Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / STRATEGIC DIRECTIONS / SPECIAL ECONOMIC ZONES / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / HISTORICAL EXPERIENCE / ECONOMIC GROWTH / POTENTIAL / INNOVATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич, Меджидов Заур Уруджалиевич

Предмет /тема. Стратегические направления, перспективы и проблемы создания особых экономических зон в Республике Дагестан. Цели. Раскрыть российский и дагестанский республиканский опыт и стратегический потенциал создания особых экономических зон различного типа, использования их механизмов для развития и модернизации экономики региона. Методология. Использованы методы сравнительного статистического и логистического анализа. Результаты. Особые экономические зоны (ОЭЗ) или свободные экономические зоны (СЭЗ) во всем мире оцениваются как древнейший и вместе с тем самый эффективный стратегический ресурс интеграции производственного, природного, человеческого, инвестиционного и инновационного потенциала для устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения. ОЭЗ различного типа активно создаются в регионах России, но деятельность многих из них оценивается как недостаточно эффективная. В Республике Дагестан в 1990-2005 гг. делались попытки создать СЭЗ различного типа, но они не дали ожидаемых результатов. В Дагестане последние годы созданы и начали функционировать две Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В связи с существенным отставанием социально-экономического развития для Республики Дагестан крайне актуально создание ОЭЗ различного типа. Для этого в республике имеются все географические и экономические условия, а также необходимый потенциал. Выводы. Создание и развертывание деятельности ОЭЗ представляет собой одно из реальных и перспективных стратегических направлений прорывного развития и преодоления отставания экономики Республики Дагестан. С использованием мирового и отечественного опыта целесообразно создать и активно задействовать в республике ОЭЗ промышленно-производственного типа в г. Кизляре, технико-внедренческого типа на базе Института геотермии ДНЦ РАН и Полигона Солнца по использованию возобновляемых источников энергии, туристско-рекреационного типа в г. Дербенте и Дербентском районе, а также ОЭЗ портового типа на территории Махачкалинского морского торгового порта. Вместе с тем необходимо ускорить решение организационно-правовых вопросов и активизировать деятельность резидентов в ТОСЭР г. Каспийска и г. Дагестанские Огни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич, Меджидов Заур Уруджалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS AND PROSPECTS FOR CREATING SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Subject / topic. Strategic directions, prospects and problems of creating special economic zones in the Republic of Dagestan. Goals. To reveal the Russian and Dagestani Republican experience and strategic potential of creating special economic zones of various types, using their mechanisms for the development and modernization of the region's economy. Methodology. Methods of comparative statistical and logistic analysis are used. Results. Special economic zones (SEZs) or free economic zones (FEZs) around the world are evaluated as the oldest and at the same time the most effective strategic resource for integrating production, natural, human, investment and innovation potential for sustainable economic development and improving the well-being of the population. SEZs of various types are being actively created in the regions of Russia, but the activities of many of them are assessed as insufficiently effective. In the Republic of Dagestan in 1990-2005, attempts were made to create various types of SEZs, but they did not give the expected results. In recent years, two territories of advanced socio-economic development (TOSER) have been created and started functioning in Dagestan. Due to the significant lag in socio-economic development, it is extremely important for the Republic of Dagestan to create SEZs of various types. To do this, the Republic has all the geographical and economic conditions, as well as the necessary potential. Conclusions. The creation and deployment of SEZ activities is one of the real and promising strategic directions for breakthrough development and overcoming the lag in the economy of the Republic of Dagestan. Using international and domestic experience, it is advisable to create and actively use industrial-production SEZs in the Republic in Kizlyar, technical and implementation type on the basis of the Institute of Geothermy of the DNC RAS and the solar Polygon for the use of renewable energy sources, tourist and recreational type in Derbent and the Derbent district, as well as port-type SEZs on the territory of the Makhachkala commercial sea port. At the same time, it is necessary to speed up the resolution of organizational and legal issues and to activate the activities of residents in the TOSER of Kaspiysk and the city of Dagestani Lights.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК 332.122 АХМЕДУЕВ АБАС ШАПИЕВИЧ

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: achmeduev@mail.ru

МЕДЖИДОВ ЗАУР УРУДЖАЛИЕВИЧ

к.э.н., доцент кафедр «Информационные технологии и информационная безопасность», «Экономика», ГАОУ ВО «Дагестанский государственный

университет народного хозяйства» , г.Махачкала,

e-mail: achmeduev@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-01-105-114 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация. Предмет /тема. Стратегические направления, перспективы и проблемы создания особых экономических зон в Республике Дагестан. Цели. Раскрыть российский и дагестанский республиканский опыт и стратегический потенциал создания особых экономических зон различного типа, использования их механизмов для развития и модернизации экономики региона. Методология. Использованы методы сравнительного статистического и логистического анализа. Результаты. Особые экономические зоны (ОЭЗ) или свободные экономические зоны (СЭЗ) во всем мире оцениваются как древнейший и вместе с тем самый эффективный стратегический ресурс интеграции производственного, природного, человеческого, инвестиционного и инновационного потенциала для устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения. ОЭЗ различного типа активно создаются в регионах России, но деятельность многих из них оценивается как недостаточно эффективная. В Республике Дагестан в 1990—2005 гг. делались попытки создать СЭЗ различного типа, но они не дали ожидаемых результатов. В Дагестане последние годы созданы и начали функционировать две Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В связи с существенным отставанием социально-экономического развития для Республики Дагестан крайне актуально создание ОЭЗ различного типа. Для этого в республике имеются все географические и экономические условия, а также необходимый потенциал. Выводы. Создание и развертывание деятельности ОЭЗ представляет собой одно из реальных и перспективных стратегических направлений прорывного развития и преодоления отставания экономики Республики Дагестан. С использованием мирового и отечественного опыта целесообразно создать и активно задействовать в республике ОЭЗ промышленно-производственного типа в г. Кизляре, технико-внедренческого типа на базе Института геотермии ДНЦ РАН и Полигона Солнца по использованию возобновляемых источников энергии, туристско-рекреационного типа в г. Дербенте и Дербентском районе, а также ОЭЗ портового типа на территории Махачкалинского морского торгового порта. Вместе с тем необходимо ускорить решение организационно-правовых вопросов и активизировать деятельность резидентов в ТОСЭР г. Каспийска и г. Дагестанские Огни.

Ключевые слова: стратегические направления, особые экономические зоны, территория опережающего развития, исторический опыт, экономический рост, потенциал, инновации

AKHMEDUEV ABAS SHAPIEVICH

Dr.Sc. of Economics, Professor, chief researcher of THE Institute of socio-economic research of the DNC RAS,

e-mail: achmeduev@mail.ru

MEDZHIDOVZAUR URUDZHALIEVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Information technologies and information security, " educational institution of higher education GAOU VO "Dagestan state University of national economy ", Makhachkala,

e-mail: achmeduev@mail.ru

STRATEGIC DIRECTIONS AND PROSPECTS FOR CREATING SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. Subject / topic. Strategic directions, prospects and problems of creating special economic zones in the Republic of Dagestan. Goals. To reveal the Russian and Dagestani Republican experience and strategic potential of creating special economic zones of various types, using their mechanisms for the development and modernization of the region's economy. Methodology. Methods of comparative statistical and logistic analysis are used. Results. Special economic zones (SEZs) or free economic zones (FEZs) around the world are evaluated as the oldest and at the same time the most effective strategic resource for integrating production, natural, human, investment and innovation potential for sustainable economic development and improving the well-being of the population. SEZs of various types are being actively created in the regions of Russia, but the activities of many of them are assessed as insufficiently effective. In the Republic of Dagestan in 1990-2005, attempts were made to create various types of SEZs, but they did not give the expected results. In recent years, two territories of advanced socio-economic development (TOSER) have been created and started functioning in Dagestan. Due to the significant lag in socio-economic development, it is extremely important for the Republic of Dagestan to create SEZs of various types. To do this, the Republic has all the geographical and economic conditions, as well as the necessary potential. Conclusions. The creation and deployment of SEZ activities is one of the real and promising strategic directions for breakthrough development and overcoming the lag in the economy of the Republic of Dagestan. Using international and domestic experience, it is advisable to create and actively use industrial-production SEZs in the Republic in Kizlyar, technical and implementation type on the basis of the Institute of Geothermy of the DNC RAS and the solar Polygon for the use of renewable energy sources, tourist and recreational type in Derbent and the Derbent district, as well as port-type SEZs on the territory of the Makhachkala commercial sea port. At the same time, it is necessary to speed up the resolution of organizational and legal issues and to activate the activities of residents in the TOSER of Kaspiysk and the city of Dagestani Lights.

Keywords: strategic directions, special economic zones, territory of advanced development, historical experience, economic growth, potential, innovation

Введение. Свободные экономические зоны или в новом современном статусе - особые экономические зоны возникли и активно стали развиваться во всем мире как объективная потребность и экономический формат широкой взаимосвязи, интеграции и кооперирования производственной и управленческой деятельности отдельных стран, территорий и хозяйственных звеньев в условиях таможенных и иных хозяйственных обособлений государственных образований. Особые экономические зоны многие исследователи справедливо считают «островками» будущего свободного мирового рынка в условиях глобализации [1, 2, 3, 4]. Особая экономическая зона (ОЭЗ) или свободная экономическая зона (СЭЗ) - это ограниченная территория в пределах одной страны или его региона с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и установленными правовыми нормами, льготными экономическими условиями для отечественных и иностранных хозяйственных звеньев.

Такой новый формат территорий и технологических групп, как Силиконовая Долина в США, стал огромным двигателем инноваций и образцом современных экономических систем интеграции, организации и финансирования социально-экономического развития во многих странах мира, в т. ч. и в Европе, КНР, Латинской Америке [5, 6, 7]. Свободные экономические зоны появились и начали широко распространяться во всем мире задолго до эпохи глобализации. Особенно высокими темпами создавались и эффективно развивались СЭЗ в КНР, где эта работа целенаправленно и планомерно проводилась в рамках начатой в 1978 г. хозяйственной реформы и реализации государственной политики «открытых дверей» [8, 9, 10].

Опыт и проблемы создания ОЭЗ в России

В России впервые механизм СЭЗ был отработан на примере проекта «Находка». После тщательной подготовки постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и

последующим постановлением Совета Министров РСФСР г. Находке был предоставлен статус СЭЗ с сопутствующими широкими налоговыми льготами, особым таможенным режимом, упрощенным порядком вовлечения и регистрации резидентов как зарубежных, так и отечественных. Несмотря на очевидные и выдающиеся успехи в развитии Находки, работа по созданию свободных экономических зон в России начала разворачиваться лишь через 15 лет после принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ об особых экономических зонах в Российской Федерации [11, 12].

Последние годы в России энергично стали возникать и развиваться экономические зоны с особым экономическим режимом - «Территории опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР) [13, 14, 15]. В Послании президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. было предложено «... создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных, в т. ч., и на экспорт». Вскоре был принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. После этого во многих субъектах России началась масштабная работа по подготовке, проектированию и созданию особых экономических зон типа территорий опережающего социально-экономического развития.

Следует отметить, что процесс создания ОЭЗ различного типа в России только развертывается и носит динамичный характер. Поэтому нет достоверной информации о количестве, типах и размерах ОЭЗ. В настоящее время устоявшимися и наиболее актуальными считаются следующие ОЭЗ в России:

1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людино-

во.

2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.

3. 7 зон туристско-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.

4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

По имеющейся более полной информации1 в России получает широкое развитие ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, ТОСЭР и ТОР. По состоянию на 2018 г. в 26 регионах России действуют 9 ОЭЗ различного типа, в т. ч. ОЭЗ-8 и ТОСЭР-1; создаются 22 ОЭЗ, в т. ч. ОЭЗ-18, ТОСЭР-1 и ТОР-3; намечаются или проектируются 7 ОЭЗ, в т. ч. ОЭЗ-4, ТОСЭР-3, ТОР-1. По специализации и характеру деятельности ОЭЗ группируются следующим образом:

- промышленно-производственного типа - 10;

- технико-внедренческого типа - 7;

- туристско-рекреационного типа - 8;

- ТОСЭР - 5;

- ТОР - 4;

- портовые - 4.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 30 марта 2018 г. № 148 о Плане проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (ведении) деятельности, под контролем министерства находятся в 14 субъектах РФ 15 ОЭЗ следующих типов (табл.):

Тип Количество

ОЭЗ резидентов, всего

Промышленно-производственного типа 7 43

Технико-внедренческого типа 4 79

Туристско-рекреационного типа 3 19

Портовая 1 10

Итого 15 151

1 URL : https://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-osobyh-economicheskih-zon-rossii-2018-god.

Вышесказанное свидетельствует о широком развертывании по стране работы по созданию и организации деятельности ОЭЗ различного типа и о привлечении в эти зоны значительного количества резидентов - субъектов хозяйствования и инвесторов.

Следует, однако, отметить, что, судя по всей этой информации, Минэкономразвития России проводит проверку исполнения резидентами ОЭЗ условий соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности не во всех регионах и не по всем ОЭЗ.

Из-за отсутствия должного контроля и недостаточной отработанности организационного и правового механизма не все ОЭЗ справляются с поставленными задачами, а многие функционируют далеко не эффективно [16, 17]. Поэтому за последние три года (2016-2018) пять ОЭЗ были закрыты как неэффективные. Счетная палата России (СП) в целом негативно оценивает деятельность резидентов ОЭЗ. По мнению аудиторов СП, ОЭЗ не стали двигателями российского экспорта, а резиденты ОЭЗ пользуются режимами зон не столько ради социально-экономического развития, сколько для минимизации собственных налогов. Отмечается, что объекты инфраструктуры в ОЭЗ загружены менее чем наполовину, хотя на создание и развитие в России особых экономических зон в 2005-2017 гг. государство потратило 201 млрд

руб.2.

Для Российской Федерации создание и дальнейшее развертывание эффективной деятельности особых экономических зон имеет важное значение с целью решения острых стратегических задач, реализации майского Указа президента РФ, пространственного развития страны и сокращения неравенства в социально-экономическом развитии регионов [18, 19, 20].

Исторический опыт создания свободных экономических зон в Республике Дагестан

Исключительно актуально использование механизма ОЭЗ для социально-экономического развития таких отсталых регионов, как Дагестан. В Республике Дагестан имеется определенный опыт создания особых экономических зон или, как их вначале называли, свободных экономических зон. В период распада СССР и трансформации социально-экономической системы, в условиях развала и депрессии всех отраслей и сфер экономики возникала острая необходимость привлечения отечественных и зарубежных инвесторов и предпринимателей для восстановления разрушенной экономики и преодоления падения уровня жизни населения. Одним из самых перспективных и реальных направлений решения такой сложной и масштабной задачи, привлечения инвестиционных ресурсов для социально-экономической стабилизации, модернизации и роста экономики в 1990-е гг. было образование в республике свободной экономической зоны. Поэтому руководство республики неоднократно ставило перед федеральными органами власти вопрос о создании в Дагестане свободной экономической зоны. В условиях отсутствия реальных источников инвестиций внутри страны и региона в республике ощущалась острая необходимость привлечения иностранных инвестиций для социально-экономического развития, структурной модернизации и повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения занятости, повышения уровня жизни населения. Вместе с тем имелись все объективные условия для создания свободной экономической зоны, включая тесные экономические, политические и культурные связи Дагестана со многими соседними странами. Поэтому обоснования и ходатайства руководства республики о создании свободной экономической зоны благосклонно воспринимались федеральными органами власти.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1922-р была одобрена инициатива Правительства Республики Дагестан о создании на ее территории свободной экономической зоны. При этом до принятия Федерального закона о свободных экономических зонах предлагалось образовать на территории Республики Дагестан свободную таможенную зону. Федеральным органам власти было поручено до 1 января 1995 г. решить все вопросы, связанные с созданием свободной таможенной зоны в Дагестане. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1922 было принято постановление правительства Республики Дагестан от 30 января 1995 г. № 20 «О создании на территории Республики Дагестан свободной экономической зоны и образовании внутри ее свободных та-

2 URL : https://fmanse.rambler.ru/economics/42260428-odin-iz-glavnyh-economicheshih-proectov-rossй-obemulsya-рг^аЬт/.

моженных зон». Наряду с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 1151 Правительству Республики Дагестан было поручено с участием заинтересованных федеральных органов власти изучить вопрос, связанный с созданием свободной экономической зоны на юге Дагестана и внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации было поручено Правительству Республики Дагестан принять меры, необходимые для создания свободных складов с функциями переработки на территории предприятий «КЭМЗ», «Дагдизель», «Махачкалинский международный морской торговый порт», «Махачкалинский международный аэропорт» и «Радиозавод». Предполагалось до конца 1997 г. оформить установленные документы и обеспечить функционирование указанных свободных складов. Наряду с этим предусматривалось после принятия Федерального закона о свободных экономических зонах при разработке федеральной программы создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации предусмотреть создание в Республике Дагестан трех зон производственного типа.

После этого началась активная подготовка к созданию свободной экономической зоны в Республике Дагестан. На начальном этапе было намечено создание пяти точечных «зон»: «Аэропорт», «Морской порт», «Дагдизель» (г. Каспийск), «КЭМЗ» (г. Кизляр), «Электросигнал» (г. Дербент). Вся эта работа проходила в сложных условиях отсутствия опыта и организационно-правовых основ функционирования свободных экономических зон. В результате первого этапа проведенной работы удалось получить лицензию ГТК Российской Федерации на открытие свободного таможенного склада на «КЭМЗ» (г. Кизляр) сроком на один год.

Несмотря на то что первые планы реализовать не удалось, в республике продолжалась подготовка и обсуждение различных вариантов создания свободных экономических зон. Широкая дискуссия развернулась по проекту создания в Республике Дагестан Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Каспий». Предлагалось создать Особую экономическую зону под названием «Каспий» с включением территорий городов Махачкала, Каспийск, Избербаш, Дагестанские Огни, Дербент и районов Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкент-ского. Этот проект имел явные преимущества перед другими вариантами, так как вся эта территория ОЭЗ - города и районы располагаются вдоль побережья Каспийского моря, имеют свободные торгово-экономические связи с сопредельными странами, представляют бесспорный интерес для зарубежных и отечественных инвесторов для развертывания предпринимательской деятельности во всех отраслях экономики и социальной сферы Республики Дагестан. Однако такой масштабный проект ввиду отсутствия достаточных финансовых ресурсов не был одобрен органами власти. Освоение и обустройство ОЭЗ с такой большой площадью территорий требовал значительных материально-технических, производственных и финансовых затрат. Поэтому проект ОЭЗ «Каспий» не был принят.

Несмотря на неудачи всех предыдущих проектов, в республике не отказались от идеи создания свободной экономической зоны. Проанализировав положительные и слабые стороны всех неудавшихся проектов создания свободной экономической зоны, руководство республики сочло целесообразным выбрать одну наиболее привлекательную для свободной экономической зоны территорию из числа пяти ранее предлагавшихся точечных «зон» и, сосредоточив на ней все усилия, отработать организационно-правовой механизм создания и функционирования свободной экономической зоны. Взвесив все предыдущие неудачи, с учетом международного и отечественного опыта руководство республики приняло решение создать свободную экономическую зону на Махачкалинском морском торговом порту. Такое решение удачно совпало с присвоением в 1994 году Махачкалинскому морскому торговому порту статуса международного. Режим свободной экономической зоны внедрялся и реализовывался поэтапно, что способствовало форсированию работ по реконструкции и развитию Махачкалинского международного морского торгового порта.

Объективная необходимость и потенциал создания ОЭЗ в Республике Дагестан

Вышесказанное позволяет утверждать, что Республика Дагестан имеет определенный, хотя

не очень удачный, опыт создания свободных экономических зон различного типа.

В настоящих условиях кризиса основных отраслей реальной экономики крайне важно консолидировать и эффективно использовать все внутренние ресурсы, развивать рыночные механизмы конкуренции и главное - активно привлекать иностранных и отечественных предпринимателей для масштабного инвестирования средств для технической модернизации и возрождения былой индустриальной мощи Республики Дагестан. Одним из реальных направлений решения такой стратегической задачи является создание в республике современных экономических зон различного типа.

Для создания особых экономических зон Республика Дагестан располагает уникальным географическим положением и природными, энергетическими, производственными, человеческими и инновационными ресурсами, которые могут заинтересовать отечественных и особенно зарубежных инвесторов. Дагестан, являясь южным форпостом Российской Федерации, занимает исключительно выгодное географическое положение, позволяющее развивать активные экономические, торговые, научно-технические, туристско-рекреационные и культурные связи с соседними и дальними странами мира. Этому прежде всего способствует наличие открытых международных сухопутных, морских, железнодорожных и авиационных транспортных коммуникаций. Бесспорный интерес для инвесторов представляют ресурсы Каспийского моря, береговая линия Дагестана которого достигает 530 км. Дагестанское побережье Каспия - это не только огромные биоресурсы, но и залежи нефти и газа, неограниченные транспортные и туристско-рекреационные возможности для предпринимателей и инвесторов.

Большим потенциалом для создания особых экономических зон и привлечения масштабных инвестиций располагает агропромышленный комплекс Республики Дагестан. Наряду с благоприятным климатом Дагестан располагает достаточными земельными и водными ресурсами для практически неограниченного развития таких экспортно-ориентированных отраслей растениеводства, как виноградарство, садоводство, овощеводство, рисоводство, хлопководство и др. Ни один регион России не располагает такими благоприятными условиями для развития животноводства, как Дагестан, а потенциал для экспорта животноводческой продукции у республики практически неограниченный.

Реальный и значительный потенциал для создания особой экономической зоны и привлечения инвестиций имеют полезные ископаемые Республики Дагестан. Республика располагает значительными запасами углеводородного сырья (нефть, газ) и строительных материалов, а также определенными твердыми полезными ископаемыми. Особое значение для создания СЭЗ и привлечения инвестиций имеет потенциал и перспективы развития электроэнергетики Республики Дагестан. В республике 15 гидроэлектростанций с установленной мощностью 1781,9 МВт и среднегодовой выработкой около 5 млрд кВт/ч. электроэнергии. Общий объем валового гидроэнергетического потенциала Дагестана оценивается в 30,1 млрд кВт/ч. в год, в т. ч. реальный для использования технический потенциал составляет 12,7 млрд кВт/ч. годовой выработки электроэнергии.

Наряду с гидроэнергетическими республика располагает практически неограниченными запасами возобновляемых источников энергии (геотермальная, ветряная, солнечная) [21, 22]. Реальный и прогнозируемый энергетический потенциал представляет собой важный фактор обеспечения прорывного инновационного развития всех отраслей экономики в условиях функционирования ОЭЗ.

Наряду с вышеобозначенными реальными ресурсами Дагестан располагает определенным экспортным потенциалом, который позволяет развернуть широкие и активные хозяйственные связи не только с ближайшими соседними (Азербайджан, Иран, Турция), но и дальними (Китай, Беларусь, Чехия, Украина и др.) странами. Экспортный потенциал республики составляет не только практически неограниченный объем продовольственной продукции (животноводческой, овощной, рыбной, плодовой, виноградарской), но и обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроительной, стройматериалов, стекольной, консервной), а также изделий народных художественных промыслов.

Между тем республиканские производители и в целом экономика Дагестана последние годы совершенно не ориентирована на внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот республики составляет всего 172,6 млн долларов США (2018 г.), а экспорт - всего 64 млн дол-

ларов. По текущему курсу доллара внешнеторговый оборот составляет 11,2 млрд руб. или всего 1,5% ВРП, а экспорт - 4,2 млрд руб. или всего 0,6% к ВРП республики. Совершенно очевидно, что такая по существу изолированная от глобального рынка экономика не имеет будущего и обречена не только на отставание, но и постепенное вымирание.

Кроме наличия достаточного потенциала и раскрытых выше объективных условий, есть еще крайне важное обстоятельство, которое делает создание в республике ОЭЗ не только целесообразным, но и объективно необходимым. По состоянию на 2017 г. Республика Дагестан отстает от среднероссийского уровня в расчете на душу населения по показателям ВРП в 2,4 раза (2016 г.), объема промышленной продукции - в 18,2 раза, стоимости основных фондов в 2,5 раза, объема инвестиций в основной капитал - на 66,5%, производительности труда - в 2,0 раза. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных в среднем в России составляет 7,2%, а в Республике Дагестан - всего 0,3%. При этом среднедушевые денежные доходы населения на 7,6%, а среднемесячная номинальная заработная плата на 78,5% ниже среднероссийского уровня. Такова общая далеко неполная картина социально-экономического отставания Республики Дагестан, продолжающегося последние три десятилетия.

Такое хроническое отставание представляет реальную угрозу общественно-политической стабильности и целостности Республики Дагестан. Преодолеть отставание, обеспечить прорывное социально-экономическое развитие невозможно в рамках действующего механизма хозяйствования и традиционной системы управления. Единственно возможным реальным средством решения этой главной стратегической задачи - вывода республики на среднероссийский уровень социально-экономического развития может быть создание и широкое развертывание в Дагестане особых экономических зон различного типа.

Выводы и предложения

Учитывая раскрытые выше потенциальные возможности, а также острая необходимость прорывного развития, инновационной перестройки и пространственного социально-экономического развития, в Республике Дагестан целесообразно создавать и активно развивать особые экономические зоны промышленно-производственного типа, технико-внедренческого типа, туристско-рекреационного типа и портового, а также ТОСЭР в моногородах и отдельных приморских районах республики.

Для тщательной подготовки создания ОЭЗ и обоснования проектов в федеральных органах власти следует разработать Программу по созданию и развитию особых экономических зон в Республике Дагестан на долгосрочный период, например, на 2020-2040 гг. В этой Программе целесообразно предусмотреть поэтапное проведение мер по подготовке, проектированию, созданию и эффективной организации деятельности соответствующих ОЭЗ.

Для обоснованного выбора территории и типа ОЭЗ представляется целесообразным тщательно изучить и анализировать опыт зарубежных и российских зон аналогичного типа. В Минэкономразвития РФ составлен рейтинг лучших зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Например, по оценке экспертов лидером рейтинга стала подмосковная ОЭЗ «Дубна», на втором месте ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан), на третьем месте - ОЭЗ «Липецк», замыкают пятерку лидеров ОЭЗ «Санкт-Петербург» и ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан). Для популяризации и оказания помощи в выборе лучших практик формирования и функционирования ОЭЗ в России Ассоциацией кластеров и технопарков издан бизнес-навигатор, где собрана актуальная информация обо всех зонах про-мышленно-производственного и технико-внедренческого типа3. Такая информация может быть полезной при создании ОЭЗ в РД.

Изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта облегчает задачу, но у каждого региона и даже отдельной территории свои особенности, уникальные условия и соответственно вытекающие из них задачи. У Дагестана есть определенный опыт, хотя далеко не успешный по созданию СЭЗ в период перестройки, о чем говорилось выше. Успехи и неудачи того периода также следует учесть.

На наш взгляд, на данный момент имеются все основания для создания в Республике Даге-

3 URL : economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/201707114.

стан ОЭЗ промышленно-производственного типа в городе Кизляре, в которой основными инвесторами и базовыми резидентами могут быть ОАО «Концерн КЭМЗ» и ГУП Кизлярский коньячный завод.

Для форсированной инновационной перестройки отраслей реальной экономики Дагестана целесообразно создать ОЭЗ технико-внедренческого типа на базе интеграции научно-исследовательских подразделений ДНЦ РАН, вузов, НИОКР отраслевых институтов и ряда активных производственных предприятий. В таком ОЭЗ следовало бы создать научно -технологические и внедренческие центры по приоритетным направлениям. Например, представляется исключительно актуальным создание на базе Института геотермии ДНЦ РАН и Полигона Солнца Научно-технологического центра по использованию возобновляемых источников энергии (гидравлической, солнечной, геотермальной, ветровой, волновой) в Республике Дагестан.

Выше отмечалось, что Дагестан располагает масштабным туристско-рекреационным потенциалом, который пока крайне слабо используется. Для эффективного использования этого потенциала следует создать в отдельных горных и плоскостных районах, а также в городах республики, особенно на побережье Каспия, несколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа. В настоящее время ведется активная работа по строительству в Дербентском районе туристско-рекреационного комплекса «Золотые пески». Представляется целесообразным расширить территорию этой зоны и создать единую ОЭЗ туристско-рекреационного типа в городе Дербенте и Дербентском районе с определением всех необходимых организационно-правовых основ, льготного режима и приоритетных направлений устойчивого комплексного социально-экономического развития города и прилегающих территорий всего Дербентского района.

В свое время, как отмечалось выше, в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) была создана свободная экономическая зона, что дало ему определенный импульс развития. В настоящее время Махачкалинский морской торговый порт находится на подъеме. Например, порт в 2018 г. два раза увеличил объем перевалки нефти по сравнению с 2017 г. Совершенно очевидно, что развитие ММТП имеет огромное значение для интенсификации транспортных и торгово-экономических связей не только Дагестана, но и России в целом. Для дальнейшего энергичного развития и успешного осуществления этой важной функции представляется крайне актуальным создание портовой ОЭЗ на территории Махачкалинского морского торгового порта.

В настоящее время в Республике Дагестан созданы и развернули деятельность ТОСЭР в г. Каспийске и г. Дагестанские Огни. В настоящее время в ТОСЭР «Каспийск» в реестр резидентов включены шесть предприятий республики с конкретными инвестиционными проектами, реализация которых в совокупности позволит создать до 2022 г. 779 новых рабочих мест и привлечь инвестиции в сумме 6,9 млрд руб. Наряду с этим инициаторы инвестиционных проектов готовят документы на получение статуса резидентов на ТОСЭР «Каспийск» - 12 проектов, на ТОСЭР «Дагестанские огни» - 6 проектов. Для развития и диверсификации экономики, совершенствования инфраструктуры и создания рабочих мест в этих сферах прежде всего необходимо привлекать и широко использовать средства специально созданного в России для этих целей некоммерческой организации «Фонд развития моногородов». Вместе с тем представляется целесообразным с учетом социально-экономического положения и их статуса моногородов определить и согласовать в федеральных органах власти расширенный перечень видов деятельности, позволяющий привлечь резидентов и развернуть в этих городах комплекс мер по прорывному развитию и глубокой модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы. Помимо установленных по действующему законодательству прочих льгот было бы целесообразно расширить льготы и преференции вновь прикрепляемым резидентам-инвесторам, первые десять лет освобождать их от налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество. Представляется также крайне важным распространить на г. Каспийск и г. Дагестанские Огни формат свободной таможенной территории.

Формирование и функционирование ОЭЗ любого типа в каждом отдельном случае требует глубокого анализа состояния объекта, обоснования потенциала и необходимых для этого ресурсов, оценки эффективности достигаемого результата и т. д. Высказанные выше предложения, бесспорно, требуют дальнейшего глубокого научного осмысления и прикладной разра-

ботки. Бесспорно только то, что, во-первых, Дагестан остро нуждается в использовании механизма ОЭЗ для прорывного развития и преодоления социально-экономического отставания, и, во-вторых, в республике имеются необходимые условия, ресурсы и потенциал для создания и успешного функционирования ОЭЗ различного типа. Необходима заинтересованная, компетентная и ответственная деятельность республиканских и федеральных органов власти.

Литература

1. Кравченко, А. В., Еленко, А. Е. Анализ зарубежного опыта создания свободных экономических зон // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 111-114.

2. Костюнина, Г. М. Свободные экономические зоны в России и мире. - М. : МГИМО-Университет, 2008.

3. Manaus Free Trade Zone : Business Opportunity and Investment in Amazon // Ministry of Development Industry and Foreign Trade. - Brazil, 2014.

4. Шмонов, Н. Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон : монография. - М. : ЮНИТИ, 2015.

5. Casper, St. Creating Silicon Valley in Europe : Public Policy Towards New Technology Industries. - Oxford University Press, 2007.

6. Баронов, В. И., Костюнина, Г. М. Свободные экономические и оффшорные зоны. - М. : Магистр, ИНФРА-М, 2013.

7. Фурщик, М. А., Шутова, А. В. Особые экономические зоны : опыт и перспективы : монография. -М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014.

8. Особые экономические зоны в КНР // World economic journal [Электронный ресурс]. - URL : https:// expeducation. ru/pdf/2013/10-1/4142.pdf.

9. Мозиас, П. М. Экономика Китая : погружение в «новую реальность» //Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 134-158.

10. Реформа и открытость китайской экономики : эффекты на региональную сходимость (Бета и сходимость сигмы, 2000-2010). - URL : http://www.usc.es/economet/journals2/eers/eers1617.pdf.

11. Носков, И. Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия) : монография. - М. : Наука, 2013.

12. Горячих, М. В. Создание и аспекты функционирования СЭЗ в Крыму //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 1(63). С. 94-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сергеев, К. Семь вопросов о ТОРах //Конкурент. 2015. № 42. С. 11-13.

14. Ахмедуев, А. Ш., Меджидов, З. У. Формирование территориальных кластеров и механизм привлечения частных инвестиций в обеспечении эффективного функционирования территории с особым экономическим статусом //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 12(86). С. 69-76.

15. Крутиков, В. К., Дорожкина, Т. В., Петрушина, О. М., Федоров, А. Г., Якунина, М. В. Территории опережающего развития. - Калуга : Издательство АКФ «Политоп». 2017.

16. Верещагин, С. Г. Управление свободными экономическими зонами : цели создания, виды и налоговые преференции. - Владивосток : ВГУЭС, 2009.

17. Маркова, А. С. Государственное регулирование российских особых экономических зон в контексте экономической безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 7(81). С. 41-52.

18. Медведев, Д. А. Россия-2024 : Стратегия социально-экономического развития //Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

19. Зубаревич, Н. В. Стратегия пространственного развития : приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 135-145.

20. Борщевский, Г. А. Создание институциональных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру : опыт российских регионов //Вопросы экономики. 2019. № 2. С. 134-157.

21. Барзаева, М. А., Якубов, Т. В. Экономические аспекты инновационного развития геотермальной энергетики в Чеченской Республике // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4 (38). С. 177-183.

22. Магомедова, Н. А. Обоснование территориального размещения инновационных проектов возобновляемой энергетики на сельских территориях РД // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4(38). С. 184-191.

References:

1. Kravchenko, A. V., Elenko, A. E. Analiz zarubezhnogo opyta sozdaniya svobodnyh ekonomicheskih zon // Azimut nauchnyh issledovanij : ekonomika i upravlenie. 2016. T. 5. № 3(16). S. 111-114.

2. Kostyunina, G. M. Svobodnye ekonomicheskie zony v Rossii i mire. - M. : MGIMO-Universitet, 2008.

3. Manaus Free Trade Zone : Business Opportunity and Investment in Amazon // Ministry of Development Industry and Foreign Trade. - Brazil, 2014.

4. SHmonov, N. N. Istoricheskoe issledovanie problem razvitiya osobyh ekonomicheskih zon : monografiya. -M. : YUNITI, 2015.

5. Casper, St. Creating Silicon Valley in Europe : Public Policy Towards New Technology Industries. - Oxford University Press, 2007.

6. Baronov, V. I., Kostyunina, G. M. Svobodnye ekonomicheskie i offshornye zony. - M. : Magistr, INFRA-M, 2013.

7. Furshchik, M. A., SHutova, A. V. Osobye ekonomicheskie zony : opyt i perspektivy : monografiya. - M. : Izd-

voMGUim. M.V. Lomonosova, 2014.

8. Osobye ekonomicheskie zony v KNR // World economic journal [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// expeducation.ru/pdf/2013/10-1/4142.pdf.

9. Mozias, P. M. Ekonomika Kitaya : pogruzhenie v «novuyu real'nost'» // Voprosy ekonomiki. 2015. № 5. S. 134-158.

10. Reforma i otkrytost' kitajskoj ekonomiki : effekty na regional'nuyu skhodimost' (Beta i skhodimost' sigmy, 2000-2010). - URL : http://www.usc.es/economet/journals2/eers/eers1617.pdf.

11. Noskov, I. N. «Nastoyashchie» rossijskie svobodnye ekonomicheskie zony (Kaliningrad, Nahodka, Kalmyki-ya) : monografiya. - M. : Nauka, 2013.

12. Goryachih, M. V. Sozdanie i aspekty funkcionirovaniya SEZ v Krymu // Regional'nye problemy preobra-zovaniya ekonomiki. 2016. № 1(63). S. 94-100.

13. Sergeev, K. Sem' voprosov o TORah //Konkurent. 2015. № 42. S. 11-13.

14. Ahmeduev, A. SH., Medzhidov, Z. U. Formirovanie territorial'nyh klasterov i mekhanizm privlecheniya chastnyh investicij v obespechenii effektivnogo funkcionirovaniya territorii s osobym ekonomicheskim sta-tusom //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 12(86). S. 69-76.

15. Krutikov, V. K., Dorozhkina, T. V., Petrushina, O. M., Fedorov, A. G., YAkunina, M. V. Territorii ope-rezhayushchego razvitiya. - Kaluga : Izdatel'stvo AKF «Politop». 2017.

16. Vereshchagin, S. G. Upravlenie svobodnymi ekonomicheskimi zonami : celi sozdaniya, vidy i nalogovye preferencii. - Vladivostok: VGUES, 2009.

17. Markova, A. S. Gosudarstvennoe regulirovanie rossijskih osobyh ekonomicheskih zon v kontekste ekonomicheskoj bezopasnosti //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 7(81). S. 41-52.

18. Medvedev, D. A. Rossiya-2024 : Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Voprosy ekonomiki.

2018. № 10. S. 5-28.

19. Zubarevich, N. V. Strategiya prostranstvennogo razvitiya : prioritety i instrumenty // Voprosy ekonomiki.

2019. № 1. S. 135-145.

20. Borshchevskij, G. A. Sozdanie institucional'nyh uslovij dlya privlecheniya investicij v infrastrukturu : opyt rossijskih regionov // Voprosy ekonomiki. 2019. № 2. S. 134-157.

21. Barzaeva, M. A., YAkubov, T. V. Ekonomicheskie aspekty innovacionnogo razvitiya geotermal'noj energeti-ki v CHechenskoj Respublike // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2013. № 4(38). S. 177183.

22. Magomedova, N. A. Obosnovanie territorial'nogo razmeshcheniya innovacionnyh proektov vozobnovlyae-moj energetiki na sel'skih territoriyah RD // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2013. № 4 (38). S. 184-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.