ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Социально-экономическая политика
РАЗВИТИЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
Наталья Николаевна КИСЕЛЕВА3, Анна Александровна ОРЛЯНСКАЯЬ, Юлия Михайловна ИЛЬЯЕВА1^
а доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Пятигорск, Российская Федерация ^е^а-п-п@уаМех. ги
ь кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Пятигорск, Российская Федерация ог1уаппа@уаМех. ги
с старший преподователь, кафедра государственных услуг и менеджмента,
Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Пятигорск, Российская Федерация ilyaeva@yandex. ги
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 19.09.2016 Принята в доработанном виде 06.10.2016 Одобрена 17.10.2016 Доступна онлайн 14.04.2017
УДК 338.22 JEL: L83, Ю, Я58
Ключевые слова:
конкурентоспособность, регион Кавказских Минеральных Вод, санаторно-курортный комплекс, политика импортозамещения
Аннотация
Предмет и тема. Развитие региона Кавказских Минеральных Вод является одним из приоритетов государственной политики в Северо-Кавказском федеральном округе. В сложившихся социально-экономических и политических условиях проблема повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод приобретает особую актуальность и требует системного подхода к ее решению. Цели и задачи. Анализ конкурентоспособности региона Кавказских Минеральных Вод, разработка и обоснование механизмов ее повышения в контексте политики импортозамещения.
Методология. В работе использованы сравнительный и формально-логический виды анализа.
Результаты. В результате проведенного исследования было установлено, что развитие региона Кавказских Минеральных Вод сдерживается нерешенностью следующего круга проблем: отсутствием комплексной модели управления регионом; несоответствием уровня инвестиционной активности потребностям региона; изношенностью инженерной, транспортной и курортной инфраструктуры; бессистемной застройкой территории; неурегулированностью земельно-имущественных отношений; ухудшением состояния гидролитосферы региона. Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о высокой ценовой конкурентоспособности услуг, предлагаемых санаторно-курортными учреждениями городов-курортов Кавказских Минеральных Вод по сравнению с зарубежными аналогами. Предложены механизмы повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод в контексте политики импортозамещения. Выводы. Ключевым направлением реализации импортозамещающего потенциала региона Кавказских Минеральных Вод является совершенствование транспортной, коммуникационной и туристской инфраструктуры региона. Важным приоритетом государственной политики импортозамещения на туристском рынке выступает повышение эффективности взаимодействия формальных и неформальных институтов, которые побуждают хозяйствующих субъектов интегрироваться в рамках кластера. Необходимо разграничить и закрепить нормативно формы участия в развитии туристского кластера региона федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Изменение социально-политической и
экономической ситуации в мировом пространстве обусловливает необходимость пересмотра государственной политики развития туристско-рекреационного комплекса России. Проблема развития туристской сферы является объектом пристального внимания со стороны российских ученых.
Туристско-рекреационный комплекс СевероКавказского федерального округа рассмотрен в большом количестве работ экономистов, социологов, экологов. Наибольший интерес представляют работы Т.Я. Дзанаговой [1], Т.А. Шебзуховой, Н.Н. Киселевой, А.В. Санкина [2], О.С. Русиновой, И.С. Штаповой [3], Ю.В. Золотаревой [4-5], Ю.М. Ильяевой [6],
А.В. Яикова [7], Н.А. Буркутбаевой [8], С.С. Серикова [9-10].
Отдельные аспекты развития региона Кавказских Минеральных Вод (далее - КМВ) рассмотрены в работах С.В. Алиевой, И.В. Долговой [11], А.В. Щербакова [12], Н.В. Ефименко, А.Н. Глухова [13, 14], Е.А. Слатвинской, К.Г. Репса [15], В.Ф. Репс [16], К.И. Климова [17], В.Б. Бесолова [18], М.С. Бондаренко [19], Н.И. Овдиенко, В.В. Мовсесовой [20].
Города Кавказских Минеральных Вод в совокупности являются мощным полюсом экономической активности как в Ставропольском крае, так и в пространстве всего СевероКавказского федерального округа. Помимо специализации на услугах туристско-рекреационного комплекса регион КМВ является также деловым, административным и развлекательным центром.
Основными тенденциями его развития являются:
— рост численности населения, в том числе за счет мигрантов;
— рост количества туристов, посещающих регион;
— увеличение антропогенного воздействия на экосистему региона;
— формирование единой Кавминводской агломерации.
За последние 25 лет численность населения Кавминводской агломерации, включающей города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск, выросла в 2 раза, превысив 950 тыс. чел. Плотность населения в Пятигорске составляет 2 200 чел. на 1 км2, в Кисловодске - 1 800 чел. на 1 км2.
Увеличение численности населения региона происходит в том числе из-за роста потока мигрантов. Так, в первом полугодии 2015 г. на территорию СКФО въехало более 1 млн иностранцев, что на 8,5% больше, чем в 2014 г. При этом регион Кавказских Минеральных Вод является наиболее популярным.
Структурные сдвиги в экономике не всегда наблюдаются в пользу отрасли эффективной специализации - туризма. Доля гостиниц и ресторанов в общей численности организаций невысока - около 4-7% (рис. 1). За последние десять лет этот показатель немного вырос в Кисловодске и Железноводске.
Растет также количество организаций, действующих в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (рис. 2). В регионе активно развивается торговля и сектор операций с недвижимым имуществом, являясь отражением негативных структурных изменений в экономике региона.
На рынке труда региона выявлена напряженность, свидетельствующая о наличии незадействованных трудовых ресурсов. Уровень официально зарегистрированной безработицы в отдельные годы в 2-3 раза превышал среднероссийские показатели (рис. 3).
Особенно сложной остается ситуация на рынке труда городов Кисловодск и Ессентуки. Анализ экономической динамики городов обнаруживает достаточно интенсивный рост экономики города Пятигорска. Экономические показатели остальных городов характеризуются инерционностью тенденций.
Города региона Кавказских Минеральных Вод отличаются разной степенью инвестиционной привлекательности. Наибольшие объемы инвестиций в расчете на одного жителя вкладываются в последние годы в экономику города Железноводска, что позволяет ожидать оживления в перспективе (рис. 4).
Немалая часть объемов инвестиций направляется в сектор жилищного строительства. В последние несколько лет в городах Кавказских Минеральных Вод наблюдается рост жилой застройки. Особенно ярко тенденция проявляется в Пятигорске и Ессентуках. За последние пять лет в каждом из этих городов введено в эксплуатацию более 400 тыс. м2 площади помещений жилого назначения (рис. 5). При этом площадь ветхого и аварийного жилого фонда не уменьшается, что не позволяет говорить о реновационном характере инвестиций.
Высокий спрос на жилье стимулируется внешней миграцией, а также индивидуальными сберегательными стратегиями обеспеченных слоев населения. В новое строительство инвестируют жители соседних регионов Северо-Кавказского федерального округа и других регионов России. Это создает условия для роста численности населения и увеличения антропогенной нагрузки на экосистему курортных городов.
Отражением структурных сдвигов в экономике городов Кавказских Минеральных Вод является структура строящихся объектов. Так, в период с 2010 по 2014 гг. в Пятигорске и Ессентуках
вводились в строй мощности торгово-офисных и торгово-развлекательных центров. Пятигорск, вследствие сложившейся специализации на образовательных услугах, увеличил также мощности образовательных учреждений (табл. 1).
Императивом развития курортов КМВ является состояние городского хозяйства. За последние пять лет в его развитие наиболее активно инвестировали в Пятигорске. Вместе с тем темпы развития коммунальной инфраструктуры значительно ниже темпов роста жилого фонда и туристско-рекреационного комплекса, что значительно увеличивает нагрузку на инфраструктуру городского хозяйства.
Инвестиции в жилищное строительство городов региона Кавказских Минеральных Вод позволяют удерживать цены на жилье на достаточно низком уровне, что стимулирует рост численности населения городов. Ввод больших площадей нового жилья в Пятигорске спровоцировал снижение цен в краткосрочный период (табл. 2).
В регионе КМВ стихийно складывается полицентрическая агломерация (отсутствует доминирующий центр) с высоким уровнем функциональной связанности, едиными рынками труда, земли, недвижимости и других ресурсов, активными маятниковыми трудовыми и культурно-бытовыми поездками.
Происходящие в регионе КМВ агломерационные процессы:
1) повышают доступность медицинских, образовательных, культурных услуг, стимулируя развитие человеческого капитала;
2) расширяют возможности реализации крупных инфраструктурных проектов, создания и внедрения инноваций, маркетинга территории;
3) обеспечивают приток инвестиций (на долю КМВ приходится более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал в Ставропольском крае).
Однако развитие стихийно складывающейся агломерации Кавказских Минеральных Вод сдерживается отсутствием институциональной среды и эффективного межмуниципального сотрудничества. Игнорирование агломерационных процессов на муниципальном уровне приводит к бессистемной застройке территории без учета интересов соседних муниципальных образований, неразвитости транспортно-логистической и
инженерной инфраструктуры, не позволяет аккумулировать ресурсы для решения нарастающих экологических проблем в регионе.
Серьезную угрозу экологической безопасности региона представляет стремительное увеличение количества транспорта в городах-курортах КМВ и непосредственно граничащих с ними районах. С 2005 г. этот показатель вырос на 43% и в 2014 г. достиг практически 340 000 только зарегистрированных автотранспортных средств, не считая транзитный транспорт и личные автомобили прибывающих на отдых. В связи с этим наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по некоторым загрязняющим веществам в атмосфере в 100 раз.
По мнению А.В. Щербакова [10], более всего негативно на геологическую среду воздействует утечка воды из аварийных канализационных коллекторов, теплотрасс и водопроводов, загрязне ние поверхно сти зе мли несанкционированными свалками.
Развитие региона КМВ сдерживается нерешенностью следующего круга проблем:
— отсутствием комплексной модели управления регионом КМВ, обеспечивающей разграничение прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе в части решения имущественных, природоохранных и других вопросов комплексного развития региона;
— несоответствием уровня инвестиционной активности потребностям региона;
— изношенностью инженерной, транспортной и курортной инфраструктуры;
— бессистемной застройкой территории;
— неурегулированностью земельно-имущественных отношений;
— ухудшением состояния гидролитосферы региона (изменение химического и газового состава минеральных вод, их бактериальное и химическое загрязнение);
— наличием несанкционированных свалок;
— перепрофилированием здравниц КМВ и сокращением детских отделений и здравниц. Из-за недостаточного финансирования закрыты детские отделения коечной емкостью более 1 000 мест (20% от общего количества).
Санаторно-курортный комплекс региона Кавказских Минеральных Вод представлен 109 санаторно-курортными организациями, что составляет 6% от российского числа санаториев и 69% - от количества организаций данного типа в Северо-Кавказском федеральном округе. В анализируемый период (2010-2014 гг.) количество санаториев возросло незначительно (на 5%). Вместе с тем следует отметить существенное сокращение санаторно-курортных организаций в первом полугодии 2015 г. -количество санаториев сократилось на 8% (на 9 ед. в абсолютных показателях).
Следует отметить определенный территориальный баланс распределения санаторно-курортных организаций на территории региона Кавказских Минеральных Вод. Наибольшее их количество расположено в Кисловодске (36% от общего числа).
Распределение санаторно-курортных организаций по формам собственности показывает доминирование частной собственности (33%), а также ведомственной принадлежности (27%). 21% санаторно-курортных организаций принадлежит Федерации независимых
профсоюзов России.
Количество койко-мест в санаторно-курортных организациях в анализируемый период (2005-2014 гг.) возросло на 27% и составило в 2014 г. 31,03 тыс. ед. В первом полугодии 2015 г. количество койко-мест сократилось на 3% (800 ед.), что обусловлено кризисными явлениями в экономике, а также низкой экономической эффективностью санаторно-курортных организаций.
Уровень загрузки коечного фонда санаториев региона Кавказских Минеральных Вод значительно выше среднероссийских показателей. Так, в анализируемый период в Российской Федерации данный показатель снизился на 10 п.п. с 2005 г. и составил в 2014 г. 51%. Анализ уровня загрузки мощностей санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод показал, что средний коэффициент загрузки в 2014 г. составил 68% (рис. 6). На протяжении анализируемого периода данный показатель менялся незначительно, что свидетельствует о наличии системных проблем в санаторно-курортном комплексе.
Мощность санаторно-курортных организаций, а также динамика их ввода обусловила слабый рост потока туристов в санаторно-курортный комплекс - в 2010-2014 гг. численность
размещенных лиц в санаторно-курортных организациях выросла на 14% и составила в 2014 г. 552 тыс. чел. В абсолютных значениях прирост потока туристов в санаторно-курортный комплекс составил 70 тыс. чел. Сравнительный анализ потока туристов в первом полугодии 2014 и 2015 г. показал существенный рост данного показателя - 11% в относительных и 27 тыс. чел. в абсолютных показателях.
Анализ динамики объема турпотока в санаторно-курортный комплекс Кавказских Минеральных Вод показал, что в период 2005-2014 гг. темпы прироста подвергались достаточно сильному колебанию, и в 2010-2013 гг. имели устойчивую отрицательную динамику (рис. 7). В 2013-2014 гг. под влиянием политических и экономических факторов поток туристов вырос, и данная тенденция сохранилась в 2014-2015 гг. Выявленные тенденции свидетельствуют о недостаточной активности региональных властей в развитии санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод.
Анализ эффективности деятельности санаторно-курортных организаций показывает существенное превышение затрат над доходами. В абсолютных показателях убытки санаторно-курортных организаций в 2014 г. составили около 300 млн руб. На протяжении анализируемого периода (2005-2014 гг.) максимальный уровень доходов санаторно-курортных организаций составил 50 млн руб. (в 2005 г.), максимальный размер убытков составил в 2010 г. 4,4 млрд руб. (рис. 8). Сложившаяся ситуация свидетельствует о низком качестве управления санаторно-курортными организациями, отсутствии системности в развитии санаторно-курортного бизнеса.
Вместе с тем необходимо отметить относительно низкую убыточность санаторно-курортных организаций Ставропольского края. В 2014 г. среднероссийский показатель отношения доходов к расходам санаторно-курортных организаций составил 16%, что на 14 п.п. ниже показателя Ставропольского края. Обращает на себя внимание показатель эффективности санаторно-курортных организаций в Краснодарском крае: при существенном превышении потока туристов превышение расходов над доходами составляет 17%, что выше даже среднероссийского показателя (рис. 9).
По мнению Н.В. Ефименко и А.Н. Глухова [11], сегодня объем и качество оказываемых услуг в большинстве санаторно-курортных учреждений
КМВ достаточно высоки. В некоторых здравницах им нет равных по возможности и разнообразию применения научно обоснованных медицинских методик не только в нашей стране, но и за рубежом.
Анализ конкурентных преимуществ КМВ относительно ведущих мировых термальных к у р о р т о в с в и д е т е л ь с т в у е т
0 конкурентоспособности курортов КМВ по цене.
Цена за проживание, питание и лечение в расчете на 1 чел. на популярном среди высокодоходных категорий россиян курорте Карловы Вары (Чехия) продолжительностью 14 ночей/15 дней колеблется преимущественно в диапазоне от 700 (к 49 000 руб.) до 1 250 (я 88 000 руб.) евро1, а стоимость авиабилета Москва - Карловы Вары -Москва составляет 29 017 руб.2 Таким образом, общая стоимость тура ориентировочно варьируется от 79 000 до 118 000 руб.
На более элитный сегмент потребителей рассчитан немецкий курорт Баден-Баден, в котором цена только проживания одного человека в стандартном двухместном номере, включая завтрак, в спа-отелях 3 и 4 звезды находится в диапазоне от 1 067 (я 75 000 руб.) до 1 687 евро (я 118 000 руб.)3. Стоимость лечения составляет
1 313 евро (я 92 000 руб.), авиабилета Москва -Баден-Баден - Москва - я 17 000-19 000 руб.4 Следовательно, общая стоимость тура колеблется от 184 000 до 229 000 руб.
В табл. 3 представлены цены за проживание, питание и лечение в санаториях городов-курортов КМВ по уровням санаториев.
С точки зрения импортозамещения для анализа наибольший интерес представляют санатории высокого уровня, стоимость путевки в которых на 14 ночей/15 дней варьируется от 33 600 до 82 600 руб. за чел. При стоимости авиабилета Москва - Минеральные Воды - Москва в 9 500 руб. общая стоимость тура колеблется от 45 500 до 92 100 руб.
В целом туристскую инфраструктуру региона можно оценить как удовлетворительную, что ограничивает возможности использования туристско-рекреационных ресурсов края [15].
Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о высокой ценовой
конкурентоспособности услуг, предлагаемых
1 иЯЬ: http://www.sanatoгiums.com
2 иЯЬ: http://booking.csa.cz/
санаторно-курортными учреждениями городов-курортов КМВ по сравнению с зарубежными аналогами.
Однако наряду с ценой важное значение играют неценовые факторы, определяющие качество предоставляемых услуг. Факторами, сдерживающими развитие импортозамещающего туристско-рекреационного потенциала КМВ, выступают:
— отсутствие обширной географии полетов, что вызывает необходимость использования транзита через другие города России и значительно увеличивает время в пути и стоимость авиаперелета;
— недостаточное внедрение международной системы классификации коллективных средств размещения и санаторно-курортных организаций, что вызывает сомнения потребителя в их способности обеспечить должный уровень сервиса;
— неразвитая сеть инфраструктуры развлечений, снижающая привлекательность курортов для молодежи и лиц среднего возраста. «Многие мировые курорты свое конкурентное преимущество поддерживают именно отлично организованным досугом для клиентов различного социального и личностного статуса» [13];
— сформировавшийся негативный имидж территории как зоны, близкой к очагам высокого этнополитического риска и терроризма;
— неблагоустроенность зон рекреации;
— низкий уровень квалификации кадров, работающих в сфере рекреации.
Анализ показателей санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод позволил сделать следующие выводы:
• уровень загрузки мощностей санаторно-курортного комплекса по сравнению с другими регионами является достаточно высоким, однако возможности санаториев используются лишь на 70%, что свидетельствует о возможности наращивания загрузки санаторно-курортных учреждений в контексте политики импортозамещения;
динамика курортный положительной
потока туристов в санаторно-комплекс региона является однако определяется внешними
(экономическими и политическими) факторами;
3 URL: http://www.veditour.ru/tourinfo/40/76332
4 URL:http://www.skyscanner.ru/
Н.Н. Киселева и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 658-675
662 http://fin-izdat.ru/journal/region/
• экономическая эффективность санаторно-курортных организаций, несмотря на положительную динамику последних лет, остается крайне низкой, что приводит к сокращению числа санаториев.
Решение указанных проблем видится в активизации государственной политики развития санаторно-курортного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод.
В целях сокращения антропогенной нагрузки на экосистему региона КМВ и реализации его рекреационного потенциала государственная политика в отношении курортов должна быть ориентирована на сдерживание роста численности населения.
В качестве экономического механизма достижения данной цели следует рассматривать регулирование рынка недвижимости. При этом вопросы зонирования курортов под застройку, а также право предоставления разрешений на строительство жилья крупным застройщикам необходимо передать с муниципального на федеральный уровень, ужесточив разрешительные процедуры. Федеральным органом исполнительной власти, курирующим эти вопросы, целесообразно определить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Такой шаг позволит снизить предложение на рынке жилья, увеличив его стоимость, и будет выступать сдерживающим фактором притока мигрантов.
Передача зонирования на федеральный уровень обеспечит более эффективную застройку с учетом интересов всех городов-курортов и создаст условия для формирования эффективной специализации региона. Кстати, в последние годы прослеживается формирование специализации городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.
Функции административного и развлекательного центра все больше берет на себя Пятигорск. В отличие от других городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, для которых санаторно-курортный комплекс до настоящего времени является градообразующим и обеспечивает занятость значительной части работающего населения, в Пятигорске в санаторно-курортной сфере занято чуть более 5% от численности занятых в экономике. Доля налоговых поступлений в бюджет города от деятельности санаторно-курортного комплекса составляет менее 7%. Пятигорск - генератор развития экономики региона КМВ - нуждается в перестройке экономической структуры, поддержке наиболее
перспективных, в том числе наукоемких и высокотехнологичных производств, изменении структуры занятости в пользу перерабатывающей промышленности, сувенирной и ремесленной сфер деятельности.
Перспективным видится развитие пищевого кластера в Минераловодском, Георгиевском, Предгорном, Андроповском районах
Ставропольского края, Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики,
Малокарачаевском и Прикубанском районах Карачаево-Черкесской Республики.
Государственная политика должна быть направлена на стимулирование развития промышленно-логистического потенциала городов Лермонтов и Минеральные Воды как системный компонент инфраструктуры туристско-
рекреационного комплекса. Кроме того, город Минеральные Воды является крупным транспортным центром.
Города Ессентуки, Железноводск и Кисловодск -курортные дестинации, точки притяжения туристских потоков. Создание в регионе КМВ высокотехнологичного медицинского кластера и его интеграция с санаторно-курортным комплексом обеспечат, с одной стороны, развитие медицинского туризма, с другой -реабилитационную составляющую санаторно-курортного комплекса.
Важным фактором, влияющим на развитие импортозамещающего потенциала рекреационных зон КМВ, является совершенствование транспортной, коммуникационной и другой инфраструктуры региона.
В этой связи политика государственного обеспечения процессов привлечения туристов должна реализовываться по следующим направлениям.
1. Расширение географии полетов, прежде всего за счет привлечения новых российских авиаперевозчиков; снижение стоимости на внутренние авиаперевозки, возможные при отмене НДС на билеты, приобретаемые в турпакете; осуществление контроля за стоимостью авиауслуг со стороны антимонопольных органов.
2. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры собственно региона КМВ для повышения транспортной доступности туристских центров и объектов, мест досуга и развлечений.
3. Формирование информационного пространства. Информационная среда может развиваться по следующим направлениям:
— обеспечение участия хозяйствующих субъектов региона в выставках, ярмарках и рекламных акциях, проводимых как на территории региона, так и за его пределами;
— создание системы ценового мониторинга туристского рынка с целью его последующей сегментации (изучение емкости национального и регионального туристского рынка и рынка по всей номенклатуре туристских услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами региона с размещением информации в открытом доступе);
— создание условий для обмена идеями и передачи знаний (организация региональных коммуникационных площадок, проведение конференций, семинаров, «круглых столов»);
— создание единого государственного информационного портала, содержащего информацию о средствах коллективного размещения и санаторно-курортных учреждениях с возможностью онлайн-бронирования.
Важным направлением государственной политики импортозамещения на туристском рынке выступает повышение эффективности действия формальных и неформальных институтов, которые побуждают хозяйствующие субъекты интегрироваться в рамках кластера. Необходимо разграничить и закрепить нормативно формы участия в развитии туристского кластера региона федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений. В качестве таких форм могут быть предложены:
— финансирование научно-исследовательской работы федеральных вузов по проектированию технологий, связанных с туристским кластером. Для этого предлагается в бюджете регионов выделить объемы минимально допустимых затрат на финансирование науки и инноваций
в области туризма и кластерных технологий и придать этим статьям статус защищенных;
— финансовая и иная поддержка форумов для диалога участников кластера;
— поощрение для развития кластера действий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов;
— усиление роли ОАО «Курорты Северного Кавказа» как института, координирующего деятельность участников кластера;
— государственная поддержка сертификации туристских центров и разработка институциональных механизмов обязательной сертификации мест размещения, расположенных на территории курортов федерального значения;
— инвентаризация объектов туристического показа, предполагающая разработку паспортов, которые должны включать описание объекта, оценку необходимых ресурсов и ожидаемого эффекта;
— формирование портфеля инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры развлечений для привлечения капитала извне;
— формирование банка данных инвестиционных проектов и банка данных потенциальных инвесторов, разработка схемы инвестиционного сотрудничества турфирм и средств размещения, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляется номерной фонд в реконструируемой гостинице (базе отдыха) по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы;
— создание благоприятных условий для поощрения кооперации туристских и гостиничных структур со страховыми компаниями не только с точки зрения разработки и продвижения туристского продукта, организации страхования туристов, но и с позиции возможных инвестиций в развитие туристско-рекреационного комплекса.
Таблица 1
Ввод в действие построенных объектов в 2010-2014 гг.
Table 1
Commissioning of the constructed objects in 2010-2014
Показатель Единица измерения Пятигорск Кисловодск Ессентуки Железноводск
Ввод в действие общей площади тыс. м2 общей площади 428,7 239,6 443,6 120
жилых зданий за счет всех
источников финансирования
Ввод в действие мощностей и
объектов:
- амбулаторно-поликлинические посещений в смену 70 872 - -
учреждения
- больничные учреждения коек - 205 - -
- общеобразовательные уч. мест - - 68 -
учреждения
- дошкольные образовательные мест 210 - 160 168
учреждения тыс. м3 воды в сутки
- водопроводные сооружения 11,3 - - -
- газовые сети км 35,4 - 18,2 8,77
- теплоснабжение Гкал/ч. - - 5,8 2,1
- гостиницы м 62 - - -
- водопроводные сети км 12,3 - - 3,6
- канализационные очистные тыс. м3 в сутки 22,9 - - -
сооружения
- канализационные сети км 1,8 - - -
- санатории коек 545 - -
- торгово-офисные центры м2 общей площади 18 211 - 5 244 -
- торгово-развлекательные центры м2 общей площади 52 297 - 4 532 -
- высшие учебные заведения м2 общей площади уч.-лаб. зданий 9 367 - - -
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Таблица 2
Средняя стоимость квартир в городах России в октябре 2015 г. Table 2
The average cost of apartments in Russian cities in October 2015
Город Стоимость 1 м2 на Росриэлте, руб. Изменение цены за месяц Изменение цены c начала года Изменение цены за год
Ялта Большая 125 015 -8,44% -12,02% +11,29%
Алушта Большая 105 856 -11,88% -11,27% +6,1%
Санкт-Петербург 99 093 -2,45% -9,52% -2,01%
Сочи 78 874 +7,2% +16,61% +12,72%
Калининград 60 448 -0,14% -5,69% +4,5%
Кисловодск 45 369 +1,35% -1,25% +5,22%
Пятигорск 45 362 -2,43% -4,99% -3,86%
Железноводск 42 896 +0,32% +5,59% +7,78%
Ессентуки 35 916 +2,68% +11,42% +1,88%
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Стоимость путевок в санаторно-курортном комплексе КМВ Table 3
Cost of tours to the Caucasian Mineral Waters sanatorium-resort complex
Название санатория Город Цена в сутки, руб. Стоимость путевки 14 ночей/15 дней, руб.
Экономичный уровень
Нива Ессентуки 2 150 30 100
Целебный ключ 1 485 20 790
им. Анджиевского 1 840 25 760
Надежда 2 000 28 000
Пятигорье Пятигорск 1 200 16 800
Руно 1 700 23 800
Лесная поляна 1 800 25 200
Машук 2 300 32 200
им. Семашко Кисловодск 1 900 26 600
им. Г.К. Орджоникидзе 1 890 26 460
им. Г. Димитрова 1 900 26 600
Пикет 1 730 24 220
им. С.М. Кирова 1 890 26 460
им. Э. Тельмана Железноводск 1 900 26 600
Минеральные Воды 1 980 27 720
Здоровье 2 000 28 000
Эльбрус 2 140 29 960
Средний уровень
Россия Ессентуки 3 100 43 400
им. М.И. Калинина 3 200 44 800
Казахстан 3 800 53 200
Воронеж 2 800 39 200
Украина 2 600 36 400
им. Центросоюза 2 200 30 800
им. И.М. Сеченова 2 450 34 300
Жемчужина Кавказа 2 900 40 600
Металлург 2 750 38 500
Виктория 1 950 27 300
Дон Пятигорск 2 100 29 400
Тарханы 2 200 30 800
им. М.Ю. Лермонтова 2 200 30 800
им. С.М. Кирова 2 500 35 000
Зори Ставрополья 2 200 30 800
Кругозор Кисловодск 2 200 30 800
Центросоюза 3 650 51 100
Военный, ЦВС 2 100 29 400
им. М.А. Горького (РАН) 2 500 35 000
Кавказ 2 800 39 200
Родник 2 840 39 760
Нарзан 2 110 29 540
Москва 2 100 29 400
Джинал 3 290 46 060
Геолог Казахстана Железноводск 1 410 19 740
Русь 2 500 35 000
Дубрава 1 900 26 600
им. С.М. Кирова 2 290 32 060
Уровень выше среднего
Шахтер Ессентуки 2 800 39 200
Галерея Палас Пятигорск 2 950 41 300
Целебный нарзан Кисловодск 3 500 49 000
Бештау Железноводск 2 210 30 940
Лесной 2 650 37 100
30-летия Победы 2 680 37 520
Высокий уровень
Русь Ессентуки 4 800 67 200
Долина Нарзанов 4 169 58 366
Истокъ 4 800 67 200
Родник Пятигорск 2 400 33 600
Пятигорский нарзан 3 870 54 180
Солнечный Кисловодск 3 560 49 840
Плаза 5 900 82 600
Заря 5 280 73 920
Вилла Арнест 3 900 54 600
Виктория 2 700 37 800
Плаза Железноводск 3 700 51 800
Машук Аква-Терм 4 100 57 400
Дубовая роща 4 400 61 600
Горный воздух 3 600 50 400
Источник: составлено по данным: http://www.kurort-infotour.ru/ Source: Authoring, based on the data on http://www.kurort-infotour.ru/
Рисунок 1
Доля гостиниц и ресторанов в общей численности организаций (2005-2014 гг.)
Figure 1
The proportion of hotels and restaurants in the total number of organizations, 2005-2014
Пятигорск
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Доля организаций в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (2005-2014 гг.)
Figure 2
The proportion of organizations in the field of health and social services, 2005-2014
Пятигорск
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Уровень зарегистрированной безработицы (2005-2014 гг.), %
Figure 3
Registered unemployment rate 2005-2014, percentage
6,2 5,5
5,1 4 4
3,7 3,7 3,6
2,6 4,6 2,5 2,3 2
2,3 2,6 '" - 2,5
2,5 1,7 1,9 1 8
1,5 1,5 1 'w
2005
2010
2011 Кисловодск
Ä
елезноводск
Пятигорск
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Инвестиции в основной капитал на душу населения (2005-2014 гг.), тыс. руб.
Figure 4
Investment in fixed assets per capita 2005-2014, thousand RUB
2013
Ессентуки
2014
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 5
Ввод в действие площадей жилых помещений (2005-2014 гг.), тыс. м2 общей площади Figure 5
Commissioning of residential space 2005-2014, thousand sq. m. of total space
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 6
Уровень загрузки санаторно-курортных организаций региона КМВ, (2005-2014 гг.) Figure 6
Sales level of sanatorium-and-spa organizations of the Caucasian Mineral Waters region, 2005-2014
80% 66% 60%
40% 20% 0%
61y 69% 71% 66% 69% 68%
54% 53% 53% 53% 51%
I I I I I I
2005
2010
2011
2012
2013
2014
Ставропольский край ■ Российская Федерация
Источник: рассчитано по данным Росстата Source: Authoring, based on the Rosstat data
Рисунок 7
Динамика потока туристов в санаторно-курортный комплекс Ставропольского края, (2005-2014 гг.) Figure 7
Changes in the flow of tourists to the resort complex of the Stavropol Krai, 2005-2014
460 „„ „„„ 552
600 428
500 дол 430
... 4U4 6,9%
400 6,0%
300
457 482 503 513 513 ^ 5,6%
0,08 7,6% 0,06
200 100
0 -0,7%
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
0,4%
-0,1%
0,04 0,02 0
-0,02
Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, тыс.чел. Темпы прироста, % (по правой оси)
Источник: составлено по данным Росстата Source: Authoring, based on the Rosstat data
Рисунок 8
Показатели деятельности санаторно-курортных организаций (2005-2014 гг.), млрд руб. Figure 8
Performance indicators of sanatorium-resort establishments 2005-2014, billion RUB
Источник: составлено по данным Росстата Source: Authoring, based on the Rosstat data
Рисунок 9
Соотношение доходов и расходов санаторно-курортных организаций (2003-2014 гг.), % Figure 9
The income-to-expenses ratio of sanatorium-and-spa organizations 2003-2014, percent
Источник: составлено по данным Росстата
Source: Authoring, based on the Rosstat data
Список литературы
1. Дзанагова Т.Я. Кластерный подход в туристско-рекреационной отрасли как инструмент диверсификации экономики СКФО // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 47. С. 95-99.
2. Шебзухова Т.А., Киселева Н.Н., Санкин А.В. Развитие туристского кластера СКФО // Современная наука и инновации. 2013. № 1. С. 7-16.
3. Русинова О.С., Штапова И.С. Механизмы развития туристско-рекреационного комплекса в регионах Северо-Кавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2(52-2). С. 272-276.
4. Золотарева Ю.В. Социально-экономические аспекты развития туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-1. С. 86-91.
5. Золотарева Ю.В. Детерминанты развития туристского кластера в Северо-Кавказском и Горно-Кавказском рекреационных районах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-1. С. 232-237.
6. Ильяева Ю.М. Развитие малого предпринимательства в туристско-рекреационном комплексе СевероКавказского федерального округа // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (Ч. 2). С. 444-449.
7. Яиков А.В. Основные проблемы развития туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Академии. 2013. № 3. С. 47-50.
8. Буркутбаева Н.А. Особенности формирования инфраструктуры туристских кластеров в южных регионах России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 30. С. 5. URL: https://urlid.ru/azx0.
9. Сериков С.С. Перспективы развития въездного туризма в СКФО / В сборнике: Устойчивое развитие туристского рынка: международная практика и опыт России. I Международная научно-практическая конференция. 2013. С.60-63.
10. Сериков С.С. Туризм - стратегическое направление развития СКФО / В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. 2011. С.144-151.
11. Алиева С.В., Долгова И.В. Роль потребительской культуры отдыхающих в формировании привлекательного имиджа курортного региона: монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. 139 с.
12. Щербаков А.В. Современные ресурсные и экологические проблемы курортного региона Кавказских Минеральных Вод // Курортная медицина. 2012. № 2. С. 59-72.
13. Ефименко Н.В., Глухов А.Н. Актуальные вопросы модернизации курортного дела на Кавказских Минеральных Водах // Курортная медицина. 2012. № 1. С. 56-60.
14. Ефименко Н.В., Васин В.А., Глухов А.Н., Ляшенко С.И. О проекте комплексной программы развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2025 г. // Курортная медицина. 2012. № 4. С. 79-82.
15. Слатвинская Е.А., Репс К.Г. Социокультурная динамика лечебного туризма на Кавказских Минеральных Водах: региональный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1(113). С. 144-151.
16. Репс В.Ф. Рекреационная деятельность в регионе Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы // Курортная медицина. 2012. № 3. С. 56-60.
17. Климов К.И. Анализ индустрии туризма на Кавказских Минеральных Водах // Путеводитель предпринимателя. 2014. № 22. С. 58-64.
18. Бесолов В.Б. Стратегия территориально-пространственного преобразования Кавказских Минеральных Вод и особенности градостроительного формирования // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. № 31-1(50). С. 26-35.
19. Бондаренко М.С. Современные вызовы курортам Кавказских Минеральных Вод // Курортная медицина. 2013. № 3. С. 10-12.
20. Овдиенко Н.И., Мовсесова В.В. Оценка туристско-рекреационных ресурсов и их критерии на примере Кавказских Минеральных Вод // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2013. Т. 1. С. 281-284.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Socioeconomic Policy
DEVELOPMENT OF THE CAUCASIAN MINERAL WATERS REGION
IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE TOURIST MARKET OF RUSSIA Natal'ya N. KISELEVAa, Anna A. ORLYANSKAYAb, Yuliya M. IL'YAEVAc^
a North-Caucasian Institute, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk, Russian Federation kiseleva-n-n@yandex. ru
b North-Caucasian Institute, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Pyatigorsk, Russian Federation
orlyanna@yandex.ru
c North-Caucasian Institute, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Pyatigorsk, Russian Federation
ilyaeva@yandex.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 19 September 2016 Received in revised form 6 October 2016 Accepted 17 October 2016 Available online 14 April 2017
JEL classification: L83, R1, R58
Keywords: competitiveness, Caucasian Mineral Waters, Caucasian Spas, resort complex, import substitution policy
Abstract
Importance The article deals with the problems of increasing the competitiveness of sanatoriumresort complex of the Caucasian Mineral Waters region in the current socio-economic and political conditions.
Objectives The article aims to analyze the competitiveness of the Caucasian Mineral Waters resort region, develop and validate the mechanisms of its increase regarding the import substitution policy. Methods For the study, we used comparative and formal logical analyses.
Results We found that the development of the Caucasian Mineral Waters resort region is hampered by the failure to resolve a range of problems. The conducted comparative analysis shows the high price competitiveness of the services offered by the Spa institutions of the Caucasian Mineral Waters resort towns, compared with foreign counterparts. We propose certain mechanisms to enhance the competitiveness of the sanatorium-resort complex of the Caucasian Mineral Waters region in the context of import substitution policies.
Conclusions Improving the transport, communications, and tourism infrastructure of the region is a key direction of realization of the Caucasian Mineral Waters region's import-substituting capacity. Improving the efficiency of cooperation of formal and informal institutions supports the national policies of import substitution in the tourist market. It is essential to differentiate and consolidate the federal, regional, and municipal authorities and institutions' participation in the development of the region's tourism cluster on the regulatory basis.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2Q16
References
1. Dzanagova T.Ya. [Cluster approach in the tourism and recreation industry as a tool for economic diversification of the NCFD]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika = Economy and Modern Management: Theory and Practice, 2015, no. 47, pp. 95-99. (In Russ.)
2. Shebzukhova T.A., Kiseleva N.N., Sankin A.V. [Development of the NCFD tourist cluster]. Sovremennaya nauka i innovatsii = Modern Science and Innovation, 2013, no. 1, pp. 7-16. (In Russ.)
3. Rusinova O.S., Shtapova I.S. [Mechanisms of development of the tourist and recreational complex in the North Caucasian Federal District regions]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2(52-2), pp. 272-276. (In Russ.)
4. Zolotareva Yu.V. [Socio-economic aspects of development of the tourist cluster in the North Caucasian Federal District]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Basic Research, 2014, no. 8-1, pp. 86-91. (In Russ.)
5. Zolotareva Yu.V. [Determinants of the development of the tourism cluster in the North Caucasian and Caucasus Mountain recreational areas]. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual Problems of Humanities and Natural Sciences, 2014, no. 6-1, pp. 232-237. (In Russ.)
6. Il'yaeva Yu.M. [Development of small business in the tourist and recreational complex of the North Caucasian Federal District]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 11 (P. 2), pp. 444-449. (In Russ.)
7. Yaikov A.V. [The main problems of development of the tourist cluster of the North Caucasian Federal District]. VestnikAkademii = Bulletin of Academy, 2013, no. 3, pp. 47-50. (In Russ.)
8. Burkutbaeva N.A. [Features of formation of the infrastructure of tourist clusters in the southern regions of Russia]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2011, no. 30, p. 5. (In Russ.) Available at: https://urlid.ru/azx0.
9. Serikov S.S. [Prospects of development of tourism in the North Caucasian Federal District]. Ustoichivoe razvitie turistskogo rynka: mezhdunarodnaya praktika i opyt Rossii. I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Proc. 1st Int. Sci. Conf. Sustainable Development of the Tourist Market: International Practicies and the Experience of Russia]. Stavropol, AGRUS Publ., 2013, pp. 60-63.
10. Serikov S.S. Turizm - strategicheskoe napravlenie razvitiya SKFO. V sbornike: Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [Tourism is a strategic direction of the North Caucasian Federal District's development. In: Actual problems of socio-economic development of the North Caucasian Federal District]. Stavropol, OOO Al'fa Print Publ., 2011, pp.144-151.
11. Alieva S.V., Dolgova I.V. Rol' potrebitel'skoi kul'tury otdykhayushchikh v formirovanii privlekatel'nogo imidzha kurortnogo regiona: monografiya [The role of the consumer culture of holidaymakers in the formation of an attractive image of the resort region: a monograph]. Pyatigorsk, RIA-KMV Publ., 2011, 139 p.
12. Shcherbakov A.V. [Current resource and environmental problems of the Caucasian Mineral Waters resort region]. Kurortnaya meditsina = Spa Resort Medicine, 2012, no. 2, pp. 59-72. (In Russ.)
13. Efimenko N.V., Glukhov A.N. [Topical issues of modernization of the spa industry in the Caucasian Mineral Waters resort] Kurortnaya meditsina = Spa Resort Medicine, 2012, no. 1, pp. 56-60. (In Russ.)
14. Efimenko N.V., Vasin V.A., Glukhov A.N., Lyashenko S.I. [About the complex program of development of the Caucasian Mineral Waters region until 2025]. Kurortnaya meditsina = Spa Resort Medicine, 2012, no. 4, pp. 79-82. (In Russ.)
15. Slatvinskaya E.A., Reps K.G. [Socio-cultural dynamics of medical tourism in the Caucasian Mineral Waters resort: a regional aspect]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya = Bulletin of Adyghe State University. Series Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology, 2013, no. 1(113), pp. 144-151. (In Russ.)
16. Reps V.F. [Recreational activities in the Caucasian Mineral Waters region: problems and prospects].
Kurortnaya meditsina = Spa Resort Medicine, 2012, no. 3, pp. 56-60. (In Russ.)
17. Klimov K.I. [Analysis of the tourism industry of the Caucasian Mineral Waters region]. Putevoditel' predprinimatelya = Entrepreneur's Guide, 2014, no. 22, pp. 58-64. (In Russ.)
18. Besolov V.B. [A strategy of spatial transformation of the Caucasian Mineral Waters region and the features of urban formation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitelnogo universiteta. Series: Stroitelstvo i Arhitectura = Bulletin of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture, 2013, no. 31-1(50), pp. 26-35. (In Russ.)
19. Bondarenko M.S. [Modern challenges to the Caucasian Mineral Waters resorts]. Kurortnaya meditsina = Spa Resort Medicine, 2013, no. 3, pp. 10-12. (In Russ.)
20. Ovdienko N.I., Movsesova V.V. [Evaluation of tourist and recreational resources and their criteria: The Caucasian Mineral Waters resorts case study]. Kurortno-rekreatsionnyi kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: innovatsionnye podkhody = Resort and Recreation Complex in the System of Regional Development: Innovative Approaches, 2013, vol. 1, pp. 281-284. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.