РАЗДЕЛ 4.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОСТАТИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Батчаева С.М.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕКРЕАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ЮГА РОССИИ: ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Качество продукции, работ, санаторно-курортных, туристических и иных видов услуг, их конкурентоспособность находятся в прямой зависимости от уровня развития технологий, постоянного перевооружения и обновления основных фондов производственного и непроизводственного назначения.
Исходя из этого, инвестиционная политика должна быть ориентирована на развивающуюся рыночную систему хозяйствования в стране, базироваться на принципиальных положениях социальноэкономической программы развития российской экономики. Особо следует подчеркнуть, что при формировании инвестиционной политики целесообразно использовать системный подход. Это обусловлено тем, что использование системного подхода дает возможность рассматривать инвестиционную политику в качестве единого целого, а именно системы, охватывающей логически взаимосвязанные составные элементы более низкого порядка и в то же время являющейся неотъемлемой частью общей социальноэкономической системы более высокого уровня, в которой инвестиционная поли-
тика взаимодействует с другими подсистемами. Системный подход позволяет при формировании инвестиционной политики осуществлять взаимодействие с системой более высокого порядка (социальноэкономической политикой) через входящие и выходящие потоки экономикостатистической информации. Экономическая политика, опирающаяся на информационные ресурсы, отражает все сферы жизнедеятельности общества и формируется, с одной стороны, как совокупность методов регулирования социально-
экономического развития страны, федерального бюджета, спроса и предложения, экологии, технической и технологической базы, вложений в человеческий капитал всех видов экономической деятельности, а с другой — с учетом положений инвестиционной политики, являющейся и источником формирования и основным направлением поддержки реализации экономической и промышленной политики страны.
Определяя систему и представляя ее в качестве единого целого, невозможно обойтись без понятия структуры, которая является одним из основных элементов статистического анализа. Структура сис-
темы позволяет упорядочить ее индивидуальные элементы и взаимосвязи между ними по какому-либо одному признаку. При этом система представляет собой определенную ступенчатую иерархическую конструкцию, опирающуюся на многоуровневую информационную базу.
Поскольку инвестиционная политика может быть представлена, с одной стороны, как неотъемлемая часть системы более высокого уровня, а с другой стороны, как целостная система, обладающая собственной внутренней структурой, такое системное понимание позволяет выстроить следующую иерархическую конструкцию (рис. 1).
Следует подчеркнуть, что каждый уровень предложенной на рисунке 1 конструкции опирается на соответствующие статистические массивы. Системный
подход позволяет выделить три главных условия его результативности.
- наличие инвестиционных возможностей, то есть финансовых ресурсов (собственные средства + доступные кредиты + привлекаемый акционерный капитал + реальные прямые иностранные инвестиции), которые можно было бы свободно направляться на развитие произ-
водства и социальной сферы;
- наличие у потенциальных инвесторов реальных инвестиционных намерений. Дело в том, что у значительной части хозяйствующих субъектов даже при наличии свободных финансовых ресурсов могут отсутствовать инвестиционные намерения, то есть желание вложить финансовые ресурсы в развитие производства и социальной сферы;
- наличие цивилизованной среды для осуществления инвестиционных вложений. Отсутствие данного условия для отечественных и потенциальных зарубежных инвесторов влечет за собой следующие отрицательные моменты: перерасход финансовых ресурсов из-за отсутствия реальной конкуренции; длительные сроки омертвления капитала (в 2,2-2,5 раза выше, чем в развитых европейских странах); расходование значительных средств, сил и времени на обоснование и необходимость принятия предложенного инвестиционного проекта для подъема определенного вида экономической деятельности; неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно специальных арбитражных судов, стабильных страховщиков и залоговых учреждений.
Рис. 1. Механизм реализации инвестиционной политики
Последовательное и взаимосвязанное решение этих трех групп вопросов, с нашей точки зрения, будет способствовать созданию определенных предпосылок для осуществления инвестиционной деятельности.
Особо подчеркнем, что инвестиционная деятельность, проводимая в рамках инвестиционной политики, включает ряд элементов: цель, стратегия, экономический потенциал, структуру экономики и
инструменты реализации.
Определяющим в содержании социально-экономической политики страны (региона) является вид экономики, обусловливающий цели и стратегические ориентиры его инвестиционной политики. В настоящее время различают пять видов экономики.
В таблице 1 отражена взаимосвязь элементов инвестиционной политики и вида экономики.
Таблица 1. Взаимосвязи элементов инвестиционной политики и видов экономики
Элементы Вид экономики
инвестицион- ресурсный ресурсно- инвестиции- инвести-ционно- инновации-
политики инвестиционный онный инновационный онный
1. Цель Максимизация Реструктуризация Рост рыночной Экономический Развитие и
прибыли производства стоимости капитала рост и вложения в человеческий капитал капитализация знаний
2. Стратегия Ценовая Ценовая и Дифференциа- Неценовая Инновации
конкуренция неценовая конкуренция ция и диверсификация конкуренция
3. Экономи- - сырье - сырье - сырье - сырье - сырье
ческим - основные - основные - основные - основные - основные
потенциал производствен- производствен- производствен- производствен- производ-
ные ные ные ные ственные
фонды фонды фонды фонды фонды
- трудовые - трудовые - трудовые - трудовые - трудовые
ресурсы ресурсы - инфра- ресурсы - инфра- ресурсы - инфра- ресурсы - инфра-
структура структура - низкие инвестиционные риски структура - инвестиционная привлекательность - инвестиционная активность структура - инвестиционный климат - социальный капитал - знания
4. Структура - товары - товары - товары - товары - товары
экономики народного потребления народного потребления народного потребления народного потребления народного потребле-
- производст- - производствен- - производст- - производствен- ния
венные средства ные средства про- венные средства ные средства - производ-
производства изводства производства производства ственные
- услуги - услуги - технологии - услуги - технологии - знания средства производ- ства - услуги - технологии - знания - информационные системы
5. Инструмен- Структурные, инвестиционные, целевые программы социально-экономического развития
ты реализации (страны, региона и т.д.)
Все приведенные в таблице 1 виды экономики имеют свою информационную базу, которая входит в единый массив информационных ресурсов экономики страны и ее регионов.
Ресурсная экономика — система организации национальной экономики, основанная на использовании производственного и трудового потенциала и направленная на снижение издержек производства. В условиях ресурсной экономики основной целью инвестиционной политики является максимизация прибыли хозяйствующих субъектов. Эта цель формулируется в соответствии с имеющимся социально-экономическим потенциалом (природные, сырьевые, трудовые ресурсы, основные производственные фонды).
Цель и социально-экономический потенциал экономики определяют стратегические ориентиры, которые в рамках ресурсной экономики направлены на снижение издержек производства и ценовую конкуренцию. В этих условиях структура экономики довольно проста и ограничивается производством товаров народного потребления (ТНП) и средств производства (ПСП).
Ресурсно-инвестиционная экономика располагает более мощным социальноэкономическим потенциалом, который, помимо трудовых, сырьевых, природных ресурсов и основных фондов, включает еще и развитую рыночную инфраструктуру.
Последняя характеризуется совокупностью субъектов материального, технологического, организационного, финансового и правового характера и обеспечивает непрерывность функционирования рыночного механизма и воспроизводства процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, формируемых на рынке под воздействием спроса и предложения.
Инвестиционная экономика в качестве основной цели инвестиционной политики определяет рост рыночной стоимости капитала. Она располагает более развитым социально-экономическим потенциалом, который наряду с вышеперечисленными элементами включает в себя низкие инвестиционные риски, способст-
вующие реализации цели инвестиционной политики, а это, в свою очередь, определяет корпоративную стратегию — дифференциацию и диверсификацию производства.
Основными целями инвестиционной политики инвестиционно-инновационного типа экономики на всех уровнях управления являются экономический рост и вложения в человеческий капитал. Последние предполагают целенаправленное формирование качества одного из основных ресурсов экономики — человеческого капитала.
Человеческий капитал — это имеющийся у каждого индивида запас знаний, навыков и мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал являются вложения в образование, накопление производственного опыта, охрану здоровья, географическую мобильность, поиск информа-1
ции.
В условиях экономики этого типа экономический потенциал характеризуется инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью. Инвестиционно-инновационная экономика создает определенные предпосылки для формирования целевых установок инвестиционной политики в регионе. Это прежде всего улучшение инвестиционного климата за счет его качественной составляющей — снижения инвестиционных рисков, а также за счет инфраструктурной и трудовой составляющих инвестиционного потенциала, имеющих значительный резерв для повышения рейтинга инвестиционной привлекательности.
В рамках теории человеческого капитала получили объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и много другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. «Состоя-
1 Becker G.S. Human Capital. — N.Y., 1964. 212
ние здоровья также трактуется в теории человеческого капитала как некий капитальный запас — частью унаследованный, частью благоприобретенный. В течение жизни человека происходит износ этого капитала, ускоряющийся с возрастом. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять этот процесс.
Вышеизложенное объясняет обращение к рассмотрению вопроса состояния и динамики развития с точки зрения инвестиционной привлекательности рекреационной сферы Северного Кавказа.
Развитие санаторно-курортной и туристической сферы представляется весьма актуальной задачей для экономики России, которая имеет реальные предпосылки для достижения мировых показателей в области санаторно-курортного и туристического бизнеса. Не является исключением и жемчужина Кавказа регион Кавказских Минеральных Вод.
Одним из важнейших условий для воспроизводства конкурентоспособных санаторно-курортных и туристических услуг в России является обновление их инфраструктуры. Нехватка собственных средств влечет необходимость поиска новых источников финансирования, активизацию инвестиционной политики, как за счет российских, так и за счет зарубежных инвесторов.
Для анализа сложившейся ситуации, выбора оптимального решения задачи привлечения инвесторов в рекреационный комплекс северного Кавказа встает проблема формирования единой информационно-статистической базы данного сегмента экономики, построенного на единых методологических принципах, применяемых в отечественной статистической практике и основанных на международных стандартах статистического учета.
Особо подчеркнем, что характер современного этапа развития российской экономики предполагает необходимость разработки государственной инвестиционной политики, содержащей новые подходы к регулированию инвестиционной
деятельности, к стимулированию притока иностранного капитала в российскую экономику и учитывающей необходимость существенного расширения форм привлечения иностранных инвестиций.
От инвестиционной политики во многом зависит национальный и региональный инвестиционный климат, который влияет на эффект и масштабы капитальных вложений.
На практике степень разработанности региональной инвестиционной политики в промышленных регионах гораздо выше, чем в рекреационных регионах. На Кавказских Минеральных Водах (КМВ) инвестиционная политика на сегодняшний день имеет недостаточную степень разработанности и освещения, что требует серьезных наработок к методологическим подходам формирования потоков прямых иностранных инвестиции в рассматриваемый регион. Отмеченные моменты, в свою очередь, требуют формирования информационных массивов, отражающих состояние и динамику рекреационного комплекса данного территориального образования.
При формировании региональной инвестиционной политики и портфеля инвестиции необходимо помнить, что в соответствии с Федеральным законом «О природных и лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах» реорганизация санаторно-курортных организаций должна осуществляться с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
Регион Кавказских Минеральных Вод включен в национальный проект, одной из задач которого является реализация программы оздоровления нации, это прямые капитальные вложения в человеческий капитал.
«Кавказские Минеральные Воды — особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации — по праву считается национальной гордостью страны, его Федеральные курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железно-водск, это визитная карточка нашего
Ставропольского края»1, — неоднократно подчеркивал губернатор Ставропольского края Александр Черногоров.
В настоящее время регион КМВ рассматривается как крупнейший и уникальный круглогодичный курортно-
туристический комплекс Российской Федерации, который может обеспечить оздоровление нации на достаточно высоком уровне.
Регион КМВ представляет собой единую экономическую зону, сложившуюся на основе взаимозависимости и общности интересов муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и жителей региона.
Известно, что экономическое благополучие хозяйствующих субъектов и жителей региона зависит от программы регионального развития курортной системы КМВ.
В настоящее время о КМВ можно говорить как о крупном курортном мегаполисе с численностью постоянного населения более одного миллиона человек, так как границы между городами курортов практический стерлись.
В плане реализации рекреационных возможностей Кавказских Минеральных Вод в ближайшие десятилетия регион будет развиваться с опорой на свои уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. К 2020 г. планируется увеличение емкости новых санаторно-курортных комплекса КМВ в 1,5 раза за счет строительства новых санаторно-курортных объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод.
В ближайшие десятилетия основу экономики региона будут составлять: санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, комплекс «торговля — транспорт — логистика», комплекс «образование — наука — инновации» и агропродовольственный комплекс.
1 Кавказские Минеральные Воды: Путеводитель-справочник. — Минеральные Воды, 2004.
Главное предназначение региона КМВ отражено в его миссии, которая формулируется как «уникальный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов».
Реализация всех проектов в данном регионе основывается на нескольких составляющих, что позволит, с нашей точки зрения:
- сохранить и развить уникальный природно-ресурсный комплекс;
- развить санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс на юге России;
- развивать экономику, инфраструктуру и пространственное развитие региона;
- совершенствованию системы управления.
Информационная база Кавказских Минеральных Вод показывает, что санаторно-курортный комплекс этого региона имеет природно-ресурсный потенциал развития в виде неиспользуемых запасов минеральной воды для бальнеологических целей (около 4 тыс. куб. м в сутки), который позволяет увеличить потенциальную емкость курортов КМВ в 2 раза до 112 тыс. человек в месяц, или до 1,35 млн человек в год.
Статистические ресурсы маркетингового исследования данного вопроса позволяют утверждать о наличии растущего внутреннего спроса на санаторнокурортные услуги и определить основную цель стратегии развития санаторнокурортного комплекса КМВ как «увеличение потенциальной емкости санаторнокурортного комплекса КМВ в 2 раза за счет строительства новых санаторнокурортных комплексов (детских, семейных, специализированных, элитных) путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и месторождений минеральных вод».
Считаем важным подчеркнуть, что санаторно-курортный комплекс целесообразно развивать как кластер в виде комплекса взаимосвязанных и взаимодей-
ствующих предприятий. Опираясь на конкурентные преимущества (целебные источники, грязи, курортные технологии, комфортные климатические условия, удобное географическое расположение, транспортная инфраструктура), необходимо развивать все составляющие кластера: санаторно-курортные объекты, учреждения здравоохранения, вузы и НИИ, объекты туризма и развлечений, и для этого нужно использовать имеющиеся современные механизмы: создание особой экономической зоны, рациональное недропользование, поддержка бюветов, парков, благоустройство1.
Учитывая, что регион КМВ, является уникальным, особо охраняемым эколо-го-курортным регионом Российской Федерации, то вопросы формирования инвестиционной программы должны опираться на качественные информационные ресурсы и решаться при участии федеральных, региональных и муниципальных образований.
На сегодняшний день имеет место множество вариантов формирования инвестиционного портфеля развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, это может быть как частный капитал, отечественный, иностранный, совместный, так и го -сударственный (федеральный, региональный, местный и иной) капитал. Поэтому муниципальные образования городов-курортов, создавая инвестиционную программу и систему управления инвестиционной деятельностью в регионе, должны создавать оптимальные условия для привлечения как государственного, так и частного капитала.
И в то же время основным источником финансирования развития санаторнокурортного комплекса могут стать средства государственных бюджетных и внебюджетных фондов, средства населения, физических и юридических лиц на определенных взаимовыгодных условиях.
Кроме вышеперечисленных, основным источником финансирования инвестиционных проектов национальной значимости может стать часть Пенсионного и стабилизационного фондов. При этом, с нашей точки зрения, государство должно иметь контрольный пакет в регионе КМВ в санаторно-курортном и туристско-рекреационном комплексе и службу контроллинга при Администрации КМВ для регулирования вопросов качества услуг и ценообразования.
Учитывая, что для России характерны три уровня управления инвестиционными процессами: федеральный, региональный и на уровне отдельных комплексов и предприятий, и при этом на каждом конкретном уровне реализуются конкретные цели и задачи, что опирается на качественные информационно-статистические ресурсы, имеющие единый методологический подход формирования анализа.
Библиографический список
1. Becker G.S. Human Capital. — N.Y., 1964.
2. Becker G.S.A Theory of the Allocation of Time // Economic Journal. — 1965. — Vol. 75. — № 299.
3. Кавказские Минеральные Воды: Путеводитель-справочник. — Минеральные Воды: Издательство «Вестник Кавказа», 2004.
4. Крыловских А. Развитие Кавказских Минеральных Вод // Современный Кавказ. — №07(4). — Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2007.
5. Пиденко А.В. Инвестиционная привлекательность на предприятиях машиностроительного комплекса и стратегия ее повышения: Монография. — Ростов н/Д, 2005.
1 Крыловских А. Развитие Кавказских Минеральных Вод // Современный Кавказ. — 2007. — № 07 (4).