Научная статья на тему 'Управление развитием регионального туристско-рекреационного комплекса КМВ в условиях социально-экономической трансформации'

Управление развитием регионального туристско-рекреационного комплекса КМВ в условиях социально-экономической трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕГИОН / КМВ / DOMESTIC TOURISM / RECREATION / REGION / КMV

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильцова Валентина Ивановна

Четвертый год в стране наблюдается тенденция роста внутреннего туризма. Каждый регион заинтересован в большом притоке туристов, поэтому стремится не только сделать пребывание гостей наиболее комфортным, но и сделать отдых незабываемым, поэтому региону нужны новые подходы, которые выводили бы курорты КМВ на наиболее выгодные, конкурентоспособные рыночные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жильцова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM COMPLEX КМУ IN THE SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATION

For the third year in the country there is a tendency of growth of domestic tourism. Each region is interested in a large influx of tourists, so not only strives to make each guest’s stay more comfortable, but also make the holiday a memorable one, so the region needs new approaches that were taken resorts КMV on the most favorable, competitive market position.

Текст научной работы на тему «Управление развитием регионального туристско-рекреационного комплекса КМВ в условиях социально-экономической трансформации»

УДК 338.48

Жильцова В.И.1

управление развитием регионального туристско-рекреационного комплекса кмв в условиях социально-экономической трансформации

Аннотация. Четвертый год в стране наблюдается тенденция роста внутреннего туризма. Каждый регион заинтересован в большом притоке туристов, поэтому стремится не только сделать пребывание гостей наиболее комфортным, но и сделать отдых незабываемым, поэтому региону нужны новые подходы, которые выводили бы курорты КМВ на наиболее выгодные, конкурентоспособные рыночные позиции.

Ключевые слова: внутренний туризм, рекреация, регион, КМВ.

Zhiltsova V.I.

MANAGEMENT DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM COMPLEX KMV IN THE SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATION

Abstract. For the third year in the country there is a tendency of growth of domestic tourism. Each region is interested in a large influx of tourists, so not only strives to make each guest's stay more comfortable, but also make the holiday a memorable one, so the region needs new approaches that were taken resorts КMV on the most favorable, competitive market position.

Keywords: domestic tourism, recreation, region, КМУ

За последнюю четверть века состояние туристской отрасли в России в связи с изменением условий (международной обстановки, государственной политики, поведения потребителей, неблагоприятных экономических ситуаций и др.) претерпело многочисленные существенные изменения, как в структуре российского туризма, так и на самом рынке туруслуг. События последних лет: антироссийские санкции, чрезмерная миграция населения, нестабильная политическая обстановка в странах Азии и Африки также наложили свой заметный отпечаток на состояние российского туризма.

Долгие благополучные годы российские туристы активно устремлялись в путешествия по миру, но современные реалии изменили ситуацию. Из-за ограниченности сотрудничества в сфере туризма с Турцией и Египтом, происходит переориентация потоков россий-

ских туристов. Из-за резкого падения курса национальной валюты (в результате цены на туры в Турцию, Грецию, другие страны Средиземноморья выросли практически вдвое) и сложившегося кризиса выездного туризма, многим турфирмам приходится работать в ситуации неопределенности.

Все это создало предпосылки (а теперь уже становится и тенденцией) для роста и развития в России въездного и внутреннего туризма. К тому же, события внутри страны также существенно, в лучшую сторону, изменили состояние российской туриндустрии. После проведения зимней Олимпиады 2014 г. и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в октябре 2017 года в мире значительно возрос престиж и привлекательность страны.

О туризме, как перспективной отрасли экономики заговорили на всех уровнях власти. В течение прошлого года прошли 2 заседания

1 Жильцова Валентина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных услуг и менеджмента, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: ([email protected]), т. (89283360906)

Valentina Zhiltsova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Public Services and Management, the North Caucasus institute of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: ([email protected]), t (89283360906)

Президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященные развитию внутренних водных путей и инвестиционной привлекательности российских курортов.

По данным Ростуризма, за 2015 год количество путешествий за рубеж снизилось на 31,3% (рекордное падение за 18 лет) и составило 34,4 млн. туристов. В то же время внутренний поток туристов увеличился на 20% по сравнению с 2014 годом и составил 50 млн. поездок внутри страны. В сравнении с прошлыми сезонами стало существенно больше тех, кто стремится посетить один из уголков России (рост с 4% в 2014 г. до 11% в 2015 г. и до 18% в 2016 г.) [1].

Период с 2014 по 2016 годы в истории рынка внутреннего туризма России стал прорывным за последние 8 лет. Среди туристов никогда еще не пользовались такой популярностью внутренние экскурсионно-туристские маршруты - поездки по городам России с целью знакомства с их культурой, архитектурой и историей. Их число возросло в среднем на 20%.

По данным метапоиска Momondo, за 2015 год популярность маршрутов по России выросла на 49%, в то время как спрос на международные направления увеличился лишь на 5% [2]. В 2015 г. соотношение внутрироссий-ских и зарубежных поездок у туроператоров было 40% на 60%, а в 2016 году прогнозируется: 60% на 40%. Структурные изменения в туристской отрасли в нашей стране начались еще в 2014 г. одновременно с изменениями в политической и экономической ситуации в мире и в стране, банкротством целого ряда крупнейших туроператоров, а в 2015 г. закрепились в пользу внутреннего и въездного туризма.

По итогам летнего сезона 2016 года российская туристская отрасль осуществила переломный момент: впервые число россиян, путешествующих по стране, превысило количество россиян, выехавших за рубеж с туристскими целями - внутренний туризм превзошел выездной. В целом, по прогнозам Ростуризма, в 2017 году ожидается рост на 10-15% числа россиян, отдохнувших внутри страны (свыше 55 млн. чел.).

При анализе динамики туристских потоков

в 2016 году отчетливо определился ещё один важный показательный тренд - это самостоятельное планирование тура туристами, без привлечения помощи со стороны турфирм и турагенств. Количество самостоятельных путешественников выросло в 2015 году на 20% в сравнении с 2014-м годом.

По мнению руководителя Ростуризма Олега Сафонова, росту внутреннего туризма способствовало «создание разнообразных предложений в сфере событийного, познавательного, санаторно-курортного отдыха». Такая ситуация наблюдается впервые за всю историю» [3].

Туристская отрасль, впрочем, как и вся экономика страны и мира, в последние годы испытала много потрясений, последствия которых до сих продолжают ощущать на себе турфирмы. Но так или иначе объем путешествующих не изменился, а лишь поменял акценты. В свете недавних событий у россиян проснулась небывалая любовь к Родине, которая зовет путешествовать по родной стране.

Росту внутреннего туризма способствуют не только внешнеполитические факторы, тенденцию подхватывают и внутри страны. Каждый регион заинтересован в большом притоке туристов, поэтому стремится не только сделать пребывание гостей наиболее комфортным, но и сделать отдых незабываемым.

Для развития внутреннего туризма начинать необходимо как с решения инфраструктурных задач, так и с формирования комплексной политики продвижения регионов; от выявления тех особых преимуществ и уникальных черт, которые могут лечь в основу туристской привлекательности, до системного продвижения региона на рынке внутреннего туризма.

Основной потенциал развития внутреннего и въездного туризма для России связан с ее природной составляющей, поскольку в стране имеется большое количество особо охраняемых природных территорий, которые представляют особый интерес для туристов.

Ставропольский край называют «национальным достоянием», «житницей страны», «уникальной здравницей». Немного найдется регионов не только в России, но и в других странах, о которых можно сказать, что они специально созданы для туризма. Ставрополь-

ский край относится именно к таким местам на карте мира.

Согласно данным исследования Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнала «Отдых в России», посвященного туристской привлекательности регионов РФ, их туристскому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов, в 2016 году Ставропольский край в Национальном туристическом рейтинге занял по этим показателям из 85 субъектов - 13 место, набрав 64,5 баллов. Важнейшими критериями для экспертов стали следующие показатели: уровень развития курортной отрасли, её ежегодный оборот, уникальные особенности региона, его популярность. Также значение придавалось популярности бренда региона в сети Интернет, степени развития транспортной, социальной и культурной инфраструктуры. На положение в рейтинге могла также повлиять криминогенная обстановка и экологическая безопасность территории [4].

Самый мощный курортно-туристский комплекс Ставропольского края представлен Кавказскими Минеральными Водами (КМВ). Кавминводы это не только жемчужина России, как их по праву называют, это еще и высокий статус: «Особо охраняемый эколо-го-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды». Территория региона представляет собой фактор, формирующий стратегический потенциал. Кавказские Минеральные Воды один из самых сильных и надежных брендов Ставропольского края.

В ходе разработки «Стратегии социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года» в результате всесторонних обсуждений была сформулирована миссия региона Кавказских Минеральных Вод: «Уютный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов».

Главная цель развития региона: улучшение качества жизни и повышение уровня благосостояния всех слоев населения региона КМВ. Кавминводы, как впрочем и весь Ставропольский край, богаты памятниками природы. В

2003 году курорт отметил свое двухсотлетие. [5]

Россия является одной из немногих стран мира, в которой создана уникальная система санаторно-курортного дела. Кавказские Минеральные Воды располагают практически всеми типами минеральных вод, лечебными грязями и радоновыми водами. В здравницах городов-курортов осуществляется восстановительное лечение по многим видам хронической патологии, а также оздоровление, как взрослых, так и детей.

В современных условиях проблемам развития регионов придается приоритетное значение, что в свою очередь требует формирования регионально адаптированных подходов к развитию отдельных отраслей и сфер экономической деятельности.

Из-за определенной специфики и сложности, возникших в последние годы внешних и внутренних проблем туристской отрасли, произошло снижение числа россиян, готовых отдавать деньги за отдых за рубежом, за счет чего внутренний туризм получил дополнительный импульс к развитию. Несмотря на значительное ухудшение уровня жизни многих граждан России в течение последних лет, отмечается значительное увеличение числа отдыхающих на российских курортах.

Вот и в данном регионе за последние годы четко наметилась динамика роста отдыхающих, курорты Ставропольского края приняли на отдых значительно большее число туристов: со 120 тысяч человек в 1994 году до 1,2 млн. человек в 2015 г. и 1,4 млн. человек в 2016 г. В то же время возможности региона реально позволяют принимать до трех миллионов отдыхающих в год. В 2014 году регион посетили 1,218 млн. человек, среди которых 879 тысяч человек стали гостями городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, что превысило количество туристов, побывавших на Ставрополье в 2013 году, на 5%. Санаторно-курортные учреждения КМВ оказали отдыхающим услуги более чем на 14 млрд. рублей, что больше показателей 2013 года на 10,6%.

Регион КМВ обладает значительной привлекательностью и конкурентными преимуществами в силу уникальности, контраста, компактного размещения и комплексных ле-

71

чебно-оздоровительных факторов, к которым следует отнести минеральные воды, лечебные грязи, климат, ландшафт. По богатству и разнообразию минеральных источников Кавказские Минеральные Воды не имеют аналогов на всем Евроазиатском континенте, да и в мире в целом. На небольшой территории (546,5 тыс. га) сосредоточены уникальные гидроминеральные богатства, прекрасный букет целебных минеральных вод с утвержденными эксплуатационными запасами в 15,6 тысяч кубических литров в сутки. В пределах горно-санитарной охраны имеется 24 месторождения и участка углекислых, азотных и радоновых вод. При этом природным музеем по праву называют Пятигорск за исключительное разнообразие минеральных источников, сосредоточенных на небольшой площади вокруг горы Машук.

На территории Кавказских Минеральных Вод сосредоточено свыше 130 источников минеральных вод и более 30 типов лечебных грязей, что значительно превосходит мировой аналог Карловы Вары по потенциалу курортных ресурсов. Лечебные грязи Тамбуканского озера не имеют аналогов, но сегодня оно находится под угрозой. В регионе Кавминводы работают клинические, реабилитационные и научные центры, создавшие проверенные временем уникальные лечебно-оздоровительные технологии.

Большой вклад в развитие экономики региона КМВ внесли заводы розлива минеральной воды. 40 предприятий и цехов по промышленному розливу минеральных вод также превысили свой десятилетний уровень производства. В 2015 году они выпустили более 390 млн. литров высококачественной, обладающей уникальными лечебными свойствами и хорошими вкусовыми качествами минеральной воды в ассортименте (нарзан, славяновс-кая, смирновская, ессентуки-2, 4, 17, 20, новотерская-целебная, Машук, рокадовские и др.). Таким образом, можно говорить о росте популярности отечественных марок минеральной и столовой бутилированной воды среди российских потребителей. Отечественные марки являются лидерами и по известности, и по потреблению. Во многом данный факт предпочтительности объясняется как уникальностью розлива таких минеральных вод как «Ес-72

сентуки», «Боржоми», «Нарзан», не имеющих импортных аналогов, так и фактором цены. Отечественные марки воды по цене гораздо дешевле продукции зарубежных компаний, а по качеству им не уступают.

Для широкого познания как отечественными, так и зарубежными потребителями, целебных возможностей более 130 видов вод необходимо издать каталог минеральных вод Ставропольского края. Целесообразно не только дать характеристику питьевых природных минеральных вод, но одновременно по каждому виду минеральной воды привести рекомендации к их лечебному применению, разработанные Научно-исследовательским институтом курортологии Росздрава в городе Пятигорске.

Особенности природно-курортного и климатического потенциала КМВ предопредели его рекреационную специализацию, а характер функционирования здравниц городов-курортов позволил классифицировать Кавказские Минеральные Воды как давно сложившуюся курортную агломерацию.

Федеральный курорт Кавказские Минеральные Воды наиболее популярен у тех, кто уже либо однажды там побывал и был очарован природой, гостеприимством, почувствовал благотворное влияние природных факторов на себе, либо у тех, кто имеет четкие представления о его высоком лечебном эффекте. Таких россиян становится из года в год больше. Как отмечает статистика, немало сюда приезжает гостей из Казахстана, Азербайджана, Армении. Однако для привлечения на курорт еще большего потока отдыхающих надо активнее пропагандировать здоровое долголетие.

Рекреационный субрегион Кавказские Минеральные Воды традиционно считается курортно-туристским, так как данная конструкция доминирует над иными отраслями народного хозяйства, но туристская индустрия на данный момент, является гораздо менее развитой по сравнению с курортной. Для привлечения значительного числа отдыхающих на уникальные объекты рекреации и туризма, Кавказские Минеральные Воды необходимо превратить в регион с развитой туристской инфраструктурой и популярными видами туризма.

В настоящее время на КМВ функционируют 320 коллективных средств размещения в т.ч. 132 санатория, способных обслуживать единовременно 33,5 тыс. отдыхающих. На территории Кавказских Минеральных Вод работает 188 гостиниц, вместимостью 8 тыс. мест, и их загрузка составляет около 96%. В планах администрации Ставропольского края довести число отдыхающих в регионе к 2020 г. до 2 млн. человек. С этой целью была принята особая стратегически и жизненно важная программа развития КМВ. Она содержит целый ряд мер, в т.ч. реконструкция и модернизация имеющихся санаториев Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков, их оснащение современным оборудованием и повышение качества сервиса данных здравниц.

Помимо этого планируется строительство ряда новых санаториев и туристских объектов с использованием государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением иностранных инвесторов (французские компании Compagnie des Alpes и Accor Group, а также американская Starwood Hotels & Resorts рассматриваются в качестве партнеров в рамках комплексной программы развития туристического кластера в Кавказских Минеральных Водах).

За прошедшие годы в крае было немало сделано для улучшения состояния инфраструктуры городов-курортов. Улучшена транспортная доступность. Многие санатории, особенно ведомственные, располагают великолепной лечебно-диагностической базой, используют в своей работе новейшие медицинские разработки. Курорты КМВ сопоставимы с курортами Чехии и Германии, но стоимость пребывания на КМВ, лечение и отдых значительно дешевле. К тому же отсутствует языковой барьер. Хорошо, что Правительство Российской Федерации начинает реагировать на предложения санаторно-курортного сообщества по вопросам снижения цен на перевозки до туристских дестинаций.

В регионе Кавказских Минеральных Вод все активнее ведутся работы по строительству новых и реконструкции существующих здравниц (туристы сейчас очень взыскательные, выбирают отели или санатории с комфортными условиями проживания, развитой ин-

фраструктурой, достойной лечебно-диагностической базой). С целью повышения уровня комфортности во всех городах-курортах ведется активная работа по реконструкции и модернизации имеющейся базы санаториев.

Государство осознало проблему здоровья нации как ключевую для борьбы с демографическим кризисом и выделило ее в качестве важнейшего национального приоритета, что будет способствовать росту расходов на поддержание санаторно-курортного комплекса страны в целом, и КМВ в частности.

В соответствии с программой развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2025 года и прогнозом потребностей в финансировании на первоочередные мероприятия потребуется 395 млрд. рублей, и 60% этих средств придется выделить из бюджета, в т.ч. 110 млрд. следует израсходовать на туристическо-досуговый сектор, 25 млрд. на торгово-логис-тический, 40 млрд. на агропром и 220 млрд. на транспортную инфраструктуру, ЖКХ и экологию (90% из этих средств из бюджета).

Резервы территории, по мнению Губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, заключаются в развитии оздоровительного компонента. Возможности целебных вод и воздуха должны быть дополнены лечебным и диагностическим потенциалом медицинских центров мирового уровня.

Для реализации этого вектора развития сегодня разрабатывается проект медицинского кластера. Утверждены объемы финансирования создания кластера в рамках федеральной целевой программы «Юг России» на период с 2016 до 2020 года в размере более 6 миллиардов рублей. Этот проект может стать локомотивом инвестиционного развития Кавминвод. Ожидается, что его реализация позволит увеличить приток отдыхающих и нарастить долю оздоровительного туризма в валовом региональном продукте края 3,5% до 5%.

Одновременно минэкономразвития Ставропольского края разработан сводный план развития туристско-рекреационного кластера «Эко-курорт Кавминводы» для привлечения инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. В его границах сформировано и предлагается инвесторам более 20 инвестиционных площадок туристско-рекреационной

направленности с ожидаемым объемом инвестиций до 450 миллиардов рублей. В перспективе предлагается повысить привлекательность КМВ для туристов, путем создания торгово-логистического кластера, развивать производство экологически чистой сельхозпродукции. Для этого требуется более 300 млрд. рублей инвестиций [6].

Наряду с этим имеются проблемы финансового обеспечения туристско-рекреационно-го комплекса КМВ, такие как: нестабильность финансовых потоков (в связи с сезонностью); диспропорции в поступлении и распределении иностранных инвестиций; высокая затратность привлечения заемных финансовых ресурсов; слабое развитие рынков заемных ресурсов альтернативных банковскому кредитованию, как следствие, убыточная деятельность.

Необходима всесторонняя поддержка развития малого и среднего предпринимательства на КМВ, поскольку оно способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития края и его территорий. Необходимо поддержать частный бизнес и создать условия для более широкого использования им кредитных ресурсов. Процентная ставка по кредитам сейчас практически равна уровню рентабельности санаториев. Санаторно-курортный бизнес

весьма капиталоемкий, с медленной отдачей и относительно невысокой рентабельностью. Нужны «длинные» инвестиции.

Подводя итог, можно отметить, что плюсы укрепления внутреннего массового туризма лежат на поверхности, он является катализатором развития региона, при котором туда поступают инвестиции, выстраивается инфраструктура, появляются дополнительные возможности для улучшения качества жизни и повышения уровня благосостояния всех слоев населения региона.

В целом рынок туристских и санаторно-курортных услуг становится все более цивилизованным, но региону нужны новые подходы к повышению конкурентоспособности, которые выводили бы здравницы если не на лидирующие, то, во всяком случае, на наиболее выгодные, конкурентоспособные рыночные позиции.

Основополагающим итогом, обеспечивающим рост экономических и социальных показателей Кавказских Минеральных Вод, будет постоянное увеличение туристского потока и доходов от туризма, что позволит создавать дополнительные рабочие места в туризме, рекреации, сфере досуга, культуры, общественного питания и смежных отраслях народного хозяйства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://

www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf -za-2015-god.

2. Международный туристический сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.momondo.ru/

press/kit.

3. Ростуризм нашел конкурентное преимущество санаториев в РФ для иностранных туристов

[Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru.

4. Национальный Туристический Рейтинг (№ 2). [Электронный ресурс]. URL: http:// russiantouristunion.ru/novosti/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2016

5. Стратегия социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.urbanistika.ru/portfolio/MMC/Strategiya-KMV/ strategiya-razvitiya-regiona-KMV.pdf.

6. Вернуть Кавказ туристу! Как сделать отдых в России цивилизованным, экспертная дискус-

сия [Электронный ресурс]. URL: http://kavpolit.com/articles/vernut_kavkaz_turistu-26905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.