Научная статья на тему 'Развитие практико-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки современных рабочих кадров'

Развитие практико-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки современных рабочих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юр Ольга Юрьевна

Автором рассмотрены условия создания практико-ориентированной образовательной среды в процессе профессионального образования и определение ее влияния на качество подготовки конкурентоспособных работников торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юр Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Practice-Oriented Educational Environment in the Process of Preparing the Modern Workforce

The author considers the conditions for creating a practice oriented educational environment in the process of professional education and definition of its influence on the guality of preparation of competitive workers trade.

Текст научной работы на тему «Развитие практико-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки современных рабочих кадров»

Юр О.Ю. Развитие практико-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки современных рабочих кадров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/726-00264. - ISSN 2413-4066

УДК 377.3

Юр Ольга Юрьевна

Преподавател ь

БПОУ «Москаленский профессиональный техникум», р.п. Москаленки, Омская обл. olga.iur@yandex.ru

Развитие практико-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки современных рабочих кадров

Аннотация: Автором рассмотрены условия создания практико-ориентированной образовательной среды в процессе профессионального образования и определение ее влияния на качество подготовки конкурентоспособных работников торговли.

Ключевые слова: образовательная среда, практико-ориентированная образовательная среда, критерии развития образовательной среды, организационно-педагогические условия.

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности.

В стратегических документах выделены такие условия достижения нового качества, как адаптация профессионального образования к потребностям территорий и региональных рынков труда, структурная и институциональная перестройка профессионального образования, устранение диспропорций в подготовке кадров. Вместе с тем, система образования должна ориентироваться не только на государственный заказ, но и на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг, организуя свою деятельность с позиции эффективности.

Исследовав современную научную литературу, опираясь на точки зрения таких исследователей как Дж. Дьюи (среда), В.И. Слободчиков, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин (образовательная среда), В.А. Скакун, С.Я. Батышев, Ю.А. Якуба (практика и практическое обучение) мы сформулировали понятие «практико-ориентированная образовательная среда» - это образовательное пространство обеспечивающее взаимодействие различных социальных институтов, которые создают условия для развития у будущего рабочего на этапе базовой подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств. Образовательная организация среднего профессионального образования не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения рабочих кадров. [1,2,3,4,5]

На основе анализа научных источников, нами выделены следующие организационно-педагогические условия развития практико-ориентированной образовательной среды на базе среднего профессионального образования:

1) взаимодействие сферы бизнеса и образовательной организации в системе подготовки торгового персонала, основано на социальном диалоге;

2) систематическое повышение профессионализма педагогических кадров посредством освоения и понимания новейших отраслевых технологий, инновационных педагогических технологии профессионального образования в системе конкретной профессиональной деятельности;

3) материально-технические ресурсы образовательного учреждения среднего профессионального образования будут соответствовать целям и задачам профессионального образования, а также требованиям работодателей;

4) образовательные программы соответствуют практико-ориентированным параметрам.

Основными критериями развития практико-ориентированной образовательной среды являются:

1. Качество ресурсного обеспечения учебного заведения. Выделим три основных ресурса:

- материально-технический;

- технологический;

- кадровый.

Данные показатели являются базовыми для характеристики учебного заведения и основанием для подготовки профессионалов, соответствующих требованиям современного рынка труда.

2. Внешняя деятельность организации профессионального образования (другими словами имиджевый ресурс и фактор мобильности, динамичности самой образовательной организации):

- мобильность, динамизм, гибкость, компетентность учебного заведения как показатель эффективной деятельной реакции на изменения рынка труда. Региональное согласование спроса и предложения рабочей силы.

- продуктивные контакты с профильными предприятиями и организациями (социальное партнерство); организация учебной и производственной практики обучающихся, изучение запроса потенциальных работодателей, внебюджетная деятельность образовательной организации (по принципу выполнения учащимися заказов юридических и физических лиц).

3. Качество образования в практико-ориентированной образовательной среде определены внешними и внутренними требованиями.

Высокое качество образовательной среды - это соответствие объективным и субъективным критериям. Объективные критерии определяются как соответствие содержания образовательных программ требованиям заказчиков (государство, предприятие и т.д.), а также высокая удовлетворенность обучающихся и работодателей качеством профессиональной подготовки.

Субъективные критерии это:

- высокая удовлетворенность обучающихся качеством образовательного процесса;

- высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательной организации своей работой.

4. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Выделим показатели конкурентоспособности выпускников профессионального учебного заведения на современном рынке труда с позиции качества рабочей силы по четырем основным параметрам:

- профессиональная квалификация (какое учебное заведение окончил рабочий, успешность обучения, опыт работы),

- культура (уважение профессии, обоснованность профессионального выбора, жизненные ценности и ориентации)

- мотивация (самооценка и уровень притязания, план карьеры: профессиональный, должностной),

- поведенческие характеристики (четкость целей трудоустройства).

Для общего анализа образовательной среды техникума мы использовали методику экспертизы, описанную на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (В. Н. Мясищев, 1960; Б. Ф. Ломов, 1984, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, какой является образовательная среда. Предлагая методику векторного моделирования образовательной среды, В.А. Ясвин показывает, что тип среды определяется содержащимися в ней условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности или пассивности ребенка. [6]

После проведения опроса мы получили средние показатели вектора, который моделирует «карьерную среду, стимулирующую высокую активность и предполагающую небольшую степень зависимости. Эта образовательная среды может быть обозначена как «карьерная образовательная среда свободной активности» (Я. Карчак)[7]

Количественное значение показателей позволяет описать актуальное состояния образовательной среды профессионального техникума. Расположив показатели в порядке возрастания значений, мы получили качественный портрет профессионально-образовательной среды техникума:

Когерентность - 3,24. Низкое значение когерентности подтверждает состояние низкой согласованности среды. Субъекты среды и её компоненты не успевают адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям: реорганизация образовательных учреждений, внедрение ФГОС, конкурентная борьба между образовательными учреждениями за абитуриента, изменения в федеральном законодательстве, нестабильность состояния социальных партнёров.

Доминантность - 7,56. Высокое значение показателя подтверждает значимость среды образовательного учреждения для большинства её субъектов, комфортность пребывания в ней. Но не все ожидания субъектов среды оправданы. 12% субъектов не находят единомышленников в среде техникума, считают, что среда не позволяет им проявить способности и реализоваться в профессии. 57% отмечают недостаточный уровень вовлечённости социальных партнёров в реализацию программы развития техникума.

Осознаваемость - 4,8. Среднее значение показателя указывает на недостаточность развития демократизации образовательного процесса и системы управления. Существующее органы самоуправления действуют неформально, но испытывают давление административных регламентов. Многие субъекты среды активизируются лишь при материальном и моральном стимулировании. Но существует инициативная группа педагогов и обучающихся (около 15%), которые характеризуются высоким уровнем мотивации на активное взаимодействие со средой профессионального техникума.

Эмоциональность - 5,88. Значение показателя среднее, говорит о потенциальной возможности среды вовлекать субъектов в продуктивное взаимодействие. Положительная эмоциональная окрашенность мероприятий и предметного окружения создаёт условия для формирования корпоративной культуры.

Широта - 1,44. Низкий уровень значения показателя свидетельствует о том, что обучающиеся воспринимают свою среду достаточно невыразительной, лишенной больших возможностей, посредственной.

Интенсивность - 2,4 низкий уровень значения указывает на пассивность образовательной среды к обучающимся.

Активность - 3,12. Низкий уровень значения показателя является следствием развитости широты и интенсивности среды. Педагоги, мастера п/о и обучающиеся мало участвуют в различных мероприятиях федерального и регионального уровня.

Обобщённость - 2,88. Низкий уровень значения показателя объясняется слабой вовлечённостью педагогов, обучающихся и социальных партнёров в разработку и реализацию Программы развития техникума, исследовательских проектов педагогов и обучающихся.

Мобильность - 4,8. Средний возраст педагогов составляет 45,5 лет. Обновление образовательной среды проходит очень медленно, т.к. в этом нет заинтересованности педагогического коллектива.

Устойчивость - 9,6. Высокий показатель характеризует ее стабильность во времени.

Часть параметров были изучены более глубоко, с помощью таких методов как опрос, анкетирование, наблюдение, изучение документации ОУ.

Определена степень владения педагогическим коллективом практико-ориентированными технологиями с помощью анкеты «Практико-ориентированное обучение студентов». Результаты анкетирования говорят о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных умений обучающихся, в соответствии с чем провели Семинар-практикум для педагогов и мастеров п/о "Компетентностный подход как основа практико-ориентированного обучения" результатом проведенного семинара является проведение открытых мероприятий с использованием технологий, методов и форм практико-ориентированного обучения.

Проектное обучение является одной из основных форм практико-ориентированного образования, в связи, с чем проведена 2 научно-практическая конференция «Торговля 21 века». По мнению работодателей темы работ, выбраны актуальные для сферы торговли. Некоторые из них можно использовать на практике.

Также для преподавателей и мастеров п/о организована встреча с работодателями, в форме круглого стола «Ваша работа - наша забота», где обсуждали: внедрение ФГОС третьего поколения; развитие стратегических партнерских отношений с торговыми предприятиями. В результате чего была составлена резолюция круглого стола, где прописали основные функции работодателей: внесение предложений по изменению учебных планов и программ с учетом специфики предприятия; участие в итоговой аттестации выпускников; предоставление рабочих мест для стажировки педагогических работников; создание на предприятиях учебных участков для обучения и т.д.

Одним из показателей качества образовательных услуг может служить удовлетворенность преподавателей. Для опроса используем модифицированную автором данного исследования «Карточку оценки удовлетворенности работой» анализ показывает, что самое серьезное недовольство преподавателей вызывает размер заработной платы (свыше 85%). Примерно половина сотрудников не удовлетворена атмосферой в коллективе и взаимоотношением с администрацией. Кроме того, следует помнить, что порядка 15-25 процентов членов коллектива, как правило, не удовлетворены абсолютно всем. Их отличает склонность весьма придирчиво оценивать любые аспекты трудовой деятельности. Данные опрос позволил дать рекомендации администрации образовательного учреждения, по повышению удовлетворенности педагогического коллектива своей работой.

Для того что бы осуществит «обновление образовательной среды», необходимо определить, каким образом современные потребители образовательных услуг этой системы выбирают, воспринимают и оценивают качество предоставляемых услуг и насколько данное качество их удовлетворяет.

С целью повышения уровня удовлетворенности выбранной профессии и мотивации обучающихся, были проведены: конкурс профессионального мастерства с участием представителей работодателей, которые проводили мастер-классы «Оформление витрины», «Оформление подарочного набора», «Оформление фруктовой корзины»; потребительская

конференция на территории торгового предприятия «Хлеб - всему голова» (организатор ООО «Колос»); выставка «Оформление подарков».

В основе удовлетворенности потребителем образовательных услуг (в данном случае обучающиеся и выпускники техникума) качеством профессионального образования лежат перспективы дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся. В условиях среднего профессионального образования качество перспектив во много зависит от организации и оснащении уроков дисциплин профессионального цикла, производственного обучения и производственной практики и взаимосвязи этих процессов. В результате чего организовали стажировку преподавателей и мастеров п/о на базе торгового предприятия, а также определили, какие требования предъявляют работодатели к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, и какое оборудование на своих предприятиях они используют.

Практико-ориентированное обучение будущих рабочих невозможно без привлечения работодателей в качестве социальных партнеров.

Проведя опрос работодателей мы выяснили, что наиболее важными компетенциями по профессии «Продавец, контролер-кассир» являются:

- подготовка, размещение товаров в торговом зале и выкладка на торгово-технологическом оборудовании;

- соблюдение условий хранения, срока годности, срока хранения и срока реализации продаваемых продуктов;

- осуществление приемки товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары;

- оформление документов по кассовым операциям;

Дополнительные профессиональные компетенции, востребованные работодателями:

1. Управлять конфликтами и стрессами.

2. Осуществлять мерчендайзинг.

3. Поддерживать корпоративную культуру, имидж предприятия и собственный имидж.

В связи с полученными результатами были проведены следующие мероприятия: увеличили кол-во практических занятий по модулю «Продажа продовольственных товаров» за счет вариативной части; в учебной дисциплине «Технология розничной торговли» увеличили кол-во часов по теме «Мерчендайзинг»; даны рекомендации преподавателю дисциплины «Деловая культура» больше внимания уделять деловым качеством профессионала, имиджу торговых предприятий и самого работника, решению конфликтных ситуаций.

Для того чтобы оценить качество образовательных услуг, проведена контрольная работа по модулю «Продажа продовольственных товаров», т.к. именно такой вид профессиональной деятельности выделили работодатели как самый значимый, оценивали по 5-балльной шкале для группы, обучающейся по программе «Практико-ориентированного обучения», и группы, обучающегося по традиционной системе. Для оценки различий между двумя малыми выборками ( П1=25, П2=25) используем критерий Манна-Уитни И эмп=172 Пусть уровень значимости равен 0.05. Гипотеза Но о незначительности различий между баллами двух классов принимается, если Щр<Шмп. В противном случае Но отвергается и различие определяется как существенное икр= 227>172= иэмп.

Следовательно, различия в уровне знаний по продаже продовольственных товаров среди обучающихся можно считать существенными (Н1).

В связи, с чем можно сделать вывод о том, что созданные условия для развития практико-ориентированной образовательной среды благотворно влияют на качество образовательных услуг.

Ссылки на источники:

1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. Рос. Акад. Образования. [текст]// Ассоциация «Профессиональное образование». М.: МРАО 2000 г.

2. Батышев С.Я. «Подготовка рабочих СПТУ» [текст]// М.: Изд. «Педагогика».-1999 г. (стр. 94).

3. Гершунский Б.С. Философия образования. [текст]// М.: Изд. «Флинта», 1998 г. (стр. 36).

4. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентирвоанное профессиональное образование [текст]// Екатеринбург. 2009 г.

5. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Учебно-методическое пособие. М.: «Интеллект-Центр», 2003.- 320 стр.

6. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред [текст]// Психол. журн. 2000. №4. С.79-88.

7. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [текст]// Дополнительное образование. 2000. №6.

Olga Yur

Lecturer

Moskalenki Professional College ", Moskalenki

The Development of Practice-Oriented Educational Environment in the Process of Preparing the Modern Workforce

Abstract: The author considers the conditions for creating a practice oriented educational environment in the process of professional education and definition of its influence on the guality of preparation of competitive workers trade.

Keywords: educational environment, practice-oriented educational environment criteria for the development of the educational environment, organizational-pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.