Расстояние Скорость Время
9 км/ч ?
10 км/ч ?
180 км 12 км/ч ?
20 км/ч ?
30 км/ч ?
V км/ч ?
Задание: Заполните таблицу зависимости времени от скорости движения и запишите формулу зависимости времени t от скорости движения V.
Вывод: При постоянном значении расстояния, чем больше скорость, тем меньше время. Это зависимость
- обратная пропорциональность t = 180 : V.
Выводы. На основе изучения и теоретического анализа психолого-педагогической, математической и научно-методической литературы по пропедевтике понятия функции выявлены основные темы начального курса математики, которые составляют содержание функциональной пропедевтики в начальных классах. Анализ состояния сформированности функциональных представлений у младших школьников показал, что с ними школьников знакомят на уроках не систематически, порою стихийно, что не способствует их развитию в должной мере, хотя для этого потенциальные возможности в рамках действующих программ и учебников заложены. Наконец, предлагаем совокупность задач с пропорциональными величинами с методикой обучения их решению учащихся, способствующих пропедевтике у них представлений о функциях и подтвердивших свою эффективность на практике. Литература:
1. Аммосова Н.В. Понятие функциональной зависимости в начальной школе // Начальная школа. - 2001.
- № 5, - С. 109-112.
2. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М., Нурмагомедов Д.М. Дивергентные задачи как средство преодоления туннельного мышления у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 158-160.
3. Михеева A.A. Функциональная пропедевтика в курсе математики начальной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. Орел, 1997. - 17 с.
4. Назарова И.Н. Ознакомление с функциональной зависимостью при обучении решению задач // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 42-44.
5. Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г., Магомедов Н.Г. Реализация преемственности в формировании пространственных представлений у учащихся I-VI классов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 227-230.
Педагогика
УДК 376
доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна
Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); учитель-логопед Суханова Валентина Андреевна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (г. Москва)
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОБ ОБРАЗЕ «Я» ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности представлений об образе «Я» человека у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) средствами портретной живописи, которые формируются в дополнительном образовании. Представлен диагностический инструментарий выявления особенностей представлений об образе «Я» человека у старших дошкольников с ТНР средствами портретной живописи (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).
Ключевые слова: образ «Я» человека, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, портретная живопись.
Annotation. This article discusses the features of representations of a person's image of "I" of senior preschoolers with severe speech disorders (TNR) by means of portraiture, which are formed in additional education. A diagnostic toolkit is presented for identifying the features of representations of a person's image of "I" of senior preschoolers with TNR by means of portraiture (methodology, evaluation criteria, tiered qualitative characteristics).
Keywords: a person's image of "I", preschoolers with severe speech disorders, portraiture.
Введение. Сегодня развитие и воспитание личности понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни, а образование обеспечивает эти условия для самосознания своего образа [1, 9]. Решение этой проблемы осуществляется в общем, инклюзивном и дополнительном образовании, где создаются условия гармонического развития человека, движение личности к своему образу «Я» [2, 4, 7, 8]. Эти процессы особо значимы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых есть дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), поскольку социализация предполагает формирование такого ребенка как субъекта культуры еще на ранних возрастных этапах.
Сегодня дополнительное образование художественной направленности признается одной из значимых сфер образования, где на основе использования искусства в процессе совместной художественно-творческой деятельности осуществляется удовлетворение особых социокультурных потребностей нормально
развивающегося ребенка и ребенка с ТНР [3, 4, 6]. Среди многочисленных видов и жанров искусства направлением, отражающим мир социальных отношений, мир внутреннего «Я» человека, является портретная живопись. Создавая образ человека, художники всегда искали путь к раскрытию души личности, ее неповторимости. Одной из задач развития личности ребенка с ТНР в условиях дополнительного образования является формирование у такого ребенка представления об образе человека, физического, социального, эмоционально-когнитивного «Я» личности, которая может реализоваться через знакомство с портретной живописью [3].
Портретная живопись сегодня в научном и практическом пространстве общей педагогики и психологии (Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Л.В. Грабовская и др.), специальной психологии (Е.А. Медведева) в вопросах изучения образа «Я» личности детьми с ОВЗ представлена недостаточно [2, 5]. Это в свою очередь явилось причиной выбора портретной живописи в качестве жанра живописи для данного исследования по формированию образа «Я» человека дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Изложение основного материала статьи. Проведенное нами исследование направленно на изучение особенностей представлений об образе «Я» человека детей с ТНР с помощью портретной живописи. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2018 по 2020 гг. на базе УК «Никольский» ГБОУ г. Москвы «Школа в Капотне».
В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей. Из них 10 дошкольников с ТНР и 10 с нормативным развитием (НР). Диагноз детям с ТНР был подтвержден на ЦПМПК г. Москвы.
Исследование направлено на подтверждение гипотезы о том, что общая психическая незрелость дошкольников с ТНР обусловливает особенности представления об образе «Я» человека детей данной категории, которые характеризуются размытостью, низкой степенью дифференцированности внешних, социальных, эмоционально-поведенческих характеристик. Содержание диагностического инструментария основано на литературном и иллюстративном материале, включенном в адаптированную общеобразовательную программу для дошкольников с ТНР.
Констатирующий эксперимент включал в себя задания на выявление особенностей представлений об образе «Я» человека, которые определялись в беседе и анализе живописных произведений. Нами были подобраны методики, апробированные в педагогике и психологии, в том числе в специальной психологии, направленных на изучение образа «Я» средствами художественной деятельности (Л.В. Грабовская, Е.А. Медведева, А.С. Павлова, А.И. Савенков и др.).
В качестве иллюстративного материала были использованы отдельные репродукции картин известных художников (И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, И.Э. Грабаря, Б.М. Кустодиева, И.Е. Репина и др.), представленные в научно-наглядном пособии Т.Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве», М., 1999, рекомендованном МО РФ. Все методики были адаптированы нами для детей изучаемых возрастных групп с ОВЗ.
Для объективизации оценки были введены количественные показатели. Анализ проводился по трехбалльной системе: 3 балла (самостоятельное выполнение заданий); 2 балла (выполнение с помощью взрослого); 1 балл (не выполняет с помощью). На основании суммы баллов, полученных в результате выполнения всех заданий, определялся уровень представлений ребенка об образе «Я» человека. Качественный анализ определялся степенью представления о внешнем облике образа портрета, физическом, социальном месте образа, эмоциональном «Я», настроении, качеств характера, в также умением соотносить образ портрета со своим собственным «Я» образом. Для статистической обработки результатов данных констатирующего эксперимента использовалась методика Манна-Уитни, с помощью которой определялась статистическая значимость различий в уровне исследуемого признака у детей нормы и с нарушением речи по всем предлагаемым заданиям. Степень выраженности различий представляется в диаграммах Обработка статистических результатов проводилась с помощью компьютерной программы (статистический пакет SPSSforWindows).
Количественный и качественный анализ заданий показал, что статистический анализ обнаружил (по методике Манна-Уитни) достоверные различия на высоком уровне значимости по рассматриваемым признакам ф = 0,01). Количественные данные показали неоднородность представлений ребенка об образе «Я» человека дошкольников с ТНР и их сверстников с нормативным развитием, что позволило дифференцировать их на три уровня (высокий, средний, низкий) в каждом из заданий.
Задание 1. «Кто рисует картины? И что такое живопись?».
Цель. Определить знания детей о профессии художника, орудиях его труда и продукте деятельности, знания детей о таком виде искусства как живопись, средствах выразительности в живописи (цвет, форма, композиция).
Инструкция. Детям задавались вопросы. Как называется профессия, в которой занимаются изобразительной деятельностью? Какие предметы нужны художнику, чтобы рисовать? Чем рисует художник? На чем рисует художник? Что рисует художник? Как называется произведение художника, его продукт деятельности? Что такое живопись? Как и чем художник передает в картине содержание, настроение, расстояние (далеко, близко), разное время года, разное время дня, настроение.
Стимульный материал. Картины: И.И. Левитан «Золотая осень», И.К. Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1894 году», И.Э. Грабарь «Утренний чай».
Качественный анализ определяется степенью представления о живописи как виде искусства, художнике как профессии и его орудиях труда (кисточки, карандаши, краски, бумага, холст), продукте деятельности (картины, иллюстрации книг и др.), средствах выразительности (цвет, форма).
Высокий уровень наблюдалась у 50% детей нормы и 0% детей с ТНР, проявился в понимании и самостоятельном адекватном представлении о живописи как виде искусства, профессии художника и его орудиях труда (кисточки, карандаши, краски, бумага, холст). Средний уровень присутствовал у 50% детей нормы и 40% детей с ТНР и проявился в некоторых трудностях и помощи взрослого в обозначении живописи как виде искусства, профессии художника и его инструментах труда. Низкий уровень показали 60% детей с ТНР, которые не могли даже с помощью адекватно ответить на задаваемые вопросы.
Задание 2. «Что такое портретная живопись? Расскажи о том, кто изображен на портрете?».
Цель. Определить знания детей о портретной живописи, отражающей образ «Я» человека (мужской, женский портрет).
Стимульный материал: Ф.С. Сычков «Плясунья Соня», И.Е. Репин «Портрет писателя Льва Толстого, 1887 г.», И.Э. Грабарь «Яблоки», И.И. Левитан «Березовая роща».
Инструкция. Ребенку предлагалось рассмотреть картины разных жанров, среди которых предлагается взрослый потрет, и ответить на вопросы. «Посмотри на картины и найди те, которые относятся, по твоему мнению, к портретной живописи. Что изображается в портретной живописи? Кто изображен на картине? Расскажи о мужчине (женщине), который (которая) изображен (а) на портрете? Какого он (она) возраста, кем может быть по профессии? Какие у него (нее) волосы, глаза, руки? Какое настроение и черты характера этого человека изобразил художник? Что особенного в его (ее) одежде?».
Качественный анализ. Определяется степенью представления о портретной живописи, умением отделять портрет от других жанров, давать характеристику образа, изображенного на картине.
Высокий уровень наблюдался у 40% детей нормы и 0% детей с ТНР, проявился в понимании и самостоятельном адекватном представлении о живописи как виде искусства, профессии художника и его орудиях труда (кисточки, карандаши, краски, бумага, холст). Средний уровень присутствовал у 50% детей нормы и 20% детей с ТНР, проявился в некоторых трудностях и помощи взрослого в обозначении живописи как вида искусства, профессии художника и его инструментах труда. Низкий уровень наблюдался у 10% детей нормы и 80% с ТНР, которые не могли даже с помощью адекватно ответить на задаваемые вопросы.
Задание 3. « Диалог с образом портрета».
Цель. Определить возможность осознания себя через сравнение с портретом другого, выстраивать внутренний воображаемый диалог с собой через взрослый портрет.
Стимульный материал: П.З. Захаров «Портрет А.П. Ермолова, 1843 г.», Ф.С. Сычков «Девушка в синем платке», Б.М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой».
Инструкция. Ребенку предлагалось рассмотреть потрет, ответить на вопросы, дать характеристику образу портрета и рассказать о себе через сравнение с данным образом. «Если бы женщина (мужчина) на портрете могли с тобой говорить, то чтобы они могли рассказать о себе?». Что ты мог рассказать о себе образу, изображенному на портрете?
Высокий уровень представления наблюдался у 40% детей нормы и 0% детей с ТНР, проявился в понимании и самостоятельном адекватном представлении о портретной живописи, умении выделять лицо, мимику, руки, позу, понимать внутреннее состояние, настроение человека (мужчины, женщины), изображенного образа портрета, давать его социальную характеристику. Средний уровень наблюдался у 50% детей нормы и 20% детей с ТНР, проявился в размытом представлении о портретной живописи, выделении только с помощью взрослого внешних характеристик образов (мужчины, женщины), неумении дать характеристику социального и эмоционального «Я» образа портрета. Низкий уровень наблюдался у 10% детей нормы и 80% детей с ТНР, характеризовался неумением отличить портретную живопись как жанра живописи даже с помощью взрослого и дать характеристику портретов, вступить в воображаемый диалог с образом портрета.
Выводы. Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать выводы:
1. Составленная диагностическая программа для определения особенностей представлений ребенка об образе «Я» человека старших дошкольников с нарушением речи и нормальным развитием оказалась информативной.
2. При анализе количественных и качественных показателей была выявлена размытость, недифференцированность представлений об образе «Я» человека старших дошкольников с ТНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками по всем рассматриваемым признакам.
3. Полученные данные показали различия в представлениях об образе «Я» человека, проявляющихся в «Я» физическом, социальном и эмоционально-когнитивном, преобладанием у детей с ТНР среднего и низкого уровня их развития.
4. Сравнение фактических данных позволило получить качественные характеристики представлений об образе «Я» человека ребенка с ТНР дошкольного возраста.
Анализ экспериментальных данных показал незрелость представлений об образе «Я» человека старших дошкольников с ТНР и подтвердил гипотезу о наличии их особенностей и необходимости развития данных представлений в условиях целенаправленной коррекционной работы в образовательном пространстве дополнительного образования.
Литература:
1. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 2003.
2. Медведева Е.А. Изучение особенностей самосознания как социокультурного компонента личности детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами искусства // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4 (34). С. 109-117.
3. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства: монография. Ч. 1. М.: Перо, 2015. 170 с.
4. Медведева Е.А., Павлова А.С. Формирование личности младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественного направления: монография. М.: Издательство «Перо», 2018. - 160 с.
5. Медведева Е.А., Павлова А.С. К вопросу о диагностике компонентов личности детей 7-8 лет с задержкой психического развития посредством художественной деятельности // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 55-6. - С. 220-228.
6. Медведева Е.А., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Инклюзивное художественно-развивающее пространство дополнительного образования как путь социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: МГПУ, 2018. - 92 с.
7. Павлова А.С. Изучение особенностей самосознания как социокультурного компонента личности детей 7-8 лет с ограниченными возможностями здоровья в художественной деятельности // Специальное образование: научно-методический журнал. - Екатеринбург, 2015. №1 (37). - С. 42-48.
8. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.
9. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983.