Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций'

Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1994
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые экономические зоны / иностранные инвестиции / преференциальные режимы / special economic zones / foreign investments / preferential regimes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнина И.А.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития особых экономических зон (ОЭЗ) в свете изменений в мировой экономике, в том числе и под влиянием пандемии СOVID-19. Отмечается, что в России действует сложная структура особых экономических зон с разными преференциальными режимами. Несмотря на то, что иностранные инвесторы играют существенную роль в отдельных проектах, способствуют росту производительности труда и выручки на территориях особых экономических зон, их общий вклад в привлечение ПИИ остается весьма скромным. Делается вывод, что ОЭЗ как в мировой, так и в российской экономике следует рассматривать в качестве важного, но дополнительного механизма притока инвестиций и повышения эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Квашнина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones as a tool to attract foreign investments

The article examines the problems and prospects for the development of special economic zones as a tool for attracting foreign investments in the light of changes in the global economy, including the influence of the COVID-19 pandemic. It is noted that a complex system of a large number of special economic zones with different preferential regimes has developed in Russia. Despite the fact that foreign investors play a significant role in some projects in the territories of special economic zones, their overall contribution to attracting FDI remains very modest. It is concluded that both in the world and in the Russian economy SEZs should be considered as an important, but additional mechanism for investments inflow and increasing their efficiency.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2021

И.А. КВАШНИНА

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития особых экономических зон (ОЭЗ) в свете изменений в мировой экономике, в том числе и под влиянием пандемии СОУГО-19. Отмечается, что в России действует сложная структура особых экономических зон с разными преференциальными режимами. Несмотря на то, что иностранные инвесторы играют существенную роль в отдельных проектах, способствуют росту производительности труда и выручки на территориях особых экономических зон, их общий вклад в привлечение ПИИ остается весьма скромным. Делается вывод, что ОЭЗ как в мировой, так и в российской экономике следует рассматривать в качестве важного, но дополнительного механизма притока инвестиций и повышения эффективности их использования. Ключевые слова: особые экономические зоны, иностранные инвестиции, преференциальные режимы.

1БЬ: Б21, Б34.

Э01:10.52180/2073-6487_2021_3_121_132.

Современные особенности развития ОЭЗ

Одним из инструментов привлечения иностранных инвестиций являются особые экономические зоны (ОЭЗ) - ограниченные (иногда условно) территории с собственными органами управления, предоставляющие своим резидентам финансовые льготы и преференциальный доступ к инфраструктуре для осуществления определенной производственной деятельности и оказания услуг.

Стремительный рост числа ОЭЗ во всем мире явился отражением усилий государств по борьбе за инвестиции. Согласно данным ЮНКТАД, их число за 5 лет увеличилось примерно на четверть и составило в 2018 г. 5383 (до развития пандемии СОУГО -19 прогнозировался дальнейший рост ОЭЗ и предполагалось, что их количество за ближайшие несколько лет приблизится к 6000 ) [1, р. 129]. Практически половина всех зон расположена в Китае. Вслед за ним идут

Филиппины, Индия, США (70% всех зон стран с развитой экономикой) и замыкает пятерку стран - лидеров по количеству созданных территорий со специальными режимами Российская Федерация [1, р. 138].

Заинтересованность государственных органов в создании ОЭЗ обусловлена тремя основными причинам. Во-первых, отпадает необходимость в одновременном развитии всей экономики и всех отраслей, что существенно для стран с большой и разнородной территорией. Во-вторых, определенный правовой и административный режим проще установить в пределах замкнутого пространства. В-третьих, проще информационное обеспечение. Легче донести до инвесторов (национальных и иностранных) сведения о наличии анклавов с особыми условиями ведения бизнеса [2, с. 301]. В свою очередь инвестора привлекает возможность снизить издержки за счет предоставляемых льгот, получить доступ к инфраструктуре и рынкам сбыта, потеснить потенциальных конкурентов.

Одной из главных задач, поставленных перед ОЭЗ, на которую указывают многочисленные аналитические материалы международных экономических организаций, нормативные документы и научные статьи, является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Они, в свою очередь, призваны содействовать развитию технологий производства и управления в принимающей экономике, стимулировать и диверсифицировать экспорт в стране-получателе. Опыт многих развивающихся стран показывает, что ОЭЗ в целом позитивно влияют на приток ПИИ. В Китае на ОЭЗ приходится больше 80% накопленных инвестиций. Во Вьетнаме от 60 до 70% всех ПИИ размещены в ОЭЗ. В Малайзии 90% капитала ОЭЗ принадлежит иностранцам. В то же время есть государства (например, Колумбия), где резидентами особых экономических зон стали преимущественно национальные малые и средние предприятия [1, р.179-180]. Условия, которые существовали в конце прошлого столетия, например, в КНР, вряд ли могут быть воспроизведены в других странах. И сам Китай, и другие развивающиеся страны, и государства с переходной экономикой сталкиваются с проблемой несоответствия между ожиданиями от ОЭЗ и реальной экономической ситуацией. Зачастую имеет место дисбаланс между про-мышленно развитыми и ориентированными на экспорт ОЭЗ, с одной стороны, и отсталыми и направленными на внутренний рынок соседними районами - с другой.

Особые экономические зоны могут стимулировать приток инвестиций, создание рабочих мест и увеличение экспорта. При этом они не являются ни необходимым условием, ни гарантией увеличения поступлений ПИИ. Этот тезис подтверждается результатами опросов, опубликованными ЮНКТАД. Менее половины респондентов уверены, что ОЭЗ существенно увеличили ПИИ в их стране, а треть считает, что фор-

мирование свободных зон никак не отразилось на притоке инвестиций из-за рубежа. Часть опрошенных считает, что проекты могли бы быть реализованы и за пределами ОЭЗ. В качестве причин, препятствующих успешному приходу инвесторов, называются высокая конкуренция за инвестиции с соседними странами, недостаточно развитая инфраструктура и проблемы с местными поставщиками [1, р. 179, 191].

Помимо обостряющейся конкурентной борьбы в современных условиях развитие ОЭЗ сталкивается и с другими вызовами. Во-первых, новая промышленная революция с ее цифровыми технологиями меняет обрабатывающие отрасли и модели организации производства. Происходит торможение оборотов в рамках глобальных цепочек создания стоимости, сокращение длины таких цепочек, их децентрализация и в существенной степени дематериализация. Компании получают возможность продавать товары и услуги без наращивания зарубежных капиталовложений, а традиционные ОЭЗ в этих условиях становятся не столь привлекательными. Во-вторых, приоритет устойчивого развития все в большей степени влияет на принятие инвестиционных решений многонациональными корпорациями. В этих условиях смягчение экологических, социальных норм и мер контроля перестает быть долгосрочным конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций в зоны. Наоборот, негативный имидж в плане использования природных ресурсов, нарушения трудовых прав и прав человека может привести к провалу проекта ОЭЗ [3, с. 98]. В-третьих, на конкурентоспособности особых экономических зон сказывается усиление протекционистских тенденций в отношении торговли и инвестиций, прежде всего со стороны развитых стран. Тарифные ограничения и ужесточение контроля за инвестициями заставляют промышленных инвесторов постоянно переоценивать стратегические возможности организации производства в той или иной стране или же менять планы развития в уже существующих ОЭЗ.

Перечисленные вызовы усугубляются экономическими последствиями продолжающейся пандемии СОУГО-19. Помимо мгновенного отрицательного воздействия на инвестиции кризис будет иметь продолжительные негативные последствия для капиталовложений. Падение спроса во время пандемии окажет существенное влияние на сокращение потока иностранных инвестиций, причем со значительным временным лагом восстановления их притока [4, с. 35-36].

В новых условиях многонациональные корпорации вынуждены выстраивать более упругие и прочные цепи поставок с безопасным доступом к критически важным продуктам и услугам. Такая политика, вероятнее всего, приведет к усилению национализации и регионализации производства жизненно необходимых товаров, ускорит наметившиеся ранее тенденции к ослаблению глобальных цепочек

создания стоимости, к уменьшению числа их звеньев. Изменение экономического ландшафта потребует корректировки программ развития ОЭЗ в сторону усиления регионального сотрудничества, создания устойчивой диверсифицированной и имеющей резервы базы поставщиков, предоставления услуг, в том числе инновационного характера, обеспечения квалифицированными кадрами и др.

ОЭЗ в России и иностранные инвестиции

В Российской Федерации, как и в мире, число ОЭЗ растет. Если, в начале 2019 г. их было больше 130 [1, р. 164], то к началу 2021 г., как следует из приведенного ниже перечня, число таких территорий уже почти достигло 160. В стране одновременно функционирует несколько типов зон, их деятельность регламентируется различными законами, а полномочия по управлению рассредоточены между разными ведомствами.

1. Особые экономические зоны, границы которых совпадают с границами региона, - Магаданская область1 и Калининградская область2, а также свободная экономическая зона в Крыму и Севастополе3 .

2. ОЭЗ, созданные на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», представляют собой территории от 4 до 50 квадратных километров в зависимости от назначения (в случае туристско-рекреацион-ной деятельности ограничений по площади не налагается). К началу 2021 г., по данным Минэкономразвития, в РФ зарегистрировано 38 таких территорий4.

3. Инновационный центр Сколково5, на который распространяются преимущества ОЭЗ. Позже на участников проекта было нало-

1 Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

2 Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЭ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

4 Министерство экономического развития РФ. www.economy.gov.ru/material/ directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ ekonomicheskie_zony (дата обращения: 20 марта 2021 г.).

5 Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

жено обязательство осуществлять не только исследовательскую деятельность в «Сколково», но и коммерциализацию ее результатов6

4. Свободный порт Владивосток (СПВ), который включает в себя 22 портовые зоны, размещенные в 5 разных районах7.

5. Территории опережающего развития (ТОР), созданные на основании Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ. 22 такие территории расположены на Дальнем Востоке и одна в Мурманской области (управляются Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики) Еще 92 ТОР созданы в моногородах и Закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) (находятся под управлением местных властей)8.

6. Специальные административные районы (САР) - две территории (в Калининградской области и Приморской крае) с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую9.

Общим для всех особых зон является наличие преференциальных режимов (льготы по налоговым и страховым платежам, ускоренная амортизация, возможность приобретение земельных участков по более низкой цене, льготы по коммунальным платежам и пр.). Принципиальное различие заключается в том, может ли этот режим распространяться на таможенные платежи. Для территорий опережающего развития (самой многочисленной группы) такие преференции не предусмотрены. В любом случае все типы особых территорий открыты как для российских, так и для иностранных компаний, отвечающих определенным требованиям.

Тематика особых экономических зон в РФ, их влияния на экономику страны и регионов широко представлена в научной литературе. В то же время, связь между развитием ОЭЗ разных типов и притоком иностранного капитала изучена мало10. Оценить роль, которую иностранные инвестиции (в том числе прямые) играют в деятельности

6 Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7 Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

8 По данным Министерства экономического развития РФ на 19.02.2021. www. economy.gov.ru/material/news/sergey_galkin_prinyal_uchastie_v_zasedanii_rabochey_ gruppy_po_tor_i_oez.html (дата обращения: 20 марта 2021 г.).

9 Деятельность САР регулируется специально принятым пакетом законов от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ, № 291-ФЗ, № 292-ФЗ, № 293-ФЗ, № 294-ФЗ, № 295-ФЗ.

10 Одна из первых работ по этой теме была выполнена финским исследователем Liuhto K. (2009) [5], отдельные аспекты проблемы затрагивались в работах А. Кузнецова и О. Кузнецовой (2019) [7], К. Калотай (2019) [2], Л. Козлова (2018) [8] и др.

ОЭЗ, сложно из-за отсутствия соответствующей статистики. В качестве косвенного показателя влияния ОЭЗ на экономику, к примеру, используется сопоставление численности зон и доли накопленных прямых инвестиций в ВВП. Согласно рейтингу ЮНКТАД, Россия, имея десятикратный перевес в количестве преференциальных территорий, значительно уступает другим странам с переходными экономиками по соотношению ПИИ/ВВП (см. табл. 1). В то же время у Китая, чей опыт использования ПИИ через специально созданные экономические зоны признан достаточно успешным, показатели еще хуже. В связи с этим напрашивается вывод об отсутствии корреляции между численностью действующих в стране ОЭЗ и долей накопленных ПИИ в ВВП [1, р.182-183], особенно когда речь идет о крупных странах, к числу которых относится Китай и Россия.

Таблица 1

Привлечение прямых иностранных инвестиций

Переходные экономики Развивающиеся экономики

Страна ПИИ, % ВВП ОЭЗ, количество Страна ПИИ, % ВВП ОЭЗ, количество

Грузия 115 4 Сингапур 397 10

Казахстан 92 10 Мозамбик 301 2

Туркменистан 90 7 Монголия 162 3

Сербия 86 14 Ямайка 108 17

Азербайджан 73 6 Камбоджа 94 31

Российская Федерация 28 130 Китай 12 2543

Источник: составлено автором по: World Investment Report 2019 - Special Economic Zones. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2019. P. 182, 183.

В последние годы накоплены некоторые статистические данные в отношении российских ОЭЗ, образованных на основе Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.»

Данный тип преференциальных зон был создан как один из масштабных федеральных проектов, направленных на развитие экономики регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности [6, с. 23]. К числу таких видов деятельности относится промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, а также портовая (включая складирование и хранение товаров, биржевую и оптовую торговлю, ремонт судов и др.).

Как видно из табл. 2, количество компаний - резидентов ОЭЗ неуклонно росло, в том числе и за счет иностранных инвесторов. Доля последних стабилизировалась на уровне 18-19%. При этом данные о накопленных инвестициях свидетельствуют о более весомом вкладе иностранных инвесторов, на них приходится больше половины совокупных частных капиталовложений (см. табл. 2). Как правило, иностранные компании создают в промышленно-производственных зонах крупные предприятия, ориентированные - на производство продукции для внутреннего российского рынка. Что касается ПИИ в технико-внедренческих зонах, то такие проекты есть, но они не типичны для РФ и в основном представлены несколькими крупными компаниями, также нацеленными на масштабный внутренний рынок [7, р. 126]. В туристических и портовых зонах значимых частных инвестиций не прослеживается.

Таблица 2

Показатели деятельности иностранных компаний в российских ОЭЗ (конец года, нарастающим итогом)

2012 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество компаний-резидентов 246 525 656 707 796

Количество иностранных компаний 38 95 125 131 146

Доля иностранных компаний (%) 15,5 18,1 19 18,5 18,3

Накопленные инвестиции (млрд руб.) н.д. 220 291 369 448

Иностранные инвестиции (млрд руб.) н.д. 138 175 191 244

Доля иностранных инвестиций (%) н.д. 63 60 51,8 54,5

Источник: рассчитано авторами по: данные Ассоциации кластеров и технопарков России. www.akitrf.ru (дата обращения: 20.02.2021).

Увеличение числа ОЭЗ сопровождалось ростом (начиная с 2012 г.) их выручки, а также количества созданных рабочих мест. Производительность труда, за исключением кризисного 2015 г., была в анклавах выше, чем по экономике в целом. Более выигрышно, чем в целом по РФ, выглядит и география поступающих в ОЭЗ инвестиций [2, с. 305]. В рейтинге крупнейших стран-инвесторов (Нидерланды, Кипр, США, Германия, Турция, Швейцария, Япония, Бельгия, Дания, Италия) представлены преимущественно государства, осуществляющие реальные капиталовложения. Исключение составляет Кипр - льготная налоговая юрисдикция, через которую циркулирует российский капитал [7, р. 126].

Согласно оценкам Минэкономики и Ассоциации кластеров и технопарков (АКИТ), наиболее привлекательными для инвесторов (в 2020 г.) оказались старые промышленные зоны «Алабуга» (Татарстан) и «Липецк», а также ОЭЗ «Тольятти», после включения ее в границы городского округа, дающего преимущества ТОРа в моногородах. Среди технико-внедренческих зон традиционно лидирует по количеству инвесторов с иностранным капиталом ОЭЗ «Дубна», вслед за которой идут технополисы «Москва» и «Санкт-Петербург». На эти зоны приходится около 2/3 всех совокупных инвестиций. В этих же зонах размер средств, вложенных резидентами, как правило, превышал объем бюджетных инвестиций11.

Неэффективность использования бюджетных средств - основная претензия к ОЭЗ со стороны Счетной палаты (СП). После критического доклада СП (2016 г.) были ликвидированы 8 неэффективно функционирующих ОЭЗ и введен временный (до 2018 г.) мораторий на создание новых экономических зон. Полномочия по управлению ОЭЗ были переданы от Минэкономразвития России органам исполнительной власти субъектов РФ, на региональный уровень перераспределяется и финансирование инфраструктурного развития вновь создаваемых зон. В планах правительства РФ - уменьшить количество типов ОЭЗ за счет объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, ввести более четкие критерии отбора инвестиционных проектов.

При создании ТОР предполагалось, что они составят конкуренцию ОЭЗ как институт привлечения иностранных инвестиций. Формально условия ведения бизнеса в ТОРах выгоднее, чем в ОЭЗ: нулевая ставка налога на прибыль, на землю и имущество в течение первых пяти лет; срок существования территории в полтора раза дольше и может быть продлен; более простая процедура создания и управления; льготы по социальному налогу и др. Но для многих региональных руководителей более предпочтительной формой оказались особые экономические зоны, о чем свидетельствует стремительный рост заявок на их создание после снятия моратория. Причина в том, что деятельность ТОР более регламентирована, а нормативно-правовая база на порядок больше, чем у ОЭЗ [9, с. 385].

Для потенциальных иностранных инвесторов дополнительным и существенным недостатком ТОРов является отсутствие таможенных преференций, а при осуществлении проектов на Дальнем Востоке ограничителями называются слаборазвитая транспортная и социальная инфраструктура и проблемы с привлечением рабочей силы. В отличие от ОЭЗ ТОРы учреждаются по результатам соглашения

11 www.akitrf.ru/oez/analiticheskie-materialy (дата обращения: 15.02.2021).

между конкретным крупным инвестором и уполномоченным органом власти и объективно в большей степени ориентированы на отечественные капиталовложения. Доля иностранного капитала в них существенно ниже, чем в ОЭЗ, и составляет, по разным оценкам, 20% [10].

Резидентом (САР) на острове Русский в Приморском крае или на острове Октябрьский в Калининградской области может стать исключительно иностранная компания. В зависимости от типа международной компании резидентам предоставляются различные налоговые льготы и приоритет международного права до 2029 г. Специальные районы, которые называют «российскими офшорами», были созданы в 2018 г. в ответ на санкции со стороны иностранных государств. В них могут зарегистрироваться как компании, в отношении которых были введены «меры ограничительного характера», так и те, кто не пострадал от санкций и собирается воспользоваться налоговой оптимизацией. Условием переезда в САР является инвестирование как минимум 50 млн руб. в течение 6 месяцев. В начале 2021 г. насчитывалось 40 резидентов на острове Октябрьский (по данным Корпорации развития Калининградской области они инвестировали 50,2 млрд руб. [11]) и 2 - на острове Русский.

Следует отметить, что из всех типов особых территорий максимальное количество накопленных иностранных капиталовложений сосредоточено в ОЭЗ и составляет 3,4 млрд долл. (ноябрь 2020 г.) [6, с. 19]. Около 1,4 млрд долл., было вложено к концу 2019 г. в ТОРы и свободный порт Владивосток [10], еще 0,5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций накоплено в Калининградской области (объем ПИИ в Магаданской области и Крыму с Севастополем статистически крайне мал) [12]. В итоге, примерный совокупный объем накопленных ПИИ в российских преференциальных территориях составляет 5,3 млрд долл., или чуть больше 9% от всех вложенных в РФ зарубежных прямых инвестиций [12]. Этот показатель возрастает до 16%, если из суммарного объема ПИИ в российской экономике вычесть инвестиции в добывающую промышленность и финансовый сектор. На данные виды деятельности не распространяется законодательство о преференциальных территориях.

Таким образом, несмотря на то что иностранные инвесторы играют существенную роль в отдельных проектах на территориях особых экономических зон, их общий вклад в привлечение ПИИ остается весьма скромным. Отчасти такая ситуация объясняется тем, что исторически для иностранного капитала в России более привлекательным был добывающий сектор экономики, в то время как особые зоны создавались с расчетом на развитие производств с высокой добавленной стоимостью. Существует также мнение, что официальная статистика не дает полной картины иностранных инвестиций в РФ и их реальный

объем выше [13, с. 14]. Многие типы преференциальных режимов действуют всего несколько лет (ТОР, Свободный порт Владивосток, САР), и давать им оценку с точки зрения их инвестиционной привлекательности пока преждевременно.

Несмотря на предпринятые меры по усовершенствованию режима всех типов особых зон, система поддержки инвестора остается крайне сложной и запутанной. Достаточно отметить, что льготы различаются не только по перечисленным выше типам зон, но и внутри групп. Каждая из 38 ОЭЗ имеет свой индивидуальный набор преференций, а на территории Калининградской области действует одновременно режим особой зоны, свободной таможенной зоны, ТОР в моногороде Янтарный и САР на острове Октябрьский. В свою очередь сами особые зоны в широком смысле - это один из многих преференциальных режимов. Складывается парадоксальная ситуация, когда, по признанию заместителя главы Минэкономики В. Живулина, начинают конкурировать не резиденты между собой за возможность оказаться на той или иной площадке и работать в том или ином регионе, районе, территории, а сами режимы, что приводит к тому, что имеющиеся льготы становятся еще более обширными [14].

В целом особые экономические зоны как в мировой, так и в российской экономике следует рассматривать в качестве важного, но дополнительного инструмента притока инвестиций и повышения эффективности их использования. В изменяющейся глобальной экономике они должны обладать достаточной гибкостью и потенциалом инновационного развития. Проблема России заключается в том, что на фоне низких темпов роста экономики, неблагоприятного инвестиционного климата и повышенных геополитических рисков привлекать как российский, так и иностранный капитал в экономику в целом становится все сложнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Investment Report 2019 - Special Economic Zones. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2019.

2. Калотай К. Особые экономические зоны и стимулирование инвестиций: международный опыт // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 218. 2019. № 4. С. 297-306.

3. Кравченко Ю.Б. Особые экономические зоны в развитии мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 1. С. 93-103.

4. Головнин М.Ю., Никитина С.А. Сценарии развития мировой экономики в кратко-и среднесрочной перспективе // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 30-40.

5. Liuhto K. Special economic zones in Russia - What do the zones offer for foreign firms? // Electronic Publications of Pan-European Institute, 2009. №2.

6. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020. Вып. 4 // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. М.: АКИТ РФ, 2020.

7. Kuznetsov A. and Kuznetsova O. Russian SEZs: from failed projects to successful industrial sites // Transional Corporations. 2019. Vol. 26. P. 117-140.

8. Козлов Л. Влияние международной политики на привлечение иностранных инвестиций в ОЭЗ // Россия и АТР. 2018. № 3 (101). С. 16-30.

9. Виленский А.В. Особые экономические зоны России: разворот к регионам // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. Вып. 8A. С. 381-387.

10. Едовина Т. ТОР подтянули инвесторов. www.kommersant.ru/doc/4096470 (дата обращения: 17.01.2021).

11. Корпорация развития Калининградской области. www.kgd-rdc.ru (дата обращения: 14.03.2021).

12. Банк России. Статистика внешнего сектора. www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (дата обращения: 25.02.2021).

13. Оптимизация инвестиционных связей современной России / Под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИМЭМО РАН, 2016.

14. Восточный экономический форум. forumvostok.ru/outcomes-of-the-eef-2019 (дата обращения: 11.03.2021).

REFERENCES

1. World Investment Report 2019 - Special Economic Zones. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2019.

2. Kalotay K. Special Economic Zones and Investment Promotion: International Experience // Nauchnyje Trudy Voljnogo Economicheskogo obshchestva Rossii. Vol. 218. 2019. No. 4. Pp. 297-306. (In Russ.).

3. Kravchenko Y. Special Economic Zones in the World Economy Development // Rossijskij Vneshneeconomicheskij Vestnik. 2020. No. 1. P. 93-103. (In Russ.).

4. Golovnin M., Nikitina S. Scenarios for the Development of the Global Economy in the Short and Medium Term //Vestnik Instituta Ekonomiky Rossijskoj Akademii Nauk. 2020. No. 6. Pp. 30-40. (In Russ.).

5. Liuhto, K. Special Economic Zones in Russia -What do the Zones Offer for Foreign Firms?//Electronic Publications of Pan-European Institute. 2009. No. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Business Navigator for Special Economic Zones of Russia. 2010. Issue 4 // Association for the Development of Clusters and Technoparks of Russia. M.: AKIT RF, 2020.

(In Russ.).

7. Kuznetsov A. and Kuznetsova O. Russian SEZs: from Failed Projects to Successful Industrial Sites //Transional Corporations. Volume 26. 2019. Pp. 117-140.

8. Kozlov L. Impact of International Politics on Attracting Foreign Investment in the SEZ // Rossija I ATR. 2018. No 3 (101). Pp. 16-30. (In Russ.).

9. Vilensky A. Special Economic Zones of Russia: a Turn towards the Regions //Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2020. Vol. 10, Is. 8A. Pp. 381-387. (In Russ.).

10. Jedovina T. TOP Pulled up Investors. www.kommersant.ru/doc/4096470 (accessed: 17.01.2021). (In Russ.).

11. Corporation for the Development of the Kaliningrad Region. www.kgd-rtc.ru (accessed: 14.03.2021). (In Russ.).

12. Bank of Russia. External Sector Statistics. www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (accessed: 25.02.2021). (In Russ.).

13. Optimization of Investment Ties in Modern Russia / Ed. by A.V. Kuznetsov. M.: IMEMO RAS, 2016. P. 120. (In Russ.).

14. Eastern Economic Forum. forumvostok.ru/outcomes-of-the-eef-2019 (accessed: 11.03.2021). (In Russ.).

ABOUT THE AUTHOR

Kvashnina Irina Anatolyevna - Candidate of Economic Sciences, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia irina.kvashnina@gmail.com

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A TOOL TO ATTRACT FOREIGN INVESTMENTS The article examines the problems and prospects for the development of special economic zones as a tool for attracting foreign investments in the light of changes in the global economy, including the influence of the COVID-19 pandemic. It is noted that a complex system of a large number of special economic zones with different preferential regimes has developed in Russia. Despite the fact that foreign investors play a significant role in some projects in the territories of special economic zones, their overall contribution to attracting FDI remains very modest. It is concluded that both in the world and in the Russian economy SEZs should be considered as an important, but additional mechanism for investments inflow and increasing their efficiency.

Keywords: special economic zones, foreign investments, preferential regimes. JEL: F21, F34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.