Научная статья на тему 'Особенности становления и транснационализации туристско-рекреационных особых экономических зон (троэз) в России'

Особенности становления и транснационализации туристско-рекреационных особых экономических зон (троэз) в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ТРОЭЗ) / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хардиков А. Ю.

В статье рассматриваются основные тенденции и специфика особых экономических зон в России на примере туристско-рекреационных ОЭЗ. Выявлено, что процесс формирования этих институтов сопряжен с усилением роли транснационального капитала в международном туристическом бизнесе России. Доказывается, что созревают условия для постепенного распространения сферы деятельности ТНК на ТРОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хардиков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и транснационализации туристско-рекреационных особых экономических зон (троэз) в России»

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

её элементом, при этом должна стать разноаспектная поддержка профильных для региона и увязанных в единый производственно-территориальный комплекс промышленных кластеров в рамках системы частно-государственного партнёрства, когда государственные приоритеты (максимальное обеспечение импортозамещения и экспорта при одновременном стимулировании выхода производителей обувной продукции «из тени») дополняются возможностью реализации частно-корпоративных интересов расширенного воспроизводства материальнотехнического и кадрового потенциала на основе обретения стабильной рыночной ниши и долговременных отношений как с потенциальными поставщиками, кредиторами и инвесторами, так и потребителями промышленной продукции (включая и государство, как одного из приоритетных субъектов рынка).

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М.Г. Государственные корпорации как фактор модернизации и коррупции // http:// iprog.su/reports/351.html

2. Маркарян К.В. Государство-корпорация как «третий путь» для России XXI века // Альманах «Восток». 2004, № 3 (15)

3. О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта. ФЗ № 238 от 30 октября 2007 г.

4. Радугин А. Государственные корпорации становятся новым лицом России // http://www. zrpress.ru/zr/2007/79/37

ХАРДИКОВ А.Ю.

Российская академия государственной службы при Президенте РФ, аспирант кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства, е-mail: [email protected]

особенности становления и транснационализации туристско-рекреационных особых экономических зон

(троэз) в россии

В статье рассматриваются основные тенденции и специфика особых экономических зон в России на примере туристско-рекреационных ОЭЗ. Выявлено, что процесс формирования этих институтов сопряжен с усилением роли транснационального капитала в международном туристическом бизнесе России. Доказывается, что созревают условия для постепенного распространения сферы деятельности ТНК на ТРОЭЗ.

Ключевые слова: транснационализация; туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРОЭЗ); транснациональные корпорации; туризм; туристическое обслуживание; инвестиции

Коды классификатора JEL: L83, R23

ТРОЭЗ является частью большого программного проекта формирования в России особых экономических зон для решения комплекса актуальных задач социально-экономического развития и последовательного интегрирования страны в систему мирохозяйственных связей. В широком аспекте ТРОЭЗ следует рассматривать как одну из форм инвестирования в «человеческий капитал». Это новый для России, обладающий большим потенциалом фактор стимулирования познания, расширения контактов между цивилизациями, культурных связей народов и взаимопонимания.

Создание ТРОЭЗ предусматривается Федеральным законом от 3 июля 2006 г. № 76-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Зоны этого типа создаются в целях развития и эффективного использования в Российской Федерации туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний. Для достижения этих целей в законе определены следующие задачи:

- увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого отраслевой диверсификации экономики;

- повышение занятости населения - к 2016 году в ТРОЭЗ будет создано около 23 тыс. рабочих мест;

- улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг;

- рост туристских потоков на территории ТРОЭЗ;

- сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;

- развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В 2006 году был проведен конкурс по отбору претендентов на создание ТРОЭЗ. По его итогам были отобраны заявки регионов, обладающих высокой туристско-рекреационной привлекательностью. Было решено создать семь туристско-рекреационных особых экономических зон. Степень охвата территории страны в данном случае оказалась достаточно внушительной, что позволяет считать создание ТРОЭЗ российским крупномасштабным проектом.

Общая сумма финансирования проектов в ТР0Э3 из бюджета до 2011 года установлена на уровне 80 млрд. рублей. Что касается частного сектора, то объем его инвестиций в строительство объектов туристской индустрии в зонах определяется на уровне 270 млрд. рублей. Поток туристов в ТРОЭЗ будет достигать 9,7 млн. человек ежегодно. Вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится благодаря созданию ТРОЭЗ почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта - до 9%. Предполагается, что возрастет въездной туризм. Это приведет к сокращению разрыва между импортом и экспортом туруслуг, которые в 2007 году составили (в млрд. долларов) 18,6 и 8,0 соответственно.

Таблица 1.

Проектируемые затраты по ТРОЭЗ (в млрд. рублей)1

Регион Виды туризма Стоимость проекта Из фед. Бюджета Из внебюджет. источников Налоговые поступ ления к 2026 г. К-во туристов тттуристов (млн.чел.) ежегодно

Алтайский край Водный, конный спорт 10,47 6,93 3,16 31,7 1,1

Республика Алтай Горнолыжный, альпинизм 12,35 4,83 6,69 13,9 1,5

Иркутская область Деловой, лыжный, горный 15,04 2,56 10,32 41,52 1

Бурятия Горнолыжный, водный 57,06 10,2 43,72 55,04 1

Краснодарский край Пляжный, деловой 181,66 15,98 152,7 90,56 3,2

Ставропольский край Личебный 52,06 2,54 49 22,06 2,8

Калининградская область Велотуризм, водный 7,62 1,5 5,82 4,7 1

1 августа 2008 года состоялась презентация двух туристско-рекреационных особых экономических зон «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) и «Алтайская долина» (Республика Алтай). В период функционирования в этих двух районах свободных экономических зон в 1990-е годы было построено несколько объектов инфраструктуры и, что очень важно, осуществлялась подготовка кадров специалистов по обслуживанию туристов. В остальных пяти ТРОЭЗ работа по сооружению инфраструктурных объектов находится на начальной стадии.

Для каждой из семи ТР0Э3 была разработана концепция ее создания и развития. В ней установлены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование каждой зоны, определены необходимый объем инвестиций и объекты строительства, проведено планирование территории.

ТРОЭЗ создаются исходя из принципов государственно-частного партнерства. Российское федеральное агентство по ОЭЗ и его отделения, на которые возложена функция государства по контролю за созданием и функционированием ТРОЭЗ, проводят в настоящее время поиск коммерческих организаций, которые могли бы стать резидентами зон. Имеется в виду, что резиденты осуществят следующие виды деятельности:

• строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской индустрии;

• туристская деятельность;

Таблица составлена автором по данным РосОЭЗ.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

• строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

• разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыча и использование.

Отдельно взятая коммерческая организация вправе осуществлять все указанные виды деятельности на территории зоны или некоторые из них, а может быть, и вовсе один вид деятельности. Все будет зависеть от опыта и потенциала резидента, его адекватности решаемой задачи ТРОЭЗ. Большое значение будет иметь соответствие его планов ранее упомянутой нами концепции зоны.

Анализ концепций, разработанных по ТРОЭЗ, убеждает, что с целью их комплексной и своевременной реализации контингент резидентов зоны должен укомплектовываться преимущественно за счет крупных коммерческих организаций. При понимании, что каждая из них будет осуществлять максимально возможное число перечисленных выше видов хозяйственной деятельности на территории зоны. Учитывая международный опыт, центральным звеном в формировании туристских зон становится строительство и функционирование крупных гостиничных комплексов. Такие комплексы есть в каждой ТРОЭЗ. Например, в ТРОЭЗ «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) создается крупнейший в мире Термальный центр в окружении гостиниц СПА, комплексов высококлассных апартаментов, бунгало и вилл, а в ТРОЭЗ «Новая Анапа» (Краснодарский край) пятизвездочный гостиничный комплекс, развлекательный комплекс (аквапарк, океанариум и дельфинарий, причал на 250 яхт), четырехзвездочная гостиница и клубные отели. За неимением опыта и достаточных финансовых ресурсов у российских организаций создание подобных «центральных звеньев» в ТРОЭЗ может обеспечиваться только транснациональными корпорациями, как это имело место в Турции, Египте, Таиланде и некоторых других странах. Они же будут управлять такими объектами.

У ТНК достаточно опыта и финансовых возможностей, чтобы взять на себя в максимальном объеме организационно-технические риски, связанные со строительством подобных «центральных звеньев», а также технологически примыкающих к ним курортно-лечебных и рекреационных объектов. В одинаковой мере это относится к умению ТНК управлять функционированием таких объектов.

Привлечение ТНК на роль главного резидента ТРОЭЗ, как задача, носит объективный характер. Их участие в реализации российского проекта создания ТРОЭЗ будет, по-видимому, основным этапом процесса транснационализации туристской индустрии России, который уже получил развитие с начала 1990-х годов. В нем принимают участие крупнейшие в мире транснациональные корпорации, владеющие цепочками гостиничных комплексов в большинстве стран мира: Marriott, Starwood, Carlson Hospitality, Kempinsky, Intercontinental, Hillton, le Meridien, Oberoy и др. Этот сектор международного капитала сосредоточил свое внимание на создании гостиниц высшего уровня в Москве и С.Петербурге, содействуя развитию главным образом делового въездного туризма и туробслуживания зажиточных слоев населения. За пределами столичных агломераций транснациональные гостиничные сети постепенно осваивают Нижний Новгород, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и ряд других торгово-промышленных центров.

Население России, за исключением наиболее состоятельных граждан страны и ее зарубежных гостей, остается вне внимания ТНК. Их издержки на строительство и содержание гостиниц высшего разряда в России едва покрываются чрезвычайно высокой ставкой гостиничного номера - в среднем 250--00 долларов в день.

Вместе с тем, крупными иностранными - отельерами отмечается повышение спроса на туристские услуги со стороны российского потребителя в целом. Они увидели возможность для строительства объектов туристской индустрии в новых для них регионах страны, обладающих большим туристским потенциалом. При этом целевая и организационная структура туризма, охватываемая транснациональными корпорациями, последовательно диверсифицируется. Все больше появляется создаваемых ими туристских объектов, масштабы и тип которых приближается к локализованной (зональной) форме бизнеса.

Показательна в этой связи инициатива американских ТНК Alard Hamilton и ABE Seaview investments, которые в 2007 году приступили к строительству курортно-рекреационной зоны в Смоленской области на родине первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

Объем инвестиций в эту зону определяется в 1,2 млрд. долл. Полагают, что она получит международную известность как объект въездного и внутреннего туризма. Единовременно ее будут посещать не менее 60 тыс. Туристов [4].

К репрезентативному варианту создания в России зарубежной транснациональной корпорацией туристско-рекреационной зоны, в полном объеме обладающей характеристиками ТРОЭЗ, следует отнести загородный спортивно - гостиничный комплекс le Meridien Moscow Country Club (MMKK), который расположился рядом с подмосковным городом Красногорск в непосредственной близости от поселка Нахабино.

В 1980-е годы ММКК как вотчина МИД СССР, использовался для привлечения иностранных инвесторов. На территории клуба обеспечен высокий уровень комфорта проживания, развлечений и безопасности. Сегодня это объект, которым владеет ТНК le Meridien. Его услугами пользуются не только иностранцы, но и состоятельные россияне. В центре зоны функционирует пятизвездочный отель. Имеется спорткомплекс. В ММКК постоянно проводятся различные конференции и съезды. Он славится турнирами по гольфу. Гольф-поля здесь одни из лучших в России.

ММКК можно характеризовать как состоявшуюся туристско-рекреационную особую экономическую зону, владельцем и регулятором которой является транснациональная корпорация, купившая этот объект у российского государства. Она контролирует деятельность всех других резидентов зоны, в том числе предприятий инфраструктурного сектора и небольших фирм, отвечающих за предоставление рекреационных услуг.

К созданию ТРОЭЗ приступают транснациональные корпорации, чьи предприятия в России работают не в сфере туризма, а в других отраслях. Это зоны другого типа, чем ММКК. Их называют «визит центрами». Они расположены в лучших заповедниках и национальных парках России. Действуя в этом направлении такие ТНК приступили к освоению российского потенциала экзотического туризма, учреждая т.н. «Визит-центры».

«Визит-центры» создаются в России транснациональными гигантами: Unilever, British American Tobako, (Россия), le Meridien, Independent Media в Кроноцком, Байкальском, Алтайском и Комсомольском заповедниках, а также в национальном парке «Кенозерский» (Архангельская обл.). ТНК Toyota Motor начала реализацию своею собственного крупномасштабного проекта - нескольких «визит-центров» в национальных парках «Самарская Лука», «Башкирия» и в заповеднике «Столбы» [2].

К этой же группе зон относится туристско-рекреационный комплекс «Новая Англия» на территории площадью около 380 га рядом со Стрельной (С. Петербург), который сооружается шведским инвестиционным холдингом Ruric AB с объемом инвестиций в 1 млрд. долларов. Оценивается, что с учетом затрат на инфраструктуру реализация этого проекта будет стоить не дешевле 3 млрд. Долларов [1].

На текущий момент транснациональный капитал осторожно подходит к вопросу о своем участии в создании ТРОЭЗ. Однако он уже оценивает перспективы инвестиций в эти объекты. Доказательством такой позиции ТНК является выполненный в 2006-2007 гг. транснациональной компанией Roland Berger Strategy Consultants проект разработки концепций по каждой из семи ТРОЭЗ, о чем сообщалось выше.

Специалисты этой компании помогли рассчитать экономическую модель ТРОЭЗ, определить объем государственных инвестиций в инфраструктуру, а также инвестиции частных компаний, в том числе зарубежных, для строительства остальных объектов.

Выполняя эту работу, Roland Berger опирался на свой богатый опыт, приобретенный в планировании и строительстве подобных и других комплексов в 23 странах мира. Компания активно сотрудничает с Дойче-банком и крупнейшим германским туристическим холдингом TUI. Высказывается предположение, что сотрудничество с указанной компанией будет способствовать привлечению в ТРОЭЗ солидных иностранных инвесторов и развитию въездного туризма [5].

В вопросах развития российского туризма зарубежный транснациональный капитал в гораздо большей степени ориентирован на способствование не въездному и внутреннему туризму, а импорту Россией зарубежных туристских услуг (включая авиаперевозку российских туристов).

В данном случае российский турист становится объектом бизнеса специализированных турагентств, которые работают на территории нашей страны под контролем зарубежной гостиничной сети, контролируемой все теми же транснациональными корпорациями.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

Участие зарубежных ТНК в строительстве курортно-рекреационных комплексов и в управлении ими на территории зон будет сопровождаться. попыткой установления контроля со стороны ТНК над всей системой организации продаж услуг как иностранному, так и российскому туристу. Такой турист будет использоваться ТНК для формирования спроса на товары и новые услуги. ТНК, контролирующие курортные комплексы, будут разрабатывать на основе местных лечебных вод, грязей и т.п. свои бренды лечебного продукта, осуществлять его дополнительную обработку, насыщение питательными добавками, ароматизацию, специальную упаковку и др.

Сотрудничество с ТНК в формировании ТРОЭЗ - объективная необходимость. Его негативные последствия должны преодолеваться государством, на которое возложена функция контроля над деятельностью резидентов ТРОЭЗ. Государственное управление ТРОЭЗ должно строиться по принципу обеспечения валютно-финансовой устойчивости каждой из них, достижения максимального эффекта в экономическом и социальном аспектах.

Формирование ТРОЭЗ сопровождается развитием еще одной тенденции - вторжением в туристскую индустрию отечественных транснациональных корпораций таких как: «Ренессанс-капитал», «Альфа», Газпром, «Дельфа Капитал», «Русское золото», АФК «Система», «Интерросс», «Интеко», группа «Базэл» и другие.

Ряд таких корпораций, особенно, тех, часть капитала которых находится в руках государства, сохраняет и даже расширяет санаторно-курортную базу своих предприятий, созданную во времена СССР (ОАО «Автоваз», ряд металлургических холдингов и крупных компаний горнодобывающей промышленности). Такие базы имеют обычно обширную территорию. В них располагаются предпринимательские структуры, сферы общественного питания, здравоохранения и т.п. Это позволяет характеризовать их, как микро туристско-рекреационные зоны.

В каждой такой зоне существует тесная производственная кооперация и специализация между ее предпринимательскими структурами. Как правило, у них единый расчетный центр, работающий часто с использованием трансфертных цен, свои объекты инфраструктуры, в том числе служба охраны и безопасности. Патронат по таким объектам обеспечивается корпорацией и ее коммерческим банком.

Все упомянутые выше гостиничные и санаторно-курортные объекты, особенно те, которые определяются как микроэкономические зоны, функционируют а условиях взаимодействия их владельцев с местными органами власти прежде всего по вопросам жилищного строительства, транспортного обеспечения, снабжения теплом и энергией, водой и другими необходимыми ресурсами. Чаще всего владельцы указанных объектов работают в режиме «муниципализации» своего бизнеса, то есть за свой счет обеспечивают развитие инфраструктуры района месторасположения объекта. В силу этого объективно развивается обратная тенденция постепенная корпоратизация местной власти, когда последняя вынуждена подчиняться воли корпорации -владельца туристского объекта, находящегося на ее территории. Подобные последствия могут возникать и при туристской деятельности зарубежной ТНК.

Иностранные и отечественные гостиничные сети, санаторно-курортные комплексы, образуемые ими микроэкономические зоны туристско-рекреационного типа - все это в той или иной степени способно сыграть роль катализатора создания ТРОЭЗ. Основными резидентами будут те предпринимательские структуры, которые уже приобрели или получают практический опыт в сфере производства и продаж туристского продукта. Данный жанр бизнеса невозможен без применения специальных знаний и технологии, что требует значительных стартовых затрат. Круг специалистов в этой сфере услуг очень узок. Воспитание же новых кадров профессионалов занимает десятилетия.

Внутри ТРОЭЗ будут возникать системные связи, подчиняющиеся стратегическим установкам не только государственной организации, управляющей этой зоной, но и отечественной или зарубежной транснациональной корпорацией - владельцев наиболее крупных объектов зоны.

В этом аспекте развитие ТРОЭЗ становится одной из проблем совершенствования государственно - частного партнерства.

Становление российского проекта ТРОЭЗ дополняется в настоящее время еще одной тенденцией - распространением практики создания туристско-рекреационных зон с участием российских хозяйствующих субъектов за рубежами нашей страны. Это происходит по инициативе и за счет российских транснациональных корпораций. Они не располагают опытом в вопросах строительства и обустройства подобных объектов, но решают эту проблему с привлечением

все тех же ТНК и других зарубежных туристических фирм путем создания совместных с ними предприятий или на других коммерческих условиях.

Главное заключается в формировании и реализации этими хозяйствующими субъектами замысла привлечь на отдых в указанные объекты не иностранных, а, прежде всего, российских туристов. Это снижает степень риска их бизнеса. В итоге прибыль, получаемая в зарубежных странах благодаря росту российского выездного туризма, начинает перетекать к отечественным предпринимателям, оперирующим теперь в туриндустрии тех государств, куда устремляется на отдых турист из России. При этом в российский госбюджет, как правило, эта прибыль не перераспределяется, а если и переводится, то в очень ограниченных масштабах.

В целом, объем российских инвестиций в развитие туристских зон в зарубежных странах (на конец 2008 года), составил, по нашей оценке, примерно 5 млрд. долларов, что приблизительно равно ЛА совокупной суммы запланированных частных инвестиций в объекты всех ТРОЭЗ до 2016 года.

Инвестиции российских ТНК направлены примерно в 60 объектов и комплексов туриндуст-рии Австрии, Германии, Греции, Камбоджи, Китая, США, Турции, Франции, Чехии, а также Азербайджана, Таджикистана и Украины. Самыми крупными инвесторами в эти объекты являются группа Мйах, финансовые структуры Р.Абрамовича, «Базел», «Крокус Интернэшнл», «Ренова», АФК «Система». В развитии этого процесса наблюдаются следующие тенденции:

- последовательное увеличение объемов таких инвестиций и числа их реципиентов в зарубежной туриндустрии, а также круга стран их месторасположения;

- расширение перечня российских инвесторов, большинство которых благодаря этому бизнесу, приобретает статус транснациональных компаний;

- увеличение, численности российских туристов, приезжающих на отдых в эти объекты, и рост доходов, как российских владельцев гостиниц, так и стран, где они функционируют.

Анализ российских инвестиций в зарубежную туристическую индустрию обнаруживает в их развитии ряд особенностей.

Подавляющее большинство гостиничных комплексов, приобретенных или создаваемых в зарубежных странах российскими транснациональными компаниями, имеют локальные масштабы. По сути это социально-экономические ингредиенты российского экономического пространства, вынесенные за его пределы и включающиеся в экономические пространства зарубежных стран. Особенность таких ингредиентов заключается не только в том, что они насыщены российским инвестиционным ресурсом. Одновременно они представляют собой территории с проживанием больших количеств российских граждан, прибывших на отдых и выступающих в роли покупателей туристских услуг, предлагаемых российскими владельцами отелей, а также населением и предприятиями, страны - местонахождения таких зон. Другими словами, указанные ингредиенты становятся не только экономическими, но и социальными ядрами, перенесенными в зарубежные экономики из российского экономического пространства и социальной сферы. Указанные ингредиенты несут в себе определенную социальную нагрузку. Они содействуют повышению культурного уровня российских граждан и расширению их контактов с населением других стран и цивилизациями. Развитие позиций российского бизнеса в туристской индустрии зарубежных стран - одно из направлений его экономической экспансии за пределами экономического пространства России. Это фактор, стимулирующий повышение ее международной конкурентоспособности.

Со временем в сфере зарубежной туристской индустрии российские транснациональные компании приобретут большой и разнообразный опыт. Учитывая долговременный характер накопления такого опыта, его использование указанными компаниями в России в виде инвестиций в ТРОЭЗ возможно, но лишь в отдаленном будущем. На сегодня и в кратко- и среднесрочной перспективе хозяйственная ценность участия для России отечественных ТНК в развитии зарубежной туристской индустрии вызывает сомнение. Их ресурс вполне мог бы реализовываться не за рубежом, а в российском экономическом пространстве, где сфера туристских услуг и внутренний туризм развиты крайне недостаточно. Если рассматривать долю путешествий части населения в Великобритании (70%) как ориентир и ограничиться лишь половиной этой доли в качестве целевого значения для России, то даже в этом случае российская индустрия туризма могла бы претендовать в перспективе на возрастание доли путешествующего населения до 35% - 40%. Для сравнения в СССР услугами сферы организованного внутреннего туризма пользовались ежегодно до трети населения [3].

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

Тем не менее, обращает на себя внимание, что российские предприниматели-владельцы туристских зон за рубежом являются одновременно участниками строительства региональных туристско-рекреационных объектов, в том числе зонального типа в России. Это позволяет надеяться, что они могут стать в дальнейшем резидентами ТРОЭЗ.

Таким образом, выявляется вероятность формирования системных отношений между туристско-рекреационными экономическими зонами нескольких стран. Это, на наш взгляд, может найти конкретное выражение в формировании единых стратегических направлений предпринимательства - одной из сущностных характеристик транснациональных корпораций - в вопросах участия отечественного и иностранного крупного капитала в российском проекте ТРОЭЗ.

В силу вышеозначенных тенденций можно допустить возможность такого варианта событий, когда деятельность резидентов ТРОЭЗ может трансформироваться в объект координированного контроля со стороны транснационального капитала. В этом случае правильным становится прогноз, что ТРОЭЗ как составная компонента туристской индустрии России представляет собой не просто сегмент международной сферы туризма, а часть его корпоративного сектора.

При такой конфигурации тенденций приобретает актуальность проблема обеспечения адекватности собственнических интересов ТНК не только зарубежных, но и отечественных ТНК целям российского государства, которое должно выступать главным актором формирования и функционирования в стране туристско-рекреационных особых экономических зон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Н., Филиппов А. «Шведы в Петербурге», Ведомости, 25 дек. 2007г.

2. «Панда times», апрель 2008, С.11.

3. Стратегия бизнеса: аналитический справочник //Под.ред Г.Б. Клейнера. М., 1998.

4. Филатов А. «Курорт им. Гагарина». Ведомости, 7 марта 2008 г.

5. Швенкер Б.«Время простых идей прошло», Ведомости, 16 июля 2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.