Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ХМАО-ЮГРЕ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ХМАО-ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛИСТЫ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернопятов А.М., Юн М.А.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России позволяет открывать новые рабочие места и тем самым задействовать большое количество свободных специалистов. Такой подход благополучно сказывается в последующем на социально-экономическом положении страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE BUSINESS ENVIRONMENT IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT-YUGRA

The development of small and medium enterprises in Russia can open up new jobs and thus to involve a large number of specialists. This approach successfully in a subsequent impact on the socio-economic situation of the country.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ХМАО-ЮГРЕ»

5.Чсрнопятов A.M. К вопросу о частной собственности в России как фактора влияния на развитие предпринимательства Транспортное дело России,- 2010.-№10(83).-С.132-133.

б.Чсрнопятов. A.M. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/А.М. Чернопятов.-М.: Издательство "11алеотип". 2014.-100с.

7. Чернопятов A.M. Трансформация предпринимательства как развитие институциональных условий хозяйствования/,Транспортное дело России. 2010. №8(81) с.63-69.

8.Чернопятов A.M. Маркетинг: учебник/А.М. Чернопятов -V Издательство "Палеотип". 2015.-348с.

9.A.M.Chernopyatov. The main directions and mechanism- ш improve the institutional environment of Russian entrepreneurs!- r Raleign, North Carolina. USA: Lulu Press. 2015.79p.

10. Чернопятов A.M. Анализ места предприятия в хозяйственной системе//Транспортное дело России - 2013.-№2(105).-С.4О-;

11.Чернопятов A.M.. Воронова В.Ф. Инвестиционная полит на в России на современном этапе//Транспортное дело России,- 20 ;: №2(105).-С.42.

УДК 334.71

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ХМАО-ЮГРЕ

Ч ер пои и 1ов A.M., к.э.н., доцент, доцент ка(|)едры Теории и практики управления. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский

государственный педагогический университет» Юн М.А., магистрант, магистерской программы «Менеджмент», ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогичс ■

университет»

Развитие малого и среднего предпринимательства в России позволяет открывать новые рабочие места и тем самым задейстл -вить большое количество свободных специалистов. Такой подхш) благополучно сказывается в последующем на социально-экошыическат положении страны.

Ключевые слова: предпринимательство, специалисты, экономика, социальный, благосостояние.

DEVELOPMENT OF THE BUSINESS ENVIRONMENT IN THE KHANTY-MANSIYSK

AUTONOMOUS DISTRICT-YUGRA

Chernopyatov A.. Ph.D.. associate Professor of the Theory and practice of management chair. SEIHPE KhMAD-iiigra «Surgut Slate

Pedagogical University»

Yoon \1„ the post-graduate student. Management master program, SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

The development of small and medium enterprises in Russia can open up new jobs and thus to involve a huge number of specialists. Гг. approach successfully in a subsequent impact on the socio-economic situation of the country.

Keywords: business, experts, economy, social, welfare.

Как показывает опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. "Цель государства -максимизировать перманентный повышательный тренд, направленный на повышение благосостояния населения и эффективность экономики сграны"[3]. Малое и среднее предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства. Малые и средние предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь па территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. формировать органы поддержки малых и средних предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. "Предпринимательство является основным движителем, развития общества любого государства, причем независимо от форм собственности"[4]. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства. "В основе стратегии и политики развития конкурентоспособности экономики России должна лежать - государственная стратегия экономической безопасности как цементирующего и монолитного фундамента экономической безопасности страны для реализации ее конкурентных преимущсств"[2]. При этом "Решение стратегических задач предполагает вливание большого объема инвестишш"[5].

Одной из новых форм поддержки малого предпринимательства в Югре стали «налоговые каникулы», которые вступили в силу в 2015 году. Налоговые каникулы »то полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые каникулы определяются для отдельных форм собственности, видов деятельности, систем налогообложения.

Двухлетние налоговые «каникулы» для впервые зарегистрированных предприятий малого бизнеса - одно из предложений, включенных Уполномоченным при Президенте Российской Фе-

дерации Борисом Титовым в доклад, представленный Владимир Путину в 2013 году.

Освобождение малого бизнеса от налоговых платежей в пер?«: голы деятельности - дальновидная политика, позволяющая удов.1г--ворнть интересы, как бизнеса, так и государства: предпринимай -» получат необходимую экономическую фору, освоятся в новой cpt2î укрепят позиции, что позволит им в последующем надлежаипв образом исполнять финансовые обязательства перед государстве««. "Налоги оказывают многоплановое влияние на" [7| деятельность предпринимательской среды. Стабильность государства в налогов,» политике 1алог эффективного развития предпринимательства

Следует признать, что экономическая политика руководств автономного округа всегда отличалась благожелательностью ne отношению к субъектам предпринимательства. Не стало исключением и налоговое направление, в котором субъектам Федерашв предоставлено право на создание дополнительных налогов;.! стимулов. Учитывая особенности современной экономической ситуации, результатом оказания поддержки региональным предпринимателям. осуществляющим деятельность в производствен^ социальной и научной сферах, станет увеличение количества субъектов предпринимательства, рабочих мест, развитие производстве, науки и социально-ориентированного бизнеса, укрепление доверю к органам власти, и. как следствие улучшение экономического ■ инвестиционного климата автономного округа.

Закон сбалансирован по всем направлениям, документом установлена нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрирован huí индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощетг-ю или патентную систему налогообложения сроком на 2 года >■ . лимитом не более 50 человек.

Налоговые каникулы также имеют и отрицательные сторона ограниченность сфер деятельности, ограниченность форм собстве;-ности. Процент индивидуальных предпринимателей, занятых > научной, производственной и социальной сферах очень мал.

В своей основной части большая часть предпринимателе! предпочитает пользоваться региональными программами ннве-стнрования. Поскольку на местах больше владеют информацией

о состоянии и проблемах отрасли. Потому инвестиционные программы корректируются исходя из реального положения дел на территории, с учетом потребности в развитии того или иного направления.'Тосуларственная инвестиционная политика должна быть направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом"[8].

Одним из органов реализации инвестиционной политики ХМАО-Югры является Фонд поддержки предпринимательства Югры. 11а современном папе "главной проблемой, с которой сталкиваются инвесторы на российском рынке -это его высокая волатпльность"[6]. Па данный момент у Фонда существует несколько филиалов. Основным направлением деятельности Фонда поддержки предпринимательства Югры является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками, лизинговыми компаниями (Программа «Гарантия»).

11о трехстороннему соглашению проводится тщательная работа по содействию в написании бизнес-планов и открытию собственного дела. Итогом работы стало создание 104 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 62 - молодежное предпринимательство.

Фондом поддержки предпринимательства Югры проводятся бесплатные образовательные мероприятия, а также проводится компенсация части затрат для СМСП по участию их сотрудников в образовательных мероприятиях.

Фондом поддержки предпринимательства Югры с целью мониторинга деятельности субъектов малого и среднего бизнеса проведено анонимное анкетирование более 1000 предпринимателей. Исследование проводилось в следующих городах и районах округа: г. Сургут и Сургутский район, г. I 1нжневартовск и Нижневартовский район, г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район, Белояр-ский район, г. Нефтеюганск и Нефтеюганский район, г. Пыть-Ях. г. Югорск, г. Советский, г. Покачи, г. Когалым, г. Урай, г. Нягань, г. Мегион. г. Радужный.

По сферам деятельности респонденты распределились следующим образом: торговля - 43,9 %; услуги 38,3%: производство 8.3%: строительство - 8,1 %: иное - 1,4% (указывались сельское хозяйство и транспорт).

В соответствии с критерием «Стаж предпринимательской деятельности» предприниматели распределились следующим образом: до 1 года 19,4 %,: от I года до 3 лет - 23,6%: более 3 лет - 57.0%.

По числу работающих на предприятии малого бизнеса сотрудников. ответы распределились следующим образом: до 15 человек 73.8%; 16-50 человек - 18.3%: 51-100 человек 6.7%; 101-250 человек - 1,2%.

В соответствии с критериями ст. 4. Федерального закона 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» удельный вес составляет: микропредпрпятия 73,8%; малые предприятия - 25,0%; средние предприятия 1,2%.

Таким образом, на долю мнкропредприятнй. приходится почти 5 всех опрошенных, малые предприятия составляют 25% и чуть более 1% приходится на долю средних.

Более 80% предпринимателей отмечали основной проблемой недостаток оборотных средств (495 ответов), уменьшение спроса на производимый продукт, услугу (432 ответа), сложности в получении кредита отметили в 349 ответах. На четвертом месте - ужесточение банками условий получения кредита (257 ответов), а также сокращение сроков расчетов с поставщиками - 241 ответ.

Потребность в привлечении заемных средств и инвестиций высказали 8 опрошенных предпринимателей, примерно половина опрошенных хотела бы привлечь денежные средства на срок до 3 лет в сумме до I млн.рублей: сумма до 3 млн.рублей интересует 208 опрошенных, свыше 3 млн.рублей - 169 предпринимателей. 253 опрошенных предпринимателя не имеют потребности в заемных средствах.

При этом большинство опрошенных назвали в качестве максимально возможной процентную ставку не выше 10-15% (722 ответа), не более 15-20%-еще 125 респондентов.

На вопрос «Как изменилось количество работников на Вашем предприятии за последние 3 месяца» были получены следующие ответы: не изменилось 402 ответа; увеличилось - 499 человек; уменьшилось - 941 человека.

Таким образом, можно отметить уменьшение количества рабо-

тающих на малых и средних предприятиях, из числа опрошенных, на 442 человека.

Тем не менее, на вопрос «Планируете ли Вы увеличение количества персонала» предприниматели отмстили потребность в количестве 568 человек и готовы увеличивать численность своих сотрудников. В то же время большинство опрошенных, в увеличении количества персонала не нуждаются.

Достаточно большое количество предпринимателей (913 ответов) на вопрос «Планируете ли Вы сокращение персонала в ближайшее время» ответило отрицательно, предполагая оставить количество сотрудников на прежнем уровне, однако те. кто ответили утвердительно, указали на увольнение 244 человек.

Из вышесказанного следует, что в ситуации с занятостью на малых и средних предприятиях намечаются негативные изменения, несмотря на то. что идет вполне естественный процесс высвобождения рабочей силы на одних предприятиях и трудоустройство па других, тем не менее, общий баланс складывается в пользу роста числа занятых в сфере малого бизнеса.

Уменьшение заработной платы своих сотрудников до 10% планируют 18,4 % опрошенных, до 30% - 3.3% опрошенных, более 30% - 0,7%опрошенных предпринимателей. Однако 77,6% предполагают оставить заработную плату персонала на прежнем уровне.

Предприниматели проявили большую заинтересованность в повышении квалификации своих сотрудников. 68% опрошенных испытывают в этом потребность.

Как и следовало ожидать - в сложившейся кризисной ситуации наибольшая потребность у предпринимателей именно в дополнительных финансовых вливаниях с целью сохранения существующих позиций предпринимателя на рынке товаров и услуг.

11а основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для развития малого бизнеса на территории ХМАО-Югры созданы благоприятные условия. В то же время, остается много барьеров для открытия собственного бизнеса. Это слабая информированность населения, сложившаяся экономическая ситуация в стране, высокие проценты по налогам и т.д.

Литература:

I. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 29.12.2015г.)

2.Чернопятов A.M. Экономическая безопасность страны в свете глобализации экономики".//Транспортное дело России. -2015.-№3( 118).С. 18-19.

З.Чсриопятов A.M. Коэволюционное обеспечение верификационных требовании для перманентного развития предпринимательской среды.//Инновации и инвестиции.-2014.-№6.-с.37-39.

4.Чернопятов A.M. Основные направления и механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства: монография/Чернопятов A.M.North Carolina, USA: Lulu Press, 2015. 79p.

5.Чсрпопятов A.M. Пути и проблемы 1РО в качестве инструментария увеличения капитализации: монография./Чернопятов A.M. Саарбрюкен, Германия - 2015. с. 102.

6.Чернопятов A.M. Инвестиции: Особенности российского рынка ценных бумаг.//Транспортное дело России. -2013.-№1(104).С.З-4.

7.Чернопятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения.//Международный научно-исследовательский журнал,- 2015.-№7(38). Часть.З.С. 109-III.

8.Юн. М.А. Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов.//Транспортное дело России. -2015.-№5.С. 103-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.