Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

РАЗВИТИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преференциальные территории / особые экономические зоны / льготный режим / эффективность / динамика / preferential territories / special economic zones / preferential treatment / efficiency / dynamics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханнанова Светлана Анатольевна

Вследствие значительных изменений социально-экономической ситуации в мире и Российской Федерации, назрела необходимость в воссоздании утраченных и освоении новых технологий, выстраивании новых логистических коридоров, восстановлении заброшенных и строительстве новых производств. Для сохранения промышленного суверенитета страны необходимо создание условий, позволяющих оперативно и максимально комфортно вовлечь граждан в сферу предпринимательства. Резиденты преференциальных территорий, в том числе особых экономических зон, пользуются особыми режимами административного, таможенного и налогового регулирования. Целями выделения преференциальных территорий являются более сбалансированное пространственное развитие страны, путем привлечения крупных компаний в регионы, а также уход от концепции моногородов, где большинство жителей связаны с градообразующим предприятием. В статье проведено исследование развития особых экономических зон в пределах Приволжского федерального округа. Путем анализа статистических данных и финансовых результатов резидентов ОЭЗ выявлены проблемы развития, такие как: санкционное давление, дефицит компетентных трудовых ресурсов, недостаточность готовой инфраструктуры для ведения бизнеса, боязнь открытия высокотехнологичных производств у предпринимателей. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ развития ОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PREFERENTIAL TERRITORIES OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT IN NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Due to significant changes in the socio-economic situation in the world and the Russian Federation, there is a need to recreate lost and develop new technologies, build new logistics corridors, restore abandoned and build new production facilities. In order to preserve the industrial sovereignty of the country, it is necessary to create conditions that allow citizens to be involved in the field of entrepreneurship quickly and as comfortably as possible. Residents of preferential territories, including special economic zones, enjoy special regimes of administrative, customs and tax regulation. The goals of allocating preferential territories are a more balanced spatial development of the country, by attracting large companies to the regions, as well as moving away from the concept of single-industry towns, where most residents are associated with the cityforming enterprise. The article examines the development of special economic zones within the Volga Federal District. By analyzing statistical data and financial results of SEZ residents, development problems have been identified, such as: sanctions pressure, shortage of competent labor resources, insufficient ready-made infrastructure for doing business, fear of opening high-tech industries among entrepreneurs. The recommendations made based on the results of the study can be applied in the formation of SEZ development programs.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

Научная статья

УДК 332.1 © С. А. Ханна-

нова

DOI: 10.24412/2225-82642024-1-128-132

Ключевые слова: преференциальные территории, особые экономические зоны, льготный режим, эффективность, динамика Keywords: preferential territories, special economic zones, preferential treatment, efficiency, dynamics

РАЗВИТИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Ханнанова С. А.1

Аннотация. Вследствие значительных изменений социально-экономической ситуации в мире и Российской Федерации, назрела необходимость в воссоздании утраченных и освоении новых технологий, выстраивании новых логистических коридоров, восстановлении заброшенных и строительстве новых производств. Для сохранения промышленного суверенитета страны необходимо создание условий, позволяющих оперативно и максимально комфортно вовлечь граждан в сферу предпринимательства. Резиденты преференциальных территорий, в том числе особых экономических зон, пользуются особыми режимами административного, таможенного и налогового регулирования. Целями выделения преференциальных территорий являются более сбалансированное пространственное развитие страны, путем привлечения крупных компаний в регионы, а также уход от концепции моногородов, где большинство жителей связаны с градообразующим предприятием. В статье проведено исследование развития особых экономических зон в пределах Приволжского федерального округа. Путем анализа статистических данных и финансовых результатов резидентов ОЭЗ выявлены проблемы развития, такие как: санкционное давление, дефицит компетентных трудовых ресурсов, недостаточность готовой инфраструктуры для ведения бизнеса, боязнь открытия высокотехнологичных производств у предпринимателей. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ развития ОЭЗ.

'Ханнанова Светлана Анатольевна — ассистент кафедры экономики и предпринимательства, Набе-режночелнинский институт Казанского федерального университета (Российская Федерация, Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, 68/19)

E-mail: svetochka1989@ mail.ru

ORCID 0009-0006-97047236

Поступила в редакцию: 14.02.2024

DEVELOPMENT OF PREFERENTIAL TERRITORIES OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT IN NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Svetlana A. Khannanova

Department Assistant, Naberezhnye Chelny Institute, Kazan Federal University

Abstarct. Due to significant changes in the socio-economic situation in the world and the Russian Federation, there is a need to recreate lost and develop new technologies, build new logistics corridors, restore abandoned and build new production facilities. In order to preserve the industrial sovereignty of the country, it is necessary to create conditions that allow citizens to be involved in the field of entrepreneurship quickly and as comfortably as possible. Residents of preferential territories, including special economic zones, enjoy special regimes of administrative, customs and tax regulation. The goals of allocating preferential territories are a more balanced spatial development of the country, by attracting large companies to the regions, as well as moving away from the concept of single-industry towns, where most residents are associated with the city-forming enterprise.

The article examines the development of special economic zones within the Volga Federal District. By analyzing statistical data and financial results of SEZ residents, development problems have been identified, such as: sanctions pressure, shortage of competent labor resources, insufficient ready-made infrastructure for doing business, fear of opening high-tech industries among entrepreneurs. The recommendations made based on the results of the study can be applied in the formation of SEZ development programs.

Введение

Особые экономические зоны являются разновидностью преференциальных территорий, где предпринимателям предоставляются налоговые, таможенные и административные льготы. Исторически, ОЭЗ создавались в разных странах на прибрежных территориях, первый свободный порт был создан в Великобритании на рубеже XVП-XVПI веков. Ярким примером развития свободных экономических зон в XX веке является Китай: в 1980 году было открыто 5 прибрежных свободных СЭЗ, на сегодняшний день там действует более 50 зон, приносящих миллиардные доходы китайской экономике. Целями создания СЭЗ являются привлечение иностранного капитала, ускорение социально-экономического развития территории, организация совместных предприятий, тестирование новых методов управления бизнесом [6, с. 348].

В России первые СЭЗ были созданы в 90-х годах, однако вследствие тяжелой экономической ситуации и отсутствия законодательства, они оказались невостребованными. В 2005 году в республике Татарстан была открыта ОЭЗ «Алабуга», а в октябре 2023 года в Ульяновской области был зарегистрирован тысячный резидент ОЭЗ, что говорит о взаимной заинтересованности государства и бизнеса в применении данного префрежима. В пределах ОЭЗ действуют следующие преференции: от 5 до 10 лет не взимаются налоги на имущество, землю и транспорт, налог на прибыль составляет от 2 до 15,5%.

Методика исследования

В процессе исследования развития ОЭЗ применены такие теоретические и эмпирические методы, как анализ финансовых результатов резидентов, сравнение показателей развития ОЭЗ, изучение статистических данных и документов государственных органов. Результаты исследования

По данным отчета Минэкономразвития РФ о работе ОЭЗ, с начала действия преференциальных режимов в ПФО и до конца 2022 года действовало более 300 резидентов, создавших 21393 рабочих места в 8 особых экономических зонах (рис. 1).

Часть ОЭЗ не выполнили план по созданию рабочих мест, так в ОЭЗ «Кулибин» создано в 6 раз меньше рабочих мест, в ОЭЗ «Оренбуржье» — в 14 раз, в ОЭЗ «Алмаз» — в 4 раза. Общий плановый объем инвестиций в ОЭЗ ПФО до конца 2022 года должен был составить 2766373 млн рублей, однако часть ОЭЗ не смогли достичь плановых значений, аналогичная ситуация с объемом выручки (таблица 1).

Такое положение объясняется, в том числе и внешними факторами: пандемией 2020 года, началом СВО и действием санкций с 2022 года. Часть предприятий не смогли вовремя достроить и запустить производства. В ОЭЗ ПФО работали совместные предприятия, которые были остановлены. Большие убытки потерпели компании, работающие в сфере автомобилестроения. Компания «Соллерс-Алабуга» после начала СВО потеряла своего партнера — американскую «Ford Motors»,

Рис.1. Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ ПФО, 2022 г. [4]

Таблица 1

Уровень выполнения плановых показателей по инвестициям и выручке резидентов ОЭЗ ПФО за весь период до конца 2022 года [4].

Название ОЭЗ Объем инвестиций, млн ру6, % выполнения Объем выручки от продаж, млн руб. % выполнения

план факт план факт

Алабуга 158828,8 162196,7 102 795346,7 843135,1 106

Тольятти 21024,4 22373,8 106 41622 44626,6 107

Кулибин 3464 1066,2 31 11122 1825,5 16

Алга 20328,2 2440,2 12 25118,2 465,9 2

Оренбуржье 6712,3 2008,1 30 2933,8 0 0

Иннополис 50981 67911,3 133 51820 83559,5 161

Алмаз 3596,3 7585 211 3688,5 4029,8 109

Ульяновск 11438 12668,3 111 12745,1 15390,3 121

в течение двух последующих лет было принято решение о запуске на этих площадях производства малотоннажных автомобилей. Компания также планирует запустить локализованное производство двигателей. Еще одна компания, понесшая миллионные убытки в результате ухода американской компании-владельца — «ЗМ-Волга» выкуплена уральским холдингом «ВМП». Компания длительное время вынуждена была восстанавливать статус резидента ОЭЗ.

В 2022 году на фоне экономических санкций убытки получили 8 резидентов ОЭЗ «Тольятти», работающих больше 10 лет (например, ООО «Форесия автомобильные решения» понесла убытки в 2 млрд рублей). Во избежание повторения подобных ситуаций, в августе 2023 года был принят федеральный закон, определивший долю иностранных инвесторов в уставном капитале не более 25%, а также ограничивший им право управления компанией [1].

На начало 2024 года в ПФО действуют 12 ОЭЗ: 9 промышленно-производственного типа, 1 — портового, 2 — технико-внедренческого. Срок действия режима ОЭЗ составляет 49 лет без права продления. В течение 2022-2024 гг. зарегистрированы ОЭЗ «Пермь» (Пермский край), ОЭЗ «Ижевск» (Удмуртия), ОЭЗ «Система» (Мордовия), ОЭЗ «Новочебоксарск» (Чувашия).

Наиболее успешная особая экономическая зона — «Алабуга», где общая выручка резидентов за 2022 год составила 138 млрд рублей (половина выручки всех российских ОЭЗ), средний возраст резидентов ОЭЗ составляет 9,6 лет. В ОЭЗ «Алабуга» открыты образовательный центр и международная школа, построены жилые комплексы для сотрудников. В ОЭЗ строятся 3 новых производства и 13 проектов находятся на стадии рассмотрения. В 2024 году началось строительство логистического центра для организации экспорта в Китай и индустриального парка «Этилен-600».

В ОЭЗ «Иннополис» технико-внедренческого типа, где действуют более 320 резидентов преимущественно в сфере информационных технологий, создана максимально комфортная среда для внедрения стартапов и новейших технологий: университет, инновационная инфраструктура, возможность тестирования разработок, уникальный налоговый режим. В 2023 году ОЭЗ «Иннополис» заняла 3 место в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Суммарная выручка компаний-резидентов за 9 месяцев 2023 года превысила 34,7 млрд руб.

По итогам 2023 года лучшей ОЭЗ в категории «Импортозамещение» признана ОЭЗ «Алга», где зарегистрировано 20 резидентов с общим заявленным объемом инвестиций свыше 60 млрд рублей. Прирост резидентов за 2023 год составил 67%. 18 резидентов находятся на стадии проектирования и строительства. Единственным прибыльным предприятием за 2022 год стало ООО «ПО «АРКАДА», занимающееся пошивом спецодежды. Прибыль компании составила 235 млн рублей, предприятие возвело общежитие на 120 мест, а также задействовало государственный ресурс для обучения персонала: через программу «Содействие занятости» было организовано обучение безработных по профилю работы предприятия.

В тройку лучших ОЭЗ промышленно-производ-ственного типа в 2023 году вошла ОЭЗ «Тольятти». Прибыль получили лишь 30% резидентов, тем не менее по прогнозам Минэкономразвития региона, к концу 2025 года количество резидентов ОЭЗ «Тольятти» превысит 40 компаний с суммарным объемом вложенных инвестиций в 55 млрд. рублей, а количество созданных рабочих мест составит 3,8 тысяч. Среди строящихся объектов выделяются производственно-логистический центр «ММК-ПЛЦ Тольятти», способный обеспечить автозаводы металлопрокатом объемом 500 т в год, крупнейший российский завод по переработке зерновых культур и рафинированию подсолнечного масла, малотоннажный комплекс по производству СПГ.

Среди портовых ОЭЗ в тройку лидеров 2023 года вошла ОЭЗ «Ульяновск» (+9 за 2023 год), Среди резидентов значатся производства для авиационной сферы, производство роботов и медицинского оборудования. В 2022 году запущен прямой контейнерный поезд из Китая, за 2023 год прибыло 19 контейнерных поездов.

В 2020 году в Саратове на базе инфраструктуры предприятий радиоэлектронного кластера создана ОЭЗ «Алмаз». В числе резидентов значится дата-центр ПАО «Сбербанк» с общим объемом инвестиций в 30 млрд. рублей, зафиксировавший в 2022 г. прибыль в размере 49,8 млн рублей. На территории ОЭЗ действует Центр поддержки технологий и инноваций, предоставляющий услуги в области управления интеллектуальной собственностью.

В 2021 году открыта ОЭЗ «Оренбуржье», сегодня там действует склад сети «Пятерочка», в проекте также центры Wildberries, OZON, «Шелковый путь». Транзитная направленность резидентов данной ОЭЗ объяснима близостью границы со странами средней Азии.

В 2022 году создана ОЭЗ «Пермь», где строятся сталепрокатный завод, судостроительная и судоремонтная верфь, завод по изготовлению оборудования для АЭС, завод металлоконструкций, завод по изготовлению авиационных двигателей, производство лифтов. Резиденты планируют создать 1170 рабочих мест до 2028 года.

Для успешного функционирования ОЭЗ необходимо строительство производственной инфраструктуры. Предоставление готовых площадей позволяет бизнесу не тратить время на строительство и бюрократические согласования, а начинать работу в максимально короткие сроки, завезя необходимое оборудование, тогда как в среднем открытие строящегося производства занимает около 3 лет. Так, для ОЭЗ «Алабуга» выделена субсидия на строительство технопарка «Синергия» в 1,2 млрд. рублей. В нижегородской ОЭЗ «Кулибин», специализирующейся на химической промышленности, строится «Технопарк Н2О» с собственным лабораторным комплексом, где планируется расположить центры 3D-прототипирования, термопластавтоматов и разрывных испытательных машин. В 2023 году территория ОЭЗ «Кулибин» расширена с 72 до 724 га. Предположительно, на территории ОЭЗ «Ульяновск» в 2024 году появится технопарк радиоэлектронной промышленности «Электроник».

В 2023 году произошли изменения в законодательной базе, определяющей функционирование преференциальных территорий. Был внесен законопроект, в соответствии с которым предприниматели теряли бы возможность получения преференций, достигая момента равенства инвестиций и полученных льгот. Законопроект был оспорен регионами и профильными комитетами, впоследствии федеральным законом №522 от 02.11.2023 г. льготные условия в преференциальных зонах были сохранены. В ФЗ № 448 от 04.08.2023 г. упразднены административные барьеры, упрощен пакет документов для подачи заявления на резидент-ство — вместо бизнес-плана предприниматели должны предоставлять паспорт инвестиционного проекта. Срок заключения договоров сократился до 15 рабочих дней [1].

В соответствии с поправками, внесенными федеральным законом, при условии неэффективного функционирования ОЭЗ в течение пяти лет подряд, может

быть принято решение о закрытии ОЭЗ. При оценке эффективности функционирования ОЭЗ, открытых до 01.07.2022 года, учитывался 31 показатель/ Неэффективной признается ОЭЗ со сводным показателем менее 40%, таким образом в соответствии с отчетом Минэкономразвития, на конец 2022 года в ПФО действовали 5 эффективных ОЭЗ (выше 80%), 1 неэффективная и 2 достаточно эффективные ОЭЗ (рис.2).

Максимального значения расчетного показателя, характеризующего рентабельность вложения средств бюджетов всех уровней в создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ, достигли 5 ОЭЗ ПФО (рис. 3).

Одним из важнейших показателей оценки эффективности работы ОЭЗ является объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней. Плановых показателей за 2022 год достигли лишь две ОЭЗ ПФО: «Алабуга» и «Иннополис», фактические значения превысили плановые на 448% и 884% соответственно (рис.4).

100

100

54,2

1

92.6 41 Я

100

Рис.2. Сводный показатель эффективности ОЭЗ ПФО за 2022 г., % [4]

Рис.3. Рентабельность вложения средств бюджетов всех уровней в ОЭЗ ПФО за 2022 год [4]

Резиденты ОЭЗ имеют возможность участвовать в программах поддержки бизнеса. Например, для запуска завода двигателей на «Соллерс-Алабуга» в 2022 году был привлечен льготный заем ФРП на сумму в 1,7 млрд. рублей, с помощью займа ФРП в 300 млн рублей запущено производство конвейерных конструкции в ООО «Аконит-Алабуга». Гранты на НИОКР до 30 миллионов рублей может предоставить Фонд содействия инновациям. ВЭБ РФ финансирует проекты, входящие в промышленность высоких переделов: станкостроение, микроэлектроника, приборостроение, радиоэлектроника, энергетическое машиностроение, новые материалы, ИТ, авиация.

На основе проведенных исследований выявлены следующие вызовы, стоящие перед резидентами ОЭЗ: санкционное давление, нехватка трудовых ресурсов, недостаточность необходимой инфраструктуры, экологические риски в результате концентрации промышленных предприятий на небольшой территории, возможный уход из давно действующих ОЭЗ вследствие ограниченности действия преференциального режима.

В ситуации, когда государству важно отстоять свой технологический суверенитет, возможными вариантами решения могут стать:

1) строительство инфраструктуры для приезжих работников (общежитий или «гостевых» жилых комплексов, образовательных центров с практической подготовкой на предприятиях ОЭЗ, поддержание заработной платы на достойном уровне за счет освобождения от части налогов);

2) стабилизация спроса на продукцию высокотехнологичных предприятий путем создания возможностей заключения долгосрочных контрактов;

дополнительные льготы для наукоемких производств, субсидирование НИОКР;

3) более избирательный подход к выбору резидентов ОЭЗ, предоставление места в преференциальной территории в первую очередь предприятиям, соответствующим актуальным запросам страны;

4) введение нового критерия оценки эффективности в части степени автоматизации производства и соответствия промышленности высоких переделов.

Список источников

1. Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Консультант-плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453990/ (дата обращения: 15.01.2024).

2. Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 105.26 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Консультант-плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_461029/ (дата обращения: 15.01.2024).

3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Консультант-плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 08.01.2024).

4. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2022 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_ rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2022_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_ osobyh_ekonomicheskih_zon.html / (дата обращения: 15.01.2024).

5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизма установления и функционирования преференциальных режимов как инструмента социально-экономического развития и внешнеэкономической политики». URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/67a/vdwd3gv17fv0y7o801rii8bfnqnisvzy.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

6. Маевская Л. И. Преференциальные экономические зоны: их роль в пространственном развитии России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 4А. С. 348-360.

References

1. Federal Law of August 4, 2023 No. 448-FZ "On Amendments to the Federal Law «On Special Economic Zones in the Russian Federation» and certain legislative acts of the Russian Federation" // Consultant-plus. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453990/.

2. Federal Law of November 2, 2023 No. 522-FZ "On Amendments to Articles 5 and 105.26 of Part One of the Tax Code of the Russian Federation" // Consultant-plus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461029/.

3. Federal Law of July 22, 2005 No. 116-FZ "On Special Economic Zones in the Russian Federation" // Consultant-plus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/.

4. Report on the results of the functioning of special economic zones for 2022 and for the period from the beginning of the functioning of special economic zones. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_ funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2022_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_osobyh_ ekonomicheskih_zon.html /.

5. Report on the results of the expert-analytical event "Analysis of the mechanism for establishing and functioning of preferential regimes as an instrument of socio-economic development and foreign economic policy." URL: https://ach. gov.ru/upload/iblock/67a/vdwd3gv17fv0y7o801rii8bfnqnisvzy.pdf.

6. Mayevskaya L. I. Preferential economic zones: their role in the spatial development of Russia. Eskonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023; Vol. 13; 4A: 348-360. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.