08.00.05 УДК 338.242.2
DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10010
Особенности применения налоговых льгот на территории особых экономических зон РФ в условиях пандемии СОУГО-19
Ж. П. Александрова
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия
Аннотация
Введение. В научной работе рассматривается история возникновения и перспективы существования особых экономически зон (далее ОЭЗ) в РФ. Рассмотрены налоговые преференции в ОЭЗ, особенности их структуры и условия их применения в зависимости от региона. Инвестиционный климат территории в большей мере обуславливается социально-экономическим развитием территории и стимулированием инвестиционной деятельности. В этой связи создание положительной ситуации, особенно по налоговым преференциям, для осуществления инвестиционных мероприятий способствует мобилизации большего числа инвесторов. Материалы и методы. Рассмотрено понятие «особая экономическая зона», анализируются основные преимущества, получаемые инвесторами в случае функционирования предприятия на данной территории в статусе ее резидента, приводится история становления и эволюции ОЭЗ в РФ. Проанализированы тенденции создания особых экономических территорий и факторы, влияющие на их развитие. В исследовании применены методы анализа, обобщения, синтеза и систематизации.
Результаты. В исследовании проведен анализ основных налоговых льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон всех типов и некоторых дополнительных льгот в зависимости от типа ОЭЗ; рассмотрено влияние налоговых преференций на привлечение инвесторов в свободные экономические зоны и возможности снижения общей налоговой нагрузки резидентов при применении полного комплекса мер налоговых преференций.
Обсуждение. На примере особой экономической зоны «Технополис Москва» изучены меры, применяемые для снижения экономической и налоговой нагрузки на резидентов в условиях распространения пандемии вируса COVID-19. К данным мерам относятся: сокращение арендной платы, экономия на затратах в связи с научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами, использование особых правил перенесения убытков на будущие периоды.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволят определить перспективные направления дальнейшего развития налоговых преференций в особых экономических зонах в условиях современной сложной экономической ситуации, вызванной пандемией COVID-19.
Ключевые слова: дополнительные льготы, инвестиционная деятельность, инвесторы, налоговые преференции, особая экономическая зона, пандемия COVID-19, перспективы развития, резиденты, типы особых экономических зон, территория с особым экономическим статусом, факторы развития территорий, эффективность.
Для цитирования: Александрова Ж. П. Особенности применения налоговых льгот на территории особых экономических зон рф в условиях пандемии COVID-19 // Вестник НГИЭИ. 2021. № 1 (116). С. 115-128. DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10010
© Александрова Ж. П., 2021
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Features of applying tax benefits in the territory of RF special economic zones
in the context of the COVID-19 pandemic
Z. P. Alexandrova*
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia * [email protected]
Abstract
Introduction. The scientific work examines the history of the emergence and prospects for the existence of special economic zones (hereinafter SEZ) in the Russian Federation. The tax preferences in the SEZ, the peculiarities of their structure and the conditions for their application, depending on the region, are considered. The investment climate of the territory is largely determined by the socio-economic development of the territory and the stimulation of investment activity. In this regard, the creation of a positive situation, especially with regard to tax preferences, for the implementation of investment measures contributes to the mobilization of a larger number of investors. Materials and methods. The concept of «special economic zone» is considered, the main advantages received by investors in the case of an enterprise functioning in this territory in the status of its resident are analyzed, the history of the formation and evolution of the SEZ in the Russian Federation is given. Trends in the creation of special economic territories and factors influencing their development have been analyzed. The research used methods of analysis, generalization, synthesis and systematization.
Results. The study analyzes the main tax benefits provided to residents of special economic zones of all types and some additional benefits depending on the type of SEZ; the impact of tax preferences on attracting investors to free economic zones and the possibility of reducing the total tax burden of residents when applying a full range of tax preferences are considered.
Discussion. Using the example of the special economic zone «Technopolis Moscow», the authors studied the measures taken to reduce the economic and tax burden on residents in the context of the spread of the COVID-19 virus pandemic. These measures include: rent reductions, cost savings due to research and development work, and the use of special rules for carrying forward damages.
Conclusion. The results of the study will make it possible to determine promising directions for the further development of tax preferences in special economic zones in the current difficult economic situation caused by the COVID-19 pandemic.
Keywords: additional benefits, investment activities, investors, tax preferences, special economic zone, COVID-19 pandemic, development prospects, residents, types of special economic zones, territory with special economic status, factors of territorial development, efficiency.
For citation: Alexandrova Z. P. Features of applying tax benefits in the territory of RF special economic zones in the context of the COVID-19 pandemic // Bulletin NGIEI. 2021. № 1 (116). P. 115-128. (In Russ.). DOI: 10.24411/22279407-2021-10010
Введение
На современном этапе мирового экономического развития происходят глубокие и серьезные изменения, в значительной степени оказывающие влияние и на Россию. Развитие сотрудничества с зарубежными государствами, прогресс отечественных преобразований способствуют улучшению взаимоотношений России с другими странами.
В мировой практике наиболее эффективными и перспективными моделями экономических взаимоотношений с целью мобилизации инвестиций, дальнейшего стимулирования экономического и научного потенциала государства выступает организация специальных экономических территорий.
Основная тенденция организации таких специальных территорий заключалась в модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, рекреационного и санаторно-курортного секторов, а также в производстве отечественной востребованной продукции, внедрении в производство новых видов товаров, диверсификации системы транспорта и логистики [7; 8; 9; 10].
Инвестиционный климат территории в большей мере обуславливается социально-экономическим развитием территории и стимулированием инвестиционной деятельности. Создание положительной ситуации, особенно по налоговым преференциям, для осуществления мероприятий,
способствующих мобилизации большего объема инвестиций [6; 11; 12].
Согласно определению, особой экономической зоной признается та часть территории государства, где установлен особый льготный режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности [13; 14; 15].
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для субъектов территорий с особыми экономическими условиями установлены льготы по уплате налоговых платежей зачисляемых в бюджеты разных уровней и их размер напрямую зависит от вида ОЭЗ и нормативно-правовой основы экономического субъекта государства, в рамках которого образована особая экономическая зона. Возможность применять такие налоговые преференции является главной чертой осуществления деятельности резидентами такой особой экономической зоны. Необходимо отметить, что и для разных и для подобных видов ОЭЗ предусмотрены неоднородные налоговые льготы. Так же он может быть неоднородным и для ОЭЗ одного типа. В этой связи комплексный подход к изучению проблемы обложения налогами резидентов особых экономических зон в полном объеме использовать нельзя. Считаем целесообразным проанализировать сложившуюся ситуацию по налоговым преференциям ОЭЗ, особенно в современных условиях пандемии COVID-19.
Материалы и методы
В отечественной и зарубежной экономической литературе нет однозначного определения понятия особых экономических зон. Общеизвестные толкования затрагивают либо только определенные типы зон, либо рассматривают только общие формулировки таких хозяйственно-территориальных образований [16; 17; 18].
Разнородные цели образования указанных зон и неодинаковый порядок осуществления предпринимательской деятельности в рамках их территории ведут к возникновению большого количества интерпретаций для проведения характеристики таких зон и препятствуют проведению сравнительного анализа установленных правовых норм [19; 20].
Наиболее часто используемым названием территорий с особым экономическим статусом в мировой практике выступает словосочетание «свободные экономические зоны». Именно это определение используется в законодательстве основных европейских государств. К примеру, в Македонии и Сербии применяется определение «Свободная зона», в Чехии и в ^овакии такую территорию называют «Промышленная зона», в Голландии - экономической зоной, в Украине и в Польше - специаль-
ной экономической зоной. Во Франции, Венгрии и Великобритании ОЭЗ называют «Предпринимательскими зонами». В мировой практике существуют еще и такие типы ОЭЗ: свободный склад, свободный порт, зона свободной торговли, научный парк, технопарк, промышленный парк и т.п..
По мнению автора, более широко характеризует смысл термина «особая экономическая зона» такая формулировка: ОЭЗ являет собой часть территории РФ, которая устанавливается Правительством РФ, на которой функционирует специфический режим проведения хозяйственной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Территории с особым экономическим режимом в большинстве случаев формировались для выполнения таких задач, как: вовлечение в оборот целевых вложений зарубежных партнеров; развертывание современных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов; расширение возможностей экспорта готовой продукции; минимизация издержек, связанных с отсутствием таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям; приближения производства к потребителю; эксплуатация сравнительно недорогой рабочей силы; развития регионов. В 90-е годы в ряде регионов России, к примеру в Калмыкии и Ингушетии, были образованы первые офшорные зоны.
Таким образом, инвесторы имеют возможность использовать совокупность следующих плюсов деятельности в особых экономических зонах: специфический административный режим (сокращение бюрократических препятствий); уже созданная инфраструктура для расширения бизнеса; больший объем трудовых ресурсов; возможность создания рабочих мест по более простым правилам; отсутствие необходимости уплаты пошлин на сырьё и запасные части импортного происхождения, в случае их использования в процессе производства продукции; расширенные возможности реализации продукции; возможность покупки земельных участков по сниженной цене; аренда зданий, офисов и участков земли на льготных условиях; оказание помощи при оплате коммунальных платежей; предоставление специального налогового режима деятельности (совокупность налоговых преференций в формате пониженных налоговых ставок с возможностью полного освобождения от налоговых платежей); возможность применения особого таможенного режима в виде процедуры свободной таможенной зоны; применение ускоренной амортизации, при которой основная доля стоимости амортизируемого имущества списыва-
ется на затраты в первые годы его эксплуатации; более лояльные подходы к защите окружающей среды; защита прав инвесторов путем предоставления правовых гарантий.
Опыт создания территорий с особым экономическим статусом не выступает чем-то сверхесте-ственным для России. Условно можно выделить три укрупненных периода процесса становления особых экономических зон.
С 1988 по 1993 гг. происходило создание свободных экономических зон - достаточно больших по размеру территорий, которые носили характер замещения импортной продукции.
С 1994 по 2004 гг. происходило создание некрупных по размеру свободных экономических зон анклавного (замкнутого) типа, основным направлением деятельности которых выступал экспорт.
В 2012 г. был в значительной степени усовершенствован способ образования ОЭЗ и предоставления субъектам зон налоговых преимуществ согласно Федеральному закону от 30.11.11 г. № 365-ФЗ. Помимо этого, указанным законодательным актом был регламентирован термин «кластер», под которым понимается комплекс особых экономических зон одного или нескольких видов. Срок существования территории с особым экономиче-
ским режимом определен на 49 лет без возможности его продления.
По состоянию на сегодняшний день в России, согласно Федеральному закону от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», на практике используются четыре типа ОЭЗ:
1. Промышленно-производственного типа (ППТ). Основным направлением их деятельности выступает изготовление товаров полной промышленной переработки для отечественного потребителя.
2. Технико-внедренческого типа (ТВТ). Создание данных зон было вызвано необходимостью диверсификации и инновации отечественных производственных мощностей.
3. Туристско-рекреационного типа (ТРТ). Формирование зон данного типа направлено на совершенствование рекреационного и санаторно-курортного сектора.
4. Портового типа (ПТ). Функционирование таких зон ориентировано на развитие транспортно-логистических мощностей [1].
В таблице 1 охарактеризуем цели создания территорий с особым экономическим статусом, которые ставят перед собой государства. Можно отметить значительную разнонаправленность обозначенных целей.
Таблица 1. Цели создания территорий с особым экономическим статусом Table 1. The purpose of the establishment of territories with special economic status.
Тип целей / Type of goals Содержание / Content
1 2
- ускорение экономического развития отдельных регионов и усовершенствование отраслевой структуры их производства / acceleration of economic development of individual regions and improvement of the industry structure of their production;
- создание обстоятельств для увеличения внешнеторговых отношений страны и ее отдельных территорий / creating conditions for expanding foreign trade relations of the country and its individual regions;
- привлечение иностранного и национального капитала за счет предо-Экономические / ставления льгот и преференций, упрощения организационных проце-
Economic дур / attracting foreign and national capital by providing benefits and pref-
erences, simplifying organizational procedures;
- применение положительных моментов интернационального географического деления труда и мирового оборота денежных средств для интенсификации экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающих производств и др. / application of the positive aspects of the international geographical division of labor and the global turnover of funds for the intensification of exports of finished products, rational import and creation of import-substituting industries, etc.
ISSN 2227-9407 (Print) Вестник НГИЭИ. 2021. № 1 (116)
Окончание таблицы 1 / End of table 1
1 2
- увеличение инвестиционной привлекательности для потенциальных
инвесторов на примере успешно функционирующих организаций /
improving the investment climate for potential investors on the example of
real-life enterprises;
- создание объектов социальной инфраструктуры / construction of social
Социально-политические/ infrastructure facilities;
Socio-political - использование опыта ведущих зарубежных специалистов / attracting leading foreign specialists; - приобретение отечественными специалистами практического опыта использования приемов и методов международного предпринимательства / acquisition by domestic specialists of practical experience in the use of techniques and methods of international entrepreneurship.
- применение на практике инновационных российских и иностранных разработанных научных технологий / practical application of innovative Russian and foreign developed scientific technologies;
- создание новых и реконструкция устаревших существующих технологий / creation of new and reconstruction of outdated existing technologies;
TT - создание возможностей для привлечения местных ресурсов и вовле-
Научно-технические / _ .
чения в оборот скрытых внутренних резервов территории / creating Scientifically technical t t t . . 11 t
opportunities to attract local resources and attract hidden internal reserves
of the territory into circulation;
- создание, освоение и успешная эксплуатация техники и технологий, которые могут дать толчок развитию отраслей экономики государства / creation, development and successful operation of equipment and technologies that can give an impetus to the development of sectors of the state economy
Источник: составлено по [2].
Таблица 2. Ключевые факторы эволюции регионов с особыми экономическими характеристиками Table 2. Key factors in the regions evolution with special economic characteristics
Группа факторов / Group of factors Содержание / Content
1 2
Законодательные / Legislative Отличительные характеристики правового положения региона со специфическим режимом функционирования, устойчивая законодательная основа, защита прав и интересов инвестора на уровне государства / Distinctive characteristics of the legal status of the region with a specific mode of operation, a stable legislative basis, protection of the rights and interests of the investor at the state level
Политические / Political Политическая ситуация в стране или регионе, глобализация мировой экономики / Political situation in a country or region, globalization of the world economy.
Качество и уровень доступности ресурсного обеспечения территории, развитая
Инфраструктурные / транспортная, коммуникационная, производственная и торговая инфраструктура Infrastructural и пр. / The quality and availability of the territory's resource supply, developed
transport, communication, production and trade infrastructure, etc.
Факторы размещения / Placement factors
Уровень экономического развития страны и региона, инвестиционный климат, близость к транспортным коридорам, наличие конкурентных преимуществ и точек сбыта, стоимость рабочей силы и пр. / The level of economic development of the country and region, the investment climate, proximity to transport corridors, the availability of competitive advantages and sales points, the cost of labor, etc.
Окончание таблицы 2 / End of table 2
1 | 2
Эффективность сотрудничества государства и субъектов, качество оказываемых государственных услуг, место государства в регулировании эволюции особых Организационные / экономических зон, регламентирование контроля функционирования субъектов / Organizational The effectiveness of cooperation between the state and the subjects, the quality of pub-
Преференциальные / Preferential
Источник: составлено по [3].
lic services provided, the place of the state in regulating the evolution of special economic zones, regulating the control of the functioning of subjects. Состав, условия получения и объем фискальных, финансовых, административных и других льгот и преференций / Composition, conditions for obtaining and scope of fiscal, financial, administrative and other benefits and preferences.
В практике функционирования особых экономических зон в России наблюдается тенденция передачи управления этими зонами руководству регионов. В этой связи все чаще возникает вопрос об усовершенствовании нормативно-правовой базы деятельности ОЭЗ регионального уровня.
Образцом эффективной деятельности ОЭЗ регионального уровня в России выступает практика Липецкой области. В данном регионе для инвесторов и резидентов территории с особым экономическим режимом представлены зоны промышленно-производственного, туристско-рекреационного, технико-внедренческого и агропромышленного типов.
Результаты
Основополагающим импульсом субъектов для осуществления своей деятельности на территориях с особым экономическим статусом является предоставление им налоговых льгот в рамках стабильно функционирующей системы налогового законодательства. В этой связи для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов регионов с особым статусом российской нормативно-правовой базой установлены следующие налоговые преференции: пониженные налоговые ставки, налоговые каникулы, льготные условия расчета налоговой базы, инвестиционный налоговый кредит.
По оценкам экспертов, весь объем применяемых льгот способен уменьшить издержки резидентов свободных экономических зон почти на 30 %, в т. ч. налоговые издержки - на 3 %. При этом за счет устранения влияния административных барьеров инвесторы промышленных зон могут сэкономить 5-7 %, а технико-внедренческих - 3-5 %.
В таблице 3 представлен анализ основных налоговых льгот, предоставляемых резидентам свободных экономических зон всех типов.
Согласно установленных требований по налогообложению, участникам ОЭЗ необходимо исчислять НДС от реализованной продукции. Однако существует исключение - освобождены от взимания налога на добавленную стоимость участники портовой ОЭЗ. Данная единственная российская портовая ОЭЗ находится на территории Чердаклинского района Ульяновской области.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 % применяется для следующих категорий организаций:
- для участников - организаций ОЭЗ ТРТ, объединенных в кластер. Примером может служить кластер, образованный в рамках СевероКавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея);
- организаций - субъектов технико-внедренческой особой экономической зоны;
- организаций - субъектов ОЭЗ в Магаданской области;
- организаций - субъектов территориальных проектов инвестирования.
Ставка налога, отчисляемого в региональные бюджеты, от деятельности в свободной экономической зоне, ОЭЗ ТРТ; организаций - резидентов особой экономической зоны, от деятельности на территории особой экономической зоны, при осуществлении раздельного учета доходов и расходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории такой экономической зоны или за ее пределами, в том числе на территории Республики Крым может быть снижена до 13,5 % 4
Таблица 3. Сравнительная характеристика налоговых преференций в существующих ОЭЗ Table 3. Comparative characteristics of tax preferences in existing SEZs
Технико-
Налог/ Tax Промышленная ОЭЗ / Industrial SEZ внедренческая ОЭЗ / Technology development special economic zones Портовая ОЭЗ / Port SEZ Туристско-рекреационная / Tourist-recreational
Налог на прибыль организаций /
Corporate income tax:
В федеральный бюджет / To the Federal budget 0 % 0 % 2 % 2 %
В региональный бюджет / To the regional budget 0-12,5 % 0-12,5 % 0 % до (up to) 10 лет (years ) 12,5 %
НДС / Value added tax 20 % 20 % 20 % 20 %
Налог на имущество / Wealth tax 0 % до (up to) 10-12 лет (years) 0 % до (up to) 10 лет (years) 0 % до (up to) 15 лет (years) 0 % до (up to) 10 лет (years)
Земельный налог / Land tax 0 % до (up to) 10 лет (years) 0 % до (up to) 10 лет (years) 0 % до (up to) 15 лет (years) 0 % до (up to) 5 лет (years)
Транспортный налог (руб. за 1 лошадиную силу (л.с)) / Transport tax (RUB per 1 horsepower (HP)) Источник: составлено по данным ' [4]
0 руб. (rubles) до 12 лет (years)
0 руб. (rubles) до 10 лет (years)
0 руб. (rubles) до 15 лет (years)
от (from) 1 до (from) 250 руб. (rubles)
Очевидно, что ОЭЗ применяют особый льготный режим налогообложения, в т. ч. ускоренную амортизацию и применяют порядок определения расходов на НИОКР и иные налоговые преференции. К тому же на данные особые территории возможен импорт сырья и полуфабрикатов, оборудования, не уплачивая ввозные таможенные платежи [4].
Допускаются преференции для юридических лиц, расположенных в ОЭЗ ППТ по уплате имущественного налога; а также для судостроительных предприятий - субъектов промышленно-производственной особой экономической зоны, применяющих имущество для строительства и ремонта судов; для организаций - управляющих компаний таких территорий, применяющих недвижимое имущество, приобретенное в рамках соглашений об организации территорий с особым экономическим режимом - в течение 10 лет.
Касательно уплаты земельного налога, можно отметить, что в качестве льготы существует освобождение для таких организаций - субъектов особой экономической зоны на пятилетий срок; для судостроительных предприятий - субъектов промышленно-производственной особой экономической зоны, расположенных на территориях, занятых принадлежащими им на праве собственности и применяемых для строительства и ремонта судов зданиями производственного назначения, с
момента получения статуса резидента особой экономической зоны - на десятилетний срок; организации - участники свободной экономической зоны для земельных участков, находящихся на территории с особым экономическим положением - на трехлетний срок.
В отношении транспортного налога региональные органы власти самостоятельно устанавливают срок освобождения резидентов особых экономических зон на период от 5 до 10 лет соответственно.
Восприятие роли преимуществ, получаемых инвесторами от применения налоговых льгот в особых экономических зонах, на сегодняшний день достаточно неоднозначно. На первый взгляд, путем использования льготного налогообложения и преференций по налогам происходит уменьшение общего уровня расходов на воплощение в жизнь инвестиционных проектов. В значительной степени уменьшается налоговая нагрузка, под которой понимается общий объем денежных средств, которые хозяйствующий субъект уплачивает в бюджеты различных уровней. Это происходит вследствие применения льгот в перечисленных выше налогах: на прибыль, на имущество организаций и на землю. В результате увеличивается число потенциальных инвесторов, которые могут быть привлечены в свободную экономическую зону. Высвобожденные де-
нежные средства дают инвесторам возможность увеличить эффективность развития собственного производства, что в значительной степени благоприятствует развертыванию современных рабочих мест, обеспечению потребностей рынка и росту внутренней и мировой торговли.
Однако, с другой стороны, применяя указанные преференции, плательщики обязаны направлять высвобожденные средства только на развитие предприятия, обеспечение занятости, сохранение и увеличение числа рабочих мест. На практике это свидетельствует, что объем прибыли, которую удалось извлечь посредством льготного налогообложения в особых экономических зонах, нельзя распределить на выплату дивидендов или на иные цели. Хотя это и не очень удобно, но большинство резидентов, как правило, закладывают такие расходы еще на этапе бизнес-планирования.
Следует отметить, что получение льгот по обложению налогами субъектов с особым экономическим статусом ставит в неравные условия всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Нарушается так называемый принцип «налоговой нейтральности». В рамках данного принципа налоги должны способствовать конкуренции в стране, а не нарушать ее. Субъекты особых экономических территорий промышленно-производственного типа, как правило, не изготавливают продукцию уникального характера. Основным интересом в данном случае выступают именно предоставляемые резидентам особых экономических зон налоговые преференции. Но тогда возникает ситуация, что субъект ОЭЗ приобретает конкурентные преимущества в сопоставлении с остальными субъектами хозяйственной деятельности, которые изготавливают подобные изделия.
В рамках зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также в портовых зонах целесообразно создавать высокотехнологичные производства. Это обусловлено применяемой таможенной процедурой свободной таможенной зоны, которая в значительной степени позволяет снизить затраты при ввозе на территорию России дорогостоящего оборудования и комплектующих импортного производства.
В части касающейся таможенного оформления в ОЭЗ используются льготы для товаров иностранного производства и товаров, произведенных
на территории Таможенного союза. Так, иностранные товары, импортируемые в ОЭЗ, не подлежат обложению ввозными таможенными платежами. Также к ним не применяются меры нетарифного регулирования. При импорте на территорию ОЭЗ товаров Таможенного союза применяется процедура свободной таможенной зоны (далее СТЗ), вывозная таможенная пошлина при этом не взимается, как не применяются и любые другие меры ограничительного характера.
При завершении процедуры СТЗ продукция, подпадающая под её действие, помещается под другие таможенные процедуры, регламентированные Таможенным кодексом Таможенного союза, а продукты переработки, перемещаемые с территории особых экономических зон на остальную часть территории Таможенного союза, будут считаться товарами иностранного производства.
Считаем необходимым проанализировать объем финансирования, выделенного из федерального бюджета на развитие особых экономических зон, и достигнутых результатов нарастающим итогом на 01.01.2019 года. Данные для анализа представлены в таблице 4.
Анализ применения Минэкономразвития России расчетных показателей эффективности, показал следующее: в соответствии с полученными данными, за время работы ОЭЗ по данным на 1.01.2019 г. плодотворная деятельность выявлена в 17 из 22 территорий с особым экономическим положением (значение сводного расчетного показателя эффективности (Еоэз) у этих субъектов составляет более 80 %), в достаточной степени продуктивное функционирование - в 4 из 22 ОЭЗ (Еоэз - от 40 до 80 %), нерезультативное функционирование - в 1 ОЭЗ (ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань», Республика Бурятия).
Необходимо сказать, что существующий показатель оценки результативности деятельности ОЭЗ не дает возможности показать реальное достижение целей организации особых экономических территорий: увеличение обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, рекреационного комплекса, доступность санаторно-курортной лечения, расширение новых типов товаров и производств благодаря созданию таких особых экономических зон. Однако анализ воздействия ОЭЗ на социально-экономическую деятельность не осуществляется и в нормативно-правовой базе не отражен.
Таблица 4. Анализ выделенного финансирования и достигнутых результатов особых экономических зон РФ
Table 4. Analysis of allocated funding and achieved results of the Russian Federation special economic zones
Типы ОЭЗ / SEZ types
Объем израсходованных средств федерального бюджета, млн руб. / Amount of
Federal budget funds spent, million rubles
Объем израсходованных средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, млн руб. / The amount of funds spent in the budgets of the Russian Federation's constituent entities and local budgets, mln rubles
Объем привлеченных инвестиций, млн руб. / Volume of attracted investments, mln rubles
Количество созданных рабочих мест, ед. / Number of jobs created, units
Объем выручки от продажи товаров,
выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, млн руб. / Revenue from the sale of goods, performance of works, rendering of services, net of VAT, RUB mln rubles
промышленно -производственного / industrial production 36 821,5 16 948,5 240 105,0 17 940,0 514 376,1
технико-внедренческого / technical and innovative 46 922,9 44 945,2 124 439,9 18 155,0 200 031,1
туристско-рекреационного / tourist and recreational 7 698,2 644,8 3 734,6 1 109,0 1 132,5
Портовые / Port 2 287,3 1 117,9 3 170,9 444,0 2 106,6
Всего / Total
Источник: составлено по
93 729,9
63 654,4
371 450,4
37 648,0
717 646,3
Обсуждение
Особая экономическая зона «Технополис Москва» реализовала инициативу по поддержке компаний, которые приостановили свою работу на время пандемии СОУГО-19. В результате предварительных обсуждений с арендаторами и резидентами было решено предоставить предприятиям скидку 50 % на аренду за апрель, май и июнь. Такая мера поддержки позволила производителям за 3 месяца сэкономить более 50 млн рублей на аренде.
Скидку получили две трети от всех компаний и резидентов ОЭЗ «Технополис Москва»: производители инновационных средств коррекции зрения, датчиков для автоматизированных систем управления, поиско-досмотрового, рентгеновского и телекоммуникационного оборудования, 3D-сканеров, углеродных тканей и препрегов. Разработки этих предприятий применяются в сферах авиапромышленности, ветроэнергетики, нефтехимии, судостроения, телемедицины, промышленного интернета вещей.
На современном этапе на территории ОЭЗ «Технополис Москва» размещаются более 140 компаний, производителей высокотехнологичных товаров и услуг. Предполагается, что в 2021 г. будет продолжено оказание дополнительных мер поддержки, поскольку многие арендаторы и резиденты
столичной территории с особым экономическим статусом полностью осуществляют все необходимые требования режима ограничений, хотя некоторым организациям пришлось прекратить своё существование, но многие гарантируют своим работникам и посетителям соблюдения положенных требований безопасности.
Помимо того, во всех ОЭЗ плательщики налогов имеют возможность снижать затраты на НИОКР. Так, абзацем четвертым п. 2 ст. 262 НК РФ регламентировано положение о том, что затраты на такие исследования (в том числе не показавшие положительный результат), осуществленные плательщиками налогов - резидентами ОЭЗ, функционирующих на основании российской нормативно-правовой базы, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Таким образом, налогоплательщики, имеющие статус резидента ОЭЗ, в т. ч. промышленно-производственной ОЭЗ, учитывают расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат, то есть в полном размере вне зависимости от результата (положительного или отрицательного) исследований, и вклю-
чают в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории такой зоны [5].
Для переноса убытков на будущие периоды субъекты ОЭЗ используют особый порядок. Так, на основании п. 2 ст. 283 НК РФ плательщик налогов имеет возможность осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Абзацем вторым п. 2 ст. 283 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Однако данное ограничение не применимо в отношении налогоплательщиков-организаций, имеющих статус субъекта промышленно-производственной ОЭЗ. В свете этого, указанные плательщики налогов имеют возможность перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме.
Заключение
С августа 2018 г. был отменен запрет организации новых ОЭЗ, поэтому, Минэкономразвития РФ продолжил свою деятельность по изучению заявлений на открытие новых зон. Всего за этот период по настоящее время были организованы 5 экономических зон с особым экономическим статусом: в Воронежской области (ОЭЗ ППТ «Центр»), в Орловской области (ОЭЗ ППТ «Орёл»), в Московской области (ОЭЗ ППТ «Кашира»), в Республике Северная Осетия - Алания (ОЭЗ ТРТ «Мамисон»), в Чеченской Республике (ОЭЗ ППТ «Грозный») 6.
За этот же период в Минэкономразвития поступили заявки на организацию 12 новых ОЭЗ: в Московской области (ОЭЗ ППТ «Максимиха»), на территории Саратовской области (ОЭЗ технико-внедренческого типа «Саратов»), в Республике Башкортостан (ОЭЗ ППТ «Алга»), в Республике Татарстан (ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис»), в Нижегородской области (ОЭЗ ППТ «Кулибин»), в Смоленской области (ОЭЗ ППТ «Стабна»), в Астраханской области расположена портовая ОЭЗ, в Курганской области (ОЭЗ ППТ «Курган»), во Владимирской области (ОЭЗ ППТ «Доброград-1»), в Новгородской области (ОЭЗ ППТ «Новгородская»), в Ульяновской области (ОЭЗ ППТ «Ульяновск»), в Красноярском крае (ОЭЗ ППТ «Красноярская технологическая долина»). Только 4 из 12 заявлений воплотились в проекты постановлений и отправлены на согласование в Правительство. Заявления поступили
от Республики Башкортостан, Нижегородской, Московской и Саратовской областей 6.
В результате, в мае 2020 г. Правительством Российской Федерации были рассмотрены и одобрены 3 проекта: ОЭЗ ППТ «Алга» в Республике Башкортостан, ОЭЗ ППТ «Кулибин» в Нижегородской области, ОЭЗ технико-внедренческого типа «Саратов» в Саратовской области. Изучается необходимость организации портовой ОЭЗ в Астраханской области. В настоящее время проект портовой ОЭЗ в Астраханской области находится на стадии межведомственного согласования и будет представлен в Правительство РФ.
Всего на четырёх рассмотренных территориях существует 24 инвестиционных проекта и подали заявки 22 инвестора, готовые их воплотить, на общую сумму 53,2 млрд рублей, и где планируется предоставить воз можность трудиться около 3,9 тыс. работникам, исчислить фискальных и таможенных платежей на сумму превышающую 75 млрд рублей, и, в итоге, планируется собрать доходов около 22,4 млрд рублей 6 7.
В отношении налоговых льгот в качестве мер поддержки в связи с COVID-19 с января 2021 года предполагается предоставление следующих дополнительных льгот резидентам особых экономических зон 8:
1) заявительный порядок возмещения НДС участниками территорий с особым экономическим статусом, которые работают в сфере обрабатывающей промышленности и строительства, при условии предоставления поручительства управляющей компании данной территории;
2) применение налоговой ставки по НДФЛ в размере 7 % для доходов от осуществления трудовой деятельности в качестве наемного работника у организации в ОЭЗ, действующей в области информации и связи;
3) применение участниками ОЭЗ повышающих коэффициентов к основной норме амортизации;
4) уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в федеральный бюджет всеми участниками ОЭЗ (разрешение применения льготной ставки на протяжении 5 налоговых периодов с момента получения прибыли);
5) применения сниженных тарифов страховых платежей для:
- участников особых экономических зон, реализующих профессиональную, научную и техническую деятельность, деятельность в области информации и связи, гостиничного дела, общественного питания, культуры, спорта и организации досуга: в
размере 8 % - на обязательное пенсионное страхование, 2 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 4 % - на обязательное медицинское страхование;
- для резидентов ОЭЗ на территории СевероКавказского федерального округа, осуществляющих указанные виды деятельности, предусмотрены еще большие преференции: 6 % - на обязательное пенсионное страхование, 1,5 % - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % - на обязательное медицинское страхование 9.
Такими преференциями можно воспользоваться на протяжении 10 налоговых периодов, когда был получен статус участника ОЭЗ и исключительно для созданных рабочих мест.
На основании международных данных можно сделать вывод, что организация таких территорий с особым экономическим статусом представляется реальной возможностью увеличить инвестиции и активизировать экономику в данном субъекте РФ. Поэтому важно такие зоны организовывать в регио-
нах с низкой привлекательностью для инвесторов, чтобы увеличить экономическую активность. Участие в ОЭЗ будет экономически интересным для инвесторов из-за возможности применения налоговых преференций [4].
В качестве перспективных направлений дальнейшего развития особых экономических зон можно отметить следующее:
- провести объединение ряда особых экономических зон, поскольку существующее в настоящее время дробное деление мешает инвесторам и не способствует инвестиционному процессу;
- на уровне Правительства РФ необходимо разработать и воплотить более определенные основания выбора представленных разработок, которые, в первую очередь, будут иметь соотношения с мультипликатором, налоговыми платежами, возможностью дополнительного трудоустройства работников, с возможностью оценки перспектив реализации потенциальных предприятий.
- важно минимизировать процесс становления участником территорий с особым экономическим статусом.
1 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
2 Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
3 Особые экономические зоны регионального уровня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oezru.ru
4 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. consultant.ru
5 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/d22/d22daa028b1854b51b99c9d2927c2e06.pdf
6 Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru
7 Официальный сайт Министерства эхкономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/
8 Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regulation. gov. ru/
9 Фонд науки и образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.фонд-науки.рф
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубкин И. В., Бухарова М. М., Данилов Л. В., Зверков В. И., Лабудин М. А., Солдатов А. А. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2019. Монография. М., 2019. 180 с.
2. Синенко О. А., Цыганова Т. Э. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка эффективности // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление, 2018. Том 17. № 1. С. 166-191.
3. Шавалеева Ю. Ш. Потенциал развития и факторы ограничения развития особых экономических зон в России // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 678-680.
4. Александрова Ж. П., Завьялова А. С. Налоговые льготы на территории особых экономических зон // Право, экономика и управление: теория и практика. 2020. С. 184-192.
5. Ахмедуев А. Ш., Меджидов З. У. Теоретические аспекты о сущности и роли территорий с особым экономическим статусом в обеспечении пространственного развития регионов России // Вопросы региональной экономики. 2019. № 3 (40). С. 3-7.
6. Иванкина М. С., Бондарева М. И. Мировой опыт создания особых экономических зон // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями. 2016. № 1. С. 170-174.
7. Проводина О. А. О проблемных правовых аспектах и перспективах установления особых экономических зон в республике Абхазия // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 4. С. 93-98.
8. Вэй Л., Лю Я. Особая экономическая зона Сямэнь: успехи, уроки, прогнозы // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 6. С. 92-98.
9. Курочкин Д. А. О проблемах Преодоления коррупционных барьеров при формировании рынка услуг на едином экономическом пространстве евразийского экономического союза // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5. С. 722-730.
10. Шавина Е. В. Китай и Россия: инструменты и механизмы инновационного развития экономики // Международная торговля и торговая политика. 2018. № 4 (16). С. 107-120.
11. Пансков В. Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 6. С. 39-53.
12. Фрумина С. В. Особые экономические зоны: введение в теорию вопроса // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 1 (781). С. 39-54.
13. Костенко Р. В., Коклина Д. А. Перспективы развития особых экономических зон в РФ // Вестник современных исследований. 2018. № 12.17 (27). С. 238-241.
14. Евстафьева А. Х. Опыт развития ОЭЗ как фактор обеспечения экономической безопасности в российской федерации // Инновационное развитие экономики. 2018. № 6-1 (48). С. 192-198.
15. Карпов Д. И. Роль особых экономических зон в развитии экономики Российской Федерации // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2019. № 1 (5). С. 114-117.
16. Кабачевская Е. А., Косенко С. Г., Новикова Е. Н. Особые экономические зоны в развитии инновационного потенциала России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 4. С. 26-30.
17. Бородина О. Б., Шайкина Е. В. Эффективность функционирования особых экономических зон Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 2 (169). С. 41-48.
18. Валиахметов И. Р. Роль особых экономических зон технико-внедренческого типа в повышении инвестиционной привлекательности региона // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-1. С. 215-217.
19. Павлов П. В. Свободная экономическая зона в республике Крым: драйвер экономического роста или возврат к дотационной модели хозяйствования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 10A. С.431-441.
20. Конищева Т. И. Совершенствование управления экономической деятельности особых экономических зон // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 518-521.
Дата поступления статьи в редакцию 25.10.2020, принята к публикации 22.11.2020.
Информация об авторе: АЛЕКСАНДРОВА ЖАННА ПАВЛОВНА,
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты» Адрес: Кубанский государственный технологический университет, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2 E-mail: [email protected] Spine-код: 8473-7902
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Golubkin I. V., Buharova M. M., Danilov L. V., Zverkov V. I., Labudin M. A., Soldatov A. A. Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii - 2019 [Business navigator for special economic zones of Russia - 2019 ], Moscow, 2019, 180 p.
2. Sinenko O. A., Cyganova T. E. Osobye ekonomicheskie zony Rossii: praktika primeneniya nalogovyh l'got i ocenka effektivnosti [Special economic zone of Russia: the practice of using tax incentives and performance evalua-
tion], Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie [Bulletin of the UrFU. Economics and Management Series], 2018, Vol. 17, No. 1, pp. 166-191.
3. Shavaleeva Yu. Sh. Potencial razvitiya i faktory ogranicheniya razvitiya osobyh ekonomicheskih zon v Rossii [Development potential and factors limiting the development of special economic zones in Russia], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, No. 23 (103), pp. 678-680.
4. Aleksandrova Zh. P., Zav'yalova A. S. Nalogovye l'goty na territorii osobyh ekonomicheskih zon [Tax benefits on the territory of special economic zones], Pravo, ekonomika i upravlenie: teoriya ipraktika [Pravo, ekonomika i upravlenie: teoriya ipraktika], 2020, pp. 184-192.
5. Ahmeduev A. Sh., Medzhidov Z. U. Teoreticheskie aspekty o sushchnosti i roli territorij s osobym ekonomicheskim statusom v obespechenii prostranstvennogo razvitiya regionov Rossii [Theoretical aspects of the nature and role of territories with special economic status in ensuring the spatial development of Russian regions], Vo-prosy regional'noj ekonomiki [Development of regional economies], 2019, No. 3 (40), pp. 3-7.
6. Ivankina M. S., Bondareva M. I. Mirovoj opyt sozdaniya osobyh ekonomicheskih zon [World experience in creating special economic zones], Problemy sovershenstvovaniya organizacii proizvodstva i upravleniya promyshlen-nymi predpriyatiyami [Problems of improving the organization ofproduction and management of industrial enterprises], 2016, No. 1, pp. 170-174.
7. Provodina O. A. O problemnyh pravovyh aspektah i perspektivah ustanovleniya osobyh ekonomicheskih zon v respublike Abhaziya [On problematic legal aspects and prospects of establishing special economic zones in the Republic of Abkhazia], Pravovayapolitika ipravovaya zhizn' [Legalpolicy and legal life], 2018, No. 4, pp. 93-98.
8. Vej L., Lyu Ya. Osobaya ekonomicheskaya zona Syamen': uspekhi, uroki, prognozy [Special Economic Zone: successes, lessons, forecasts], Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], 2018, No. 6, pp. 92-98.
9. Kurochkin D. A. O problemah Preodoleniya korrupcionnyh bar'erov pri formirovanii rynka uslug na edinom ekonomicheskom prostranstve evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [On the problems of Overcoming corruption barriers in the formation of the service market in the Single Economic Space of the Eurasian Economic Union], Vse-rossijskij kriminologicheskij zhurnal [All-Russian Journal of Criminology], 2018, Vol. 126, No. 5, pp. 722-730.
10. SHavina E. V. Kitaj I Rossiya: instrumenty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya ekonomiki [China And Russia: tools and mechanisms of innovative development of the economy], Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy], 2018, No. 4 (16), pp. 107-120.
11. Panskov V. G. Osobye ekonomicheskie zony: itogi i perspektivy razvitiya [Special economic zones: results and prospects of development], ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [STAGE: economic theory, analysis, practice], 2018. No. 6, pp. 39-53.
12. Frumina S. V. Osobye ekonomicheskie zony: vvedenie v teoriyu voprosa [Special economic zones: introduction to the theory of the question], Finansy i kredit [Finance and Credit], 2019, Vol. 25, No. 1 (781), pp. 39-54.
13. Kostenko R. V., Koklina D. A. Perspektivy razvitiya osobyh ekonomicheskih zon v RF [Prospects for the development of special economic zones in the Russian Federation], Vestnik sovremennyh issledovanij [Bulletin of Modern Research], 2018, No. 12.17 (27), pp. 238-241.
14. Evstafeva A. H. Opyt razvitiya OEZ kak faktor obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti v rossijskoj federacii [Experience of SEZ development as a factor of ensuring economic security in the Russian Federation], Inno-vacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2018, No. 6-1 (48), pp. 192-198.
15. Karpov D. I. Rol' osobyh ekonomicheskih zon v razvitii ekonomiki Rossijskoj Federacii [The role of special economic zones in the development of the economy of the Russian Federation], Nauka v sovremennom mire: prior-itety razvitiya [Nauka v sovremennom mir: priorities of development], 2019, No.1 (5), pp. 114-117.
16. Kabachevskaya E. A., Kosenko S. G., Novikova E. N. Osobye ekonomicheskie zony v razvitii innovacionnogo potenciala Rossii [Special economic zones in the development of innovative potential of Russia], Vestnik Mos-kovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta [Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute], 2018, No. 4, pp. 26-30.
17. Borodina O. B., Shajkina E. V. Effektivnost' funkcionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon Rossijskoj Federacii [Efficiency of functioning of special economic zones of the Russian Federation], Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel' [Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel], 2019, No. 2 (169), pp. 41-48.
18. Valiahmetov I. R. Rol' osobyh ekonomicheskih zon tekhniko-vnedrencheskogo tipa v povyshenii investi-cionnoj privlekatel'nosti regiona [The role of special economic zones of technical and innovative type in increasing the investment attractiveness of the region], Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk], 2019, No. 1-1, pp. 215-217.
19. Pavlov P. V. Svobodnaya ekonomicheskaya zona v respublike Krym: drajver ekonomicheskogo rosta ili vozvrat k dotacionnoj modeli hozyajstvovaniya [Free economic zone in the Republic of Crimea: a driver of economic growth or a return to the subsidized economic model], Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2018. Vol. 8, No. 10A, pp. 431-441.
20. Konishcheva T. I. Sovershenstvovanie upravleniya ekonomicheskoj deyatel'nosti osobyh ekonomicheskih zon [Improving the management of economic activity of special economic zones], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2019, No. 1 (102). pp. 518-521.
The article was submitted 25.10.2020, accept for publication 22.11.2020.
About the author: PAVLOVNA ALEXANDROVA ZHANNA,
Ph. D. (Sociology), associate professor of the chair «Market and state institutions» Address: Kuban State Technological University, 350089, Russia, Krasnodar, Moskovskaya Str., 2 E-mail: [email protected] Spin-code: 8473-7902
All authors read and approved the final version of the manuscript.