СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 377 А. И. Тимошенко, Н. А. Карелина
A. Timoshenko, N. Karelina
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИКУМА
STRUCTURE AND SUBJECT-MATTER OF INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT TECHNICAL SCHOOL
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания инте-гративной образовательной среды, трактуются основные дефиниции «образовательная среда» и «интеграция». Определены цели организации интегративной образовательной среды, имеющие трехуровневую структуру. Подробно рассмотрены содержание и функции структурных компонентов образовательной среды техникума в аспекте интеграционных процессов.
The article deals with the results of the theoretical analysis of a problem of integrative educational environment understanding. The authors analyze definitions such as of «educational environment» and «integration». The goals of integrative educational environment are defined having a 3-level structure. The subject-matter and functions of structural components of educational environment at technical school in the field of integration processes are discussed in detail.
Ключевые слова: образовательная среда, интеграция, интегративная образовательная среда, конкурентоспособность, компоненты интегративной образовательной среды.
Keywords: educational environment, integration, integrative educational environment,
competitiveness, components of integrative educational environment.
Современный этап развития российского среднего профессионального образования характеризуется обновлением всех его аспектов, отражающих изменения в науке, технике, экономике, повышение общей и профессиональной культуры человека. Это означает, что при проектировании образовательной среды профессиональной образовательной организации необходимо учитывать потребности индустрии рынка труда, внедрение новых наукоемких технологий в промышленность, развитие личностного и профессионального потенциала человека, преемственность и непрерывность профессионального образования.
Принятие федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и проведенная реформа в системе среднего профессионального образования выразились в интеграции образовательных организаций и их уровней, в том числе реорганизации начального профессионального образования как ступени среднего профессионального образования, создании непрерывного образовательного пространства на местном, региональном
и федеральном уровнях за счет интеграции ресурсов различных образовательных учреждений и социальных партнеров, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетентностном подходе, направленных на реализацию одной из основных задач инновационного развития Российской Федерации в сфере образования — создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, в том числе способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению, самообучению и профессиональной мобильности [8, с. 36]. Поскольку эти качества не могут быть достигнуты самопроизвольно и стихийно, их необходимо целенаправленно формировать, используя весь потенциал образовательной среды техникума, которая, в свою очередь, должна быть основана на компетентностном подходе, иметь сложное интегративное начало и обеспечивать эффективность образовательного процесса.
Попытки изменить традиционную образовательную среду без глубокой научной проработки проблемы и анализа основных понятий исследования будут не эффективны, поэтому моделирование, проектирование и реализация интегративной образовательной среды в организации должны осуществляться на основании исследования исторических подходов и системного теоретического обоснования. В специальной педагогической литературе недостаточно информации об интегративной образовательной среде и ее формировании в системе среднего профессионального образования. Для решения данной проблемы необходимо:
— выполнить теоретический анализ категорий «образовательная среда» и «интеграция» как основных понятий исследования;
— сформулировать понятие «интегратив-ная образовательная среда», описать структуру и содержание интегративной образовательной среды.
В современной теории и практике профессионального образования наблюдается интерес к образовательной среде, но единого мнения по определению данной категории нет. Проведя анализ научных работ, связанных с характеристикой понятия «образовательная среда», ее признаками и структурой, проблемами моделирования и проектирования, можно констатировать, что существует несколько подходов к изучению образовательной среды, имею-
щих разный содержательный смысл и контекст. Мы придерживаемся позиции большинства авторов, которые рассматривают образовательную среду как совокупность специально организованных педагогических условий, сочетание которых задает образовательную среду с определенными характеристиками и различными развивающими возможностями [6; 10; 13]. Авторы отмечают, что образовательная среда является искусственно сконструированной, формируется осознанно и включает: совокупность применяемых образовательных технологий, внеурочную и научно-исследовательскую деятельность студентов, управление образовательным процессом, взаимодействие с рынком труда и др. Важно отметить, что обучающийся — не пассивный продукт среды, он действует и тем самым преобразует образовательную среду. Поэтому педагогические условия должны моделироваться таким образом, чтобы предоставить ему возможность для развития и саморазвития [3, с. 42].
По мнению многих ученых, определяющим фактором построения образовательной среды является интегративность, которая относится к концентрируемому в образовательной среде содержанию образования, куда входят не только сами знания, но и эффективные способы деятельности [1; 4].
Для всестороннего исследования инте-гративной образовательной среды важным является анализ термина «интеграция» как одного из основных понятий. Термин «интеграция» (от лат. Integrum — целое; лат. Integratio — всстановление, восполнение) в самом общем смысле означает взаимодействие обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящее к оптимизации связей между ними и к их объединению в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями [5, с. 82]. Применительно к педагогике существует более 30 определений понятия «интеграция». В зависимости от направления исследования авторы рассматривают интеграцию как процесс, средство и результат взаимосвязи объектов. Кроме того, в педагогике интеграция исполняет роль важнейшего педагогического принципа. Рассматривая объединительные процессы в образовании с разных позиций, исследователи пришли к выводу, что интеграция является гораздо более широким понятием, чем междисциплинарные связи.
В зависимости от исходных теоретических предпосылок исследователи предлагают
разное количество уровней интеграции. Например, в своей монографии А. И. Тимошенко приводит методологию построения интегрированных курсов на основе научно-синергетиче-ского подхода и в данном аспекте предлагает три уровня интеграции [11, с. 63]:
1-й — начальный уровень, в котором раскрываются межпредметные связи, осуществляется на основе систематизации однородных понятий и явлений;
2-й — промежуточный — осуществляется с учетом постановки единой цели на основе проведенной классификации и целостности курса;
3-й — системный, интегрированный курс построен по единой программе на основе единых задач и целей.
Интегративная образовательная среда предполагает системный уровень организации образовательного процесса, который заключается не только в использовании педагогами знаний, полученных обучающимися при изучении других дисциплин, для более глубокого и полного раскрытия своей учебной дисциплины, а рассматривается как определенная система, охватывающая сложное интегрированное содержание учебных планов и программ, обеспечение их преемственности, взаимосвязь форм и технологий обучения и воспитания, организационно-управленческих процессов, а также деятельность всех педагогических работников, участвующих в образовательном процессе, центром которой является объект образовательного процесса, то есть обучающийся с развитыми компетенциями конкурентоспособной личности и профессионала.
Остановимся подробнее на целях организации интегративной образовательной среды в системе среднего профессионального образования, которые, с нашей точки зрения, имеют трехуровневую структуру и могут быть применены к образовательной организации любого уровня:
1-й уровень — совершенствование содержания среднего профессионального образования, его структуры, материально-технической и организационно-процессуальной стороны образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей, современными потребностями экономики и общества в подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена;
2-й уровень — формирование компетенций инновационной деятельности, необходимых современному специалисту для работы
со сложными технологиями и с рядом смежных технологий, в условиях быстрого развития науки и техники;
3-й уровень — формирование конкурентоспособного специалиста и профессионала, обеспечение соответствия квалификаций выпускников мировому уровню научных и технологических знаний, потребностям высокотехнологичного производства.
Цели второго и третьего уровней достигаются опосредованно путем целенаправленного развития личности обучаемых в процессе взаимодействия с интегративной образовательной средой и согласуются с целями стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г.
В качестве структурных компонентов образовательной среды вслед за В. И. Пановым, В. В. Рубцовым, В. А. Ясвиным выделяем дея-тельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Рассмотрим содержание и функции данных компонентов в аспекте интеграционных процессов.
1. Деятельностный (технологический) компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, форм организации образовательного процесса, содержания, методов и технологий, необходимых для развития обучающихся. Основным видом деятельности в профессиональной образовательной организации является учебная деятельность, содержание которой разбито на множество дисциплин и профессиональных модулей, тогда как профессиональная деятельность специалиста является междисциплинарно-интегрированной по своей сути, поскольку решение любой производственной задачи требует знаний из совокупности дисциплин. С нашей точки зрения, в профессиональном образовании особое внимание следует уделять дисциплинам общепрофессионального цикла, содержание которых направлено на общее профессионально-техническое обучение. Проиллюстрируем это конкретным примером. Для успешного освоения профессионального модуля «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин» по специальности СПО «технология машиностроения» обучающийся должен знать требования единой системы конструкторской и технологической документации, физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов, методы разработки и внедрения
управляющих программ для обработки деталей в автоматизированном производстве, методы контроля качества изготовленных изделий и др. Эти знания обучающиеся приобретают в процессе изучения таких общепрофессиональных дисциплин, как «инженерная графика», «материаловедение», «информационные технологии в профессиональной деятельности», «программирование для автоматизированного производства» и др. В рамках профессионального модуля обучающийся расширяет и систематизирует опорные знания, полученные ранее на общепрофессиональных дисциплинах, использует их в новых ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью, например при разработке технологических процессов изготовления деталей машин. Усвоение большого объема учебного материала в короткий срок связано с расширением объема практико-ориентированных методов обучения, в том числе реализации дуальной модели обучения, совершенствования механизмов оценки, а также с поддержкой проведения международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций. Такая организация образовательного процесса предполагает внедрение интегрированных форм учебных занятий (интегрированные уроки, бинарные уроки, междисциплинарные практические работы, комплексные срезовые работы и др.), развивающих не только целостное представление о профессиональной деятельности, но и такие качества личности, как стремление к новому, профессиональная мобильность, способность к креативному мышлению, предприимчивость, что, в свою очередь, способствует достижению целей организации интегративной образовательной среды второго и третьего уровней.
2. Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия и предполагает наличие специально спроектированной деятельности, в рамках которой происходит взаимодействие педагогов и обучающихся на основе диалогического сотрудничества. Эта деятельность должна быть привлекательной для обучающихся и базироваться на принципах личност-но-развивающего обучения, содержать в себе зоны ближайшего развития.
Условия организации интегративной образовательной среды не должны допускать традиционной учебной ситуации, когда обучающийся остается пассивным потребителем
учебной информации и находит новое интегрированное содержание уже готовым, сформированным кем-то до него и не требующим его собственного мышления. Коммуникативный компонент интегративной образовательной среды техникума предполагает широкое использование проблемных, эвристических методов обучения, проведения деловых игр, выполнение междисциплинарных научно-исследовательских проектов и др. Примером могут служить научно-исследовательские проекты студентов обучающихся по специальности СПО «Технология машиностроения», объединяющие знания, полученные в курсе физики, профессиональные знания и практический опыт, например: «Использование энергии магнитного поля в металлообработке», «Влияние вибраций на точность обработки деталей». Выполняя такие проекты, обучающиеся работают с дополнительными источниками информации, проводят научные опыты и эксперименты, устанавливают качественно новые связи между фактами, понятиями и закономерностями из различных дисциплин, обобщают их и переносят на будущую профессиональную деятельность, представляют результаты своей работы на научных дискуссиях и конференциях. Такая деятельность является привлекательной для студентов, развивает интегративное мышление, самостоятельность, творческий подход к решению поставленных задач и другие качества личности, необходимые конкурентоспособному специалисту.
3. Пространственно-предметный компонент, то есть пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды [6, с. 82], имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованных работодателем. Реализация образовательных программ профессиональной образовательной организации предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий, полигонов и мастерских, оснащенных материальными ресурсами согласно федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Пространственно-предметный компонент включает лабораторные установки, исследовательские приборы, физические модели агрегатов и машин, информационные ресурсы — в виде математических моделей, программного обеспечения, виртуальных прак-
тикумов, материалов лекций, практических занятий в электронном виде, библиотечных, интернет-ресурсов. Кроме того, компонент включает образовательные программы, учебные планы, методические разработки, оформление кабинетов, лабораторий и мастерских. Пространственно-предметный компонент предполагает свободный доступ к любым источникам информации, должен обеспечивать студентов всеми необходимыми средствами обучения, позитивно влиять на эмоциональное и физическое состояние всех субъектов инте-гративной образовательной среды и являться источником жизненно-профессиональных ситуаций, направленных на вхождение студента в образ жизни, мышления и профессионального поведения конкурентоспособного специалиста. Организация интегративной образовательной среды предполагает развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Достижение цели первого уровня осуществляется непосредственно в процессе организации и функционирования интегративной образовательной среды.
Следовательно, сущность процесса организации интегративной образовательной среды — это качественные интегративные преобразования каждого отдельного структурного компонента, входящего в нее, и их взаимодействия между собой, которые ведут к повышению уровня целостности и организованности образовательной среды и необходимы для достижения единых целей. Концепцией интегративной образовательной среды является модель развивающего образования, ведущие ценности которой — развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса (образовательной деятельности) в режиме взаимосодействия [2, с. 161].
Интегративная образовательная среда позволяет реализовать основные задачи и принципы стратегии развития системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации до 2020 г — непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций, стимулирование обучающихся в получении дополнительных квалификаций, формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе проект-
ных форм учебной работы, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности [9, с. 16].
В заключение можно сделать вывод, что моделирование, проектирование и организация интегративной образовательной среды — процессы достаточно длительные, и именно интегративная образовательная среда на сегодня является тем педагогическим инструментом, который позволит подготовить конкурентоспособных специалистов среднего звена, способных реализовать в нашей стране многие социально-экономические проекты.
1. Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 172 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. 384 с.
3. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. 2010. № 128. С. 40-54.
4. Мамонтова Э. Р. Дидактические особенности развития образовательной среды вуза в процессе подготовки специалиста : дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2007. 182 с.
5. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых : междисциплинарный словарь терминологии. СПб. ; Воронеж, 1995. 232 с.
6. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007. 352 с.
7. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : Изд-во МГППУ, 2002. 272 с.
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
9. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года : одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн.
10. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. № 3. Ш1_: http://cybenleninka.nu/anticle/п/ obгazovatelnaya-sгeda-ponyatie-stгuktuгa-tipologiya (дата обращения: 06.02.2016).
11. Тимошенко А. И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения, исправлена и дополнена : моногр. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2005. 186 с.
12. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016).
13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.