17.6. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА КМВ В НАПРАВЛЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Данченко Надежда Викторовна, декан факультета экономики и управления, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии, к.э.н. ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Пятигорск Коваленко Алла Анатольевна, доцент кафедры Экономики и управления на предприятии, к.э.н. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск
Аннотация: статья посвящена рассмотрению направлений осуществления Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды до 2020 года. По результатам исследования представлены возможные варианты реализации рассматриваемой стратегии.
Ключевые слова: регион, стратегия развития,
модернизация, устойчивое развитие.
THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT ECOLOGICAL AND RECREATIONAL REGION OF KMV IN THE DIRECTION OF MODERNIZATION
Danchenko Nadezhda Viktorovna, Dean of the faculty of Economics and management, associate Professor of the chair. Economics and management at the enterprise, Cand.Econ.Sci., FGAOU VPO «The North-Caucasian Federal University», Pyatigorsk
Kovalenko Alla Anatolievna, associate Professor of the chair. Economics and management at the enterprise, Cand.Econ.Sci. FGAOU VPO «The North-Caucasian Federal University», Pyatigorsk
Annotation: the article is devoted to the directions of the Strategy of socio-economic development of a specially protected ecoresort region of the Russian Federation the Caucasian Mineral Waters to 2020. According to the research results are presented possible options for the implementation of the strategy.
Keywords: region, the strategy of the development, modernization, sustainable development.
Регион Кавказские Минеральные Воды, как и Ставропольский край в целом, относится к разряду низкодоходных территорий. При этом основная часть экономически активного населения КМВ, нуждающегося в трудоустройстве, ищет работу самостоятельно, не рассчитывая на
малопривлекательные и низкооплачиваемые места, которые предлагают службы занятости, путем неформальной занятости, самозанятости, трудовой миграции. В системе образования существует дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, снижена роль начального профессионального образования, чрезмерно развита филиальная сеть
высших учебных заведений, готовящих невостребованных в регионе специалистов. Решение этой проблемы требует инвестиций в человеческий капитал, определения реальных потребностей рынка труда во всех отраслях хозяйственного комплекса агломерации Кавказских Минеральных Вод, приведения в соответствие деятельности регионального рынка образовательных услуг с потребностями регионального рынка труда, создания необходимых рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях региона.
Решение данной проблемы требует повышения экономической активности населения региона, которое только и может быть достигнуто на путях повышения уровня малого и среднего предпринимательства, причем в развитии кластера «санаторно-курортный комплекс, рекреация» и других кластеров, играющих наиболее существенную роль в экономике региона. Однако, данная проблема также не нашла отражения в перечне проблем сферы экономики санаторнокурортного комплекса и других, перечисленных в Стратегии1.
Обращаясь к вопросу о конкурентных преимуществах региона Кавказских Минеральных Вод, следует отметить, что стратегия к таковым относит, во-первых, уникальность, разнообразие, компактность размещения, комплексность лечебно-
оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт. При этом отмечается, что по ресурсам регион превосходит Карловы Вары.
Во-вторых, уникальные технологии. Правда, по-нашему мнению, вопрос об их уникальности следует тесно увязать с проблемой их эффективности в аспектах оздоровления, экономичности, социального эффекта. Обоснование этих моментов служит необходимым условием установления их реальной конкурентоспособности в сравнении с другими технологиями, выявления преимуществ.
В-третьих, богатое культурно-исторической наследие региона, которое представлено в виде туристического продукта в регионе явно ненадлежащим образом, тем более, в условиях, когда потребитель, а в особенности, поколение 80-х-90-х годов вообще мало интересуется литературой, культурой, историческими памятниками XIX века. Конкурентоспособность продукта одной из своих первых и основополагающих характеристик имеет показатель экономической эффективности, анализ уровня доходности, рентабельности использования данных ресурсов. В этом отношении конкурентоспособность культурноисторического наследия представляется
сомнительной.
Не вызывает сомнений, наряду с ресурсами рекреации, выгодность географического положения, а также наличие важнейшего транспортного узла.
Обращаясь к безопасности региона, следует отметить, что при относительном благополучии современной ситуации эта безопасность, по сути, относительна и во многом зависит от складывающейся и изменчивой политической конъюнктуры.
Что касается инновационно ориентированной политики Ставропольского края, то общеизвестно, что
1 Стратегия социально-экономического развития экологокурортного региона РФ Кавказские Минеральные Воды на период до 2020 года.
она серьезно уступает ряду других регионов юга России, в том числе: Ростовской области,
Краснодарскому краю, Волгоградской области, а благоприятный инвестиционный климат существует при достаточно низкой инвестиционной активности, которая, как известно, является результирующим показателем инвестиционного климата.
Наконец, присутствие Администрации КМВ, обозначенное как одно из конкурентных преимуществ, по нашему мнению, не выдерживает критики. Наличие Администрации, безусловно, является победой региона и позитивным явлением. Однако, присутствие административного органа власти в регионе - само по себе - нормальное явление, а не конкурентное преимущество. К этому следует добавить, что полномочия Администрации КМВ, как известно, не подкреплены необходимыми механизмами исполнения решений, а сама по себе она является организацией, которую сложно отнести к местным, региональным, либо федеральным органам власти. Администрация реализует государственную идеологию, и, по сути, не ориентирована на развитие конкурентного рынка в своих политических устремлениях.
Выход на мировой рынок санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг даже в варианте прироста доли клиентов из дальнего зарубежья на 57%, безусловно, представляет существенный интерес. Это самостоятельный сегмент рынка санаторнокурортных услуг, который сконцентрирован в новейших объектах курорта и рекреации и его развитие никоим образом не противоречит первым двум подходам. Поэтому в данном случае нам представляется целесообразным отказаться от выбора из числа предложенных сценарных вариантов и развиваться по всем трем предложенным вариантам, реализуя все необходимые возможности и ресурсы развития по каждому из них2. Естественно, что другие кластеры, представленные в экономике региона и которые на сегодняшний день по своей доходности превышают кластер «санаторно-курортный и рекреационный» в своей деятельности должны будут ориентироваться на потребности кластера курорт-рекреация.
Доходы, полученные в регионе, в своей значительной части должны оставаться в регионе и использоваться на его экономическое и социальное развитие. В этом залог создания модернизированной конкурентоспособной экономики региона Кавказские Минеральные Воды.
Перспективным представляется обеспечение конкурентных преимуществ региона на основе развития сектора предпринимательства. Ожидаемые результаты стратегического развития
предпринимательства на КМВ не ориентированы на увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций региона, повышение темпов прироста количества малых предприятий, а также предприятий без образования юридического лица, увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике региона. Между тем на современном
2 Катренко В.С., Слепаков С.С., Коваленко А.А., Модернизация кластера «курорт-рекреация» в агломерационной системе. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing [email protected] Dudweiler Landstr.99.66123 Saarbrucken. Germany.
курорте вся система туристско-рекреационных услуг должна быть построена на функционировании малого и среднего бизнеса в различных организационноправовых формах.
На бюджетных ресурсах и централизованно управляемом неконкурентном развитии курорт федерального, и, тем более, мирового уровня, нереализуем. Тем более, что механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности в современных условиях далек от совершенства (табл.).
Таблица 1.
Структура объемов финансирования основных
направлений стратегии социально-экономического развития
3
КМВ на период до 2020 года по основным источникам, в %
Направления Федеральный бюджет Бюджет субъекта федерации Местный бюджет Внебюдаетные средства
Сохранение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала, обеспечение экологичной безопасности региона КМВ 69,8 11,7 13,1 5,4
Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс 7.6 0,5 0.7 91.2
Экономика и хозяйственный климат І3.0 1,5 . 85.4
Общество и социальная сфера 20.8 9,7 10.6 58,9
Инфраструктура и пространственное планирование 59,9 9,3 5,7 25,1
Система мер государственного м местного управления 29,8 25,8 44,4
Среди основных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, выделяются предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности, государственных гарантий, льготных ставок арендной платы за пользование имуществом находящимся в собственности Ставропольского края, за счет регионального краевого бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, инвестиционного налогового кредита, целевых средств регионального краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов, освобождение субъектов инвестиционной
деятельности от арендной платы за использование имущества, находящегося в государственной собственности.
Однако, фактически, для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Ставропольском крае, установлены лишь следующие налоговые льготы: это уменьшение размера ставок налога на прибыль в части уменьшения средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края, освобождение от уплаты налога на имущество в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края, освобождение от уплаты земельного налога, в той же части.
3 Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды до 2020 года.
Сегодня Правительство Ставропольского края вправе за счет средств бюджета предоставлять субсидии и кредиты на оплату части процентной ставки по кредитами, предоставляемым организациям и индивидуальным предпринимателями на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов и компенсацию части лизинговых платежей за оборудование, поставленное по договору лизинга. Данные возможности государственной поддержки не несут в себе сколь-нибудь значимых стимулирующих начал в деле повышения инвестиционной активности.
Таким, образом, необходима существенная корректировка подходов к разработке и реализации Стратегии социально-экономического развития эколого-рекреационного региона КМВ в направлении модернизации инфраструктуры курорта, наращивания его природно-ресурсного потенциала в соответствии с потребительскими предпочтениями, широкого развития малого и среднего бизнеса, как определяющей силы в сфере предоставления услуг рекреации, а также совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Исходя из представленных данных, очевидно, что Стратегии развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, а также экономики и хозяйственного климата, общества и социальной сферы, рассчитаны, главным образом, на привлечение внебюджетных средств, то есть, на мультипликативный эффект, который должен возникнуть в результате государственных вложений в инфраструктуру, пространственное планирование, систему мер государственного и местного управления, сохранении и рациональном использовании природноресурсного комплекса и обеспечении экологической безопасности региона Кавказских Минеральных Вод.
Выделение в рамках создания особой туристско-рекреационной экономической зоны в регионе КМВ на семи территориях муниципальных образований четырнадцати участков общей площадью в 2000 га с привлечением бюджетных и внебюджетных средств для решения этой задачи явно недостаточно, а в финансовом отношении неопределенно.
Необходимо создание инфраструктуры нового курорта, следовательно, существенной модернизации системы его энергосбережения, энергообеспечения на основе внедрения современных энергоэффективных и сберегающих технологий генерации (например, использования когенерации, энергии геотермальных вод, солнечных батарей и т.п.), а также повышения эффективности действующих энергосистем, Реализация политики снижения энергорасходов призвана повысить конкурентоспособность курорта, ведь не секрет, что, например, в цене санаторной путевки технические расходы составляют до 15%.
Аккумуляция финансовых ресурсов в регионе КМВ должна быть обеспечена на основе использования комплекса внешних и внутренних источников: бюджетных инвестиций; привлечения внебюджетных средств созданием благоприятного инвестиционного климата и реализацией эффекта мультипликации; использования возможностей особой экономической зоны на КМВ посредством особого режима налогообложения, дающего возможность снижения уровня затрат.
Существенную роль в наращивании ресурса развития воспроизводственного комплекса региона
должен сыграть режим экономии. В частности, системное внедрение ресурсов малой энергетики, которое в перспективе способно обеспечить удешевление тепловой и электрической энергии, повышение уровня энергообеспеченности учреждений курорта, отдыха, рекреации, жилищно-коммунальной сферы и других отраслей, стимулирование установки и эксплуатации в объектах жилого фонда, предприятий, организаций, учреждений современного
энергосберегающего оборудования. Это будет способствовать снижению затрат населения при существенном повышении уровня комфортности, сокращению сферы затратного производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.
Комплексное внедрение приборов учета расхода воды, тепла, газа, которое послужит мощным стимулом экономии ресурсов, приведет в соответствие уровень коммунальных платежей с реальным количеством потребляемых благ, послужит мотивом к проведению ремонта и обновления инженерных сетей и оборудования предприятий городской инфраструктуры.
Существенным упущением в предлагаемых стратегических подходах является недооценка роли малого и среднего бизнеса.
Источниками внебюджетных средств должны стать частные инвестиции в развитие предпринимательства, конкурентно-рыночных структур в регионе. Однако, основу развития данных структур, неадекватную рыночной экономике систему собственности в регионе, высокий уровень коррупционности, отсутствие возможности получения на необходимом уровне рентных доходов, монополизм во всех основных сферах экономической деятельности, доминирующую роль фискальной составляющей в действующей налоговой системе и другие моменты, служащие барьерами на пути развития бизнеса и предпринимательства, представленная Стратегия в виде приоритетных стратегических направлений развития, реформировать не предполагает. Это дает основания сомневаться в возможности реализации полноценного мультипликативного эффекта, в привлечении необходимых инвестиций из внебюджетной сферы, а, следовательно, и развития санаторно-курортного, туристско-рекреационного комплекса, экономики и хозяйственного климата, а также решения социальных проблем в соответствии с теми параметрами, которые заложены в Стратегии.
Список литературы:
1. Стратегия социально-экономического развития экологокурортного региона РФ Кавказские Минеральные Воды на период до 2020 года.
2. Катренко В.С., Слепаков С.С., Коваленко А.А., Модернизация кластера «курорт-рекреация» в агломерационной системе. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing [email protected] Dudweiler Landstr.99.66123 Saarbrucken. Germany
3. www. adm-kmv.ru
Reference list:
1. The strategy of social-economic development of eco-resort region of the Russian Federation the Caucasian Mineral Waters for the period up to 2020.
2. Katrenko V.S., Slepakov S.S., Kovalenko, A.A., Modernization of the cluster «the resort-recreation» in the sintering system. Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing [email protected] Dudweiler Landstr.99.66123 Saarbrucken. Germany
3. www. adm-kmv.ru
РЕЦЕНЗИЯ
Обеспечение населения необходимыми и качественными услугами является важным условием функционирования как самого туристско-рекреационного сектора сферы услуг, так и решения социальных программ государства. Решение данной проблемы, с одной стороны, во многом определяет уменьшение зависимости от рекреационных ресурсов других стран, а с другой, - позволяет ускорить решение социальноэкономических задач.
Неотъемлемой частью туристско-рекреационного сектора сферы услуг является ресурсный потенциал (природноресурсная база), развитие которого позволяет решить внутренние социальные проблемы и одновременно утвердиться нашей стране на мировом рынке. Необходимо отметить, что экономическая политика страны как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения и эффективной деятельности туристско-рекреационного сектора сферы услуг была всегда весьма актуальной для России. На протяжении длительного периода рост платежеспособного спроса на внутреннем рынке не соответствовал увеличению объемов услуг, хронический дефицит которых частично покрывался за счет выезда в зарубежные страны на отдых и лечение.
Следует отметить, что для Российской Федерации с ее огромной территорией характерно неравномерное распределение природно-ресурсной базы, обусловленное межрегиональными контрастами географического и социально-экономического положения территориальнорекреационных единиц. Поэтому требуют дальнейшего углубления вопросы реализации стратегии развития отдельных территорий курортно-рекреационного профиля, в частности, особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод.
По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Заведующая кафедрой государственного
муниципального управления ФГБОУ ВПО
«Ставропольский государственный
аграрный университет», д.и.н., профессор
Н. В. Тарасенко