Научная статья на тему 'Влияние санаторно-курортного комплекса Кавказских минеральных вод на экономическое и социальное развитие региона'

Влияние санаторно-курортного комплекса Кавказских минеральных вод на экономическое и социальное развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Л.А.

В настоящее время значение вопросов регионального развития резко возросло в связи с необходимостью усиления территориального подхода к регулированию отраслей хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, способной обеспечить стабильное экономическое и социальное развитие региона и предотвратить создание автаркии. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования, направленного на решение социальных и экономических проблем, достаточности финансовой обеспеченности и эффективного использования региональных ресурсов. В статье рассмотрены сложившиеся закономерности размещения и территориального развития общественного производства и роль в них санаторно-курортной зоны Кавказских Минеральных Вод, стратегическое направление развития санаторно-курортного бизнеса и его влияние на экономическое и социальное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мещерякова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние санаторно-курортного комплекса Кавказских минеральных вод на экономическое и социальное развитие региона»

ВЛИЯНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Л.А. МЕЩЕРЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет

В настоящее время значение вопросов регионального развития резко возросло в связи с необходимостью усиления территориального подхода к регулированию отраслей хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, способной обеспечить стабильное экономическое и социальное развитие региона и предотвратить создание автаркии. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования, направленного на решение социальных и экономических проблем, достаточности финансовой обеспеченности и эффективного использования региональных ресурсов.

В качестве критериев для отбора исследуемых явлений либо показателей при осуществлении анализа, как правило, принимается их влияние на качество жизни и деятельность людей, развитие территории, региона как экономического субъекта. Каждой ступени развития производительных сил региона соответствуют определенные производственные отношения, направленные на достижение финансового результата, способного обеспечить качество жизни и деятельности сообщности людей, проживающих на определенной территории. Каждое последующее качественное преобразование производительных сил на основе превращения достижений науки в непосредственные производительные силы обеспечивает их трансформацию в ведущий фактор общественного производства, способного обеспечить качественное экономическое и социальное развитие региона, и рассматривается как главная составная часть социально-экономического развития региона. Академик Н. Н. Некрасов отмечал, что «региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих

формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе» 1. Поэтому, на наш взгляд, рациональное размещение и эффективное использование производительных сил является одной из основных составляющих региональной экономической и бюджетной политики, включающей вопросы финансовой обеспеченности, социальные вопросы, демографию, занятость населения региона и ряд других вопросов.

Месторасположение Ставропольского края на границе между Европой и Азией (44° — 46° с. ш.), находящегося на юге умеренного континентального пояса, определяет характер его климатической зоны. Мягкая зима и умеренно жаркое лето, длительный вегетационный период позволяют выращивать в крае многие южные сельскохозяйственные культуры, что определяет сельскохозяйственное направление экономики края, а лесные участки (около 2 % территории края) расположенные на Ставропольской возвышенности и в районе Кавказских Минеральных Вод (КМВ), являющихся уникальными рекреационными ресурсами региона, которые включают лечебно-гидроминеральные, грязевые, климатические ресурсы, позволяют рассматривать территорию края перспективной в развитии курортного и туристического бизнеса. Важным рекреационным ресурсом КМВ являются лечебные грязи озера Большой Тамбукан. По величине их запасов и объему добычи это крупнейший водоем страны, грязи которого используются не только на курортах КМВ, но и вывозятся в другие города России. Таким образом, ресурсно-климатический потенциал при его эффективном и умелом использовании имеет достаточно условий для экономического и социального развития региона.

1 Некрасов Н. Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. 2-е изд. — М.: Экономика, 1978. С. 19.

Таблица 1

Рейтинги социально-экономического развития регионов ЮФО

Регионы 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Краснодарский край 48 22 15 47 18 11 60 58

Ставропольский край 54 50 74 42 74 67 54 63

Ростовская область 19 17 18 69 55 16 50 49

Волгоградская область 35 48 47 33 64 23 69 21

Астраханская область 44 41 10 61 17 49 19 25

Алания 60 76 71 84 82 79 30 74

Адыгея 66 47 68 74 57 31 47 52

Дагестан 84 61 60 36 41 85 74 77

Ингушетия 80 79 77 82 88 83 86 86

Кабардино-Балкария 43 46 49 66 37 40 51 51

Карачаево-Черкессия 50 49 39 30 30 59 67 57

Калмыкия 83 83 87 53 70 87 77 78

Общеизвестно, что сложившийся разрыв в развитии регионов РФ затрудняет проведение единой государственной политики социально-экономического развития и формирование общенационального рынка. Проблемам нивелирования межрегиональной дифференциации на общегосударственном уровне посвящена федеральная целевая Программа «Сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002 — 2010 годы и до 2015 года» 2. По комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов РФ, проведенной согласно методике расчета (ранговый метод), предложенной в приложении № 6 к вышеназванной Программе, Ставропольский край занимает в 2005 г. 63-е место, другие субъекты РФ, входящие в ЮФО, также отнесены по рангу ниже пятого десятка (табл. 1). Данное положение подтверждает наше предположение, что для преодоления негативных тенденций в регионе необходимо учитывать всю сложность социально-экономического положения ЮФО в целом и направлять мероприятия на преодоление предкризисной ситуации полностью на весь округ.

Некоторые российские ученые (Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский), исследующие проблемы развития экономики регионов, рассматривают в определенной мере и концепции рациональности размещения производительных сил, выявляя роль отдельных агломераций в формировании территориальной структуры. Следует согласиться со специалистами, отмечающими достаточно пассивную роль регионов в данном процессе, отмечая при этом, что поскольку размещение производительных сил, определяющих экономику многих регионов, произошло достаточно давно и определяющим фактором в этом процессе было решение руководящей силы

2 Собрание законов РФ, 2001, № 43. С. 9036 - 9060.

советского периода существования государства, а не экономический и организационный выбор исполнительной власти в регионах, то их пассивная роль в процессе рационализации размещения производительных сил была отчасти уже предопределена сложившейся ситуацией. Проводя исследование, автор строил систему анализа размещения производительных сил региона исходя из принципа их рационального использования, полноты загрузки производственных мощностей, состояния основных фондов в отраслях, использования рабочей силы, уровня безработицы и ряда других факторов, позволяющих судить об уровне социально-экономического развития региона и его способности выполнять поставленную задачу — обеспечить жизнедеятельность граждан региона.

Наиболее общее представление об уровне социально-экономического развития региона дает ретроспективное рассмотрение индексов основных показателей социально-экономического положения Ставропольского края. Индексы показателей (рис. 1), рассчитанные к базисному 1995 г., показывают, что низкими по сравнению с базовым периодом остаются индексы социально-экономических показателей, характеризующих ввод в эксплуатацию жилья, пассажирооборот, платные услуги. По остальным основным показателям отмечается небольшой рост в отдельные временные отрезки, а общая картина характеризуется неравномерностью и волнообраз-ностью показателей, указывающих на нестабильную и сложную социально-экономическую характеристику региона, обусловленную различными факторами, характерными для субъектов ЮФО.

Отмечаемый рост ВРП из года в год демонстрирует приближение его к уровню 1995 г. лишь в 2001г., тогда как состояние основных фондов в экономике края, как свидетельствуют статистические данные, стабилизировались уже в 2000 г. Продукция

1999

промышленности края характеризуется незначительным, но устойчивым ростом индекса, тогда как объем продукции сельского хозяйства отражает проблемы рискованной зоны земледелия в крае, на которую влияют неблагоприятные климатические условия и, как следствие, неурожаи отдельных лет. Внешнеторговый оборот характеризует в основном превышение импорта над экспортом (2000, 2001, 2002 и 2003 гг.), что отражает недостаточное производство в крае потребительских товаров, в первую очередь отдельных продуктов питания, товаров легкой промышленности. Индекс платных услуг населению, характеризующий в первую очередь степень развития малого и среднего бизнеса в регионе, хотя и демонстрирует определенный рост в течение исследуемого периода (рис. 2), однако по-прежнему его уровень далек от состояния данной составляющей в базовом 1995 г.

Состояние отдельных отраслей экономики в структуре производительных сил региона, на наш взгляд, весьма закономерно и обусловлено сложностями развития малого бизнеса в регионе и стране в целом, обусловленные объективными и субъективными сложностями: отсутствием стабильного законодательства, сложностями в получении кредитов, значительными налоговыми нагрузками, снижающими финансовую обеспеченность субъектов малого и среднего бизнеса, и т. п. Объем инвестиций в основной капитал остается по-прежнему низким, что объясняется целым рядом причин:

• отсутствие собственных финансовых ресурсов на эти цели у экономических субъектов;

• отсутствие долгосрочного кредитования и недостаточность развития лизинга;

• непривлекательность для внешних инвесторов сложного Северо-Кавказского региона;

• отсутствие законодательных гарантий на государственном уровне для инвесторов в плане сохранения вложенных инвестиций.

По нашему убеждению, одной из отраслей экономики региона, способной в значительной мере

2000

2001

2002

2003

2004

2005

-----Валовой региональный продукт

—— Основные фонды в экономике —Производство продукции промышленности -ж- . объем продукции сельского хозяйства —■— Прибыль в экономике

Рис. 1. Индексы основных социально-экономических показателей региона, %

200,0 180,0 160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

способствовать решению многих проблем социально-экономического развития территории, увеличить уровень занятости населения, косвенно способствовать развитию сферы услуг, розничной торговли и общественного питания и, как следствие, налоговых доходов бюджета, является санаторно-курортная зона Ставропольского края, отличающаяся уникальностью природно-экологических ресурсов.

Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности санаторно-курортных организаций КМВ говорит об их низком уровне, что противоречит общему фону положительных преобразований в регионе и ставит остро вопрос об эффективности использования санаторно-курортного комплекса в целом. В системе государственной охраны здоровья граждан важное место отводится санаторно-курортной сфере, формированию в ней рыночной модели хозяйствования отдельных субъектов.

Общеизвестно, что «разгосударствление» санаторно-курортной сферы привело к ряду проблем.

•— Ввод в действие жилья

I - Платные услуги

населению ■ - Оборот розничной торговли

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Динамика соотношения индексов основных социально-экономических показателей региона, %

Таблица 2

Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций КМВ

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Количество санаторно-курортных организаций, ед. 108 114 117 112 106 104

Удельный вес убыточных в общем числе санаторно-курортных организаций, % 25,0 30,0 39,1 36,1 26.3 24,8

Сальдированный финансовый результат, млн руб. 13,5 -17,5 -23,5 -10,7 10,6 24,3

Износ основных фондов, % 35,6 35,3 32,4 32,7 30,0 34,6

Так, ставка на самоокупаемость привела к тому, что услуги организаций санаторно-курортной сферы перешли в разряд малодоступных для основной массы населения, уровень и качество оказываемых услуг зачастую не соответствуют ценам на них. Все эти факторы обусловлены тем, что проблемы по созданию стабильных условий их функционирования, в частности инвестирование в санаторно-курортные комплексы, остались нерешенными. Федеральная программа экономического развития России до 2010 г. предусматривает создание современного, высокоэффективного и конкурентоспособного на мировом рынке санаторно-курортного комплекса. Основные показатели, характеризующие деятельность санаторно-курортных организаций КМВ (табл. 2), дают представление о динамике рекреационного комплекса края за 2000 — 2005 гг.

Для санаторно-курортной сферы КМВ характерны специфические черты и особенности, присущие любому рекреационному комплексу на территории РФ, отличающие ее отдругих отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая в действующих рыночных условиях функционирования российской экономики только начинает формироваться, большинство санаторно-курортных организаций работают, учитывая лишь текущие потребности ранка в их услугах, не используют направлений стратегического развития своего бизнеса, не формируют долговременных связей с потенциальными и реальными партнерами. На взгляд автора, развитие рекреационного комплекса в Ставропольском крае сдерживается целым рядом причин объективного и субъективного характера, среди которых:

1) низкая эффективность курортного дела в стране в целом;

2) наличие монополизма в оказании санаторно-оздоровительных услуг;

3) устаревшие методы управления в данной сфере бизнеса;

4) изношенность основных фондов и инфраструктуры и медленное ее восстановление;

5) отсутствие на рынке условий для развития санаторно-оздоровительных услуг и др.

В результате воздействия всего комплекса этих факторов на финансово-хозяйственную деятельность санаторно-курортных организаций КМВ они имеют низкую рентабельность (доля убыточных организаций составляет около 25 % от общего их числа), значительный износ основных фондов (более 30 %), отсутствие свободных финансовых ресурсов, необходимых для реконструкции имеющихся основных фондов и внедрения новаций. Как результат — достаточно высокая цена услуг санаторно-курортного обслуживания и отсутствие адекватного сервиса. Все это обусловливает необходимость осуществления комплексных мероприятий, направленных на сохранение и развитие потенциала санаторно-курортной сферы КМВ, формирование системы современных курортных комплексов, способных решить как медико-социальные задачи обеспечения доступной и эффективной санаторно-курортной помощи населению, так и экономические проблемы формирования прибыльной индустрии курортного дела в регионе.

Развитие и повышение эффективности деятельности организаций рекреационного комплекса возможно, на наш взгляд, при условии соблюдения системного подхода, включающего разработку оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению существующих негативных тенденций, причем вопросы внешней предпринимательской макросреды курортной индустрии должны находиться под непосредственным контролем государства. При современном размещении всех сфер производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка существующей хозяйственной системы, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ и социологиза-ция экономики. Совершенствование региональной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития Ставропольского края должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе и рациональное освоение природных и экономических ресурсов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.