifting based on modern information technologies: dissertation, Ulan-Ude.

2. Samsonov, G.A. (2016), Correction of the bench press technique of highly qualified power-lifters in order to overcome the "dead zones", dissertation St. Petersburg.

3. Sheiko, B.I., Gorulev, P.S., Rumyantseva, E.R. and Tsedov, R.A. (2013), Powerlifting. Actifor-mula Media Group, Moscow.

4. Lukyanov, A.B., Lukyanov B.G., Plokhov V.K. et al (2019), "Control of training loads in power sports", Actual problems of physical culture, sports and tourism, Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the 70th anniversary of the Department ofPhysical Education of UGATU, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, pp. 318-322.

5. Ivantsov ,P.P., Lukyanov, A.B., Lukyanov, B.G. and Stepanov V.S (2021), Artificial intelligence in sports training, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, St. Petersburg

6. Alekseeva, I. V., (2020), Mathematical statistics in physical culture and sports, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture, Velikiye Luki.

7. Platonov, V.N. (2013), Periodization of sports training. General theory and its practical application, Olympic literature, Kyiv.

8. Lukyanov, B.G., Dubinin N.M., and Igumnov I.V. (2001), "Definition of Neural Network Structure of Information System Module for Prediction of results improvement in powerlifting", Computer science and information technologies, Proceedings of the 3rd International Workshop, USATU Publishers, Ufa, volume 3. pp. 326-328.

Контактная информация: sancho439@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2023

УДК 378.046.4

ОТНОШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Дмитрий Николаевич Макаридин, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

Цель работы - изучение отношения специалистов сферы физической культуры и спорта к конкурсам профессионального мастерства. Результаты исследования. Выявлены особенности отношения специалистов сферы физической культуры и спорта к конкурсам профессионального мастерства. Установлено желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства у большей части опрошенных (87%).Участники опроса считают конкурс формой поиска лучшего педагогического опыта (63%) и повышением квалификации (50,6%), где есть возможность приобретать ценные профессиональные умения и навыки. Лидирующими мотивами участия в конкурсах профессионального мастерства являются: развитие профессиональных компетенций и приобретение новых знаний (28,78%), получение опыта новой деятельности, связанной с участием в конкурсных испытаниях (22,4%). Определен круг проблем, требующих решения в области специальной научно-методической подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта. Выводы. Подавляющее большинство специалистов сферы физической культуры и спорта положительно относятся к конкурсам профессионального мастерства и выражают готовность в них участвовать, 9,44% педагогов уже имеют опыт участия. В представлении большинства специалистов, конкурсы профессионального мастерства являются, прежде всего, формой поиска лучшего педагогического опыта и формой повышения

квалификации. Не все специалисты сферы физической культуры и спорта ясно представляют, какие умения и навыки они могут освоить и реализовать в условиях конкурса профессионального мастерства. Значительная часть участников конкурсов профессионального мастерства, из числа специалистов сферы физической культуры и спорта, испытывает затруднения при прохождении конкурсных мероприятий и нуждается в специальной научно-методической подготовке.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, специалисты сферы физической культуры и спорта, отношение к конкурсам профессионального мастерства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p277-283

ATTITUDE OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO PROFESSIONAL SKILL COMPETITIONS

Dmitry Nikolaevich Makaridin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen State University

Abstract

The purpose of the work is to study the attitude of specialists in the field of physical culture and sports to professional skill competitions. The results of the study. The peculiarities of the attitude of specialists in the field of physical culture and sports to professional skill competitions are revealed. The desire to participate in professional skill competitions was found in the majority of respondents (87%).The survey participants consider the competition to be a form of searching for the best pedagogical experience (63%) and professional development (50.6%), where there is an opportunity to acquire valuable professional skills and abilities. The leading motives for participation in professional skill competitions are: the development of professional competencies and the acquisition of new knowledge (28.78%), gaining experience in new activities related to participation in competitive tests (22.4%). The range of problems requiring solutions in the field of special scientific and methodological training of specialists in the field of physical culture and sports is determined. Conclusions. The vast majority of specialists in the field of physical culture and sports have a positive attitude to professional skill competitions and express their willingness to participate in them, 9.44% of teachers already have experience of participation. In the opinion of most specialists, professional skill contests are, first of all, a form of searching for the best pedagogical experience and a form of professional development. Not all specialists in the field of physical culture and sports clearly understand what skills and abilities they can master and implement in the conditions of a professional skills competition. A significant part of the participants of professional skill contests, from among the specialists in the field of physical culture and sports, have difficulties in passing competitive events and need special scientific and methodological training.

Keywords: Professional skill competition, specialists in the field of physical culture and sports, attitude to professional skill competitions.

ВВЕДЕНИЕ

Реализуемый в настоящее время национальный проект «Образование» связан с разработкой новых форматов решения ключевых задач системы образования. Одним из таких форматов является развернутое конкурсное движение как активная форма непрерывного профессионального образования педагогов.

В течение многих лет в сфере образования организуются и проводятся конкурсы профессионального мастерства педагогов. Целью этих конкурсов является выявление талантливых педагогов, развитие авторских подходов и практик обучения и воспитания, обмен передовым педагогическим опытом. Несомненно, участие в конкурсе требует от педагога проявления определенных компетенций и напрямую связано с проявлением педагогических способностей и профессионального мастерства.

В рамках конкурсного движения активно проводятся научные исследования, направленные на изучение особенностей развития личности и профессиональной сферы участников конкурсов. В качестве наиболее важных результатов проведённых исследований можно отметить следующие: предложены формы представления опыта работы,

организационно-управленческие условия проведения конкурса, способы самосовершенствования педагогов [5]; разработана система подготовки лучших педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства [1]; научно обоснованы подходы к осуществлению информационно-методического сопровождения начинающих педагогических работников - участников конкурсов[2]; определено проблемное поле в организации конкурсов, описаны перспективы постконкурсного сопровождения участников [7]; разработаны рекомендации по подготовке учителя к основным этапам конкурса [3]; представлены новые направления работы с участниками конкурса профессионального мастерства по формированию качеств надситуативного профессионального мышления [6]; предложены форматы обучения студентов в условиях конкурсов профессионального мастерства педагогов [8] и

др.

В некоторых исследованиях рассматриваются и вопросы мотивации к дальнейшему профессиональному развитию через участие в конкурсах профессионального мастерства. В частности, Г.В. Милонова утверждает, что конкурсы педагогического мастерства являются важным инструментом мотивации педагога к активному личностному и профессиональному развитию, которое невозможно без повышения профессиональной компетентности. Участие в конкурсе позволяет педагогу провести системный анализ индивидуальной траектории педагогической деятельности; способствует изучению и освоению педагогического опыта, масштабному профессиональному общению; определению своего места в педагогическом сообществе, получению оценки собственной деятельности; возможности заявить о себе [4].

Однако нам не удалось обнаружить исследований, раскрывающих отношение к конкурсам профессионального мастерства специалистов сферы физической культуры. Между тем, именно отношение во многом определяет их предрасположенность к активному участию в конкурсном движении.

Цель исследования - изучение отношения специалистов сферы физической культуры и спорта к конкурсам профессионального мастерства.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе учреждений основного и дополнительного образования г. Тюмени в период с 2022 по 2023 г. В исследовании принимали участие инструкторы физического воспитания дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), учителя физической культуры школ города Тюмени, а также тренеры и тренеры-преподаватели учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

Эмпирическая часть исследования строилась на материалах электронного анкетного опроса посредством распространения ссылок на страницу анкеты, где были сгенерированы опросные формы. Всего было опрошено 629 специалистов. Из них 240 мужчин и 389 женщин. Характеристиками респондентов выступили: уровень образования (высшее - 67%, среднее специальное - 33%.), средний стаж работы в должности (14,2 года), опыт участия в конкурсах профессионального мастерства (49,44% респондентов имеют опыт участия; 50,56% не имеет опыта участия).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что подавляющее число опрошенных специалистов сферы физической культуры и спорта (87%) считает, что конкурсы профессионального мастерства необходимы и их обязательно нужно проводить. При этом желание участвовать в конкурсах профессионального мастерства, с учетом некоторых оговорок, выражает большинство респондентов (рисунок 1).

Нет, ни при каких обстоятельствах Возможно, если будут благоприятные условия Да, но только если заставят Да, можно попробовать Да, хотелось бы

12,7

41,49

5,8

23

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Будете ли Вы участвовать в конкурсах профессионального мастерства?» (%)

Специалисты по-разному оценивают сущность конкурсов профессионального мастерства. Большинство респондентов считают их формой поиска лучшего педагогического опыта (63%), а также своеобразной формой повышения квалификации (50,6%). Данные представлены на рисунке 2.

формой поиска лучшего педагогического опыта повышением квалификации

соревнованием

формой поиска лучших специалистов

обменом опытом

63

19,6

10

20

30

40

50

60

70

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос «Чем, по-вашему, являются конкурсы профессионального мастерства?» (%)

Различным образом специалисты отрасли физической культуры и спорта обозначают и ценность конкурсов для профессионального развития участников. Так, 64,3%ре-спондентов отмечает, что участие в конкурсах развивает умение обобщать и представлять свой педагогический опыт; 52,46% опрошенных указали, что конкурсанты совершенствуют специально-педагогические умения и навыки; 48,8% специалистов указали, что в условиях конкурса приобретается опыт публичных вступлений (рисунок 3). Менее всего, по мнению специалистов, в конкурсах развивается умение работать с документами.

умение работать в команде

опыт работы с документами

опыт работы с информационными ресурсами

расширение опыта использования компьютерных технологий

опыт преодоления стрессовых состояний

расширение знаний в области нормативно-правового обеспечения ФКиС

опыт публичных выступлений

совершенствование специально-педагогических умений и навыков умение обобщать и представлять свой педагогический опыт

10

20

30

40

50

60

64,39

70

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос «Что ценного, по вашему мнению, приобретают участники конкурсов профессионального мастерства для своего профессионального развития?» (%)

0

5

0

0

Немаловажная информация была получена в результате изучения ответов специалистов, обладающих опытом участия в конкурсах профессионального мастерства (49,44% от числа опрошенных). На рисунке 4 представлены наиболее выраженные мотивы их участия в конкурсах. Как видно из данных рисунка, наиболее значимым мотивом является стремление развить профессиональные компетенции, приобрести новые знания (28,78%). Вторым по значимости стал мотив получения опыта новой деятельности (22,4%). Третье место занимает мотив изучения опыта коллег (16,38%).

Получить удостоверение о повышении квалификации

Расширить возможности для карьерного роста

Развить профессиональные компетенции, приобрести новые знания

Получить материальное поощрение

Преодолеть себя (выйти из зоны комфорта)

Заявить о себе, повысить свой авторитет в педагогическом коллективе

Обрести новые знакомства, пообщаться с единомышленниками

Изучить опыт коллег Получить дополнительные баллы для аттестации Получить опыт новой деятельности

10

15

20

25

30

35

Рисунок 4 - Основные мотивы участия в конкурсе (%)

Важно, что большинство участников конкурсов положительно оценивает свой опыт участия в конкурсах. Средняя оценка удовлетворенности участием в конкурсе профессионального мастерства составила6,72 балла из 10.

Мы предположили, что у конкурсантов возникают определенные затруднения в рамках различных конкурсных испытаний, в связи с тем, что в обычной, повседневной профессиональной практике они нечасто выполняют эти функции. Анализ ответов подтвердил эту гипотезу. Как показал опрос, около 80%т конкурсантов испытывают те или иные трудности. При этом значительному числу респондентов (41,8%) для более уверенного выступления не хватило опыта публичных выступлений (рисунок 5). Гораздо реже участники конкурсов признаются в том, что им не хватает теоретической подготовки или креативности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего хватает, чувствую себя уверенно Креативности

Навыков подготовки и оформления конкурсной документации Навыков ведения и обобщения результатов научной работы

Опыта публичных выступлений Теоретической подготовки

=1

21

54

25,4

18,97

10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос «Чего, по вашему мнению, Вам не хватает, чтобы чувствовать

себя на конкурсах более уверенно?» (%)

0

5

6

0

5

Проведенный опрос конкурсантов показал, что опыт участия в конкурсных мероприятиях влияет на субъективную оценку того, что специалист приобретает в ходе конкурса. Изменение акцентов можно увидеть на рисунке 6 (в отличие от рисунка 2). Наиболее популярным ответом остался «опыт публичных выступлений» (50,8%). Однако погружение в атмосферу конкурса позволило участникам осознать и другие тонкости этой деятельности, о чём свидетельствуют их ответы. Так, более значимыми профессиональными умениями конкурсанты назвали «умение обобщать и представлять свой педагогический опыт» (46,6%), «опыт работы с документами» (40,5%), а также «совершенствование специально-педагогических умений и навыков» (34,7%).

умение работать в команде опыт работы с документами

опыт работы с информационными ресурсами

расширение опыта использования компьютерных технологий

опыт преодоления стрессовых состояний

расширение знаний в области нормативно-правового обеспечения ФКиС

опыт публичных выступлений

совершенствование специально-педагогических умений и навыков умение обобщать и представлять свой педагогический опыт

3

19,60

20,90 | 22,19 7,68 7,68

40,50

50,80

0

10

20

30

40

50

60

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос «Что ценного, по-вашему, Вы приобрели в ходе конкурса?» (%)

Таким образом, проведённое исследование помогает раскрыть отношение специалистов к конкурсам профессионального мастерства; свидетельствует о наличии проблемы подготовленности педагогов к участию в конкурсах и необходимости в организации специальной подготовки потенциальных участников конкурса.

ВЫВОДЫ

1. Подавляющее большинство специалистов сферы физической культуры и спорта положительно относятся к конкурсам профессионального мастерства и выражают готовность в них участвовать, 9,44% педагогов уже имеют опыт участия.

2. В представлении большинства специалистов конкурсы профессионального мастерства являются, прежде всего, формой поиска лучшего педагогического опыта и формой повышения квалификации.

3. Не все специалисты сферы физической культуры и спорта ясно представляют, какие умения и навыки они могут освоить и реализовать в условиях конкурса профессионального мастерства.

4. Значительная часть участников конкурсов профессионального мастерства из числа специалистов сферы физической культуры и спорта испытывает затруднения при прохождении конкурсных мероприятий и нуждается в специальной научно-методической подготовке.

Дальнейшие перспективы проведённого исследования могут быть связаны с обоснованием возможных форм подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта к участию в конкурсах профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленчик Л.В. Секреты профессионального и личностного успеха педагога-участника конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года республики

Беларусь" / Л.В. Виленчик // Современное образование Витебщины.- 2018. - № 2 (20).- С. 18-24.

2. Конкурс профессионального мастерства "Педагогический дебют", как ресурс развития профессиональных компетенций начинающего педагога / А.Н. Гудков, И.В. Серафимович, С.И. Ку-рицина, А.В. Шелия, Т.Ю. Егорова, И.В. Лапшина // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль, 2018. -С. 65-71.

3. Колесникова Е.С. Повышение профессиональной компетенции педагога через участие в конкурсах профессионального мастерства /Е.С. Колесникова, Т.В. Костылева // Образование, воспитание и педагогика : традиции, опыт, инновации :. сборник статей международной научно-практической конференции. - Пенза, 2022. -С. 31-34.

4. Милонова Г.В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения профессионального развития педагогов // Региональное образование: современные тенденции.-2022.- № 2 (48).- С. 46-50.

5. Пекарских Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога //Педагогическое образование в России. -2013. - № 5. -С. 140-144.

6. Серафимович И.В. Метакогнитивные процессы в профессионализации психологов в условиях конкурса профмастерства как вида социального движения //Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2016.-Т. 5, № 3 (16).- С. 304-308.

7. Серафимович И.В. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов / И.В. Серафимович, Л.Н. Харавинина // Гуманитарные балканские исследования.- 2019.- Т. 3, № 2 (4). -С. 75-78.

8. Стародубцева И.В. Организация профессиональных проб в процессе обучения студентов физкультурного вуза / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 273-277.

REFERENCES

1. Vilenchik, L.V. (2018), "Secrets of professional and personal success of a teacher - participant to fthecontest of professional skills of teaching staff', Teacher of the Year of the Republic of Belarus"", Journal of Sovremennoe obrazovanie Vitebshchiny, Vol. 20, No.2, pp. 18-24.

2. Gudkov, A.N., Serafimovich, I.V., Kuritsina,S.I., Shelia, A.V., Egorova, T.Y., Lapshina, I.V. (2018), "Professional skill contest "Pedagogical debut" as a resource for the development of professional competencies of a novice teacher", Collection ofscientific articles of the All-Russian scientific and practical conference, Experience and prospects for the implementation of federal state educational standards in a modern school, Yaroslavl, 2018, pp. 65-71.

3. Kolesnikova, E.S. and Kostyleva, T.V. (2022), "Improving the professional competence of a teacher through participation in professional skill competitions", Collection of articles of the international scientific and practical conference, Education, upbringing and pedagogy: traditions, experience, innovations. Penza, pp. 31-34.

4. Milonova, G.V. (2022), "Professional skill contests as a factor of professional development of teachers", Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendencii, Vol. 48, No. 2, pp. 46-50.

5. Pekarskikh, N.I. (2013), "Professional skill contests as a means of self-improvement of personal and professional qualities of a teacher", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, No. 5, pp. 140-144.

6. Serafimovich, I.V. (2016), "Metacognitive processes in the professionalization of psychologists in the conditions of the professional skills competition as a type of social movement", Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya, Vol. 16, No. 3, pp. 304-308.

7. Serafimovich, I.V. and Kharavinina, L.N. (2019), "Contests of professional skill as a form of development of professional competencies and professionalization of teachers' thinking", Gumanitarnye balkanskie issledovaniya, Vol. 3, No. 2, pp. 75-78.

8. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2018), "Organization of professional experience in learning process of sports universities students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 273-277.

Контактная информация: makaridin_d@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.