Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ТОРГОВЫЕ ЗОНЫ / ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козунова Оксана Михайловна

Целью статьи является исследование государственного регулирования особых экономических зон (ОЭЗ), показаны сущность, особенности создания на международном уровне, интеграция в экономику, а также системы льгот и оптимизация деятельности. В статье анализируется развитие особых экономических зон в России в рамках санкционного давления, которое формирует распределение торговой нагрузки с импорта на экспорт, что позволит удовлетворить потребности по развитию производств внутри страны на льготных условиях ОЭЗ, а также формировать сотрудничество между странами. Данная статья посвящена изучению вопросов государственного регулирования нашей страны в области правовой и международной экономической деятельности, а также создания новых ОЭЗ по отраслевой принадлежности и их реализация. В статье рассматривается образование ОЭЗ, которые сформируют значительную либерализацию и интеграцию международных экономических отношений, а также влияют на технологический прогресс и структурирование экономики регионов РФ, рассматриваются правовые новеллы о сужении перечня типов ОЭЗ в связи с объединением технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Данные меры должны заметно упростить получение статуса резидента. Кроме того, в законопроекте идёт речь и о новых налоговых льготах. В будущем ОЭЗ могут стать ещё выгоднее и привлекательнее для инвесторов, что повлияет на приток инвестиций в российскую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козунова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STATE REGULATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

The purpose of the article is to study the state regulation of special economic zones (SEZ), showing the essence, features of creation at the international level, integration into the economy, as well as systems of benefits and optimization of activities. The article analyzes the development of special economic zones in Russia within the framework of sanctions pressure, which forms the distribution of the trade load from imports to exports, which will satisfy the needs for the development of industries within the country on preferential terms of the SEZ, as well as form cooperation between countries. This article is devoted to the study of the issues of state regulation of our country in the field of legal and international economic activity, as well as the creation of new SEZs by industry and their implementation. The article discusses the forming of SEZs, which will form a significant liberalization and integration of international economic relations, as well as affect technological progress and structuring the economy of the regions of the Russian Federation. This article discusses legal novelties on narrowing the list of types of SEZs by combining technology-innovative and industrial-production zones. These measures should simplify the acquisition of resident status significantly. In addition, the bill also deals with new tax incentives. In the future, SEZs may become even more profitable and attractive for investors, which will affect the inflow of investments into the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

УДК 339+332

ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Козунова Оксана Михайловна1,

канд. пед. наук, e-mail: sleoks@mail.ru, 1Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Россия

Целью статьи является исследование государственного регулирования особых экономических зон (ОЭЗ), показаны сущность, особенности создания на международном уровне, интеграция в экономику, а также системы льгот и оптимизация деятельности. В статье анализируется развитие особых экономических зон в России в рамках санкционного давления, которое формирует распределение торговой нагрузки с импорта на экспорт, что позволит удовлетворить потребности по развитию производств внутри страны на льготных условиях ОЭЗ, а также формировать сотрудничество между странами. Данная статья посвящена изучению вопросов государственного регулирования нашей страны в области правовой и международной экономической деятельности, а также создания новых ОЭЗ по отраслевой принадлежности и их реализация. В статье рассматривается образование ОЭЗ, которые сформируют значительную либерализацию и интеграцию международных экономических отношений, а также влияют на технологический прогресс и структурирование экономики регионов РФ, рассматриваются правовые новеллы о сужении перечня типов ОЭЗ в связи с объединением технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Данные меры должны заметно упростить получение статуса резидента. Кроме того, в законопроекте идёт речь и о новых налоговых льготах. В будущем ОЭЗ могут стать ещё выгоднее и привлекательнее для инвесторов, что повлияет на приток инвестиций в российскую экономику.

Ключевые слова: особые экономические зоны, международная торговля, государственное регулирование, внешнеторговая деятельность, региональная экономика, инвестиции, торговые зоны, льготы

OPTIMIZATION OF STATE REGULATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

Kozunova О.М.1,

candidate of pedagogical sciences, e-mail: sleoks@mail.ru, 1Moscow Witte University, Moscow, Russia

The purpose of the article is to study the state regulation of special economic zones (SEZ), showing the essence, features of creation at the international level, integration into the economy, as well as systems of benefits and optimization of activities. The article analyzes the development of special economic zones in Russia within the framework of sanctions pressure, which forms the distribution of the trade load from imports to exports, which will satisfy the needs for the development of industries within the country on preferential terms of the SEZ, as well as form cooperation between countries. This article is devoted to the study of the issues of state regulation of our country in the field of legal and international economic activity, as well as the creation of new SEZs by industry and their implementation. The article discusses the forming of SEZs, which will form a significant liberalization and integration of international economic relations, as well as affect technological progress and structuring the economy of the regions of the Russian Federation. This article discusses legal novelties on narrowing the list of types of SEZs by combining technology-innovative and industrial-production zones. These measures should simplify the acquisition of

resident status significantly. In addition, the bill also deals with new tax incentives. In the future, SEZs may become even more profitable and attractive for investors, which will affect the inflow of investments into the Russian economy.

Keywords: special economic zones, international trade, state regulation, foreign trade activity, regional economy, investments, trade zones, benefits

DOI 10.21777/2587-554X-2022-4-30-38

Введение

Привлечение инвестиций в экономику российского государства является одной из приоритетных задач для страны. Инвестиции способствуют развитию регионов, технологическому и экономическому прогрессу, повышению квалификации сотрудников, увеличению интеграции в международные экономические отношения и другим факторам, улучшающим социально-экономическую жизнь граждан.

Чтобы привлечь иностранных вкладчиков капитала, страны создают различные проекты, в которых современным инструментом интеграции в экономику будущего являются особые экономические зоны (свободные экономические зоны). Сегодня ОЭЗ играют большую роль в развитии экономик многих стран, в том числе и России.

Роль ОЭЗ в международном, национальном и региональном развитии огромна, так как от нее зависит структурирование экономики, привлечение зарубежного капитала, производство новых продуктов, которые исчезли в связи с санкциями (т.е. развитие импортозамещения), развитие конкуренции и создание новых рабочих мест.

1. Особые экономические зоны: сущность, особенности создания и государственное регулирование

Существенная доля реэкспортных действий исполняется на территории так называемых особых (свободных) экономических зон. Товары, реимпортируемые в особые экономические зоны, во-первых, избавляются от взимания таможенных пошлин; во-вторых, в период нахождения на территории особых финансовых зон избавляются от разного рода налогов, сборов и пошлин, установленных с целью изготовления продукции, ее обращения, а, кроме того, ввозных либо вывозных операций, связанных с продукцией.

На территории независимых зон имеются базы, где может находиться товар до этапа его ввоза либо вывоза через таможенную границу, и кроме того, вплоть до начала реэкспорта либо реимпорта. Но с начала перемещения товара, прежде хранившегося на базе, через таможенную границу, с него взимаются установленные сборы и пошлины. В случае реэкспорта ввоз товаров выполняется, исключая таможенные формальности.

Особенная, свободная либо специальная экономическая область (ОЭЗ либо СЭЗ) - ограниченная территория вместе с особым юридическим статусом по отношению к прочей территории, а также льготными финансовыми условиями для российских и/или зарубежных бизнесменов [1].

Образование ОЭЗ, которые гарантируют существенную либерализацию международных финансовых взаимоотношений, по суждению многих нынешних экспертов, - это явление объективное и логическое, содействующее формированию всемирного хозяйства.

ОЭЗ освобождают международные экономические взаимосвязи от многочисленных ограничений. Помимо этого, образование ОЭЗ выгодно потребителям, т.к. обеспечивается увеличение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, снижается их стоимость и усиливается конкурентная борьба между изготовителями продукции.

Для участников экономической деятельности создание ОЭЗ дает возможность легальным путем избавиться от валютного контроля, слишком высоких таможенных тарифов. Данные условия создают конкурентные преимущества участникам внешнеэкономической деятельности, приводят к росту числа покупателей, партнеров, заявок, а, следовательно, к повышению занятости населения [2].

В связи с этим ОЭЗ заняли прочное место в хозяйственной практике европейских государств. Создание ОЭЗ подразумевает решение определенных финансовых вопросов, а также формирует обстоятельства с целью воплощения в жизнь многообещающих стратегических проектов и бизнес-проектов [3].

Свободные таможенные зоны в международных торгово-экономических отношениях применяются уже ряд столетий, а первоначальные «порто-франко» появились на побережье Средиземного моря еще в конце XVI столетия. В 1595 году в итальянском городе Генуе одним из первых был провозглашен статус беспрепятственного порта. В городе Одессе с 1817 года существовал льготный режим «порто-франко». В нынешнем варианте ОЭЗ появились в 60-70-е годы ХХ столетия. Одной из первых ОЭЗ в Европе была зона благоприятствования в Ирландии, образованная в 1957 году, центр которой был в аэропорту «Шеннон». Опыт создания этой зоны стал настоящим учебным пособием для многих европейских государств.

Кратко оценка ОЭЗ в аэропорту «Шеннон» представляется следующим образом: выгодное географическое положение, ограниченность территории, точность целей и задач, предоставление льгот и стимулов. Аэродром «Шеннон», находясь на пути из Европы в Америку, обеспечивал дозаправку самолетов. Территория зоны была не слишком велика, составляя всего 15 га.

Начальная цель формирования ОЭЗ была довольно определенная и крайне умеренная: получить 300 новых рабочих мест. Для решения этой задачи ирландским правительством в зоне ОЭЗ были даны различные привилегии всем фирмам, вне зависимости от их национальной принадлежности, которые будут реализовывать собственную деятельность. Вследствие введения разных льгот здесь существенно понижались расходы производств по сравнению с иными расположениями этих же производств. На территории аэропорта «Шеннон» ввели пониженную арендную плату за производственные сооружения и земельные участки, разнообразные налоговые привилегии и др.

Итоги, достигнутые вследствие создания этой ОЭЗ, были крайне вдохновляющими: через 2 года в крошечном районе аэропорта было сосредоточено приблизительно 25 % единого ирландского экспорта, а через 15 лет данная ОЭЗ уже обладала больше 23 000 (хотя планировалось 300) рабочих мест. К окончанию 90-х годов ХХ века в зоне на территории аэродрома «Шеннон» было расположено более 100 разных компаний, экспортировалась продукция на сумму более 160 миллиардов долларов в год.

В настоящее время ведущим регионом мира с максимальным числом СЭЗ считается Северная Америка, где существуют более 360 зон, на втором месте Азия - приблизительно 280 зон, на третьем - Карибский бассейн, а также Центральная Америка - порядка 230 зон. Далее следует Европа - примерно 160 зон, Южная Америка, Ближний Восток и Тихий океан.

В Северной Америке бесспорным фаворитом, согласно числу созданных СЭЗ, считается США, где действует 266 СЭЗ. В них зарегистрировано 2310 фирм, занято более 400 000 работников.

В региональном масштабе второе место по количеству СЭЗ принадлежит Азии, тут особо нужно отметить Китай, в котором насчитывается примерно 190 зон различного вида.

Общий размер вложений составил приблизительно 45 миллиардов долларов, главными инвесторами считаются США, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Канада. В этих зонах зафиксировано больше 450 000 фирм, в которых занято практически 30 миллионов рабочих.

Организационно-функциональная структура ОЭЗ довольно разнообразна. В теоретической литературе выделено до 30 разных категорий ОЭЗ. Классификация ОЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией включает такие группы, как торговые зоны, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные [4].

Торговые зоны. Это одни из самых ранних видов СЭЗ, появившихся еще в XVI-XVII веках. К ним относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но наиболее распространенные из них - зоны свободной торговли. Они, как правило, создаются на территориях морских портов и аэропортов либо близко от них, к примеру, хорошо знакомые всем торговые зоны "duty free". Они пользуются таможенной экстерриториальностью: товары, хранящиеся либо продающиеся в них, не подлежат обычному таможенному контролю.

Промышленно-производственные ОЭЗ. Зоны данной категории, как правило, подразделяют согласно ориентации торговых потоков: экспортные или импортные.

Экспортно ориентированные области работают на внешний рынок, а импортно ориентированные - на внутренний рынок. Лидером по количеству в этой группе считаются экспортно-производ-

ственные зоны. Экспортно-производственные зоны при их создании предназначаются для увеличения экспорта и с целью повышения валютной прибыли государства. В целом, экспортно-производственные зоны создавались с ориентацией на экспорт, и только некоторые из них трансформировались из зон свободной торговли. Отличительная особенность экспортно-производственных зон - преобладание сборочных предприятий [5].

Технико-внедренческие ОЭЗ. Зоны этой категории считаются своего рода инноваторскими средоточиями, концентрируют на своей территории государственные и иностранные проектные, экспериментальные, научно-производственные компании. В данных зонах применяется единая концепция налоговых и финансовых льгот [6].

Стратегическая цель технико-внедренческих зон - введение в российскую практику новых технологий. Среди технико-внедренческих зон - академические центры, исследовательские парки, технопарки и т.п.

Сервисные зоны. Зоны этой категории дают конкретные привилегии участникам внешнеэкономической деятельности, которые занимаются оказанием разного рода услуг, в первую очередь, финансовых. В этой группе - оффшорные зоны, экономические центры, центры предоставления банковских, туристических и других услуг.

Комплексные особые зоны. Зоны этой категории не обладают ограниченной специализацией, они включают различные стороны производственной, экспортно-импортной либо инноваторской деятельности.

По структуре данные зоны являются самыми сложными, а территория вышеуказанных особых зон обычно более протяженная, т.е. может охватывать целые районы, области или регионы.

2. Государственное экономическое и правовое регулирование ОЭЗ: интеграция в экономику, системы предоставления льгот, оптимизация деятельности

Впервые в правовом поле дефиниция «свободная экономическая зона» была зафиксирована в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) 1973 года. На государственном уровне установленный законный порядок был имплементирован в право Законом РСФСР № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», хотя он не включал данного правового института. В рассматриваемом периоде развития, а также создания свободных экономических зон, в дальнейшем нормативно отождествленных с ОЭЗ, четко отмечалась их нацеленность на вовлечение зарубежных финансовых средств в российскую экономику, а также формирование экспортного потенциала страны1.

В Российской Федерации действуют 45 ОЭЗ (26 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных, 2 портовых). За 17 лет деятельности в ОЭЗ зарегистрировано 993 резидента, из которых более 140 организаций с участием зарубежного капитала из 42 государств. За это время совокупный размер заявленных инвестиций составил более 1,64 трлн руб., вложенных инвестиций - свыше 738 млрд руб., было основано более 57,8 тыс. рабочих мест, уплачено порядка 295 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.

Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ дают бизнесу несколько конкурентных преимуществ с целью осуществления бизнес-проектов, в том числе по формированию производства в Российской Федерации и выходу на международный рынок, в том числе:

- минимальные административные барьеры при оформлении;

- налоговые льготы, таможенные преференции;

- низкая стоимость аренды и земли;

- помощь в осуществлении инвестиционного плана на первой стадии его развития, а, кроме того, его последующее поддержание со стороны управляющих организаций ОЭЗ.

1 Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности. - URL: http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/ files/uploads/files.pdf (дата обращения: 19.09.2022). - Текст: электронный.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) - один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

Работа ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

В соответствии с Законом об ОЭЗ, резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

ОЭЗ - часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности и может применяться процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, для производства новых видов продукции.

В соответствии с правовыми нормами РФ, на территории могут формироваться ОЭЗ 4 видов:

- Промышленно-производственные (промышленность) ОЭЗ основаны с целью изготовления, обработки, реализации продукции. Данные ОЭЗ размещены в зонах на территории не более 40 км2. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы.

- Технико-внедренческие (технологии) ОЭЗ сформированы с целью становления инноваторских технологий, производства научно-промышленной продукции, ее тестирований и последующей реализации опытных образцов. ОЭЗ размещаются в зонах на территории не более 4 км2, в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы.

- Туристско-рекреационные (туризм) ОЭЗ создаются с целью развития российского туризма. Вышеуказанные ОЭЗ размещаются в живописных, востребованных среди путешественников ареалах Российской Федерации, которые имеют благоприятные условия, с целью формирования туристической отрасли.

- Портовые (логистика) ОЭЗ формируются с целью осуществления судостроительной, судоремонтной деятельности, оказания услуг логистики. Портовые ОЭЗ присутствуют в регионах, находящихся близко от глобальных транзитных коридоров2 (рисунок 1).

Рисунок 1 - Количество ОЭЗ по типам, ед.3

2 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/2da217b21b5488c5cf04ad60a09144cb8f4cb46b/ (дата обращения: 18.09.2022). - Текст: электронный.

3 Болдова К. Зачем нужны особые экономические зоны? // Открытый журнал. - URL: https://journal.open-broker.ru/research/ osobye-ekonomicheskie-zony/ (дата обращения: 10.09.2022). - Текст: электронный.

По данным рисунка 1 видно, как происходит постепенное увеличение (уменьшение) количества ОЭЗ по типам. Наиболее востребованными по итогам 2015-2021 годов являются ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Международное и национальное право играет особую роль в правоприменительной практике ОЭЗ. Право формирует основу для регулирования ОЭЗ со стороны государства. Следует отметить, что международное право и таможенное право ЕАЭС предусматривают, что на ОЭЗ распространяются таможенные процедуры свободных экономических зон. Данная процедура позволяет размещать и использовать продукцию в ОЭЗ без уплаты пошлин и налогов (НДС - п. 1, п. 3 статьи 151 НК РФ), мер нетарифного регулирования в отношении иностранной продукции и запретов и ограничений в отношении продукции ЕАЭС (рисунок 2).

Льготы, налоги ОЭЗ ППТ ОЭЗ ТБТ Портовые ОЭЗ ТРТОЭЗ По России

Налог на прибыль 2-15,5% 2-15,5% 2% 0-15,5% 20%

НДС 20% (0%)' 20% <0%)1 20% <0%)1 20% 20%

Налог на имущество 0% на срок до 10-12 лет 0% на срок до 10 лет 0% на срок до 15 лет 0% на срок до 10 лет 2,2%

Земельный налог 0% на срок до 10 лет 0% на срок до 10 лет 0% на срок до 15 лет 0% на срок до 5 лет 1,5%

Транспортный налог(руб. за 1 л. с.) 0 руб. на срок до 11 лет 0 руб. на срок до 10 лет 0 руб. на срок до 15 лет от 1 до 250 руб. от 1 до 500 руб.

Страховые взносы 30% 28%2 7,6%1 30% 28%* 7,6%3 30% 30% 28% (для резидентов ОЭЗ. объединенных в кластер) 30%

ПФР 22% 20%2 6%э 22% 20%" 6%3 22% 22% 20% (для резидентов ОЭЗ, объединенных в кластер) 22%

ФСС РФ 2.9% 1.5%3 2,9% 1,5%3 2.9% 2,9% 2,9%

ФФОМС 5.1% 0,1%3 5,1% 0,1%3 5,1% 5,1% 5,1%

'Если поставка продукции происходит внутри ОЭЗ.

2Для резидентов ОЭЗ, заключивших соглашения с органами управления ОЭЗ 3Для 1Т-компаний.

Рисунок 2 - Налоговые льготы на территории ОЭЗ4

За счёт вышеуказанных льгот, развитой инфраструктуры и других привилегий инвесторы могут сократить до 30 % первоначальных издержек.

Сейчас формируется создание промышленно-производственных ОЭЗ на Кузбассе (объем инвестиций составит 92,8 млрд руб.). ОЭЗ «Кузбасс» будет находиться на 628,8 гектара (район г. Кемерово и Топкинского округа). Данные ОЭЗ будут расположены вблизи федеральной трассы Р-255 «Сибирь» и железнодорожных станций, что позволит быстро получать и отгружать продукцию в обход города Кемерово. В Топкинском округе будут запущены четыре инвестиционных проекта, в числе которых -организация по переработке зерна амаранта (11,2 млрд руб.), а также предприятие по производству извести (4,3 млрд руб.).

В ближайшем будущем создание ОЭЗ промышленно-производственного типа запланировано в Волгоградской области («Химпром») и Чувашской Республике («Новочебоксарск»).

В ОЭЗ «Новочебоксарск» в Чувашии будут строить мясокомбинат, а также учреждать организации по выпуску древесноволокнистых плит, хлебобулочных, кондитерских изделий. Основные стратегические планы связаны с формированием производств биоразлагаемого пластика полилактида, а так-

4 Болдова К. Зачем нужны особые экономические зоны? // Открытый журнал. - URL: https://journal.open-broker.ru/research/ osobye-ekonomicheskie-zony/ (дата обращения: 10.09.2022). - Текст: электронный.

же гипохлорита кальция на площадке ПАО «Химпром». Резидентами намечается создать более 1000 новых рабочих мест.

На территории ОЭЗ «Химпром» в Волгограде намечается создать более 800 рабочих мест, построить завод по производству метанола, организовать производство биопротеинов, химических средств защиты растений и уксусной кислоты.

Резидентами ОЭЗ «Кузбасс» планируется создать около 1,2 тысячи рабочих мест. Запланировано изготовление извести, минеральных удобрений, продуктов переработки семян амаранта, мебели для медучреждений и различных продуктов питания5.

В портовой ОЭЗ «Ульяновск» зарегистрировано предприятие «Саксэс», ставшее ранее тысячным резидентом.

Функционирующие в портовой ОЭЗ «Ульяновск» компании создали больше 1000 рабочих мест для населения района. На сегодняшний день в стадии постройки четыре объекта с единым размером вложений около 10 миллиардов рублей.

«Саксэс» запланировано для оптовой продажи продуктов для нефтяной сферы, а также собирается использовать режим свободной таможенной зоны, так как приобретает некоторые товары в Китае и Индии.

Режим свободной таможенной зоны, функционирующий на территории ОЭЗ, дает возможность импортировать заграничные продукты без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов, в том числе материалы, системы, техническое оснащение и автомобили. Период хранения подобных товаров в ОЭЗ фактически не ограничен [7].

Кроме того, резиденты ОЭЗ избавлены от уплаты имущественного и земельного налогов. Сумма налога на прибыль в федеральный госбюджет составляет 2 %, а в региональный госбюджет вводится в диапазоне с 0 % до 13,5 %.

В последующем намечается на государственном уровне облегчить механизм получения статуса резидента. Утверждение этого законопроекта упростит процедуру создания ОЭЗ, усовершенствует концепцию администрирования ОЭЗ, кроме того, расширит полномочия всех резидентов. В основании законных новелл станет улучшение процедур. Таким образом, с целью формирования и управления ОЭЗ будет заключаться общий (взамен 3 различных) акт между ведомством, управляющей компанией (УК), районом и муниципалитетом - это уменьшит сроки подготовки документов в три раза, вплоть до месяца. Возможные резиденты при подаче заявки на приобретение подобного статуса смогут поменять бизнес-проект на его простую конфигурацию - паспорт инвестиционного проекта, а период операции уменьшается с 40 до 15 календарных дней.

Вводятся и определенные ограничения - в части допуска компаний к управлению зонами. В настоящее время, кроме компаний, в 100 % принадлежащих РФ, УК может быть каждая компания, заключившая с властью надлежащий договор. Проект закона ограничивает иностранное участие - у зарубежного инвестора в УК не должно быть более 25 % голосов, а также контроля над решениями и назначением руководства6.

Следующие изменения касаются увеличения производительности ОЭЗ. Инвесторов намечается «стимулировать» осуществлять заявленные ими обещания, к примеру, по созданию рабочих мест - это будет условием выкупа арендованного ими в ОЭЗ участка. В настоящее время для этого достаточно построить на нем недвижимость. Преобразование законопроекта позволит «целесообразно применять земельные участки в пределах ОЭЗ, а также устранить их последующее недобросовестное использование» 7.

Проект закона вводит новое основание для ликвидации ОЭЗ - сейчас они формируются на 49 лет, но если ОЭЗ не будет в течение трех лет осуществлять свою деятельность и не будут заключены соглашения с резидентами, то государство может прекратить деятельность ОЭЗ.

5 Бельковец-Краснов В. В России появились 3 новые экономические зоны. - URL: https://buhguru.com/news/v-rossii-3-novye-osobye-ekonomicheskie-zony.html (дата обращения: 18.10.2022). - Текст: электронный.

6 Федотова М. Оптимизированные экономические зоны. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5317773 (дата обращения: 18.10.2022). - Текст: электронный.

7 Федотова М. Оптимизированные экономические зоны. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5317773 (дата обращения: 18.10.2022). - Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно закону, ликвидировать ОЭЗ возможно в случае, если по итогам пятилетки деятельность будет признана безрезультатной (только для новых ОЭЗ есть «люфт» в 24 месяца).

В Минэкономики считают, что данная мера поможет «заранее отслеживать возможные риски», чтобы информировать регионы «о необходимости принятия дополнительных мер».

Нужно отметить, что кандидатов на устранение пока не имеется - за 2019 год малоэффективных зон не имелось (все 8 таких ОЭЗ были ранее закрыты). Хотя сейчас под категорию «малоэффективных» может попасть 5 площадок. Работу ОЭЗ тщательно рассматривает Счетная палата (госаудиторы), которые проверяют деятельность данных территорий из года в год. В ближайшем будущем методики оценки деятельности ОЭЗ будут меняться за счет изменений в НПА Минэкономики, там предусматривают деление ОЭЗ на «новые» и «зрелые» ОЭЗ, т.е. первые 3 года направлены на эффективность создания инфраструктуры, следующие 3 года - на деятельность резидентов, а затем - на бюджетную эффективность8.

В целом, ключевой задачей ОЭЗ являются вовлечение прямых инвестиций и рост занятости независимо от отраслевой принадлежности. В исключительных случаях особая экономическая зона будет играть роль экспериментальной лаборатории или особой площадки, имеющей цель привлечения вложений со стороны иностранных инвесторов и стимулирования экспорта [8].

По мнению И.А. Фатиевой, изменения, на сегодняшний день вносимые в ФЗ № 116-ФЗ, усовершенствуют реализацию соответствующих правовых и социально-экономических мер в отношении резидентов ОЭЗ и предотвратят «угасание» анализируемого института9.

На современном этапе все сорок пять ОЭЗ расположены на территории 8 федеральных округов. Лидеры по созданию ОЭЗ - ЦФО (16 из 45), ПФО (9 из 45) и СКФО (7 из 45). На Центральный федеральный округ приходится половина всех инвестиций и созданных рабочих мест. Давно и успешно функционируют: Липецк, Технополис «Москва», Дубна, Ступино Квадрат, Калуга. В ПФО одни из самых крупных ОЭЗ - «Алабуга» и «Иннополис» в Республике Татарстан10.

Заключение

Надо отметить, что заинтересованность российского бизнеса к преференциальному режиму ОЭЗ растет с каждым годом, так как инновационные проекты в медицине и промышленности, IT-технологиях и сельском хозяйстве дают высокие экономические результаты. За первую половину 2022 года в ОЭЗ вошли более 77 резидентов.

На сегодняшний день в России действует 45 ОЭЗ в 38 регионах Российской Федерации. Осенью 2022 года был зарегистрирован 1000 резидент. В соответствии с соглашениями в России будет открыто более 120 000 новых рабочих мест. Как сообщает Минэкономразвития, уже создано более 56 000 рабочих мест и инвестировано более 780 млрд рублей.

Многие регионы, видя темпы привлечения инвестиций другими региональными ОЭЗ, стремятся внедрить данный инструмент для создания собственных производств и в целях импортозамещения. Также в результате оптимизации государственного регулирования в ближайшее время с целью совершенствования процедур сократятся сроки принятия решения о внедрении инвестиционного проекта (планируется до 15 дней).

Список литературы

1. Золотова Е.А., Палян Э.С. Роль и место свободных экономических зон (СЭЗ) в мировой и национальной практике // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 68-71.

8 Федотова М. Оптимизированные экономические зоны. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5317773 (дата обращения: 18.10.2022). - Текст: электронный.

9 Фатиева И.А. Правовой статус особых экономических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования // Молодой ученый - 2021. - № 8 (350). - С. 141-145.

10 Дмитрий Вахруков: зарегистрировано 1000 резидентов в особых экономических зонах. - URL: https://www.economy.gov. ru/material/news/dmitriy_vahrukov_zaregistrirovano_1000_rezidentov_v_osobyh_ekonomicheskih_zonah.html (дата обращения: 18.10.2022). - Текст: электронный.

2. ПеньковМ.В., Блоховцова Г.Г. Создание свободных экономических зон // Молодой ученый. - 20i9. -№ 8.8. - С. 23-25.

3. Талызова К.С. Анализ показателей особых экономических зон в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4-3 (62). - С. 6i-64.

4. Бублик В.А., Губарева А.В. Актуальные проблемы создания и развития особых экономических зон // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 20i9. - Вып. 33. - C. 286-297.

5. Рудакова Т.И. Особые экономические зоны: роль, сущность и значение // Вестник СамГУПС. -20i9. - № 4 (34). - С. 86-90.

6. Воропаева Д.А. Анализ особых экономических зон и пути улучшения их уровня развития в России // Международный научно-исследовательский журнал. - 202i. - № i2 (ii4), ч. 4. - С. 35-39.

7. Кравченко Л.А., ГорячихМ.В. Особые экономические зоны: зарубежный опыт и перспективы функционирования в России // Вестник Тверского государственного университета. - 20i7. - № 4. - С. 7-i3.

8. Павлов П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в развитии мировой экономики // Региональная теория и практика. - 2006. - № 9 (36). - С. 54-6i.

References

1. Zolotova E.A., Palyan E.S. Rol' i mesto svobodnyh ekonomicheskih zon (SEZ) v mirovoj i nacional'noj praktike // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2020. - T. 8, № i. - S. 68-7i.

2. Pen'kov M.V., Blohovcova G.G. Sozdanie svobodnyh ekonomicheskih zon // Molodoj uchenyj. - 20i9. -№ 8.8. - S. 23-25.

3. Talyzova K.S. Analiz pokazatelej osobyh ekonomicheskih zon v Rossii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2020. - № 4-3 (62). - S. 6i-64.

4. Bublik V.A., GubarevaA.V. Aktual'nye problemy sozdaniya i razvitiya osobyh ekonomicheskih zon // Vest-nik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. - 20i9. - Vyp. 33. - C. 286-297.

5. Rudakova T.I. Osobye ekonomicheskie zony: rol', sushchnost' i znachenie // Vestnik SamGUPS. - 20i9. -№ 4 (34). - S. 86-90.

6. Voropaeva D.A. Analiz osobyh ekonomicheskih zon i puti uluchsheniya ih urovnya razvitiya v Rossii // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 202i. - № i2 (ii4), ch. 4. - S. 35-39.

7. Kravchenko L.A., Goryachih M.V. Osobye ekonomicheskie zony: zarubezhnyj opyt i perspektivy funkcion-irovaniya v Rossii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. - 20i7. - № 4. - S. 7-i3.

8. Pavlov P.V. Rol' razlichnyh tipov svobodnyh ekonomicheskih zon v razvitii mirovoj ekonomiki // Regional'naya teoriya i praktika. - 2006. - № 9 (36). - S. 54-6i.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.