УДК 332.122.64: 332.146.2
Пути совершенствования налогового режима для резидентов особой экономической зоны
В статье приведен сравнительный анализ налоговых режимов особых экономических зон (ОЭЗ), рассматриваются этапы совершенствования преференциального пакета на федеральном уровне, раскрывается тезис, касающийся необходимости выравнивания преференциального режима ОЭЗ с аналогичными преференциями, установленными в других субъектах Российской Федерации для привлечения инвесторов на ее территорию. На базе проведенного анализа предлагаются новые меры по совершенствованию налогового режима для резидентов портовой особой экономической зоны в Хабаровском крае.
Ключевые слова: особые экономические зоны; налоговый режим; налоговые льготы; портовая особая экономическая зона.
The paper presents a comparative analysis of the tax treatment of special economic zones (SEZs) and describes the stages of improvement of the preferential package at the federal level. It discloses the thesis regarding the need for alignment of the SEZ preferential tax regime with similar preferences granted to other regions of the Russian Federation to attract investors to its territory. The new measures are suggested to improve the tax regime for the residents of special economic port zone in the Khabarovsk Territory.
Keywords: special economic zones; tax regime; tax incentives; port special economic zone.
Федорова Валентина Анатольевна
зам. начальника отдела государственно-частного партнерства Минэкономразвития Хабаровского края E-mail: Bas.Val@mail.ru
Льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ
Режим налогообложения резидентов особых экономических зон (далее — ОЭЗ) заключается в предоставлении им наиболее благоприятных условий налогообложения в виде освобождения от уплаты налогов, снижения налоговых ставок и предоставления прочих льгот без каких-либо обязательств
со стороны налогоплательщиков по целевому использованию высвобождаемых оборотных средств.
В период 2005-2011 гг. объем налоговых льгот, регулируемых на федеральном уровне, и льгот, устанавливаемых субъектом Российской Федерации, для резидентов ОЭЗ был довольно небольшим. Но с введением конкурентных преференциальных налоговых режимов для осуществления инвестиционных проектов, признанных приоритетными или стратегическими на уровне субъекта Российской Федерации, а также ввиду необходимости привлечения крупных инвесторов в ОЭЗ Правительство РФ усовершенствовало пакет льгот, предоставляемых резидентам ОЭЗ.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) законом субъекта Российской Федерации может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, но не выше
106
В.А. Федорова Пути совершенствования налогового режима для резидентов..
13,5% (ранее размер данной ставки не мог быть ниже 13,5%).
Согласно ч. 1.2 ст. 284 НК РФ при условии раздельного учета доходов и расходов, которые получены от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ставка налога на прибыль организаций в размере 2% обнуляется для:
• резидентов технико-внедренческих ОЭЗ с 1 января 2012 г. по 1 января 2018 г.;
• резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, с 1 января 2012 г. по 2 января 2023 г.
2. На основании п. 17 ст. 381 НК РФ резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество на 10 лет с момента постановки на учет (до 1 января 2012 г.- на 5 лет).
Режим налогообложения резидентов особых экономических зон заключается в предоставлении им наиболее благоприятных условий налогообложения в виде освобождения от уплаты налогов, снижения налоговых ставок и предоставления прочих льгот без каких-либо обязательств со стороны налогоплательщиков по целевому использованию высвобождаемых оборотных средств
Кроме того, освобождены от уплаты налога на имущество организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
3. В соответствии со ст. 356 НК РФ налоговые льготы по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Как правило, они придерживаются единоообра-зия при установлении льготы по транспортному налогу - освобождение от его уплаты на 5 либо 10 лет.
4. Согласно п. 9 ст. 395 НК РФ организации — резиденты ОЭЗ, которые приобрели земельный участок в границах ОЭЗ после получения статуса резидента, освобождаются от уплаты земельного налога в отношении этих земельных участков сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
В целях стимулирования развития судостроительной отрасли судостроительные организации — резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 10 лет с даты получения статуса резидента в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им зданиями и сооружениями, используемыми в целях строительства и ремонта судов.
5. На основании подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ резиденты портовых ОЭЗ освобождаются на 49 лет от уплаты НДС: налоговая ставка вместо установленной в размере 18% составляет 0% на работы (услуги), выполненные (оказанные) резидентами территории ОЭЗ.
6. Предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов на период 2012-2019 гг. для резидентов ОЭЗ, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в промышленно-производственной ОЭЗ, соответственно на период 2011-2017 гг. — в размере 14%, в 2018 г.— 21% и в 2019 г. — 28%.
По сравнению с иными субъектами инвестиционной деятельности режим ОЭЗ в Хабаровском крае обладает наиболее благоприятными условиями для осуществления инвестиционной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», НК РФ, таможенным законодательством и другими нормативными правовыми актами ОЭЗ предоставляется комплексный пакет таможенных, налоговых и иных льгот, тем самым перераспределяется нагрузка между всеми уровнями бюджета. Режим ОЭЗ направлен на стимулирование крупных предприятий к дальнейшему развитию и реинвестированию полученной прибыли в модернизацию мощностей и расширение бизнеса. Обеспечивается синхронное инфраструктурное развитие и централизованное управление комплексным проектом.
Льготы, предоставляемые резидентам портовой ОЭЗ в Хабаровском крае
Пакет налоговых и таможенных льгот для резидентов портовой ОЭЗ в Хабаровском крае выглядит следующим образом:
• налог на прибыль организаций — 15,5% (региональная часть — 13,5%) на 10 лет с момента осуществления инвестиций, но не более срока существования портовой особой экономической зоны (далее — ПОЭЗ);
• налог на имущество — 0% на 10 лет с момента постановки на учет;
• земельный налог — 0% на 5 лет;
• транспортный налог — 0% на 5 лет;
• НДС на проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ — 0% на 49 лет;
• НДС и таможенные пошлины на ввоз стройматериалов, комплектующих, оборудования, сырья и материалов и вывоз произведенной в портовой ОЭЗ готовой продукции (в том числе с использованием иностранных товаров) на территорию Российской Федерации — 0%.
При сравнении налогового режима, установленного для резидентов ПОЭЗ в Хабаровском крае, с режимами для резидентов других ОЭЗ можно отметить следующее.
1. В ПОЭЗ на территории Ульяновской области:
• региональная часть ставки налога на прибыль организаций обнулена полностью на 10 лет. Дата начала права на получение льготы полностью соответствует федеральному законодательству — с момента образования налогооблагаемой прибыли, а не с даты начала финансирования проекта, как в Хабаровском крае;
• дополнительно продлена на 5 лет льгота по налогу на имущество;
• введено освобождение от транспортного налога на 10 лет, в Хабаровском крае — на 5 лет (налоговые льготы устанавливаются законом субъекта Российской Федерации).
Создание наиболее благоприятных условий в ПОЭЗ Ульяновской области способствовало в короткие сроки привлечению крупных инвесторов в развитие зоны. На фоне правильно применяемой имиджевой политики по сравнению с другими ОЭЗ в России Ульяновск стал узнаваемым городом.
2. В наиболее экономически эффективных про-мышленно-производственных ОЭЗ на территории Республики Татарстан, Липецкой, Калужской и Самарской областей:
• применена дифференцированная (постепенно возрастающая) льгота по налогу на прибыль организаций начиная с 0% при установлении на уровне 13,5% на весь период существования ОЭЗ с 10-го налогового периода — для Татарстана,
12-го — для Липецкой ОЭЗ и с 2025 г. для Самарской ОЭЗ, с 2027 г. — для Калужской ОЭЗ.
В Калужской области отдельно выделяется поддержка видов деятельности по обработке древесины, производства машин и оборудования и частей автомобилей;
• освобождение от транспортного налога на 10 лет (Татарстан и Липецк), в Самарской области и Хабаровском крае — на 5 лет.
4. В туристско-рекреационной ОЭЗ Иркутской области:
• ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 13,5% на срок действия соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности резидента ОЭЗ.
Меры по совершенствованию налогового режима для резидентов ПОЭЗ в Хабаровском крае
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в субъектах Российской Федерации, где создаются преимущественные условия для ОЭЗ, они успешно развиваются. По нашему мнению, налоговое законодательство Хабаровского края требует полной реструктуризации посредством расстановки приоритетов по государственной поддержке стратегически важных отраслей и проектов.
Кроме того, для выравнивания налоговых режимов ОЭЗ следует отметить следующее.
1. Пути совершенствования законодательства в сфере ОЭЗ предполагают установление преференциального режима для резидентов этих зон. Условия ведения предпринимательской деятельности должны базироваться на принципах солидарности и равенства для резидентов разных типов ОЭЗ, осуществляющих аналогичные виды деятельности, а также на заведомо выгодных условиях по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, действующими на остальной территории субъекта Российской Федерации.
Ввиду признания, согласно Посланию Президента РФ от 12 декабря 2013 г., приоритетного развития Дальнего Востока в настоящее время формируется ряд конкурентных режимов ведения предпринимательской деятельности.
Если субъект Российской Федерации в силу закона имеет возможность влиять на размер региональной части ставки налога на прибыль, тем самым обеспечивая равнозначность условий
108
В.А. Федорова Пути совершенствования налогового режима для резидентов.
ведения инвестиционной деятельности на своей территории, то относительно федеральной части ставки налога на прибыль организаций требуется внесение соответствующих поправок в НК РФ.
В целях установления преимущественно преференциальных условий ведения деятельности для всех резидентов ОЭЗ на Дальнем Востоке по сравнению с условиями, установленными для участников региональных инвестиционных проектов, предлагается предусмотреть для резидентов ОЭЗ аналогичную льготу, установив ее начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была признана налогооблагаемая прибыль от осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о ведении деятельности в особой экономической зоне.
Если субъект Российской Федерации в силу закона имеет возможность влиять на размер региональной части ставки налога на прибыль, тем самым обеспечивая равнозначность условий ведения инвестиционной деятельности на своей территории, то относительно федеральной части ставки налога на прибыль организаций требуется внесение соответствующих поправок в НК РФ
Кроме того, период предоставления льготы по региональной части ставки налога на прибыль, установленный Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», следует увеличить минимум до 15 лет с применением постепенно возрастающей ставки от 0 до 13,5% по пятилеткам.
2. В соответствии с п. 27 ч. 3 ст. 149 НК РФ «проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне» освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
В то же время в ПОЭЗ разрешена производственная и торговая деятельность. На основании данной нормы НК РФ резиденты ПОЭЗ,
занимающиеся производством и реализацией товаров, не освобождаются от уплаты НДС.
Освобождение в ПОЭЗ работ и услуг от НДС было предусмотрено в НК РФ с момента принятия решения об определении данного типа ОЭЗ в законодательстве. Первоначально деятельность в ПОЭЗ ограничивалась только работами и услугами. В дальнейшем в соответствии с изменениями в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», внесенными в 2009 г., перечень разрешенных видов деятельности в ПОЭЗ был расширен за счет добавления возможности осуществления производственных видов деятельности. Тем не менее первоначально сформулированные нормы НК РФ об освобождении от НДС для резидентов ПОЭЗ, осуществляющих производственные виды деятельности, скорректированы не были.
Предлагаем изложить п. 27 ч. 3 ст. 149 НК РФ в следующей редакции: «27) проведение работ (оказание услуг), производство продукции и товаров резидентами федеральной особой экономической зоны, заключившими соглашение на осуществление деятельности в федеральных особых экономических зонах».
3. Пунктом 3 ч. 1 ст. 259.3 НК РФ установлено, что резиденты промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент, но не выше 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств.
Однако применение ускоренной амортизации для резидентов портовой и технико-внедренческой особой экономической зоны не предусмотрено, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 22.07. 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ) резидентам ПОЭЗ разрешается ведение производственной деятельности.
С целью устранения дискриминирующего положения резидентов портовых и технико-внедренческих особых экономических зон предлагаем изложить п. 3 ч. 1 ст. 259.3 НК РФ в следующей редакции:
«3) в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны и в отношении налогоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента портовой
или технико-внедренческой особой экономической зоны».
4. В настоящее время действующим таможенным законодательством перед резидентами ПОЭЗ установлено избыточное и закрывающее вход в ПОЭЗ практически всему малому и среднему бизнесу требование предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Таможенного кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 137 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов обеспечивается в случае осуществления деятельности в качестве резидента ПОЭЗ, если это установлено международным договором государств — членов Таможенного союза.
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее — Соглашение) является международным договором в сфере таможенного регулирования деятельности резидентов ОЭЗ. Частью 13 ст. 11 Соглашения установлено, что при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.
В то же время ч. 5 ст. 12 Закона № 116-ФЗ предусмотрено предоставление резидентами ПОЭЗ в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере от 30 млн руб. при осуществлении основной портовой деятельности. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права превалируют над отечественным законодательством, в связи с чем необходимо устранить противоречие норм Закона № 116-ФЗ нормам международного договора.
Кроме того, несмотря на то что резидент про-мышленно-производственной ОЭЗ, так же как и резидент ПОЭЗ, вправе осуществлять деятельность по складированию подакцизных товаров, резидентам промышленно-производственных ОЭЗ требование по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов не установлено.
В итоге в ПОЭЗ созданы менее привлекательные условия для развития такого направления деятельности, как складская логистика, которое является приоритетным при создании портово-логистических комплексов.
С целью стимулирования экспортных операций в ОЭЗ и создания благоприятных условий для резидентов ОЭЗ, а также в связи с тем, что в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права превалируют над нормами законодательства Российской Федерации, предлагается исключить ч. 5 ст. 12 Закона № 116-ФЗ, устранив декларативный характер предоставления обеспечения таможенных платежей.
В то же время представляется возможным зафиксировать санкционирующую норму, препятствующую уклонению от оплаты таможенных пошлин, в соглашении об осуществлении деятельности с резидентом ПОЭЗ.
Выводы
Проведенный анализ налогового режима, сформированного для ПОЭЗ в Хабаровском крае, показал необходимость выравнивания преференциального режима ОЭЗ с аналогичными преференциями, установленными в других субъектах Российской Федерации, для привлечения инвесторов на ее территорию. Поэтому с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности режима ОЭЗ в Хабаровском крае и эффективного запуска пилотного для Дальнего Востока проекта необходимо учесть предлагаемые в настоящей статье пути совершенствования налогового законодательства.
Литература
1. Фурщик М.А., Шутова А.В., Прозоров М.С., Савельев А.В., Горячева М.А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014. 212 с.
2. Горбунов Н.М. Экономические зоны с особым режимом хозяйствования: мировой опыт и российская практика. Хабаровск: РИО ДВАГС, 2010.
3. Щур О.О. Факторы и условия, оказывающие влияние на эффективное функционирование особых экономических зон: обобщение теоретико-методологического опыта // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 1 (24).
4. Отчеты о контрольных и экспертно-ана-литических мероприятиях, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2013 году и I квартале 2014 года. URL: http://www.ach.gov.ru/ru.