РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ СОЧИНСКОГО РЕГИОНА О.Н. Быкова
Автором рассматривается совершенствование стратегий санаторно-курортного комплекса на разных сочинских объектах. Анализируются программы регионального развития в разных временных интервалах. Выявлены принципы построения среднесрочных программ управления санаторнокурортным комплексом.
Ключевые слова: модель управления, организационно-управленческая модель.
Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторнокурортного комплекса (СКК) Сочинского региона позволяет говорить о наличии следующих недостатков методического характера:
- отсутствует единый координационный центр, который проводил бы взвешенную сбалансированную политику в области поступательного развития СКК региона;
- отсутствуют финансовые инструменты, позволяющие формировать фонды для капитального строительства в СКК;
- СКК региона рассматривается лишь как инструмент по реализации социальной функции государства без учета позитивного интегрального воздействия на экономику региона.
Изучение региональной организационноэкономической структуры СКК позволяет определить круг проблем, стоящих перед управляющей подсистемой, и возможные пути их решения, основанные на принципах системности и функциональной взаимозависимости.
При исследовании воздействия СКК на экономику необходимо решить следующие проблемы:
- определение тенденций и источников роста;
- обоснование долговременной устойчивости развития регионального СКК;
- прогнозирование последствий выбираемой технологической политики;
- обеспечение стабильных темпов обновления структуры основных фондов СКК;
- измерение влияющих факторов и результатов.
Современное состояние СКК не позволяет выработать единые методические подходы к созданию организационно-экономических
моделей. Кроме указанных проблем и недостатков, здесь можно акцентировать внимание на трех основных причинах:
- быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воздействием политических, социальных, экономических и других факторов;
- специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хозяйствующими субъектами региона;
- отход функции оздоровления на второй план: в первую очередь, реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
- отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофакторного анализа и принятия соответствующих решений по развитию СКК региона.
Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры.
На рисунке 1 в качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации, нами выделена организация, в задачи которой входят:
- формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
- планирование деятельности на уровне регионального СКК;
- разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечивающими финансовыми институтами;
- оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.
Рис. 1. Структура управления региональным СКК
В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной структуры для данного конкретного региона.
Что же касается общих методических подходов к формированию подобного рода структур, наиболее рациональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляющей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организацией. Подобное утверждение основыва-
ется на первичности условий, связанных с состоянием правоотношений собственности.
С другой стороны, реальные полномочия по управлению региональным СКК имеют органы исполнительной власти субъектов Федерации, имеющие следующие инструменты управления:
- лицензирование деятельности;
- формирование действенного нормативно-правового пространства;
- прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта Федерации;
- возможность формирования целевых источников финансирования при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
В формирующейся модели управления основным элементом всегда остается инвестиционная составляющая модели, определяющая остальные инструменты реализации той или иной политики развития СКК в регионе. При разработке инвестиционных проектов по развитию материальной базы СКК необходимо обеспечивать комплексный подход, учитывающий многообразие факторов внешней и внутренней среды. Необходимость исследования факторов, определяющих результаты использования проекта, обусловлена, прежде всего, открытостью экономического пространства, возможностью использования для достижения поставленных целей множества взаимоисключающих альтернатив. Проектный анализ позволяет осуществить наиболее полный учет, анализ и оценку всей совокупности этих факторов для достижения максимального социально-
экономического эффекта.
В новых экономических условиях предъявляются более жесткие требования к обоснованию инвестиционных проектов. При разработке, анализе и экспертизе инвестиционных проектов провести всеобъемлющую оценку взаимодействия существующей социально-экономической структуры региона и реализуемого проекта развития СКК позволяет использование следующих главных принципов:
- Использование принципа альтернативности.
- Моделирование потоков продукции (услуг) и разнообразных ресурсов (в том числе и денежных) в виде потоков денежных средств.
- Разработка и экспертиза проекта по ряду обязательных разделов или аспектов: технический, коммерческий, институциональный, экологический, социальный, финансовый (микроуровень) и экономический (макроуровень). Столь глубокая процедура анализа позволяет произвести детальный учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации доверия на окружающую природную среду.
- Использование принятых в мировой практике критериев оценки эффективности проектов на основе определения эффекта сопоставлением предстоящих интегральных
результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и других показателей и приведение при этом предстоящих расходов и доходов к условиям их соизмеримости с учетом теории ценности денег во времени.
- Учет неопределенности и риска, связанных с осуществлением проекта.
При реализации комплексного подхода к управлению санаторно-курортным комплексом необходимо постоянное взаимодействие его элементов на принципах четкого разделения функций и полномочий различных уровней организационно-экономической
структуры. С этой целью целесообразно также выделение разноуровневых элементов, регулирующих вопросы финансирования, контроля, координации и взаимодействия системы управления с общественными организациями.
С целью практической реализации сформулированных положений и для проработки различных аспектов, стоящих перед его организационно-экономической структурой задач, разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона.
Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответ-свующие функциональные области:
- подсистема управления и координации;
- подсистема финансирования;
- подсистема подготовки кадров;
- подсистема реализации санаторнокурортных услуг;
- подсистема инфраструктурных элементов.
В данной модели не приведена подсистема информационного обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает практически все организационные взаимосвязи между подсистемами.
Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.
Координирующую роль на уровне региона наравне с государственными органами управления должно выполнять общественное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКУ. Данное объединение
необходимо для целей стратегического планирования на региональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.
В рамках предложенной модели выполнение функций согласования предполагается возложить на координационный совет по развитию СКК. Среди основных функций данной структуры можно выделить следующее:
- формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов;
- текущее взаимодействие как с исполнительными органами власти субъекта Федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важнейших инфраструктурных элементов;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
- финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
- создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потенциальным клиентам.
Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффективности и управления организацией такого типа являются актуальными и находят освещение в специальной литературе. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подконтрольной организацией, тем меньшим капиталом последней необходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в том числе и государства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта.
Основным критерием успешного функционирования большинства санаторно-курортных учреждений (СКУ) является степень отдачи на вложенный капитал и хозяйственная активность, измеряемая налоговыми поступлениями в бюджет различных уровней.
Приоритетной задачей организационноэкономической модели управления является обеспечение функционирования стабильной и гибкой финансовой подсистемы обслуживания санаторно-курортного комплекса. При формировании внешних и внутренних функциональных взаимосвязей подсистемы закладывается механизм многоканального финансирования с превалирующей ролью инвестиционной составляющей.
Для создания эффективных взаимосвязей и устойчивых финансовых потоков между субъектами СКК предлагается модель формирования инвестиционного портфеля в холдинговой структуре регионального санаторно-курортного комплекса, основными элементами которого являются:
- специализированный курортный банк, реализующий все виды операций, включая трастовые;
- страховые медицинские организации,
аккумулирующие средства клиентов санаторно-курортного комплекса с целью финансирования реализуемых дискретно в течение определенного периода санаторно-
курортных услуг и формирования инвестиционных потоков, направленных на развитие материальной базы. Деятельность страхового института позволяет также оптимизировать налогообложение хозяйствующего субъекта при оплате услуг санаторно-курортного комплекса;
- специализированная фондовая биржа (либо ее функции могут выполнять подразделения неспециализированных финансовых институтов), обеспечивающая свободное хождение на фондовом рынке акций и других ценных бумаг как санаторно-курортных учреждений, так и других хозяйствующих субъектов, входящих в структуру СКК с целью обеспечения инвестиций для покрытия затрат на капитальное строительство, повышения ликвидности и поддержания реальной стоимости капитала;
- бюджет субъекта Федерации - финансирование на возвратной основе наиболее приоритетных направления развития санаторно-курортного комплекса;
- формирование прямых долгосрочных договорных отношений с крупными хозяйствующими субъектами. Объектом сделки, как правило, являются пакеты санаторно-
курортных услуг, составляющие более 5 % от общего объема реализуемых услуг.
Важнейшим показателем, влияющим на эффективное функционирование предлагаемой подсистемы, является инвестиционный климат региона. Из трех существующих наиболее характерных подходов к оценке инвестиционного климата целесообразно, на наш взгляд, применить факторный. Он основан на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них:
- характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматической потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);
- общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы);
- зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);
- политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);
- социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищнобытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов);
- организационно-правовые факторы (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);
- финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества, кредиты банков на 1000 населения, удельный вес долгосрочных кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий).
Отличительными особенностями многофакторного подхода к оценке инвестиционного климата являются: противоположность категорий инвестиционного климата и инвестиционного риска; разграничение понятий инвестиционного и предпринимательского климата; связь инвестиционного климата с инвестициями в реальный сектор экономики; упор на объективный характер инвестиционного климата региона, его независимость от воли отдельных инвесторов; связь инвестиционного климата с инвестициями в основной капитал; многоуровневый характер данного подхода; связь инвестиционного климата с инвестиционным потенциалом и условиями деятельности инвестора; приоритет качественной однородности факторов при классификации регионов.
Применение факторного подхода позволяет организовать мониторинг текущей ситуации в области региональных финансов, прогнозировать дальнейшее развитие инвестиционного климата, организовать на уровне законодательного регионального органа целенаправленную работу по совершенствованию и дальнейшему развитию нормативноправового пространства санаторно-курортного комплекса.
Подсистема подготовки кадров является одним из важнейших элементов организационно-экономической модели СКК, так как
уровень оказываемых услуг напрямую зависит от уровня используемых технологий, основанных на использовании высококвалифицированного персонала.
В образовательных технологиях основное место занимают профессионально-образовательные программы, которые строятся на реализации следующих идей:
- система подготовки кадров является самонастраивающейся к потребностям динамично изменяющегося рынка труда; важнейшее значение приобретает прогнозирование стратегических преобразований структуры экономики в целях своевременной корректировки учебного процесса;
- фундаментализация содержания во взаимосвязи с практической направленностью профессиональной подготовки;
- целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность;
- ориентация на творчество, самобытность, индивидуальность каждого студента;
- широкое внедрение и использование новых информационных технологий.
Типовая структура модели многоуровневой системы подготовки работников СКК позволяет решить следующие конкретные задачи:
- соблюдение принципа непрерывности образования;
- интеграция учебного, научного и производственного процессов;
- выпуск специалистов с высокой профессиональной подготовкой после каждого цикла комплексной ступенчатой системы подготовки кадров;
- эффективное использование ограниченных педагогических и материальных ресурсов.
На основе этой модели осуществляются конкретные шаги в области становления практически заново создаваемой системы образования в СКК. Концепция обучения основана на непрерывном цикле последовательной подготовки и переподготовки работников санаторно-курортной сферы в системе специализированных учебных заведений.
Перейдем к рассмотрению подсистемы информационного обеспечения.
Функциональный состав подсиситемы определяется особенностями Сочинского
региона, тем не менее, можно выделить следующие основные функции подсистемы информационного обеспечения:
- выявление потребности подсистем системы управления СКК в информации по различным направлениям деятельности (оперативное управление и контроль, стратегическое управление);
- определение необходимого ресурсного обеспечения и поиск источников финансирования;
- формирование структуры элементов подсистемы информационного обеспечения;
- формализация, формирование и обслуживание информационных потоков.
Указанный набор функций определяет элементы подсистемы информационного обеспечения. При создании подсистемы в форме информационного центра следует выделить следующие отделы, обслуживающие различные направления взаимодействия подсистем системы управления санаторнокурортным комплексом:
- создание, анализ и обновление баз данных по нормативно-правовому регулированию санаторно-курортного комплекса;
- сбор, обработка и анализ информации маркетингового характера о деятельности СКУ;
- региональная сеть по бронированию санаторно-курортных услуг и информационному обеспечению потребителей с интегрированным интерфейсом в глобальную сеть Шете!
Предлагаемая структурная схема информационного обеспечения санаторно-курортного комплекса, включающая в себя информационный центр по бронированию санаторно-курортных услуг, представлена на рис. 2.
Создание и внедрение такого центра в Сочинском регионе обусловлено следующими причинами:
- снижение объемов финансирования оздоровления и реабилитации населения региона за счет средств Фонда социального страхования;
- постоянно возрастающий поток заявок от клиентов (как туристических агентств, так и частных лиц);
- повышение требований к качеству и уровню обслуживания;
Служба размещения СКУ
INTERNET
Рис. 2. Структурная схема информационного центра санаторно-курортного комплекса Сочинского региона
- стремление повысить удобство работы для клиентов и предоставить наиболее полную и оперативную информацию об имеющихся предложениях, минимизировать временные и финансовые затраты клиентов на решение процедурных вопросов по поис-
ку, анализу, отбору, заказу и оплате санаторно-курортных услуг;
- необходимость внедрения четкой системы контроля оплаты заявок, выписки путевок, обмена информацией о заездах от санаториев, пансионатов и домов отдыха.
Необходимо создание такой системы, которая могла бы попытаться упорядочить внутренний рынок при активном участии администрации. Основные цели - пропаганда отдыха в регионе, продвижение региональных санаторно-курортных услуг, совершенствование системы массового лечебнооздоровительного отдыха населения, повышение качества оказываемых услуг, развитие санаторно-курортных учреждений за счет активного поиска инвесторов.
Внедрение информационного центра в Сочинском регионе позволит сотрудничать региональным специализированным объектам размещения (к которым относятся и СКУ) с туристскими агенствами из других
регионов России с более высоким уровнем доходов населения и, соответственно, обеспечит положительное сальдо финансовых потоков в данной сфере.
Поступила в редакцию 18.02.2008 г.
Bykova O.N. Development of organizational-economic model of the Sochi Regional sanatorium complex management. The author considers perfection of the strategies of the sanatorium complex on different objects of Sochi. Programs of regional development in different time intervals are analyzed. Principles of creation of intermediate term programs of a sanatorium complex management are revealed.
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ С.В. Филин
В статье предложен анализ развития банковской деятельности в регионе на примере Тамбовской области. Рассмотрены функции банковского сектора в регионе.
Ключевые слова: региональный аспект развития банковского сектора, анализ, перспективы развития банковского сектора в регионе.
Эффективность экономической системы зависит от многих составляющих, но, несомненно, важнейшими факторами являются состояние и тенденции развития банковского сектора.
Происходящие в настоящее время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии мировой экономики. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобализации происходит структурная перестройка банковского бизнеса, и от того, как она повлияет на функционирование отечественных кредитных организаций, будет зависеть благополучие как клиентов конкретных банков, так и всех граждан.
Региональный анализ развития банковской деятельности имеет значение как для оценки ситуации в нашей области, так и для оценки проблем и перспектив всей российской банковской системы [1-11].
При комплексном рассмотрении функционирования банковского сектора региона необходимо остановиться на следующих направлениях:
- дать характеристику состояния банковского сектора в области;
- оценить роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии региона и происходящие изменения;
- выделить наиболее перспективные сегменты спроса на банковские услуги;
- выявить основные ограничения для реализации потенциала развития банковского сектора региона.
В настоящее время в нашей области создана развитая сеть кредитных организаций и их структурных подразделений различных видов и масштабов деятельности, которые оказывают весь спектр банковских услуг организациям и частным лицам.
На начало 2008 г. на территории Тамбовской области действовали 2 самостоятельные