Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной отрасли народнохозяйственного комплекса'

Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной отрасли народнохозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Е. А.

Сложные и во многом для российской экономики противоречивые процессы становления рыночных отношений определили необходимость качественного осмысления новых социальных и экономических явлений. За последнее время произошли существенные изменения в условиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе и санаторно-курортной сферы. Предоставление полной свободы предпринимательству и самостоятельности в использовании собственных финансовых ресурсов, возникновение новых финансовых инструментов, создание экономических и правовых условий привлечения отечественного и иностранного капитала в корне изменили ранее действующий механизм финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной отрасли народнохозяйственного комплекса»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ОСТАПЕНКО Е.А.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Сложные и во многом для российской экономики противоречивые процессы становления рыночных отношений определили необходимость качественного осмысления новых социальных и экономических явлений. За последнее время произошли существенные изменения в условиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе и санаторно-курортной сферы. Предоставление полной свободы предпринимательству и самостоятельности в использовании собственных финансовых ресурсов, возникновение новых финансовых инструментов, создание экономических и правовых условий привлечения отечественного и иностранного капитала в корне изменили ранее действующий механизм финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Затянувшийся экономический кризис значительно увеличил степень неопределенности предпринимательской деятельности в развивающихся рыночных отношениях. В этой связи крайне важным является исследование теоретических и практических аспектов формирования благоприятной предпринимательской среды с учетом специфики социально-экономических процессов в санаторнокурортном бизнесе и наиболее полного использования потенциальных возможностей его развития.

В области санаторно-курортного бизнеса предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Предпринимательскую деятельность в сфере санаторно-курортных услуг мы определяем как деятельность, направленную на поиск и реализацию новых возможностей для разработки и освоения высокоэффективного продукта, как товара; поиск новых форм вложения капитала для улучшения санаторно-курортной среды, нахождение лучших способов обслуживания рекреантов.

Выход российских предпринимательских структур санаторно-курортного бизнеса на международный рынок, вхождение иностранного сопровождения санаторно-курортной сферы в формирование отечественного рекреационного сектора народнохозяйственного комплекса выявили множество проблем. Стало очевидно, что необходимо формирование производственной и социальной инфраструктуры курортов в условиях рыночной трансформации. Кроме того, теоретическое осмысление, возникающих в экономике санаторнокурортной сферы проблем, в свою очередь, серьезно запаздывает от неопределимо и быстротечно меняющейся санаторной практики. В результате такого отставания экономика курортного комплекса отличается определимой ограниченностью, неполнотой, отсутствием уместного представления о структуре рекреационной сферы, ее месте и роли в национальной, региональной и мировой экономике, а также в развитии предпринимательской среды в санаторно-курортном бизнесе.

Предпринимательская деятельность в сфере санаторно-курортных услуг получает особое развитие, которая может быть классифицирована по виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым формам, степени использования наемного труда и другим критериям.

Основные виды предпринимательской деятельности для санаторно-курортных организаций большинство ученых классифицируют по организационно-правовым структурам санаторно-курортных услуг. Однако многие экономисты полагают, что предпринимательство может найти свое внедрение только в малой форме. Вместе с тем в современных условиях законодательной практике получает развитие не только малое, но и среднее, и крупное предпринимательство.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, на осуществление предпринимательской деятельности имеют юридическое право хозяйствующие товарищества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, а также производственные кооперативы, и особенно важно, государственные и муниципальные

предприятия, которые занимают наибольший удельный вес в санаторно-курортном бизнесе и находятся в государственной и муниципальной собственности.

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной, при которой владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется по согласованию всех собственников.

В реестр объектов, входящих в предпринимательские структуры санаторно-курортного бизнеса, вносятся различные организационно-правовые формы и виды собственности санаторно-курортных учреждений [2].

Нельзя не отметить необходимость вмешательства государства в формирование благоприятной предпринимательской среды санаторно-курортного бизнеса. С экономической точки зрения это определено в силу следующих причин: во-первых, санаторно-курортные услуги являются социально значимыми услугами, которые население должно получать независимо от доходов. Во-вторых, санаторно-курортные услуги являются дифференцированными услугами, что возникает в силу месторасположения оздоровительных организаций, вариабельности состава и объема лечения, проводимого пациентом при одном и том же заболевании. Дифференциация данного вида услуг является их отличительной чертой, при которой санаторно-курортные предпринимательские структуры предоставляют одноименные услуги, являющимися близкими, но полностью взаимозаменяемыми, т.е. в отличие от других видов рынков, на рынке санаторно-курортных услуг продавцы могут манипулировать ценами. В-третьих, современный санаторно-курортный рынок является рынком, на котором большая часть продаж уходит государству посредством бюджетного и внебюджетного финансирования. При этом перед государственными органами возникает проблема о целесообразности приобретения той или иной путевки, т.е. покупатель (государство) пытается оценить выгоду от покупки, а затем сравнить ее с величиной издержек. В любом случае, наличие ограниченного числа крупных потребителей санаторно-курортных услуг - представителей государственных органов - не способствует обеспечению оптимального распределения ресурсов в соответствие с теми услугами, которые предполагают предпринимательские структуры санаторно-курортного бизнеса. В этой связи неизбежно порождаются привилегии, к которым относятся взяточничество, как способ обойти конкурентов за счет подкупа чиновников, осуществляющих закупки санаторно-курортных услуг и их распределение. В-четвертых, не будучи хорошо информированными, предпринимательские структуры санаторно-курортной сферы и потребители их услуг могут предпринимать действия, не отвечающие своим интересам. Современный санаторно-курортный рынок не предоставляет информацию нужного качества и объема. С другой стороны, наряду с особенностями развития российских неуправляемых рыночных отношений, как стихийная передача предприятиям от министерств и ведомств прав управлять своим имуществом, деятельностью и нести ответственность за результаты своей работы, произошла передача всего объема научной, производственной, коммерческой, правовой и прочей информации. Ранее эта информация использовалась и распространялась вышестоящими органами, а в новых условиях рыночной стихии должна изыскиваться, накапливаться и самостоятельно использоваться предприятием. В-пятых, деловая активность на любом рынке подвергается колебаниям. В основе данного экономического цикла лежат многочисленные внешние причины, например, «обвал», который имел место в отечественной санаторно-курортной системе при переходе к рыночным отношениям. Поэтому надежда, что «сработают» рыночные механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего установится равновесие, не всегда сбывается. К примеру, чем ниже загрузка здравниц, тем выше цена на услуги из-за необходимости распределять условно-постоянные затраты на меньшие объемы обслуживания, что свою очередь влечет дальнейшее уменьшение спроса.

Политика государства в регулировании социальных отношений должна заключаться в гарантирование гражданам потребление санаторно-курортных услуг в определенном количестве и определенного качества. При этом нетрудоспособным членам общества и особо нуждающимся категориям населения необходимо постоянно гарантировать бесплатную санаторно-курортную помощь, так как государство является крупным заказчиком санаторно-курортных услуг.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Важнейшим направлением в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности в санаторно-курортном бизнесе должно стать создание, поддержка и совершенствование инфраструктуры санаторно-курортного рынка, что в свою очередь существенно улучшит его функционирование.

Главным инструментом воздействия государства на предпринимательские структуры санаторно-курортного комплекса должен явиться государственный протекционизм, направленный на создание льготного режима развития санаторно-курортной системы посредством льгот налогообложения и льгот кредитования; развитие санаторно-курортных организаций; участие в реализации федеральных и региональных целевых программах развития санаторно-курортного комплекса, а также стимулирование инвестиционной деятельности. В конечном итоге государственное регулирование предпринимательской деятельности санаторно-курортной отрасли призвано создать благоприятные условия для ее развития и должно быть ориентировано на решение следующих задач: стимулирование развития курортного дела; ускорение развития социальной территории; создание единой консультационной и информационной системы курорта; усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровне.

Особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономических процессов, так как интеграция России, как страны с переходной экономикой, в мировой рынок инвестиций продолжает осуществляться медленными темпами. Между тем проблема преодоления инвестиционного кризиса остается острой. Очевидно, что доступ к накопленным в мире капитальным ресурсам может предать российской экономике необходимый импульс для выхода из состояния затянувшегося спада. Стимулирование инвестиционных активов на внутренних рынках, способствует решению структурных ключевых проблем в предпринимательской деятельности.

Прямые иностранные инвестиции, в отличие от иностранных займов и кредитов, не являются дополнительным бременем долга, а выступают как источники обновления основных производственных фондов, ресурсами капитала для вложения в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий. Кроме того, прямые иностранные инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и техническому сотрудничеству, становлению новой институциональной структуры рыночной экономики в стране, выведению производственной деятельности народного хозяйства из состояния кризиса с перспективным ростом национального благосостояния.

Для достижения устойчивой, положительной динамики притока иностранных инвестиций в Россию должна быть разработана сбалансированная, комплексная инвестиционная политика, которая бы учитывала национальный экономический интерес страны и общемировые тенденции иностранного инвестирования [3].

Среди других форм инвестирования предпринимательской деятельности можно выделить международную кооперацию производства, сопровождающиеся передачей технологий; получение зарубежных кредитов; привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания предприятий с различной долей иностранного участия; приобретение иностранного оборудования на основе лизинга. Лизинг является наиболее динамичной формой экономического сотрудничества в условиях ограниченности финансовых средств, способом повышения инвестиционной активности, способствующий обновлению основных фондов и модернизации производства на основе новейших технологий [1]. В этой связи, отечественным предпринимательским структурам целесообразно использовать лизинг для выполнения долгосрочного экспортного заказа; создания экспортного производства; формирования уставного их фонда с иностранными инвестициями при внесении зарубежным партнером дорогостоящего, технологически нового оборудования.

В соответствии с действующим законодательством лизинг может выступать важным средством инвестирования предпринимательской среды санаторно-курортной инфраструктуры, повышения уровня производства санаторно-курортных услуг, стимулирования инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами. Кроме того, в зарубежной практике лизинг часто сопровождает франчайзинг (деятельность по сбору средств, форми-

рованию различных финансовых, денежных фондов). Лизинговый договор с его поэтапными выплатами и отнесением этих сумм на себестоимость значительно облегчает франчайзи процесс приобретения оборудования, необходимого для бизнеса по договору о франчайзинге.

Договор франшизы применительно к санаторно-курортному бизнесу региона - это передача франшизополучателю прав и привилегий на сбыт санаторно-курортных услуг, охраняемых торговой маркой, либо производимых на основе технологии франшизодателя.

Поскольку наличие сырьевой базы всегда считалось одним из конкурентных преимуществ добывающих отраслей, которые в силу этого являются постоянными лидерами по притоку инвестиций, то заключение соглашений о разделе продукции и концессионных договоров - неизбежная форма инвестиционного сотрудничества.

В большинстве случаев вознаграждение фирме, участвующей в разработке ресурсов, осуществляется путем поставок добываемой продукции либо в ее первоначальном виде, либо после переработки. Как правило, фирма-поставщик оборудования и технологии для разведки и разработки природных ресурсов охотно идет на расходы и риск, которые связаны с ее участием.

В рекреационной зоне, богатой минеральными водами, лечебными грязями, концессия может быть использована для разведки и переработки уникального, сточки зрения лечебной и профилактической ценности, сырья.

Таким образом, формирование благоприятной предпринимательской среды в санаторно-курортном бизнесе возможно посредством применения различных форм инвестирования, что в свою очередь будет способствовать привлечению внутренних и внешних инвестиций в исследуемый сектор экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батчаева С.М. Лизинг как источник финансирования капитальных вложений в санаторно-курортных комплекс / С.М. Батчаева // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. № 4. С. 45-51.

2. Бинатов Ю.Г. Санаторно-курортный комплекс КМВ в рыночной экономике / Ю.Г. Бина-тов, А.В. Гладилин, С.А. Пархоменко. - Ставрополь, СевКавГТУ: Изд-во «Ставропольсер-висшкола», 2005. 238 с.

3. Рудь Н. Иностранные инвестиции на Кавминводах. Аналитический очерк - монография / Н. Рудь. - Пятигорск: издательство научной литературы «Бекский Дом», 2003. 100 с.

ШЕЛУХИНА Е.А., РЯБОВА Е.Ю.

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Анализ динамики аграрной сферы регионов Юга России выявил неустойчивый характер и недостаточную динамичность развития сельского хозяйства. Поэтому в последнее время наблюдается повышение интереса со стороны федеральных и региональных государственных органов управления к проблеме поиска выхода из сложившейся ситуации. Все усилия направлены на разработку комплекса мер способных не только повысить устойчивость развития отрасли, но и ускорить этот процесс.

Однако при наличии денежных средств у государства в настоящее время можно сказать о нерациональности их распределении. А применительно к сельскому хозяйству очень остро встает вопрос именно об эффективном их использовании.

Проблемы эффективности использовании и управления финансовыми ресурсами должны решать не только на государственном уровне, но и на микроуровне. На сегодняшний день существуют различные инновационные подходы в теории управления, принятия уп-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.